Научная статья на тему 'Организация психологоакмеологического пространства самореализации детейсирот'

Организация психологоакмеологического пространства самореализации детейсирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSIHOLOGО-AKMEOLOGICAL SUPPORT / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ / PSIHOLOGO-AKMEOLOGICAL SPACE / SELF-REALIZATION / CHILDREN-ORPHANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосенко Е. В.

В статье рассматривается проблема комплексного развития и профессионального самоопределения с целью их успешной самореализации во взрослой жизни. Представлен концептуальный подход (методология, содержание, этапы, критерии оценки и пошаговый алгоритм) к инновационной системе сопровождения самореализации детей-сирот психолого-акмеологическое пространство полусубъектного взаимодействия, способствующего взаимообуславливающей самореализации всех, участвующих в нем субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PSIHOLOGO-AKMEOLOGICAL SPACE OF SELF-REALIZATION OF CHILDREN-ORPHANS

In article the problem of complex development and professional self-determination for the purpose of their successful self-realization in adult life is considered. The conceptual approach (methodology, the maintenance, stages, criteria of an estimation and step-by-step algorithm) to innovative system of support of self-realization of children-orphans psihologo-akmeologicheskoe space of the semisubject interaction promoting взаимообуславливающей self-realization of everything, subjects participating in it is presented.

Текст научной работы на тему «Организация психологоакмеологического пространства самореализации детейсирот»

Следует отметить, что в Великобритании существует понятие «квалификация в области ключевых компетенций». В него входят знания и умения, которыми должен обладать выпускник по конкретной специальности, и указано, где именно (университет, факультет, специализация) и на каких условиях (схемы обучения, оплата, льготы, гранты) можно их изучить в форме определенных академических предметов (учебных курсов, дисциплин). Квалификация в области ключевых компетенций входит в «национальную квалификационную рамку», то есть умения и навыки, которыми человек овладел, могут быть проверены как в процессе обучения, так и при приеме на работу, а также на соответствие занимаемой должности.

В британской системе образования нет обязательного минимума знании, который учащийся должен получить. При этом стандарт выполняет роль ориентира, а не обязательного минимума (в отличие от российской системы образования).

Опыт работы по развитию ключевых компетенций в разных странах убеждает в том, что ключевые компетенции - это необходимое условие повышения качества образования, в том числе и дополнительного. Эволюционирующие тенденции развития современного образования, характеризующиеся процессами глобализации, диверсификации, интеграции России в европейское образовательное пространство, обострили проблему профессиональной адаптации человека в условиях быстроменяющейся социально-экономической среды. Активные процессы развития рыночных отношений во всех сферах профессиональной деятельности россиян обострили ситуацию на отечественном рынке труда и профессий. Высокая конкуренция между специалистами сформировала новые факторные условия трудоустройства личности как конкурентоспособного специалиста.

Поэтому сегодня наиболее актуальным является предоставление возможности гражданам получить дополнительное профессиональное образование определенного профиля и уровня в соответствии с ситуацией на рынке труда. Вариативность системы ДПО позволяет профессионально совершенствоваться, получать новую квалификацию, включаясь в процесс непрерывного профессионального самоопределения, ориентируясь при этом на «образование через всю жизнь». Включение России в Болонский процесс, когда «обязательным становится обучение и подготовка в течение всей жизни», определяет состоятельность социально-педагогического анализа непрерывного образования и места в его становлении системы ДПО.

В условиях изменений социально-экономического устройства российского общества стратегическое планирование работы учреждений ДПО приобретает важное государственное и социальное значение. Вместе с тем, финансирование и поддержка учреждений ДПО вошла в систему целевых показателей Федераль-

Библиографический список

ной целевой программы развития образования весьма ограниченно, что снижает устойчивость работы данных учебных заведений. Им предстоит в основном рассчитывать на рыночные механизмы финансирования образовательных программ, что может быть достигнуто за счет реализации научно обоснованной стратегии устойчивого функционирования и планомерного развития, направленной на повышение качества образовательных программ на основе научных исследований, инновационных разработок, инновационных методов обучения.

