ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: МОНИТОРИНГ ТРУДНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ РАБОТНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
POST-ORPHANAGE SUPPORT
OF CHILDREN-ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE: THE MONITORING OF THE DIFFICULTIES AND DEMANDS OF ORPHANAGES' EMPLOYEES
O.B. Груздева, H.A. Старосветская, А.Г. Свириденко, E.A. Котлярова, И.Г. Каблукова
0.V. Gruzdeva, N.A. Starosvetskaya, A.G. Sviridenko, E.A. Kotiyarova,
1.G. Kablukova
Дети-сироты, постинтернатное сопровождение, детский дом, профессиональные компетенции.
В статье дан глубокий анализ проблемы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приведены результаты исследования профессиональных трудностей и запросов работников детских домов, которые предпринимают попытки создать систему постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Даны рекомендации по проектированию образовательных программ подготовки специалистов служб постинтернатного сопровождения.
Orphans, post-orphanage support, orphanage, professional competences.
The article presents a deep analysis of the problem of post-orphanage support of children-orphans and children left without parental care. It gives the results of the study of professional difficulties and demands of the employees of orphanages who try to create a system of post-orphanage support of orphans and children left without parental care. Besides, it provides recommendations for the design of educational programs for training experts in post-orphanage support services.
На территории Красноярского края функционирует 40 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых проживает 2 633 воспитанника (по состоянию на 01.11.2016) [Приложение к письму...].
Ежегодно из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в среднем выпускается около 300 выпускников, которые продолжают обучение в организациях профессионального образования. При этом подготовка к самостоятельной жизни и сопровождение выпускников в организациях профессионального образования в полной мере не органи-
зованы и проходят недостаточно успешно [Старосветская, Свириденко, 2015; Фуряева, Каблукова, 2007]. Среди причин отмечаются:
- отсутствие системы непосредственного постинтернатного сопровождения выпускников;
- психологическая неготовность выпускников к принятию позиции взрослого: отсутствие жизненной перспективы, неумение принимать ответственное решение;
- низкая мотивация на обучение самих выпускников, отсутствие ценности труда;
- неготовность выпускников к выбору профессии, неумение делать ответственный выбор вообще;
- отсутствие позитивных образцов взрослости и социально значимого Взрослого, с которым выпускник мог бы откровенно обсуждать свои проблемы;
- несформированность у выпускников социально значимых компетенций, бытовых навыков и навыков самообслуживания, в том числе ответственного отношения к своему здоровью, умению организовать досуг, самостоятельно планировать бюджет и других.
Многие воспитанники поступают в детский дом в подростковом возрасте со сформировавшимися привычками к асоциальным формам поведения. Так, на 01.10.2016 10 % воспитанников детских домов состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и органах внутренних дел, 30 % - у психиатра, 2 % - у нарколога, 42 % обучаются по программам коррек-ционного образования, 10,5 % склонны к самовольным уходам. Эти воспитанники находятся в «группе риска» и требуют сопровождения, срочного вмешательства служб постинтернатного сопровождения по оказанию квалифицированной помощи и возвращению подростков в систему профессионального образования с целью получения ими профессии [Груздева, Ковалевский, 2015; Приложение к письму...].
Вторая проблема - это проблема трудоустройства выпускников после получения профессии. Зачастую дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после получения профессии не устраиваются на работу. Согласно действующему законодательству впервые ищущим работу детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере средней заработной платы, сложившейся на территории края (не менее 31 000,0 рублей). Это значительно выше стартовой заработной платы по большинству профессий, которые получает выпускник в учреждениях профессионального образования, и не стимулирует выпускников к трудоустройству по полученной профессии.
Между тем выпускники, не имеющие работы, становятся на путь иждивенчества, преступной деятельности, сами становятся жертвами
преступлений [Груздева, Вербианова, 2011; Старосветская, Свириденко, 2015; Фуряева, Каблу-кова, 2007].
Ситуацию осложняет и то, что в настоящее время недостаточно разработаны технологии работы специалистов с выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует нормативная база для осуществления такой работы [Каблуко-ва, 2007; Свириденко, 2012; Старосветская, Свириденко, 2015].
