Научная статья на тему 'Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Чувашской Республики: проблемы и варианты решения'

Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Чувашской Республики: проблемы и варианты решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
624
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫПУСКНИКИ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванов Владимир Николаевич, Савин Сергей Михайлович

В статье рассматриваются вопросы организации и функционирования республиканской модели самостоятельного временного проживания выпускников интернатных учреждений Чувашии в условиях детского образовательного учреждения. Описанный эксперимент представляет интерес для специалистов, занимающихся жизнеустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников интернатных учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иванов Владимир Николаевич, Савин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Чувашской Республики: проблемы и варианты решения»

УДК 37.018.324(470.344):316.6

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

SOCIAL ADAPTATION OF BOARDING SCHOOL LEAVERS IN THE CHUVASH REPUBLIC: PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

В. Н. Иванов, С. М. Савин V. N. Ivanov, S. M. Savin

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации и функционирования республиканской модели самостоятельного временного проживания выпускников интернатных учреждений Чувашии в условиях детского образовательного учреждения. Описанный эксперимент представляет интерес для специалистов, занимающихся жизнеустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников интернатных учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Abstract. The article deals with the issues of organization and functioning of the republican model of self-reliant temporary residence of boarding school leavers of the Chuvash Republic in child care education institutions conditions. The experiment described in the article can be of great interest to experts in life arrangements of orphans and children without parents’ care as well as the boarding school leavers in a difficult life situation.

Ключевые слова: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, социальная адаптация, выпускники интернатных учреждений, трудная жизненная ситуация, постинтер-натное сопровождение.

Keywords: orphans, children without parents’ care, social adaptation, boarding school leavers, difficult life situation, after boarding school leaving guidance.

Актуальность исследуемой проблемы. Трансформация политико-экономического устройства России в конце XX в. привела к глобальным изменениям в социальной, экономической, культурной, религиозной сферах жизни всей страны. В этот период значительно ухудшилось положение всех социально незащищенных слоев общества, в первую оче -редь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Количество беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних сирот всех катего -рий, как показывает официальная статистика, имеет тенденцию к увеличению.

Реализация в Чувашской Республике прав и социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, вызвала необходимость координации деятельности межведомственных структур, ответственных за исполнение решений федеральных и региональных органов государственной власти. В настоящее время создана

необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая ответственность должностных лиц, апробированы и подготовлены механизмы взаимодействия специалистов в рамках исполнения объемов финансирования, направляемых на поддержку вышеназванной категории граждан, разрабатываются образовательные и организационные технологии, составляется необходимый методический инструментарий для внедрения в практику содержательной деятельности учреждений Минздравсоцразвития и Минобразования Чувашии.

Педагогическая целесообразность постинтернатной социальной адаптации молодых людей обуславливается целым рядом причин, связанных с организационно-педагогическими условиями их проживания, воспитания и обучения в учреждениях для детей-си-рот. Невозможность обеспечения в государственных сиротских учреждениях полноценных психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для успешной социализации личности, приводит к негативным последствиям в последующей самостоятельной жизни выпускников интернатных учреждений. Прежде всего, материнская депривация влечет за собой отклонения в психофизическом развитии ребенка, способствует фор -мированию личности, не имеющей, в конечном счете, мотивацию на самостоятельное жизненное самоопределение со всеми вытекающими последствиями. Полузакрытый характер учреждений, нерегламентированное коллективное воспитание и содержание, избыточное педагогическое воздействие, вынужденный круг общения в ограниченной психологической среде взрослых и сверстников, недостаточность (порой даже отсутствие) личного опыта жизни в семье ведут к необратимым последствиям, которые серьезно затрудняют дальнейшую адаптацию к реалиям современной жизни.

Принимая во внимание сложность ситуации, в которых оказываются выпускники, в рамках республиканского эксперимента принято решение о создании службы постинтернатной адаптации (далее Служба). В этой связи целью эксперимента стало создание модели самостоятельного временного проживания в детском доме и проверка эффективности педагогических технологий по работе с выпускниками интернатных учреждений.