Огромный потенциальный рынок дополнительного профессионального образования в России еще только формируется, но уже требует определения концептуальных направлений инновационного обеспечения и развития. В условиях жесткой рыночной конкуренции необходимо разработать теоретические и методологические основы проектирования развития системы ДПО. Для этого необходима гибкая система инструментов, форм, методов, моделей, учитывающих социально-экономические, структурные и инновационные изменения, способствующих повышению качества образования. Развитие системы ДПО столкнулось с множеством проблем объективного и субъективного характера.

Необходимость разработки организационно-педагогических условий развития системы ДПО в условиях реформирования образования предопределяется рядом существующих противоречий между:

1. острой необходимостью системы ДПО в российском образовательном пространстве и отсутствием четкой федеральной политики в области ДПО, ее нормативно-правовом и финансово-экономическом регулировании, включая государственную аккредитацию учреждений ДПО, государственные образовательные стандарты для системы ДПО;

2. необходимостью стратегии развития системы ДПО, определения ее приоритетов, реализация этой стратегии через федеральные программы, крупные социально-педагогические эксперименты и инновационные проекты и отсутствием для этого нормативной базы и организационных механизмов;

3. значительным и постоянным увеличением номенклатуры профессий и специализаций, необходимостью постоянного обновления знаний у специалистов и инерционностью существующей системы образования ДПО;

4. переходом на ФГОС нового поколения в профессиональном образовании, основанного на компетентностном подходе и неуспеванием обновления образовательных программ и оперативных технологий обучения в системе ДПО.

Обозначенные противоречия могут быть эффективно устранены при условии построения образовательного процесса на принципах модульной конструкции программ в замен комбинированной.

1. Андрагогика постдипломного педагогического образования: научно методическое пособие / под ред. С.Г. Вершловского, Г.С. Сухобс-кой. - СПб., 2007.

2. Бабкова, Е. Чему научат в датском королевстве [Э/р]. - Р/д: / http://gzt.ru/politics/2005/02/15/121100.htm

3. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М., 2002.

4. Анисимов, О.С. Игровые формы обучения профессиональному мышлению. - М., 1989.

5. Анисимов, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М., 1991.

6. Борисова, Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному. - М., 2000.

7. Брайан, Т. Технология достижений: турбокоучинг по Брайану Трейси. - М., 2009.

Bibliography

1. Andragogika postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: nauchno metodicheskoe posobie / pod red. S.G. Vershlovskogo, G.S. Sukhobskoyj. - SPb., 2007.

2. Babkova, E. Chemu nauchat v datskom korolevstve [Eh/r]. - R/d: / http://gzt.ru/politics/2005/02/15/121100.htm

3. Bayjdenko, V.I. Bolonskiyj process: strukturnaya reforma vihsshego obrazovaniya Evropih. - M., 2002.

4. Anisimov, O.S. Igrovihe formih obucheniya professionaljnomu mihshleniyu. - M., 1989.

5. Anisimov, O.S. Metodologicheskaya kuljtura pedagogicheskoyj deyateljnosti i mihshleniya. - M., 1991.

6. Borisova, N.V. Ot tradicionnogo cherez moduljnoe k distancionnomu. - M., 2000.

7. Brayjan, T. Tekhnologiya dostizheniyj: turbokouching po Brayjanu Treyjsi. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 16.12.11

УДК 158

Fedosenko E.V. THE ORGANIZATION OF PSIHOLOGO-AKMEOLOGICAL SPACE OF SELF-REALIZATION OF

CHILDREN-ORPHANS. In article the problem of complex development and professional self-determination for the purpose of their successful self-realization in adult life is considered. The conceptual approach (methodology, the maintenance, stages, criteria of an estimation and step-by-step algorithm) to innovative system of support of self-realization of children-orphans -psihologo-akmeologicheskoe space of the semisubject interaction promoting взаимообуславливающей self-realization of everything, subjects participating in it is presented.

Key words: psihologo-akmeological space, psihologо-akmeological support, self-realization, children-orphans.

