УДК/uDC 37.013.42-058.862 А. Г. Овдина, Т. В. Гольцвардт, Н. А. Серова
A. Ovdina, T. Holzwart, N. Serova
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
SOCIO-PROFESSIONAL ADAPTATION OF ORPHANS: PROBLEMS AND SOLuTIONS
Введение. В статье обозначены проблемы успешности социально-профессиональной адаптации воспитанников МКОУ «Детский дом» г Осинники Кемеровской области, а также предложены пути их решения в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки Кузбасского регионального института развития профессионального образования по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся». Основная цель статьи заключается в практических рекомендациях по организации работы по социально-профессиональному самоопределению детей-сирот в условиях детского дома.
Методология. Экспериментальная деятельность предполагает использование методов:
— теоретические: анализ научно-методической, учебно-методической литературы;
— эмпирические: эксперимент, тестирование, опрос;
— методы математической обработки.
Результаты. Результаты деятельности, направленной на успешную социально-профессиональную адаптацию детей-сирот, заключаются в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в период проживания их в детском доме, предполагающей правовое, экономическое воспитание (умение распределять денежные средства, планировать бюджет и т. д.), формирование навыков здорового образа жизни, умение самостоятельно организовывать свое свободное время, повышение уровня мотивации на получение профессионального образования.
Заключение. Авторами отмечается, что процесс сопровождения социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома будет результативнее, если учитывать следующие условия:
— организацию взаимодействия образовательных организаций разного типа по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
— использование модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников;
— научно-методическое обеспечение реализации муниципальной модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников.
Успех работы по данному направлению напрямую зависит от четкого взаимодействия ряда государственных структур, начиная с детского дома, школы, техникума и заканчивая службами занятости населения, руководством крупных промышленных предприятий, готовых оказать поддержку данной категории молодежи.
Introduction. The article outlines the problems of successful socio-professional adaptation of students of Children's home in the city of Osinniki, Kemerovo region, and proposes ways of their solution in the framework of a Federal pilot site of Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development on the theme "Development and testing of models of interaction between educational institutions of different types in support of socio-professional adaptation of children from orphanages and students". The main goal of the article lies in the practical recommendations for the organization of socio-professional self-determination of children-orphans in the orphanage.
Materials and Methods. Experimental work involves the use of the following methods: — theoretical: analysis of scientific-methodical and educational-methodical literature; experiential: experiment, testing, survey; — methods of mathematical processing.
Results. The results of the activities aimed at the successful socio-professional adaptation of children-orphans, lies in the preparation of students for independent life in the period of their stay in
the orphanage, involving legal, economic education (the ability to allocate funds, plan a budget, etc.), formation of skills of a healthy lifestyle, the ability to organize their free time, increasing levels of motivation to receive education.
Conclusions. The authors observed that the process of maintenance of socio-professional adaptation of pupils of children's home will be more effective, given the following conditions: — organization of interaction of educational institutions of different types in support of socio-professional adaptation of orphans; — the use of models of interaction between educational institutions and social partners to support the socio-professional adaptation of pupils; — implementation of scientific-methodical support of implementation of municipal models of interaction between educational institutions and social partners to support the socio-professional adaptation of students. Success in this area depends on clear interaction of several government agencies, beginning with the orphanage, school, College and ending with employment services, the management of large industrial enterprises, is ready to support this category of young people.
Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение, социально-профессиональная адаптация, профессиональное самоопределение, взаимодействие.
Keywords: children-orphans and children left without parental care, support after graduation from orphanage, socio-professional adaptation, professional self-interaction.
Введение
В настоящее время в России отмечается рост числа граждан, отказавшихся от воспитания своих детей, следствием чего является увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается статистическими данными, представленными в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации» [1 ].
Статистические данные проведенного анализа проблем социального сиротства в России говорят о том, что условия воспитания детей в учреждениях интернатного типа не способствуют их успешной социализации в будущем [7]. Обеспечить полноценное развитие ребенка вне семьи, в условиях казенного учреждения, практически невозможно. Отсутствие родительской любви и заботы, ограниченность круга общения, отсутствие личного индивидуального пространства, коллективные методы воспитания и проживания — все это приводит к нарушению процесса взаимодействия ребенка с обществом.
