Научная статья на тему 'Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик'

Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3170
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / POST BOARDING SCHOOL SUPPORT / DEINSTITUTIONALIZATION OF ORPHAN CHILDREN / SOCIAL ADAPTATION OF BOARDING SCHOOL GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костенко Максим Александрович

Обоснована актальность постинтернатного сопровождения в контексте общего курса деинституционализации государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. На основании изучения 36 программ субъектов РФ по организации социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, отчетных документов проанализированы региональные модели комплексного социального сопровождения выпускников, выявлены основные факторы эффективности реализации постинтернатного сопровождения. Выявлены и описаны современные региональные практики сопровождения воспитанника интернатного учреждения. Выявлены и описаны некоторые институциональные ловушки формирующейся национальной системы постинтернатного сопровождения. Разработаны рекомендации по оптимизации моделей постинтернатного сопровождения на региональном (муниципальном) уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костенко Максим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is substantiated the urgency of post boarding school support in the context of the general course of deinstitutionalization of state protection of orphan children. There are revealed and described the modern regional experiences of alumni support. There are developed the references in optimizing the models of post boarding school support at the regional (municipal) level.

Текст научной работы на тему «Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик»

инновации в общем и профессиональном образовании

М.А. КОСТЕНКО (Барнаул)

постинтЕРнАтнАя адаптация: анализ региональных практик

Обоснована актуальность постинтернатного сопровождения в контексте общего курса деинституционализации государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. На основании 36 программ субъектов РФ по организации социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, отчетных документов проанализированы региональные модели комплексного социального сопровождения выпускников, выявлены основные факторы эффективности постинтернатного сопровождения, описаны современные региональные практики, некоторые институциональные ловушки формирующейся национальной системы данного сопровождения. Разработаны рекомендации по оптимизации моделей постинтернат-ного сопровождения на региональном (муниципальном) уровне.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, деинституционализация детей-сирот, социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.

В настоящее время постинтернатная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется одной из наиболее острых проблем системы институционального воспитания. традиционные подходы к организации жизни, воспитанию и обучению детей-сирот в существующих образовательно-воспитательных учреждениях не удовлетворяют изменившееся российское общество. Анализ проблем выпускников детских домов показывает, что часто они являются следствием тех институциональных ловушек, которые до сих пор имеют место в деятельности интернатных учреждений [1; 8].

Выпускники чаще всего находятся в состоянии психологического стресса. Желанная свобода для многих из них становится бреме-

нем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеосуществления. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания и близких людей, заинтересованных в их судьбе. Поэтому среди выпускников интернатных учреждений нередко можно встретить тех, кто оказывается в состоянии «социальной дезадаптации» [5; 10; 11].

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. Президент России д.А. Медведев подчеркнул, что необходимы программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов [6]. такие программы должны были быть разработаны в регионах к 1 июня 2011 г. Вместе с тем проведенный анализ ситуации показал, что, несмотря на регистрируемую позитивную динамику развития программ пост-интернатного сопровождения в субъектах РФ, внедрения соответствующих технологий и методик, абсолютной распространенности на территории страны такие программы не получили [7].

Несмотря на то, что процесс деинституционализации затянулся, российская национальная система сопровождения выпускников в постинтернатный период переживает этап становления. В большинстве регионов приняты соответствующие документы, разрабатываются региональные модели сопровождения, появляются центры постинтернатной адаптации, постинтернатные блоки (квартиры) при детских домах и социальные гостиницы для временного проживания, организуются клубы выпускников и пр. [2]. На региональном, муниципальном уровнях создаются специализированные координационные органы по решению вопросов постинтернатного сопровождения (комитеты, советы и пр.). Утверждаются и реализуются региональные программы по постинтернатному сопровождению выпускни-

© костенко М.А., 2014

ков детских домов, детей из замещающих семей, лиц из их числа на срочный и среднесрочный периоды.

Задача деинституционализации детей-си-рот ведет к принятию мер как по оптимизации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (перепрофилирование, ликвидация учреждений), так и по совершенствованию процесса воспитания и обучения детей в детских домах и интернатах с изменением задач и содержания работы сотрудников.

Анализ реализации программ субъектов РФ [3; 4] показывает, что региональные системы комплексного социального сопровождения выпускников интернатных учреждений включают следующие необходимые элементы: нормативную правовую базу, регулирующую правоотношения в сфере постинтер-натного сопровождения; наличие координирующего органа управления системой сопровождения выпускников; организацию межведомственного взаимодействия субъектов комплексного сопровождения; организационнотехнологические модели сопровождения выпускников; оптимизацию деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; научно-методическое, информационноаналитическое, кадровое обеспечение; оценку эффективности реализации как программы в целом, так и отдельных мероприятий.

