УДК 796.01:376
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ТУРИНДУСТРИИ
Т.Н. Третьякова - доктор педагогических наук, профессор О.В. Котлярова - кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный университет физической культуры
Челябинск
IMPLEMENTATION OF COMPETENCE BASED APPROACH IN A SPORTS HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION DURING THE TRAINING OF TOURISM INDUSTRY WORKERS
T.N. Tretyakova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor O.V. Kotlyarova - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Ural State University of Physical Culture Chelyabinsk
e-mail: [email protected]; [email protected]
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность работников сферы сервиса и туризма, профессиональная подготовка бакалавров туризма, учебная и производственная практика.
Аннотация. Сложившаяся социокультурная и потребительская ситуация на туристском рынке предъявляет высокие требования к качеству туристского продукта, однако рынок труда, удовлетворяющий эти потребности населения, еще недостаточно обеспечен компетентными работниками туристского профиля. В статье приведен анализ реализации компетентностного подхода в профессиональном туристском образовании в спортивном вузе. Уточнены сущностные характеристики профессиональных компетенций бакалавров туризма в контексте предметно-профессиональной специализации, включающие социально-личностные и общекультурные, общенаучные и инструментальные компетенции. Обоснована методика решения проблемы формирования профессиональных компетенций у бакалавров туризма в спортивном вузе на основе построения целостного педагогического процесса с позиций педагогических инноваций за счет внедрения виртуальных моделей и клиенториентированных технологий при организации и проведении выездных (интерактивных) практических занятий, учебных и производственных практик, позволяющих сформировать профессиональные компетенции на разных этапах и уровнях профессионально-практической подготовки.
Key words: competence based approach, competence, competence of the services and tourism sector workers, professional training, Bachelors of Tourism, educational and practical training.
Summary: The current sociocultural and consumer situation of the tourist market makes high demands on a tourism product; however the labour-market, which satisfies those population needs, is insufficiently provided with competent workers of the tourist specialization. The article provides an analysis of the implementation of competence based approach in the vocational tourism education in a sports higher educational institution. Essential properties of professional
competence of Bachelors of Tourism are specified in the context of subject-professional specialization, including socio-personal and cultural, scientific and instrumental competences. The article also substantiates the method of solving the problem of bachelors' professional competences formation in a sports higher educational institution on basis of construction of a holistic pedagogical process from the standpoint of pedagogical innovation through the introduction of virtual models and client-oriented technologies when organizing and conducting outreach (interactive) workshops, educational and practical training which form professional competence at different stages of vocational and practical training.
Тенденции формирования содержания профессионального туристского образования в новых социально-экономических условиях определяются общими рамками реформы образования, в ходе которой, в частности, происходит смена поколений государственных образовательных стандартов. Новое поколение образовательных стандартов предоставляет образовательным учреждениям свободу формирования содержания профессионального образования с учетом специфики туристского региона.
Реализация компетентностного подхода в профессиональном туристском образовании предполагает определение теоретико-методологических оснований, проектирование содержания образования, поиска эффективных технологий обучения, воспитания и развития студентов, разработки методики оценки сформированности компетенций. Решение проблемы модернизации образования в нашей стране свидетельствует о реализации компетентностного подхода и в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции.
Понятия «компетенция» и «компетентность» являются основными единицами обновления содержания образования. Компетенции представляют собой сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к мотивам, ценностям, навыкам, опыту деятельности. Согласно позиции Ю.В. Фролова и Д.А. Махотина «компетенция» определяется как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности [3]. В отличие от термина «компетенция», «компетентность» - это сформированная способность выпускника действовать в различных сферах жизнедеятельности и на профессиональном поприще. Эти понятия значительно шире понятий «знаний», «умений», «навыков», так как включают направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации) и ее способность проявлять проницательность, гибкость мышления, самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.
В современных условиях востребована не модель узкопрофессиональной подготовки выпускника вуза, ориентированная на конкретные объекты и предметы труда, а модель интегрального типа, в которой цели, содержание и результаты обучения формулируются в комплексном виде с учетом изменений в профессиональной деятельности и направлены на формирование у выпускника широкой социально-профессиональной компетентности.
