Компетентностный подход в основе профессионального образования российских
менеджеров Дата: 01/04/2008 Номер: (13) УЭкС, 1/2008
Аннотация: Использование компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей и представителей профессиональных сообществ совместно с научным сообществом в формировании заказа на выпускника - менеджера, а именно, состава компетенций, которыми он должен обладать (универсальными или ключевыми, общепрофессиональными и функциональными или предметноспециальными). Результатом совместной деятельности профессиональных школ и работодателей станут компетентностно-ориентированные основные и дополнительные программы профессионального образования. Определение состава компетенций позволит также отобрать образовательные технологии, оптимальные для подготовки менеджеров, а также создать материально-техническую базу для их развития у студентов и слушателей.
Abstract: Use competence approach assumes obligatory participation of employers and representatives of professional communities together with scientific community in formation of the order for the graduate - the manager, namely, structure competences which it should possess (universal or key, professional and functional or in detail-special). The kompetentnostno-focused basic and additional programs of vocational training become result of joint activity of vocational schools and employers. Structure definition competences will allow to select also educational technologies, optimum for preparation of managers, and also to create material base for their development in students and listeners.
Ключевые слова: менеджер, компетенция, образование
Keywords: manager, competence, formation
Шемятихина Лариса Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Уральский государственный педагогический университет
Выходные данные статьи: Шемятихина, Л.Ю. Компетентностный подход в основе профессионального образования российских менеджеров / Л.Ю.Шемятихина // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008. - № 1 (13). - № рег. статьи 0036. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
В последние годы проводятся исследования, которые рассматривают проблемы соответствия уровня подготовки менеджеров растущим потребностям организаций и отраслей. Актуальность проблемы подтверждается статистикой: на долю менеджеров
в зарегистрированных организациях и предприятиях должно приходится 7,5% от общей численности персонала. Проанализируем данные Федеральной службы статистики: среднегодовую численность занятых по отраслям экономики по годам, в частности, в управлении с ВПО. В 1995 году численность управленческих работников составила 1893 тыс. чел., что составляет 2,2% от численности населения в трудоспособном возрасте. К 2004 году количество управленцев возрастает до 3211 тыс. чел. (3,5%). По прогнозу специалистов к 2015 году потребность организаций в менеджерах будет незначительно колебаться от 3,4% в 2005 году до 3,6% в 2015 году.
Поэтому оценим ситуацию по потребности в специалистах на территории Уральского федерального округа и РФ. По информации сайта «Регионы России: рынок труда -рынок образовательных услуг» потребность организаций в специалистах с ВПО по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» (экономика и управление на предприятии, менеджмент организации, управление персоналом, маркетинг, государственное и муниципальное управление) с 2008г. по 2015г. около 12% от общей потребности отраслей в специалистах (в абсолютных показателях будет снижаться, но в относительных останется на прежнем уровне). Как следует из прогноза, на укрупненную группу специальностей приходится 11,86% от общей потребности в специалистах с высшим образованием отраслей экономики РФ; 9,54% -УрФО; 11,57% - Свердловской области. С 2008г. по 2015г. необходимо подготовить по специальностям данной группы: 548093 специалиста для отраслей экономики РФ; 52341 чел. - для УрФО; 12076 чел. - для Свердловской области. А вот произвести сравнение прогнозируемой потребности с прогнозом выпуска специалистов -менеджеров не представляется возможным - нет официальной информации. Озвученные цифры относится к прогнозу потребности в так называемых «первичных специалистах», а не действующих, профессиональную компетентность которых необходимо развивать.
У представителей профессиональной школы и практиков не возникает разногласий по поводу выбора основы для определения содержаний и технологий подготовки менеджеров - компетентностного подхода. Использование компетентностного подхода обусловлено социально-экономическими потребностями (Э.Ф. Зеер) российской экономики: 1) в условиях неопределенности рыночной ситуации и усиливающейся конкуренции специалистов на рынке труда востребованным становится профессионально мобильный, инициативный менеджер, способный к принятию оптимальных управленческих решений; 2) переориентация специализированных организаций на диверсификацию требует наличия у менеджера совокупности профессионально-образовательных способностей, обеспечивающих его универсальность; 3) сопряженность спроса на квалифицированных менеджеров, структуры и качества их подготовки приводит к необходимости создания системы менеджмент образования, включающую профессиональные школы по ступеням образования и базовые организации.
Понятие «компетентность» определяется в «Российской педагогической энциклопедии» как «владение специалистом суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его профессиональной деятельности, общения и личности специалиста как носителя определенных ценностей, идеалов и профессионального сознания». Подавляющее большинство исследователей считает необходимым формирование знаний и умений менеджеров доводить до устойчивых управленческих способов действий (компетенций), обеспечивая в комплексе со способностями и профессионально значимыми качествами личности постоянную готовность менеджера к выполнению управленческой деятельности.
