Научная статья на тему 'Особенности формирования общих компетенций у студентов медицинских колледжей'

Особенности формирования общих компетенций у студентов медицинских колледжей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВИДЫ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / GENERAL COMPETENCE / KEY COMPETENCE / COMPETENTATIVE APPROACH / KINDS OF GENERAL COMPETENCES / METHODS OF GENERAL COMPETENCES FORMING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева О. А.

В данной статье рассмотрены проблемы формирования общих компетенций выпускников средних специальных медицинских учебных заведений, определяется значимость компетенций в образовательном процессе. Основным условием их формирования является деятельность, при этом общие компетенции базируются на личностных и метапредметных компетенциях. На основе проведенного анализа научной литературы автором предложена классификация видов общих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF FORMATION OF GENERAL COMPETENCES AT STUDENTS OF MEDICAL COLLEGES

This article deals with the problem of special medical colleges graduates general competences forming and determines their importance in the educational process. The main term of their forming is activities. General competences are based on personal and metasubject competences. On the bases of the scientific literature analysis the author suggested general competences classification.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования общих компетенций у студентов медицинских колледжей»

- использование нескольких каналов восприятия в учебном процессе;

- индивидуальная траектория обучения;

- представление материала различными способами;

- представление процессов в динамической форме;

- моделирование сложных реальных экспериментов;

- визуализация абстрактного содержания;

- управление процессом обучения путем создания проблемных ситуаций;

- мотивация к обучению [5].

В состав интерактивного оборудования входят интерактивные доски, планшеты, плазменные панели, мобильные копи-устройства, проекторы, системы тестирования, малые средства информационных технологий. Отличительной особенностью интерактивных средств обучения является взаимосвязь интерактивных учебных комплектов с интерактивным оборудованием. Эффективность интерактивных комплектов в значительной мере зависит от того, на каком оборудовании они будут представлены, а чаще всего учебный комплект не может быть раскрыт без интерактивного оборудования.

Дидактические особенности использования интерактивного оборудования:

- обратная связь;

- диалоговое взаимодействие;

- информационная насыщенность;

- показ изучаемых явлений в развитии и динамике;

- реальность отображения действительности.

Актуальным вопросом применения интерактивного оборудования, является создание полноценных интерактивных кабинетов по разным учебным дисциплинам. Современный интерактивный кабинет должен иметь три обязательных составляющих:

- интерактивная доска;

- средства индивидуальной работы учащихся по профилю предмета на основе современной микропроцессорной техники;

- системы оперативного контроля знаний учащихся.

Здесь интерактивные средства обучения дополняются различными современными информационными технологиями, например малыми средствами информационных технологий, мини-физическими лабораториями и т.п.

П.Д. Рабинович выделяет интерактивное рабочее место учителя как основного элемента Техносферы образовательного учреждения [6]. Типовая конфигурация интерактивного рабочего места учителя по П.Д. Рабиновичу выглядит следующим образом:

- интерактивная система;

- мультимедийный проектор;

- компьютер с монитором или ноутбук;

- средство коммутации;

- средства крепежа.

Основу интерактивного рабочего места учителя составляет интерактивная система. Она реализуется в зависимости от финансовых возможностей образовательного учреждения и может быть представлена:

- интерактивной доской;

- экраном совместно с интерактивным планшетом;

- маркерной доской или специально подготовленной поверхностью стены совместно с интерактивной приставкой.

Интерактивные технологии позволяют сделать образовательное пространство индивидуализированным, позволяя каждому обучающемуся можно выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, соответствующую его индивидуальным способностям.

Библиографический список

1. Сунгурова, Н.Л. Психолого-педагогические условия обучения студентов в современной информационно-компьютерной среде // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1(38).

2. Василенко, А.В. Информационные технологии и развитие пространственного мышления учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 4.

3. Макусева, Т.Г. Модель индивидуально-ориентированного обучения // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. -№ 12.

4. Нурмухамедов, Г.М. О подходах к созданию электронного учебника // Информатика и образование. - 2006. - № 5.

5. Помелова, М.С. Интерактивные средства обучения в инновационной образовательной среде // Вестник МГОУ. - 2011. - № 4. - Сер. Педагогика.

6. Рабинович, П.Д. О Техносфере Нашей Новой Школы // Образовательная политика. - 2010. - № 11-12(49-50).

Bibliography

1. Sungurova, N.L. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya obucheniya studentov v sovremennoyj informacionno-kompjyuternoyj srede // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 1(38).

