УДК 37.04
В. Н. Ефименко
Опыт постинтернатного сопровождения выпускников детского дома
В статье представлен опыт работы Камчатского детского дома № 5 по организации постинтернатного сопровождения выпускников. Описана поэтапная работа педагогического коллектива по подготовке детей-сирот к будущей самостоятельной жизни, а также работа службы постинтернатного сопровождения. Изложены результаты практического опыта.
Ключевые слова: дети-сироты, детский дом, выпускники, условия, проблемы, постинтернатное сопровождение, опыт работы.
V. N. Efimenko
Experience of Post-Boarding School Support of Orphanage Graduates
In the given article experience of Kamchatka orphanage № 5 on the organization of post-boarding school support of graduates is presented. Stage-by-stage work of a pedagogical collective on training children-orphans for the future independent life, and also service work on post-boarding school support is described. Results of the practical experience are stated.
Key words: children-orphans, an orphanage, graduates, adaptation, conditions, problems, post-boarding school support, work experience.
Сегодня вопрос о постинтернатном сопровождении выпускников учреждений интернатного типа остается открытым, несмотря на то, что различные технологии и методики апробируются во многих учреждениях данного типа в различных регионах страны. Психолого-педагогические исследования, посвященные изучению проблем выпускников детских домов и школ-интернатов, убедительно доказывают, что сироты, переступая порог детского дома, нуждаются в сопровождении, включающем содействие в решении жилищных, правовых, социальных и многих других вопросов.
Ряд авторов в своих работах, посвященных исследованиям по проблемам социализации выпускников детских домов (Л. В. Байбородова, И. В. Дубровина, М. И. Рожков, Т. Н. Сапожни-кова, Г. В. Семья и др.) утверждают, что трудности их социальной адаптации обусловлены рядом факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью, отсутствие значимых людей, под контролем которых они находились долгие годы, невозможность очень быстро адаптироваться к одиночеству, сложности в устройстве на работу, учебу, потеря взаимоотношений с родственниками и др.
Обозначенные проблемы характерны и для выпускников детских домов Камчатского края. В
частности Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский дом № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1999 г. проводит работу по отслеживанию судьбы выпускников учреждения. Так, за период с 1999 по 2011 гг. детский дом выпустил во взрослую жизнь 32 человека. Наблюдения психолога и социального педагога детского дома за судьбой выпускников, встречи, переписка с молодыми людьми показали, что какие бы комфортные условия не имело интернатное учреждение, сама система такого проживания формирует у выпускников детского дома стойкий комплекс иждивенчества, не развивает способность самостоятельно решать проблемы.
В 2008-2009 гг. педагогами-воспитателями, социальным педагогом детского дома были обследованы условия постинтернатной адаптации 64 выпускников детских домов города Петро-павловска-Камчатского. Анализ полученных данных показал, что выпускники-сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей, испытывают следующие проблемы:
- в области жилищных вопросов - постановка в очередь на получение жилья (отсутствие жилья, проживание в общежитии, невозможность совместного проживания, расширение жилья и т. п.); ликвидация задолженности по оплате за жилье, оформление субсидии; разделение лице-
© Ефименко В. Н., 2012
вых счетов по оплате за жилье с совместно проживающими гражданами, сформировавшими задолженность по оплате за жилье;
- в получении профессионального образования - не соответствие требований выбранной специальности состоянию здоровья обучающегося; разочарование в выборе специальности (как следствие - отсутствие сознательной мотивации к обучению, пропуски занятий и т. п.); отсутствие общежития по месту учебы;
- в трудовой деятельности - выпускники не мотивированы на работу, не способны соблюдать режим труда и отдыха, для них характерны низкий уровень личной ответственности, завышенные требования к заработной плате; они не способны защищать свои личные и профессиональные интересы, недостаточно владеют информацией в сфере трудового права;
- в оформлении документов - не умеют оформить документы, необходимые для получения статуса матери-одиночки, для получения выплат, пособий, льгот и т. п.;
- в создании и развитии внутрисемейных отношений - не владеют знаниями и опытом проживания в семье, у них не сформирована ответственность за свою семью.
