УДК 37.011 ВАК 13.00.02
Е. А. Гапанович
Екатеринбург, Россия
МЕСТО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РЯДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА-КУЛЬТУРОЛОГА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентностный подход, компетенция, компетентность, профессиональные компетенции, эстетическая компетенция.
АННОТАЦИЯ: В статье говорится о месте эстетической компетенции в ряду профессиональных компетенций студента- культуролога.
E. A. Gapanovich
Yekaterinburg, Russia
AESTHETIC COMPETENCE AS THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF CULTURAL STUDIES
KEY WORDS: competence - based approach, competence, competency, professional competences, aesthetic competence.
ABSTRACT: The article refers to the place of aesthetic competence among of professional competences of the student studying cultural studies.
Образование является важным показателем жизнедеятельности общества, его проблем, перспектив, нерешенных задач, новых требований. В законе «Об образовании в Российской Федерации» «образование» трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1]. Важнейшее из требований, предъявляемых к образованию - это подготовка специалиста-профессионала.
Необходимость компетентностно-го подхода обозначена в «Концепции модернизации российского образования на
22
период до 2010 года. В этом документе «ключевые компетенции» трактуются как «целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [9].
Исследованию компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании посвящены работы Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и других.
Вслед за А.В. Хуторским, мы рассматриваем компетентностный подход как «целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций, при этом предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную роль» [12. С. 58].
Основой понимания компетентно-стного подхода служит трактовка базовых категорий: компетенции и компетентности. В науке существует два подхода к определению этих терминов: одни исследователи рассматривают их как синонимичные понятия, другие исследователи разводят эти понятия (И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Э.Ф. Зеер). Мы будем следовать логике второй группы исследователей.
В научной литературе встречаются следующие трактовки термина «компетентность». В.А. Болотов полагает, что компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности [2]. Э.Ф. Зеер трактует ее как систему знаний в действии [4. С. 23]. Ю.Г. Татур рассматривает компетентность как свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовать свой потенциал [10. С. 6-7].
Таким образом, под компетентностью понимается интегративное качество личности, ее способность к эффективному взаимодействию с окружающим миром, являющуюся результатом обучения, т.е. полученных знаний и умений, а также практического применения (опыта).
Для уяснения структуры и содержания эстетической компетенции, выявления ее места в профессиональной подготовке студента-культуролога необходимо остановиться на научной трактовке понятия «компетенция».
По Э.Ф. Зееру, «компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности, это способности человека реализовывать на практике свою компетентность» [3. С. 30].
И.А. Зимняя предлагает понимать под компетенцией, «некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетент-
23
ностях человека как актуальных, дея-тельностных проявлениях» [5. С. 20].
Мы опираемся на трактовку понятия «компетенция», представленного в Федеральном государственном образовательном стандарте подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». В этом документе сформулированы общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен овладеть будущий педагог на студенческой скамье [11].
В нормативных документах раскрывающих суть компетентностного подхода в образовании, указано на необходимость формирования ключевых компетенций: «Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [9]. Здесь ключевая компетенция определяется как «целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся» [9].
Согласно ФГОС, подготовка педагога предполагает формирование у него в процессе обучения общекультурных и профессиональных компетенций. Современная педагогическая мысль разъясняет сущность общекультурной компетенции следующим образом: «Это... уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции» [8. С. 215 ].
Для нашего исследования важно уяснить сущность профессиональной компетенции. В «Энциклопедии образования» профессиональная компетенция трактуется как «интегральная характери-
стика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию» [14. С. 273].
Структура профессиональной компетенции включает:
- коммуникативную составляющую (коммуникация как способ оптимального взаимодействия с окружающим миром, способность к воспроизводству, продуцированию и критическому отношению к информации);
- деятельностную составляющую (комплекс знаний, умений, навыков и опыт их применения);
- личностную составляющую (профессиональное и личностное саморазвитие, самоактуализация).
В органической целостности с общекультурными компетенциями будущих педагогов находятся профессиональные компетенции.
Профессиональные компетенции бакалавров по направлению подготовки 050100 - «Педагогическое образование» относятся к предметно-специфическому виду деятельности и предполагают участие в решении определенного класса профессиональных задач.
