Научная статья на тему 'Деятельность педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Деятельность педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1381
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТАЦИЯ / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / SUPPORT / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Наталия Владимировна

В статье представлены результаты опроса педагогических работников Кемеровской области, отражающие состояние и специфику педагогической деятельности по сопровождению социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осипова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE TEACHING STAFF IN SUPPORT OF ADAPTATION OF ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE

The article analyzes the implementation of post support teaching staff of the Kemerovo region. The results of the survey, reflecting the specific support of alumni organizations for orphans and children left without parental care in professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «Деятельность педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

мика и предпринимательство. — 2013. — № 11 (40). — С. 232-238.

Кусургашева Л. В. Структура экономической теории: критика позитивистской модели построения научного знания // Известия Томского политехнического университета. — 2004. — Т. 307, № 7. — С. 140-143. Кусургашева Л. В., Лубягина Л. В. Практический смысл экономической теории // Международная торговля и торговая политика. — 2010. — № 1. — С. 70-75. Логачев В., Кочергин Д. Неоиндустриальная парадигма на фоне «постиндустриальной» тематики // Экономист. — 2011. — № 7. — С. 37-44. Логачев В. А., Жернов Е. Е., Жернова Н. А. Представления студентов-экономистов о ценностях экономической жизни // ЭКО. — 2009. — № 3. — С. 117-128. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. Николаев В. А. Преподавание экономической теории в условиях новой парадигмы образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 2 (18). — С. 136-142.

8. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - 13-е изд. - М. : ИНФРА-М, 1999.

9. Дубовик М. В. «Болевые точки» в преподавании экономической теории или от «teaching» к «learning» // Методика преподавания экономических дисциплин : мат-лы Четырнадцатых Друкеровских чтений 21-22 марта 2013 г. / под ред. Р. М. Нижегородцева. - М. : НИПКЦ Восход-А, 2013. - С. 107-111.

10. Логачев В. А. Всеобщая экономическая форма научно-технического развития. — Кемерово, 2000. — 116 с.

11. Арутюнова Г. И., Прусова В. И., Безновская В. В. Методика обучения и особенности преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (на примере кафедры экономических теорий МАДИ (ГТУ)) // Вестник МАДИ (ГТУ). - 2007. - Вып. 2 (9).

12. Калицов А. С. Экономическая теория и прикладные экономические дисциплины : принципы разграничения их предметов в преподавании // Экономика РСО-Алания: региональная специфика глобальных тенденций. -Владикавказ, 2003. - С. 16-24.

УДК/UDC 37.048-058.862

Н. В. Осипова N. Osipova

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ПО сопровождению адаптации детей-сирот

И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ACTIVITIES OF THE TEACHING STAFF IN SUPPORT OF ADAPTATION OF ORPHANS AND CHILDREN wITHOUT PARENTAL CARE

В статье представлены результаты опроса педагогических работников Кемеровской области, отражающие состояние и специфику педагогической деятельности по сопровождению социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

The article analyzes the implementation of post support teaching staff of the Kemerovo region. The results of the survey, reflecting the specific support of alumni organizations for orphans and children left without parental care in professional educational organizations.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сопровождение, адаптация.

Keywords: orphans and children left without parental care, support, adaptation.

Проблема социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска

из детских домов была и остается актуальной. Безусловно, ребенок быстрее адаптируется к обществу, находит себя в профессии, если он вовлечен в семейные отношения. Поэтому приоритетным направлением работы детских домов является устройство детей в семью. Но в семьи берут охотнее детей младшего возраста, а более взрослые и сложные в поведении ребята остаются в детском доме, а после выпуска из него сами строят свою личную и профессиональную жизнь. Согласно мониторингу департамента образования и науки Кемеровской области в 2013/14 учебном году из 429 выпускников 9-х классов 404 человека (94 %) поступили в профессиональные образовательные организации, продолжили обучение в 10-х классах 19 воспитанников, 3 выпускника трудоустроились, не обучаются 3 человека. Из 17 выпускников 11-х классов 14 поступили в образовательные организации высшего образования, 3 — в профессиональные образовательные, то есть

