Научная статья на тему 'Исследование выраженности социально-профессиональных компетенций у современных студентов как важного условия профессиональной подготовки'

Исследование выраженности социально-профессиональных компетенций у современных студентов как важного условия профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / ОПЕРАЦИОННЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / COMPETENCY / SYSTEMATIC APPROACH / SELF-ACTUALIZATION / SOCIAL / COGNITIVE / OPERATIONAL AND SPECIAL COMPETENCE / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бильданова Виля Рустемовна, Шагивалеева Гузалия Расиховна

Данная статья посвящена исследованию выраженности компетентности у современных студентов как важному условию их профессиональной подготовки. В работе обосновывается актуальность исследования, рассматриваются социально-профессиональные компетенции. Большое значение уделяется социальным, познавательным, операционным и специальным компетенциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бильданова Виля Рустемовна, Шагивалеева Гузалия Расиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of expression of social and professional competencies for today''s students as an important training opportunities

This paper investigates the severity of competence in modern students as an essential condition of their training. In the paper the relevance of the study is justified, social and professional competence are considered. Great importance is given to the social, cognitive, operational and special competencies.

Текст научной работы на тему «Исследование выраженности социально-профессиональных компетенций у современных студентов как важного условия профессиональной подготовки»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 337 (075.8)

ББК 88. 4я73

Бильданова Виля Рустемовна

старший преподаватель кафедра психологии Казанский федеральный университет г. Елабуга Шагивалеева Гузалия Расиховна кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии Казанский федеральный университет г. Елабуга Bildanova Vilya Rustemovna Senior Teacher Chair of Psychology Kazan Federal University Yelabuga Shagivaleeva Guzalia Rasikhovna Candidate of Psychological Sciences,

Assistant Professor Chair of Psychology Kazan Federal University Yelabuga guzel-shagivalee@mail.ru

Исследование выраженности социально-профессиональных компетенций у современных студентов как важного условия профессиональной

подготовки

Study of expression of social and professional competencies for today's students as an important training opportunities

Данная статья посвящена исследованию выраженности компетентности у современных студентов как важному условию их профессиональной подготовки. В работе обосновывается актуальность исследования, рассматриваются социально-профессиональные компетенции. Большое значение уделяется социальным, познавательным, операционным и специальным компетенциям.

This paper investigates the severity of competence in modern students as an essential condition of their training. In the paper the relevance of the study is justified, social and professional competence are considered. Great importance is given to the social, cognitive, operational and special competencies.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность, компетенция, системный подход, самоактуализация, социальные, познавательные, операционные и специальные компетенции, личностное и профессиональное развитие.

Key words: competence approach, competence, competency, systematic approach, self-actualization, social, cognitive, operational and special competence, personal and professional development.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется

стремительно разворачивающимися инновационными процессами, причём инновации всё более приобретают статус генерального индикатора культурного развития. Условием прогресса становится готовность общественного и индивидуального сознания к переменам во всех сферах жизни социума и принятия нового как ценности. С позиций новой социокультурной парадигмы личность рассматривается как активный субъект, способный воздействовать на социальное развитие, создавать новое пространство жизни, духовный мир науки, культуры, нравственные нормы, задавать новые направления общественного развития.

Происходящие в России в последнее десятилетие развитие рыночной экономики, модернизация структуры и содержания высшего профессионального образования породили принципиально новые требования к организации подготовки специалистов в вузах. Вхождение России в Болонское соглашение 2003 года, введение в вузах двухуровневой подготовки бакалавриат -магистратура, предпочтение компетентностного подхода в системе высшего образования, принятие в конце 2012 года нового ФЗ «Об образовании», внедрение его в практику использования с сентября 2013 года, - неизбежно приводят в движение всю образовательную систему, стимулируют её изменения.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, ясно прописано, что «стратегическая цель государственной политики в области образования -повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям об-

щества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений» [4, с.42].

«.. .Компетентностный подход характеризуется как системный. Это утверждение предполагает, что компетентностный подход рассматривается как системное образование и, что самое главное, имеет в качестве объекта приложения также системное явление (в данном случае - образовательный процесс), что в другом (общепедагогическом) контексте отмечалось Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным и многими другими исследователями образования (Н.А. Селезневой, А.И. Субетто, В.Д. Щад-риковым и др.)» [7, с. 22].

«Компетентностный подход по сути своей есть системный подход. Речь идет о том, что когда совокупность всех характеристик (компетенций) выпускника рассматривается как единое целое, это приобретает иное качество, чем качество просто суммы характеристик (имеет место «сверхсуммарный эффект»)» [7, с. 11]. В отечественной педагогике и психологии компетентностный подход отчетливо обозначен в трудах отечественных психологов В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Э.Ф. Зеера, В.Д. Шадрикова, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской, В.И. Байденко, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, В.А. Кальней, А.М. Новикова, М.В. Пожарской, С.Е. Шишова, А.В. Хуторского и др.

