УДК 159.923
ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
А.Р. Ишматова, Т.В. Бондарчук
Цель - определение теоретико-методологических и нормативно-правовых основ в становлении системы социальной адаптации и жизнеустройства воспитанников после выпуска из детского дома на основе инновационных форм сопровождения. Национальная доктрина Российского образования до 2025 года. Федеральные законы № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве», № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Программы «Дети-сироты», «Дети Южного Урала». Обновлено качественное содержание образовательно-воспитательной деятельности интернатных учреждений, внедрение педагогической системы по развитию технологии постинтернатного сопровождения выпускников; проектирование и моделирование выпускниками своего будущего, формирование их жизнестойкости как одной из составляющих социальной адаптации и интеграции в общество. Разработка и апробация механизмов поддержки детей-сирот, выпускников интернатных учреждений, программ по социальной адаптации выпускников и разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Ключевые слова: постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, модель постинтернатной адаптации, социальная технология, технологии социальной работы.
Социальные нововведения не редко оказывают большее влияние, чем внедрение технических новшеств. Одним из основных видов социальных инноваций, оказывающих серьезное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию, являются социальные технологии.
Организаторы политических и экономических преобразований оказывались не всегда способны адекватно реагировать на негативные последствия проводимых экономических преобразований. Во многом это объясняется недооценкой социальных технологий. Между тем именно в управленческой деятельности на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб. Если в сфере материального производства понятие технологии утвердилось прочно, а ее многовековые традиции не вызывали сомнений со стороны теоретиков и практиков, то технологизация социальной сферы, понятие «социальная технология» утвердилось не сразу. Еще в середине 70-х годов подвергалась сомнению
сама возможность технологизации социальной сферы.
Наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов» [1], как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности» [2], как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей» [5].
Среди ученых, занимающихся проблемами социальных технологий, наблюдается стремление расширить предметную область, включая в нее и вопросы социального проектирования, прогнозирования и управления. Таковым является и постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений.
Технологию социальной работы можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в широком плане - как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Такой подход к технологическим
проблемам характерен, прежде всего, для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Этот подход к проблемам технологии социальной работы присущ, прежде всего, непосредственным организаторам социальной работы с клиентами социальных учреждений, с различными категориями населения по месту жительства или работы.
Выработка технологии решения социальных проблем - процесс сложный, требующий как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций. Выделяют этапы разработки технологии социальной работы: теоретический, методический и процедурный. Их совокупность представляет собой систему.
При таком подходе технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.
Постинтернатное сопровождение выпускников рассматривается как процесс приспособления детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, к условиям социальной среды вне учреждения, когда выпускник без длительных внутренних и внешних конфликтов входит в самостоятельную жизнь и осуществляет полезную деятельность, переживает процессы самоутверждения и творческого самовыражения.
Задачами постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:
- содействие в получении образования, трудоустройстве, приобретении навыков адаптации в обществе, организации досуга, в защите личных и имущественных прав;
- обеспечение преемственности реабилитационной работы в постинтернатный период;
- повышение социального статуса выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2007 году в рамках инновационной программы «Дети-сироты» были разработаны: концепция специализированной психологической службы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; модель психологиче-
ской диагностики и коррекции воспитанников; концепция психолого-педагогического сопровождения процесса социализации воспитанников; концепция и технология создания реабилитационного пространства в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения; концепция психологического сопровождения предпрофильного обучения детей-сирот, формирования профессионального самоопределения; методические рекомендации по предупреждению самовольных уходов воспитанников из учреждений для де-тей-сирот.
Решением Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 11 ноября 2008 г. (пр. № 3.6-12/25) по итогам парламентских слушаний на тему «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приняты рекомендации по совершенствованию законодательной базы и внесении изменений в Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Федеральные законы № 48-ФЗ от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве», № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данная проблема нашла свое отражение в послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11. 2010 г. и направленных на его реализацию поручениях Президента Российской Федерации, в которых поставлена задача разработки и реализации программ социальной адаптации и сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот. В письме Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ № 06-369 от 1.03.2011 г. даны рекомендации, требующие разработки и реализации программы социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Национальная доктрина российского образования до 2025 года предполагает организацию социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и адаптации обучающихся, и в том числе воспитанников интернатных учреждений, делая особый упор на постинтернатное сопровождение выпускников как технологии социальной работы с детьми.
