УДК 314; 316
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ
Шогенова Фатима Замировна
Кандидат социологических наук, доцент Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик, e-mail: [email protected]
Ханиева Залина Арсеновна
Магистрант Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик,
e-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF ORPHANAGE GRADUATES
Shogenova Fatima Z.
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, e-mail: [email protected]
Khanieva Zalina A.
Graduate student, Kabardino-Balkarian State University,
Nalchik,
e-mail: [email protected]
Шинахова Марьяна Мусаевна
Магистрант Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Анализ научной литературы по вопросу их социальной адаптации и организации постинтернатного сопровождения показал, что на сегодняшний день это одна из актуальных проблем подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к успешной социализации. Представлены опыт работы и анализ результатов исследования, проведенного специалистами
Shinakhova Maryana M.
Graduate student, Kabardino-Balkarian State University,
Nalchik,
e-mail: [email protected]
This article discusses the problem of social adaptation and post-boarding support of the graduates of orphanage. The analysis of scientific literature on the organization of social adaptation and post-boarding support of graduates showed that today it is one of the most urgent problems in preparing of orphans and children left without parental care to the successful socialization. In the article the experience of work and the analysis of the results of a research, conducted in Nartan orphanage № 5 on the organization of post-boarding school support of graduates are presented.
школы-интерната № 5 с.п. Нартан по выявлению основных проблем выпускников в период их постинтернатной адаптации.
Ключевые слова: постинтернатное сопро- Keywords: post-boarding support, orphans, вождение, дети-сироты, адаптация, социа- adaptation, socialization, work experience. лизация, опыт работы.
На современном этапе социальной ситуации в России в настоящее время все больше внимания уделяется проблеме постинтернатной адаптации выпускников детского дома. В самом начале самостоятельной жизни дети-сироты, долго жившие в жестко регламентированной системе, лишенные возможности общения с близкими людьми, сталкиваются с рядом трудноразрешимых проблем. Среди этих проблем не только вопросы получения образования, трудоустройства, жилья, девиаций и правонарушений, но и такие социально-психологические вопросы, как возникновение и поддержание социальных связей, организации быта и досуга.
В первую очередь это происходит вследствие того, что многие выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно готовыми к самостоятельной жизни. Находясь на государственном попечении, дети получают все блага без особых усилий, а на выходе из дома-интерната они испытывает большие трудности при необходимости самостоятельно решать вопросы, которые до этого момента не решались ими [2].
Анализ теоретико-практических работ позволяет выделить следующие специфические особенности, характерные практически для большинства выпускников детских домов: феномен «мы», позиция «психологического капсулирования», неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов, отчужденность и недоверие к людям. В их поведении присутствует потребительская психология в отношениях к близким людям, к государству и обществу в целом. Низкий уровень социального интеллекта мешает им понимать общественные нормы и правила, а значит, и следовать им. Несформи-рованность волевой сферы, отсутствие целеустремленности ведут, как правило, к низкой социальной активности, желанию быть незаметным, не привлекая к себе внимания.
Таким образом, можно сказать, что у выпускников детских домов целый комплекс проблем, одной из которых является умение успешно включиться в социум и самостоятельно строить свой вариант жизни человека, достойного общества.
Основная цель детского дома - помощь в социальной адаптации своих воспитанников. Это требует научного осмысления, необходимого учета новых условий в построении процесса общественного воспитания. Учитывая все вышесказанное, необходимо, чтобы хотя бы в первые 2-3 года после выхода из детского дома бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде постинтернатного сопровождения в целях их успешной социализации в новой среде.
В широком смысле постинтернатное сопровождение рассматривается как комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот, их самореализацию, снижение числа правонарушений и преступлений, совершаемых как самими лицами рассматриваемой категории, так и по отношению к ним. В узком смысле данное понятие рассматривается как деятельность постинтернатных воспитателей по оказанию содействия лицам из числа детей-сирот в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации прав на жилое помещение, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, а также по обеспечению физического, психического, нравственного и духовного развития, осуществляемая на основе договора о постинтернатном сопровождении [6].
