Научная статья на тему 'Содержание практикоориентированной подготовки студентов-менеджеров сферы туризма'

Содержание практикоориентированной подготовки студентов-менеджеров сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ТУРИЗМ / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПОНЕНТЫ / MANAGEMENT / TOURISM / CONTENT OF PREPARATION / COMPETENCE / KEY COMPETENCES / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна

В статье рассматривается вопросы подготовки кадров сферы туризма в контексте современных требований Государственного образовательного стандарта, определены основные компетенции будущего менеджера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents the praktiko-focused preparation of students of managers of the sphere of tourism

In article it is considered questions of training of the sphere of tourism in a context of modern requirements of the state educational standard, main competences of future manager are defined.

Текст научной работы на тему «Содержание практикоориентированной подготовки студентов-менеджеров сферы туризма»

Егорова Елена Николаевна

аспирант кафедры педагогики

Краснодарского государственного университета культуры и искусств

(e-mail: leva_2110@ro.ru)_'_

Содержание практико-ориентированной подготовки студентов-менеджеров сферы туризма

В статье рассматривается вопросы подготовки кадров сферы туризма в контексте современных требований Государственного образовательного стандарта, определены основные компетенции будущего менеджера.

Ключевые слова: менеджмент, туризм, содержание подготовки, компетентность, компетенция, ключевые компетенции, компоненты.

E.N. Egorova, post-graduate of the chair of pedagogy of the Krasnodar state University culture and arts; e-mail: leva_2110@ro.ru

Contents the praktiko-focused preparation of students of managers of the sphere of tourism

In article it is considered questions of training of the sphere of tourism in a context of modern requirements of the state educational standard, main competences of future manager are defined.

Key words: management, tourism, content of preparation, competence, competence, key competences, components.

Создание предпосылок для видения перспектив будущей профессиональной деятельности в сфере туризма обусловливает специфические особенности организации и содержания подготовки будущих менеджеров. Отношение к будущей специальности во многом определяется характером учебной работы, в которой, как полагают многие исследователи, моделируется будущая профессиональная деятельность. Организация учебного процесса должна обеспечить переход из позиции студента в позицию специалиста, так как «необходимо организовать такой образовательный процесс, который обеспечит переход, трансформацию одного типа деятельности (учебно-познавательной) в другой (профессиональный) с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов» [1].

При определения содержания важнейшим при практико-ориентированной подготовке будущих менеджеров сферы туризма является компетентностный подход к обучению. В настоящее время компетентностный подход широко представлен в работах многих ученых (А.П. Андреев, О.Н. Арефьев, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, А.В. Хуторской, В.Я. Шадриков и др.). Компетентностный под-

ход актуализирует внимание на содержании образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных социальных ситуациях [2, с. 13].

Анализируя применение компетентностно-го подхода в проектах государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, Ю.Г. Татур отмечает, что, учитывая обобщенный, интегральный характер понятия «компетентность» по отношению к используемым сегодня в образовательном стандарте терминам «знание», «умение», «владение», такой переход обеспечивает формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволяет говорить о более широком поле деятельности специалиста [3, с. 23].

Основными единицами обновления содержания образования в условиях модернизации принято считать компетентность и компетенции (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, А.А. Субетто и др.). В контексте практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма нами учтено, что компетенцию определяют как круг вопросов, явлений, в которых человек хорошо осведомлен, а компетентный специалист - это знающий, осведомленный,

324

авторитетный в какой-либо области человек, обладающий компетенцией [4, с. 288].

Подавляющее большинство исследователей считает необходимым формирование знаний и умений менеджеров доводить до устойчивых управленческих способов действий (компетенций), обеспечивая в комплексе со способностями и профессионально значимыми качествами личности постоянную готовность менеджера к выполнению управленческой деятельности. Именно поэтому исследователи считают необходимым участие работодателей и представителей профессиональных сообществ совместно с образовательным учреждением в формировании заказа на выпускника-менеджера, а именно, в определении состава компетенций, которыми он должен обладать (универсальными, ключевыми, общепрофессиональными, функциональными, предметно-специальными) [5].

Опрос работодателей сферы туризма в Краснодарском крае свидетельствует, что выпускники, как правило, не готовы приступить к выполнению должностных обязанностей, что замедляет срок адаптации их как менеджеров в организациях. Это обусловлено тем, что за время обучения у студентов-менеджеров в полном объеме не сформированы универсальные и профессиональные компетенции. Организация образовательного процесса направлена на усвоение профессиональных знаний и умений (знаниевый подход), который не ориентирован на выполнение практических профессиональных обязанностей будущих менеджеров сферы туризма.

Разнообразие дисциплин учебного плана и интенсивность их освоения, ограниченное количество часов на изучение не обеспечивает применения большей части знаний к конкретным профессиональным ситуациям, что и составляет основу формирования универсальных и профессиональных компетенций в системе профессионального образования. Объединить профессиональные знания и умения должны именно профессиональные ситуации, имитированные образовательными технологиями. В условиях дисциплинарного разделения - это практически невозможно, т.к. необходимо интегративное обучение по специальности [6, с. 270-273].