Реализация поставленной цели эксперимента потребовала решения следующих задач: 1) выявить и обосновать организационные и педагогические условия социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, способствующих эффективному пси-холого-педагогическому сопровождению в трудных жизненных ситуациях; 2) апробировать эффективность диагностических методик по определению уровня социальной адаптации в условиях временного проживания в Службе; 3) апробировать модель временного самостоятельного проживания выпускников интернатных учреждений; 4) разработать и реализовать образовательные модули по организации дополнительного образования выпускников интернатных учреждений, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Материал и методика исследований. Экспериментальная работа проводилась в 2009-2011 гг. с выпускниками интернатных учреждений, проживающими в Службе постинтернатной адаптации Чебоксарского детского дома Минобразования Чувашии. Были организованы психолого-педагогические мероприятия по преодолению трудных жизненных ситуаций выпускников, и решалась проблема проживания на период от 3-х месяцев до одного года. Нами был использован ряд научных методов исследования: анализ федеральной и региональной нормативно-правовой базы, теоретический анализ литературы, обобщение социально-педагогического опыта регионов, методы математической статистики, анализ личной документации и продуктов творческой деятельности, наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, рефлексия.

Результаты исследований и их обсуждение. Согласно положению о Службе, целью деятельности специалистов является оказание комплексной педагогической, психологической, социальной помощи выпускникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Служба стала структурой, обеспечивающей:

■ защиту прав и интересов граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (несовершеннолетних выпускников интернатных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершеннолетних граждан из числа детей-си-рот и лиц из их числа, которым не была оказана своевременная помощь органами социальной защиты по их жизнеустройству);

■ психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации выпускников интернатных учреждений;

■ реализацию дополнительных образовательных программ по социальной адаптации выпускника;

■ координацию деятельности межведомственных структур в работе с выпускниками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Основная содержательная деятельность Службы направлена на удовлетворение основных потребностей выпускника, которые объединены в три смыслообразующих бло -ка.

Основу составляют так называемые природосообразные потребности. В данной модели представлены: во-первых, труд как социально значимое явление, необходимое для поддержания и сохранения физического тела, и, во-вторых, здоровье выпускника как показатель сохранности и условие жизнеспособности биологического индивида. Вместе с тем отношение к труду является одновременно необходимым условием жизнеобеспече -ния выпускника и показателем его социальной зрелости.

Из материальных потребностей приоритетной в модели признана обеспеченность выпускника жильем. В зависимости от остроты проблемы (отсутствие пригодного для проживания жилья, несформированность или полное отсутствие необходимых документов на право собственности и др.) будут выбраны необходимые стратегии.

Социальные потребности выпускника ориентированы на благополучное сосуществование с представителями социума. Для этого выпускнику необходимо определить собственный уровень притязаний в вопросах проживания с членами семьи. Он должен овладеть коммуникативными компетентностями, освоить порядок и особенности полоролевой взаимозависимости в семейных отношениях, включая ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Основное содержание работы в рамках формирования социальных потребностей представлено двумя блоками: личность и семья.

Таким образом, деятельность специалистов Службы направлена на психолого-педа-гогическую коррекцию социальной ситуации развития ребенка. Мы обнаружили, что решение поставленных перед специалистами задач возможно в рамках той модели временного самостоятельного проживания, которая обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений.

Успешность психолого-педагогического процесса постинтернатного сопровождения выпускников зависит от полноты понимания проблемы и возможности реализации основных направлений деятельности:

а) организация индивидуальных консультаций, тренинговых занятий для выпускников интернатных учреждений, испытывающих социально-психологические затруднения;

б) содействие выпускникам интернатных учреждений в решении проблем, связанных с жилищно-бытовыми условиями проживания, трудоустройством.