Ежегодно из стен детского дома выходит до 16 тыс. выпускников. Законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников всех видов образовательных учреждений после окончания официальной опеки, закреплены государственные гарантии по оказанию помощи лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, защите и обеспечении реализации права на жилье, медицинское обслуживание. При выпуске им положены материальная и натуральная помощь (одежда, мебель и пр.) или финансовые выплаты. Перечисленные гарантии распространяются на всех выходящих из-под опеки молодых людей до 23 лет независимо от формы их устройства. После 23 лет за выпускниками сохраняется только право на получение жилья. При этом не во всех регионах это закреплено законодательно. Другие права, в том числе на получение реабилитационных услуг, психологической помощи, закреплены в ведомственных нормативных правовых актах [1].
Федеральным законом от 21.12.96 № 159 предусмотрена возможность нормативными правовыми актами субъектов РФ устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5].
На региональном уровне нормативно-правовая база на сегодняшний день реализуется в направлениях обеспечения прав и социальных гарантий, а также законодательной основы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и замещающих семей.
В субъектах РФ на основе собственной нормативно-правовой базы существуют разные формы поддержки выпускников, в первую очередь это развитие постинтернатного патроната и создание учреждений, осуществляющих деятельность по организации постинтернатной адаптации [1].
В Кабардино-Балкарской Республике отмечается тенденция к увеличению количества детей, нуждающихся в помощи государства. По информации министерства образования, науки и по делам молодежи КБР, на учете в органах опеки и попечительства состоят 1966 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 93 % из числа детей, состоящих на учете в региональном банке данных, - социальные сироты. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 346 человек [4]. Названные категории детей в республике размещаются в двух основных учреждениях: ГКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 5 с.п. Нартан» и ГКОУ «Детский дом» с. Кременчуг-Константиновское.
ГКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.п. Нартан № 5» является учреждением, где организована жизнедеятельность детей по типу семейного воспитания, обеспечиваемого воспитателем, который и является родителем. Кроме того, каждую семью возглавляет глава семьи, который совместно с воспитателем организует жизнедеятельность семьи по принципу полного самоуправления и самообслуживания [4].
В целях организации и обеспечения постинтернатной адаптации выпускников организаций для детей-сирот ГКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.п. Нартан № 5» создан Центр социальной (постинтернатной) адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
• создан банк данных выпускников (база данных с 1996 по 2014 г.);
• отслеживаются социальный рост, профессиональное становление и социальное поведение;
• поддерживаются контакты с учебными заведениями, учреждениями, где находятся выпускники;
• налажены постоянные контакты с выпускниками, их близкими и родственниками;
• осуществляется педагогическое наставничество.
С 1997 по 2014 г. из ГКОУ «ШИ с.п. Нартан № 5» МОН КБР в самостоятельную жизнь выпущено 526 выпускников 9-11-х классов, из них:
• поступили в высшие профессиональные организации - 87 чел. (16 %);
• средние профессиональные организации - 439 чел. (83 %);
• трудоустроены - 8 чел. (1%) [7].
В настоящее время в учреждении работают 8 работников с высшим и средним профессиональным образованием из числа детей-сирот - выпускников ГКОУ «ШИ с.п. Нартан № 5» МОН КБР. С 2011 по 2014 г. 172 выпускника данного учреждения поступили в организации профессионального образования.
Но, как отмечают специалисты ГКОУ «ШИ с.п. Нартан № 5» МОН КБР, анализ состояния постинтернатной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что на этапе вступления выпускников в самостоятельную жизнь имеются серьезные проблемы, связанные с отсутствием институтов содействия в их постинтернатной адаптации.
Во-первых, школа-интернат в соответствии с п. 4 ст. 155.1 Семейного кодекса РФ («По завершении пребывания ребенка в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства») и п. 16 Постановления Правительства РФ от 26.06.10 № 559 «О внесении изменения в правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных» («По завершении пребывания подопечного в организации для детей-сирот его личное дело направляется в орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного») передает своего выпускника из числа детей-сирот, не достигших возраста 18 лет, и его личное дело в органы опеки и попечительства по новому месту жительства, предварительно определив его по желанию в профессиональные образовательные организации или трудоустроив. На этом заканчивается законодательная связь между организацией для детей-сирот и ее выпускником, а орган опеки и попечительства в силу малочисленности штатов и большого количества выпускников (например, в г. Нальчике, где сосредоточены практически все профессиональные организации) не в состоянии охватить заботой и вниманием всех выпускников, а каждый из них в этот период требует особого индивидуального подхода. Кроме того, с 18 до 23 лет,
т.е. в том возрасте, когда выпускник должен состояться как гражданин, семьянин и приобрести профессию, он вообще законодательно остается без попечения.
