Научная статья на тему 'Механизм функционирования службы комплексного сопровождения учащихся-сирот индустриальносудостроительного лицея'

Механизм функционирования службы комплексного сопровождения учащихся-сирот индустриальносудостроительного лицея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORPHAN STUDENTS / ESCORT / INTEGRATED SUPPORT SERVICE / УЧАЩИЕСЯ-СИРОТЫ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЛУЖБА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривых С.В.

В статье представлен механизм функционирования в Индустриально-судостроительном лицее Санкт-Петербурга Службы комплексного сопровождения учащихся-сирот Раскрываются направления работы, этапы, субъекты и результаты деятельности Службы комплексного сопровождения. Представлены сущностные характеристики педагогического сопровождения, влияющие на процесс комплексного сопровождения учащихся-сирот учреждений профессионального образования, а также показаны механизмы поэтапного функционирования Службы комплексного сопровождения Индустриально-судостроительного лицея и работа индивидуального куратора в процессе сопровождения сирот Прописаны должностные обязанности и направления деятельности индивидуального куратора в рамках комплексного сопровождения учащихся-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривых С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF COMPLEX SUPPORT SERVICE OF ORPHANS AMONG STUDENTS AT INDUSTRIAL SHIPBUILDING LYCEUM

The article presents a functioning mechanism in Industrial Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg of the Comprehensive Support Service for Orphaned Students. The directions of work, stages, subjects and results of activity of the Integrated Support Service are disclosed. The essential characteristics of pedagogical support affecting the process of comprehensive support for orphan students of vocational education institutions are presented, and the mechanisms for the gradual functioning of the Integrated Support Service of the Industrial Shipbuilding Lyceum and the work of an individual curator in the process of supporting orphans are shown. Official duties and directions of activity of an individual curator are prescribed within the framework of comprehensive support for orphan students.

Текст научной работы на тему «Механизм функционирования службы комплексного сопровождения учащихся-сирот индустриальносудостроительного лицея»

Библиографический список

1. Завражнов В.В. Педагогическое обеспечение профессионального самоопределения будущих педагогов-психологов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Арзамас, 2010.

2. Медведева ГП. Деонтология социальной работы. Москва: Издательский центр «Академия», 2011.

3. Жукова Г.С., Козловская С.Н. Психологические критерии самоопределения будущих социальных работников в системе двухуровневой профессиональной подготовки. Человеческий капитал. 2014; 1 (71): 53 - 57.

4. Мясникова Н.И. Жизненные стратегии поведения работающих студентов-медиков. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2018; Т. 2, № 2: 178 - 182.

5. Годунова А.Д., Грицков В.Л. Мотивационные особенности работающих и неработающих студентов (на примере Санкт-Петербургского государственного университета). Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. 2015; Т. 3: 41 - 47.

6. Папанова О.А. Синдром «эмоционального выгорания» у студентов - будущих социальных работников и способы его профилактики. Высшее образование сегодня. 2008; 9: 49 - 53.

References

1. Zavrazhnov V.V. Pedagogicheskoe obespechenie professional'nogo samoopredeleniya buduschih pedagogov-psihologov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arzamas, 2010.

2. Medvedeva G.P. Deontologiya social'nojraboty. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2011.

3. Zhukova G.S., Kozlovskaya S.N. Psihologicheskie kriterii samoopredeleniya buduschih social'nyh rabotnikov v sisteme dvuhurovnevoj professional'noj podgotovki. Chelovecheskij kapital. 2014; 1 (71): 53 - 57.

4. Myasnikova N.I. Zhiznennye strategii povedeniya rabotayuschih studentov-medikov. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologiya. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018; T. 2, № 2: 178 - 182.

5. Godunova A.D., Grickov V.L. Motivacionnye osobennosti rabotayuschih i nerabotayuschih studentov (na primere Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta). Nauchnye issledovaniya vypusknikov fakul'teta psihologii SPBGU. 2015; T. 3: 41 - 47.

6. Papanova O.A. Sindrom «'emocional'nogovygoraniya» u studentov - buduschih social'nyh rabotnikov i sposoby ego profilaktiki. Vyssheeobrazovaniesegodnya. 2008; 9: 49 - 53.

Статья поступила в редакцию 29.03.19

УДК 37.062.1

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: krivih71@yandex.ru

THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF COMPLEX SUPPORT SERVICE OF ORPHANS AMONG STUDENTS AT INDUSTRIAL SHIPBUILDING LYCEUM.