Использование компетентностного подхода предполагает обязательное участие работодателей и представителей профессиональных сообществ совместно с научным сообществом в формировании заказа на выпускника - менеджера, а именно, состава компетенций, которыми он должен обладать (универсальными или ключевыми, общепрофессиональными и функциональными или предметно-специальными).
В теории и методике профессионального образования нет четкого разграничения смыслообразующих понятий компетентностного подхода. Возьмем за основу определения, данные Э.Ф. Зеером, д.психолог.н., профессором.
Компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, закономерностей, практикоориентированных положений и процедурных (методических) предписаний (социально-правовая, специальная, персональная, информационно-
коммуникационная и т.д.).
Компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности (ключевые или универсальные, специальные или профессиональные, конкретные).
Выпускники учреждений профессионального образования, как правило, не готовы приступить к выполнению должностных обязанностей. Это замедляет срок адаптации их как менеджеров в организациях и увеличивает затраты работодателя на профессиональное обучение. Во многом это обусловлено тем, что за время обучения по специальности у выпускников - менеджеров в полном объеме не сформированы универсальные и профессиональные компетенции. Организация образовательного процесса направлена на усвоение профессиональных знаний и умений, связанных с предметом управленческого труда (знаниевый подход). Разнообразие дисциплин учебного плана и интенсивность их освоения, ограниченное количество часов на изучение не обеспечивает применения большей части знаний к конкретным профессиональным ситуациям, что и составляет основу формирования универсальных и профессиональных компетенций в системе профессионального образования (которые свое развитие получают при осуществлении профессиональной деятельности в отраслевых организациях и там уже формируются конкретные -применительно к их условиям). Объединить профессиональные знания и умения должны именно профессиональные ситуации, имитированные образовательными технологиями. В условиях дисциплинарного разделения - это практически невозможно, т.к. необходимо интегративное обучение по специальности.
Чтобы найти возможности решения проблемы, следует: 1) работодателям -
представителям отраслевых организаций составить перечень компетенций (профессиограмму), которыми должен обладать выпускник - менеджер. К такому осознанному шагу работодатели пока не готовы, это другой механизм взаимодействия с учреждениями профессионального образования: переход от пассивного потребления работодателями результатов деятельности системы (когда на государственном уровне планировали: каких специалистов? в каком количестве? для каких отраслей подготовить?) к активному участию в подготовке менеджеров; 2) учреждениям профессионального образования исследовать схему распределения выпускников по отраслевым организациям и должностям, у действующих менеджеров этих организаций определить перечень компетенций и оценить уровень их развития (на примере действующих менеджеров и выпускников).
Деятельность по определению состава компетенций менеджеров позволяет развернуть логику действий:
• Определение состава компетенций:
о функциональный анализ профессиональной деятельности менеджера и должностных инструкций; о формирование состава компетенций менеджера; о экспертная оценка состава компетенций;
о полное описание каждой компетенции, выделенной для общей характеристики менеджера, указание востребованных знаний, умений и навыков, поведенческих проявлений и профессиональных функций, в которых актуализуется компетенция.
• Оценка значимости компетенций и уровня их выраженности у выпускников -менеджеров:
• определение критериев и показателей проявления каждой компетенции менеджера;
• установление степени важности проявления каждой компетенции;
• описание профиля компетенций менеджера для каждой должностной позиции, определенными «Общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей служащих и тарифных разрядов»;
• разработка инструментария измерения компетенций менеджера в процессе профессиональной деятельности;
• оценка молодых специалистов - кандидатов на управленческие должности и разработка индивидуальных программ профессионального развития в условиях отраслевых организаций.
• Корректировка государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования.
Результатом совместной деятельности профессиональных школ и работодателей станут компетентностно-ориентированные основные и дополнительные программы профессионального образования. Определение состава компетенций позволит также отобрать образовательные технологии, оптимальные для подготовки менеджеров, а также создать материально-техническую базу для их развития у студентов и слушателей.
Литература:
1. Абрамов, Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. - М.: КомКнига, 2005.
2. Зеер, Э. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем/ Э. Зеер, Д. Заводчиков// Высшее образование в России. - 2007. -№ 11. - С. 39-45.
3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.-Т.1.
4. Шемятихина, Л.Ю. Образование менеджеров: проблема качества подготовки/ Л.Ю. Шемятихина// Преподаватель высшей школы в XXI веке: Труды Международ. науч.-практ. Интернет - конф. Сб. 4. - Ростов н/Д; Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2006. - 323с. - С.270-273.
№ рег. статьи 0036
Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"
http ://uecs.mcnip.ru
URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=98