Научная статья на тему 'Проблемы взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот'

Проблемы взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
448
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ / ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / PROVIDING ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Наталия Владимировна

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия специалистов организаций и учреждений Кемеровской области, участвующих в сопровождении адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осипова Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE AUTHORITIES, MUNICIPALITIES, NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS, TEACHING STAFF COOPERATION ON PROVIDING ADAPTATION OF ORPHANS

The article raises the problem of cooperation of experts of organizations and institutions of Kemerovo region involved in providing adaptation of orphans and children left without parental care.

Текст научной работы на тему «Проблемы взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот»

УДК/UDC 37.013.42-058.862 Н. В. Осипова

N. Osipovа

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МУНИЦИПАЛИТЕТОВ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

PROBLEMS OF STATE AUTHORITIES, MUNICIPALITIES, NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS, TEACHING STAFF COOPERATION ON PROVIDING ADAPTATION OF ORPHANS

В статье рассматриваются проблемы взаимодействия специалистов организаций и учреждений Кемеровской области, участвующих в сопровождении адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

The article raises the problem of cooperation of experts of organizations and institutions of Kemerovo region involved in providing adaptation of orphans and children left without parental care.

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сопровождение адаптации.

Keywords: orphans and children left without parental care, providing adaptation.

Процесс адаптации к обществу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает их включенность в деятельность различных социальных институтов: образование, здравоохранение, социальная защита, культура и др. Из-за отсутствия социального опыта дети-сироты не всегда готовы решать свои вопросы самостоятельно. Часто и сами специалисты образовательных организаций затрудняются в решении проблем, с которыми обращаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В настоящее время ряд организаций и учреждений участвуют в сопровождении адаптации детей-сирот и выполняют свою функцию: защита прав и законных интересов, воспитание, образование, социальная защита и реабилитация, занятость и трудоустройство, здравоохранение. Взаимодействие специалистов этих организаций предполагает согласованность в решении проблем выбора профессии, профессионального обучения, трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом взаимодействие может осуществляться:

— в коллективе (совместные педсоветы, семинары, дискуссии по проблемам сиротства,

профессиональной подготовке подростков и их трудоустройству);

— между отдельными группами педагогов и специалистов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональных образовательных организаций (педагогические консилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сирот, совместные психолого-педагогические службы);

— между отдельными педагогами и специалистами (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий, например психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы; руководителем детского дома и представителем администрации образовательной организации).

При взаимодействии решаются задачи правовой, экономической и педагогической поддержки профессионального становления, социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению М. И. Рожкова, Л. В. Бай-бородовой, Т. Н. Сапожниковой, основой сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение преемственности целей, содержания, организационных форм, средств, способствующих формированию и развитию их личностных и профессиональных качеств [1]. От того, насколько отработана система взаимодействия между разными организациями по предоставлению услуг данной категории, зависит результативность сопровождения и уровень социальной адаптации детей-сирот.

В Кемеровской области особенностью реализации сопровождения адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание и ведение регионального банка данных. Региональный банк данных вы-

пускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (РБДДС), представляет собой совокупность сведений, поступающих по информационным каналам в единую базу данных. Цель ее создания — систематизация сведений об учете выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявление выпускников группы риска и оказание им необходимой помощи; определение наиболее трудно решаемых проблем социальной и трудовой адаптации выпускников. В банк данных входят разделы, касающиеся персональных данных (анкеты выпускников) и статистических (цифровые показатели). Педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют общую информацию о своих выпускниках и цифровую информацию о поступлении и обучении в профессиональной образовательной организации (ПОО) по состоянию на 1 октября текущего года. По итогам полугодия специалисты профессиональных образовательных организаций вносят информацию о выпускниках и их включенности в учебный процесс и социальное окружение. Нами была разработана анкета, определяющая уровни социальной адаптации и прогнозирующая контингент детей, относящихся к группе риска. Специалисты органов опеки и попечительства контролируют заполнение регионального банка данных детей-сирот, находящихся в ведомстве муниципалитета, и могут проводить углубленную аналитическую работу по оценке эффективности деятельности детских домов в подготовке их к успешной адаптации к условиям образовательной организации, оценить деятельность профессиональных образовательных организаций по подготовке выпускников к трудоустройству и самостоятельной жизни в обществе.

Для изучения особенностей взаимодействия субъектов, участвующих в сопровождении адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кемеровской области с февраля по май 2016 г был проведен опрос среди специалистов, работающих с детьми-сиротами. Опросом были охвачены шестнадцать городских округов и четырнадцать муниципальных районов. В нем принял участие 181 представитель организаций, участвующих в процессе сопровождения: из общеобразовательных организаций — 17 чел. (2,5 %) из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 37 чел. (84 %); из профессиональных образовательных организаций — 55 чел. (96 %); из комиссий по делам несовершеннолет-

них и защите их прав — 26 чел. (76 % от общего числа); из органов опеки и попечительства — 31 чел. (91 % от общего числа), 15 экспертов.

Участники опроса подтвердили наличие проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после выпуска из детского дома. Более половины респондентов (78 %) сталкиваются с этой проблемой, 15 % специалистов отметили, что знают о такой проблеме, но в своей работе не сталкиваются, 7 % — считают, что этой категории уделяется достаточно внимания со стороны государства по решению юридических, жилищных, образовательных и других проблем, поэтому проблем адаптации обучающихся-си-рот возникать не должно.