Ежегодно свыше 15 тысяч детей-сирот выходят из стен детских домов и начинают самостоятельную жизнь. Именно данная категория молодежи в силу многих причин считается наиболее социально дезадаптированной [9].
На протяжении многих лет проблема социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов остается актуальной [7]. Выпускник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вступает в самостоятельную жизнь недостаточно подготовленным к ней. А наличие у него знаний, умений, навыков учебной, трудовой и других видов деятельности в период обучения в школе и проживания в детском доме далеко не всегда позволяет ему успешно адаптироваться к условиям общества.
Критериями успешной социально-профессиональной адаптации выпускников в первую очередь являются:
— сформированность необходимых социальных компетенций;
— получение профессионального образования;
— осуществление трудовой деятельности в течение года после получения профессионального образования.
Показателями положительного результата социально-профессиональной адаптации можно считать наличие у выпускников детских домов социально-бытовых, межличностных, социальных, профессиональных знаний и умений, которые необходимы для успешной организации жизнедеятельности в обществе [7].
Многолетний опыт работы специалистов в решении данного вопроса свидетельствует о том, что основные направления процесса социализации воспитанников детского дома в первую очередь должны включать следующие позиции [8]:
— воспитание правовой культуры;
— формирование основ семейных ценностей;
— выработка определенной жизненной позиции;
— развитие коммуникативных навыков.
Одним из основных этапов процесса социально-профессиональной адаптации является профессиональное самоопределение [7]. Постоянный поиск новых решений в данном направлении обусловлен прежде всего трансформирующимся характером профориентации молодежи, социально-экономическими изменениями, происходящими в стране, а также многозначностью проблемы профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение личности рассматривается прежде всего как самоанализ и адекватная оценка своих способностей, соответствие индивидуальных особенностей личности требованиям определенной профессии; кроме того, необходимо развитие определенных качеств личности в процессе профессиональной подготовки.
Исходя из этого, основная цель работы по профессиональному самоопределению — постепенное формирование у воспитанников внутренней готовности к осознанному самостоятельному выбору, реализация индивидуальных планов профессионального, жизненного и личностного развития, восприятие себя как развивающегося и самостоятельно находящего личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности [7].
Выбор профессии требует четких представлений о мотивах этого выбора, учета способностей, знаний о выбранной профессии.
Основные идеи и подходы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников изложены в Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, разработанной ФГАУ «Федеральный институт развития образования», подчеркивающей необходимость более глубокого изучения проблемы социально-профессионального самоопределения детей-сирот. Сопровождение профессионального самоопределения — значимая часть общего процесса сопровождения самоопределения, которая должна рассматриваться как равноправный элемент в системе «общее образование — сопровождение профессионального самоопределения — профессиональное образование» [2].
Проблема социально-профессиональной адаптации выпускников при переходе из детского дома в профессиональную образовательную организацию является чрезвычайно важной, ее решение требует компетентного подхода [10]. В силу объективных (отсутствие семьи, родителей] и субъективных (ограниченность круга общения и др.] причин эти дети в большей степени нуждаются в качественной подготовке к самостоятельной жизни в обществе [9].
Концепция семейного детского дома, положенная в основу нашего учреждения, позволяет каждому ребенку приобретать индивидуальный социальный опыт в условиях замещающей семьи. Основным направлением педагогической деятельности МКОУ «Детский дом» является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. Результатом данной деятельности учреждения выступает успешная социально-профессиональная адаптация выпускников [9].
Однако необходимо учитывать тот факт, что в условиях детского дома влияние на развитие личности ребенка оказывает феномен общественной собственности [8]. Наличие личного пространства просто необходимо ребенку, так как именно через него происходит осознание своей индивидуальности и значимости. Не исключено, что именно феномен общественной собственности и объясняет неумение выпускников детских домов распоряжаться собственными средствами и жильем.
Выпускники детских домов часто оказываются в ситуации ограниченного выбора, при котором приходится рассматривать для обучения только определенные профессиональные образовательные организации, а затем для дальнейшего трудоустройства только те предприятия и организации, где их могут обеспечить жильем и пропиской. Но на сегодняшний день не все организации и предприятия готовы взять на себя ответственность в решении данного вопроса.
