Научная статья на тему 'Роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров'

Роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ / КОНКУРЕНТНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ / РЫНОК ТРУДА / PROFESSIONAL TRAINING OF MANAGERS / ECONOMIC CHANGES / COMPETITIVE SUSTAINABILITY MANAGERS IN THE LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перевозова Ольга Владимировна

Ориентир на инновационные процессы в экономике заставляет работодателя требовать от выпускников-менеджеров новых компетенций. Вузы, в данном случае, формируют лишь их малую часть, способную привести выпускника на невысокий уровень его профессиональной конкурентной устойчивости. Сформированные компетенции позволяют претендовать выпускнику-менеджеру на успешное занятие вакансии, но не позволяют удержать свои конкурентные преимущества из-за неспособности и неготовности реагировать на изменения (перемены и инновации) и их динамику во внешней среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of economic change in the system of professional training of managers

The benchmark for innovative processes in the economy forces the employer to require graduates-managers of new competencies. Universities, in this case, form only a small part, able to lead a graduate of a high level of professional competitive sustainability. Formed competencies allow you to qualify for the graduate Manager for the successful occupation vacancies, but do not allow to keep their competitive advantages because of their inability and unwillingness to respond to changes (transformation and innovation) and their dynamics in the external environment.

Текст научной работы на тему «Роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров»

УДК 378 ББК 74.5

Перевозова Ольга Владимировна

кандидат педагогических наук заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Челябинский филиал Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

г. Челябинск Perevozova Ol'ga Vladimirovna candidate of pedagogical sciences head of the Department of management and marketing Chelyabinsk branch of the Finance Academy under the Government of the Russian Federation

Chelyabinsk o-v-perevozova@mail.ru

Роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров

The role of economic change in the system of professional training of

managers

Ориентир на инновационные процессы в экономике заставляет работодателя требовать от выпускников-менеджеров новых компетенций. Вузы, в данном случае, формируют лишь их малую часть, способную привести выпускника на невысокий уровень его профессиональной конкурентной устойчивости. Сформированные компетенции позволяют претендовать выпускнику-менеджеру на успешное занятие вакансии, но не позволяют удержать свои конкурентные преимущества из-за неспособности и неготовности реагировать на изменения (перемены и инновации) и их динамику во внешней среде.

The benchmark for innovative processes in the economy forces the employer to require graduates-managers of new competencies. Universities, in this case, form only a small part, able to lead a graduate of a high level of professional competitive sus-tainability. Formed competencies allow you to qualify for the graduate Manager for the successful occupation vacancies, but do not allow to keep their competitive advantages because of their inability and unwillingness to respond to changes (transformation and innovation) and their dynamics in the external environment.

Ключевые слова: профессиональная подготовка менеджеров, экономические перемены, конкурентная устойчивость менеджеров, рынок труда.

Key words: professional training of managers, economic changes, competitive sustainability managers in the labour market.

Роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров, бесспорно, велика. Экономика сегодня занимает ведущие позиции

в вопросах влияния на развитие многих отраслей. Самой чувствительной отраслью к экономическим переменам, бесспорно, является образование. Все реформы, которые происходят в образовании сегодня, очевидно, продиктованы запросами экономических изменений. Экономика влияет, в первую очередь, на те направления профессиональной подготовки, которые являются сегодня наиболее актуальными. Для развития компаний малого и среднего бизнеса требуются профессиональные управленцы, то есть те специалисты и бакалавры, которые целенаправленно формируют в себе навыки для оперативного характера деятельности. В этом тандеме экономики и образования возникает множество вопросов о содержательной и процессной стороне их реализации[1].

Безусловно, в этот процесс включается третий фактор - рынок труда, как показатель эффективности системы профессионального образования и адекватности запросов работодателей из экономического сектора реального бизнеса. Бизнес в лице социальных партнеров заинтересован в привлечении вузов к более продуктивному сотрудничеству. Все стороны, в первую очередь, преследуют стратегическую сверхцель - определение минимального перечня профессиональных компетенций, которые будут способствовать современным менеджерам достижению профессионального успеха и мобильности и закрытию предлагаемых работодателем вакансий. В данном случае очевиден приоритет рынка труда в этом взаимодействии. Обоснованием такого утверждения станут следующие аргументы. Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму, и работодателей [4]. Кроме того, на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями. В настоящее время на рынке труда наблюдается повышенная потребность в специалистах по управлению организацией - профессиональных менеджерах [2]. Деятельность этих специалистов должна быть экономически эффективна - способствовать экономическому росту Российской Федерации и конкретной организации. С другой стороны, она должна быть социально эффективна, то есть способствовать сохра-

нению и развитию главного ресурса и конкурентного преимущества организаций - человеческого капитала [3].