Е.В. Федосенко, канд. психол. наук, ст науч. сотрудник Учреждения РАО «Институт педагогического образования», Санкт-Петербург, E-mail: efedosenko@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИКОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

В статье рассматривается проблема комплексного развития и профессионального самоопределения с целью их успешной самореализации во взрослой жизни. Представлен концептуальный подход (методология, содержание, этапы, критерии оценки и пошаговый алгоритм) к инновационной системе сопровождения самореализации детей-сирот -психолого-акмеологическое пространство полусубъектного взаимодействия, способствующего взаимообуславливаю-щей самореализации всех, участвующих в нем субъектов.

Ключевые слова: психолого-акмеологическое пространство, психологическо-акмеологическое сопровождение, самореализация, дети-сироты.

Одна из важнейших задач современного российского общества - сопровождение осознанного профессионального самоопределения и самореализации детей-сирот. Выбор профессии -одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально-экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Наша общая цель - это "формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности". Такая личность и является тем «человеческим капиталом», по словам Д.А. Медведева, который может стать стратегическим ресурсом страны. С целью решения данной проблемы перед нами встает вопрос объединения и координации совместных усилий всех систем общества для осуществления поставленной цели. Результатом такого объедения может стать организация психолого-акмео-логического пространства, которое будет способствовать самореализации детей-сирот.

Идея организации развивающего профессионального пространства полисубъектное взаимодействия специалистов сферы образования и других сфер общества, которое бы способствовало системному, лонгитюдному сопровождению комплексного развития детей-сирот с целью их успешной самореализа-

ции за пределами детского учреждения. Результатом этого сопровождения должно стать профессиональное самоопределение воспитанника как первый этап его продуктивной профессиональной самореализации. Важность и значимость профессиональной самореализации для воспитанников детских домов объясняется утратой такого важнейшего социального института как семья, поэтому успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая профессиональная самореализации может стать для него тем фундаментом, который будет способствовать продуктивной стратегии жизни воспитанника на протяжении всего его жизненного пути.

Мы полагаем, что существующая система профориентации (даже целенаправленно поддерживаемая различными благотворительными организациями), а также психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот не может в полной мере способствовать их комплексному развитию и самореализации во взрослой жизни. По нашим наблюдениям, низкий уровень адаптации детей-сирот в обществе объяснятся в большей степени отсутствием адекватного профессионального выбора сочетаемого со специфическими психологическими особенностями воспитанников, невозможностью и неумением реализовать свой природный потенциал.

Рис. 1. Полисубъектное взаимодействие в психолого-акмеологическом пространстве самореализации детей-сирот

Целевой

Цель: создание системы психолого-акмеологического пространства (ПАП) самореализации детей-сирот

Методологический

-системный, субъектный и комплексный подходы;

- принципы субъектности; развития и системности, рассмотрение личности как активного субъекта деятельности и отношений с миром, неравномерного и гетерехронного развития человека.

*

Критериально-оценочный

Дети-сироты

- Психологическое здоровье;

- Профессиональная направленность

- Познавательная компетентность

"ТГ

Организационный

Организация взаимодействия всех субъектов ПАП: педагогических систем, социально-культурной и производственной сферы, благотворительных организаций, администрации региона

_

Специалисты образования Психологическое здоровье; Профессиональная удовлетворенность; Научно-методическая компетентность

1

Содержательный

Содержание деятельности всех субъектов психолого-акмеологического пространства с целью взаимообусловленной самореализации субъектов ПАП

Процессуальный Этапы психолого-акмеологического сопровождения: 1.Организационный этап, включающийся в себя поуровневую оценку профессиональной самореализации специалистов образования, сопровождающих детей-сирот.

2. Этап общего психолого-акмеологического сопровождения самореализации детей-сирот, включающийся в себя сопровождение подростков по двум модулям: модуль «Трудовое воспитание» (5-7 класс) и модуль «Профессиональное самоопределение» (8-11 класс)

3. Акме-сопровождение детей-сирст с высокой мотивацией к профессиональной самореализации (9-11 класс).

4. Акме-солровождвнив на этапе профессионального обучении детей-сирот в системе высшего и среднего профессионального обучения как результат предыдущих этапов (выпускники 17-23 лет).

