Научная статья на тему 'Программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства учащихся-сирот Индустриально-судостроительного лицея как средство их социально-профессиональной адаптации'

Программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства учащихся-сирот Индустриально-судостроительного лицея как средство их социально-профессиональной адаптации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORPHAN STUDENTS / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION / СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА / SUPPORT INDIVIDUAL DEVELOPMENT AND WAY OF LIFE / УЧАЩИЕСЯ-СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривых С.В.

В статье раскрывается проблема сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот Индустриально-судостроительного лицея Санкт-Петербурга. Представляется программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства учащихся-сирот, показаны её цели, задачи, этапы реализации. Программа реализуется посредством Индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника включает в себя информационную справку, комплексную психолого-педагогическую диагностику состояния воспитанника, психологическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение, социальную защиту и охрану прав воспитанника, помощь в организации социально-культурной деятельности, содействие в получении профессионального образования, социально-профессиональной адаптации, социально-педагогическую деятельность по содействию устройства воспитанника в семью, сопровождение при помещении воспитанника в семью, оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи выпускнику, завершившему пребывание в профессиональном лицее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривых С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM SUPPORT INDIVIDUAL DEVELOPMENT AND WAY OF LIFE OF ORPHAN STUDENTS IN THE INDUSTRIAL-SHIPBUILDING LYCEUM AS A MEANS OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION

The article studies a problem of maintenance of socio-professional adaptation of orphan students at the Industrial-Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg. Is the program support individual development and way of life of orphan students, the work shows goals, objectives, and implementation phases. The program is introduced through an individual development plan and the way of life of the pupil includes an information sheet, a comprehensive psycho-pedagogical diagnosis of pupils, psychological, socio-pedagogical and medical support, social protection and protection of the rights of the pupil assistance in organizing socio-cultural activities, assistance in obtaining vocational education, socio-professional adaptation, social and educational activities to promote the device of the pupil in the family, support in placing a pupil in a family, provision of advisory, psychological, pedagogical, legal, social and other assistance to children who finish the lyceum.

Текст научной работы на тему «Программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства учащихся-сирот Индустриально-судостроительного лицея как средство их социально-профессиональной адаптации»

Библиографический список

1. Большаков В.П. Культура как форма человечности, учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000.

2. Багдасарьян Н.Г., Иванченко Г.В., Литвинцева А.В. и др. Культурология: учебное для студ. техн. вузов. Под редакцией Н.Г. Багдаса-рьян. 4-е изд., испр. Москва: Высш. шк., 2002; 416.

3. Искусство. Available at: http://feb web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-3101.htm

4. Флиер А.Я. Вектор культурной эволюции. Обсерватория культуры. 2012: 5; 4 - 16.

5. Флиер А.Я. Очерки теории исторической динамики культуры. Москва: Согласие, 2012; 528.

6. Флиер А.Я. Модель культурной типологии: классическая, неклассическая и постнеклассическая культуры. Информационный гуманистический портал «Знание. Понимание. Умение». 2016: 3.

7. Флиер А.Я. Добро и зло в культурно-историческом понимании Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015: 3; 17 - 36. Available at: http://zpu-journal.rU/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/

8. Архипова О.В. Идеи образования в контексте постнеклассической культуры. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. РГПУ им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2012.

9. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. Москва: Интрада, 1996.

10. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.

11. Можейко М.А. Становление теории нелинейных динамик в современной культуре: сравнительный анализ синергетической и постмодернистской парадигмы. Минск: Издательство Белорус. гос. экон. ун-та, 1999.

References

1. Bol'shakov V.P. Kul'tura kak forma chelovechnosti: uchebnoe posobie. Velikij Novgorod: NovGU imeni Yaroslava Mudrogo, 2000.

2. Bagdasar'yan N.G., Ivanchenko G.V., Litvinceva A.V. i dr. Kul'turologiya: uchebnoe dlya stud. tehn. vuzov. Pod redakciej N.G. Bagdasar'yan. 4-e izd., ispr. Moskva: Vyssh. shk., 2002; 416.

3. Iskusstvo. Available at: http://feb web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-3101.htm

4. Flier A.Ya. Vektor kul'turnoj 'evolyucii. Observatoriya kul'tury. 2012: 5; 4 - 16.

5. Flier A.Ya. Ocherki teorii istoricheskoj dinamiki kul'tury. Moskva: Soglasie, 2012; 528.

6. Flier A.YA. Model' kul'turnoj tipologii: klassicheskaya, neklassicheskaya i postneklassicheskaya kul'tury. Informacionnyj gumanisticheskij portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2016: 3.

