Научная статья на тему 'Служба комплексного акмеологического сопровождения учащихся-сирот (из опыта работы Индустриально-судостроительного лицея)'

Служба комплексного акмеологического сопровождения учащихся-сирот (из опыта работы Индустриально-судостроительного лицея) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ORPHANED CHILDREN / PREPARATION FOR LIFE ACTIVITIES / ASSISTED LIVING / POST-ORPHANAGE SUPPORT OF GRADUATES-ORPHANS / COMPREHENSIVE ACMEOLOGICAL SUPPORT SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривых Сергей Викторович, Федосенко Екатерина Владимировна

В статье представлен опыт работы по социально-профессиональной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников Индустриально-судостроительного лицея, в котором обучаются дети-сироты. В структуре Лицея имеется Детский дом, где проживают учащиеся-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Воспитательный процесс в Лицее строится в тесном взаимодействии всех его структурных подразделений, в число которых входят: социально-психологическая служба комплексного акмеологического сопровождения, служба постинтернатного сопровождения выпускников, служба содействия трудоустройству выпускников, отделение дополнительного образования, коррекционное отделение, отделение обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, ресурсный центр подготовки специалистов и др. Кроме того, к этой работе привлекаются сетевые партнёры Лицея. При поддержке социальных партнёров в Лицее создана Служба комплексного акмеологического сопровождения, функционирующая в развивающем акмеологическом пространстве. С целью подготовки сирот к самостоятельной жизни работа Службы реализуется в следующих направлениях: 1) разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения воспитанника, предусматривающая социально-педагогические услуги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности; 2) организация сопровождаемого проживания воспитанников посредством предоставления необходимых услуг для удовлетворения их индивидуальных потребностей в помощи, присмотре и уходе при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности; 3) реализация мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) реализация оказания содействия в прохождении воспитанниками психологического, педагогического, социального, медицинского обследования, готовящихся к самостоятельному проживанию с целью составления или корректировки индивидуальной программы сопровождения; 5) реализация мероприятий по консультированию граждан по вопросам защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 6) постинтернатное сопровождение выпускников-сирот Лицея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривых Сергей Викторович, Федосенко Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ACMEOLOGICAL SUPPORT SERVICE OF ORPHANED STUDENTS (BY THE EXPERIENCE OF INDUSTRIAL-SHIPBUILDING LYCEUM)

The article presents the experience of work on social and professional adaptation, as well as post-orphanage support of graduates of the Industrial-Shipbuilding Lyceum, wherein children-orphans have been trained. The Lyceum structure includes an orphanage, home to students-orphans and children left without parental care. The educational process in the Lyceum is organized in close cooperation with all its structural divisions: comprehensive acmeological support socio-psychological service, post-orphanage support service of graduates, graduates employment assistance service, Department of further education, correctional Department, Department of education of persons with special need and disabilities, resource center of specialists’ training, etc. Besides, networking partners of the Industrial-shipbuilding Lyceum are involved in the performance of this work. The comprehensive acmeological support service, operating in developing acmeological space, was arranged in the Lyceum with the support of the social partners. In order to prepare orphans for independent life, this service is implemented in several directions. They are: 1) development and implementation of individual programs of children’s support, envisaging socio-educational services on formation of communal, social-communicative, and cultural and leisure activities; 2) organization of assisted living for pupils by the provision of necessary services to meet their individual needs for assistance, supervision and care during their communal, social-communicative, and cultural and leisure activities; 3) implementation of measures aimed at promotion of employment for graduates of institutions for orphans and children left without parental care; 4) implementation of assistance for students in the course of psychological, pedagogical, social, medical tests, preparing for independent living with the purpose of preparing or adjustments of the individual support programs; 5) implementation of measures on citizens’ advising in the fields of the protection of rights of children-orphans, children left without parental care; 6) after-care of the Lyceum graduates-orphans.