The article presents a functioning mechanism in Industrial Shipbuilding Lyceum of St. Petersburg of the Comprehensive Support Service for Orphaned Students. The directions of work, stages, subjects and results of activity of the Integrated Support Service are disclosed. The essential characteristics of pedagogical support affecting the process of comprehensive support for orphan students of vocational education institutions are presented, and the mechanisms for the gradual functioning of the Integrated Support Service of the Industrial Shipbuilding Lyceum and the work of an individual curator in the process of supporting orphans are shown. Official duties and directions of activity of an individual curator are prescribed within the framework of comprehensive support for orphan students. Key words: orphan students, escort, Integrated Support Service.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф., проф. каф. социализации и воспитания, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», руководитель ресурсного центра ИСЛ, г. Санкт-Петербург, E-mail: krivih71@yandex.ru

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ ИНДУСТРИАЛЬНО-СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

В статье представлен механизм функционирования в Индустриально-судостроительном лицее Санкт-Петербурга Службы комплексного сопровождения учащихся-сирот. Раскрываются направления работы, этапы, субъекты и результаты деятельности Службы комплексного сопровождения. Представлены сущностные характеристики педагогического сопровождения, влияющие на процесс комплексного сопровождения учащихся-сирот учреждений профессионального образования, а также показаны механизмы поэтапного функционирования Службы комплексного сопровождения Индустриально-судостроительного лицея и работа индивидуального куратора в процессе сопровождения сирот Прописаны должностные обязанности и направления деятельности индивидуального куратора в рамках комплексного сопровождения учащихся-сирот.

Ключевые слова: учащиеся-сироты, сопровождение, Служба комплексного сопровождения.

Важнейшей целью деятельности сиротского учреждения сегодня становится реализация права воспитанника-сироты на полноценное и разностороннее его развитие. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает реализацию мероприятий по социально-профессиональной, в том числе постинтернатной, адаптации воспитанников этих учреждений различными средствами: защите прав и законных интересов сирот, предоставление им государственных гарантий, организацию сопровождаемого проживания, воспитательно-реабилитационного и учебно-тренировочного процесса в организации для развития и реализации личностного потенциала и социальной активности воспитанников, получение необходимой помощи и поддержки специалистов, осуществляющих сопровождение.

Среди сирот довольно часто встречаются подростки с отклонениями в развитии (как соматического здоровья, так и поведенческих девиаций), поэтому сиротскому учреждению предписано осуществление психолого-медико-педагогической реабилитации подростков, в том числе реализация мероприятий по оказанию им психологической, социально-педагогической, реабилитационной помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи нуждающимся в ней.

Сиротское учреждение разрабатывает программу индивидуального развития и жизнеустройства сироты (Н.Н. Кузина [1]) и создает условия для ее реализации в виде различных механизмов, которые в сиротских учреждениях не отличаются большим разнообразием. Довольно часто в практике встречается психолого-медико-педагогическая комиссия, которая создается «в целях своев-

ременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций» (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Реже встречаются социальные консилиумы в целях координации деятельности по реализации программ индивидуального развития и жизнеустройства сирот, воспитательных и иных планов работы учреждения. Ещё реже с этой целью организуется сетевое взаимодействие с государственными и негосударственными структурами, в том числе общественными и религиозными, организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами) в целях реализации мероприятий, направленных на совершенствование учебно-воспитательной деятельности сиротского учреждения, обеспечению сопровождения сирот в подготовке к самостоятельной жизни, оказанию поддержки социально-профессиональной адаптации, постинтернатному сопровождению, а также оказанию организационной, юридической и иной помощи сиротам.

В Структурном подразделении Детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Индустриально-судостроительного лицея (ИСЛ) созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному

и физическому развитию воспитанников. Для качественной подготовки воспитанника к самостоятельной жизни в ИСЛ создана Служба комплексного сопровождения, основными целями которой являются реализация комплекса мер, способствующих социально-профессиональной адаптации сирот, становлению профессиональных планов; развитие способностей и склонностей обучающихся, изучение особенностей их развития, своевременное выявление и комплексное обследование учащихся-сирот, испытывающих затруднения в обучении и социальной адаптации, профилактика отклоняющегося поведения воспитанников, а также социально-психологическое обеспечение педагогического процесса (Панова Н.В., Кузина Н.Н. [2, 3]).

