Pedagogy
УДК 378
йй!: 10.21661/Г-79967 О.В. Перевозова
Реинжиниринг в образовательном процессе
как условие формирования конкурентных преимуществ менеджеров
Аннотация
Образовательные перемены в динамике реформ требуют от вузов поиска новых условий и технологий формирования компетенций студентов. Особенно важным это условие сегодня становится для выпускающихся менеджеров как управленцев нового формата. Автор считает, что новые образовательные технологии, используемые в вузах, направлены на формирование конкурентных преимуществ менеджеров, ориентированных на достижение высоких профессиональных результатов в реальной бизнес-среде.
I Ключевые слова: реинжиниринг, педагогические условия, образовательный процесс, рынок труда, конкурентоспособность менеджера.
O.V. Perevozova
Re-engineering in educational process as a condition of managers' competitive advantages formation
Abstract
Educational changes in reforms' dynamics require universities to search for new conditions and technologies of students' competences formation. These conditions become especially relevant for graduating managers, as they are managers of the new format. The author considers new educational technologies in higher education to be aimed at formation of managers' competitive advantages. Such managers should achieve high professional results in real business environment.
I Keywords: re-engineering, pedagogical conditions, educational process, labor market, manager competitiveness.
Тема реинжиниринга сегодня очень актуальна в области экономических знаний и в области информационных технологий. Этот интерес легко объясняется динамикой развития общества. Однако, есть и другие профессиональные сферы, в которых реинжиниринг представляет существенный интерес. К такой сфере можно с уверенностью отнести современное образование, динамика которого ничуть не уступает другим сферам и отраслям общественной жизни. Более того, образование сегодня является неотъемлемой частью экономического развития регионов и кадрового потенциала современных корпораций.
Инновационные тенденции в развитии современного образования диктуют необходимость поиска нетрадиционных образовательных технологий.
При этом инновации в образовании носят не дискретный, а системный характер, который и обеспечивает появление закономерностей в образовательных процессах. Одной из таких закономерностей можно считать появление новых условий, в которых развиваются компетенции менеджеров, обеспечивающих им профессиональное преимущество на рынке труда [1].
В нашем толковании под условием формирования конкурентных преимуществ менеджеров понимается совокупность мер образовательного процесса, образующих профессионально-образовательную среду, соблюдение которых способствует наиболее эффективному формированию их конкурентоспособности [2]. В качестве инновационной технологии, адаптированной к образовательному процессу, мы рассматриваем реинжиниринг [2].
Педагогика
По мнению специалистов в области бизнес-образования, таких как В.А. Биляк, С.Л. Бедрин, К.С. Бурма, Н.В. Зверева, В.И. Максимов, О.С. Рудаков, именно реинжиниринговые технологии обеспечивают качественное преобразование в подготовке менеджеров, развивают их организационно-управленческие компетенции, т. е. способствуют становлению их профессиональных конкурентных преимуществ [3]. В своих предыдущих исследованиях мы устанавливали совместимость современной экономики и образования, анализировали их ключевые точки соприкосновения и взаимной обусловленности [3]. Мы сделали ключевой вывод о том, что конкурентные компетенции менеджеров, которые формируются в стенах вуза путем инновационных и интерактивных технологий, становятся в дальнейшем на рынке труда ведущим условием их кадровой конкурентоспособности. И в еще более пролонгированном профессиональном будущем конкурентные компетенции менеджеров становятся и условием формирования конкурентных преимуществ современной фирмы [4].
Более того, мы установили прямую зависимость между набором конкурентных компетенций менеджеров и их профессиональной привлекательностью на рынке труда и предпочтением работодателей. Чем большим набором компетенций обладает менеджер, тем интереснее его кандидатура в реальном секторе бизнеса [5]. Исходя из таких результатов исследования, мы установили, что многое в этой ситуации зависит от особенностей обучения управленцев, от качества их подготовки в вузе и особенностей организации образовательного процесса и учебного пространства. Практически все успешные менеджеры отмечали факт, что образовательная среда, в которой они развивались как профессионалы отличалась набором средств, методов и форм организации учебного процесса. Мы установили, что эффективность реализации технологии в этом случае зависит от выбора методов, форм и средств формирования конкурентных преимуществ.