Текст научной работы на тему «Служба комплексного акмеологического сопровождения учащихся-сирот (из опыта работы Индустриально-судостроительного лицея)»

УДК 376.56

СЛУЖБА КОМПЛЕКСНОГО АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ)

Кривых Сергей Викторович — доктор педагогических наук, профессор, руководитель ресурсного центра подготовки специалистов СПб ГБПОУ «Индустриально-судостроительный лицей», пр. Народного Ополчения, 155, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Федосенко Екатерина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент, директор Научного центра развития личности «Акме», зав. отделом по научно-методической работе ГБОУ «Лицей № 389», ул. Кронштадтская, 7А, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Неотъемлемой целью деятельности учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях становится забота о реализации их прав на полноценное и свободное развитие. В целях выполнения требований постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для де-

тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» деятельность Индустриально-судостроительного лицея (ИСЛ) строится на принципах гуманизма и гражданственности, обеспечения интересов детей, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования [1]. Воспитательный процесс строится

при тесном взаимодействии структурных подразделений ИСЛ (социально-психологическая служба комплексного сопровождения, служба постинтернатного сопровождения выпускников, служба содействия трудоустройству выпускников, отделение дополнительного образования, коррекционное отделение, отделение обучения лиц с ОВЗ и инвалидов,

РЕЗЮМЕ

В статье представлен опыт работы по социально-профессиональной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускников Индустриально-судостроительного лицея, в котором обучаются дети-сироты. В структуре Лицея имеется Детский дом, где проживают учащиеся-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Воспитательный процесс в Лицее строится в тесном взаимодействии всех его структурных подразделений, в число которых входят: социально-психологическая служба комплексного акмеологического сопровождения, служба постинтернатного сопровождения выпускников, служба содействия трудоустройству выпускников, отделение дополнительного образования, коррекционное отделение, отделение обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, ресурсный центр подготовки специалистов и др. Кроме того, к этой работе привлекаются сетевые партнёры Лицея. При поддержке социальных партнёров в Лицее создана Служба комплексного акмеологического сопровождения, функционирующая в развивающем акмеологическом пространстве. С целью подготовки сирот к самостоятельной жизни работа Службы реализуется в следующих направлениях: 1) разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения воспитанника, предусматривающая социально-педагогические услуги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности; 2) организация сопровождаемого проживания воспитанников посредством предоставления необходимых услуг для удовлетворения их индивидуальных потребностей в помощи, присмотре и уходе при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности; 3) реализация мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) реализация оказания содействия в прохождении воспитанниками психологического, педагогического, социального, медицинского обследования, готовящихся к самостоятельному проживанию с целью составления или корректировки индивидуальной программы сопровождения; 5) реализация мероприятий по консультированию граждан по вопросам защиты прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; 6) постинтернатное сопровождение выпускников-сирот Лицея.

Ключевые слова: дети-сироты, подготовка к жизнедеятельности, сопровождаемое проживание, постинтернатное сопровождение выпускников-сирот, Служба комплексного акмеологическо-го сопровождения.

ресурсный центр подготовки специалистов и др.) с сетевыми партнёрами профессионального лицея [2].

В структурном подразделении Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ИСЛ созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию воспитанников. Их проживание организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

Для качественной подготовки воспитанников к самостоятельной жизни создана Служба комплексного акмео-логического сопровождения, основными целями которой являются: реализация комплекса мер, способствующих социализации воспитанников, становлению их профессиональных и жизненных планов; развитие способностей и склонностей воспитанников, изучение особенностей их развития; своевременное выявление и комплексное обследование учащихся, испытывающих затруднения в обучении и социальной адаптации; профилактика отклоняющегося поведения учащихся, а также медико-психологическое и социально-педагогическое обеспечение подготовки к самостоятельной независимой жизни и интеграции в общество.

Все эти цели не могут быть достигнуты без создания акмеологического пространства (по Е.В. Федосенко [3; 4]), под которым мы понимаем открытую развивающую систему, основанную на психологическом сопровождении комплекса организованных институциональных подсистем, которая базируется на полисубъектном взаимодействии, способствующем взаимообусловленной профессиональной самореализации всех его субъектов (детей-сирот, специалистов образования) и движения к акме.

I. Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения воспитанника, предусматривающая социально-педагогические услуги по формированию навыков бытовой, социально-коммуникативной и культурно-досуговой деятельности.

