СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩИХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ. СОЦИАЛЬНЫХ...
УДК 371.0
Слесарев Юрий Васильевич
Доцент кафедры истории и права Пензенской государственной технологической академии, член-корреспондент Международной академии по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), [email protected], Пенза
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩИХ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ, СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Slessarev Yuri Vassilyevich
An associate professor of the "History and Law" Chair of Penza State Technological Academy, a corresponding member of the International Academy of Ecology and Personal and Social Safety, [email protected], Penza
THE COMPARATIVE ANALYSIS OF GENERAL FEDERAL AND SOCIAL COMPETENCES AND AWARENESSES: THEIR STRUCTURE AND MEANING
В Концепции модернизации Российского образования до 2010 г. подчеркивается, что основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования. Именно поэтому структурные и институциональные изменения в системе высшего профессионального образования вызваны переходом от адаптационной модели подготовки к модели профессионального развития специалиста. Вместо устойчивой квалификации в современных условиях требуется динамичная профессиональность как интегральная способность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, принимать решения и нести ответственность за них.
Следует разграничить понятия "компетентности", "компетенции" и проанализировать их содержание.
Компетентности в современной педагогической научной литературе трактуются как содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.
Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности.
Компетентности, компетенции - это метакачества которые являются инструментальными средствами реализации компетентностного подхода.
Метакачества, по мнению Э. Ф. Зеера, означают свойства, способности, обусловливающие продуктивность (успешность) выполнения любой деятельности (учебно-познавательной, социальной и профессиональной). К таким качествам относятся: обучаемость, организованность, самостоятельность, коммуникативность, саморегуляция, ответственность, интеллект, надежность, способность к самоконтролю, рефлексия, социально-профессиональная мобильность, толерантность [1, с. 9-10].
В. Медведев и Ю. Татур дают общее определение в котором, компетенция/компетентность - это обобщенная характеристика личности (специалиста), определяющая проявленную им готовность использовать свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной социальной или профессиональной области. Компетентность складывается из компетенций (частных компетентностей).
Современный подход к разработке образовательных программ в русле Болонского процесса должен стать компетентностным. Компетентностный подход - это подход, акцентированный не на содержании, а на результатах образования, выраженных в форме компетенций [2, с. 46-47].
Согласно рабочим документам комиссии ЕС по образованию и культуре, в понятие компетенции входит несколько терминов: прирожденная склонность (одаренность), способность (как свойства личности), умения, навыки. Но в документе "Регулирование образовательных структур в Европе" четко разграничиваются понятия "достижения в обучении" и "компетенции". Достижения в обучении - это то, что учащийся должен узнать, понять и стать способным продемонстрировать после окончания обучения. Компетенции представляют динамическую комбинацию знаний, пониманий, навыков и способностей. Их воспитательный смысл (формирование "идеала выпускника") является важной составной частью образовательных программ [3, с. 138-139].
Можно согласиться с С. А. Шароновой, что в основных документах современного российского образования понятие компетенции более всего связано лишь с учебным процессом, и почти с ним одним. Согласно российской документальной версии, компетенция - это интегрированная характеристика, выражающая готовность выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в изменяющихся условиях профессиональной деятельности [4].
Следует также согласиться с точкой зрения, согласно которой развитие ключевых компетенций определяется ценносшо-мотивационной сферой личности. Эта сфера характеризуется личностными, социальными, профессиональными ценностями.
Причем под базовыми социально-профессиональными ценностями следует понимать наиболее признаваемые и принимаемые социально-профессиональным сообществом ориентиры поведения и деятельности, которые выражаются в ценностных ориентациях личности [5, с. 14-15.]
И. Хасанова и И. Завадская на примере начального профессионального образования дополняют понятие ключевых компетенций таким образом.
Ключевые компетенции определяют общую культуру современного специалиста. Они будут способствовать освоению учащимся фундаментальных научных знаний, приобретению многосторонних знаний и умений, возможности формирования у молодого специалиста в дальнейшем его профессиональной компетенции.
На наш взгляд, это возможно отнести не только к системе начального, но и среднего, и высшего профессионального образования. Причем данные авторы выделяют две основных группы компетенций - персональные и социальные, которые развиваются на основе применения разных педагогических технологий: индивидуальных и групповых (коллективных) проектов в учебном и воспитательном процессе.