Респонденты выделяют несколько основных проблем в организации их сопровождения. Во-первых, основную сложность в работе педагогов и специалистов вызывают психологические и социальные характеристики личности сирот. Многие дети, поступающие в организации для детей-сирот, прошли через сложные жизненные ситуации, испытали на себе жестокое обращение взрослых, алкоголизм и наркоманию и многое другое. Результатом переживания таких травмирующих ситуаций является утрата у ребенка чувства защищенности. Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов и школ-интернатов свидетельствуют, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития их ровесников, растущих в семьях.

Во-вторых, система государственной поддержки (льготы, пособия) скорее формирует иждивенческую позицию детей-сирот, нежели способствует адаптации; в-третьих, отсутствует межведомственное взаимодействие организаций разных типов по сопровождению социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в-четвертых, отсутствуют федеральные нормативные документы, регулирующие деятельность по сопровождению социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в-пятых, отсутствуют региональные нормативные документы, регулирующие деятельность специалистов по сопровождению социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Половина опрошенных педагогов заявляют о сложностях взаимодействия с организациями разных типов в решении вопросов обеспечения и помощи детям-сиротам и детям,

Таблица 2

Проблемы взаимодействия организаций разных типов по решению вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Таблица 1

Основные проблемы социальной дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ответы респондентов Кол-во ответов ( %)

Психологические и социальные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 41

Система государственной поддержки (льготы, пособия) формирует иждивенческую позицию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 31

Отсутствие межведомственного взаимодействия организаций разных типов по сопровождению социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 14

Отсутствие федеральных нормативных документов, регулирующих деятельность по сопровождению социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 10

Отсутствие региональных нормативных документов, регулирующих деятельность по сопровождению социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4

Ответы респондентов Кол-во ответов ( %)

Специалисты организаций перекладывают свои функции на специалистов других организаций 38

Отсутствует единый координирующий орган, способный контролировать и регулировать работу в этом направлении 31

Отсутствуют нормативные документы на уровне региона, регулирующие работу в этом направлении 22

Специалисты недостаточно квалифицированы и не владеют необходимой информацией 9

оставшимся без попечения родителей. Каждый третий респондент сталкивается с проблемой перекладывания функций одних исполнителей на других, каждый четвертый говорит об отсутствии единого координирующего органа, способного контролировать и регулировать работу в этом направлении, каждый пятый — об отсутствии нормативных документов на уровне региона, каждый шестой считает, что специалисты не имеют достаточного опыта работы с детьми-сиротами и квалификации по данному направлению.

По мнению опрошенных педагогов, для успешной организации деятельности по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует создать систему взаимодействия организаций разных типов, которая бы предусматривала:

• разработку региональных нормативных документов, регламентирующих деятельность специалистов по сопровождению социальной адаптации детей-сирот, детей и лиц, оставшихся без попечения родителей;

• создание единого координирующего органа на уровне муниципалитета и региона (координационный совет), способного контролировать и регулировать работу по решению вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• разработку алгоритма действий по решению трудных жизненных ситуаций детей-сирот с разграничением мер ответственности между представителями детских домов, опекунов, приемных родителей, представителями органов опеки и попечительства и др.;

• методическое обеспечение сопровождения адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• разработку программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• повышение квалификации педагогов и специалистов, работающих в данном направлении;

Таким образом, уже в настоящее время идет выполнение некоторых из этих меро-

приятий. С сентября 2016 г начинает работу федеральная экспериментальная площадка ФГАУ «ФИРО» по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осин-никовского и Юргинского городских округов Кемеровской области)». Основной задачей площадки является разработка нормативных документов различных уровней, обеспечивающих взаимодействие образовательных организаций разных типов и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников и обучающихся.

Проблема отсутствия единого координирующего органа, способного регулировать работу всех организаций, учреждений, может быть решена на уровне города (района) при создании координационного совета по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома. Данная практика работы уже реализуется на территории Осинниковского городского округа.

Ежегодно сотрудниками центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГБУ ДПО «КРИРПО» проводится мониторинг состояния постинтернатного сопровождения данной категории обучающихся Кемеровской области. Так, в 2015 г одним из направлений мониторинга стал анализ наличия и содержания программ сопровождения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные программы раз-

работаны и реализуются в 28 профессиональных образовательных организациях и 21 организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 89 % всех образовательных организаций, в которых обучается данная категория детей.

Для методического обеспечения сопровождения социальной адаптации детей-сирот в 2014 г сотрудниками центра были подготовлены методические рекомендации «Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях», в которых раскрываются основы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опыт его реализации в субъектах Российской Федерации. Предложен диагностический инструментарий для выявления уровня социальной адаптации этой категории обучающихся, представлены образцы документов по их сопровождению.

Реализация проведенных и предложенных мероприятий с учетом взаимодействия органов государственной власти, муниципалитетов, общественных организаций, педагогических работников позволит организовать в Кемеровской области результативное сопровождение адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Рожков М. И. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 38.

УДК/UDC 331.5-056.2 Е. Ю. Антоновская, А. М. Талипова

E. Antonovskaya, A. Talipova

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS

Автор представляет региональный опыт со- In the article the author presents regional ex-

действия трудоустройству выпускников с огра- perience of employment promotion of graduates ниченными возможностями здоровья. with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.