Авторы «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», анализируя мировую образовательную практику последних лет, утверждают, что понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе») [2].
Компетентностное обучение является перспективным потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов и В.В. Сериков, компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида и обобщения личностного и деятельностного опыта [1]. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем
ее многообразии и целостности и применять на практике компетенции в многообразии социальных ситуаций.
В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим специальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. При этом, знание в структуре образованности выполняет подчиненную, ориентирующую роль. Компетентностный подход переориентирует традиционную образовательную парадигму с преимущественной трансляции готового знания и формирования навыков на создание в вузе условий для овладения студентами комплексом компетенций, т.е. способностей, которые определяются готовностью выпускника к самостоятельности, ответственности, продуктивной деятельности, гибкости и неоднозначности решения личностных и профессиональных задач в современном информационном пространстве. При таком подходе учебная деятельность, периодически переходя то в форму исследовательской, то в форму практико-преобразовательной деятельности, сама становится предметом усвоения. В силу этого компетентностный подход предполагает необходимость задачного проектирования содержания подготовки специалиста, создания условий для выбора и построения индивидуального образовательного маршрута, активной самостоятельной деятельности студента, комбинирование независимой и объективной оценки.
Компетентностный подход предполагает переход на уровневую систему ВПО, которая начала реализовываться с 1 сентября 2009 года, а с 1 сентября 2011 года стала общероссийской. По реализуемой двухуровневой формуле обучения на получение общего высшего образования отводятся четыре года (программа бакалавров), а на овладение специализированными знаниями и профессиональными навыками два года (программа магистров).
Исходя из этого, образовательная задача бакалавриата туризма как полноценного высшего образования состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и пр.) бакалавра туризма. Магистратура туризма ориентирована на подготовку магистрантов, способных к решению наиболее сложных задач, к организации новых областей деятельности, к исследованиям и управлению как основополагающим сферам, обеспечивающим общественное и экономическое развитие туризма и сопряженных сфер туристской деятельности.
Такая система позволяет студентам сосредоточиться на изучении основ науки на младших курсах, приобрести обширные знания в области фундаментальных дисциплин, овладеть методами и инструментами общего анализа, проявить свои индивидуальные интересы в освоении наиболее существенных для них курсов. Кроме того, система дает возможность выбора: продолжить обучение в магистратуре или начать полноценную профессиональную деятельность с применением знаний, полученных на уровне подготовки бакалавра, на практике.
При внедрении компетентностного подхода в профессиональное туристское образование в условиях спортивных вузов акцент делается на развивающих, проблемно-модульных, игровых, проектно-исследовательских технологиях; рейтинговых системах оценки; организации различных форм практики. Главным методическим требованием к обновлению форм и содержания самостоятельной работы выступает ее организация в контексте будущей профессии студента. Это означает, что учебные планы и программы должны включать все виды учебной деятельности, а именно: организация практик с выполнением научно-исследовательских проектов, ориентированных на запросы работодателей; осуществление расчетно-проектной, научно-исследовательской работы; участие в деловых, ролевых, имитационных играх, в разрешении социально-
производственных ситуаций. Это обусловливает внедрение квазипрофессиональной модели профессиональной подготовки в формате виртуальной турфирмы.
Такой подход позволяет выделить ряд принципов методики обучения студентов туристского профиля:
- учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач, выраженных в форме компетенций;
- формирование «области доверия» между обучаемым и обучающими;
- студент должен сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, для этого субъекты обучения должны активно взаимодействовать;
студенту должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации; необходимо отказаться от практики трансляции знаний;
- студент должен иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в большом количестве реальных и имитационных контекстов;
- индивидуализация обучения: предоставление каждому студенту возможности осваивать компетенции в индивидуальном формате.
Неотъемлемым условием реализации компетентностного подхода является внедрение в образовательный процесс новых форм организации (кредитная технология обучения), распространение современных методов обучения (проблемные лекции, дискуссии, круглые столы, деловые игры, кейс-метод, проектное обучение, технологии развития критического мышления и др.).
Профессиональные компетенции студента туристского направления в их модельном представлении включают несколько блоков: два базовых - блок интеллектуальных, мыслительных действий как характеризующих человека способностей и блок личностных свойств как развиваемых в процессе обучения бытийных характеристик человека.