большинство выпускников получают профессиональное образование в профессиональных образовательных организациях. Именно в этот период происходит процесс их социально-профессиональной адаптации. Кроме того, им приходится преодолевать так называемый кризис выпуска, связанный с переходом от регламентированной жизни в детских домах и школах-интернатах к относительно самостоятельной жизни в профессиональных образовательных организациях. Организовывать сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в это время приходится педагогическим работникам техникумов. В свою очередь педагоги детского дома разрабатывают специальные программы подготовки к самостоятельной жизни указанного контингента детей, проводят с ними практические занятия и тренинги. Педагогические работники организаций для детей-сирот знакомы с психологическими особенностями своих воспитанников и в большей степени готовы работать с этой категорией детей, чем педагоги профессиональных образовательных организаций, которые одновременно работают с разными категориями обучающихся. Как правило, с детьми-сиротами работает социальный педагог, у которого несколько направлений деятельности, и он не всегда может обратить внимание на обучающихся этой категории лиц, предоставить им нужную информацию, особенно в решении проблем социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основываясь на работах О. В. Бережной, И. А. Бобылевой, И. Н. Зайцевой, под сопровождением мы понимаем деятельность, осуществляемую по принципу межведомственного взаимодействия, направленную на реализацию комплекса мероприятий по защите прав и законных интересов выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание им необходимой помощи и поддержки в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации, обеспечение их успешной социальной адаптации и профессиональной самореализации.

Целью сопровождения является успешная социально-профессиональная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям профессиональной образовательной организации, а затем и на предприятии.

Основные задачи сопровождения:

— охрана и защита прав и законных интересов выпускников;

— обеспечение преемственности в работе по подготовке выпускников к самостоятельной жизни в постинтернатный период;

— обеспечение индивидуального комплексного сопровождения выпускников, в том числе в форме кураторства (наставничества);

— формирование и развитие у выпускников жизненно важных ценностных установок, социальных умений и навыков;

— оказание выпускникам необходимой помощи и поддержки в решении проблем жизнеустройства, преодолении трудных жизненных ситуаций;

— снижение количества выпускников, не получивших профессиональноую подготовку, не занятых трудовой деятельностью, совершивших правонарушения, в том числе привлеченных к уголовной ответственности.

Для изучения особенностей организации сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных организациях Кемеровской области нами был проведен опрос в 2012 и 2014 гг., в котором приняли участие 76 и соответственно 57 педагогов из профессиональных образовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных-коррекционных образовательных учреждений, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования.

В большинстве образовательных организаций сопровождением социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются педагогические работники с небольшим стажем работы в этом направлении. Это подтверждают по результатам опроса больше половины педагогов с опытом работы до 3 лет, около десяти лет работы — более

15 %, от 4 до 6 лет — менее 10 %, накоплен достаточно большой опыт работы свыше

16 лет — около 10 %, около 15 лет работы — 5 %. В 2012 г. ситуация выглядела иначе, со стажем работы свыше 16 лет — половина опрошенных педагогов (45 %), треть со стажем от 7 до 10 лет; стаж около 15 лет — 10 % педагогов, столько же процентов работающих со стажем до 3 лет и менее 5 % педагогов со стажем от 4 до 6 лет.

Таким образом, в настоящее время сопровождением социально-профессиональной

адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются педагогические работники, которые только начинают работать по этому направлению и нуждаются в помощи по организации и проведению работы с этой категорией обучающихся, в том числе информационной.

Образовательный уровень педагогов по опросу 2014 г схож с данными 2012 г: больше половины респондентов имеют высшее образование, остальные — среднее и начальное профессиональное образование. При этом менее половины опрошенных педагоги-психологи, 20 % — социальные педагоги, чуть больше 10 % — воспитатели и столько же учителей начальных классов и специалистов по социальной работе и др. (табл. 1.).