Конкретно-методический

Методы

психолого-акмеологического сопровождения

Направления:

- Диагностика

- Коррекция и Развитие

- Профилактика

- Просвещение

Формы

психолого-акмеологического сопровождения

Результативный

Переход на новый уровень личностного и профессионального развития Взаимообусловленная самореализация субъектов ПАП

Рис. 2. Система ПАП самореализации детей-сирот

Таблица 1

Содержание деятельности субъектов психолого-акмеологического пространства самореализации детей-сирот

Объект ^"~\сравнения Линия сравнения Цель Содержание деятельности в рамках психолого-акмеологического пространства самореализации детей-сирот

Научное учреждение Организация системы успешного взаимодействия полисубъектного пространства самореализации детей-сирот. Научно-методическое и организационное сопровождение. Организация научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, тренингов, мастер-классов и т.п.) с целью повышения профессиональной компетентности специалистов образования и психолого-педагогической компетентности остальных субъектов взаимодействия. Заключение договоров о творческом сотрудничестве с различными субъектами взаимодействия.

Комитет по образованию Повышение уровня организации деятельности образовательных учреждений для детей-сирот. Административная поддержка и юридическое консультирование организации сопровождения самореализации детей-сирот: совместные мероприятия для детей-сирот (Молодежный региональный форум «Мое будущие зависит от меня»); информационные совещания с директорами детских домов.

Учреждения НПО Привлечение будущих обучающихся в учреждение. Улучшение контингента обучающихся. Сопровождение профессиональной самореализации детей-сирот: организация профориентационных мероприятий (экскурсий, профпроб, профпрактик, мастер-классов). Проведение совместных научно-практических мероприятий с целью повышения профессиональной компетенции (психолого-педагогической, научно-методической) специалистов учреждения. Помощь в апробации опытно-экспериментальных исследований в области самореализации субъектов образования.

Учреждение СПО (в том числе педагогические колледжи) Привлечение будущих студентов в учреждение. Улучшение контингента абитуриентов. Сопровождение профессиональной самореализации детей-сирот: организация профориентационных мероприятий (экскурсий, профпроб, профпрактик, мастер-классов). Проведение совместных научно-практических мероприятий с целью повышения профессиональной компетенции специалистов учреждения. Профессиональная самореализация студентов педагогических колледжей через психологическую поддержку самореализации детей-сирот (тренинги, консультирование, уроки психологии) в рамках профессиональной практики. Помощь в апробации опытно-экспериментальных исследований в области самореализации субъектов образования.

Учреждения ВПО Привлечение будущих студентов в учреждение. Улучшение контингента абитуриентов. Сопровождение профессиональной самореализации детей-сирот: организация профориентационных мероприятий (экскурсий, профпроб, мастер-классов). Проведение совместных научно-практических мероприятий с целью обмена опытом. Разработка совместных проектов психологического сопровождения самореализации субъектов сферы образования. Профессиональная самореализация студентов-психологов через психологическую поддержку самореализации детей-сирот (тренинги, консультирование, уроки психологии) в рамках профессиональной практики. Профессиональная самореализация студентов разных с различной специализацией через: волонтерскую деятельность; преломление профессиональных знаний студентов к решению проблем сиротства в России (научно-исследовательские проекты, например «Морально-нрав-ственное воспитание детей-сирот через рекламные слэнги», специальность «дизайн и компьютерная графика и т.п.). Написание студентами-психологами научно-исследовательских, дипломных работ по проблематики самореализации детей-сирот. Помощь в апробации опытно-экспериментальных исследований в области самореализации субъектов образования.

Центры психолого-медико-социального сопровождения Расширение профессиональных творческих связей с целью научно-методической поддержки. Психологическое сопровождение профессиональной самореализации детей-сирот: организация профориентационных мероприятий (профинформационные занятия, профориентационные тренинги, профессиональный отбор, составление индивидуального профессионального маршрута). Психологическое консультирование, поддержка. Совместная разработка программ сопровождения самореализации детей-сирот и повышения компетентности специалистов образования. Проведение совместных научно-практических мероприятий с целью повышения профессиональной компетенции специалистов центра. Помощь в апробации опытно-экспериментальных исследований в области самореализации субъектов образования. Помощь в организации сопровождения самореализации детей-сирот в районе местонахождения центра.