Первые два блока служат базой, предпосылкой формирования профессиональных компетенций; они должны быть сформированы до профессионального обучения, в котором они только развиваются.
Третий блок модели представляет собой взаимоперекрывающиеся, взаимосвязанные множества социальных и профессиональных компетенций, где профессиональные компетенции последовательно формируются в соответствии с ФГОСами, а социальные - с учетом специфики профессиональной деятельности, к которой готовится бакалавр и магистр туризма.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм», определение сущностных компетенций «бакалавра туризма» включает в себя обладание общекультурными и профессиональными компетенциями.
На основе системно-деятельностного подхода, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, мы выделяем три группы компетенций «бакалавра туризма»:
- социально-личностные и общекультурные компетенции;
- общенаучные компетенции;
- инструментальные компетенции (табл. 1).
Таблица 1
Компетентностная модель бакалавра туризма
Группа компетенций Характеристика и отношение к профессиональной деятельности Сфера формирования
1)социально-личностные и общекультурные компетенции Характеризуют общегражданские качества взрослого человека, его культурный уровень и дееспособность. Формируются в цикле гуманитарных и социальных дисциплин.
2) общенаучные компетенции Профессионально ориентированы на все основные группы направлений подготовки; связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений. Определяют фундаментальность образования. Обеспечиваются, в первую очередь, циклом естественнонаучных, экономических и математических дисциплин, а также курсом философии, социологии, основ научно-методической деятельности, информационных технологий и др.
3) инструментальные компетенции Обеспечивают привязку подготовки бакалавра к конкретным для данного направления объектам и предметам труда; предполагают овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям в области туризма. Формируются в цикле специальных дисциплин, при изучении ряда элективных курсов.
На основе этого определяем содержание профессиональных компетенций бакалавров туризма (табл. 2).
Таблица 2
Содержание профессиональных компетенций бакалавра туризма
Компетенции Содержание компетенции
Социально-личностные и общекультурные компетенции - способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; - способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта; - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности; - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; - готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики
государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использование нормативных и правовых документов в туристской деятельности;
- способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться;
- готовность к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способность к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии;
- стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития или устранения, способность к бесконфликтной профессиональной деятельности в туристской индустрии;
- способность понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к профессиональной деятельности в туристской индустрии;
- способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, готовность к работе в иноязычной среде;
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы в туризме, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способность работать в глобальных компьютерных сетях;
- владение основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, иных ситуаций в туристской деятельности;
- владение основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности и здорового образа жизни._
Общенаучные компетенции
- способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные;
- способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации, в том числе с учетом социальной политики государства;
- умение рассчитать и оценить затраты по организации
деятельности предприятия; - способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий; - готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме; - готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности.
Инструментальные компетенции - владение теоретическими основами проектирования, готовность к применению основных методов проектирования в туризме; - способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта; - готовность к реализации проектов в туристской индустрии; - готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий; - способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий; - способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии; - способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта; - умение организовать процесс обслуживания потребителя; - способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг.
Исходя из этого, мы предполагаем, что будущий работник сферы сервиса и туризма должен владеть определенным набором компетенций, которые направлены на удовлетворение потребностей, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми и наличие определенных личностных характеристик, позволяющих успешно справляться с решением профессиональных задач.
Таким образом, формирование профессиональных компетенций у студентов туристских направлений в спортивном вузе заключается в:
- ориентации не на информированность студента, а на конструирование им собственного профессионально-личностного опыта, который, в свою очередь, должен стать предметом рефлексии, исследования, оценки;
- возможности выбора индивидуальной траектории профессионально-личностного становления студента;
- замещении педагога-транслятора знаний педагогом-фасилитатором, обеспечивающим сопровождение процесса профессиональной подготовки специалиста туриндустрии;
- воплощение профессионально-личностного опыта в материальный или идеальный социально и личностно значимый продукт.
Реализация концепции профессиональной подготовки бакалавров туризма в спортивном вузе предполагает организацию учебных и производственных практик, а также выездных практических занятий на основе компетентностного подхода.
