Библиографический список
1. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Эйдос: Интернет-журнал. - 2005. - 12 декабря [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru
2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М., 2005.
3. Кривых, С.В. Методические рекомендации по разработке учебных планов по ФГОС ВПО / С.В. Кривых, А.Н. Строганова. - СПб., 2011. Bibliography
1. Khutorskoyj, A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevihkh i predmetnihkh kompetenciyj // Ehyjdos: Internet-zhurnal. - 2005. - 12 dekabrya [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru
2. Zeer, Eh.F. Modernizaciya professionaljnogo obrazovaniya. Kompetentnostnihyj podkhod: ucheb. posobie / Eh.F. Zeer, A.M. Pavlova, Eh.Eh. Sihmanyuk. - M., 2005.
3. Krivihkh, S.V. Metodicheskie rekomendacii po razrabotke uchebnihkh planov po FGOS VPO / S.V. Krivihkh, A.N. Stroganova. - SPb., 2011.
Статья поступила в редакцию 12.03.13
УДК 378.12
Fedosenko E.V. METHODOLOGICAL BASIS FOR CREATION OF THE ACMEOLOGICAL SPACE PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE SUBJECTS OF EDUCATION. The article considers the methodological basis for creation of the acmeological space professional self-realization of the subjects of education. Drafting of the methodological concept of psychological support of professional self-realization of the subjects of education in acmeological space.
Key words: professional self-realization, acmeological space, professional self-actualization of the subjects of education, system approach, subjective approach, an integrated approach.
Е.В. Федосенко, канд. психол. наук, доц. НОУ BПO «Институт дизайна, прикладного искусства и
гуманитарного образования», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ
B статье рассмотрены методологические основы создания акмеологического пространства профессиональной самореализации субъектов образования. Представлена разработка методологического конструкта психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве.
Ключевые слова: профессиональная самореализация, акмеологическое пространство, профессиональная самореализация субъектов образования, полисубъектное пространство, системный подход, субъектный подход, комплексный подход.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть концептуальные основы создания акмеологического пространства самореализации субъектов образования (специалистов образования и воспитанников детских учреждений). В основе концепции нами заложена центральная идея акмеологии -движение человека к «акме», к вершине личностного и профессионального развития.
Учитывая проведенный анализ специфики развития детей-сирот, нами была предпринята попытка расширения их жизненного пространства как основного фактора, влияющего на успешную социализацию и развитие воспитанника. В итоге мы пришли к осознанию необходимости создания концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования, в котором дети-сироты могли бы успешнее развиваться и самореализовываться как в пределах интернатного учреждения, так и (что еще более важно) не потерять себя при «выходе» в самостоятельную жизнь.
Таким образом, нами была выдвинута идея организации развивающего профессионального пространства полисубъект-ного взаимодействия специалистов сферы образования и других сфер общества, которое бы способствовало системному, лонгитюдному сопровождению комплексного развития детей-сирот с целью их успешной профессиональной самореализации за пределами детского учреждения. Результатом этого психологического сопровождения должно стать профессиональное самоопределение воспитанника как первый этап его профессиональной самореализации. Важность и значимость профессиональной самореализации для воспитанников детских домов объясняется утратой такого важнейшего социального института как семья, поэтому успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая профессиональная самореализации может стать для него тем фундаментом, который будет способ-
ствовать продуктивной стратегии жизни воспитанника на протяжении всего его жизненного пути.
При этом мы считаем, что существующая система профориентации (даже целенаправленно поддерживаемая различными благотворительными организациями), а также психолого-пе-дагогическое сопровождение детей-сирот не может в полной мере способствовать их комплексному развитию и самореализации во взрослой жизни. По нашим наблюдениям, низкий уровень адаптации детей-сирот в обществе объяснятся в большей степени отсутствием адекватного профессионального выбора сочетаемого со специфическими психологическими особенностями воспитанников, невозможностью и неумением реализовать свой природный потенциал.
Однако развитие и самореализация воспитанников во многом взаимосвязана с уровнем профессиональной самореализации тех, кто сопровождает это развитие. В связи с этим мы сочли необходимым создать такое развивающее полисубъектное пространство, в котором и сопровождающие, и сопровождаемые находились в системе взаимообусловленной самореализации. Это развивающее полисубъектное пространство должно быть максимально широким, учитывая основные факторы жизнедеятельности детей-сирот: замкнутость и ограниченность пространства жизни, ограниченные и однообразные социальные контакты.
Методологической основой концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве стали следующие общеметодологические подходы.