Во-вторых, в профессиональных образовательных организациях, куда идут получать профессию большинство выпускников, полностью отсутствует механизм работы с гражданами из числа детей-сирот, они не имеют специалистов для этой работы и не подготовлены или не хотят быть подготовленными к работе с выпускниками из числа детей-сирот.
Мониторинг показывает:
• отчислены и не окончили учебные заведения 266 (51 %) выпускников;
• продолжают обучение 105 (20 %) выпускников;
• успешно окончили и получили дипломы установленного образца 147 (29 %) выпускников [7].
В-третьих, хуже обстоит дело с трудоустройством выпускников интерната. К сожалению, в республике отсутствует механизм квотирования рабочих мест для этой категории граждан. Профессиональные образовательные организации никак не участвуют в трудоустройстве своих выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также с этой категорией детей не работают и центры занятости населения. Из 147 выпускников, получивших дипломы о профессиональной подготовке, более 50 % не могут найти работу по полученной специальности и вынуждены довольствоваться случайными разовыми заработками. Чтобы как-то прокормиться, некоторые выпускники средних профессиональных образовательных организаций из числа детей-сирот, которые могли бы успешно работать по полученной специальности и быть полезными обществу, повторно поступают в другие профессиональные образовательные организации лишь для того, чтобы получать социальные пособия.
В-четвертых, выпускники практически не принимаются на престижные специальности высших профессиональных образовательных организаций (медицинский, юридический, экономический) из-за недостаточного количества баллов по итогам ЕГЭ.
В-пятых, воспитанники сиротской организации - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, - в соответствии с существующим законодательством регистрируются только по месту временного пребывания -в организациях для детей-сирот. По завершении пребывания в сирот-
ской организации воспитанник снова временно регистрируется по месту его дальнейшего обучения - профессиональные образовательные организации. А по их завершении выпускник - бомж, т.е. без всякой регистрации.
Анализ выявленных проблем позволяет сделать вывод о необходимости системных действий, применения эффективных, согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации и построения целостной системы постинтернатного сопровождения. Чтобы воспитанник, выйдя из стен детского дома, мог с достоинством справиться с любыми трудностями, найти разумный выход из любой жизненной ситуации, он должен иметь практический ум, хорошую специальную ориентировку, быть общительным, овладеть нравственной и правовой культурой. Ему важно помочь выработать четко осознанную цель в жизни, не потеряв своей индивидуальности, то есть успешно влиться в общество [3].
Одним из условий успешной социальной интеграции выпускников детских домов в общество является объединение усилий всех общественных структур и социальных институтов для реализации следующих задач:
• создание условий для адаптации детей-сирот в обществе;
• разрушение негативных социальных стереотипов в отношении данной категории детей;
• обеспечение преемственности в деятельности различных структур по вопросам социально-педагогического сопровождения выпускников интернатов;
• анализ имеющихся моделей и технологий постинтернатного сопровождения сирот, разработка и внедрение инновационных форм постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание условий для успешной социализации выпускников детского дома необходимо начинать до выпуска из учреждения, так как на решение вопросов, связанных с успешной интеграцией выпускника, требуется время. За это время выпускнику необходимо сделать выбор будущего образовательного маршрута, так как выбор профессии является главным и самым важным условием для успешной социализации. С помощью диагностики (изучение уровня благополучия выпускника) необходимо определить социальный статус выпускника, план первичной адаптации в новых условиях, потребности в дальнейшем уходе и попечении, отклонения в социальном поведении и причины, их вызывающие. Совместно с выпускником необходимо составить индивиду-
альный план развития, в том числе развития необходимых навыков, также план коррекции его отклонений в социальном поведении. Кроме этого, необходимо оптимизировать взаимодействие выпускников с окружением. Нужно организовать социально-правовое просвещение выпускников, вести пропаганду здорового образа жизни, учить решать межличностные конфликты (как правильно попросить и принять отказ в просьбе, способы эффективного делового взаимодействия, пошаговый анализ конфликтных ситуаций и т. д.) [2].