Таблица 3
Система прохождения практик
Время и курсы Профиль практики Место проведения практики
1 курс (первый семестр) учебная, выездная Основы гостеприимства Пермский край
1 курс (второй семестр) учебная, выездная Культурно-исторические центры региона Свердловская область
1 курс (второй семестр) учебная, ознакомительная Основы сервиса Предприятия гостиничного хозяйства или предприятия питания Геленджика и Челябинской области
2 курс (третий семестр) производственная, выездная Менеджер оздоровительного туризма Республика Башкортостан
2 курс (четвертый семестр) производственная, выездная Инструктор зимних видов туризма Горнолыжные центры Челябинской области
2 курс (четвертый семестр) производственная Инструктор летних видов туризма Сплав или пеший поход по территории Уральского региона
3 курс (пятый семестр) производственная, выездная Менеджер экологического туризма Горнозаводская зона Челябинской области: национальные парки, пещеры
3 курс (шестой семестр) производственная, выездная Менеджер познавательного туризма Тюменская область
3 курс (шестой семестр) производственная Менеджер регионального туризма Республика Татарстан
4 курс (седьмой семестр) производственная, выездная Менеджер по туризму Предприятия туристской индустрии Челябинской области и других регионов
4 курс (восьмой семестр) преддипломная Организатор выездного практического занятия Кафедра туризма и сервиса Института туризма УралГУФК
Практика является важным видом обучения и воспитания студентов, при котором осуществляется непосредственная подготовка бакалавров к профессиональной деятельности путем самостоятельного решения студентами реальных технологических, организационно-управленческих и производственных задач.
Учебная практика позволяет дать студенту общее представление о предприятиях социально-культурного сервиса и туризма, туристских ресурсах региона, характере взаимодействия с потребителем услуг, а также показывает место и роль студента в структуре объекта практики.
Производственная практика позволяет познакомить студента с должностными обязанностями, предусмотренными «Квалификационными требованиями
(профессиональными стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии» для специалистов второго квалификационного уровня.
Выездные (интерактивные) практические занятия (ВПЗ) - это активная форма практических занятий, позволяющая реализовать профессионально-практические навыки, базирующиеся на знаниях теоретического лекционного материала, осуществляемой самостоятельной работе студентов, должностных инструкциях и т.д. Они (ВПЗ)
представляют собой учебный тур, разработанный и реализуемый по принципу самодеятельного туризма.
Выездные практические занятия позволяют привить студентам ценности профессионально-практической подготовки с первого года обучения, постепенно увеличивая арсенал практических умений, которые во время профессиональной практики реализуются комплексно и становятся профессиональными навыками.
По сути, выездное практическое занятие является усложненной формой дидактической игры, которая представляет собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий студентов в процессе моделирования ими целостной профессиональной деятельности бакалавра туризма. Учебная дидактическая игра -вариативная, динамично развивающаяся форма организации целенаправленного взаимодействия всех ее участников при педагогическом руководстве со стороны преподавателя [4].
Суть выездного практического занятия состоит в том, что менеджмент туроперейтинга осуществляется студентами четвертого курса в рамках написания дипломного проекта, или третьего курса, в рамках производственной практики, где студент самостоятельно выбирает географический регион учебного тура, изучает спрос на данное направление и занимается непосредственно разработкой, организацией и реализацией интерактивного занятия.
Студенты второго курса являются помощниками менеджера виртуальной турфирмы, т.е. дипломника, где в рамках дисциплин «География туризма» и «Туристское ресурсоведение» изучают туристско-рекреационный потенциал региона, составляют «нитку» маршрута, участвуют в технологическом процессе создания тура и т.д.
Студенты первого курса являются потенциальными потребителями обучающих программ, т.е. клиентами турфирмы, где знакомятся с сервисными основами будущей профессии, а также изучают туристско-рекреационный потенциал Уральского региона.
В период подготовки и проведения выездного практического занятия (похода) участниками образовательного путешествия осуществляется туристская образовательная деятельность. Она объединяет в себе учебную туристско-образовательную деятельность студентов и организационную, учебно-методическую деятельность организатора-преподавателя (рис. 1). Деятельность нацелена на формирование у студентов социально-личностных и общекультурных, общенаучных, системных и инструментальных (профессиональных) компетенций.