Таблица 1

Квалификация по диплому педагогических работников, занимающихся социально-профессиональной адаптацией выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

При этом респонденты (84 %) отметили, что полученные навыки работы по сопровождению социально-профессиональной адаптации выпускников организаций для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей, получили в процессе профессиональной деятельности (табл. 2.).

Таблица 2

Ответы респондентов по получению навыков сопровождения социально-профессиональной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Форма Количество ответов, в %

Профессиональная деятельность 84

Профессиональная переподготовка (социальная педагогика) 8

Курс повышения квалификации, г. Москва 3

Экспериментальная площадка 2

Курс повышения квалификации (ГОУ «КРИРПО», ноябрь 2014 г.) 2

Семинар 1

Всего 100

Таким образом, респонденты подтверждают отсутствие в настоящее время системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере профилактики и преодоления социального сиротства, в том числе сопровождения социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как на региональном, так и на федеральном уровне.

По вопросам профессиональной подготовки кадров для системы профилактики социального сиротства и развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был проведен опрос в апреле 2013 г, в котором приняли участие все федеральные округа РФ. Согласно результатам опроса, в настоящее время система подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров по данному направлению находится в стадии становления. В некоторых регионах в организациях высшего образования данная система начинает оформляться как новое направление профессиональной подготовки: открываются магистерские программы и программы специализации. При этом уровень потребностей в профессиональ-

Квалификация Количество ответов, в %

Педагог-психолог 41

Социальный педагог 20

Воспитатель 12

Учитель начальных классов 12

Специалист по социальной работе 5

Юрист с углубленной подготовкой в социальной работе 3

Экономист 1

Социальный педагог 1

Учитель-логопед 1

Учитель математики 1

Учитель биологии 1

Филолог 1

Технолог швейного производства 1

Всего 100

ной подготовке и повышении квалификации в два раза превышает уровень возможностей. Потребности обусловлены новыми требованиями к подготовке специалистов, отсутствием современных учебников, качественного учебно- и программно-методического и технического обеспечения, недостаточно эффективным управлением системы подготовки кадров, слабой доступностью в отдаленных территориях, недостаточно эффективным научным сопровождением практики, небольшим бюджетом финансирования подготовки кадров.

На федеральном уровне сформировалась потребность в разработке единых федеральных требований к подготовке кадров в сфере профилактики и преодоления социального сиротства; в создании федеральных стажиро-вочных площадок по подготовке кадров (особенно по повышению квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций и преподавательского состава высшего образования и освоению эффективных отечественных практик, аккумулирующих опыт регионов); новых учебниках, программно-методическом обеспечении [1].

По результатам проведенного опроса, педагоги, осуществляющие сопровождение социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывают потребность в получении дополнительной информации. Хотели бы пройти курс повышения квалификации по данной проблематике больше половины респондентов (66 %), более 10 % — участвовать в семинаре по обмену опытом, столько же хотели бы получить тематическую консультацию и менее 10 % педагогов приняли бы участие в вебинаре (табл. 3).

Таблица3

Результаты опроса педагогических работников потребности в различных

видах повышения квалификации

Сопровождение социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает несколько направлений деятельности, нуждающихся в научно-методическом обеспечении. Так, около половины респондентов испытывают наиболее острую потребность в консультации по разработке программ постинтернатного сопровождения, на основе которых планируется и реализуется деятельность образовательной организации, треть педагогов хотели бы получить методическую помощь по созданию учебно-методического комплекса. Разработать мониторинг постинтернатной адаптации выпускников детских домов хотели бы около 20 % опрошенных, предоставить свои разработки по постинтернатному сопровождению на проведение экспертизы планируют около 10 %.

При организации сопровождения социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогические работники остаются один на один с возникающими проблемами и вопросами. Перед педагогами стоит ряд задач, а именно: защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на образование, получения жилья, участие в трудовой деятельности. Необходимо применение различных форм и методов работы по сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взаимодействие с различными образовательными организациями, органами опеки и попечительства, работодателями и т. д., проведение мониторинга результативности сопровождения.