2. Vasilenko, A.V. Informacionnihe tekhnologii i razvitie prostranstvennogo mihshleniya uchathikhsya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 4.

3. Makuseva, T.G. Modelj individualjno-orientirovannogo obucheniya // Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. - 2012. - № 12.

4. Nurmukhamedov, G.M. O podkhodakh k sozdaniyu ehlektronnogo uchebnika // Informatika i obrazovanie. - 2006. - № 5.

5. Pomelova, M.S. Interaktivnihe sredstva obucheniya v innovacionnoyj obrazovateljnoyj srede // Vestnik MGOU. - 2011. - № 4. - Ser. Pedagogika.

6. Rabinovich, P.D. O Tekhnosfere Nasheyj Novoyj Shkolih // Obrazovateljnaya politika. - 2010. - № 11-12(49-50).

Статья поступила в редакцию 18.03.13

УДК 377

Timofeeva O.A. THE FEATURES OF FORMATION OF GENERAL COMPETENCES AT STUDENTS OF MEDICAL COLLEGES. This article deals with the problem of special medical colleges graduates general competences forming and determines their importance in the educational process. The main term of their forming is activities. General competences are based on personal and metasubject competences. On the bases of the scientific literature analysis the author suggested general competences classification.

Key words: general competence, key competence, competentative approach, kinds of general competences, methods of general competences forming.

О.А. Тимофеева, зав. методическим отделом ГБОУСПОВО «Владимирский базовый медицинский колледж», г. Владимир, E-mail: olgapilates@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

В данной статье рассмотрены проблемы формирования общих компетенций выпускников средних специальных медицинских учебных заведений, определяется значимость компетенций в образовательном процессе. Основным условием их формирования является деятельность, при этом общие компетенции базируются на

личностных и метапредметных компетенциях. На основе проведенного анализа научной литературы автором предложена классификация видов общих компетенций.

Ключевые слова: общая компетенция, ключевая компетенция, компетентностный подход, виды общих компетенций, методы формирования общих компетенций.

В настоящее время происходит модернизация системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями, как в педагогической теории, так и в образовательной практике. Прослеживается смена образовательных парадигм, усиливаются процессы интеграции и дифференциации. Появилась потребность в осмыслении нового содержания педагогики и психологии в связи с приоритетами новой образовательной политики. Образовательная ситуация в России определяет необходимость переосмысления методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой среднего медицинского персонала к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалистов важную роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность.

В связи со сменой парадигмы образования появилось множество подходов к понятию «компетенция». Разные авторы сходятся в суждении, что компетенция - сложное образование, состоящее из нескольких взаимосвязанных компонентов, среди которых можно выделить когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий и мотивационный. Таким образом, компетенция представляет собой систему возможностей индивида, которая согласно утверждениям отечественной психологии формируется в деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал общественный характер деятельности и сознательность как одну из ее основных характеристик. Основным условием формирования общих компетенций является деятельность, направленная на осознание собственных ограничений и ресурсов, а так же на понимание поведения других людей. Эффективным становится процесс формирования общих компетенций тогда, когда обе составляющие имеют место.

Сейчас появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций, например, монография А.В. Хуторского. Формирование общих компетенций у студентов медицинского колледжа необходимо задать в деятельностной форме. А.В. Хуторской назвал следующие компетенции, формируемые у человека:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, для решения которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), сфере семейных отношений и обязанностей, вопросах экономики и права, области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки [1].

Общие компетенции инварианты относительно видов профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т.д. Рассмотрим общепрофессиональные компетенции выпускника медицинского колледжа.

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по всем специальностям представлены общими и профессиональными компетенциями. При этом общая компетенция (ОК) понимается как способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности [2].

Общие компетенции характеризуют уровень квалификации выпускников в соответствии с Национальной рамкой квалификаций Российской Федерации по таким критериям, как широта полномочий и ответственности. Инвариантный перечень общих компетенций представлен следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

оК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Согласно инвариантной структуре деятельности в данную группу входят следующие виды компетенций:

- познавательные (гностические), связанные с получени-

ем (приобретением), хранением, преобразованием и использованием различной информации;

- ценностно-ориентационные, раскрывающие целемотивационный аспект деятельности специалиста, его способность усвоить и принять ценности, нравственно-этические нормы и правила, сложившиеся в обществе и профессиональной среде;

- коммуникативные, определяющие круг межличностного взаимодействия, типовые проблемы коммуникации и способы их разрешения в сфере профессиональной деятельности, социуме, различных социальных институтах;

- технико-технологические, раскрывающие содержание операционно-инструментальной стороны деятельности, т.е. общие принципы, способы и средства планирования собственной и коллективной деятельности, проектирования и расчета техники, технологии производственного (или иного) процесса;

- эстетические, связанные с совершенствованием как процесса профессиональной деятельности (достижение мастерства в профессии), так и продукта труда;

- физические, включающие совокупность требований к физическим данным специалиста и способам выполнения определенных психомоторных действий.