Воспользовавшись льготами на получение жилья, выпускники детских домов, как правило, накапливают долги, своевременно не оплачивая коммунальные услуги, а затем лишаются квартир, становясь жертвами риэлторов-аферистов. Причина тому — потребительское отношение к жизни и обществу, отсутствие чувства ответственности за свое имущество и поступки.
В связи с отсутствием жилья после выпуска из детского дома некоторым выпускникам, которые на протяжение многих лет не общались со своими неблагополучными родителями и родственниками, приходится вновь возвращаться к ним. Таким образом, происходит возврат к условиям проживания, от которых их в свое время оградило государство. Как правило, родители продолжают
вести асоциальный образ жизни, вследствие чего выпускники сами нередко встают на этот же путь. Здесь стоит говорить о дезадаптации, как и в случаях, когда выпускники становятся бомжами, пополняя асоциальные и криминальные сообщества.
Вышеперечисленные проблемы являются актуальными для выпускников детских домов и характеризуют специфику результатов их социальной дезадаптации, включающей зависимость от группы, неумение правильно оценивать ситуацию, неадекватное поведение, неразвитость коммуникативных навыков, нежелание конструктивно решать конфликтные ситуации, эмоционально-психологическую зависимость от референтно значимого человека, неспособность самостоятельно принимать важные решения, моральное и материальное потребительство [10].
Методология
Реализация программы эксперимента «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников МКОУ «Детский дом» предполагает использование следующих методов:
— теоретические: анализ научно-методической, учебно-методической литературы;
— эмпирические: эксперимент, тестирование, опрос;
— методы математической обработки.
Объектом исследования является процесс сопровождения социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома.
Этапы эксперимента:
1. Подготовительный этап:
— изучение теоретических основ взаимодействия образовательных организаций по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
— разработка образовательными организациями программы эксперимента;
— проведение совещания-практикума для участников эксперимента образовательных организаций Осинниковского городского округа.
2. Констатирующий этап:
— разработка модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников Осинниковского городского округа;
— разработка нормативных документов, обеспечивающих взаимодействие образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
— разработка модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
— разработка механизмов взаимодействия системы образования и системы социальной защиты, предприятий, службы занятости по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников на уровне муниципалитета [14];
— подбор диагностического инструментария, разработка анкет;
— проведение первого констатирующего эксперимента.
3. Формирующий этап:
— проведение обучающих семинаров и консультаций для участников эксперимента по вопросам сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа в решении вопросов постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— апробация модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Осинниковского городского округа;
— реализация механизмов сетевого взаимодействия системы образования и системы социальной защиты, предприятий, службы занятости по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на уровне муниципалитета;
4. Заключительный этап:
— проведение второго констатирующего эксперимента;
— разработка методических рекомендаций по реализации модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
— обобщение и представление результатов работы в научных публикациях, выступлениях на вебинарах, на научно-практических конференциях, семинарах по заявленной теме;
— подготовка информационно-аналитического материала по реализации модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома.
Результаты
Учитывая критерии и показатели социально-профессиональной адаптации выпускников, педагоги нашего детского дома ежегодно проводят анализ социально-профессиональной адаптации, по результатам которого принимается решение о дальнейшей работе в данном направлении, а также о внесении необходимых корректив.
Основные позиции анализа: получение общего и профессионального образования; наличие (отсутствие) семьи и детей, наличие (отсутствие) проблем с законом, трудоустройство, наличие (отсутствие) собственного жилья, помощь родственников, умение распределять денежные средства, умение организовать свое свободное время, ведение здорового образа жизни. В ходе анализа, проведенного по итогам 2016/2017 учебного года, были получены следующие результаты: получили общее образование (9 классов) 100 % выпускников, окончили профессиональную образовательную организацию и получили диплом — 25 %, обучаются в профессиональных образовательных организациях в настоящее время — 45,4 %, имеют собственную семью — 31,7 %, имеют детей — 25 %, трудоустроены — 20,4 %, имеют судимость — 6,8 %, обеспечены жильем — 27,2 %, получают помощь от родственников — 75 %, умеют распределять денежные средства — 43,1 %, умеют организовывать свободное время — 54,5 %, ведут здоровый образ жизни — 50 %.
Полученные данные анализа позволяют сделать следующие выводы: при подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в период проживания их в детском доме необходимо уделять больше внимания правовому, экономическому воспитанию (умению распределять денежные средства, планировать бюджет и т. д.), формированию навыков здорового образа жизни, умению самостоятельно организовывать свое свободное время, повышению уровня мотивации на получение профессионального образования.
