УДК 36+378
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ1
© Елена Викторовна ДЕЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-педагогического образования, e-mail: [email protected]
Анализ литературы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни показал, что наиболее эффективной технологией по формированию самостоятельных навыков у детей является сопровождение. Сопровождение рассматривается как технология социальной работы, включающая в себя: систему знаний об эффективных способах решения проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при адаптации их в обществе; поэтапного решения проблем на основе диагностического целеполагания, проектирования и реализации методов деятельности всех взаимодействующих субъектов. Сопровождение организуется в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в постинтернатный период. Существуют два уровня реализации технологии сопровождения: системное сопровождение (профилактика и коррекция проблемы, характерной для системы в целом) и индивидуальное сопровождение ребенка с учетом его конкретной проблемы (группы проблем). Этапами технологии сопровождения ребенка-сироты являются диагностический, консультативно-проективный, деятельностный, оценочный. Система сопровождения включает разработку программ подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Выделены особенности данных программ. Охарактеризованы условия успешности сопровождения детей-сирот в системе подготовки к самостоятельной жизни.
Ключевые слова: сопровождение; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; самостоятельность; подготовка к самостоятельной жизни; технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На сегодняшний день сиротство по-прежнему остается острой и насущной проблемой института детства в России. Для большинства детей такой категории «домом» является специализированное учреждение (интернат, дом ребенка, детский дом, социальный приют, социально-реабилитационный центр), строго регламентирующее распорядок дня ребенка, организующее его деятельность, ограничивающее контакты со взрослыми и сверстниками. Воспитание ребенка вне семьи приводит к удручающим последствиям, затрагивающим личностные качества, психические, социальные качества ребенка, слабая сформированность которых становится причиной неподготовленности выпускника к жизни в социуме.
Многие исследователи, занимающиеся проблемой подготовки детей, оставшихся без попечения родителей (И.А. Бобылева, М.И. Буянов, И.Ф. Дементьева, И.В. Дуброви-
1 Статья опубликована при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области, Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области.
на, Е.И. Казакова, Л.Л. Митяев, В.С. Мухина, Л.Я. Олиференко, Е.В. Орлова, А.И. Панов, А.М. Прихожан, С.В. Савенкова, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына, Т.И. Шульга, Н.Н. Юдин-цева и др.), отмечают отсутствие у выпускников умений к самостоятельной жизни вне стен сиротского учреждения. Выпускники интернатных и других специализированных учреждений испытывают трудности при обучении в профессиональных образовательных учреждениях, при устройстве на работу, получении жилья, обустройстве быта, общении с людьми, их отличает слабый уровень правовых, экономических знаний.
В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома относится к группе риска (является бомжом, находится под следствием либо совершает правонарушения, в основном имущественные: грабежи, разбои) [1].
Данная проблема касается и Тамбовской области. По последним опубликованным данным количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регио-
не составляло 4170 человек (на конец 2013 г.) [2]. В Докладе о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в Тамбовской области в 2013 г. были отмечены случаи правонарушений и суицидальных поступков среди выпускников интернатных и других специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].
Проблема подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни приводит к поиску учеными и социальными практиками новых технологий ее решения.
Дадим краткую социально-психологическую характеристику выпускника специализированного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Им является 14-18-летний(-яя) юноша или девушка, которым свойственны следующие особенности:
отсутствие опыта социальных контактов с людьми на работе, в сфере обслуживания, здравоохранения и т. п.;
- трудности в общении со взрослыми и сверстниками, подчиненно-отчужденная позиция по отношению к взрослым, сложные конкурентные негативные отношения по отношению к сверстникам;
- нарушения в развитии чувственной сферы, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
- низкий уровень социального интеллекта, отсутствие жизненных навыков (бытовых, экономических, социальных, трудовых);
несформированность потребности и способности трудиться;
- иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
- отсутствие позитивного опыта семейной жизни;
- недостаточное развитие индивидуальности, что характеризуется низким уровнем сознания, сниженной собственной активностью;
слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
- отсутствие нравственного иммунитета к условиям той среды, из которой большинство из них происходит;
- плохое состояние здоровья;
- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
- несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь;
несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
- склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т. д.) [4; 5].
Подготовку к самостоятельной жизни И.А. Бобылева и О.В. Заводилкина определяют как «процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания» [6].
Определяющим параметром готовности к самостоятельной жизни ребенка-сироты является самостоятельность. Самостоятельность - термин, обозначающий одну из важнейших характеристик личности, которая выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т. ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами социально и морально приемлемыми способами.
Основными характеристиками самостоятельности являются:
- умение поставить цель;
- достижение ее без посторонней помощи и подсказки;
- принятие решений с учетом обстановки и условий;
- уверенность в возможности и правильности способа достижения цели;
- проявление ответственности, инициативности, активности.
