Научная статья на тему 'О формировании общепрофессиональной компетенции студентов-филологов по интерпретации художественного текста'

О формировании общепрофессиональной компетенции студентов-филологов по интерпретации художественного текста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE / COMPETENCY / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE / INTERPRETATION OF ARTISTIC TEXT / INTEGRATIVE APPROACH IN COMPETENCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адамко Мария Александровна

Актуализированной проблемой современного профессионального образования обозначилась разработка интегративного подхода в профессиональной подготовке студентов, в т. ч. при формировании у них общепрофессиональных компетенций. Один из путей ее решения видится в исследовании, раскрывающем реализацию обозначенного подхода и технологию формирования общепрофессиональной компетенции по интерпретации художественного текста у студентов-филологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адамко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS-PHILOLOGISTS ON INTERPRETATION OF ARTISTIC TEXT

The urgent problem of contemporary professional education designates as elaboration of integrative approach in professional students preparation, including attached to the forming general professional competence. One of the solution ways is the investigation, which expose realization this approach and forming technology of general professional competence of students-philologists on interpretation of artistic text.

Текст научной работы на тему «О формировании общепрофессиональной компетенции студентов-филологов по интерпретации художественного текста»

УДК 811.112.2

О ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

© Мария Александровна Адамко

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Россия, аспирант кафедры теории и методики преподавания иностранных языков и культур, ассистент, e-mail: hmavv@rambler.ru

Актуализированной проблемой современного профессионального образования обозначилась разработка интегративного подхода в профессиональной подготовке студентов, в т. ч. при формировании у них общепрофессиональных компетенций. Один из путей ее решения видится в исследовании, раскрывающем реализацию обозначенного подхода и технологию формирования общепрофессиональной компетенции по интерпретации художественного текста у студентов-филологов.

Ключевые слова: компетенция; компетентность; общепрофессиональная компетенция; интерпретация художественного текста; интегративный подход в компетентностном образовании.

Одной из важнейших особенностей современного вузовского образования является актуализация интегративного и компетент-ностного подходов к системе профессиональной подготовки студентов, вызванная, в немалой степени, сокращением сроков вузовского обучения при переводе в бакалавриат при сохранении высоких требований к его качеству. В таких условиях потребовались и смена образовательных стандартов, и иные подходы, и новые образовательные технологии.

Одним из наиболее продуктивных и перспективных направлений на современном

этапе является интеграция в сфере образования, обусловленная логикой развития науки и связанная с активным проявлением тенденции к интеграции научных знаний. Исследование общих закономерностей формирования целостной компетентностной личности в процессе освоения различных взаимосвязанных дисциплин наиболее продуктивно в филологической области. По самой своей сути филология интегративна. Быть филологом - значит обладать глубокими интегративными знаниями в различных областях гуманитарных наук, иметь богатое ассоциативное мышление, развитые эстетический

вкус и воображение, отличаться начитанностью и толерантностью, уважительным отношением как к своей национальной культуре, так и к культуре других народов.

Интегративный подход предполагает не только межпредметную интеграцию, но также интеграцию различных методов, технологий и приемов обучения, использование различных форм взаимодействия и самовыражения (интегрированные занятия, спецкурсы, курсы по выбору и др.). Таким образом, говоря об интеграции как научной категории в образовании, можно выделить два направления:

- интеграция как принцип развития образовательной теории и практики;

- интеграция как процесс установления связей между объектами и создания новой целостной системы [1].

В последнее время актуальным стало компетентностно-ориентированное образование, которое предполагает создание такой образовательной среды, которая могла бы обеспечить формирование различных компетенций у студентов. Компетентность - это новое качество «субъекта деятельности, которое формируется в процессе профессиональной подготовки, и представляет собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [2]. Поскольку компетентность характеризует субъект и проявляется в его деятельности, постольку компетенцию как понятие следует определить как «опредмеченные деятельности компетентности работника». Отметим, что использование компетентностного подхода позволило европейским странам достичь согласия в определении степеней бакалавра и магистра с точки зрения того, что должны знать и уметь делать выпускники по завершении обучения [3]. Традиционная квалификация специалиста предполагает функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования, при этом подготовка сводится к усвоению студентами более или менее стандартного набора знаний, умений, навыков и способности их переноса и реализации в новых производственных ситуациях. Использование компетентностного подхода в современных условиях предполагает и новое

проектирование результатов образования: при построении учебного процесса следует исходить из планируемых результатов образования.