Новой тенденцией в деятельности интернатных учреждений стало создание служб сопровождения выпускников как структурных подразделений, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка во время проживания его в интернатах и после выпуска в самостоятельную жизнь. Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение полноценной адаптации, компенсации и развития воспитанников, диагностику особенностей психического развития, обусловленную особыми условиями воспитания [8].

Современные региональные практики сопровождения воспитанника интернатного учреждения представляют собой многовариантные способы поддержки на этапе его подготовки к переходу к самостоятельной жизни. Изучение регионального опыта позволяет выделить доминирующие практики постин-тернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома). В настоящее время данная модель является наиболее распространенной и реализуется в различных формах. Так, в детских домах осуществляется медикопедагогическая диагностика воспитанников с целью выявления проблем в физическом и интеллектуальном развитии, уровня их готовности к самостоятельной жизни, а также разрабатываются маршруты постинтернат-ной адаптации в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии детского дома, которая дает рекомендации к выпуску на основании всесторонней оценки уровня готовности подростка к конструктивной самореализации в социуме.

Кроме того, в детском доме может быть организовано структурное подразделение (пост-интернатная группа, центр социальной адаптации) для выпускников, на базе которого выпускникам может предоставляться временное проживание в детском доме до момента создания благоприятных условий проживания в ином месте, а также оказываться необходимая психологическая, методическая и социальнопедагогическая и правовая помощь [1; 2; 5; 8].

2. Организация постинтернатной адаптации на базе муниципальных (региональных) учреждений центров социальной помощи семье и детям и других учреждений в области социальной защиты населения. Выпускникам предоставляется соответствующая консультационно-методическая помощь или сопровождение. Также на базе учреждений могут образовываться структурные подразделения, предоставляющие возможность временного проживания. В качестве демонстрации примера создания конкретной модели на конкретной территории - опыт Клуба выпускниц детских домов «Мать и дитя», созданного в г. Петрозаводске в 2006 г. при социальном центре «Попечение» (Храм св.вмч Екатерины) при поддержке настоятеля протоиерея Андрея Верещагина. Участницами клуба стали выпускницы детских домов города, многие из которых уже имели на руках детей [3; 4].

3. социальные гостиницы. В рамках данной модели в регионе создаются специализированные учреждения, основным направлением деятельности которых является непосредственно организация социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам интернатных учреждений в целях обеспечения их успешной социальной адаптации, включая предоставление возможности проживания в помещениях учреждений. Создаются также кризисные центры: например, центры

«Маленькая мама» в г. Москве, оказывающие социальную поддержку и предоставляющие временное жилье для беременных подростков и молодых матерей, покинувших учреждения по опеке [2; З; 4; 8].

4. Программы индивидуальной постин-тернатной адаптации. Осуществление индивидуальной постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников интернатных учреждений в рамках организации деятельности различных субъектов общественных отношений (исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, детских домов, центров социальной помощи семье и детям и др.).

Наиболее распространенной формой является организация совместной деятельности органов власти и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленной на привлечение организаций-работодателей к трудоустройству выпускников интернатных учреждений и предоставлению им жилых помещений на определенный период. Кроме того, сопровождение и оказание помощи выпускникам может осуществляться в рамках различных программ и проектов, организуемых и финансируемых некоммерческими организациями.

В г. Горнозаводске Пермского края на муниципальном уровне разработан и принят «Маршрут постинтернатной адаптации выпускника», что позволяет создать межведомственную основу помощи каждому выпускнику УИТ индивидуально, т.к. все мероприятия маршрута ориентированы на его адаптацию, носят адресный характер [З; 4].

5. Постинтернатное сопровождение с использованием института замещающей семьи. Например, в Белгородской области внедрен институт крестных родителей и опекунов, которые помогают пережить и исправить ошибки кровных родителей, делятся с подопечными своими переживаниями, жизненным опытом.

К инновационным моделям постинтернат-ной адаптации относятся семейные центры (например, «Семейный центр» во Владимирской области). Другая модель постинтернат-ной адаптации в условиях семейного воспитания - полный патронат для старших воспитанников и выпускников детского дома [З; 5].