В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов учащихся-сирот специалистами службы сопровождения ИСЛ разработана Программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства воспитанни-

ка СПб ГБПЛУ «ИСЛ» структурного подразделения Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая предусматривает организацию индивидуальной работы с каждым конкретным ребёнком, поступившим в Детский дом, создание благоприятных условий для его успешной адаптации к новым условиям и гармоничного личностного развития [5]. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается с учётом выявленных индивидуальных психологических особенностей воспитанника, состояния его здоровья, личностного развития и социального опыта и с целью реабилитации воспитанника, коррекции проблем в его личностном развитии, формирования у воспитанника стремления иметь социальные, учебные навыки, содействие самоактуализации личности подростка через освоение им гражданской позиции, нравственных ценностей, развитие социальной активности и усвоение им здорового образа жизни.

Основные этапы Программы содержат несколько блоков. Каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведётся параллельно. В реализации Программы задействованы все службы учреждения для учащихся-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Целями Программы являются обеспечение проведения реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию поступившего в Детский дом воспитанника к новым условиям, обеспечение его личностного развития, осуществление мер по защите прав и законных интересов воспитанника, социальную адаптацию и подготовку его к самостоятельной жизни.

Разработанная Программа имеет четыре этапа её реализации:

1) адаптационный и аналитико-диа-гностический;

2) организационно-деятельностный;

3) реабилитационный;

4) коррекционный.

Программа реализуется через индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника, который утверждается соответствующим актом органом опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

Этот индивидуальный план предусматривает организацию индивидуальной работы с каждым конкретным подростком, поступившим в Детский дом ИСЛ, создание благоприятных условий

для его успешной адаптации к новым условиям и гармоничного личностного развития.

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника включает в себя информационную справку, характеризующую социальный статус воспитанника-сироты или воспитанника, оставшегося без попечения родителей (сведения о воспитаннике, дате рождения, месте регистрации, основных родственниках, близком социальном окружении, информации о возможных формах устройства в приёмную семью, усыновления или попечительства).

Индивидуальный план включает в качестве основных направлений работы:

♦ комплексную психолого-акмео-логическую и педагогическую диагностику состояния воспитанника (состояние нервно-психической и эмоциональной сфер, интеллекта, отдельных психических функций, личностных особенностей, особенностей самооценки и поведения, наличия индивидуальных ресурсов совладания со стрессом) и выявление актуальных проблем развития;

♦ психолого-акмеологическое сопровождение, включающее занятия по развитию познавательных способностей, коррекции эмоциональных состояний, черт характера, особенностей поведения, развития коммуникативных умений и др.;

♦ социально-педагогическое сопровождение, ориентированное на изучение личностно значимых социальных связей, особенностей учебной деятельности, трудностей поведения, диагностику уровня социальной адаптированности воспитанника: уровня сформирован-ности его социально-бытовых умений и навыков, профессионального самоопределения, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и уровня самопринятия, выявление трудностей и способов оказания помощи в их преодолении;

♦ содействие в получении профессионального образования, социально-профессиональной адаптации воспитанников и их трудоустройстве, подготовке их к самостоятельной жизни посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи;

♦ социально-педагогическая деятельность по содействию устройства воспитанника в семью (консультирование и подготовка родственников к возвращению воспитанника в семью,

помощь в преодолении затруднений при переходе воспитанника в семью; работа с органами опеки и попечительства по размещению информации о воспитаннике, работа с гражданами, имеющими заключение органов опеки и попечительства о возможной временной передаче воспитанника в их семью и др.);

♦ сопровождение при помещении воспитанника в семью (помощь в установлении и поддержке общения воспитанника и будущих родителей, подготовка рекомендаций для гостевой или замещающей семьи, анализ состояния воспитанника и др.);

♦ оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи выпускнику, завершившему пребывание в ИСЛ, в соответствии с законодательством Российской Федерации (по мере необходимости).

II. Организация сопровождаемого проживания воспитанников посредством предоставления необходимых услуг для удовлетворения их индивидуальных потребностей в помощи, присмотре и уходе при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культурно-до-суговой деятельности.