Комплексный подход широко представлен в психолого-пе-дагогических исследованиях. В аспекте нашего исследования мы основываемся на комплексном подходе к изучению развития человека, предложенному Б.Г. Ананьевым. Комплексный
подход в акмеологии открывает перспективу индивидуальности и как субъекта деятельности. Он соединяет представление о личности в жизни, на жизненном пути и в деятельности [1]. Комплексный подход позволяет нам соединить звенья комплекса субъектов сопровождения самореализациии детей-сирот, позволяет комплексно исследовать развитие воспитанников.
Системный подход - это основе нашего исследования. Мы считаем его практически неотделимым от комплексного подхода. Развитие принципа системности в психологии связано с именами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, которые разрабатывали его положения в единстве с решением проблем психологии. Б.Ф. Ломов явился классиком системного подхода в отечественной психологии, осуществив определенную рефлексию, формализацию принципа системности [1]. Акмеологическая система подразумевает под собой не систему как иерархию уровней, а переход всей системы, ее изменение в оптимальное, т.е. более высокоорганизованное состояние. Мы опираемся на идею Б.Г. Ананьева, который отмечал, что для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта). Каждая индивидуальность может быть различной сложности, но она представляет всегда определенную гармонию частей и обладает своей формой и своей относительной устойчивостью системы. Гармония частей есть основа индивидуальности. В такой относительно замкнутой системе, «встроенной», по мнению Б.Г. Ананьева, в открытую систему взаимодействия с миром, «образуется определенное вза-имосоответствие тенденций и потенций человека, самосознание и «я» “ ядро человеческой личности [2]. Нашей задачей и является расширение этой «открытой системы взаимодействия с социумом» с целью развития и самореализации индивидуальности воспитанника. Системный подход является для нас и важным аспектом организации, организации системы как самого пси-холого-акмеологического пространства как открытой системы, подчиняющейся синергетическим законам функционирования систем, так самоорганизации личности субъектов системы (детей-сирот и специалистов образования), как результата взаимодействия этих систем. По мнению исследователей, самоорганизация - процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат - появление единицы следующего качественного уровня [3]. Для нас очень важно, чтобы при организации открытой системы акмеологического пространства следовала бы самоорганизация внутренней системы каждого субъекта этого пространства, а точнее полисубъекта взаимодействия «воспитанник детского дома - взрослый» (в широком смысле этого слова, т.е. каждый субъект взаимодействия). Иначе мы хотим сказать, что стремимся при построении своей концепции к такому уровню организации акмеологи-ческого пространства, при котором должны актуализироваться механизмы самоорганизации и, как следствие, самореализации, без дополнительного воздействия внешних условий на систему личности субъектов взаимодействия в пространстве.
Субъектный подход является парадигмой акмеологии, он открывает для нас перспективу рассмотрения человека по восходящей линии. Идея субъектного подхода близка западной философской идее Ш. Бюлер о врожденной потребности личности в самореализации [4], эта идея и является для нас центральной. Мы опираемся на понимании того, что для личности достижение субъектности не есть достижение заранее отмеченной планки, а непрерывное движение к самосовершенствованию. С этой точки зрения «понятия «акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего развития» [4, с. 72]. Мы поддерживаем точку зрения А.В. Брушлинского, который считал, что личность всегда является субъектом.
Важно отметить, что принцип субъекта в акмеологии и в нашем исследовании непосредственно не связан с эгоцентризмом, с самоотношением, а связан, прежде всего, с разрешением различного рода противоречий, т.е. с критерием, который выделала К.А. Абульханова при квалификации личности как субъекта. В нашей работе нас особенно интересует противоречие между генетически заложенными потребностями личности, ее потенциями и мерой их реализации, степенью самореализации, которой ей удалось достичь.
Значим для нашего исследования и второй критерий субъек-тности - свобода владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, способности к построению оптимально развивающих саму личность и других людей как субъек-
тов отношений исторически зрелому типу жизнеотношений. В перовой главе было отмечено, что воспитанники детских домов, к сожалению, не обладают данным критерием или обладают им в меньшей мере. В связи с этим построение психолого-акмеологического пространства должно строиться, учитывая этот важнейший критерий принципа субъектности. И последней критерий субъект, который также является для нас ключевым - это наличие «Я-концепции», которая позволяет, по мнению А.А. Деркача (2002) позволяет судить о мере субъектности личности. В нашем исследования «Я-концепция» рассматривается как компонент самосознания личности, что в свою очередь является основой, своего рода базовым фундаментом самореализации личности. Для нас важен и тот факт, что наши взгляды созвучны и с идеями таких зрелых ученых как Э.В. Сайко и А.А. Деркач, которые рассматривают самость «в качестве исходной в познании процесса самореализации как основания акмеологического развития» [5, с. 157].