Производственные предприятия Привлечь будущих специалистов, возможных заказчиков; социальная ответственность. Сопровождение профессиональной самореализации детей-сирот: организация профориентационных мероприятий (экскурсий, профпроб, мастер-классов).

Социально-культурная сфера Социальная ответственность; реклама. Сопровождение всестороннего развития детей-сирот: организация экскурсий, мастер-классов, концертных представлений

Учреждения для детей-сирот Повышение статуса учреждения - всесторонние развитие воспитанников. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот (профориентационные мероприятия, психологическое консультирование, поддержка; воспитательная работа и т.п.). Совместная разработка программ сопровождения самореализации детей-сирот, проведение психологических исследований. Помощь в апробации опытно-экспериментальных исследований в области самореализации субъектов образования.

Однако развитие и продуктивная самореализация воспитанников во многом взаимосвязана с уровнем профессиональной самореализации тех, кто сопровождает это развитие. В связи с этим мы сочли необходимым создать такое развивающее полисубъектное пространство, в котором и сопровождающие, и сопровождаемые находились в системе взаимообусловленной самореализации. Это развивающее полисубъектное пространство должно быть максимально широким, учитывая основные факторы жизнедеятельности детей-сирот: замкнутость и ограниченность пространства жизни, ограниченные и однообразные социальные контакты [1].

Важнейшим условием функционирования данного пространства является, по мнению автора, построение продуктивной системы сопровождения профессиональной самореализации специалистов образования, повышение их профессиональной компетентности в широком смысле этого понятия. Системообразующим фактором организации полисубъектного профессионального пространства всех субъектов взаимодействия в мегаполисе может стать научный институт (в частности, ученые психологи), выполняющие роль научно-методического и организационного центра, разрабатывающего концепцию психолого-акмеологического сопровождения детей-сирот с целью их успешной самореализации в постинтернатном пространстве при поддержке благотворительных организаций.

Таким образом, автор приходитк выводу организации психолог о-акмеологического прост ранст ва, которое бы способствовало комплексной самореализации всех его субъектов (рис. 1.)

Построение данного пространства должно основываться, по нашему мнению, на таких методологических подходах и принципах, как: системный, комплексный и субъектный подходы. Принципы субъектности; развития и системности, рассмотрение личности как активного субъекта деятельности и отношений с миром, неравномерного и гетерехронного развития человека [2-3]. Самоопределение, самоактуализации, саморазвитие и самореализация представлены как основные категории концепции самореализации детей-сирот в психолого-акмеологичес-ком пространстве.

Путем теоритико-эмпрического анализа мы опередили критерии, показатели и уровни самореализации детей-сирот в пси-холого-акмеологическом пространстве. К критериям самореализации детей-сирот автор относит: психологическое здоровье (показатели: развитие самосознание, адекватная самооценка, уровень эмоционально-волевой сферы, поведенческая регуляция, развитая ценностно-смысловая сфера); профессиональная на-правленност ь (развитые трудовые навыки, знания о мире профессий, образ «Я» в профессии); познавательная компетент-ност ь (интеллектуальная лабильность, когнитивное развитие). В соответствии с выявленными критериями и показателями выявляются уровни самореализации воспитанников: высокий, средний и низкий.

Для успешной организации взаимодействия субъектов пси-холого-акмеологического пространства необходимо учитывать цели и задачи каждого субъекта в соотнесении с глобальной целью нашего исследования. Детально содержание деятельности каждого субъекта пространства представлено в таблице 1.

Далее мы разработали систему психолого-акмеологическо-го пространства самореализации детей-сирот, которая включает следующие блоки: целевой, методологический, организационный, содержательный, критериальный, конкретно-методический и результативный (рис. 2).

В соответствии с разработанной нами системой организации психолого-акмеологического пространства самореализации

детей-сирот было проведено экспериментальное исследование. В нем приняло участие 1201 респондентов: 802 специалиста системы образования России (Санкт-Петербурга, Ленинградской области) и Украины (Запорожье) - учителя, педагоги-психологи, практические психологи, социальные педагоги, воспитатели детских домов и школ-интернатов, преподаватели начального и среднего профессионального образования; студенты педагогических колледжей; 367 воспитанников детских домов; 32 специалиста благотворительных организаций, социокультурной и производственной сферы.