В ИСЛ разработана и реализуется Программа сопровождаемого проживания и предоставления необходимых услуг воспитанникам для удовлетворения индивидуальных потребностей в помощи при осуществлении ими бытовой, социально-коммуникативной и культур-но-досуговой деятельности с целью формирования у них ключевых компетенций и навыков, необходимых для независимого проживания и решения основных жизненных проблем, а также профилактика их социальной дезадаптации [6].

Программа представляет собой перечень мероприятий по комплексной помощи воспитаннику, направленных на развитие навыков независимого самостоятельного проживания и позитивной социальной ориентации, и включает в себя указания на сроки и лиц, ответственных за их выполнение. Программа основана на потребностях воспитанника в сопровождении, устанавливает цели и методы их достижения, определяет ресурсы, необходимые для поддержки эффективной динамики интеграции выпускника в социум.

Критериями эффективности Программы являются:

♦ развитие у воспитанника чувства психологической защищённости и комфорта;

• осознанное принятие и выполнение общественных норм поведения, общения;

• позитивные изменения в развитии личности (включение в социально полезную деятельность, стремление развивать свои склонности и способности, самоконтроль поведения, самостоятельное планирование и занятие личностно-значимыми видами деятельности);

• самостоятельное принятие решений и ответственность за них;

• активность, целеустремлённость, работоспособность;

• саморазвитие личности, повышение самооценки и уверенности в своих силах;

• профессиональное самоопределение;

• умение адекватно реагировать на кризисные ситуации;

• благоприятный социальный статус в учебном заведении и по месту работы;

• психологическая готовность к созданию семьи и рождению ребёнка.

III. Реализация мероприятий по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ИСЛ создана Служба содействия трудоустройству выпускников (ССТВ), которая работает в тесном сотрудничестве с базовым центром содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Попечительским советом ИСЛ, а также сетевыми партнёрами ИСЛ: ФГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО ВНИИ «Трансмаш», ЗАО «Пилон», Группа компаний «М-Индустрия», ОАО «Питер Лада», СПбГУП «Пассажиравтотранс», ООО Строительная компания «Дальпи-терстрой», ЗАО «ИнСтройПром», ОАО Научно-производственное предприятие «Радуга» (завод «Экран») и другими

[7; 8].

ССТВ отслеживает профессиональное развитие будущих выпускников. Каждый выпускник имеет индивидуальный перспективный план профессионального развития на год, в котором фиксируются его учебные, внеучебные и профессиональные достижения. Особое значение придаётся разработке и ведению этих индивидуальных планов учащихся-сирот. Помощь в мониторинге собственных достижений и профессиональных планов оказывают социальные педагоги и психологи.

IV. Реализация мероприятий по консультированию граждан по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Психолого-акмеологической службой реализуются тематические и индивидуальные консультации различных категорий населения по вопросам защиты прав детей-сирот и другим вопросам.

V. Постинтернатное сопровождение выпускников ИСЛ.

В ИСЛ функционирует Служба постинтернатного сопровождения выпускников (как правило, до 23 лет) [9]. В задачи Службы входят:

♦ оказание комплексной — педагогической, психологической, социальной, юридической, при необходимости профилактической и консультативной медицинской — помощи выпускникам на начальном этапе их самостоятельной жизни;

♦ консультирование по проблемам адаптации (проблемы общения, сфор-мированности учебной и трудовой мотивации, соблюдения норм и правил поведения);

♦ снижение количества нетрудоустроенных выпускников, оказание им помощи в трудоустройстве;

♦ осуществление индивидуальной и групповой реабилитации и социальной адаптации;

♦ поддержка выпускников в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации;

♦ профилактика правонарушений и девиантного поведения выпускников.

ССЫЛКИ

[1]. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Из опыта работы Индустриально-судостроительного лицея по подготовке учащихся-сирот к самостоятельной жизни // Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами как средство социально-профессиональной адаптации и постинтернатного сопровождения учащихся-сирот учреждений профессионального образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. — СПб.: ЛОИРО, 2017. — С. 26-42.

