Научная статья на тему 'Инновационные формы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кемеровской области'

Инновационные формы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1124
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОСТ-ИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / POST-BOARDING SUPPORT / A REGIONAL DATABASE OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / CHILDREN AT RISK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Траут Д.В.

В статье рассматривается использование регионального банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как инновационного аспекта организации постинтернатного сопровождения в Кемеровской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Траут Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the use of regional data for orphans and children left without parental care as an innovative aspect of the organization post-boarding support in Kemerovo region.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кемеровской области»

Территория науки, 2014, № 6

Траут Д.В.

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово

Ключевые слова: пост-интернатное сопровождение, региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети группы риска.

Keywords: post-boarding support, a regional database of orphans and children left without parental care, children at risk.

Аннотация: в статье рассматривается использование регионального банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как инновационного аспекта организации

постинтернатного сопровождения в Кемеровской области.

Abstract: The article considers the use of regional data for orphans and children left without parental care as an innovative aspect of the organization post-boarding support in Kemerovo region.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 (раздел V «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства») [1], определены следующие задачи:

- обеспечение приоритета семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

- реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - учреждения для детей-сирот), в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе.

Развитие системы постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из направлений работы центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО». В соответствии с разработанными нами критериями

30

Территория науки, 2014, № 6

и показателями уровня социальной адаптации выпускников детских домов, в профессиональных образовательных организациях наставники - педагоги, которые осуществляют постинтернатное сопровождение данной категории обучающихся, выстраивают траекторию образовательного и профессионального развития студентов, проектируют индивидуальный план сопровождения, исходя из результатов диагностики. Для системной, комплексной работы по данному направлению создан региональный банк данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (РБДДС), который стал для региона инновационной формой постинтернатного сопровождения, представляя собой совокупность сведений, поступающих по информационным каналам в единый банк. Функции оператора выполняет департамент образования и науки Кемеровской области, а центр является координатором РБДДС.

Работа по региональному банку ведется на основании приказа Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении Порядка формирования и ведения регионального банка данных выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 сентября 2012 года. Он был создан в целях:

- систематизации сведений об учете выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выявления выпускников «группы риска» и оказания им необходимой помощи;

- определения наиболее трудно решаемых проблем социальной и трудовой адаптации выпускников.

Банк данных состоит из разделов, касающихся персональных данных (анкеты выпускников) и статистических (цифровые показатели). Специалисты организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заполняют общую информацию о своих выпускниках и цифровую информацию об их устройстве (поступлении в профессиональной образовательной организации) по состоянию на 1 октября текущего года.

В детском доме заполняются следующие разделы: основная информация о ребенке, его правовой статус, имущественные права, информация о выявлении ребенка, информация о проживании и обеспеченности жильем, родственники, анкета учащегося, при выпуске - анкета выпускника.

Для выявления группы риска в анкете учащегося заполняют пункты: отношение к учебе, уровень дисциплины, уровень

31

Территория науки, 2014, № 6

сформированное™ навыков самообслуживания, осознанность выбора профессии, употребление наркотических средств, частота потребления алкоголя, курения, частота совершения правонарушений.

В свою очередь специалисты профессиональных образовательных организаций вносят информацию об учебной и социальной адаптации выпускников по итогам полугодия в «блок по обучающемуся», в соответствии с разработанными нами критериями, а также итоговую анкету выпускника ПОО.

В региональном банке данных у специалистов органов опеки и попечительства другие функции, например, переименование образовательной организации, учет заполняемости банка по муниципалитету и др.

Помимо этого социальные педагоги отмечают темы в области постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых они испытывают недостаток информации и проблемы, связанные с проведением данной работы.

Специалисты центра профориентации и постинтернатного сопровождения ГОУ «КРИРПО» ежемесячно проводят подсчет количества анкет воспитанников детских домов, школ-интернатов, профессиональных образовательных организаций, анализ заполненных анкет воспитанников, вследствие чего выявляют типичные ошибки и в ходе консультаций помогают ответственным за ведение банка совершенствовать свою деятельность, предупреждать возникновения ошибок в дальнейшем при заполнении РБДДС. Также изучаем анкеты педагогов, ответственных за ведение банка данных, отслеживают статистику числа детей 3-ей группы риска (это выпускники, имеющие нарушения здоровья, физического или психического развития; как правило, это выпускники специальных (коррекционных) образовательных организаций для детей-сирот, не получившие основного общего образования) и 4-ой группы риска (выпускники, имеющие нарушения, связанные с социальной дезадаптированностью, т.е. с высоким уровнем конфликтности, низкой социальной компетентностью). Специалисты центра проводят методические и тематические консультации, вебинары, семинары-практикумы. В курсы повышения квалификации по профориентации и постинтернатному сопровождению детей-сирот включен модуль по особенностям ведения банка данных, решению возникающих трудностей.

Информация, полученная из регионального банка данных, позволяет проводить углубленную аналитическую работу по оценке

32

Территория науки, 2014, № 6

результативности деятельности детских домов в области профессиональной ориентации выпускников, формирования у них навыков осознанного выбора профессии, подготовке к успешной адаптации в ПОО, а также деятельности профессиональных образовательных организаций по подготовке выпускников к трудоустройству и самостоятельной жизни в обществе.

В условиях реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение остается, как и прежде актуальным направлением деятельности детских домов, профессиональных образовательных организаций. При этом роль РБДДС в организации работы по социальной и трудовой адаптации данной категории обучающихся возрастает, позволяя выстроить её последовательно, системно и результативно, с учетом преемственности «детский дом -профессиональная образовательная организация - предприятие».

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. -. N 5.

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.