В упомянутом документе "Регулирование образовательных структур в Европе" дается следующая классификация компетенций специалиста (выпускника):
1) инструментальные компетенции - когнитивные, методологические, технологические и лингвистические способности;
2) межличностные - индивидуальные способности, социальные навыки (социальные интеракции и кооперация);
3) системные - способности и навыки, относящиеся к целым системам (комбинирование понимания, восприятия и знания; приоритет в приобретении требуемых инструментальных и межличностных компетенций) [6, с. 140].
Классификация компетенций в российских образовательных документах включает более обширный перечень компетенций (С. А. Шаронова):
- инструментальные,
- социально-личностные и общекультурные,
- универсальные, общенаучные,
- профессиональные (общепрофессиональные),
- профильно-специальные.
По мнению других специалистов (А. Ташкинов, В. Лалетин, Н. Столбо-ва), даже в рамках конкретных дисциплин необходимо и возможно формировать определенные группы компетенций, как общих, так и профессиональных. Например, в рамках изучения графических дисциплин возможно сформировать:
- ключевые профессиональные компетенции (развитое пространственное воображение, наличие навыков автоматизированного выполнения чертежей, владение приемами трехмерного моделирования с помощью компьютерной графики);
- личностные компетенции (способность работать дисциплинированно, самостоятельность в получении знаний, способность к саморазвитию);
- социальные компетентности (конкурентоспособность и адаптируемость на рынке труда, коммуникативность и социальная интерактивность).
Это позволит связать компетенции с качеством образования. В вузе должна быть создана своя система качества по каждой образовательной програм-
ме, включающая основные критерии качества обучения, среди которых в первую очередь должны быть:
- формирование ключевых компетенций в предметной области,
- формирование общих компетенций выпускника [7, с. 128-129].
В соответствии с системным подходом указанные авторы дают свое описание структурной схемы образовательного процесса, в котором на основе социального заказа на подготовку будущих специалистов формируются ключевые компетенции в ходе изучения конкретной дисциплины. В контексте системного подхода так лее определяется и обучающая среда для современных дисциплин. Например, при обучении графическим дисциплинам существуют такие компоненты обучающей среды: средство обучения, средство контроля, средство коммуникации, средство автоматизации процесса познания [7, с. 131].
Обобщая аналогичные подходы, реализуемые при изучении дисциплин, Н. Соснин (Сибирский федеральный университет) отмечает, что компетенции и компетентности в данных случаях рассматриваются для обозначения результатов обучения по каждой дисциплине традиционного учебного плана. При этом предметно-содержательная модель процесса обучения, по существу, остается неизменной [8, с. 42-44].
На наш взгляд, в этом реализуется не столько обозначение результатов, сколько достижение ближних и тактических целей обучения. Если одной из основных стратегических целей является формирование общих и профессиональных компетенций, то они складываются именно в процессе освоения необходимых дисциплин, и действительно составляют критерии, по которым можно судить, сформирована ли основа для данных компетенций в результате получения определенных знаний. Именно в результате получения знания могут образоваться основания для компетенций. Дальнейшее их развитие происходит в процессе трудовой деятельности по избранной или родственной специальности.
С другой стороны, необходимый набор "знания - умения - навыки", к которым добавляются качества, вероятно, еще долго удержится в предлагаемых схемах компетентностного подхода и самого содержания понятий "компетенции" и "компетентности". Именно этому в течение многих лет отвечали не только образовательные программы, но и требования работодателей к специалистам.
Мы согласны с точкой зрения И. А. Зимней, которая считает переход к компетентностно-ориентированному образованию адекватной реакцией системы образования на социальный заказ [9, с. 11-13]. При таком подходе, как справедливо отмечает Т. Матвеева, не отрицаются привычные знания -умения - навыки, но акценты переносятся на знание - понимание - навыки, в результате интегрирования которых формируются компетенции, трактуемые большинством специалистов как способность и готовность личности к той или иной деятельности. Новая экономика и новый подход к человеческим ресурсам требуют адаптации человека к часто меняющимся условиям. Отсюда следует востребованность таких базовых компетенций, как: умение 254
работать в коллективе, умение ориентироваться на рынке труда, готовность связывать свою карьеру с продолжением образования, менять профиль деятельности в зависимости от изменения стратегии развития предприятия, технологий и т. п., навык работать самостоятельно с информацией, способность принимать решения [10, с. 29].