С сентября 2015 года подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в МКОУ «Детский дом» осуществляется на основе организационно-методического комплекса сопровождения социально-профессиональной адаптации «Дорога в будущее», который включает программы: «Школа молодого хозяина», «Школа экономики», «Школа правовых знаний», «Школа подготовки к выбору профессии», «Школа здоровья». Апробация данного комплекса началась с сентября 2015 года, поэтому в настоящее время мы представляем промежуточные результаты деятельности. В настоящее время охват воспитанников, занимающихся по данной программе на подготовительном этапе, составляет 37 % (обучающиеся 8-9-х классов).
Успешной социально-профессиональной адаптации воспитанников способствует организация совместной деятельности МКОУ «Детский дом» с ГПОУ «Осинниковский политехнический техникум», ГПОУ «Осинниковский горнотехнический колледж», учреждениями социума, различными общественными организациями (экскурсии, проведение профессиональных проб в техникуме и колледже); с ООО РУК «ЕВРАЗ» (проведение совместных профориентационных мероприятий «Наша смена», «Посвящение в горняки» и др.); с ООО «Русский дом» (экскурсии, спецкурс по деревообработке).
С 01.09.2015 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому постинтернатное сопровождение выпускников должно осуществляться до достижения ими 23-летнего возраста [4]. В связи с этим внесены изменения в систему работы детского дома: разработано и утверждено положение о постинтернатном сопровождении выпускников, создан банк данных выпускников, не достигших 23-летнего возраста, за каждым из которых закреплен наставник из числа сотрудников детского дома; с каждым из выпускников 2015-2016 гг. заключены договоры о постинтернатном сопровождении и составлены индивидуальные маршруты сопровождения. В сентябре 2015 года в детском доме начал свою работу координационный совет по постинтернатному сопровождению, на заседаниях которого рассматриваются проблемы жизнеустрой-
ства выпускников, выстраиваются маршруты индивидуального сопровождения и вносятся необходимые коррективы в планы работы. В настоящее время создан муниципальный Координационный совет по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома, деятельность которого направлена на обеспечение успешной социально-профессиональной адаптации выпускников детского дома.
Мы считаем, что процесс сопровождения социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома будет результативнее, если учитывать следующие условия:
— организация взаимодействия образовательных организаций разного типа по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома;
— использование модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников;
— осуществление научно-методического обеспечения реализации муниципальной модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников.
Успех работы в данном направлении напрямую зависит от четкого взаимодействия ряда государственных структур, начиная с детского дома, школы, техникума и заканчивая службами занятости населения, руководством крупных промышленных предприятий, готовых оказать поддержку данной категории молодежи.
Заключение
Опыт нашего учреждения в плане социально-профессиональной адаптации выпускников положен в основу деятельности федеральной экспериментальной площадки КРИРПО по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся», соисполнителем и ресурсным центром, координирующим деятельность муниципальной системы образования и социальных партнеров по осуществлению экспериментальной деятельности, выступает детский дом. В качестве перспективы мы рассматриваем решение следующих задач:
1. Разработать муниципальную модель сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома.
2. Разработать нормативно-правовые документы различных уровней, обеспечивающие взаимодействие образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников детского дома.
3. Определить механизмы взаимодействия системы образования и системы социальной защиты, предприятий, службы занятости по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников на уровне муниципалитета.
4. Разработать и апробировать модель взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников.
5. Разработать научно-методические рекомендации по реализации модели взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров по сопровождению социально-профессиональной адаптации воспитанников.
На решение поставленных задач направлена деятельность МКОУ «Детский дом» в 20162018 гг., разработаны следующие документы:
1. Программа эксперимента «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников МКОУ «Детский дом».
2. Положение об организации постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являющихся выпускниками МКОУ «Детский дом» Осинниковского городского округа.
3. Положение о муниципальном Координационном совете по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома [15]. Совет создан с целью обеспечения объективного и комплексного подхода к вопросам организации постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ «Детский дом».
Задачами муниципального координационного совета являются:
— определение основных направлений работы постинтернатного сопровождения выпускников МКОУ «Детский дом» и внедрение новых механизмов, направленных на улучшение работы;
— оказание адресной помощи выпускникам.