Основой подготовки студентов направления «Филология» становится формирование у них общепрофессиональной компетенции по интерпретации текста уже потому, что текст является основной единицей гуманитарного мышления, как и основной учебной единицей. Наибольшее значение в образовательном процессе филологов приобретает художественный текст, поскольку он обработан мастерами слова, является высшей формой словесного выражения по отточенности и выбору средств выражения идейного содержания [3], обладает рядом особых функций, отличается более сложной структурой, и именно при работе с ним обнаруживаются сущностные характеристики практической деятельности будущего филолога, а значит обозначается уровень его профессиональной компетенции.

Исследуемая компетенция включает знания, умения и навыки, которые формируются в ходе интегративного изучения художественного текста (в нашем случае, на русском и английском языках): владение аналитикосинтетическими приемами работы с художественном текстом, создание перевода художественного текста и его редактирование, методическая трансформация работы над текстом, способность использования в учебной и профессиональной практике. Введение в учебную практику рассматриваемой интеграции позволит значительно углубить и обогатить работу с художественным текстом, которая строится, в т. ч. на использовании знаний в области русской и иноязычной филологии. Данная интеграция предопределяет взаимосвязанное обращение к переводным художественным текстам русской литературы и текстам зарубежной литературы.

Таким образом, одной из важнейших целей филологического образования в вузе на современном этапе становится повышение его качества посредством формирования общепрофессиональной компетенции студентов по интерпретации художественного текста с использованием интегративного изучения художественного текста. Достижению означенной цели, со всей очевидностью, должно способствовать проектирование спе-

циального курса, каким может стать курс по выбору студентов «Эстетические свойства слова в английском и русском языках и методика их интерпретации» как системообразующего при формировании у студентов-филологов исследуемой компетенции.

Изучение теоретических аспектов исследования на основе анализа научных трудов (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.Г. Агапов,

Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н. Хомский, А.В. Хуторский, В.Д. Шадриков, С.Е. ТТТиттт-ков и др.) позволило выявить, что понятие «компетенция / компетентность» имеет множество интерпретаций. Понятие «компетенция» применительно к теории языка было предложено Н. Хомским в 1965 г. Как отмечает ученый-лингвист, существует фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях) [4].

И.А. Зимняя, возражая Н. Хомскому, утверждающему, что употребление является непосредственным отражением компетенции только в идеализированном случае, а в действительности не может непосредственно отражать компетенцию, обращает внимание на то, что, по ее мнению, именно «употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального. А под компетентностью, на ее взгляд, понимается основывающийся на знаниях интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека [5]. Основой этого интегративного качества выступают знания, умения, навыки, опыт, ценности и склонности личности к социально-профессиональной деятельности [5].

Таким образом, определение «компетенция» должно учитывать: интегральный характер такого качества личности, как компетенция; наличие реальной ситуации, в которой скрытая ранее потенциальная компетенция может стать актуальной; общую способность и готовность субъекта к самостоятельной успешной деятельности; высокую роль знаний, умений и навыков, опыта, ценностей и склонностей, приобретенных в процессе обучения. Компетенция - это ситуативная категория, поскольку выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных ситуа-

циях. По Э.Ф. Зеер, компетенция - это знания в действии, интегративные, деятельностные конструкторы, включенные в реальную ситуацию [6].

Следовательно, определяя понятие компетенции, можно утверждать, что знания, умения, навыки, опыт, ценности, приобретенные человеком в ходе его обучения, выступают как интегративные качества компетентности и одновременно как потенциальная компетенция личности. Но компетентности они еще не определяют. Человека только тогда можно считать компетентным, когда скрытая ранее потенциальная компетенция станет компетенцией в действии - в условиях реальной социально-профессиональной ситуации.

Важным в создаваемом контексте представляется и мнение Н.В. Баграмовой о том, что компетентностный подход не является абсолютно новым для российского образования, просто до настоящего времени он не был ведущим. Суть его заключается в том, что современное образование должно обеспечить человеку понимание самого себя и окружающей среды, дать возможность каждому проявить свой потенциал, что становится возможным путем развития общих способностей - компетентностей. Современная модель образования и воспитания - это творческое приспособление, что означает необходимость развития творческих способностей обучающих [7].