6. сопровождение и оказание помощи выпускникам в рамках проектов некоммерческих организаций. Позитивный опыт пост-интернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-

лей, который может быть использован в качестве одной из моделей построения системы сопровождения в других регионах, существует в Тамбовской области. Для оказания поддержки и помощи выпускникам к сотрудничеству могут и должны привлекаться различные структуры: здравоохранение, коммунальные службы, правоохранительные органы, образовательные учреждения, социальные службы, органы исполнительной власти, культурные и спортивные учреждения. Основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники после выхода из институционального учреждения, - это трудоустройство, сбор документов для приобретения субсидий на жилье, а также проблемы личностного плана (взаимоотношения со сверстниками, с соседями, противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и др.) [З; 4; 8].

Таким образом, важной отличительной особенностью настоящего этапа развития системы постинтернатного сопровождения де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является большой объем современных эффективных практик, накопленных в разных регионах страны. В связи с этим стоит задача детального исследования лучших практик, выявления инструментов их реализации и фактов, способствующих повышению успешности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, для обобщения практического опыта и его диссеминации во всех регионах страны.

Анализ положения дел в регионах показывает, что при схожих характеристиках (социально-экономических, социальнодемографических и проч.) в двух соседних регионах может быть кардинально различная ситуация в решении проблем постинтернатного сопровождения, что, как правило, связано с наличием существенных различий в концептуальных, идеологических подходах к формированию и реализации политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представляется, что для эффективного преодоления сложившейся ситуации фундаментом такой концепции (программы) должно стать развитие навыков социальной адаптации воспитанников учреждений, а также отдельным направлением - организация целенаправленной работы с узкой группой детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся бывшими воспитанниками учреждений и попавших в трудную жизненную ситуацию, ситуацию социальной исключенности.

Основываясь на результатах анализа региональных программ и проектов, можно говорить о том, что действия, направленные на разработку и реализацию программ постин-тернатного сопровождения, недостаточно эффективны в силу таких часто встречающихся недостатков, как:

• недостаточный акцент на партнерстве государства, в том числе местных властей, и бизнеса, волонтеров и местных сообществ и организаций, предоставляющих социальные услуги выпускникам (социальнореабилитационных центров и др.);

• фокусирование усилий на процессе, нежели на измеримых результатах деятельности;

• преимущественная реализация краткосрочных проектов в ущерб долгосрочным устойчивым инвестициям;

• принятие решений «сверху-вниз» (например, принятие закона финансово непод-крепленным) вместо поднятия инициативы «снизу-вверх» от тех, кто реализует социальную помощь на местах;

• слабый и недостаточный сбор статистических данных и не очень активное распространение положительных практик.

Обобщая сформулированные рекомендации, можно выделить основные направления региональных программ, поддержка которых должна стать приоритетом.

К настоящему времени накопилось немало действующих практик адаптации выпускников школ-интернатов и других учреждений. К ним относятся клубы выпускников, социальные гостиницы и общежития. Примеры таких практик есть и в городской, и в сельской местности. Требуется расширить охват регионов этими и другими формами сопровождения выпускников, с тем чтобы они стали доступными для всех нуждающихся детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поддержку должны получать программы, направленные на создание комплекса мер по сопровождению выпускников детских домов. Во-первых, это программы по подготовке учеников школ-интернатов последнего года обучения по специальным курсам бытового самообслуживания и ориентации в жизни общества. Во-вторых, это могут быть институты кураторов-наставников, закрепляемых на первое время в период постинтернатной адаптации за каждым выпускником. Необходима работа, ориентированная на результат, а именно: вывод выпускника на самостоятельное обеспечение себя. Помимо психологического консультирования важным является предоставле-

ние временного перспективного трудоустройства, создающего мотивации к развитию.

здесь также есть место другим программам мотивирующего характера, как, например, в Самарской области, - распространение по детским домам и школам-интернатам «стендов успешности», отражающих истории жизненного успеха реальных выпускников детских домов. для получения таких историй требуется проводить мониторинговые обследования выпускников интернатных учреждений. Они могут носить качественный (углубленные интервью) или количественный (массовые опросы) характер и призваны разрушить мифы о тотальной неуспешности детей, воспитывающихся вне семьи. Возможно также создание базы данных по учету выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Необходимы качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, прежде всего, в направлении обучения технологиям эффективной работы с выпускниками интернатных учреждений по формированию навыков в создании комфортной социально-психологической и экономической среды для выпускников интернатных учреждений (докризисный социальный патронаж).

Нуждается в дополнительных мерах поддержки модель создания условий проживания, воспитания и образования для выпускников, в т.ч. в замещающих семьях.

Следует продолжать деятельность по оптимизации и активизации межведомственного взаимодействия и тесного взаимодействия специалистов с общественностью в рамках актуальной необходимости поддержки проектов в режиме межсекторного взаимодействия. Следует стимулировать софинанси-рование региональными органами исследовательских проектов по выявлению коммуникативных барьеров между ведомствами и выработке мер по их преодолению. Опыт ряда регионов демонстрирует возможности реализации конкретных проектов в режиме межсекторного взаимодействия на региональном и муниципальном уровнях.