На наш взгляд, обращение к модели и концепции И. А. Зимней как к методологической основе, позволит сформировать структуру аналогичных компетентностей и систему их оценки как результатов подготовки и но специальности "Менеджмент организации". Причем необходимые критерии для создания такой структуры и для оценки показателей результатов сформированных качеств уже заданы в новейших государственных образовательных стандартах для подготовки бакалавров и магистров по названной специальности в системе высшего профессионального образования.
В такую структуру, по нашему мнению, должны входить следующие блоки:
- интеллектуальный блок, обеспечивающий социально-профессиональную компетентность. Развитие мыслительных действий необходимо для того, чтобы сформировать интеллектуальную готовность к постоянному повышению уровней знаний, а также к творческому подходу в процессе своей профессиональной деятельности.
- личностный блок, обеспечивающий формирование необходимых профессионально важных качеств и развитие креативности, т. е. способности к решению нестандартных ситуаций. По нашему мнению, в этом блоке важную роль должно играть формирование основ профессиональной педагогической культуры, которое затем переходит в развитие стабильной и прогрессивной профессиональной и даже корпоративной культуры в социальном блоке.
- социальный блок, обеспечивающий жизнедеятельность и конкурентоспособность каждого специалиста на рынке образовательных услуг. На наш взгляд, ключевые компетенции в отношении педагогической деятельности должны еще включать: накопление и передачу культурных образцов, регулирование процесса социализации личности учащихся, т. е. то, что обеспечивает выполнение основных социальных функций системы образования как социального института.
- профессиональный блок следует, на наш взгляд, связать с готовностью к выполнению своих профессиональных функций в любых, быстро меняющихся условиях, а также готовностью к постоянному повышению своего уровня знаний и умений, к формированию основ для новых профессиональных компетенций.
Соответственно, профессиональное образование должно быть направлено не только на формирование специальных знаний и умений, но и на общее развитие личности обучающегося, на формирование у него определенных качеств, необходимых для жизни в социуме - компетенций. В связи с основополагающей значимостью этого подхода остановимся на его характеристике более подробно.
Основными признаками компетентности ого подхода к подготовке специалистов являются:
- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;
четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;
- выявление приоритетных компетенций, которые также являются целями развития личности;
- формирование компетенций как совокупности смысловых ориентации, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;
- наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;
- оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;
- индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;
- создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования будущими специалистами знаний и приобретения ценного жизненного опыта;
- интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности.
Несмотря на важность и частое употребление таких понятий, как «компетенция», «компетентность», их единого определения не существует. В зарубежной литературе термин «компетенция» часто рассматривается как «углубленное знание», «способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного образования», «состояние адекватного выполнения задачи», что не всегда является правильным [11].
Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетентный в определенной области человек имеет соответствующие знания и способности, позволяющие ему давать обоснованные суждения. Компетенция характеризуется как общая способность, которая проявляется и формируется в деятельности. Она основана на знаниях, ценностях, ситуации и способствует успешному решению проблемы. В отличии от знаний, умений и навыков компетенция предусматривает наличие самостоятельной деятельности специалиста на основе универсальных знаний и в современной социально-экономической ситуации становится все более востребованной.
Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование
предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личност-но ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Компетентность - это не просто обладание знаниями, но скорее потенциальная готовность решать задачи со знаниями дела, поэтому компетентность включает в себя как содержательный (знания), так и процессуальный (умения) компоненты [12].
Сравнительный анализ понятий «компетенция» и «компетентность», представленный в разных источниках, приведен в таблице 1.