Разработка содержания комплексного сопровождения обучающих-ся-сирот, прежде всего, связана с четким определением содержания самого понятия «сопровождение», а также с объективизацией его целей, задач, направлений и разработкой структурно-функциональной модели сопровождения. В наиболее общем - междисциплинарном плане - сам термин «сопровождение» означает «идти рядом с человеком, движущимся вперед, преодолевая трудности» и используется по отношению к человеку, которому нужна «помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших) трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей» (словарь Ожегова).

Сопровождение - методически организованный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение актуальной проблемы и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Процесс оказания помощи и поддержки субъекту, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Субъекты сопровождения - специалисты органов, учреждений, организаций и служб, задействованные в системе сопровождения выпускников учреждений интернатного типа, сами выпускники - дети из числа воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сущностные характеристики педагогического сопровождения, влияющие на процесс комплексного сопровождения учащихся-сирот учреждений профессионального образования, имеет следующие важные характеристики:

- природа сопровождения предполагает проявление активности на сопровождаемое явление;

- управляемый характер, связанный с оптимальной траекторией профессионального развития обучающегося-сироты;

- индивидуальный характер (содержательная адресность, сопровождаемого процесса);

- функционирование в специально созданной среде, задающей оптимальные условия для существования сопровождаемого явления;

- непрерывность реализации, наличие начала и конца сопровождения;

- опора на результаты мониторинга, которые детерминируют наполнение действий по сопровождению и формированию адаптационных механизмов.

Первым шагом на пути организации комплексного сопровождения как системной деятельности по созданию условий, обеспечивающих доступность качественного образования и социально-профессиональной адаптации обучающихся, является создание в ИСЛ психолого-медико-педагогического консилиума. Разработка и утверждение приказом директора «Положения о службе комплексного сопровождения профессионального образования обучающихся-сирот», других локальных актов позволяет не только структурировать деятельность инженерно-педагогического коллектива сообразно целям социализации и адаптации данной группы обучающихся, но и повысить его ответственность за результаты такой работы в целом, которая носит индивидуальный характер и реализуется как программа.

В современной интерпретации консилиум - это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующих ту или иную стратегию сопровождения как обучающегося, так и образовательной среды в целом. Основные задачи его деятельности:

- выявление обучающихся-сирот, нуждающихся в дополнительной помощи специалистов;

- разработка и индивидуализация образовательного маршрута «внутри» стандартных образовательных программ;

- реализация коррекционно-развивающей деятельности и комплексного сопровождения обучающегося-сироты силами специалистов консилиума;

- оценка эффективности дополнительной помощи и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.

Данная форма работы положительно зарекомендовала себя в учреждениях с теми возможностями, которые она открывает, помогает заложить прочную институциональную базу для организации комплексного сопровождения обучаю-щихся-сирот, организованной как профессиональное обучение [4].

Остановимся на механизме работы Службы комплексного сопровождения ИСЛ. Работа специалистов Службы строится поэтапно:

1 этап - этап наблюдения - заключается во включенном наблюдении за вновь поступившими сиротами в профессиональное образовательное учреждение из различных интернатных учреждений. Данный этап осуществляется различными специалистами, непосредственно работающих с сиротами: воспитатели и психологи общежития, мастера производственного обучения и педагоги в ходе

образовательного процесса, социальные педагоги и медицинский работник в ходе первичных обследований вновь поступивших сирот Первый этап длится не более двух недель. Результатом 1 этапа является консилиум по каждому конкретному сироте, в ходе которого каждый специалист делится своими наблюдениями и высказывает свои соображения о необходимых мерах, обследованиях и мероприятиях с каждым конкретным сиротой.

2 этап - этап необходимых обследований - на этом этапе каждый специалист (медработник, психолог, социальный педагог, воспитатель) на основании изучения документов поступившего сироты и результатов консилиума разрабатывает необходимые диагностики (психолог), план мероприятий (воспитатель, социальный педагог), карту медицинского наблюдения (медработник). Разработки каждого специалиста собираются социальным педагогом, с этими разработками может познакомиться индивидуальный куратор или наставник, если он существует.

3 этап - этап разработки программы индивидуального развития и жизнеустройства сироты, включающей программу действий для разных специалистов. Каждый раздел программы разрабатывает соответствующий специалист, общую Программу индивидуального развития и жизнеустройства сироты формирует социальный педагог и индивидуальный куратор (при наличии), они же следят за реализацией данного документа.

4 этап - этап промежуточного контроля, который заключается в рассмотрении промежуточных итогов реализации Программы сопровождения индивидуального развития и жизнеустройства воспитанника, внесении в нее при необходимости корректив. Промежуточный консилиум проводится не реже 4-х раз в учебный год, результаты по каждому сироте фиксируются специальным протоколом и вносятся в Программу.