7. Flier A.Ya. Dobro i zlo v kul'turno-istoricheskom ponimanii Informacionnyj gumanitarnyj portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2015: 3; 17 - 36. Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Flier_Good-Evil/

8. Arhipova O.V. Idei obrazovaniya v kontekste postneklassicheskoj kul'tury. Avtoreferat dissertacii ... doktora filosofskih nauk. RGPU im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

9. Il'in I.P. Poststrukturalizm, dekonstruktivizm, postmodernizm. Moskva: Intrada, 1996.

10. Man'kovskaya N.B. 'Estetika postmodernizma. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2000.

11. Mozhejko M.A. Stanovlenie teorii nelinejnyh dinamik v sovremennoj kul'ture: sravnitel'nyj analiz sinergeticheskoj i postmodernistskoj paradigmy. Minsk: Izdatel'stvo Belorus. gos. 'ekon. un-ta, 1999.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 376.56

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg),

E-mail: krivih71@yandex.ru

THE PROGRAM SUPPORT INDIVIDUAL DEVELOPMENT AND WAY OF LIFE OF ORPHAN STUDENTS IN THE INDUSTRIAL-SHIPBUILDING LYCEUM AS A MEANS OF SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION. The article studies a problem of maintenance of socio-professional adaptation of orphan students at the Industrial-Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg. Is the program support individual development and way of life of orphan students, the work shows goals, objectives, and implementation phases. The program is introduced through an individual development plan and the way of life of the pupil includes an information sheet, a comprehensive psycho-pedagogical diagnosis of pupils, psychological, socio-pedagogical and medical support, social protection and protection of the rights of the pupil assistance in organizing socio-cultural activities, assistance in obtaining vocational education, socio-professional adaptation, social and educational activities to promote the device of the pupil in the family, support in placing a pupil in a family, provision of advisory, psychological, pedagogical, legal, social and other assistance to children who finish the lyceum.

Keywords: orphan students, socio-professional adaptation, support individual development and way of life.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гэрцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih71@yandex.ru

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА УЧАЩИХСЯ-СИРОТ ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В статье раскрывается проблема сопровождения социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот Индустриально-судостроительного лицея Санкт-Петербурга. Представляется программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства учащихся-сирот, показаны её цели, задачи, этапы реализации. Программа реализуется посредством Индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника включает в себя информационную справку, комплексную психолого-педагогическую диагностику состояния воспитанника, психологическое, социально-педагогическое и медицинское сопровождение, социальную защиту и охрану прав воспитанника, помощь в организации социально-культурной деятельности, содействие в получении профессионального образования, социально-профессиональной адаптации, социально-педагогическую деятельность по содействию устройства воспитанника в семью, сопровождение при помещении воспитанника в семью, оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи выпускнику, завершившему пребывание в профессиональном лицее.

Ключевые слова: учащиеся-сироты, социально-профессиональная адаптация, сопровождение индивидуального развития и жизнеустройства.

Неотъемлемой целью деятельности учреждения для детей-сирот сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современных условиях становится забота о реализации права воспитанника на полноценное и свободное развитие. В целях выполнения требований постановления Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [1] деятельность Индустриально-судостроительного лицея (ИСЛ) строится на принципах гуманизма и гражданственности, обеспечения интересов детей, свободного развития личности, защиты прав и интересов детей и светского характера образования. Воспитательный процесс строится при тесном взаимодействии структурных подразделений ИСЛ (социально-психологическая служба комплексного сопровождения, служба постинтернатного сопровождения выпускников-сирот, служба содействия трудоустройству выпускников, отделение дополнительного образования, коррек-ционное отделение, отделение обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, ресурсный центр подготовки специалистов и др.) с сетевыми партнерами профессионального лицея [2].

В Структурном подразделении Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Индустриально-судостроительного лицея созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию воспитанников. Проживание детей организовано по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу.

Для качественной подготовки воспитанника к самостоятельной жизни создана Служба комплексного сопровождения, основными целями которой являются реализация комплекса мер, способствующих социализации учащихся, становлению профессиональных планов; развитие способностей и склонностей обучающихся, изучение особенностей их развития, своевременное выявление и комплексное обследование учащихся, испытывающих затруднения в обучении и социальной адаптации, профилактика отклоняющегося поведения учащихся, а также социально-психологическое обеспечение педагогического процесса.

В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов учащихся-сирот специалистами службы комплексного сопровождения Индустриально-судостроительного лицея разработана Программа сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства воспитанника Структурного подразделения Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая предусматривает организацию индивидуальной работы с каждым конкретным подростком, поступившим в детский дом, создание благоприятных условий для успешной его адаптации к новым условиям и гармоничного личностного развития. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается с учетом выявленных индивидуальных психологических особенностей учащихся-сирот, состояния его здоровья, личностного развития и социального опыта и с целью реабилитации воспитанника, коррекции проблем в его личностном развитии, формирования у воспитанника стремления иметь социальные, учебные навыки, содействия самоактуализации личности подростка через освоение им гражданской позиции, нравственных ценностей, развитие социальной активности и усвоение им здорового образа жизни.