Данная классификация общепрофессиональных компетенций необходима для систематизации различных видов задач и вопросов, которые в своей деятельности предстоит решать специалисту. Распределение задач по видам компетенций поможет преподавателям проводить отбор профессионально значимых задач в учебно-программную документацию по дисциплинам, а студентам соотносить эти задачи с процессом подготовке в колледже и с будущей деятельностью в качестве специалиста среднего медицинского звена.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) третьего поколения построены на компетентностной основе. Наличие у выпускника практического опыта - это принципиально новая составляющая результата образования, нашедшая отражение в ФГОС СПО. Таким образом, мы вплотную подошли к про-

блеме формирования общих компетенций выпускника медицинского колледжа.

Общие компетенции формируются в процессе учебной и внеучебной деятельности при изучении комплекса различных учебных дисциплин и профессиональных модулей. При этом приоритетным средством их формирования является способ деятельности. Проблема выбора методов формирования общих компетенций является не просто актуальной, а необходимой для эффективной организации учебной деятельности.

Общие компетенции базируются на личностных и метапред-метных результатах обучения в общеобразовательной школе, уровень которых у выпускников школы очень разный. Поэтому отбор методов зависит, прежде всего, от предшествующего опыта обучающихся, который выявляется посредством диагностики на начальном этапе обучения в учреждении среднего профессионального образования. Выбор методов формирования общих компетенций также во многом зависит от тех приоритетных функций, которые выполняет каждая из них в профессиональном образовании: обучающая, развивающая, воспитательная, информационная, аналитическая, коммуникативная, организационная, технологическая, прогностическая, когнитивная. При этом следует помнить, что в ФГОС третьего поколения красной нитью проходит необходимость использования активных и интерактивных методов обучения, методов самостоятельной работы студентов [3, с. 12].

Эффективность формирования общих компетенций определяется актуализацией компетенции как одного из результатов освоения программы учебной дисциплины, ориентацией на основные показатели освоения компетенции, конкретизацией методов обучения на занятии с учётом показателей освоения компетенции на основе содержания рабочей программы учебной дисциплины. Примечательно, что один и тот же набор методов может способствовать формированию одновременно нескольких общих компетенций, так как весь перечень общих компетенций формируется непоследовательно, а одновременно.

Приведём примеры набора методов, используемых при формировании некоторых общих компетенций.

№ п/п Название Вид компетенции Методы формирования компетенции

ОК.1 Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса Познавательные, ценностно- ориентационные, коммуникативные Рассказ, демонстрация учебных фильмов, мини-сочинения, эссе, наблюдения за профессиональной деятельностью в лечебной организации, обсуждения проблемы с участием группы специалистов, проблемный метод, дискуссию, метод проектов, исследовательский метод.

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество Технико- технологические, эстетические, физические Оргдеятельностные методы: действие по инструкции, имитационные ситуации, тренинги, мини-проекты, ролевые, деловые, игры, компьютерные симуляции, организации собственной деятельности, выбор типовых способов выполнения профессиональных задач, подготовка докладов, рефератов, исследовательские и проектные работы, создание портфолио, работа по индивидуальному заданию.

ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Познавательные, ценностно- ориентационные, коммуникативные Метод проб и ошибок, предполагающий возможность обучающегося сомневаться в своих решениях; решение одной и той же задачи несколькими альтернативными способами, выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения; учебных задач с избыточным условием; учебных задач с недостаточным условием, требующих поиска дополнительной информации; метода кейсов, проектная деятельность, мини-проекты.

ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Познавательные, ценностно- ориентационные, коммуникативные, эстетические Поиск и сбор информации, работы с литературными первоисточниками, обработка информации; передача информации (подготовка докладов, сообщений; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий; комплексные методы (составление и защита рефератов, оформление библиографии; информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые); телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте; учебноисследовательская работа, грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.; выпуск студенческих СМИ — печатных, электронных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при формировании общих компетенций перед преподавателем стоит задача целесообразного выбора методов, позволяющих студентам не только обрести опыт практической деятельности в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы, но и овладеть способами непрерывного профессионального и личностного самосовершенствования и карьерного роста.