Материалы исследования также свидетельствуют о том, что полученного образования для выполнения жизненных планов хватило только 20 % выпускникам; желают сменить профессию 60 % выпускников, и половина выпускников сменили ее после 6 лет самостоятельной жизни; общаются со своими родителями и родственниками только четвертая часть выпускников; женаты/замужем (официально) к 6 годам после выпуска 17 %; удовлетворены своей семейной жизнью - 15 %; 30 % выпускников имеют проблемные жизненные сценарии: «неизвестность», «трагедия», «нарушение закона».
Для решения вышеуказанных проблем в коллективе детского дома № 5 создана и функционирует Служба сопровождения постинтернатной адаптации выпускников детского дома, в которую входят воспитатели, профориентологи, медицинский работник, психолог и социальный педагог. Взаимодействие специалистов осуществляется в форме консилиума и в то же время между ними четко распределены виды деятельности по сопровождению выпускников.
В задачи Службы сопровождения постинтернатной адаптации выпускников входит:
- информирование выпускников о решении проблем адаптации в новом коллективе, самостоятельной жизни;
- социальное сопровождение выпускников в постинтернатный период, осуществление помощи и поддержки, привлечение необходимых для этого специалистов;
- выстраивание социального партнерства с учреждениями и организациями, занимающимися судьбой выпускников, установление социального партнерства, межведомственное взаимодействие в системе сопровождения адаптации выпускников (Департамент по образованию и науке, Департамент по социальному развитию, Департамент по здравоохранению, Департамент государственной службы занятости населения, Главное управление по делам молодежи и др.);
- организация работы кураторов-наставников (постинтернатных воспитателей);
- осуществление мониторинга социальной адаптации выпускников в постинтернатный период;
- ведение постинтернатной карты выпускника;
- разработка индивидуальных маршрутов сопровождения выпускников.
Система сопровождения выпускника разрабатывается специалистами разных уровней коллегиально, утверждается на психолого-медико-педагогическом консилиуме и отражается в маршрутах помощи выпускникам.
Разрабатывается индивидуальная программа по созданию условий для постинтернатной адаптации выпускника детского дома, которая включает в себя комплекс мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов, воспитанников и других специалистов. Маршрут сопровождения зависит от специфических проблем выпускников.
Можно обозначить четыре группы выпускников и особые сценарии сопровождения их постинтернатной адаптации.
Первая группа выпускников - это дети-сироты, от которых отказались родители в роддоме, и поэтому самыми близкими и родными для них являются сотрудники детского дома. При этом они быстрее получают собственное жилье, но затрудняются в решении многих проблем, так как у них нет близкого человека, к которому они могут обратиться за помощью. Выпускникам предлагается выбрать для себя «значимого взрослого», который, получив официальный статус патронатного воспитателя, оказывает содействие в решении различных бытовых и
жизненных проблем, в том числе связанных с трудоустройством и профессиональной адаптацией; способствует формированию у выпускника жизненно необходимых навыков (вести домашнее хозяйство, делать мелкий ремонт, рационально расходовать денежные средства и др.), контролирует сохранность жилья.
Вторая группа выпускников - это дети, оставшиеся без попечения родителей. Жилье этих детей закреплено за кровными родственниками. Выпускники детских домов возвращаются на свое закрепленное жилье, где их чаще всего никто не ждет. Процесс сопровождения их постинтернатной адаптации строится по следующему сценарию:
- в преддверии выпуска ребенка-сироты из детского дома психолог и социальный педагог данного учреждения изучают ситуацию в семье на предмет возможности проживания в ней ребенка; психолог оценивает возможность реабилитации семьи; если проживание в семье невозможно, то социальный педагог подает исковое заявление в Министерство образования и науки Камчатского края о предоставлении отдельной квартиры выпускнику;
- выпускникам назначается постинтернатный воспитатель, который, прежде всего, помогает выпускникам наладить контакт с кровными родственниками; устанавливает возможность (невозможность) совместного проживания с ними; помогает ликвидировать задолженность по оплате за жилье, оформить субсидии, если необходимо и др.;
- патронатный воспитатель помогает воспитанникам в вопросах трудоустройства и профессиональной адаптации; оказывает моральную поддержку в период адаптации к самостоятельной жизни, консультативно-правовую помощь; поддерживает связь со специалистами (куратором, социальным педагогом) профессионального образовательного учреждения, где продолжают обучение выпускники, и с работодателем в случае трудоустройства, с органами опеки и попечения и др.