Таблица I - Сравнительный анализ понятий «компетенция» и «компетентность»
Источник Определение
Компетенция Компетентность
1 2 3
А. С Белкин. [13] Компетенция - это совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива Компетентность - это совокупность прежде всего знаниевых компонентов в структуре сознания человека, т. е. система информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающих его полноценное социальное бытие, о способах реализации своих компетенций
Э. Ф. Зеер [1] Компетенция - это совокупность прав, обязанностей специалиста; область профессиональных задач, которые он уполномочен решить, общая способность специалиста мобилизовывать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий Компетентность - это совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности
И. А. Зимняя [9] Компетенция - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем проявляются в компетент-но-стях человека как актуальных, деятель-ностных проявлениях Компетентность - основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека
Продолжение таблицы
1 2 3
С. Г. Молчанов [14] Компетенция - это круг полномочий в сфере профессиональной деятельности, в которой субъект обладает опытом Компетентность - совокупность компетенций, а также личностные и профессионально-важные качества
С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова [15] Компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом Компетентность - глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков
Г. К. Селевко [16] Компетенция - образовательный результат, выражающийся в подготовленности выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справится с поставленными задачами; - такая формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды Компетентность - владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельность. Компетентность - используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими
А. В. Хуторской [17] Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, деятельности по отношению к ним Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) обучаемого и минимальный опыт деятельности в заданной сфере, т. е. владение соответствующей компетенцией
С. Е. Шишов, И. Г. Агапов [18] Компетенция - это общая способность специалиста мобилизиро-вать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий Компетентность - это общая способность и готовность личности к деятельности, основанная на знаниях, опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленное на ее успешное включение в трудовую деятельность
Окончание таблицы
1 2 3
Г. П. Щедровицкий [19] Компетенция более широкая ин-тегративная категория, это предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и где он проявляет готовность к выполнению деятельности Компетентность - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях
Из анализа предложенных авторами определений видно,, что, хотя к настоящему времени и сложились разные толкования термина «компетенция», она, как правило, определяет способность человека действовать самостоятельно и ответственно, наличие у специалиста значительного объема знаний, опыта и способность в нужный момент использовать их в профессиональной деятельности в соответствии с предоставленными полномочиями. Следовательно, напрашивается вывод о профессионально-технологическом значении этого термина.
Компетентность - родовое понятие и включает компетенцию в свой объем. Проводя различия между понятиями компетенция/компетентность ряд авторов отмечает, что компетентность выступает в качестве результата обучения, в то время как компетенция - компетентность в действии.
Несмотря на высокую значимость в жизни общества, до сих пор нет единого определения социальной компетенции. Трактовки ее понятия, предложенные в работах различных исследователей, представлены в таблице 2.
Таблица 2-Трактовки авторов понятия «социальная компетенция»
Авторы Определение понятия
1 2
Р. Вундерер, П. Дик Социальная компетенция - способность и готовность людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно с учетом сложившейся ситуации. Концепция включает два параметра: самостоятельность (способность и мотивацию к самостоятельному действию) и кооперацию (способность к солидарному действию и оказанию помощи партнерам). В социальную компетенцию входит эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие
И. А. Зимняя [20] Все компетенции социальны в широком смысле слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они проявляются в этом социуме
Окончание таблицы
1 2
Хутмахер В. Определение Совета Европы [11, с. 11] Социальная компетенция - способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества
Шишова И. Е., [21, с. 111] Социальная компетенция - способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, умений, сформированных коммуникативных способностей и качеств личности
Социальная компетенция является собирательным понятием, свидетельствующем об уровне социализации человека либо как составляющая ключевой компетенции; личностное свойство, обеспечивающее взаимодействие человека с миром на основе его отношения к себе, обществу, другим, деятельности.
Социальная компетенция будущего менеджера - это свойство личности, возникающее в результате профессиональной подготовки выпускника вуза, при котором уровень его подготовленности к жизни и деятельности в обществе, знания, умения, навыки освоения социальных норм и ценностных ориентиров позволяют прогнозировать и продуктивно взаимодействовать с профессиональной и социальной средой, обеспечивать комфортную и эффективную организацию производственного процесса и решение профессиональных задач, быть ответственным за свое и социальное благополучие.
Социальная компетенция имеет структуру, к компонентам которой следует отнести: знания, умения, личностные характеристики (качества личности) и ее способности. В таблице 3 разработаны и представлены основные компоненты социальной компетенции будущих специалистов, в контексте образовательных стандартов специальности «Менеджмент организации».
Более компактно структура социальной компетенции представлена в исследованиях И. А. Зимней. По ее мнению социальная компетенция, как и любая другая, включает в себя следующие составляющие компоненты (характеристики) [20, с. 40-41].
- готовность к проявлению личностного свойства в деятельности, поведении человека (мотивационно-деятельностный);
- знание средств, способов, программ выполнения действий, решения социальных и профессиональных задач, осуществления правил и норм поведения, что составляет содержание компетенции (когнитивный);
- опыт реализации знаний, умений, опыт проявления компетенции в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий);
- ценностно-смысловое отношение к со/держанию компетенции, ее личностная значимость (ценностно-смысловой);
- эмоционально-волевая регуляция как способность адекватно реагировать в ситуациях социального и профессионального взаимодействия.