Разработанная программа предполагает организацию комплексного коррекционно-развивающего сопровождения и жизнеустройства воспитанника с момента его поступления в детский дом до завершения пребывания в нем, а также интеграцию действий специалистов разного профиля. Основные этапы программы индивидуального развития и жизнеустройства воспитанника в семьи включает несколько блоков. Каждый блок имеет свои цели и задачи. Работа по всем блокам ведется параллельно. В реализации программы задействованы все службы учреждения для учащихся-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью программы является обеспечение проведения реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию поступившего в Детский дом воспитанника к новым условиям, обеспечение его личностного развития, осуществление мер по защите прав и законных интересов воспитанника, социальную адаптацию и подготовку его к самостоятельной жизни.

Задачи:

1. Создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, способствующего адаптации воспитанника

к новым условиям, снижению уровня его психологической тревожности.

2. Создание в детском доме благоприятных условий проживания воспитанников-сирот, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному, физическому и духовному развитию личности.

3. Обеспечение медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации воспитанника.

4. Поддержка самореализации воспитанника в культур-но-досуговой деятельности, спортивной и других видах деятельности.

5. Подготовка к самостоятельной независимой жизни.

6. Обеспечение социальной защиты воспитанника, его прав и законных интересов, реализация права ребёнка - жить в семье.

Разработанная программа индивидуального развития и жизнеустройства воспитанников детского дома имеет несколько этапов её реализации:

- адаптационный и аналитико-диагностический этап,

- организационно-деятельностный этап,

- реабилитационный этап,

- коррекционный этап.

Программа сопровождения развития и жизнеустройства воспитанника реализуется через индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника, который утверждается соответствующим актом органом опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника ИСЛ Структурного подразделения Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает организацию индивидуальной работы с каждым конкретным подростком, поступившим в детский дом, создание благоприятных условий для успешной его адаптации к новым условиям и гармоничного личностного развития.

Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанника обеспечивается с учетом выявленных его индивидуальных психологических особенностей, состояния его здоровья, личностного развития и социального опыта и с целью реабилитации, коррекции проблем в его личностном развитии, формирования у воспитанника стремления иметь социальные, учебные навыки, содействия самоактуализации личности ребёнка через освоение им гражданской позиции, нравственных ценностей, развитие социальной активности и усвоение им здорового образа жизни.

План предусматривает организацию работы по социальной защите воспитанника, защите его прав и законных интересов, в том числе, права жить в семье. Учитывая то обстоятельство, что детский дом является учреждением временного пребывания в нем подростка, обеспечение права ребёнка жить и воспитываться в семье, содействие устройству ребёнка на воспитание в семью, в том числе, если это возможно, возвращение его в кровную семью, является приоритетным направлением психолого-педагогического сопровождения воспитанника детского дома. Полноценное развитие и подготовка к самостоятельной жизни поступившего на воспитание в детский дом подростка возможно лишь при консолидации усилий всех специалистов учреждения.

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника включает в себя информационную справку, характеризующую социальный статус воспитанника-сироты или воспитанника, оставшегося без попечения родителей (сведения о воспитаннике, дате рождения, месте регистрации, основных родственниках, близком социальном окружении, информации о возможных формах устройства в приемную семью, усыновления или попечительства).

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника включает в качестве основных направлений работы:

- комплексную психолого-педагогическую диагностику состояния воспитанника (состояние нервно-психической и эмоциональной сфер, интеллекта, отдельных психических функций, личностных особенностей, особенностей самооценки и поведения, наличия индивидуальных ресурсов совладения со стрессом) и выявление актуальных проблем развития;

- психологическое сопровождение, включающее занятия по развитию познавательных способностей, коррекции эмоциональных состояний, черт характера, особенностей поведения, развития коммуникативных умений и др.;

- социально-педагогическое сопровождение, ориентированное на изучение личностно значимых социальных связей,

особенностей учебной деятельности, трудностей поведения, диагностику уровня социальной адаптированности воспитанника: уровня сформированности социально-бытовых умений и навыков, профессионального самоопределения, культуры межличностных и социальных отношений, навыков здорового образа жизни и уровня самопринятия, выявление трудностей и способов оказания помощи в преодолении их;