Необходимо реформирование деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни начиная с дошкольного возраста [Ковалевский, Груздева, 2011] и созданию системы постинтернатной адаптации. С этой целью в Красноярском крае создается целостная система постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через объединение ресурсов различных ведомств в единую систему сопровождения выпускников.
Для восполнения дефицита в механизмах и инструментах оперативного обмена актуальной информацией о качестве жизни выпускника между специалистами, осуществляющими постинтернатное сопровождение, необходимо осуществление мониторинга качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с применением единой базы данных выпускников детских домов Красноярского края.
С этой целью в детских домах Восточного округа Красноярского края проведен опрос педагогических работников и специалистов. В опросе участвовало 98 работников из 7 детских домов: Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина, Бородинского, Иланского, Ирбейского, Зеле-ногорского, Павловского, Партизанского детских домов. Из них, в должности:
руководитель организации - 5 чел. (5,1 %); заместитель руководителя организации - 6 чел. (6,1 %);
старший воспитатель - 3 чел. (3,1 %); педагог-психолог - 7 чел. (7,1 %);
< а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
щ м
социальный педагог - 10 чел. (10,2 %);
воспитатель - 57 чел. (58,2 %).
Тендерный состав респондентов представлен 15 % мужчин и 85 % женщин. Возраст участников: 18-35 лет-17 чел. (17,3 %), 36-55 лет-58 чел. (59,2 %), 56 лет и старше - 23 чел. (23,5 %). Опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеют: до 5 лет - 14 чел. (14,3 %), от 6 до 10 лет - 16 чел. (16,3 %), от 11 до 20 лет - 34 чел. (34,7 %), и столько же имеют опыт свыше 20 лет.
Одна из основных целей опроса - определение и идентификация основных проблем в организации постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. По мнению участников опроса, наиболее успешно решаются проблемы:
- становление эмоционально близких отношений со значимым взрослыми, способность обратиться за советом, помощью;
- приспособление к новым условиям жизни, принятие новых норм, правил, самоорганизация собственной жизнедеятельности в новых условиях;
- адекватная оценка собственного здоровья, получение медицинских услуг.
Требует особого внимания при построении системы постинтернатного сопровождения решение вопросов: мотивации и успешности в обучении детей; установления конструктивных отношений их со сверстниками, развития способностей к разрешению конфликтов [Груздева, 2010; Груздева, Вербианова, 2011]. Также немаловажным представляется решение социально-бытовых трудностей выпускников детских домов, их адаптация к самостоятельной жизни, принятие самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях, способность прогнозировать последствия собственных действий. Необходимо повышение правовой грамотности и помощь в трудоустройстве после получения профессии.
Сточки зрения участников опроса, наиболее выражена у выпускников детских домов проблема рационального обращения с денежными средствами.
Как наиболее важные для разрешения проблем в работе с выпускниками детских домов выделены направления (результаты опроса):
- подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни - 93,9 %;
- трудоустройство детей-сирот после получения профессии - 63,3 %;
- формирование нравственных ценностей у воспитанников - 62,2 %;
- профессиональная ориентация детей-сирот- 61,2 %;
- адаптация выпускников детских домов в учреждениях профессионального образования -50 %;
- информационное сопровождение детей-сирот по мерам социальной поддержки - 37,8 %;
- консультирование по правовым вопросам - 27,6 %;
- профилактика отклоняющегося поведения - 33,7 %;
- социальное воспитание и развитие детей-сирот- 37,8 %;
- другое - 1 %.
Таким образом, наблюдаем корреляцию актуальных проблем организации постинтернатного сопровождения и направлений работы с детьми - выпускниками детских домов.
Участники опроса выделили три наиболее значимые проблемы в работе с выпускниками детских домов:
1) трудности в формировании нравственных ценностей, установок воспитанников (84,6 %);
2) трудности организации межпрофессионального взаимодействия в интересах детей-сирот (64,3 %);
3) стереотипное отношение к детям-сиротам в социуме (60,3 %).
Для эффективного решения этих проблем, по мнению респондентов, необходимо увеличить спектр образовательных программ разного уровня по подготовке специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (программы повышения квалификации; образовательные программы, позволяющие получить новую профессию, а также образовательные программы, позволяю-
щие получить специализацию на базе основной профессии).