Методологической основой концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования помимо ведущих подходов психологической науки, таких как системный, комплексный и субъектный является и полисубъектный подход. К его осознанию мы пришли самостоятельно и были воодушевлены тем, что данный подход уже стал основой для исследований многих ученых. Полисубъектный подход помог нам более детально раскрыть механизмы нашей концепции.
Полисубъектный подход можно считать достаточно «молодым» в психолого-педагогических исследованиях. Как отмечает И.В. Вачков (2008) в латентном виде идеи полисубъектности отражались в области психолого-педагогической мысли, начиная уже с XVIII столетия. Отечественные педагоги обращали особое внимание не только на содержание и формы образования, но и на связь образования и саморазвития личности, на ценностно-смысловую сторону педагогической деятельности. Только с середины восьмидесятых годов прошлого столетия проблемы субъекта и, косвенно, полисубъекта начали ставиться в педагогической психологии (Вербицкий А.А., Давыдов В.В., Зимняя И.А., Панов В.И., Рубцов В.В., Кан-Калик В.А., Орлов А.Б., Орлов Ю.М., Сластенин В.А., Сосновский Б.А. и др.). Теоретико-практическую оформленность получили положения о необходимости развития субъектного потенциала личности учащегося в теории развивающего образования. Вместе с тем достаточно ясно осознанной и отрефлексированной к настоящему времени стала проблема субъектного развития личности учителя. Профессионализм учителя часто синонимизируется с его способностью стать полноценным субъектом педагогической деятельности и развивать субъектный потенциал учащегося (Маркова А.К., Митина Л.М. и др.).
Сходные идеи и концептуальные модели, связанные с проблемой полисубъекта и полисубъектного взаимодействия, можно встретить в зарубежной психологии и педагогике. При этом временной приоритет в изучении феномена субъектного становления учителя и полисубъектности в образовательной среде остается именно за представителями гуманистической психологии (Комбс А., Куик Д., Маслоу А., Роджерс К., Сара-сон С. и др.).
Проблема полисубъектности в настоящее время выходит на одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях психологической науки и становится одним из главных направлений в изучении психологических механизмов развития и саморазвития субъектов образовательной среды. Под полисубъектным взаимодействием, по мнению И.В. Вачкова, понимается «форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность и особый тип общности - полисубъект, понимаемый как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития внутренних содержаний реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью, и проявляющееся в способности к активности, действенности, интеграции, способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект» [2, с. 150].
Таким образом, акмеологическое пространство как открытая развивающая система, основанная на психологическом сопровождении комплекса организованных институциональных подсистем, базируется на полисубъектном взаимодействии, способствующем взаимообусловленной профессиональной самореализации всех его субъектов и движения к акме. Далее необходимо отметить основные общеметодологические и непосредственно акмеологические принципы, на которых мы опирались при построении концепции. К общеметодологическим принци-
пам относятся: детерминизма, развития и гуманизма. Все они равноценно значимы для построения полноценной концепции, в которой заложена идея акмеологического развития. Так, акме-ологическая специфика принципа детерминизма, значимая для нашей концепции заключается в следующем:
• выявляет «внутренние» как логику его развития в оптимальном направлении. Закономерности развития - это закономерности восхождения, а не линейного горизонтального развития;
• движущей силой развития становится сама личность, а механизмом саморегуляция, самоорганизация;
• процесс совершенствования личности имеет двойную детерминацию и внутреннюю и внешнюю, ведущую роль играет внутренняя детерминация, высвобождение внутренних движущих сил, выявление имплицитных возможностей [1].
Не требует дополнительных комментариев значимость принципа развития для построения концепции самореализации де-тей-сирот в психолого-акмеологическом пространстве. В частности, мы опираемся на закономерности акмеологического развития:
• понимания развития как совершенствование, «движение по восходящей»;
• признание субъектного характера развития;
• развитие рассматривается как развитие в жизненном пути и деятельности, устанавливается связь развития личности в жизненном пути и профессии;
• учитывает соотношение потенциального и актуального в развитии личности, нацелена на выявление ее скрытых, нереализованных возможностей.
Данные закономерности в целом обобщают вышесказанное и полностью отражают «постулаты» нашей концепции. Принцип гуманизма наиболее острое звучание приобретает при разработке концептуальных идей развития и самореализации де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учитывая психологические особенности этих детей, а также условия их жизненного психологического пространства принцип гуманизма должен красной нитью проходить по всему идейному содержанию концепции.
В акмеологической науке гуманистическая задача состоит в том, чтобы содействовать подлинности жизни человека, полноте его самореализации. Эту задачу мы подчеркнули не случайно, так как считаем ее подлинной задачей, как нашей концепции, так и вообще психолого-педагогической науки как важнейшей задачи нашего общества. Как отмечает А.А. Деркач (2002), принцип гуманизма направлен на 3 варианта поддержки личности:
1. Путем признания ее качества как субъекта и способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия.