Основой анализа рынка труда менеджеров является установление спроса на менеджеров как квалифицированную рабочую силу и ее предложения. Согласно классической теории пересечения кривых спроса отраслей экономики, конкретных организаций и предприятий и предложения на рынке определяет цену труда (уровень заработной платы), количество занятых [4]. Структура рынка труда менеджеров характеризуется соотношением профессионально-квалификационных и социальных групп (специализация и уровень менеджмента), по которым анализируется спрос и предложение. Сегментация рынка труда менеджеров является важнейшей характеристикой его структуры, определяющей разделение менеджерских мест на относительно устойчивые сектора (по отраслям экономики), ограничивающих мобильность менеджеров.

По прогнозу специалистов к 2015 году потребность организаций в менеджерах будет незначительно колебаться от 3,4% в 2014 году до 3,6% в 2015 году. К сожалению, отследить потребность российской экономики в специалистах с высшим профессиональным образованием по отраслям промышленности по укрупненной группе специальностей 080000 - «Экономика и управление» не представляется возможным, так как официальная информация отсутствует. Прогноз по планируемой потребности в менеджерах уже к 2015 году показывает перенасыщение рынка труда данными специалистами. Актуализируется проблема недостатка отраслевых менеджеров, так как профессиональную подготовку менеджеров осуществляют в основном технические и экономические вузы [2,3,4]. Этот дисбаланс спроса и предложения на рынке труда является одним из факторов, способствующих постоянному воспроизводству спроса на образовательные услуги.

Работодатели не заказывают подготовку профессиональных управляющих для рыночных условий деятельности и не освобождают для них вакансий (впрочем, как и не создают), доверяя «своим» управленческим кадрам. Студен-

ты, обучаясь по направлению менеджмента, не ощущают в себе потребности на рынке труда как в специалистах, и, соответственно, не претендуют на получение качественного высшего управленческого образования. В результате подобной кадровой политики актуализируется проблема кадрового обеспечения процессов профессионального менеджмента смешанной экономики [2,3].

Однако, не только динамика экономических перемен влияет на систему профессиональной подготовки менеджеров, но и сами образовательные стандарты, по которым сегодня вузы готовят управленцев, воздействуют на их профессиональное развитие как ограничители, то есть ограничивают их конкурентную устойчивость и конкурентоспособность.

Мы видим, что формирование конкурентной устойчивости менеджеров при взаимодействии с работодателем ограничивается со стороны вузов, действующих на основании Федерального государственного образовательного стандарта, который дает достаточно сжатый перечень компетенций общего порядка, необходимых для формирования у студентов в вузе, что по отношению к конкурентной устойчивости составляет не более 30%.

Так, например, в ФГОС ВПО по направлению 080200.62 «Менеджмент» (квалификация (степень) бакалавр) дает перечень из 22 общекультурных компетенций и 50 профессиональных компетенций. ФГОС ВПО по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) бакалавр) дает перечень из 16 общекультурных компетенций и 15 профессиональных компетенций. ФГОС ВПО по направлению 100100 «Сервис» (квалификация (степень) бакалавр) дает перечень из 19 общекультурных компетенций и 15 профессиональных компетенций. ФГОС ВПО по направлению 080400 «Управление персоналом» (квалификация (степень) бакалавр) дает перечень из 22 общекультурных компетенций и 67 профессиональных компетенций.

В рамках же реальной профессиональной деятельности от менеджера требуется гораздо больше компетенций, проявляемых в практических вопросах организации различных операций и процессов. Поэтому получается, что 70%

профессиональных компетенций должен формировать сам работодатель. Это связано с тем, что работодатель ориентирован на инновации, изменения и на рынке труда, и в экономике в целом [3,4].

Ориентир на инновационные процессы заставляет работодателя требовать от менеджеров новых компетенций, которые могли быть не предусмотрены ФГОС, поэтому формирование новых корпоративных компетенций ложится основной нагрузкой на работодателя.