- медицинское сопровождение, включающее анализ состояния здоровья воспитанника и оказание необходимой помощи специалистами, организацию осмотров специалистами, прививок, прохождение диспансеризации и др.;

- социальную защиту и охрану прав воспитанника (защита жилищных и имущественных прав, контроль своевременного оформления и предоставления дополнительных мер социальной поддержки - по оплате жилья, коммунальных услуг, оформлению документов, оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве, оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве и др.);

- помощь в организации социально-культурной деятельности на основе изучения интересов, увлечений (организация обучения по дополнительным общеразвивающим программам, подбор кружков, секций, клубов, студий и объединений по интересам, организация участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях для воспитанников с учетом их возраста и состояния здоровья, физического и психического развития, в том числе путем обеспечения участия в таких мероприятиях работников организации для детей-сирот и добровольцев (волонтеров) и др.);

- содействие в получении профессионального образования, социально-профессиональной адаптации воспитанников и их трудоустройстве, подготовке их к самостоятельной жизни посредством оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи;

Библиографический список

- социально-педагогическая деятельность по содействию устройства воспитанника в семью (консультирование и подготовка родственников к возвращению воспитанника в семью, помощь в преодолении затруднений при переходе воспитанника в семью; работа с органами опеки и попечительства по размещению информации о воспитаннике, работа с гражданами, имеющими заключение органов опеки и попечительства о возможной временной передаче воспитанника в их семью и др.);

- сопровождение при помещении воспитанника в семью (помощь в установлении и поддержке общения воспитанника и будущих родителей, подготовка рекомендаций для гостевой или замещающей семьи, анализ состояния воспитанника и др.);

- оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и другой помощи выпускнику, завершившему пребывание в ИСЛ, в соответствии с законодательством Российской Федерации (по мере необходимости).

Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника помимо указанных направлений работы включает мероприятия по преодолению выявленных трудностей у воспитанника, ответственных исполнителей и сроки осуществления мероприятий, а также отметку о выполнении.

Для реализации мероприятий по воспитанию, обучению, обеспечению индивидуального сопровождения развития воспитанника, подготовке его к самостоятельной жизни, трудоустройству, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, организовано сетевое взаимодействие с профессиональными и образовательными организациями, негосударственными некоммерческими, в том числе общественными организациями, благотворительными фондами и др. Для этого в ИСЛ разработана и реализуется модель сетевого взаимодействия с социальными партнерами по социально-профессиональной адаптации и постинтернатному сопровождению учащихся-сирот профессионального лицея.

1. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 Available at: http://base.garant.ru/70661542/

2. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Из опыта работы Индустриально-судостроительного лицея по подготовке учащихся-сирот к самостоятельной жизни. Сетевое взаимодействие с социальными партнерами как средство социально-профессиональной адаптации и постинтернатного сопровождения учащихся-сирот учреждений профессионального образования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2017; 26 - 42.

References

1. O deyatel'nosti organizacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.05.2014 № 481 Available at: http://base.garant.ru/70661542/

2. Krivyh S.V., Kuzina N.N., Panova N.V. Iz opyta raboty Industrial'no-sudostroitel'nogo liceya po podgotovke uchaschihsya-sirot k samostoyatel'noj zhizni. Setevoe vzaimodejstvie s social'nymipartnerami kak sredstvo social'no-professional'noj adaptacii ipostinternatnogo soprovozhdeniya uchaschihsya-sirot uchrezhdenij professional'nogo obrazovaniya: materialy I Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: LOIRO, 2017; 26 - 42.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378

Pan Rong Hua, MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia),

E-mail: 1617465160@qq.com

THE DEVELOPMENT OF DANCE OF THE IMAGINATION IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CHOREOGRAPHY TEACHERS. In the article the author raises a problem of professional training of choreography teachers. The system of professional choreographic education is largely different from the educational system, primarily its artistic direction in the development of creative abilities of students, including imagination in dancing. A dance expresses a status of an artist, his feelings, moods, sensations and carries relevant content. The author examines the concept of "imagination" in learning to dance. The possibilities of choreographic art in the development of dance of the imagination of future choreography teachers are studied. The teacher of acting forms of future choreography teachers of dance culture, including dance imagination, musicality and expression, truthfulness and sincerity in the transmission of dance image, emotional perception of the choreographic art, the ability to self-assess the work of choreography.

Key words: choreography, imagination in dancing, professional training of choreography teachers.

Пань Жунхуа, магистрант 2 курса Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: 1617465160@qq.com

РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

В статье автором поднимаются проблемы профессиональной подготовки педагогов-хореографов. Система профессионального хореографического образования во многом отличается от педагогической системы, в первую очередь её художественной направленностью в развитии творческих способностей студентов, в том числе танцевального воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.