В процессе опроса также определяли профессиональные компетенции работников, востребованные в процессе сопровождения выпускников детских домов. Это актуально и в связи
с определением и апробацией профессиональных стандартов деятельности групп специалистов, работающих в детских домах [Груздева и др., 2015]. Так, среди наиболее востребованных стали следующие общепрофессиональные компетенции (табл. 1).
Таблица 1
Перечень общепрофессиональных компетенции, наиболее востребованных работниками детских домов
Владение современными информационными технологиями 75,5 %
Способность к саморазвитию, самообразованию, использованию собственного творческого потенциала 75,5 %
Владение навыками деловой и профессиональной коммуникации 67,3 %
Способность к критике и самокритике, рефлексии и оценке собственной профессиональной деятельности 66,3 %
Готовность соблюдать требования профессиональной этики, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения 58,2 %
Владение навыками анализа, синтеза, обобщения 55,1%
Способность работать в команде 48%
Владение проектной грамотностью 37,8 %
Готовность руководить группами, профессиональными командами 15,3 %
<с
а
ч
с m
Среди перечня профессиональных компетенций оценка востребованности распределилась следующим образом (табл. 2).
Таблица 2
Распределение профессиональных компетенций по востребованности
Способность прогнозировать возможные действия, поступки ребенка с учетом его мотивов, целей, интересов 80,6 %
Способность разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы сопровождения воспитанника в зависимости от его индивидуальных особенностей, характера протекания социальной адаптации 76,5 %
Способность анализировать и прогнозировать риски социальной и образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению 74,5 %
Способность к конструктивному взаимодействию с социальным окружением воспитанников с целью организации психолого-педагогической поддержки и помощи в решении их жизненных проблем 70,4 %
Способность определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей и подростков 70,4 %
Способность устанавливать доверительные отношения с воспитанником, выстраивать с ним эффективную коммуникацию 69,4 %
Готовность использовать инновационные психолого-педагогические технологии с учетом актуальных задач сопровождения детей и взрослых 61,2 %
Владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности 59,2 %
Способность проводить диагностику достижений детей 59,2 %
Способность проектировать программы постинтернатного сопровождения выпускников, подготовки детей к самостоятельной независимой жизни 59,2 %
Способность работать в команде со смежными специалистами 56,1 %
о
ь
к
щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й &
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н и
W
м
Окончание табл. 2
Способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой профилактической и 51%
коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностического ис-
следования
Способность организовывать систему межпрофессионального и межведомственного 40,8 %
взаимодействия в интересах ребенка
Владение навыками психолого-педагогической поддержки процесса социальной адапта- 39,8 %
ции детей и взрослых
Готовность организовывать деятельность служб постинтернатного сопровождения воспи- 32,7%
танников
Способность осуществлять процедуры мониторинга психологического благополучия и ка- 22,4 %
чества жизни детей и подростков, анализировать и обобщать данные мониторинга
Способность разрабатывать психолого-педагогические рекомендации субъектам сопро- 21,4 %
вождения на основе результатов мониторинга психологического благополучия и качества
жизни детей и подростков
Способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников по вопросам 19,4 %
оптимизации процесса постинтернатного сопровождения детей
Способность разрабатывать программы мониторинга психологического благополучия и ка- 16,3 %
чества жизни детей и подростков
Готовность к организации работы по психолого-педагогическому просвещению и привлече- 13,3 %
нию внимания населения к проблемам воспитанников
Эти профессиональные компетенции стали ключевыми и коррелируют с компетенциями в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников детских домов и служб постинтернатного сопровождения. По степени важности востребованы образовательные модули (модули ранжированы).
1. «Психология сиротства». В рамках данного модуля предполагается формирование представлений о социально-психологических особенностях детей-сирот, воспитывающихся в условиях организаций внесемейного воспитания. Предполагается знакомство с отечественными и зарубежными подходами и концепциями понимания социальной адаптации. Рассматривается специфика протекания процесса адаптации, механизмы и формы адаптации, стратегии поведения личности в процессе адаптации. Изучаются методы исследования социальной адаптации (33,7 % опрошенных).