[2]. Кривых С.В., Куричкис И.В., Лактионова С.В. Система социального партнёрства на основе сетевого взаимодействия по социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот

профессиональных образовательных учреждений // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы 5-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Сурта-ева, С.В. Кривых. — СПб., 2016. — С.137-143.

[3]. Концептуальные основы самореализации детей-сирот в психолого-акмео-логическом пространстве / Е.В. Федо-сенко // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. — 2012. — № 143. — С. 151-157.

[4]. Федосенко Е.В. Организация пси-холого-акмеологического пространства детей-сирот // Мир науки, культуры и образования. — 2011. — № 6 (31-2). — С. 312-317.

[5]. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Социальное закаливание детей-сирот: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. — М.: Издательский дом «ИнформБюро», 2007. — 120 с.

[6]. Кривых С.В., Шепель С.М. Игровое моделирование в воспитании учащихся-сирот // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: Материалы 18-й Международной научно-практической конфе-

ренции. — СПб.: Экспресс, 2017. — С. 478-485.

[7]. Кривых С.В., Зайцева Г.А. Система социального партнёрства сиротского учреждения на основе сетевого взаимодействия // Социальное взаимодействие в современных условиях: различные аспекты исследования. Коллективная монография / Под общ. ред. Е.И. Бражник, Н.Н. Суртаевой, С.В. Кривых. — СПб., 2017. — С. 108-120.

[8]. Кривых С.В., Захарова И.В., Шевченко М.Ф. Социальное партнёрство школы: теория, практика, мониторинг: Монография. — Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2016. — 193 с.

[9]. Кривых С.В., Кузина Н.Н. Организационно-методическое обеспечение создания Молодёжного кампуса для выпускников-сирот // Мир науки, культуры, образования. — 2009. — № 7 (19). — Ч. 2. — С. 166-169.

REFERENCES

[1]. Krivykh S.V., Kuzina N.N., Pano-va N.V. Iz opyta raboty Industrial'no-sudostroitel'nogo liceya po podgotovke uchashchihsya-sirot k samostoyatel'noj zhizni [From the experience of the Industrial and Shipbuilding Lyceum in preparing

orphans for independent living] Setevoe vzaimodejstvie s social'nymi partnerami kak sredstvo social'no-professional'noj adaptacii i postinternatnogo soprovozh-deniya uchashchihsya-sirot uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya: Materi-aly I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Network interaction with social partners as a means of social and professional adaptation and post-routine support for orphans of vocational education institutions: Proceedings of the First All-Russian Scientific and Practical Conference.]. — SPb., 2017. — P. 26-42.

[2]. Krivkyh S.V., Kurichkis I.V., Lak-tionova S.V. Sistema social'nogo partner-stva na osnove setevogo vzaimodejstvi-ya po social'no-professional'noj adaptacii uchashchihsya-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij [System of social partnership on the basis of network interaction on social and professional adaptation of orphans of professional educational institutions] Social'noe vzaimodejstvie v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti: Materialy 5-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. [Social interaction in various spheres of life: Materials of the 5th International Scientific and Practical Conference] / Otv. red. E.I. Brazhnik, N.N. Surtaeva, S.V. Krivkyh. — 2016. — P. 137-143.

COMPREHENSIVE ACMEOLOGICAL SUPPORT SERVICE OF ORPHANED STUDENTS (BY THE EXPERIENCE OF INDUSTRIAL-SHIPBUILDING LYCEUM)

Sergei V. Krivykh — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Specialists' Training Resource Center "Industrial and

Shipbuilding Lyceum", Narodnogo Opolcheniya Pr., 155, Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected] Ekaterina V. Fedosenko — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Director of the Personality Development Research Center "Acme", Head of the Scientific-Methodological Work Department, Lyceum №389, Kronshtadskaya Street, 7A, Saint Petersburg, Russia; e-mail: [email protected] ABSTRACT