За 1,5 года работы в Службу за помощью обратились 119 выпускников интернатных учреждений и детских домов Чувашии, из них: студенты и учащиеся - 108, работающие -4, безработные - 7. Основная часть выпускников проживает в Чебоксарах - 107, в других населенных пунктах - 12. За это время прошли диагностирование 83 чел., по программе «Вектор жизни» прошли обучение 59 чел., проживали в помещении службы постинтернат-ной адаптации 45 чел. Вместе с тем специалисты оказывали помощь выпускникам в решении таких социально важных вопросов, как сбор документов - 79 чел., прохождение медицинского осмотра - 18 чел., оформление инвалидности - 8 чел., профессиональное самоопределение и выбор будущей специальности - 29 чел., курсы компьютерной грамотности -5 чел., получение временной регистрации - 9 чел., постановка на учет в Центр занятости -9 чел., устройство на работу - 14 чел., устройство на работу в период летних каникул -9 чел., решение жилищных вопросов - 33 чел., приватизация закрепленного жилья - 3 чел., восстановление документов - 15 чел., восстановление в ссуз - 1 чел., поиск безвестно отсутствующих родственников - 5 чел.

Одним из основных результатов Концепции экспериментальной площадки Чебоксарского детского дома является готовность к самостоятельной жизни. С. И. Ожегов определяет понятие «готовность» как согласие, желание сделать что-либо; состояние, при котором все готово для чего-нибудь [1, 145]. Мы понимаем под готовностью настрой личности на определенное поведение, собственную установку на активные действия в ответственные периоды жизни, которая обусловлена личностными мотивами и ее психическими особенностями.

Мы обнаружили, что готовность выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни предполагает наличие определенного запаса знаний, умений, навыков, которые объединены в группы по соответствующим направлениям:

1.Функциональная готовность - физиологическая готовность организма: нормальное состояние психических функций, стабильность в функционировании всех систем и органов человеческого организма.

2.Психологическая готовность - совокупность сформированных позитивных психологических качеств личности, обеспечивающих переход к самостоятельному образу жизни: эмоционально-волевая сфера выпускников, их личностные качества, внутренние мотивы к жизненно важным видам деятельности (учебной, профессиональной, общественной, в том числе и семейной) и соответственно удовлетворенность собственным участием в этой деятельности.

3.Социальная готовность - готовность принять новые социальные роли, социальные нормы, соблюдать правила поведения в обществе, адекватно реагировать в межлич -ностных коммуникациях. В научной литературе социальная готовность рассматривается как способность личности самостоятельно решать проблемы собственного жизнеустройства; она включает в себя медико-гигиенические, социально-бытовые, социально-экономические, социально-культурные и социально-правовые компоненты.

4.Профессиональная готовность - овладение определенной специальностью, желание участвовать в профессиональной деятельности, способность выполнять свои профессиональные функции.

В рамках исследования мы определили основные показатели готовности учащихся к выпуску из детского общеобразовательного учреждения, которые могут быть охарактеризованы как подготовленность (адаптированность) личности к принятию новой жизненной ситуации:

- благоприятный прогноз здоровья выпускника (отсутствие динамики прогрессирования хронических заболеваний относительно состояния физического и психического здоровья и пр.);

- благоприятный прогноз жизнеустройства (имеет собственное жилье, поставлен в очередь на получение социального жилья, имеет связь с кровными родственниками);

- функциональный уровень социальной компетентности выпускника (знание основ законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики, нормативная культура поведения, приличный внешний вид, отсутствие ненормативной лексики в общении, участие в досуговых мероприятиях, социальных акциях и т. д.);

- вариативность видов социальной адаптации (наличие нескольких вариантов обучения или трудоустройства);

- возможность педагогического сопровождения (наличие наставника, тьютора, куратора группы и пр.).

Каждый выпускник оценивается по совокупности этих критериев, по ним определяется уровень его подготовленности к решению собственных проблем жизнеустройства. Это является основанием для выпуска из учреждения. Вместе с тем выпускник имеет возможность обратиться в Службу за помощью и поддержкой в любое время, если возникнут какие-либо жизненные трудности.

Резюме. В настоящее время на базе Чебоксарского детского дома сложилась модель самостоятельного временного проживания выпускников интернатных учреждений, миссией которого является оказание комплексной психолого-педагогической и медикосоциальной помощи выпускникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В то же время решение проблем постинтернатной социальной адаптации будет успешнее, если продолжится работа органов законодательной власти по совершенствованию нормативно-правовой базы и будут широко внедрены в педагогическую практику разработанные эффективные социально-педагогические технологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. -М. : Рус. яз., 1990. - 921 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.