2. «Служба психолого-педагогического сопровождения». В модуле изучаются теоретические основания, организационные и прикладные аспекты деятельности служб сопровождения. Осваиваются технологии и формы работы служб сопровождения, алгоритм деятельности службы на этапе постинтернатной адаптации
выпускников детских домов. Изучается региональный опыт деятельности служб постинтернатного сопровождения выпускников детских домов (29,6 %).
3. «Теории и технологии психолого-педаго-гического сопровождения выпускников детских домов». Модуль предполагает приобретение практических знаний о технологиях психолого-педагогического сопровождения выпускников детских домов: психолого-педагогическая диагностика, консультирование, формирование компетенций независимой жизни, проектирование индивидуального маршрута выпускника, создание социально-поддерживающей среды, организация наставничества, дистанционная поддержка выпускников (27,6 %).
4. «Сопровождение детей и молодежи группы риска». Рассматриваются социально-психологические основы отклоняющегося поведения детей и молодежи, которые знакомят с технологиями психолого-педагогического сопровождения выпускников при решении сложных жизненных ситуаций; психолого-педагогического сопровождения выпускников, основанными на превентивной психологии; медиативными технологиями; технологиями экстренного реагирования (27,6 %).
5. «Исследование качества жизни». При из- 3. учении этого модуля будут сформированы представления о качестве жизни и психологическом благополучии личности. Рассматриваются объективные и субъективные аспекты качества жизни, условия обеспечения психологического благополучия личности в контексте социальной ситуации развития. Осваиваются основные подходы к оценке качества жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальной группы. Осваиваются технологии создания системы мониторинга качества жизни (22,4 %). 4.
6. «Организация межведомственного взаимодействия». В содержание модуля входит изучение организационных основ межведомствен- 5. ного взаимодействия. Освоение алгоритмов взаимодействия с различными субъектами сопровождения, технологий и приемов межпрофессионального взаимодействия. Изучение организации деятельности консилиумов как коллегиаль- 6. ного органа принятия решений. Рассмотрение этических норм специалистов при организации межведомственного взаимодействия. Отработка навыков командной работы (25,5 %).
На основании полученных данных была спроектирована [Груздева и др., 2015] и реали- 7. зуется программа подготовки на втором уровне высшего образования - магистратуре. Одним из ожидаемых результатов подготовки специа- 8. листов станет апробация системы деятельности службы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.
Библиографический список 9.
1. Груздева О.В. Детская практическая психология: учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению Педагогика. Красноярск, 2010.
2. Груздева О.В., Ковалевский В.А. Интересы, потребности и особенности развития современных детей в контексте преобразова- 10. ний современной системы образования // Психолого-педагогические условия реализации программ развития детей. Красноярск, 2015. С. 5-11.
[25]
Груздева О.В., Ковалев A.C., Доманецкая Л.В., Вербианова О.М., Дубовик Е.Ю. Новое в проектировании содержания образовательной подготовки бакалавров и магистров // Управление образовательным процессом в современном вузе: высшее образование для развития региона: матер. VII Всерос. науч.-практич. конф. с между-нар. участием в рамках IV Междунар. науч,-образов. форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Красноярск, 2015. С. 33-48. Груздева О.В., Вербианова О.М. Психология развития (возрастная): учеб.-метод. пособие. Красноярск, 2011.
Каблукова И.Г. Формирование педагогической компетентности студентов по сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: автореф. дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 2007. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Проблема психолого-медико-социально-педаго-гического сопровождения развития соматически больных детей дошкольного возраста // Психология обучения. 2011. № 1. С. 53-65.
Приложение к письму Правительства Красноярского края. URL: http://www.acvar¡ys. narod.ru/obshie.htm
Свириденко А.Г. Подготовка педагогов детского дома к решению проблемы тендерной социализации воспитанников // Инновации в непрерывном образовании. 2012. № 5 (5). С. 24-27.
Старосветская H.A., Свириденко А.Г. Сопровождение воспитанников детского дома в становлении жизненных компетенций // Психолого-педагогическое сопровождение реализации программ развития ребенка: сб. ст. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 84-92. Фуряева Т.В., Каблукова И.Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции: монография. Красноярск, 2007. 304 с.
<С
ч tí m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
EÍ W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н
U
м