Третья группа выпускников - дети, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет закрепленного жилья, они ждут его и начинают жить в общежитии. Постинтернатная адаптация предусматривает помощь со стороны специалистов разных ведомств. Так, например, Министерство образования и науки Камчатского края содействует в реализации права выпускника на получение жилья, материальной помощи. Патро-
натный воспитатель, в свою очередь, еще до выпуска ребенка из детского дома подает сведения в Камчатское Министерство образования и науки о необходимости предоставления жилья выпускнику; отслеживает получение жилья или денежной компенсации на жилье выпускнику детского дома; помогает ему обустроить комнату в общежитии, обучает правильно распоряжаться деньгами, способствует формированию бытовых навыков у выпускника (готовить еду, составлять меню, вести домашнее хозяйство и др.); обучает организации рационального досуга в выходные дни; держит связь с куратором и мастером производственного обучения профессионального образовательного учреждения, где обучается выпускник; оказывает помощь в трудоустройстве, в формировании навыков адаптации в обществе, навыков обращения в различные социальные службы и др. Стоит отметить, что выпускники детских домов Камчатского края обучаются в тех профессиональных образовательных учреждениях, где есть общежития.
Четвертая группа - это воспитанники, родители которых возвращаются из мест лишения свободы. Такие выпускники требуют особого внимания и помощи со стороны специалистов. Необходимо осуществлять постоянный контроль за всеми сферами жизнедеятельности воспитанника и организацию необходимой поддержки в кризисных ситуациях. Социальный педагог, психолог и патронатный воспитатель проводят работу по ресоциализации выпускника. Патронат-ный воспитатель способствует решению проблемы с жильем, если таковая имеется; устанавливает связь с родственниками; проводит необходимую работу с микроокружением выпускника (педагогами профессионального учебного заведения, друзьями и др.), оказывает социальную поддержку, способствует получению профессии, трудоустройству.
Анализ результатов работы Камчатского детского дома № 5 по организации постинтернатного сопровождения выпускников позволяет сделать вывод о том, что данная работа педагогов приносит весьма существенные результаты. Имеющиеся статистические данные о выпускниках ярко это доказывают. Так, первые выпускники 1998-1999 гг. по окончании 9 классов обучаются в ПТУ. В последние 5 лет выпускники в основном поступают в политехнический техникум, в педагогический колледж, в кооперативный техникум, в медицинский колледж. Отдельные учащиеся обучаются в Московской гумани-
тарной академии, в Академии внешней торговли, в Высшей школе МВД. Большинство (20 человек) бывших выпускников состоялись на профессиональном поприще и в семейной жизни. Это свидетельствует о том, что работа службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома № 5 дает позитивные результаты, обеспечивает подготовку сирот к самостоятельной жизни.
Библиографический список:
1. Бобылева, И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений [Текст] : учеб. пособ. / И. А. Бобылева. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.
2. Владимирова, Н. В. Шаг за шагом. Индивидуальное консультирование выпускников детских домов, школ-интернатов [Текст] / Н. В. Владимирова, Х. Спаньярд. - М. : «Генезис», 2007. - 176 с.
3. Преодоление трудностей социализации детей-сирот [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 1997. - 196 с.
4. Рожков, М. И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот [Текст] : метод. пособ. / М. И. Рожков, Л. Б. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. - Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. - 108 с.
4. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении [Текст] : метод. пособ. для специалистов / под. ред. Н. М. Иовчук. - М. : Издательский центр «Реалтэк», 2003. - 211 с.