The article presents the experience of work on social and professional adaptation, as well as post-orphanage support of graduates of the Industrial-Shipbuilding Lyceum, wherein children-orphans have been trained. The Lyceum structure includes an orphanage, home to students-orphans and children left without parental care. The educational process in the Lyceum is organized in close cooperation with all its structural divisions: comprehensive acmeological support socio-psychological service, post-orphanage support service of graduates, graduates employment assistance service, Department of further education, correctional Department, Department of education of persons with special need and disabilities, resource center of specialists' training, etc. Besides, networking partners of the Industrial-shipbuilding Lyceum are involved in the performance of this work. The comprehensive acmeological support service, operating in developing acmeological space, was arranged in the Lyceum with the support of the social partners. In order to prepare orphans for independent life, this service is implemented in several directions. They are: 1) development and implementation of individual programs of children's support, envisaging socio-educational services on formation of communal, social-communicative, and cultural and leisure activities; 2) organization of assisted living for pupils by the provision of necessary services to meet their individual needs for assistance, supervision and care during their communal, social-communicative, and cultural and leisure activities; 3) implementation of measures aimed at promotion of employment for graduates of institutions for orphans and children left without parental care; 4) implementation of assistance for students in the course of psychological, pedagogical, social, medical tests, preparing for independent living with the purpose of preparing or adjustments of the individual support programs; 5) implementation of measures on citizens' advising in the fields of the protection of rights of children-orphans, children left without parental care; 6) after-care of the Lyceum graduates- orphans. Keywords: orphaned children, preparation for life activities, assisted living, post-orphanage support of graduates-orphans, Comprehensive Acmeological Support Service.

[3]. Fedosenko E.V. Konceptual'nye os-novy samorealizacii detej-sirot v psiholo-go-akmeologicheskom prostranstve [Conceptual foundations of self-realization of orphans in the psychological-acmeological space]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta [Scientific and technical bulletins of the St. Petersburg State Polytechnic University] — 2012. — № 143. — P. 151-157.

[4]. Fedosenko E.V. Organizaciya psi-hologo-akmeologicheskogo prostranstva detej-sirot [Organization of the psychological and acmeological space of orphans]. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya [The World of Science, Culture and Education]. — 2011. — 6-2. — P. 312-317.

[5]. Krivykh S.V., Kuzina N.N., Pano-va N.V Social'noe zakalivanie detej-sirot: Uchebno-metodicheskoe posobie [Social hardening of orphans: Teaching aid] / Pod

red. S.V. Krivyh. — M.: Izdatel'skij dom "InformByuro", 2007. — 120 p.

[6]. Krivykh S.V., SHepel' S.M. Igrovoe modelirovanie v vospitanii uchashchih-sya-sirot // Problemy pedagogicheskoj innovatiki v professional'nom obrazo-vanii [Game modeling in the education of orphans // Problems of pedagogical innovation in vocational education] Ma-terialy 18-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [ Materials of the 18th International Scientific and Practical Conference.]. — SPb.: EHkspress, 2017. — P. 478-485.

[7]. Krivykh S.V., Zajceva G.A. Sistema social'nogo partnerstva sirotskogo uchrezh-deniya na osnove setevogo vzaimodejstviya / Social'noe vzaimodejstvie v sovremennyh usloviyah: razlichnye aspekty issledovani-ya. Kollektivnaya monografiya [The system of social partnership of an orphan institution on the basis of network interaction

/ Social interaction in modern conditions: various aspects of research. Collective monograph] / Pod obshch. red. E.I. Brazh-nik, N.N. Surtaevoj, S.V. Krivykh. — SPb., 2017. — P. 108-120.

[8]. Krivykh S.V., Zaharova I.V., Shevchenko M.F. Social'noe partnerst-vo shkoly: teoriya, praktika, monitoring. Monografiya [Social partnership of the school: theory, practice, monitoring. Monograph.]. — Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2016. — 193 p.

[9]. Krivkyh S.V., Kuzina N.N. Orga-nizacionno-metodicheskoe obespechenie sozdaniya Molodezhnogo kampusa dlya vypusknikov-sirot [Organizational and methodological support for the creation of the Youth Campus for orphans] // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. — CHast' 2, 2009. — № 7 (19). — P. 166-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.