С точки зрения В.М. Ростовцевой, в контексте компетентностного подхода в центре внимания оказываются условия, которые позволяют человеку успешно позиционировать себя в системе общественно-производственных отношений, быть конкурентоспособным специалистом с высокой креативностью и адаптивностью к новым условиям рынка труда и содержанию профессиональной деятельности, а также личностью, мотивированной к саморазвитию, самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Для этого человеку необходимо не только обладать некоторой совокупностью знаний, умений, навыков, но и целым рядом личностных и профессиональнозначимых качеств, быть способным к присвоению новых знаний и опыта, быть готовым реализовать все это на практике [8].

Заметим, что наряду с процитированными высказывается и точка зрения о том, что

«...в учреждении профессионального образования не может быть полностью сформирован тот тип компетенции, который необходим специалисту в работе. В рамках системы профессионального образования может быть сформирован определенный уровень готовности (способности) к формированию компетенции, в состав которой входят знания, умения, навыки, личностные качества, мотивация...» [9].

В Федеральной целевой программе развития образования [10] так же выделена как магистральная подготовка квалифицированного, компетентного работника, который свободно владеет профессией и может ориентироваться в смежных областях деятельности.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е гг. прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова. Т.И. Руднева, Г.Н. Стайнов и др.). Под профессиональной компетентностью специалистов понимается интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний профессионального опыта, ценностей и наклонностей [11, 12]. Отсюда следует, что ценностно-целевая ориентация профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования заключается в содействии становлению интегральных личностных характеристик, которые и выступают как непосредственные показатели профессионального развития человека.

Следовательно, проблема формирования профессиональной компетенции студентов связана с решением ряда важнейших задач. Прежде всего, нуждается в содержательном осмыслении само понятие компетенции, его связь с профессиональной культурой специалиста и необходимым для формирования компетенции опытом профессиональной деятельности.

Далее следует выделить задачу сочетания теоретической подготовки и элементов будущей профессиональной деятельности, моделируемых в учебном процессе. Развитие

профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Тем самым можно выделить такие этапы формирования профессиональной компетентности, как самоанализ и осознание необходимости; планирование саморазвития (цель, задачи, пути решения); самопроявление, анализ, самокорректировка. Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т. к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

Компетенции обычно разделяются на группы, и хотя название этих групп в Европейской системе квалификации (ЕСК), Государственных стандартах третьего поколения и других источниках разнятся, общие принципы дифференциации групп довольно схожи. Выделяются компетенции работы со знаниями («когнитивные», «научные»); личностные и социально-этические компетенции, включающие коммуникативные компетенции и способность учиться; профессиональные компетенции, из которых можно выделить базовые, являющиеся основой профессии, и дополнительные, принадлежащие другим типам деятельности, но значимые для определенного рабочего места или профиля выпускника.

Европейские исследователи выделили:

1) общие компетенции: инструментальные, межличностные, системные;

2) специальные компетенции, разделенные по уровням.

Рассмотрим более подробно общие компетенции:

- инструментальные компетенции как способность к анализу и синтезу; способность к организации и планированию; базовые знания по профессии; коммуникативные навыки в родном языке; навыки управления информацией; способность решать проблемы, принимать решения и др.;

- межличностные как способность к критике и самокритике; способность работать в команде; способность воспринимать

разнообразие и межкультурные различия, работать в международном контексте и др.;

- системные как способность применять знания на практике; исследовательские способности; способность к обучению; способность к адаптации к новым ситуациям и др. [13].

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения выделяется две группы компетенций: общекультурные (ОК.) и профессиональные (ПК.). Исследуемая компетенция как раз и относится к профессиональным компетенциям. Среди профессиональных компетенций новый стандарт выделяет следующие группы: общепрофессиональные компетенции (в соответствии с видами и задачами деятельности выпускника); научно-исследовательские; производственно-технологические;

проектные; педагогические.

Процесс формирования компетенции

включает:

компетенция = знания + умения + владения.

Знания.........................^ Знания

Умения.........................^ Умения

Навыки-опыт деятельности-------^ Владения

Структура компетенции в стандарте:

компетенция = «деятельность» + «объект деятельности».

Понятие «деятельность» задается глагольной группой (владеть, понимать, разрабатывать, проектировать, применять и т. п.) в соответствии с видами деятельности, а «объект деятельности» - именной ^еЬ-прило-жения, графический интерфейс и т. п.).

Таким образом, можно выделить следующие составляющие любой компетенции.