Сиротское учреждение может закреплять индивидуальных кураторов (наставников) за сиротами на этапе сопровождаемого проживания. Индивидуальный куратор инициирует работу Службы сопровождения по проведению анализа, прогноза, текущего и перспективного планирования работы, в том числе:

1) организует индивидуальное сопровождение обучающегося-сироты, включающее:

- оказание помощи в решении бытовых и социальных проблем, являясь личным примером;

- содействие развитию социальных связей (родственники, коллеги, педагоги, друзья);

- обучение пользованию социальными институтами (социальные службы, социальные учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты и т.п.);

- информирование о возможностях поддержки в предоставлении помощи;

- вовлечение в программы для развития социальных компетенций в процессе жизнедеятельности;

- оказание помощи в социально-профессиональной адаптации выпускников;

- проведение профилактических мероприятий (консультирование, беседы, посещение занятий, организация досуга, поощрения и наказание и т. д.);

2) осуществляет контроль реализации программы индивидуального развития и жизнеустройства сироты, в случае необходимости инициация ее корректировка;

3) способствует созданию «информационного поля» постинтернатной адаптации, которое включает сведения об имеющихся вариантах трудоустройства или продолжения образования, возможностях получения медицинской и психологической помощи, вариантах организации досуга;

4) совместно с будущим выпускником разрабатывает жизненный и профессиональный план, проект маршрута постинтернатной адаптации;

5) организует работу по конкретизации маршрута постинтернатной адаптации, который отражен в маршрутном листе будущего выпускника;

6) согласует с учащимся-сиротой места прохождения учебных и производственных практики, организует экскурсии в организации, в которых будут трудоустроены выпускники;

7) проводит профилактическое сопровождение выпускников-сирот в первые два месяца после выпуска;

8) проводит ознакомительное занятие «Особенности самостоятельной жизни»;

9) организует работу по сбору информации и готовит документацию для базы данных выпускников центров социальной защиты района, города;

10) готовит информацию и документацию для психолого-медико-педагогических консилиумов;

11) проводит мониторинг социально-профессиональной адаптации обучаю-щихся-сирот и готовит запрос на диагностику;

12) ведет социальную карту обучающегося-сироты;

13) взаимодействует со специалистами службы комплексного сопровождения;

14) участвует в комплексной работе по сопровождению сироты, когда все его проблемы и потребности рассматриваются коллегиально и (или) в индивидуальном порядке, исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения;

15) координирует работу с Центрами поддержки выпускников сиротских учреждений и взаимодействует с различными органами, учреждениями, организациями и специалистами в соответствии с планом сопровождения.

Согласно разработанной циклограмме, индивидуальный куратор (наставник) осуществляет сопровождение учащегося-сироты с октября по август на базе

Библиографический список

ИСЛ, а в сентябре ведет его профилактическое сопровождение совместно со специалистами ИСЛ. Индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника помимо указанных направлений работы включает мероприятия по преодолению выявленных трудностей у воспитанника, ответственных исполнителей и сроки осуществления мероприятий, а также отметку о выполнении.

1. Кузина Н.Н., Панова Н.В. Индивидуальный план развития учащегося-сироты учреждения профессионального образования. Академия профессионального образования. 2018; 10: 58 - 68.

2. Панова Н.В., Баева И.Г. Принципы работы социально-психологической службы комплексного сопровождения. Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2018; 360 - 368.

3. Панова Н.В. Роль социально-психологической службы комплексного сопровождения в социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот. Академия профессионального образования. 2017; 6 (72): 40-52.

4. Кривых С.В., Кузина Н.Н., Панова Н.В. Организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами с целью социально-профессиональной адаптации учащихся-сирот и постинтернатного сопровождения выпускников-сирот профессиональных образовательных учреждений: методические рекомендации. Под редакцией Кривых С.В. Санкт-Петербург: СПбНИИПиПВО, 2018; 200.

References

1. Kuzina N.N., Panova N.V. Individual'nyj plan razvitiya uchaschegosya-siroty uchrezhdeniya professional'nogo obrazovaniya. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2018; 10: 58 - 68.

2. Panova N.V., Baeva I.G. Principy raboty social'no-psihologicheskoj sluzhby kompleksnogo soprovozhdeniya. Social'noe vzaimodejstvie v razlichnyh sferah zhiznedeyatel'nosti: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izd. RGPU im. A.I. Gercena, 2018; 360 - 368.