Подготовка к самостоятельной жизни сирот-выпускников включает в себя следующие аспекты:
- социальная готовность (сформиро-ванность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовая ориентация, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
- трудовая готовность (сформирован-ность общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
- морально-волевая (психологическая) готовность (самооценка, чувство самоуважения, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в условиях рыночных отношений);
- физическая готовность (сформиро-ванность навыков здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к различным видам деятельности).
Анализ литературы по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни показал, что наиболее эффективной технологией по формированию самостоятельных навыков у детей является сопровождение.
Авторы дают определения понятия «сопровождение» с разных позиций:
- как комплексный метод, заключающийся в диагностике возникшей проблемы; информации о путях возможного решения проблемы; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы; первичной помощи при реализации плана решения [7];
- как комплекс действий представителей государственных и общественных институтов, обеспечивающих интериоризацию воспитанниками общественных ценностей, их включенность в значимые события, способствующие становлению субъектной жизненной позиции и самореализации в соответствии с ней [8];
- социально-педагогическая деятельность по совместному движению (взаимо-
действию) социального педагога (сопровождающего, субъекта сопровождения) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого, объекта сопровождения) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самопроявления в ситуации развития, направленного на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки (Л.В. Мардахаев);
- как социальная услуга - комплекс мероприятий по взаимодействию междисциплинарных служб, специалистов по преодолению трудностей, связанных с освоением новых навыков в самостоятельной жизни (социально-психологической, гражданско-общественной, социально-трудовой, куль-турно-досуговой, бытовой сферах деятельности), обучением, мотивацией на самостоятельное разрешение проблемы (исследовательская группа под руководством М.О. Егоровой) и др.
В своей работе мы рассматриваем сопровождение как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.
Основываясь на определении технологии социальной работы, данное Н.В. Гарашкиной и А.А. Дружининой [5], мы рассматриваем сопровождение как технологию социальной работы, включающую в себя: систему знаний об эффективных способах решения проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при адаптации их в обществе; поэтапное решение проблем на основе диагностического целе-полагания, проектирования и реализации методов деятельности всех взаимодействующих субъектов.
Система сопровождения выпускников специализированного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на создание условий для нормального развития личности ребенка-сироты, формирования активной позиции воспитанников, навыков самостоятельного решения вопросов и обеспечения успешности в постинтернатный период [9].
Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуется как в самом учреждении, так и в постинтернатный период, соответственно реша-
ются две основные группы задач системы сопровождения:
1) улучшение условий проживания и воспитания детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; создание условий, приближенных к семейным; совершенствование воспитательной работы, внедрение программ практической подготовки к самостоятельной жизни, личностного и профессионального самоопределения; формирование у воспитанников социальных навыков, направленных на позитивную адаптацию в обществе;
2) создание условий для успешной постинтернатной адаптации и социализации выпускников сиротских учреждений с учетом их медицинского и социально-психологического статуса за счет создания и развития социальной сети поддержки, современных форм кураторства и наставничества, оказания адресной помощи, своевременного предоставления жилья, получения конкурентной на рынке труда профессии, первичного трудоустройства и закрепления на рабочем месте» [10].
Технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на двух уровнях:
- системное сопровождение (профилактика и коррекция проблемы, характерной для системы в целом на основе принципа взаимодействия всех субъектов сопровождения -разработка и реализация программ по созданию развивающей среды и адаптивной системы образования; создание новых типов образовательных учреждений, в которых нуждаются дети; создание профилактико-коррек-ционных программ, направленных на решение проблем, свойственных для групп детей);
- индивидуальное сопровождение ребенка с учетом его конкретной проблемы (группы проблем).
Примером программы системного сопровождения детей в Тамбовской области является Программа социальной адаптации и постинтерантного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов «Протяни руку помощи» (2011-2014 гг.), направлениями которой являются подготовка воспитанников интернатных образовательных учреждений к самостоятельной жизни; развитие инфраструктуры постинтернатного сопровождения; психолого-педагогическое
сопровождение и социально-правовая поддержка выпускников; организация системы учета выпускников и оценки эффективности работы по постинтернатному сопровождению; повышение квалификации специалистов, занимающихся социальной адаптацией и постинтернатным сопровождением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; информационное сопровождение программы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
- рекомендательный характер советов сопровождающего;
- приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
- непрерывность сопровождения;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
- стремление к автономизации [7].