Вузы, в этом случае, формируют лишь малую часть профессиональных компетенций, способных привести студента на уровень личной и профессиональной конкурентной устойчивости.

Сформированные общекультурные и общепрофессиональные компетенции позволяют претендовать менеджеру на успешное занятие вакансии, но не позволяют удержать свои конкурентные преимущества из-за неспособности и неготовности реагировать на изменения (перемены и инновации) и их динамику во внешней среде.

Многие компании, формируя модель корпоративного управленца, закладывают в нее до 200 компетенций. Известны примеры, когда в корпорациях Японии, Германии в модель менеджера закладывают до 500 и более компетенций.

Возникают вопросы: кто, когда и как должен формировать эти компетенции у приходящего из вуза менеджера, чтобы обеспечить его конкурентную устойчивость?

Возникает необходимость пересмотра структуры образовательного процесса для обеспечения соответствия целям совершенствования технологий подготовки менеджеров. Нуждается в обновлении механизм и содержание взаимодействия в системе «вуз - работодатель» [2,3,4].

Остается открытым вопрос: кто должен инициировать взаимодействие системы профессионального образования с работодателем и рынком труда?

Здесь существует три мнения [2,4]:

1) Инициатива должна исходить от учебных заведений, преподавателей, так как «они продавцы своего продукта и сами должны осуществлять маркетинг образовательных услуг».

2) Работодатели должны сами проявлять активность, поскольку нуждаются в квалифицированных управленческих кадрах.

3) Государство, которое должно сделать такое взаимодействие с вузами престижным и «ресурсопривлекательным» для работодателей.

Мы видим, что нужно разрабатывать механизм постоянного мониторинга и прогнозирования потребностей рынка труда, который обеспечит постепенный переход на многоуровневую подготовку управленческих кадров. Вузы в этом случае имеют ограничения разного уровня и порядка, в том числе, со стороны ФГОС.

Таким образом, роль экономических перемен в системе профессиональной подготовки менеджеров и заключается в том, чтобы создавать благоприятную среду для развития профессионального образования и устранять противоречия в социальном запросе со стороны работодателей и представителей реального сектора бизнеса.

Вузы в этом случае должны как можно активнее инициировать варианты взаимодействий с бизнесом в виде открытия дополнительных программ и направлений подготовки управленческих кадров.

Тесная экономико-педагогическая связь вуза и работодателя будет способствовать не только продуктивному формированию управленческих навыков у менеджеров, но и обеспечит целесообразное реформирование профессионального образования с учетом тенденций и приоритетов новой экономики.

Библиографический список

1. Остервальд Я., Взаимодействие между университетом и бизнесом // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 6. - С. 65 - 69.

2. Перевозова, О.В. К вопросу о формировании конкурентоустойчивости менеджеров в условиях реформирования экономики и образования // Universum: психология и образование. - 2014. - № 2 (3). - С. 8.

3. Перевозова, О.В. Особенности формирования конкурентоустойчивости менеджеров в условиях взаимодействия современного образования и инновационного рынка труда // Бизнес и общество. - 2014. - № 2 (2). - С.10.

4. Шемятихина, Л.Ю. Рынок труда профессиональных менеджеров в России // Фундаментальные исследования. - 2007. -№ 12. - С. 134 - 136.

Bibliography

1. Osterval'd, Ja. (2010) [The interaction between the university and business]. Problemy te-orii i praktiki upravlenija [Problems of the theory and practice of management]. - 2010. - № 6. -Pp. 65 - 69.

2. Perevozova, O.V. (2014) [Century to the issue of development of competition and stability managers in conditions of reforming of economy and education]. Psihologija i obrazovanije [Universum: psychology and education]. - 2014. - No. 2 (3). - P. 8.

3. Perevozova, O.V. (2014) [Peculiarities of formation of competition and stability managers in terms of the interaction of modern education and innovative labour market]. Biznes i obrazovanije [Business and society]. - 2014. - No. 2 (2). - P. 10.

4. Shemjatihina, L.Yu. (2007) [Labour Market of professional managers in Russia]. Funda-mentalnyje issledovanija [Fundamental research]. - 2007. - No. 12. - Pp. 134 - 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.