Таблица 3 - Структурные компоненты социальной компетенции
Компоненты социальной компетенции
Социальные знания
Знать особенности вербального и невербального поведения людей, понимать невысказанное и недоговоренное, суть, скрытую за внешними проявлениями, глубинные проблемы других. Знать как найти нужную информацию за ограниченный промежуток времени и добиться точных сведений, прояснить спорные моменты и расхождения путем постановки ряда конкретных вопросов.
Социальные _умения_
Уметь адресовать свое общение, при-влеч внимание собеседника, предложить мвою помощь, проявить заинтересованность к собеседнику, эпатировать ему, ориентация в социальной ситуации, умение вступать в контакт и поддерживать его, принимать точку зрения собеседника, аргументировать свое мнение, не допускать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации во взаимодействии с окружающими, критично относиться к своим действиям и высказываниям, быть толерантным, терпимым, ответственным за свои слова, действия и поступки, уметь выявлять закономерности или неочевидные связи между ситуациями, ключевые моменты в сложных ситуациях, точно интерпретировать счысл невербальных средств са-хмовыражения, иметь свою точку зрения и отстаивать ее.
Личностные _характеристики
Организованность, целеустремленность, настойчивость, креативность, способность к саморазвитию, принципиальность, активность, любознательность, наблюдательность, корпоративность, контактность, коммуникабельность, толерантность, готовность к сотрудничеству, взаимодействию с членами трудового коллектива, жизнелюбие, пластичность, гибкость в общении, гуманность, открытость, справедливость, порядочность, честность, гуманность, отзывчивость, милосердие, терпение, правдивость, уверенность в себе, самооценивание, саморегуляция и самоактуализация, оптимистичность, жизнерадостность, увлеченность, рассудительность, выдержка, самообладание, решительность, самостоятельность, ответственность.
Способности
- вступать в конструктивное взаимодействие с коллегами, сокурсниками, окружающими (инициировать общение);
- поддерживать общение;
- принимать и понимать точку зрения партнера (встать на позицию другого);
- сопереживать партнеру, собеседнику;
- определять психологическое состояние партнера, ситуацию и условия общения;
- строить свое общение с учетом внешних условий;
- внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, воспринимать информацию на слух);
- четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения;
- отстаивать собственную позицию;
- контролировать свое поведение;
- доводить работу до конца.
Исходя из идеи И. А. Зимней о характерных составляющих компетенции, можно спроектировать систему формирования социально-личностных качеств, обеспечивающих их компетенции в профессиональной подготовке будущих менеджеров.
Таблица 4 - Система формирования социально-личностных качеств
Социально-личностные качества и обеспечивающие данные компетенции фундаменты их профессиональной подготовки
Структура компетенций Технологии реализации Формируемые социально-личностные качества
1 Социально-ориенгирую-щая (идентификационная) компетенция: 1.1. Лингвистическая 1.2. Социально- конфликтологическая 1.3. Педагогическая 1.4. Психологическая 1.5. Культорологическая Сформирование среды обитания (социума, произ-водства) 2)формирование параметров среды обитания (выбор средств и методов общения, характера поведения) когнитивность (развитие мышления, памяти, речи, внимания, воображения) мировоззрение, проницательность, креативность, целеустремленность, настойчивость, мобильность.
2 Социально-управляющая компетенция 2.1.Личностно-управленчес-кая (Принятие решений) 2.2. Коммуникативная 2.3. Личностно-оцениваю-щая 2.4. Конфликтологическая формировании технологий поведения (управление самим собой): 1)стратегия компромисса 2)стратегия пессимизма 3)стратегия оптимизма 4)стратегия нейтралитета рассудительность, выдержка, самообладание, решительность, самоконтроль (действий, эмоций), ответственность, позитивность (в решениях, поведении) самообладание, опти-мистичность, коммуникабельность
3 Социально-нравственная компетенция: 3.1. Этическая 3.2. Этническая 3.3. Толерантная 3.4. Религиозная 3.5. Философская формирование системы знаний о себе, обществе, этносреде, природе (выбор мо-тивационной модели субъектных отношений) справедливость, честность, изменчивость, отзывчивость, милосердие, порядочность, самоуверенность, саморазвитие
С развитием научно-технического прогресса все более обостряется основное противоречие в подготовке специалистов, заключающееся в несоответствии уровня профессиональной подготовленности будущего менеджера его личностного профессионального потенциала и требований, предъявляемых к нему обществом, работодателями.