Служба постинтернатного сопровождения, работая по следующим направлениям, может реализовать вышеперечисленные функции:
1. Взаимодействие с образовательными учреждениями, в которых выпускники получат профессиональное образование. Знакомство с условиями данных образовательных учреждений, педагогическое сопровождение выпускников при поступлении, осуществление взаимосвязи сотрудников детского дома с сотрудниками образовательных учреждений по вопросам адаптации в новом образовательном учреждении, обучения выпускников, решении проблемных вопросов.
2. Взаимодействие с органами опеки и попечительства по решению жилищного вопроса. Своевременное оформление необходимых документов, контроль за очередностью предоставления жилья выпускникам детских домов.
3. Взаимодействие с центрами занятости населения по решению вопросов трудоустройства. Изучение рынка труда, знакомство выпускников с наиболее востребованными профессиями, рабочими местами на предприятиях и в учреждениях, оказание помощи в дальнейшем трудоустройстве.
4. Взаимодействие с судебными и правоохранительными органами; связь с исправительно-трудовыми учреждениями, работа с осужденными; профилактическая работа.
5. Систематическая социальная и психологическая поддержка семей выпускников.
6. Работа психологов и педагогов с детьми выпускников; помощь в решении бытовых и медицинских проблем [3].
Таким образом, выявленные нами проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов требуют особых усилий в их решении, которое видится нам в совершенствовании системы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот, включая их социально-психологическое сопровождение, обеспечение жильем, оказание содействия в получении профессионального образования и дальнейшем трудоустройстве после завершения пребывания в учреж-
дении для детей-сирот, в создании единой системы сопровождения адаптации выпускников детских домов, разработке научного и организационно-методического обеспечения этого процесса, изменение социально-педагогических задач и функций деятельности специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература
1. Бобылева И.А. Региональная система сопровождения выпускников интернатных учреждений // Социальная педагогика. 2010. № 5. C. 5-22.
2. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007. 176 с.
3. Воспитание и развитие детей в детском доме : хрестоматия / ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996. 91 с.
4. Огузова С.А. Доклад «О состоянии соблюдения прав и интересов ребенка в Кабардино-Балкарской Республике в 2013 году». Нальчик, 2013. 73 с.
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ; в ред. от 25.11.13 № 317-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст. 5880.
6. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Сапожникова Т.Н. Взаимодействие субъектов постинтернатного сопровождения детей-сирот : методи. пособие. Калининград, 2010. 108 с.
7. Официальный сайт «Школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 5 с.п. Нартан» министерства образования, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://int-nartan.ru (дата обращения: 20.03.2016).
References
1. Bobyleva I.A. Regional'naya sistema soprovozhdeniya vypusknikov internatnykh uchrezhdeniy // Social'naya pedagogika. 2010. № 5. S. 5-22.
2. Vladimirova N.V., Span'yard Kh. Shag za shagom: individual'noe konsul'tirovanie vypusknikov detskikh domov i shkol-internatov. M., 2007. 176 s.
3. Vospitanie i razvitie detey v detskom dome : khrestomatiya / red.-sost. N.P. Ivanova. M., 1996. 91 s.
4. Oguzova S.A. Doklad «O sostoyanii soblyudeniya prav i interesov rebenka v Ka-bardino-Balkarskoy Respublike v 2013 go-du». Nal'chik, 2013.73 s.
5. O dopolnitel'nykh garantiyakh po so-cial'noy podderzhke detey-sirot i detey, ostav-shikhsya bez popecheniya roditeley : Feder-al'nyy zakon ot 21.12.96 № 159-FZ; v red. ot 25.11.13 № 317-FZ // Sobranie zakonoda-tel'stva RF. 1996. № 52. St. 5880.
6. Rozhkov M.I., Bayborodova L.V., Sa-pozhnikova r.N.Vzaimodeystvie sub'ektov postinternatnogo soprovozhdeniya detey-sirot : metod. posobie. Kaliningrad, 2010. 108 s.
7. Oficial'nyy sayt «Shkola-internat dlya detey sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, № 5 s.p. Nartan» minis-terstva obrazovaniya, nauki i po delam molo-dyozhi Kabardino-Balkarskoy Respubliki. URL: http://int-nartan.ru (data obrashcheniya: 20.03.2016).