Знать - обладать знанием чего-нибудь, иметь понятие, представление.

Уметь - обладать умением делать что-нибудь.

Владеть - уметь, иметь возможность пользоваться чем-нибудь; действовать при помощи чего-нибудь.

Подробное изучение рассматриваемой компетенции «интерпретация художественного текста» позволила составить карту исследуемой компетенции (табл. 1, 2).

Со всей очевидностью, разрабатываемая компетенция студентов-филологов вбирает в себя не только знания, но и овладение способами практической деятельности по изучению художественного текста, которые формируются в процессе его интегрированного исследования, аналитико-синтетическими

приемами работы с текстом, его методической трансформацией и др. Выстраиваемая логика обусловлена ролью и местом художественного текста в вузовской подготовке специалиста, поскольку именно художественный текст в совокупности его многоаспектных характеристик являет собой стержневую научную и учебную единицу.

Область умений и способов практической деятельности, которыми овладевают студенты в работе над художественным текстом, формируется посредством обретения ими способности выбора угла зрения, под которым изучается конкретный текст, или определенного подхода, что зависит от концептуальной и стилевой доминанты текста, а также способности его исследовать в избранном ключе. Аналитическое рассмотрение подходов к интерпретации художественного текста известных ученых-филологов позволило разработать в ходе исследования модель его анализа, который синтезирует в себе все знания и достижения языкознания, стилистики, литературоведения и истории культуры, философии, психологии и других смежных наук, является средством и инструментом познания художественного текста в его структурной и содержательно-формальной целостности [3].

Карта компетенции

Таблица 1

Интерпретация художественного текста

Индекс Формулировка

ПК - 1 Способен демонстрировать знание основных положений и концепций в области. филологического анализа и интерпретации текста

Таблица 2

Компонентный состав компетенции

Перечень компонентов

Знает: - виды анализов текста; - структуру текста; - способы изучения стиля текста; - содержательные характеристики текста.

Умеет: - комментировать содержание текста; - производить атрибуцию текста; - толковать текст с учетом собственного смысла; - исследовать текст, понимать его глубинные и личностные смыслы

Владеет: - инструментарием интерпретации научного и художественного текста

Таким образом, в формировании общепрофессиональной компетенции студентов-филологов предстает как наиболее эффективный способ интерпретация художественного текста, обучение и овладение которой вносит значимый вклад в компетентностно-ориентированное образование, из чего следует, что интерпретация художественного текста должна стать одной из основных форм практической деятельности в профессиональном образовании студентов-филологов.

1. Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 2004.

2. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003. С. 528.

3. Тараносова Г.Н. Компетентностный подход в вузе в аспекте педагогических технологий. Тамбов, 2009. С. 69.

4. Хомский Н. Современные исследования по теории врожденных идей // Философия языка / ред.-сост. Дж.Р. Серл. М., 2004.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

6. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 42-52.

7. Баграмова Н.В. О сочетании инноваций и тенденций в обучении иностранным языкам в контексте Болонского процесса // Иностранные языки в экономических вузах России. 2005. № 4. С. 37-41.

8. Ростовцева В.М. Компетентность и компетенция: герменевтический аспект в контексте диверсификации современного образования. Томск, 2009. С. 261.

9. Корякина А.Н. Формирование профессиональных компетенций преподавателей вузов в области дистанционного обучения: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.

10. О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы: постановление правительства РФ 23.12.2005 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как пси-холого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5-11.

12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос», 2002. 23 апр. http://eidos.ru/ _|оита1/2002/0423.Ы:т. Загл. с экрана.

13. Афанасьев А.Н. Болонский процесс в Германии // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

Поступила в редакцию 21.Q3.2Q11 г.

UDC 811.112.2

ABOUT GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF STUDENTS-PHILOLOGISTS ON INTERPRETATION OF ARTISTIC TEXT

Mariya Aleksandrovna Adamko, Togliatti State University, Togliatti, Russia, Post-graduate Student of Theory and Me-thodics of Foreign Languages and Cultures Teaching Department, e-mail: hmavv@rambler.ru

The urgent problem of contemporary professional education designates as elaboration of integrative approach in professional students preparation, including attached to the forming general professional competence. One of the solution ways is the investigation, which expose realization this approach and forming technology of general professional competence of stu-dents-philologists on interpretation of artistic text.

Key words: competence; competency; general professional competence; interpretation of artistic text; integrative approach in competence education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.