Компетентностный подход - приоритетная ориентация на цели, которые включают обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, развитие индивидуальности. Компетентность и компетенция выступают в качестве инструментальных средств достижения.

Б.Н. Герасимов определяет компетентность как «способность специалиста решать типовые задачи в какой-либо профессиональной области» [3, с. 66]. При этом важно, что «компетентный специалист не только успешно справляется с любыми заданиями, но и способен передать опыт решения подобных задач другому,

например, новичку или специалисту, который никогда не сталкивался с подобными заданиями».

Реализация компетенций происходит при выполнении разнообразных видов деятельности, которые позволяют студенту решать теоретические и практические задачи. Известно, что студенты, имея большой багаж теоретических знаний, испытывают определённые трудности при их реализации на практике.

Целью нашего исследования является изучение выраженности социальнопрофессиональных компетенций будущего специалиста.

Под социальной компетенцией Р. Вундерер и П. Дик подразумевают способность (умение) и готовность (желание) людей относиться к себе и своим партнерам конструктивно, независимо, со стремлением к сотрудничеству и с учетом сложившейся ситуации [2, с. 106]. Социальные компетенции включают в себя способность к ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным, на достижение поставленных целей.

Под профессиональной компетенцией Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы их выполнения в профессиональной деятельности.

Для эмпирического исследования была использована методика «Экспертная оценка социально-профессиональных компетенций учащихся» [6]. Выборку составили 120 студентов первого и пятого курсов. Были выявлены следующие компетенции. Социальные компетенции включают в себя способность к ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным, на достижение поставленных целей. Познавательные компетенции - готовность к систематизации и оценке учебно-профессиональной информации, готовность к дальнейшему повышению профессиональной квалификации. Операционные компетенции - способность и готовность к целеустремленному и планомерному выполнению профессиональных заданий на основе освоенных методов работы, способов мышления. Специальные компетенции -

способность самостоятельно решать возникающие задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм.

Исходя из полученных результатов исследования по первому курсу, можно сделать вывод, что из социальных компетенций наиболее значимыми являются: способность к сотрудничеству (46%), подчинение личных интересов группе (62%), умение улаживать конфликты и разногласия (36%), умение работать в команде (46%), проявление эмоциональной устойчивости в ситуациях социально-профессиональной напряженности (43%), проявление терпимости к другим мнениям и позициям (40%), быть стойкими перед трудностями (53%).

Наиболее значимыми из познавательных компетенций являются: умение переносить освоенные способы учения в новые ситуации (53%), устанавливать взаимосвязь межпредметных знаний (50%), определять индивидуальный тип учения (63%), быть готовым к учению (76%).

Среди операционных компетенций в качестве наиболее важных в своей будущей профессии студенты отметили: находить методы решения проблемы (60%), уметь противостоять неуверенности и неопределенности (65%), оценивать реальность и возможность решения проблемы (63%), выявлять проблему (65%). Как наименее значимые среди операционных компетенций студенты оценили следующие: оценивать и корректировать планы (36%), умение принимать решения и осуществлять решения (33%).

В группе специальных компетенций на первое место студенты поставили: применять знания и умения на практике (61%), правильно выбирать методы работы (49%), использовать профессиональную терминологию (39%), обладать профессиональной активностью (66%), обеспечивать качество выполняемой работы (62%), умение использовать новые технологии информации и коммуникации (67%).

Исходя из результатов исследования по пятому курсу можно сделать вывод, что из социальных компетенций наиболее значимыми являются: способность к сотрудничеству (96%), подчинять личные интересы группе (82%), уметь улаживать конфликты и разногласия (76%), участвовать в работе команды (100%), проявлять эмоциональную устойчивость в ситуациях социальнопрофессиональной напряженности (83%), проявлять терпимость к другим мнениям и позициям (80%).

Среди познавательных компетенций в качестве наиболее важных в своей будущей профессии студенты отметили: переносить освоенные способы учения в новые ситуации (93%), устанавливать взаимосвязи между межпредметными знаниями (80%), определять собственный (индивидуальный) тип учения (83%), быть готовым к учению (94%), находить источники информации (87%), правильно обращаться с аудиторной техникой (85%), концентрироваться на учебе или работе (95%).

В качестве наиболее важных операционных компетенций для своей будущей профессии студенты отметили: находить методы решения проблемы (80%), уметь противостоять неуверенности и неопределенности (80%), оценивать реальность и возможность решения проблемы (73%), выявлять проблему (73%).

Среди специальных компетенций на первое место студенты поставили: применять знания и умения на практике (98%), использовать профессиональную терминологию (85%), обладать профессиональной активностью (95%), обеспечивать качество выполняемой работы (97%), умение использовать новые технологии информации и коммуникации (98%).