Общепрофессиональные компетенции: осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; владение основами речевой профессиональной культуры; способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
Выделим важнейшие профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
24
- способность разрабатывать и реали-зовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
- способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;
- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
В области культурно-
просветительской деятельности:
- способность разрабатывать и реали-зовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;
- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.
В области научно-
исследовательской деятельности:
- способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;
- способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования [11].
При рассмотрении общекультурных и профессиональных компетенций мы обнаружили возможность для их взаимодействия на основе эстетической компетенции, универсальной ключевой в ряду профессиональных компетенций студента-культуролога, так как она явля-
ется показателем компетентности в сфере профессиональной деятельности специалиста, включающим владение «материалом» и опыт его использования.
Как трактует современная гуманитарная мысль эстетическую компетенцию будущего педагога? Е.В. Шадрина ставит этот вопрос в связи с формированием эстетической компетенции у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Она включает в структуру эстетической компетенции не только культуру восприятия произведений изобразительного искусства, но и формирование творческих способностей для создания своих произведений, совершенствование нравственного уровня, творение собственного имиджа [13. С. 44-47]. Ю.Б. Ива-ник в публикации о формировании эстетической компетенции у студентов средствами языковой коммуникации обходится без дефиниции этого понятия, сводя его, по сути, только к формированию языковой личности [6. С. 45-49].
Содержательное исследование сущности и структуры эстетической компетенции представлено Е.А. Киндлером в работе «Формирование эстетической компетенции будущих учителей культурологии в процессе преподавания фило-софско-культурологических дисциплин». Он определяет эстетическую компетенцию как «комплекс когнитивных, ориен-тационных и операционных компонентов профессиональной деятельности, базирующийся на позитивных ценностных ориентациях личности и позволяющий творчески интерпретировать художественные произведения, определять их эти-ко-философское содержание, практически использовать представления о культуре в анализе тенденций искусства» [7. С. 4].
Изложенное выше дает нам основание утверждать, что эстетическая компетенция - сложное структурное образование, включающее систему знаний, умений, навыков анализа и интерпретации художественных текстов, а также
25
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности на основе художественного диалога с шедеврами отечественного и мирового искусства.
Успешное овладение всем комплексом профессионально-педагогических компетенций возможно, по нашему мнению, на основе сформированной эстетической компетенции. Мы трактуем эстетическую компетенцию как универсальную ключевую профессиональную составляющую компетентности педагога-культуролога.
Когнитивная составляющая этой компетенции заключается в овладении всем спектром теоретических знаний о формировании эстетической культуры личности, об основах анализа и интерпретации художественного произведения, о современных образовательных технологиях. Эмоционально-личностная составляющая эстетической компетенции предполагает развитие способности откликаться на красоту и гармонию во всех ее сферах, и, прежде всего, в искусстве. Практическая составляющая эстетической компетенции нами понимается как набор навыков и умений педагога - культуролога осуществлять формирование личности на основе включения ее в плодотворный диалог с художественными мирами.
Таким образом, в работах исследователей мы находим некоторые общие характеристики, на которых основывается эстетическая компетенция: активное восприятие и взаимодействие с произведениями искусства, позволяющее совершенствовать свой нравственный уровень, формирование способности к интерпретации и анализу художественного произведения.
Эстетическая компетенция как одна из универсальных компетенций студента-культуролога является индикатором его профессиональных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012, 31 декабря. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. URL: http://www.pedlib.rU/Books/5/0306/5_0306-9.shtml#book_page_top
3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3. С. 27-40.
4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 2330.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.
6. Иваник Ю.Б. Язык художественных коммуникаций (формирование эстетической компетенции студентов вузов средствами иностранного языка) // Интеграция образования. - 2009. - №4. - С. 45-49.
7. Киндлер Е.А. Формирование эстетической компетенции будущих учителей культурологии в процессе преподавания философско-культурологических дисциплин: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург. - 2009. - 23 с.
8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). - М.: МарТ; Ростов н/Д: 2005. - 448 с.
9. «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Приказ Минобразования от 11. 02. 2002 г. № 393. URL: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
10. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего и профессионального образования: Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. - 17 с.
11. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». Утвержден приказом министра образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. №788. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97487/
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
13. Шадрина Е.В. Формирование эстетической компетенции у младших школьников при обучении изобразительному искусству // Вестник ТГПУ. 2009. - №1. - С.44-47.
14. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. -М.: Наука, т.2: 1999. - 440 с.
26