Формирование профессиональных компетенций бакалавра и управленческой деятельности преподавателя лежит в основе разработки технологии выездного практического занятия. Технология разработки выездного практического занятия для студентов-бакалавров туризма определяется как совокупность методико-организационных действий педагога и студента, реализующая туристский проект и обладающая высокой результативностью благодаря использованию комплекса методов, приемов и средств обучения, применяемого в процессе организации интерактивных занятий.
Таким образом, в учебном цикле осуществляется многофункциональная деятельность своеобразной виртуальной турфирмы, и все действия студентов - это определенные роли в деловой игре «Учебный тур». При этом в действие вовлекаются одновременно студенты всех курсов.
Условиями успешной деятельности виртуальной турфирмы в образовательном процессе подготовки бакалавров туризма являются: предварительное проектирование учебного тура на стадиях подготовки, проведения и подведения итогов тура; осуществление на всех этапах объективного контроля достижения поставленных дидактических задач; структурная и содержательная целостность технологии обучения; выбор и применение оптимальных для данной формы организации учебного процесса методов, приемов и
средств; организационная и методическая мобильность, позволяющая своевременно оперативно корректировать процесс обучения в изменяющихся обстоятельствах.
и
Выездное практическое занятие - интерактивное занятие
1 Г
Цель - формирование компетенций у студентов направления подготовки 100400 «Туризма»
ТУРИСТСКО-ОБРАЗОВ АТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебная туристско-образовательная деятельность студента
Задачи
деятельности:
1 . когнитивные 2.операционно-деятельностные
3 . креативные
4 . ценностно-слововые
Компоненты
структуры
деятельности:
1. интеллектуально-познавательный
2 . ценностно-
о риентационный
3 .коммуникативный
4.технико-технологический
5. эстетико-художественный
6. спортивно-оздоровительный
Принципы:
принцип соответствия образовательной цели, принцип имитационного моделирования ситуации, принцип проблемности, принципа совместной деятельности,
принцип диалогического общения и
взаимодействия партнеров.
Организационная и учебно-методическая деятельность
Задачи
деятельности:
1.учебно-воспитатльные
2. научно-методические
3. организационно-управленческие
4. социально-педагогические
5. культурно-просветительские
Компоненты
структуры
деятельности:
1. методико-географический
2. проектно-конструктивный
3. организационный
4. исследовательский
5. диагностико-рефлексивный
6. культурно-личностный
Рис. 1. Структура туристско-образовательной деятельности
90
VI I ~
Данный подход к проведению учебных и производственных практик студентов направления подготовки 100400 «Туризм» характеризуется: высокой степенью включенности обучаемых в процесс обучения; «вынужденной активностью» -принудительной активизацией мышления и деятельности обучающегося; повышенной эмоциональной включенностью обучаемых и творческим характером занятий; обязательностью непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; коллективным форсированием усилий, интенсификацией процесса обучения. Высокий уровень развития такого профессионально-практического мышления можно рассматривать как одну из предпосылок успешности выполнения профессиональной практической деятельности, так же как развитие теоретического мышления влияет на успешность обучения, научной работы и других видов познавательной (теоретической) деятельности.
Литература
1. Болотов, В.А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. - 2002. - № 31.
3. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки студентов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 8. - С. 34-41.
4. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов / Д.В. Чернилевский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.
Literature
1. Bolotov, V.A. Competence model: from the idea to the educational program / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogics. - 2003. - No. 10. - P. 8-14.
2. The Conception of modernization of Russian education for the period up to 2010 : the order of Russian Ministry of Education from 11.02 2002 No. 393 // Teacher newspaper. - 2002. - No. 31.
3. Frolov, Yu.V. Competence model as the basis of assessment of students' training qualities / Yu.V. Frolov, D.A. Mahotin // The higher education today. - 2004. - No. 8. - P. 34-41.
4. Chernilevsky, D.V. Didactic technologies in a high school : manual for higher educational institutions / D.V. Chernilevsky. - M. : UNITY-DANA, 2002. - 437 p.
Статья поступила в редакцию 20.10.2011 г.