3. Panova N.V. Rol' social'no-psihologicheskoj sluzhby kompleksnogo soprovozhdeniya v social'no-professional'noj adaptacii uchaschihsya-sirot. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2017; 6 (72): 40 - 52.

4. Krivyh S.V., Kuzina N.N., Panova N.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya s social'nymi partnerami s cel'yu social'no-professional'noj adaptacii uchaschihsya-sirot i postinternatnogo soprovozhdeniya vypusknikov-sirot professional'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij: metodicheskie rekomendacii. Pod redakciej Krivyh S.V. Sankt-Peterburg: SPbNIIPiPVO, 2018; 200.

Статья поступила в редакцию 01.04.19

УДК 37.022

Krylova O.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, State Budget Institution of Additional Professional Education of St. Petersburg Academy of Postgraduate

Pedagogical Education (St.Petersburg, Russia), E-mail: krylovaon@mail.ru

Sheverdina I.D., postgraduate, State Budget Institution of Additional Professional Education of St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

(St.Petersburg, Russia), E-mail: Ilona.sheverdina@mail.ru

PROCEDURAL KNOWLEDGE AS A COMPONENT OF MODERN CLASSIFICATION OF KNOWLEDGE OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF THE USE OF FSES GE. The relevance of knowledge is substantiated in the educational process in this article. The work reveals the importance of knowledge types in terms of different sciences, presents approaches to understanding modern knowledge functions. Types of knowledge include information (declarative knowledge), answering What- and Who-question, procedural knowledge (How?), evaluative knowledge (Why? What is the role and significance of this phenomenon?), reflective knowledge that shows sensory perception personal motivation, personal values, self-control and self-evaluation, and answering the question Why does it matter to me?. As a leading subject, the article presents a description of procedural knowledge, identifies their specificity in comparison with other types of knowledge and the results of experiments of modern researchers in various fields of knowledge are presented, which confirm the high importance of procedural knowledge to improve the effectiveness of modern education. The article presents some methods for effective problem solving based on procedural knowledge.

Key words: information (declarative knowledge), procedural knowledge, evaluative knowledge, reflective knowledge, functions of knowledge, types of knowledge, Federal State Educational Standard (FsEs) of general education.

О.Н. Крылова, д-р пед. наук, проф., Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: krylovaon@mail.ru

И.Д. Шевердина, аспирант, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: Ilona.sheverdina@mail.ru

ПРОЦЕДУРНЫЕ ЗНАНИЯ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ВИДОЛОГИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО

В статье обосновывается актуальность знаний в образовательном процессе сегодня. Показано значение видов знаний с позиций разных наук. Представлены подходы к пониманию современных функций знаний и современная видология знаний, в рамках которой, все знания подразделяются на: информационные (декларативные), отвечающие на вопрос «Что? Кто?», процедурные, отражающие способы деятельности, отвечают на вопрос: «Как?», оценочные знания, отвечающие на вопросы: «Зачем? Какова роль и значение данного явления?», а рефлексивные знания, отражающие чувственное восприятие, личную мотивацию, личные ценности, самоконтроль и самооценку, и отвечающие на вопрос: «Почему это для меня важно?». В качестве ведущего предмета в статье представлена характеристика процедурных знаний, выявлена их специфика по сравнению с другими видами знаний. Представлены результаты экспериментов современных исследователей разных областей знания, которые подтверждают высокую значимость процедурных знаний для повышения результативности современного образования. В статье представлены некоторые методы, успешного поиска решения проблем, в основе которых лежать процедурные знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: информационные (декларативные знания), процедурные знания, оценочные знания, рефлексивные знания, функции знаний, видология знаний, виды знаний, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

В современный век введения федеральных государственных стандартов на всех уровнях образования: от дошкольного до высшего, типичными становятся деятельностный, компетентностный подходы к построению обучения. И поскольку образовательные результаты не формулируются больше на уровне знаний, может возникнуть «иллюзия», что знания больше не важны и можно формировать действия и компетенции обучающихся без знаниевого компонента. Однако, данный подход однозначно ошибочен.

Не случайно, та модель современного общества, куда мы движемся, называется «обществом знания», которое акцентирует роль знаний во всех сферах жизни человека, как следствие увеличивается значимость умений управления ими. На смену исключительно «информационного общества» приходит его сочетание с понятием «общества знания», так как одного доступа к информации уже недостаточно, чтобы обладать уверенностью в обладании стратегического ресурса. Согласно прогнозу фундаментальных исследований в сфере наук об

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.