Научная статья на тему 'Сопровождение социальнопрофессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства'

Сопровождение социальнопрофессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
880
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ / ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ПРОФОРИЕНТАЦИИ / CAREER GUIDANCE / CAREER GUIDANCE FOR ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE / POST BOARDING SCHOOL SUPPORT / SOCIAL PARTNERSHIP IN VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева О. В.

В статье представлен опыт реализации инновационных технологий профессиональной ориентации и постинтернатного сопровождения воспитанников детских домов и детей-сирот из приемных семей в условиях социального партнерства в Кемеровской области. Рассмотрен комплексный подход к сопровождению социально-профессионального самоопределения и становления данных детей, ресурсы и перспективы благотворительных программ в решении проблем сиротства, кадрового обеспечения, сохранения и развития человеческих ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT FOR SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND THE FORMATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN CONDITION OF SOCIAL PARTNERSHIP

The article presents the experience of the implementation of innovative technologies and professional orientation of post boarding school support orphans and orphans in foster families in conditions of social partnership in Kemerovo region. We consider an integrated approach to support the socio-professional self-determination and the formation of such children, resources and perspectives of charitable programs as a way to solve problems of child abandonment, staffing, maintenance and development of human resources.

Текст научной работы на тему «Сопровождение социальнопрофессионального самоопределения и становления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях социального партнерства»

УДК 376.6

Zhuravleva O. V. SUPPORT FOR SOCIAL AND PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND THE FORMATION OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN CONDITION OF SOCIAL PARTNERSHIP.

The article presents the experience of the implementation of innovative technologies and professional orientation of post boarding school support orphans and orphans in foster families in conditions of social partnership in Kemerovo region. We consider an integrated approach to support the socio-professional self-determination and the formation of such children, resources and perspectives of charitable programs as a way to solve problems of child abandonment, staffing, maintenance and development of human resources.

Key words: career guidance, career guidance for orphans and children left without parental care, social and professional self-determination of orphans and children left without parental care, post boarding school support, social partnership in vocational guidance.

О.В. Журавлева, канд. пед. наук, директор ООО «Центр развития личности», доцент КемГУ,

г. Кемерово, E-mail: zhur_olga.kem@mail.ru

СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье представлен опыт реализации инновационных технологий профессиональной ориентации и по-стинтернатного сопровождения воспитанников детских домов и детей-сирот из приемных семей в условиях социального партнерства в Кемеровской области. Рассмотрен комплексный подход к сопровождению социально-профессионального самоопределения и становления данных детей, ресурсы и перспективы благотворительных программ в решении проблем сиротства, кадрового обеспечения, сохранения и развития человеческих ресурсов.

Ключевые слова: профориентация, профориентация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-профессиональное самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение, социальное партнерство в профориентации.

Существующие трудности социализации данной категории детей связаны, прежде всего, с неподготовленностью к обоснованному профессиональному выбору и выходу на рынок труда, низкими мотивацией к трудовой деятельности и личной активностью, поэтому организация практической профессиональной ориентации, становится одной из первостепенных задач. При этом она для них выполняет и коррекционную, и реабилитационную, и профилактическую функции. Обоснованно выбранная профессиональная деятельность является одним из условий выхода их из «группы риска», предупреждения девиаций в поведении и полноценного личностного и гражданского развития, «где сочетаются интересы конкретного человека (стремящегося реализовать свой потенциал на общее благо) и интересы общества (стремящегося в идеале дать человеку возможности для такой самореализации) [1].

Выбор профессии и освоение ее, успех вхождения молодежи в трудовую жизнь зависят от множества факторов, но приоритетными являются семья, совет родителей. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеют такой возможности, поэтому, закономерно, что ответственность за то, как у них проходят данные процессы несет государство и общество, а так же соответствующие социальные институты и, прежде всего, образовательные организации, где они проживают и обучаются, отмечает Кривых С.В. [2].