Таким образом, мы выявили выраженность компетенций, которые обеспечивают продуктивность различных видов деятельности и не могут быть изолированы от конкретных условий ее реализации. Диагностика и самодиагностика таких компетенций важна как на начальном этапе обучения, так и в конце вузовского обучения.

Профессионально-педагогическая деятельность включает в себя диагностику профессиональной направленности, личностно ориентированное профессиональное обучение, социально-профессиональное воспитание, внеучебную воспитательную работу. Проводя диагностику личностных качеств, студент может совместно с преподавателем обсудить полученные результаты, наметить пути реализации тех или иных планов. Устойчивое желание работать по избранной профессии, стремление реализовать себя в ней, применять свои знания, способности отражают выраженность профессиональной направленности личности. Профессиональная компетентность - важный элемент в структуре личности педагога, от выраженности которой зависят возможности профессионального развития, достижения вершины профессионализма. Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Профессиональное образование - важное условие достижения социальноэкономических целей обновления общества, где огромную роль играет личностно ориентированное обучение. Система профессионального образования предъявляет к специалисту новые требования.

Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания будущего специалиста. Проблема подготовки компетентного специалиста становится все более актуальной. Компе-тентностный подход должен обеспечивать как личностное, так и профессиональное развитие специалистов, способствовать повышению уровня их социальнопрофессиональной мобильности, конкурентоспособности в различных сферах производственной деятельности.

Библиографический список

1. Боярский, Е.А. Компетенции: от дифференциации к интеграции [Текст] /Е.А. Боярский, С.М. Коломиец //Высшее образование сегодня. - 2007. - №1. - С. 8-11.

2. Вундерер В., Дик П. Ключевая роль социальной компетенции в концепции сопредпринимательства [Текст] /В. Вундерер, П. Дик. - М., 2003 //Проблемы теории и практики управления. 2003. №5. - С.15-24.

3. Герасимов, Б.Н. Компетентность и профессионализм управленцев //Вопросы теории и практики формирования личностной, профессиональной направленности и компетентности человека в новых условиях системы образования и трудовой деятельности: монография [Текст] /Б.Н. Герасимов. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. - 128 с.

4. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) Минэкономразвития России, Москва, 2010, С.105.

5.Зеер, Э. Ф.Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] /Э.Ф.Зеер, З.Сыманюк //Высшее образование в России. -

2005. - № 4. - С. 23-30.

6. Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М. Психология профессионального образования: практикум: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст] /Э. Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.

7. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования [Текст] /И.А. Зимняя //Высшее образование. -

2006. - №8. - С. 21-26.

8. Камалеева, А.Р. Механизм формирования основных

естественнонаучных компетенций студентов-гуманитариев [Текст]/А.Р.

Камалеева, Р.Ф. Нургазизова //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - С. 54-70.

9. Камалеева, А.Р. Технология формирования у обучаемых самообразовательных измерительных и экспериментальных умений и навыков [Текст] /А.Р. Камалеева, В.М. Сарро //Вестник Челябинского педагогического государственного университета. - 2010. - С. 122-130.

Bibliography

1. Boyarsky, EA Competence: from differentiation to integration [Text] /EA Boyarsky, S. Kolomiec //Higher education today. - 2007. - № 1. - P. 8-11.

2. Vunderer B. Dick P. The key role of social competence in the concept coentrepreneurship [Text] /V. Vunderer, P. Dick. - M., 2003 //Problems of the theory and practice of management. 2003. № 5. - P.15-24.

3. Gerasimov, B.N. Competence and professionalism of managers //Problems in the theory and practice of formation of personal, professional orientation and human competence in the new conditions of the education system and work: monograph [Text] /BN Gerasimov. - Penza: Volga House of Knowledge, 2011. - 128 p.

4. Innovative Russia - 2020 (The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020), Ministry of Economic Development of Russia, Moscow, 2010. - P.105.

5. Zeer, E.F. Competence approach to modernization of vocational education [Text] /E. F. Zeer, Z.Symanyuk //Higher Education in Russia. - 2005. - № 4. - Р. 2330.

6. Zeer, E.F., Pavlov, A.M. Psychology Professional Education: Workshop: Tutorial for stud.vyssh.ucheb.zavedeny [Text] /E.F Zeer, A.M. Pavlova. - Moscow: Publishing Center "Academy", 2008. - 144 p.

7. Zimnyaya, I.A. Competence approach. What is its place in the approaches to the problems of education [Text] /I.A. Winter //Higher Education. -2006. - № 8. - P. 21-26.

8. Kamaleeva, A.R. The mechanism of formation of the basic natural science skills of students in the humanities [Text] /A.R. Kamaleeva, R.F. Nurgazizova //Vestnik Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2009. - P. 54-70.

9. Kamaleeva, A.R. The technique of forming self-education students in measuring and experimental skills [Text] /A.R. Kamaleeva, V.M. Sarraut //Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2010. - P. 122-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.