Определяя содержание практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма, мы основывались на содержании профессиональной компетентности, которые отмечены отечественными учеными. Они рассматриваются как:

совокупность знаний, умений, опыта, теоретико-прикладной подготовленности к использованию знаний (В.М. Шепель) [7];

совокупность профессиональных знаний и умений, способов выполнения профессиональной деятельности (Э.Ф. Зеер) [8];

профессиональные знания и профессиональное поведение (В.А. Сластенин, З.А. Исаева) [9].

Для того чтобы подготовка будущих менеджеров сферы туризма работала на эффективность и развитие отрасли, она должна выстраиваться как трехуровневая целевая структура, компоненты которой находятся в отношениях соподчинения: корпоративная составляющая (уровень культуры); мотива-ционная составляющая (уровень деятельности); профессиональная составляющая (уровень навыков). Как показывает практика, только при наличии трех составляющих обучение станет практико-ориентированным. В противном случае эффективность обучения не просто падает, а входит в конфликт с целевыми установками потребителей образовательных услуг.

Большое значение для эффективной (компетентной) деятельности менеджера имеют личностные характеристики современного менеджера, способного работать в условиях рыночных отношений. Так, исследователи [10] включают сюда несколько позиций: социальная зрелость, управленческое мышление, эмоционально-волевой потенциал, функциональные особенности, служебная этика.

Таким образом, можно констатировать, что в практике подготовки будущих менеджеров сформулированы основные требования к содержанию образовательного процесса в вузе. Это: научность обучения, состоящая в соответствии обучения передовым достижениям современной науки; системность, обеспечивающая взаимосвязанное представление всех учебных сведений в педагогически обоснованную систему, соответствующую целям обучения; дидактическая трансформация научной информации в содержание обучения, обуславливающая включение в содержание обучения специалистов основных, главных идей, методов и принципов соответствующих областей знаний; ориентация содержания обучения на профиль подготавливаемого специалиста, т.е. исключение избыточных сведений в содержании обучения, но не в ущерб полноте и качеству профессиональных знаний; соответствие содержания обучения прогностическим функциям, означающее, что программы подготовки специалистов в вузе должны содержать сведения о направлениях развития науки в соответствующих областях знаний [11].

1. Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А. Развитие мотивации студентов в контекстном

325

обучении. - М., 2000. - 79 с.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст] / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус. язык, 1984. - 816 с.

3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. -2004. - №3. - С. 20-26.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. -М.: ООО «ИТИ Технологии, 2003. - 944 с.

5. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: школа - вуз - послевузовское образование / науч. ред. проф. И. А. Зимняя // Материалы научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения». - М., 2006. - 130 с.

6. Шемятихина Л.Ю. Образование менеджеров: проблема качества подготовки // Преподаватель высшей школы в XXI веке: Труды Международ. науч.-практ. Интернет - конф. Сб. 4. - Ростов н/Д; Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2006. - 323 с.

7. Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. - М.: Народное образование, 1999. - 432 с.

8. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Научно-методическое пособие. - Екатеринбург, 1999. - 245 с.

9. Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование / Отв. ред. В.А. Сластенина. - М.: МОСУ, 1996. - 129 с.

10. Слободан B.C. Можете ли вы стать сильным менеджером? [Текст] / B.C. Слободан. - Режим доступа: URL: htlp://job.fornii ka.ru/srni7jobtoday21

11. Ткаченко Е.В. Проблемные вопросы российского образования на рубеже столетий // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: научно-методический сборник. — Екатеринбург: УрО РАО, 2005. - С. 27-39.

1. Verbitsky A.A., Bakshayeva N.A. Progress of motivation of students in contextual training. -M, 2000. - 79 p.

2. Ojegov S.I. Vocabulary of Russian [Text] / Under the editorship of N.Yu. Shvedova. - M.: Rus. language, 1984. - 816 p.

3. Tatur Yu.G. Competence in structure of model of quality of preparation of the expert//the Higher education today. - 2004. - No 3. - P. 2026.

4. Ojegov S.I., Shvedova N.Ju. Explanatory dictionary of Russian: 80 000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. Russian institute of V.V. Vinogradov. -4th prod., added. - M.: Open company «Technology ITI, 2003. - 944 p.

5. Competence and problems of its formation in system of continuous education: school -higher education institution - postgraduate education / sc. edition of prof. I.A. Zimnyay // Materials of scientific and methodical conference «Actual problems of quality of education and way of their decision». - M., 2006. - 130 p.

6. Shemyatikhina L.Yu. Education of managers: a problem of quality of preparation // Teacher of the higher school in the XXI century: Works international, sc. - pract. The Internet - conf. col. 4. - Rostov on/D.; Rost. state un-ty of means of communication, 2006. - 323 p.

7. She pel V.M. Human competence of the manager. Administrative anthropology. - M.: National education, 1999. - 432 p.

8. Zeer E.F., Shakhmatova O.N. The personal focused technologies of professional development of the expert: Scientific and methodical grant. - Yekaterinburg, 1999. - 245 p.

9. Professional and pedagogical culture: essence, structure, formation / Otv. V.A. Slas-tenina's edition. - M.: MOSU, 1996. - 129 p.

10. Slobadan B.S. Whether there can be you the strong manager? [Text] / B.S. Slobadan. -Access mode: URL: htlp://job.fornii ka.ru/srni7jobtoday21

11. Tkachenko E.V. Problem questions of Russian education at a turn of centuries // Science and education. The future in a retrospective: scientific and methodical collection. — Yekaterinburg: Russian joint stock company URO, 2005. - P. 27-39.

326

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.