Обозначенные проблемы не могут эффективно решаться только одним ведомством - проблема межведомственная, требующая интеграции усилий. Но положение дел таково, что сегодня отсутствуют государственная система профориентации и соответствующие службы для подростков и молодежи, профессиональная подготовка профориентологов и профконсуль-тантов. При этом детские дома и современная школа в одиночку не могут выполнять социальный заказ общества по подготовке старшеклассников к профессиональному выбору, что «связано с недостаточным практическим опытом, слабыми знаниями, мотивацией педагогов к данной деятельности и невниманием к ресурсам социального партнерства в профориентации школьников... Но сегодня только в условиях социального партнерства всех заинтересованных в профессиональном самоопределении молодежи сторон можно обеспечить успешный профессиональный выбор или переориентацию на другую профес-

сиональную сферу и наращивать качество не только человеческого, но и социального капитала» [3].

Поэтому необходимым представляется привлечение ресурсов общества к подготовке воспитанников к трудовой и в целом, самостоятельной жизни, участию его в процессах социальнопрофессионального самоопределения и адаптации данных детей в постинтернатном периоде, формировании у них профори-ентационно значимых компетенций и, прежде всего, к владению информацией и умению ее использовать для решения разного рода профессиональных и жизненных ситуаций. Это имеет особую значимость в современном высокотехнологичном мире. Благотворительные проекты, общественные организации и опыт их деятельности, несомненно, могут внести определенный вклад в решение обозначенных проблем и это один из путей решения вышеобозначенных государственных стратегий и задач.

На сегодня уже накоплен определенный опыт решения обозначенных проблем, он приобретен в ходе разработки и реализации благотворительной программы Благотворительного детского фонда «Виктория» (г. Москва) (Фонд), апробация которой начата в 2007г. и продолжается в ряде территорий России и в настоящее время обобщается и внедряется в отдельных субъектах, образовательных организациях. Эксперимент начался с программы, которая основана на комплексном походе к формированию у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовности к обоснованному и оптимальному самоопределению. Она включает в себя отдельные проекты, в основу которых положены задачи профессиональной ориентации воспитанников и выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом возрастных и социально-психологических особенностей, обеспечивающей психолого-педагогическое сопровождение трудового воспитания, профессионального самоопределения, трудоустройства и социально-профессиональной адаптации выпускников в постинтернатном периоде.

Используемые технологии являются инновационными и обязательно включают, как необходимый компонент, привлечение общественности, социальных партнеров. Впервые в рамках благотворительной деятельности начал реализоваться комплексный подход в профессиональной ориентации данной категории детей и молодежи, содействии им в социально-профессиональ-

ном самоопределении и адаптации. Одновременно это является подходом к решению социально-значимых проблем, связанных с профилактикой сиротства, девиаций в молодежной среде и задачами в сфере кадрового обеспечения экономики страны и региона и др. [4].

Кемеровская область в числе первых вошла в эксперимент по внедрению программы и явилась активным участником ее реализации. Региональный координатор программы - Центр развития личности (г. Кемерово), выбран на конкурсной основе. Проведены информационные, аналитические и согласовательные работы. Организатором и координатором программы обеспечены организационная, координационная, методическая, финансовая поддержка данной программы. Внедрение проектов программы и их модулей осуществлялось поэтапно: 2007 год -«Профориентация и самоопределение», 2008 год - «Сопровождение профессионального образования и трудоустройства выпускников», 2008 год - «Трудовое воспитание», 2011 год - «САМ» (Самостоятельная. Активная. Молодежь) и «Уралсиб дает надежду: образование - работа - жилье».

Особую значимость и уникальность представляет проект «Уралсиб дает надежду: образование-работа-жилье», который реализуется по настоящее время и является долгосрочным. Проект активно поддерживается Финансовой корпорацией «УРАЛСИБ» и его филиалами в регионах. Его цели и задачи несколько отличны от программы «ЗУМ» (Знаю. Умею. Могу) и ориентированы на старшеклассников этой же категории, но планирующих поступление в вузы, т.е. имеющих повышенные образовательные запросы. Он направлен на обеспечение подготовки участников к поступлению в вузы и образовательные организации среднего профессионального образования, сопровождение в процессе профессионального обучения, содействие последующему трудоустройству и реализуется по настоящее время.