Исследование было разделено на 4 масштабных этапа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Организационный этап, включающийся в себя поуров-невую оценку профессиональной самореализации специалистов образования, сопровождающих детей-сирот в условиях учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Этап общего психолого-акмеологического сопровождения самореализации детей-сирот, включающийся в себя сопровождение подростков по двум модулям: модуль «Трудовое воспитание» (5-7 класс) и модуль «Профессиональное самоопределение» (8-11 класс).

3. Акме-сопровождение детей-сирот с высокой мотивацией к профессиональной самореализации (9-11 класс).

4. Акме-сопровождение на этапе профессионального обучения детей-сирот в системе высшего и среднего профессионального обучения как результат предыдущих этапов (выпускники 17-23 лет).

Таким образом, организационный этап является первым целевым компонентом психолого-акмеологического пространства самореализации детей-сирот. Цель данного этапа - разработка научно-методического содержания и схемы многоуровневого пошагового полусубъектного взаимодействия в психолого-акмеоло-гическом пространстве самореализации детей-сирот. Исходя из цели данного этапа, он представлен двумя стадиями: формирование научно-методического содержания проекта сопровождения самореализации детей-сирот; создание схемы многоуровневого пошагового полусубъектного взаимодействия в психолого-акмео-логическом пространстве самореализации детей-сирот.

Результатом первой стадии становятся проекты сопровождения детей-сирот, способствующие их успешной самореализации на протяжении всего жизненного пути.

Результатом второй стадии становится создание схемы многоуровневого пошагового полусубъектного взаимодействия в пси-холого-акмеологическом пространстве самореализации детей-сирот (рис. 1).

Таким образом, для успешного развития подростка и его самореализации мы создаем многоуровневое полисубъектное профессиональное пространство, цель которого не только самореализация детей-сирот, но и взаимообусловленная самореализация всех участ вующих в нем субъект ов. Научное учреждение является организующим, связующим звеном взаимодействия этого пространства. Успешное взаимодействие, со-трудничество, сотворчество может осуществляться только на взаимной всех участников полисубъектного пространства. В связи с этим следующая задача научного учреждения - это поиск общих векторов творческого сотрудничества со всеми субъектами психолого-акмео-логического пространства с целью самореализации детей-сирот через профессиональную самореализацию субъектов взаимодействия. Для успешной организации взаимодействия субъектов пси-холого-акмеологического пространства осуществляется на основе интеграции общих целей в соотнесении с глобальной целью нашего исследования.

Для дальнейшей организации и выявления эффективности функционирования психолого-акмеологического пространства нам было необходимо проанализировать особенности профессиональной самореализации педагогов, которые непосредственно сопровождают самореализацию детей-сирот в условиях детских домов и школ-интернатов. Такая группа составила у нас 120 специалистов образования.

По выявленным критериям профессиональной самореализации специалистов образования (психолог, педагог, воспитатель, социальный педагог) мы ранжировали специалистов в зависимости от уровня их профессиональной самореализации, учитывая экспериментальные данные нашего исследования. Уровни профессиональной самореализации специалистов экспериментально были сформированы следующим пошаговым алгоритмом: концептуально обоснованы критерии профессиональной самореализации; раскрыто их содержание и уровни; определены методы и методики исследования содержания данных критериев; экспериментально установлены и определены уровни профессиональной самореализации специалистов образования на основе диагностического исследования. В результате пошагового алгоритма были созданы 12 «моделей» профессиональной самореализации специалиста. По результатам экспериментального исследования были выявлены 3 наиболее часто встречающиеся «модели» уровней профессиональной самореализации специалистов образования:

1-ая модель средний уровень самореализации (средний уровень психологического здоровья, профессиональной удовлетворенности и научно-методической компетентности) - 54 % опрошенных от общей выборки (п=120);

2-ая модель низкий уровень самореализации («синдром профессионального выгорания») - низкий уровень психологического здоровья и профессиональной удовлетворенности при средне-высоком уровне научно-методической компетентности - 23 % специалистов образования.

3-ья модель акме-уровень самореализации - высокий уровень профессиональной удовлетворенности и научно-практической компетентности с средне-высоким уровнем психологического здоровья - 13 % т общей выборки.