Результаты опроса легли в основу разработки сотрудниками центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО» курса повышения квалификации «Обеспечение постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников детских домов» для педагогических работников, ответственных за сопровождение адаптации в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и профессиональных образовательных организациях.

Целью программы данного курса является формирование профессиональных компетенций педагогов в области обеспечения постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов, обучающихся в профессиональных образовательных орга-

Форма повышения квалификации Количество ответов, в %

Курс повышения квалификации 66

Семинар 14

Тематическая консультация 11

Вебинар 9

Всего 100

низациях. Программа предполагает освоение слушателями наиболее эффективных технологий сопровождения обучающихся указанной категории лиц в профессиональных образовательных организациях. Управление процессами сопровождения позволяет сформировать профессиональные компетенции у педагогических работников, необходимые на разных этапах и уровнях организации постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включающие в себя способность и готовность:

— защищать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на образование, охрану здоровья, участие в трудовой деятельности, согласно нормативным документам;

— применять различные формы и методы работы по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— осуществлять взаимодействие с различными образовательными организациями, органами опеки и попечительства, работодателями;

— проводить мониторинг результативности сопровождения социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, реализация программы повышения квалификации педагогических работников будет способствовать обеспечению функционирования системы сопровождения социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организации этого направления как в образовательных учреждениях, так и на региональном уровне.

В рамках обратной связи по результативности деятельности сопровождения 47 % респондентов считают результатом своей работы — социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остальные респонденты определяют для себя более краткосрочные результаты, ограничивая направления сопровождения только в обучении или только при трудоустройстве (табл. 4). Это связано с отсутствием нормативных документов, в которых определен единый результат выполняемой работы, таким образом, каждый педагог выстраивает свою работу и определяет результативность, исходя лишь из опыта своей работы.

Таблица4

Данные опроса по результатам деятельности педагогических работников по сопровождению социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей

Результат работы по сопровождению Количество ответов, в %

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 47

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях 19

Трудоустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа 16

Обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях 9

План работы 4

Получение диплома о профессиональном образовании 3

Успешность в самостоятельной жизни 2

Всего 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В письме Министерства образования и науки РФ от 18.06. 2013 г. № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» рассматриваются показатели результативности (количественные и качественные) деятельности детских домов.

Показателями результативности деятельности педагога являются данные о социально-профессиональной адаптации курируемых выпускников после завершения обучения в профессиональной образовательной организации в процентном соотношении от общего числа курируемых выпускников: получивших диплом с отличием; поступивших в образовательные организации высшего образования; работающих по полученной специальности; состоящих на учете в центрах занятости населения; ведущих асоциальный образ жизни, в том числе оказавшихся в местах лишения свободы.

Однако для достижения результатов необходимо тесное взаимодействие как внутри пе-

дагогического коллектива профессиональных образовательных организаций, так и с организациями для детей-сирот, предприятиями и др. Участники опроса перечислили организации, с которыми чаще всего взаимодействуют в процессе реализации сопровождения (табл. 5.).

Чаще всего взаимодействие происходит между профессиональными образовательными организациями, отделами опеки и попечительства, а также организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это основные субъекты сопровождения в период выпуска из детского дома и поступления на обучение. Это тот период, когда выпускник детского дома начинает свою самостоятельную жизнь и особенно нуждается в сопровождении. Оттого, как сложится сопровождение в это время, будет зависеть его дальнейшая адаптация к обществу и профессиональной деятельности.

Менее активными участниками взаимодействия являются общественные организации. Это связано с тем, что в Кемеровской области небольшое количество данного вида организаций, чаще всего они проводят разовые мероприятия с детскими домами, а профессиональные образовательные организации не сотрудничают с некоммерческими или общественными организациями по сопровождению

социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее остро стоит вопрос социальной и профессиональной адаптации выпускников детского дома после окончания профессиональной образовательной организации и выхода на работу. Не все работодатели готовы предоставить выпускнику из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рабочее место, кроме того, у самих выпускников чаще всего отсутствует мотивация к профессиональной деятельности. Отсюда вытекает одна из основных проблем постинтернатного периода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — трудоустройство и закрепление на рабочем месте. Для решения этой проблемы необходимо профессиональным образовательным организациям устанавливать взаимодействие с предприятиями, на которых могут работать выпускники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как в период прохождения практик, так и по окончании обучения. Г В. Семья, Н. В. Владимирова, Н. Г Зайцева разработали методические рекомендации для центров, предоставляющих первичные рабочие места выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Система социально-профессиональной адаптации выпускников интернатных учреждений при первичном трудоустройстве». В рамках данных рекомендаций рассмотрен анализ российского опыта по обеспечению социально-профессиональной адаптации выпускников при первичном трудоустройстве и концепция социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при первичном трудоустройстве.

Тем не менее открытым остается вопрос государственно-частного взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников по адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к будущей профессиональной деятельности как на муниципальном, так и региональном уровне. В связи с этим с сентября 2015 г. работает экспериментальная площадка Юргинского городского округа по теме «Разработка и апробация муниципальной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на базе детского дома «Радуга», ГОУ СПО «Юргинский техникум машинострое-

Таблица5

Субъекты взаимодействия

Субъекты взаимодействия Количество ответов, в %

Профессиональные образовательные организации (техникумы) 29

Отдел опеки и попечительства 24

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома) 18

Центр занятости населения 11

Центр социальной помощи семьи и детям 9

Общественные организации и некоммерческие организации НКО 6

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) 1

Социальный центр молодежи 1

Предприятие 1

Всего 100

ния и информационных технологий; ГАОУ СПО КО «Юргинский техникум агротехнологий и сервиса»; ГОУ СПО «Юргинский технологический колледж» и предприятий города.

В настоящее время в Кемеровской области, как и на федеральном уровне, система сопровождения социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится на стадии становления. Таким образом, в образовательных организациях Кемеровской области сопровождением социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном занимаются педагоги с опытом работы до 3 лет, с высшим образованием и квалификацией «педагог-психолог» или «социальный педагог». Причем навыки работы по сопровождению большинство из них получили в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, результаты опроса

подтверждают в настоящее время отсутствие системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере профилактики и преодоления социального сиротства как на региональном, так и на федеральном уровнях и диагностируют потребность педагогических работников в переподготовке, повышении квалификации по сопровождению социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

1. Ослон В. Н. Аналитическая справка по результатам опроса регионов о ситуации в сфере профессиональной подготовки кадров для системы профилактики социального сиротства и развития семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Мониторинг реализации мероприятий Национальной стратегии в интересах детей, 2013. — URL : мониторингнсид.рф/materials/ download/179.

УДК/UDC 378.147

А. А. Сукиасян, О. А. Козырева A. Suqiasyan, O. Kozyreva

ПРОДУКТИВНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УЧАСТИЮ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНцИЯХ

EFFICIENT PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO PARTICIPATE IN SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCES

В статье рассматриваются теоретико-эмпирические возможности исследования реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях, способствующих профессиональной самореализации личности в модели сформированности культуры самостоятельной работы педагога, детализирующей возможности формирования потребностей будущего педагога в самосовершенствовании, самоутверждении и саморазвитии личности, определяющей качество продуктов ведущей деятельности базовым ресурсом профессионального становления, а также реализуемой возможностью повышения качества оказания образовательных услуг в системе непрерывного профессионального образования.

The article deals with theoretical and empirical research opportunities dealing

with the ideas of productive training of future teachers to participate in scientific conferences. Participation of this kind will define the prospects of professional self-realization in the model of formation of culture of independent work of the teacher, detailing the possibility of formation of the needs of the future teacher in self-realization and self-improvement, self-affirmation and self-development. This study will improve the quality of educational services in the system of continuing professional education.

Ключевые слова: продуктивная подготовка будущих педагогов, научно-практическая конференция, самореализация, самосовершенствование, саморазвитие, культура самостоятельной работы педагога, профессиональное становление.

Keywords: productive training of future teachers, scientific-practical conference, self-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.