Библиографический список

1. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: Интернет-журнал. - 2005. - 12 декабря [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М., 2005.

3. Кривых, С.В. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО / С.В. Кривых, А.Н. Строганова. - СПб., 2011. Bibliography

1. Khutorskoyj, A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevihkh i predmetnihkh kompetenciyj // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2005. - 12 dekabrya [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru

2. Zeer, Eh.F. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya. Kompetentnostnihyj podkhod: ucheb. posobie / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, Eh.Eh. Sihmanyuk. - M., 2005.

3. Krivihkh, S.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnihkh planov po FGOS VPO / S.V. Krivihkh, A.N. Stroganova. - SPb., 2011.

Статья поступила в редакцию 12.03.13

УДК 378.12

Fedosenko E.V. METHODOLOGICAL BASIS FOR CREATION OF THE ACMEOLOGICAL SPACE PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE SUBJECTS OF EDUCATION. The article considers the methodological basis for creation of the acmeological space professional self-realization of the subjects of education. Drafting of the methodological concept of psychological support of professional self-realization of the subjects of education in acmeological space.

Key words: professional self-realization, acmeological space, professional self-actualization of the subjects of education, system approach, subjective approach, an integrated approach.

Е.В. Федосенко, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «Институт дизайна, прикладного искусства и

гуманитарного образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: efedosenko@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены методологические основы создания акмеологического пространства профессиональной самореализации субъектов образования. Представлена разработка методологического конструкта психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве.

Ключевые слова: профессиональная самореализация, акмеологическое пространство, профессиональная самореализация субъектов образования, полисубъектное пространство, системный подход, субъектный подход, комплексный подход.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть концептуальные основы создания акмеологического пространства самореализации субъектов образования (специалистов образования и воспитанников детских учреждений). В основе концепции нами заложена центральная идея акмеологии -движение человека к «акме», к вершине личностного и профессионального развития.

Учитывая проведенный анализ специфики развития детей-сирот, нами была предпринята попытка расширения их жизненного пространства как основного фактора, влияющего на успешную социализацию и развитие воспитанника. В итоге мы пришли к осознанию необходимости создания концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования, в котором дети-сироты могли бы успешнее развиваться и самореализовываться как в пределах интернатного учреждения, так и (что еще более важно) не потерять себя при «выходе» в самостоятельную жизнь.

Таким образом, нами была выдвинута идея организации развивающего профессионального пространства полисубъект-ного взаимодействия специалистов сферы образования и других сфер общества, которое бы способствовало системному, лонгитюдному сопровождению комплексного развития детей-сирот с целью их успешной профессиональной самореализации за пределами детского учреждения. Результатом этого психологического сопровождения должно стать профессиональное самоопределение воспитанника как первый этап его профессиональной самореализации. Важность и значимость профессиональной самореализации для воспитанников детских домов объясняется утратой такого важнейшего социального института как семья, поэтому успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая профессиональная самореализации может стать для него тем фундаментом, который будет способ-

ствовать продуктивной стратегии жизни воспитанника на протяжении всего его жизненного пути.

При этом мы считаем, что существующая система профориентации (даже целенаправленно поддерживаемая различными благотворительными организациями), а также психолого-пе-дагогическое сопровождение детей-сирот не может в полной мере способствовать их комплексному развитию и самореализации во взрослой жизни. По нашим наблюдениям, низкий уровень адаптации детей-сирот в обществе объяснятся в большей степени отсутствием адекватного профессионального выбора сочетаемого со специфическими психологическими особенностями воспитанников, невозможностью и неумением реализовать свой природный потенциал.

Однако развитие и самореализация воспитанников во многом взаимосвязана с уровнем профессиональной самореализации тех, кто сопровождает это развитие. В связи с этим мы сочли необходимым создать такое развивающее полисубъектное пространство, в котором и сопровождающие, и сопровождаемые находились в системе взаимообусловленной самореализации. Это развивающее полисубъектное пространство должно быть максимально широким, учитывая основные факторы жизнедеятельности детей-сирот: замкнутость и ограниченность пространства жизни, ограниченные и однообразные социальные контакты.

Методологической основой концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве стали следующие общеметодологические подходы.

Комплексный подход широко представлен в психолого-пе-дагогических исследованиях. В аспекте нашего исследования мы основываемся на комплексном подходе к изучению развития человека, предложенному Б.Г. Ананьевым. Комплексный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.