Отличительной особенностью данного проекта является расширение спектра участников - включает и детей из приемных семей, которые не всегда могут обеспечить дополнительную подготовку детей к поступлению в вузы. Особый акцент сделан на создание дополнительной мотивации у детей-сирот к обучению и освоению престижных профессий, а также на предоставление им комплекса услуг для реализации возможностей внешкольного дополнительного образования, подготовки к профессиональному обучению, выходу на рынок труда, профориентации и психологической подготовки к самостоятельной жизни с целью дальнейшего трудоустройства. Он также направлен на формирование субъектной, ответственной позиции у подростков и молодежи к своему будущему, а не на удовлетворение определенных материальных потребностей. Обучающимся помогают преподаватели, специалисты педагоги психологи, социальные партнеры и, конечно, он осуществлялся при поддержке департамента образования и науки, управления образования г. Кемерово, Общественной палаты Кемеровской области.

В ходе реализации акцент сделан на стратегический подход Благотворительного детского фонда «Виктория» и регионального координатора, характерный для всех совместных проектов, - фокусирование внимания на личностно-ориентированном подходе и качестве оказания психологической, социально-педагогической, экономической поддержки детям и молодежи при подготовке их к вступлению во взрослую жизнь [4]. Это позволило участникам из числа сотрудников детских домов и регионального координатора (Центр развития личности) повысить свои компетенции в использовании различных передовых технологий профильно-ориентационной и профориентационной, информационной и дистанционных форм работы, супервизии; познакомиться с возможностями совместной деятельности с сетевыми текстовыми документами, со способами создания электронных сетевых анкет, преимуществами организации сетевого анкетирования для сбора и анализа информации; получить опыт использования современных сетевых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профориентационной работе с деть-ми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и определить пути использования их при работе в своем учреждении, обменяться педагогическим опытом. Кроме этого, было введено в практику систематическое проведение мастер-классов для педагогов и специалистов детских домов, где осуществлялась проработка сложных психолого-педагогических ситуации и технологий, осваивались новые методики и проектирование мероприятий календарного плана профориентационной деятельности целевой группы проекта и др.

Как показал анализ результатов, достижения педагогов и специалистов организаций - участников проекта, положительно оценены на областных конференциях, конкурсах, семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации. Наиболее полезными, по их мнению, стали круглые столы и семинары, проводимые систематически, где обеспечивалось изучение, анализ и обобщение опыта. Целесообразной определена и важность целевой программы по профориентации и постинтернатному сопровождению выпускников детских домов как федерального, так и регионального уровней.

Определенные положительные результаты достигнуты в разработке механизмов социального партнерства в решении задач профориентации и социально-профессиональной адаптации воспитанников детских домов. В ходе реализации проекта усилиями организаторов и образовательных учреждений в него вовлечены представители власти, бизнеса, общества Кемеровской области: управленческие структуры, промышленные предприятия и учреждения, общественные организации и объединения (в том числе, Общественной Палаты, Совета народных депутатов, СОРАН, СМИ, КРО МОД «Сибирский народный собор», КБФ Лиги здоровья нации, и др.).

Региональной особенностью и фактором, положительно влияющим на эффективность реализации программы на начальном этапе, было наличие в структуре департамента образования области ГОУ ДО «Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи» и его ресурсы. Прежде всего, это созданная система социального партнерства и достаточно сформированная профориентационно значимая информационная среда. Центр обеспечивал ее постоянное совершенствование для решения задач профориентации и профессионального самоопределения и самореализации молодёжи, в том числе воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвовал в реализации мероприятий программы, делился профориентационно значимой информацией, актуальной как для детей, так и педагогических работников.

Показателем эффективности программы являются личные достижения самих воспитанников УИТ, которые периодически анализируются по итогам реализации конкретных модулей, этапов работы. Так, в процессе участия в экскурсиях, социальнотрудовых практиках и в ходе специальных профориентационных занятий, подростки поддержали и усилили мотивы трудовой самореализации, расширили свои представления о людях труда и мире профессий, сделали свои первые профессиональные пробы и шаги в планировании образовательно-профессионального маршрута и др.