Плохо сформированная социальная компетенция будущих менеджеров в конечном счете влияет на их профессиональную пригодность. Многие молодые специалисты, успешно закончившие учебные заведения, в должной мере не владеют навыками социального взаимодействия с коллективом,
партнерами, не знают элементарных правил сотрудничества, не могут и не хотят быть уважительными и толерантными к окружающим.
Готовность взаимодействовать с другими людьми, умение находить общеприемлемые решения в сложных ситуациях у большинства выпускников не сформированы. Поэтому не удивительно, что в самом начале трудовой деятельности у молодых специалистов возникает большое количество деструктивных конфликтов с коллегами по работе, они часто испытывают ощущение социальной изолированности. Как показали результаты констатирующих экспериментальных срезов, большинство студентов не мотивированы на приобретение навыков социального взаимодействия с окружающими, на развитие социальной компетенции. Отсюда вытекает одна из актуальных педагогических проблем современного профессионального образования - установление структуры, содержания социальной компетенции, разработка методики формирования компонентов социальной компетенции в процессе подготовки специалистов технического профиля.
Изучение научной литературы и опыт работы коллективов учреждений высшей школы показал, что, как правило, в вузах формируются только «зачатки» отдельных компонентов социальной компетенции будущего менеджера. К тому же этот процесс носит стихийный, эпизодический характер. Поэтому процессу формирования социальной компетенции будущих менеджеров необходимо придать упорядоченный, системный характер.
Для решения данной проблемы необходимо определить научные предпосылки проектирования модели такой педагогической системы, которая позволила бы перестроить компоненты существующей системы подготовки специалистов в соответствии с требованиями вновь введенного в неё системообразующего элемента - социальной компетенции, провести опытно-экспериментальную проверку эффективности преобразованной системы и внедрить полученные положительные результаты исследования в педагогическую практику.
Библиографический список
1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. [Текст] / А. С. Белкин. - Челябинск: ОАО ЮЖ-Урал кн. Изд-во, 2004. - 176 с.
2. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентнос-тный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. - М.: Психолого-социальный институт, 2005. - 216 с.
3. Зеер, Э. Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода [Текст] / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. - 2007. - № 4. - С. 9-10.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. [Текст] / И. А. Зимняя. - М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. (Из: А. С. Маруев, Статическая и динамическая модели компетенции специалиста. - Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании. - Проблемы качества образования. Компетентностный подход в
профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2. // Материалы 15 Всерос. Научно-метод.конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контакте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Иследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 39-45.)
5. Зимняя, И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). -Проблемы качества образования. Компетентностный подход в профессиональном образовании и проектировании образовательных стандартов. Книга 2. // Материалы 15 Всерос. Научно-метод.конф. «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контакте европейских и мировых тенденций». [Текст] / И. А. Зимняя. - М., Уфа: Иследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 10-19.
6. Матвеева, Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов [Текст] / Т. Матвеева. // Высшее образование в России. - 2007. - № 7. - С. 29.
7. Медведев, В. Подготовка преподавателей высшей школы: компетентностный подход [Текст] / В. Медведев, Ю. Татур. // Высшее образование в России. -2007.-№ 11.-С. 46.
8. Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность: четыре ипостаси [Текст] / С. Г. Молчанов. / сб. науч. труд. - Педагогическая наука на Южном Урале -Челябинск, 2003. - С. 53-81.
9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. Н. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1987. - 944 с.
10. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. [Текст] / Г. К. Селевко. - М, 1998. - С. 101.
11. Соснин, Н. Компетентностный подход: проблемы освоения [Текст] / Н. Соснин // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 42.
12. Ташкинов, А. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационной технологии обучения [Текст] / А. Ташкинов, В. Лалетин, Н. Стол-бова // Высшее образование в России. - 2007. - № 1. - С. 128-129. - С. 131.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Министерство образования и науки. 22 февраля 2007 г.
14. Хасанова, И. И. Развитие ключевых компетенций учащихся на основе социально-профессиональных ценностей [Текст] / И. Хасанова, И. Е. Завадская. // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - № 1. - С. 14-15.
15. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориен-тированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской. // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
16. Шаронова, С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании [Текст] / С. А. Шаронова. // Социологические исследования. - 2008. - № 1. -С. 138-139.
17. Шаронова, С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании [Текст] / С. А. Шаронова. // Социологические исследования. - 2008. - № 1. - С. 140.
18. Шедровицкий, Г. П. Компетенции и компетентность. Высшее образование сегодня.[Текст] / Г. П. Шедровицкий. - 2004. - № 8. - с. 36-41.