2. На актуализацию ее интеллектуальных возможностей, ее сознания как способов, владения которыми способствует помощи в разрешении противоречий.
3. Путем моделирования для личности естественных или искусственных ситуаций, в которых она поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей.
Данные варианты поддержки личности использовались нами при создании как самой концепции психолого-акмеологического пространства самореализации детей-сирот, так и ее компонентов, в частности, акмеологического сопровождения развития и самореализации детей-сирот. При построении концепции, а, в частности, системы психологического сопровождения профессиональной самореализации специалистов образования и детей-сирот, мы опирались и на конкретные методологические принципы, в частности:
1. Принцип субъекта деятельности. На его основе раскрываются пути наиболее полного и удовлетворяющего саму
Библиографический список
личность самовыражение в профессии. Он позволяет обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность деятельности и кадров различных профессий. Принцип субъекта деятельности лег в основу наших положений о профессиональном самоопределении выпускников детских домов и их дальнейшего профессионального обучения на этапе акме-сопровождения (о чем подробно будет сказано в следующих параграфах).
2. Принцип жизнедеятельности. Понятие «акме» связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами. Принцип личности как субъекта жизни: «овладение» личностью условиями своей жизни, создание ею вторичных условий жизни путем построения особых жизненных опор, жизненных отношений и позиций. Данный принцип является крайне значимым для построения как целостной концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве, так и логики психологического сопровождения организации жизненного пространства воспитанников.
3. Принцип потенциального и актуального позволяет рассматривать личность как преактивную, перспективную систему. Ориентация на резерв, возможности личности, которые могут реализоваться в будущем ей самой или при ее акмеологичес-кой поддержке. И предлагает использовать не столько констатирующие, сколько проективные процедуры.
4. Принцип обратной связи представляет в общей методологии системного подхода один из механизмов функционирования системы. Личность, объективируясь в профессии, жизни получает не только результаты этой объективации - результаты труда оценки людей, но и воспринимает себя в новом качестве - воплощенной в формах своей деятельности. Обратная связь есть раскрытие опосредованного характера самопознания личности через самореализацию [1].
Принципы моделирования и оптимальности стали для нас своеобразным «каркасом» при построении концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве. Не будем подробно останавливаться на этих принципах. Отметим лишь то, что модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего и будущего, которого еще нет в реальной действительности. «Оригинал» - это наличное, данное состояние личности. Наличное состояние «оригинала» исследуется, а желательное, целевое проектируется согласно теоретическим принципам и основаниям [1].
Самоопределение, самоактуализации, саморазвитие и самореализация представлены как основные категории концепции профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве будут рассмотрены нами в следующих параграфах.
Таким образом, мы рассмотрели основную методологическую базу построения концепции психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологическом пространстве. Анализ методологических подходов позволил нам сформулировать рабочее определение понятия «акмеологического пространства» как открытая развивающая система, основанная на психологическом сопровождении комплекса организованных институциональных подсистем, базируется на полисубъектном взаимодействии, способствующем взаимообусловленной профессиональной самореализации всех его субъектов (детей-сирот, специалистов образования) и движения к акме. Это понятие мы считаем несколько общим, поэтому для более детального его оформления необходимо рассмотреть содержательные компоненты нашей концепции: критерии, уровни, механизмы самореализации детей-сирот и систему психологического сопровождения профессиональной самореализации субъектов образования в акмеологогическом пространстве.
1. Акмеология: учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. - М., 2002.
2. Bачков, B.M. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1995.
3. Психология самореализации профессионала: монография / под науч. ред. E.B. Федосенко. - СПб., 2012.
4. Профессиональная самореализация личности в современном обществе: монография / под науч. ред. E.B. Федосенко. - СПб., 2009.
5. Самореализация - основание акмеологического развития: монография / А.А. Деркач, Э^. Сайко. - М., 2010.
Bibliography
1. Akmeologiya: uchebnik / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2002.
2. Vachkov, V.I. Psikhologicheskie usloviya razvitiya professionaljnogo samosoznaniya uchitelya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1995.
3. Psikhologiya samorealizacii professionala: monografiya / pod nauch. red. E.V. Fedosenko. - SPb., 2012.
4. Professionaljnaya samorealizaciya lichnosti v sovremennom obthestve: monografiya / pod nauch. red. E.V. Fedosenko. - SPb., 2009.
5. Samorealizaciya - osnovanie akmeologicheskogo razvitiya: monografiya / A.A. Derkach, Eh.V. Sayjko. - M., 2010.
Статья поступила в редакцию 06.03.13