Старшеклассникам (8-11 кл.) предоставлялась возможность в процессе специальных профориентационных занятий и экскурсий, участия в профориентационно - значимой проектной деятельности, собирания портфолио интересов и достижений, групповых и индивидуальных консультаций приобрести навыки и компетенции, необходимые для выбора своего дальнейшего образовательного маршрута, для интеграции в общество в по-стинтернатный период: автономность, информированность, планирование, принятие решений, эмоциональное отношение, личностные и коммуникативные [5].

Свои достижения воспитанники демонстрировали на достаточно высоком уровне, в ходе традиционного областного конкурса портфолио самоопределения детей-сирот «Мой выбор», фестиваля «Город мастеров», которые проводились в Кузбассе в течение шести лет. Из них фестиваль был предусмотрен программой, а конкурс - инициативой координатора и региональной особенностью. Значимость данных форм работы для подростков и молодежи трудно переоценить, т.к. они не только эмоционально привлекательны, но и стали для многих детей стартовыми в профессиональной карьере и личных историях успеха, порфолио, а для педагогов - площадками для демонстрации и обмена положительным опытом.

Всем выпускникам 2009 года в рамках проекта «САМ» обеспечено кураторство и индивидуальное консультирование (очное и дистанционное) специалистов. Изучены состояние их социальной, учебной, профессиональной адаптации; жилищные условия, семейные отношения, состояние здоровья; проведены беседы о реализации профессиональных планов.

За период реализации проекта 83 выпускника детских домов проходили процесс адаптации к условиям проживания вне своего учреждения и к обучению профессии в образовательных

учреждениях профессионального образования. У 42 выпускников профессиональная и учебная адаптация протекала успешно, у 10 человек - имелись риски в адаптации в постинтернат-ном периоде, которые связаны условиям проживания, у 30% -выявлены сложности в учебе (неуспеваемость, отсутствие интереса к освоению профессии и, как следствие, желание бросить учебу). Им обеспечено психолого-педагогическое сопровождение (очное и дистанционное).

За помощью к специалистам воспитанники в основном обращались по решению социально-бытовых вопросов, а затем -учебных и личных проблем. Трудности у части выпускников возникают, как правило, на фоне встреч с родственниками, но их количество относительно стабильно, ситуация контролируется сотрудниками образовательных учреждений. Необходимо отметить, что у подавляющего большинства данных молодых людей, слабо развиты умения формулировать свои проблемы и обращаться за необходимой помощью к кураторам, специалистам и др. Истинный характер затруднений выявляется, как правило, после установления эмоционального контакта и доверительных отношений, поэтому кураторы должны были проявлять особые инициативу, корректность, толерантность, компетентность в общении и тратить время, превышающее обычные нормативы консультации.

В целом, социально-профессиональная адаптация у большинства выпускников детских домов протекала относительно благоприятно, но практически все они были обеспокоены дальнейшим трудоустройством и предстоящими жилищными проблемами. Для решения перечисленных проблем, Центром развития личности со всеми выпускниками были организованы встречи и установлены связи с образовательными организациями профессионального образования, в которых обучаются воспитанники, проведены консультации, встречи с сотрудниками детских домов по дальнейшему сопровождению выпускников.

Среди положительных достижений проекта следует отметить и выявленные у отдельных воспитанников и выпускников УИТ интерес и готовность к участию в добровольческой деятельности. Их проявлению способствовало вовлечение выпускников проекта в профориентационную работу и социально-значимую активность. Это такие массовые формы, как первый слет волонтеров профориентации (декабрь 2009 г.), слеты участников проектов «САМ» и «Уралсиб дает надежду: образование - работа - жилье», фестиваль «Город мастеров», где инициативные студенты выступали и разработчиками, и ведущими мастерских, и делились своими «историями успехов» и др.

В целом, нами выявлено, что при своевременной, систематической помощи возможно превентивно решать возникающие проблемы социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на определенных жизненных и профессиональных этапах. Значимыми для усиления мотивации к труду и учебе, стимулирования их субъектной позиции в самоопределении и самореализации являются активизирующие индивидуальные и групповые формы профориентации, привлекательные по форме и актуальные по содержанию. Эффективность постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и других организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, значительно повысится при условии деятельности практических служб профориентации в образовании, социальной защите населения и, конечно, профессиональной подготовки соответствующих специалистов для ее осуществления. В переходные периоды своевременная помощь является актуальной практически для всех молодых людей рассматриваемой категории.