Работа с институциональными учреждениями призвана развить механизмы, способствующие снятию или смягчению ряда проблем постинтернатного сопровождения. В этой связи требуется обеспечить содействие в перепрофилировании и переориентации закрывающихся интернатных учреждений на деятельность по постинтернатному сопровождению.

литература

1. Анализ достижений в области деинституционализации защиты детей и развития семейных форм их жизнеустройства. М. : Ин-т экономики города, 2008.

2. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика неблагополучия / под ред. М.В. Гордеевой. М.., 2013.

3. Гордеева М.В., Костенко М.А. Лучшие практики «детствосбережения». М., 2013.

4. Костенко М.А. Опыт работы служб субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения и осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми, пострадавшими от жестокого обращения. М., 2011.

5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. М., 2006.

6. Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию. URL : http://www.kremlin.ru/transcripts.

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 марта 1011 г. № 06-369 «О направлении рекомендаций». URL: Й1р://минобрнауки.рф.

8. Региональная модель профилактики социального сиротства. Опыт Томской области / под ред. М.О. Егоровой. М., 2010.

9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». URL : http://base.garant.ru/70183566.

10. Howe D., 1998, Patterns of Adoption: Nature, nurture, and psycho-social development. Blackwell.

11. MacLean K., 2003, The impact of institutionalization on child development. Dev Psycho-pathol;15:853-84.

* * *

1. Analiz dostizheniy v oblasti deinstitutsionalizatsii zaschityi detey i razvitiya semeynyih form ih zhizneustroystva. M. : In-t ekonomiki goroda, 2008.

2. Deti v trudnoy zhiznennoy situatsii: profilaktika neblagopoluchiya / pod red. M. V. Gordeevoy. M., 2013.

3. Gordeeva M.V., Kostenko M.A. Luchshie praktiki «detstvosberezheniya». M., 2013.

4. Kostenko M.A. Opyit rabotyi sluzhb sub’ektov Rossiyskoy Federatsii po okazaniyu pomoschi detyam i podrostkam v sluchayah zhestokogo obrascheniya i osuschestvleniyu reabilitatsionnyih meropriyatiy s detmi, postradavshimi ot zhestokogo obrascheniya. M., 2011.

5. Oslon V.N. Zhizneustroystvo detey-sirot. M., 2006.

6. Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii

D.A. Medvedeva Federalnomu sobraniyu. URL : http:// www.kremlin.ru/transcripts.

7. Pismo Ministerstva obrazovaniya i nauki

RF ot 1 marta 1011 g. № 06-369 “O napravlenii rekomendatsiy”». URL: http://minobrnauki.rf.

8. Regionalnaya model profilaktiki sotsialnogo

sirotstva. Opyit Tomskoy oblasti / pod red. M.O. Ego-rovoy. M., 2010.

9. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 1 iyunya 2012 goda № 761 «O Natsionalnoy strategii deystviy v interesah detey na 2012-2017 godyi». uRl : http://base.garant.ru/70183566.

10. Howe D., 1998, Patterns of Adoption: Nature, nurture, and psycho-social development. Blackwell.

11. MacLean K., 2003, The impact of institutionalization on child development. Dev Psychopathol;15:853-84.

Adaptation after boarding school: analysis of regional experiences

There is substantiated the urgency of post boarding school support in the context of the general course of deinstitutionalization of state protection of orphan children. There are revealed and described the modern regional experiences of alumni support. There are developed the references in optimizing the models of post boarding school support at the regional (municipal) level.

Key words: post boarding school support, deinstitutionalization of orphan children, social adaptation of boarding school graduates.

(Статья поступила в редакцию 12.03.2014)

а.ю. алексин, е.а. помельникова,

Л.В. сухОВА (самара)

развитие субъектности в процессе обучения иностранному языку в условиях языковой парасреды

Рассматриваются понятия субъектности, субъекта учебной деятельности, овладевающего иностранным языком в специально организованных условиях языковой парасреды. Представлено влияние языковой парасреды на развитие субъекта учебной деятельности.

Ключевые слова: субъектность, субъект учебной деятельности, рефлексия, овладение иностранным языком, языковая парасреда.

Одной из главных задач, которые современное общество ставит перед образованием, является подготовка высококлассных специалистов, владеющих своей профессией, осозна-

© Алексин А.Ю., Помельникова Е.А., Сухова Л.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.