Утвержден состав муниципального координационного совета, в который вошли заместитель главы по социальным вопросам, представители управлений образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры, спорта и молодежной политики, городской центр занятости населения, управление социальной защиты населения, городской Совет народных депутатов, отделы по учету и распределению жилья, содействия малому и среднему предпринимательству Администрации Осинниковского городского округа, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, руководители Осинниковского политехнического техникума, Осинниковского горнотехнического колледжа, средней общеобразовательной школы № 35 и др.
29.04.2016 Глава Осинниковского городского округа подписал постановление об организации постинтернатного сопровождения воспитанников и выпускников МКОУ «Детский дом» в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки КРИРПО по теме «Разработка и апробация муниципальной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников МКОУ «Детский дом».
Становление личности в социальной среде, как известно, последовательно проходит следующие фазы: адаптацию, индивидуализацию, интеграцию. Поэтому только успешная адаптация выпускников детских домов может гарантировать их интеграцию в общество [12].
Условия социально-профессиональной адаптации выпускников детских домов можно изменить при комплексном подходе, то есть при одновременном изменении как личностного, так и сре-дового компонентов. Условия социально-профессиональной адаптации определяют ее конечный результат. Именно на создание таких условий и направлена деятельность МКОУ «Детский дом» в настоящее время.
Литература
1. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, ст. 22 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.nu/document/cons_doc_LAW_19558/fe861c46abae681c1f40aeec963287320 57dfb3d/.
2. Килина И. А. Современное состояние профессиональной ориентации обучающихся в Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 126-31.
3. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999. 186 с.
4. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481. URL: http://docs.cntd.nu/document/499097436.
5. Шайдо Т. Н. Формирование профессионального самоопределения воспитанников сельского детского дома в патро-натных семьях [Электронный ресурс] : автореф. дис.... канд. пед. наук. Томск, 2011.URL: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-01/dissentaciya-fonminovanie-pnofessionalnogo-samoopnedeleniya-vospitannikov-selskogo-detskogo-doma-v-patnonatnyh-semyah.
6. Сатаева Г. А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни в условиях детского дома. Казань, 2004.
7. Лактионова С. В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. URL: http://www.dissencat.com/content/sotsialno-pnofessionalnaya-adaptatsiya-vypusknikov-sinotskikh-uchnezhdenii.
8. Осипова Н. В. Деятельность педагогических работников по адаптации детей-сирот к будущей профессии[Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Кемерово, 2017.URL: http://www.dslib.net/pnof-obnazovanie/dejatelnost-pedagogicheskih-nabotnikov-po-adaptacii-detej-sinot-k-buduwej.html.
9. Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально-профессиональной адаптации и воспитанников детских домов и обучающихся [Электронный ресурс]. URL: http://detsckiydom.3dn.nu/index/naznabotka_i_apnobacija_modeli_vzaimodejstvija_obnazovatelnykh_onganizacij_ naznykh_tipov/0-228.
10. Осипова Н. В. О создании экспериментальной площадки по разработке и апробации муниципальной модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа по постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. URL: http://www.nusnauka.com/25_SEN_2015/ Pedagogica/2_198673.doc.htm.
11. Сопровождение социально-профессиональной адаптации воспитанников и выпускников детских домов [Электронный ресурс]. URL: http://фцпро.рф/pnoject/270.
12. Организация постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaunokov.nu/zavuchu/pnochee/onghanizatsiia-postintiennatnogho-sopnovozhdieniia-dietiei-sinot-i-dietiei-ostavshikhsia-biez-popiechieniia-noditieliei-s-oghnanichiennymi-vozmozhnostiami-zdonov-ia.
References
1. State report on the situation of children and families with children in the Russian Federation, article 22 [Gosudarstvennyj doklad o polozhenii detej i semej, imejushhih detej, v Rossijskoj Federacii, st. 22]. Available at: http://Www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19558/fe861c46abae681c1f40aeec96328732057dfb3d/. (In Russian).
2. Kilina I. A. Modern state of professional orientation of students in the Kemerovo region. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2015. № 2 (18). P. 126-131. (In Russian).
3. Osorina M. V. The Secret world of children in space of the adult world [Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh]. Saint-Petersburg, 1999. 186 p. (In Russian).