На основе исследований Л.М. Шипицы-ной, Е.И. Казаковой, Л.В. Мардахаева представим вариант технологии сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Диагностический этап: оценка сложившейся у воспитанника ситуации, определение самочувствия воспитанника, возможностей решения проблемы воспитанником, социальным работником, необходимости и характера целенаправленного содействия, помощи, поддержки, другого участия с целью преодоления проблем, трудностей, постановка проблемы, определение цели и задач сопровождения в сложившейся ситуации.
2. Консультативно-проективный: выбор технологии практического решения задач по достижению цели, обсуждение проблемы, стимулирование активности воспитанника, создание ситуаций успеха, мотивирование на самостоятельное разрешение проблемы.
3. Деятельностный: реализация выбранной технологии сопровождения.
4. Оценочный: анализ результатов реализации технологии сопровождения и определение перспектив, мониторинг сформиро-ванности самостоятельных навыков в решении проблемы.
Этапы сопровождения могут быть повторно пройдены с целью закрепления адек-
ватных социальных паттернов поведения, их нового осмысления.
Технология сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает выполнение социальным работником диагностической, аналитической, профилактической, консультативной, мониторинговой деятельности, которые базируются на принципах партнерства в отношениях с сопровождаемым, добровольности участия сопровождаемого в реализуемых мероприятиях, разделения ответственности с сопровождаемым за результаты работы, индивидуализации сопровождения.
Система сопровождения включает разработку программ по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Проведенный анализ подобных программ в регионах выявил следующие их особенности:
- разнонаправленность программ (помощь в организации воспитанником быта, ведения домашнего хозяйства, правовое просвещение, знакомство с учреждениями, формирование навыков ведения бюджета, навыков здорового образа жизни и др.);
- индивидуализация построения траектории сопровождения, конкретная направленность программы на ребенка, развитие его индивидуальности, индивидуальных самостоятельных навыков путем создания ситуаций, погружения в специально созданные условия, в которых он окажется после выхода из учреждения;
- профориентационная подготовка воспитанника (овладение представлениями о необходимости труда, будущей профессии, воспитание трудолюбия, профессиональное самоопределение).
Условиями успешности процесса сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни будут:
- создание развивающей среды и адаптивной системы образования;
- проведение коррекционно-развиваю-щей работы с детьми, которая включает раннюю социальную адаптацию, т. е. создание условий, приближенных к домашним; развитие личности ребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала и компенсаторных возможностей; коррекцию интеллектуальных и когнитивно-
эмоциональных процессов; формирование навыков общения; интеграцию в общество на правах полноценных членов;
- развитие семейных форм устройства детей-сирот и иных форм, позволяющие формировать у них самостоятельные навыки (например, создание «социальных квартир» -предоставление опыта самостоятельного проживания до выпуска из детского дома в течение некоторого времени);
- пролонгированный характер сопровождения;
- включение в проектную деятельность в системе подготовки к самостоятельной жизни (использование активных методов работы - тренингов, ролевых, деловых игр, проигрывания проблемных ситуаций и др.);
- социальное партнерство субъектов (государственных (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, образовательные учреждения всех уровней), общественных организаций) по сопровождению ребенка-сироты;
- постинтернатное сопровождение выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающее в себя оценку сформированно-сти самостоятельных навыков.
Кроме того, необходимо отметить, что уровень успешности выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от многих индивидуально-психологических особенностей личности: развитости воли, уровня притязаний, уверенности в себе и способности к самоутверждению [11]. Поэтому очень важно участие специалистов детского дома в жизненном становлении воспитанников после их выпуска.
Главными показателями успешности реализации программ являются способность воспитанников к осознанному выбору (самостоятельное принятие решений), овладение ими структурой деятельности для реализации принятого решения и умение нести ответственность за свои действия.
Таким образом, сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как технология социальной работы является эффективным средством разрешения возникающих проблем при интеграции их в общество. Она включает в себя систему знаний об эффективных способах решения
проблемы (групп проблем) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при адаптации их в обществе; поэтапное решение проблем на основе диагностического целеполагания, проектирования и реализации методов деятельности всех взаимодействующих субъектов.
1. Шипицына Л.М.Психология детей-сирот. СПб., 2005.
2. Социальный паспорт Тамбовской области за 2013 г. URL: http://uprsoc.tmbreg.ru/DOC/2014/ socpasportto2013.pdf (дата обращения: 28.05.2015).
3. Доклад о состоянии соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов детей в Тамбовской области в 2013 г. URL: http:// tamdeti.ru/lib_docum/fg17_r56715.pdf (дата обращения: 28.05.2015).
4. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.
5. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Социальная работа по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних из семей: технологический подход // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 9. С. 139-147.
6. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.
7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / под науч. ред. Л.М. Шипи-цыной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожни-кова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. Калининград, 2010.