В этой связи, представляется целесообразным уделять внимание совершенствованию профориентации молодежи на всех уровнях образования в системе профориентационной работы и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с общественным участием и вовлекать в эту деятельность, в качестве субъектов, выпускников образовательных организаций.

Опыт реализации проектов показал реальную возможность и большой потенциал в привлечении ресурсов общества для решения задач профориентации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кадровой политики государства, региона. Несомненно, такого рода благотворительная деятельность, может восполнить имеющийся сегодня дефицит целенаправленной, системной профориентационной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что условия и ресурсы для активного внедрения программы и отдельных проектов в деятельность образовательных организаций с привлечением некоммерческих организаций, бизнеса имеются: методическое обеспечение по всем компонентам профориентации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обобщением лучшего российского опыта. Кроме этого, материалы могут послужить основой для разработки федеральной и региональных целевых программ.

Библиографический список

1. Чистякова, С.Н. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе / С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников, Н.Ф. Родичев // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - М.; Курск, 2010.

2. Кривых, С.В. Организационно-методическое обеспечение создания Молодежного кампуса для выпускников-сирот / С.В. Кривых, Н.Н. Кузина // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7(19).

3. Чистякова, С.Н. Социальное партнерство - важнейший фактор подготовки учащейся молодежи к выбору профессиональной сферы и успешной адаптации к ней // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: материалы Междунар. научно-прак-тич. конф.: в 2 ч. - Кемерово, 2013. - Ч. 1.

4. Журавлева, О.В. Постинтернатное сопровождение воспитанников детских домов в условиях государственно-частного партнерства // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: материалы Междунар. научно-практич. конф.: в 2 ч. - Кемерово, 2013. - Ч. 1.

5. Байбародова, Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбародова, Л.Н. Серебренников, А.П. Чернявская; под ред. Л.В. Байбородовой, М.И. Рожкова. - Калининград, 2010.

Bibliography

1. Chistyakova, S.N. Problemih i perspektivih razvitiya otechestvennoyj proforientacii na sovremennom ehtape / S.N. Chistyakova, N.S. Pryazhnikov, N.F. Rodichev // Problemih i perspektivih razvitiya otechestvennoyj professionaljnoyj orientacii uchatheyjsya molodezhi na sovremennom ehtape: III Vserossiyjskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya s mezhdunarodnihm uchastiem. - M.; Kursk, 2010.

2. Krivihkh, S.V. Organizacionno-metodicheskoe obespechenie sozdaniya Molodezhnogo kampusa dlya vihpusknikov-sirot / S.V. Krivihkh, N.N. Kuzina // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2009. - № 7(19).

3. Chistyakova, S.N. Socialjnoe partnerstvo - vazhneyjshiyj faktor podgotovki uchatheyjsya molodezhi k vihboru professionaljnoyj sferih i uspeshnoyj adaptacii k neyj // Professionaljnoe obrazovanie i zanyatostj molodezhi - KhKhI vek: materialih Mezhdunar. nauchno-praktich. konf.: v 2 ch. -Kemerovo, 2013. - Ch. 1.

4. Zhuravleva, O.V. Postinternatnoe soprovozhdenie vospitannikov detskikh domov v usloviyakh gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Professionaljnoe obrazovanie i zanyatostj molodezhi - KhKhI vek: materialih Mezhdunar. nauchno-praktich. konf.: v 2 ch. - Kemerovo, 2013. - Ch. 1.

5. Bayjbarodova, L.V. Proforientaciya i samoopredelenie deteyj-sirot: uchebno-metodicheskoe posobie / L.V. Bayjbarodova, L.N. Serebrennikov, A.P. Chernyavskaya; pod red. L.V. Bayjborodovoyj, M.I. Rozhkova. - Kaliningrad, 2010.

Статья поступила в редакцию 16.11.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.