4. On the activities of organizations for orphans and children left without parental care and on the arrangement of children without parental care in them: Decree of the Government of the Russian Federation № 481 of May 24, 2014 [O dejatel'nosti organizacij dlja detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej i obustrojstve v nih detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.05.2014 № 481]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499097436. (In Russian).
5. Shaido T. N. The formation of professional identity of students of a rural orphanage in foster care [Formirovanie professional'nogo samoopredelenija vospitannikov sel'skogo detskogo doma v patronatnyh sem'jah] : abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences. Tomsk, 2011. Available at: http://hauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-professionalnogo-samoopredeleniya-vospitannikov-selskogo-detskogo-doma-v-patronatnyh-semyah. (In Russian).
6. Sataeva G. A. The training of orphans for independent life in the orphanage [Podgotovka detej-sirot k samostojatel'noj zhizni v uslovijah detskogo doma]. Kazan, 2004. (In Russian).
7. Laktionova S. V. Socio-professional adaptation of graduates of orphanages [Social'no-professional'naja adaptacija vypusknikov sirotskih uchrezhdenij] : dissertation ... of candidate of pedagogical sciences. Saint Petersburg, 2008. Available at: http://www. dissercat.com/content/sotsialno-professionalnaya-adaptatsiya-vypusknikov-sirotskikh-uchrezhdenii. (In Russian).
8. Osipova N. V. Activities of teachers in the adaptation of children-orphans to the future of the profession [Dejatel'nost' pedagogicheskih rabotnikov po adaptacii detej-sirot k budushhej professii]: dissertation ... of candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08. Kemerovo, 2017. Available at: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/dejatelnost-pedagogicheskih-rabotnikov-po-adaptacii-detej-sirot-k-buduwej.html. (In Russian).
9. Development and testing of models of interaction between educational institutions of different types in support of socio-professional adaptation of children from orphanages and students [Razrabotka i aprobacija modeli vzaimodejstvija obrazovatel'nyh organizacij raznyh tipov po soprovozhdeniju social'no-professional'noj adaptacii i vospitannikov detskih domov i obuchajushhihsja]. Available at: http://detsckiydom.3dn.ru/index/razrabotka_i_aprobacija_modeli_vzaimodejstvija_ obrazovatelnykh_organizacij_raznykh_tipov/0-228. (In Russian).
10. Osipova N. V. On the establishment of the experimental platform for the development and testing of municipal models of network interaction of educational institutions of different types at the post-orphanage support of orphaned children and children left without parental care [O sozdanii jeksperimental'noj ploshhadki po razrabotke i aprobacii municipal'noj modeli setevogo vzaimodejstvija obrazovatel'nyh organizacij raznogo tipa po postinternatnomu soprovozhdeniju detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej]. Available at: http:/,www.rusnauka.com/25_SEN_2015/Pedagogica/2_198673.doc.htm. (In Russian).
11. Maintenance of social and professional adaptation of pupils and graduates of orphanages [Soprovozhdenie social'no-professional'noj adaptacii vospitannikov i vypusknikov detskih domov]. Available at: http://(M4npo.p(/project/270. (In Russian).
12. Organization of post-residental support of children-orphans and children left without parental care with limited health abilities [Organizacija postinternatnogo soprovozhdenija detej-sirot i detej, ostavshihsja bez popechenija roditelej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja]. Available at: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee/orghanizatsiia-postintiernatnogho-soprovozhdieniia-dietiei-sirot-i-dietiei-ostavshikhsia-biez-popiechieniia-roditieliei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia. (In Russian).
УДК/uDC 378 И. А. Панкратова
I. Pankratova
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПО ТЕХНОЛОГИИ КОУЧИНГА
FORMATION OF EMOTIONAL COMPETENCE OF STuDENTS ON COACHING TECHNOLOGY
Введение. В статье представлено исследование по проблеме формирования эмоциональной компетентности по технологии коучинга. Цель статьи — познакомить читателя с результатами эмпирического исследования. В статье доказывается, что обучение в стиле «коучинг» рассматривает обучающихся как огромный дополнительный ресурс для развития, где каждый человек является уникальной творческой личностью. Описываются результаты экспериментального исследования по использованию технологии коучинга для формирования эмоциональной компетентности, участие в котором приняли 57 студентов, обучающихся по психолого-педагогическому направлению.