9. Бобылева И.А. Основные подходы к созданию региональной системы сопровождения выпускников интернатных учреждений // Постинтернатное сопровождение детей-сирот: успешные практики, технологии, нормативное обеспечение: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. 22-23 июня, г. Смоленск / под ред. И.А. Бобылевой. М., 2010. С. 9-28.
10. Услуга «Социально-психолого-педагогическое сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях самостоятельного проживания (подготовка к независимой
жизни)». Кн. 26 / под ред. М.О. Егоровой. М., 2013.
11. Деева Е.В. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. Т. 9. № 10. С. 202-208.
1. Shipitsyna L.M. Psikhologiya detey-sirot. SPb., 2005.
2. Sotsial'nyy pasport Tambovskoy oblasti za 2013 g. URL: http://uprsoc.tmbreg.ru/DOC/2014/soc-pasportto2013.pdf (data obrashcheniya: 28.05.2015).
3. Doklad o sostoyanii soblyudeniya i zashchity prav, svobod i zakonnykh interesov detey v Tambovskoy oblasti v 2013 g. URL: http:// tamdeti. ru/lib_docum/fg 17_r56715 .pdf (data obrashcheniya: 28.05.2015).
4. Vladimirova N.V., Span'yard Kh. Shag za shagom: individual'noe konsul'tirovanie vypusknikov detskikh domov i shkol-internatov. M., 2007.
5. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. Sotsial'naya rabota po resheniyu problemy samovol'nykh ukhodov nesovershennoletnikh iz semey: tekhnologicheskiy podkhod // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. T. 9. № 9. S. 139-147.
6. Bobyleva I.A., Zavodilkina O.V. Podgotovka vospitannikov internatnykh uchrezhdeniy k samostoyatel'noy zhizni // Vestnik MGOU. Seriya: Psikhologicheskie nauki. 2015. № 1. S. 6-15.
7. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrektsiya razvitiya detey-sirot: sotsial'no-emotsional'nye problemy / pod nauch. red. L.M. Shipitsynoy, E.I. Kazakovoy. SPb., 2000.
8. RozhkovM.I., Bayborodova L. V., Sapozhnikova T.N. Vzaimodeystvie sub"ektov postinternatnogo soprovozhdeniya detey-sirot. Kaliningrad, 2010.
9. Bobyleva I.A. Osnovnye podkhody k sozdaniyu regional'noy sistemy soprovozhdeniya vypusknikov internatnykh uchrezhdeniy // Postinternatnoe soprovozhdenie detey-sirot: uspeshnye praktiki, tekhnologii, normativnoe obespechenie: materialy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ch. 1. 22-23 iyunya, g. Smolensk / pod red. I.A. Bobylevoy. M., 2010. S. 9-28.
10. Usluga "Sotsial'no-psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie vypusknikov organizatsiy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, v usloviyakh samostoyatel'nogo prozhivaniya (podgotovka k
nezavisimoy zhizni)". Kn. 26 / pod red. M.O. Egorovoy. M., 2013.
11. Deeva E.V. Sotsial'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' s nesovershennoletnimi, sklonnymi k samovol'nym ukhodam iz semey i spetsial'nykh uchebno-vospitatel'nykh
uchrezhdeniy // Sotsial'no-ekonomicheskie
yavleniya i protsessy. № 10. S. 202-208.
Tambov, 2014. T. 9.
nocTynuna b pegadura 3.06.2015 r.
UDC 36+378
SUPPORT OF ORPHANS AND CHILDREN, LEFT WITHOUT PARENTAL SUPPORT IN THE SYSTEM OF PREPARATION FOR INDEPENDENT LIFE
Elena Viktorovna DEEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Social-Pedagogic Education Department, e-mail: [email protected]
Analysis of literature for preparation of orphans and children, left without parental support for independent life has shown that support is the most effective technology for the formation of independent skills in children. Support is reviewed as technology of social work, which includes: a system of knowledge about effective ways of solving the problem (groups of problems) for orphans and children, left without parental support in adapting them for the society; gradual solution of the problems on the basis of the diagnostic definition of objectives, design and implementation activities of all the methods of interacting entities. Support is organized in institutions for orphans and children, left without parental support, and in the post-orphanage period. There are two levels of implementation of the technology support: maintenance of the system (prevention and correction of problems characteristic for the system as a whole) and case management of a child with his or her specific problem (groups of problems). Diagnostic, consultative and projective, activity, estimation these are the stages of support of orphans and children, left without parental support. System of support includes the development of training programs for orphans and children, left without parental support for independent life. The features of these programs are marked. The conditions of success of support of orphans in the training for independent life are characterized.
Key words: support; orphans and children, left without parental support; independence; preparation for independent life; technology of support of orphans and children, left without parental support.