На втором этапе общего психолого-акмеологического сопровождения самореализации детей-сирот, включающего в себя сопровождение подростков по двум модулям: модуль «Трудовое воспитание» (5-7 класс) и модуль «Профессиональное самоопределение» (8-11 класс). Сопровождение самореализации детей-сирот по обоим модулям осуществляется на 4 стадиях:

Библиографический список

первичная диагностика, разработка коррекционно-развивающих мероприятий, коррекция и развитие, профилактика, просвещение (проходят параллельно), динамическая диагностика. Результат сопровождения оценивается во взаимосвязи уровня самореализации воспитанника с уровнем профессиональной самореализации педагога.

По результатам первичной диагностики выявлено средне-низкий уровень самореализации психологического здоровья: не-адекватняа самооценка, повышенная враждебность к окружающему миру, высокий уровень негативизма. Анализ особенности механизмов психологической защиты показал, что воспитанники используют примитивные, протек-тивные механизмы психологической защиты («отрицание», «реактивные образования», «регрессия»). Эти механизмы не допускают поступления конфликтной и травмирующей личность информации в сознание.

На третьем этапе акме-сопровождения проводится глубинная отборочная диагностика уровня самореализации воспитанников (9-11 классов) с высоким уровнем мотивации к успешной профессиональной самореализации (поступление в вуз или колледж). После комплексного психологического отбора осуществляется сопровождение (коррекционно-развивающая работа, просвещение, профилактика) самореализации воспитанника. Результат этапа оценивается оп трем критериям: психологическое здоровье, профессиональное самоопределение, познавательная компетентность.

На четвертом этапе Акме-сопровождение на этапе профессионального обучения дет ей-сирот (17-23 лет) в системе высшего и среднего профессионального обучения как результата организации и функционирования психолого-акмеологического пространства осуществляется психолого-акмеологическая поддержка выпускников, проводятся акмеологические тренинги, групповые и индивидуальные психологическое консультации, способствующие успешной самореализации вне стен детского учреждения.

Таким образом, нами была построена и апробирована система самореализации детей-сирот в психолого-акмеологическом пространстве. Экспериментально подтверждена эффективность разработанной системы. Выявлено повышение уровня самореализации детей-сирот на всех этапах сопровождения, а также повышения уровня профессиональной самореализации детей-сирот. При этом мы отмечаем, что подобная проблема исследования крайне сложна и требует дальнейших теортико-прикладных исследований.

1. Кузьмина, Н.В. (Головко-Гаршина) Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. - М., 2001.

2. Абульханова-Славская, К.А. Акме в контексте жизненного пути человека // Акмеология: учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. -М., 2002.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. " Л., 1969. Bibliography

1. Kuzjmina, N.V. (Golovko-Garshina) Akmeologicheskaya teoriya povihsheniya kachestva podgotovki specialistov obrazovaniya. - M., 2001.

2. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Akme v kontekste zhiznennogo puti cheloveka // Akmeologiya: uchebnik / pod obth. red. A.A. Derkacha. - M., 2002.

3. Ananjev, B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. ? L., 1969.

Статья поступила в редакцию 16.12.11

УДК 374+379.8

Sculga, I.I. PEDAGOGICAL MODEL OF THE CHILDREN'S LEISURE ORGANIZATION IN THE REGION. The description of a possible content and methods of children and youth leisure organisation taking into account the specific cultural characteristics of the region, staff provision in the sphere of children's free time, and the experience of the professional training of teachers as organisers of the children's leisure is presented in the article.

Key words: junior and youth leisure, pedagogical animation, modeling of a pedagogical system, professional preparedness of the teacher - the leisure organizer, educational technologies in the system of higher professional education.

И.И. Шульга, канд. пед. наук, доц. НГПУ, г. Новосибирск, Е-mail: sayanskaya@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА В РЕГИОНЕ

В статье предлагается описание возможного содержания и методов организации детско-юношеского досуга с учетом культурных особенностей конкретного региона, кадрового обеспечения сферы детского досуга и опыт профессиональной подготовки педагогов в качестве организаторов детского досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.