Реинжиниринг - это технология, основанная на применении научных методов и принципов обучения, ориентированных на разделение и упрощение сложных проектных заданий с целью их качественного освоения и выполнения будущими менеджерами [6].
Наша трактовка ориентирована на уже устоявшиеся толкования понятия в экономической среде, в которой реинжиниринг трактуется, как: фундаментальное преобразование и радикальное перепроектирование всех важнейших процессов в системе традиционного (классического) образования; создание принципиально новых эффективных бизнес-процессов в управлении профессиональным развитием, которых прежде не было в практике образовательных учреждений; это внедрение самых последних инфор-
мационных методов, форм и средств для достижения совершенно новых образовательных целей.
На основании такого толкования мы выбрали группу методов, форм и средств, обеспечивающих формирование профессиональных конкурентных преимуществ будущих менеджеров. К методам реинжиниринга мы отнесли тренингово-игровой, тренин-гово-аналитический, проблемно-игровой. К средствам реинжиниринговой технологии мы отнесли тренировочные задания, кейсы, проблемные ситуации. К формам реинжиниринга отнесли управленческие поединки по компетенциям, тренинги, деловые игры [3-5].
Однако, мы акцентировали внимание на том, что эффективность этих методов, форм и средств в рамках реализации технологии реинжиниринга возможна только в том случае, если они будут адаптированы к особенностям образовательного процесса в вузе уже с первых этапов обучения менеджеров.
Необходимость адаптации вызвана тем, что менеджер, обучаясь в вузе, осуществляет только учебно-профессиональную, а не профессиональную деятельность, поэтому и выбранные методы, формы, средства должны быть адаптированы.
Реинжиниринг в образовательных процессах при формировании профессиональных конкурентных преимуществ менеджеров обладает следующими свойствами: отказ от устаревших правил и подходов, начало учебно-профессиональной деятельности с «чистого листа» путем активного погружения в квазипрофессиональную практико-ориентирован-ную деятельность; пренебрежение действующими структурами и процедурами организации учебных процессов, радикальное изменение способов образовательной деятельности в целом; приведение к значительным изменениям оценки успешности в деятельности будущих менеджеров через систему новых показателей, критериев.
Принимая за основу реализацию технологии реинжиниринга в вузе как условии формирования профессиональных конкурентных преимуществ менеджеров, мы отмечаем, что эффективность технологии возможна только в случае ее адаптации к особенностям образовательной среды. Адаптировать инновационную технологию реинжиниринга возможно, если обеспечить рациональное сочетание традиционных и инновационных форм, методов и средств профессионального обучения менеджеров, распределяя объемы традиционных и инновационных форм между индивидуальной и коллективной работой менеджеров, их работой в аудитории и вне ее.
Таким образом, реализация технологии реинжиниринга в практике вузов станет одним из ключевых условий, обеспечивающих развитие компетенций будущих менеджеров до уровня конкурентных преимуществ, обеспечивающих успешность на рынке труда.
46 Интерактивная наука | 4 • 2016
Pedagogy
Литература
1. Бедрина С.Л. Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Владивосток, 2009. - 22 с.
2. Заседателев Д.Ю. Моделирование процессов реинжиниринга менеджмента производственной фирмы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2005. - 19 с.
3. Перевозова О.В. Экономика и образование: тест на совместимость // Новейшие достижения в науке и образования: отечественный и зарубежный опыт: Сборник научных трудов по материалам Международной практической конференции (31 октября 2015 г.). - Ч. 1. - Смоленск: НОВАЛЕНСО, 2015. - 151 с.
4. Перевозова О.В. Конкурентные компетенции менеджеров как ведущее условие формирования конкурентных преимуществ современной фирмы // Наука и образование в жизни современного общества: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (30 декабря 2014 г.). - Ч. 3. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. - 164 с.
5. Перевозова О.В. Конкурентные компетенции как фактор профессиональной привлекательности менеджеров / О.В. Перевозова, Е.В. Возилова // Наука XXI века: теория, практика, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции (3 марта 2015г.). - Уфа: РИО МЦИИ Омега Сайнс, 2015. - 174 с.
6. Резанович И.В. Методология развития профессионального мастерства менеджера: Монография. - Челябинск: ЮУрГУ 2005. - 256 с.