Несмотря на принимаемые меры по под-
готовке воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности, на практике специалисты образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений профессионального образования, органов опеки и попечительства сталкиваются с целым рядом проблем:
1) до настоящего времени отсутствуют общепринятый механизм реализации законов по обеспечению сопровождения выпускников детских домов, примерные федеральные требования к уровню готовности выпускника к самостоятельной жизни, показатели мониторинга;
2) недостаточно ресурсов (финансовых, кадровых, методических и пр.) для осуществления деятельности;
3) отсутствует система подготовки специалистов для работы с выпускниками, которые в большинстве своем оказываются неготовыми к той самостоятельности и свободе, когда попадают после детского дома в общежитие, происходит «головокружение от самостоятельности», самооценка отсутствует, и начинаются проблемы с учебой и законопос-лушанием;
4) несогласованы действия разных структур, отсутствие преемственности в работе представителей;
5) в последнее время достаточно часто контингент воспитанников детского дома пополняется подопечными старшего подросткового возраста, которые имеют стойкое асоциальное поведение, не успевают освоить предлагаемую программу подготовки, что отрицательно сказывается на процессе адаптации. Как правило, эти подопечные устраиваются на обучение в учебных группах для подростков с отклонениями в поведении и обучении в учреждениях начального профессионального образования без основного образования;
6) недостаточное финансирование на текущее содержание образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организация встреч, заседаний клубов выпускников, выпуск информационных материалов, посещений выпускников по месту учебы и т. п.).
Проблема социальной адаптации и успешной интеграции выпускников интернатных государственных учреждений существовала с самого начала их создания. Острота вопроса во многом зависела от уровня заботы в самих интернатных учреждениях, возраста
воспитанников при выпуске и наличия механизмов интеграции в обществе. В нашей стране самый сложный период в социальной адаптации выпускников государственных учреждений для детей-сирот пришелся на конец 90-х годов XX века. Старый механизм интеграции рухнул вместе с социалистическим строем, а новый был еще не создан. В СССР интеграция детей-сирот и лиц из их числа была основана на плановой экономике и четких установках коммунистической системы: сирот принимали по разнарядкам во все учебные заведения, откуда их нельзя было отчислить; после в обязательном порядке трудоустраивали, и трудовой коллектив был в ответе за своих новых членов; в дальнейшем предоставлялось первоочередное жилье, и к годам 30-35 завершалась их успешная социальная интеграция в общество. Рыночная экономика и последующая за ней свобода учебных заведений в выборе программ, наборе и подготовке учебного контингента позволила многим учебным учреждениям избавиться от тяжелого балласта в виде трудных подростков из числа детей-сирот. Для выпускников интернатных учреждений оставались лишь те учебные заведения, где было государственное жилье. Как правило, это были отдаленные от районных центров профессиональные училища с ветхим оборудованием, в которых обучали устаревшим специальностям. Такая ситуация привела к большой концентрации детей-сирот в одном учебном заведении. Педагогический коллектив оказался неготовым к работе с этим особенным контингентом, а учащиеся из числа детей-сирот приносили и укрепляли те негативные модели поведения, которые они наработали за годы воспитания в детских домах и школах-интернатах. В итоге, к началу ХХ1 века ситуация в стране была удручающей. Приведем несколько цитат и статистических данных того периода. «Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в «группе риска» (являлся бомжем, находился под следствием либо уже отбывал наказание и т. д.)» [4]. За десять лет нового века ситуация в стране изменилась к лучшему - повсеместно стали появляться новые модели работы с вы-
пускниками интернатных учреждений. Проблема социальной адаптации стала широко обсуждаться в прессе и на научно-практических конференциях федерального и регионального уровня. Некоторые регионы закрепили инновационные модели на законодательной основе (Московская, Владимирская и Мурманская области, Пермский край). Больше внимания стало уделяться ресурсу патро-натного воспитания в целях постинтернатной адаптации выпускников. В результате в ряде субъектов РФ уже приняты законы о постин-тернатном патронате. Таким образом, настоящий момент становления системы по-стинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание центров постинтернатной адаптации в государственных учреждениях для детей сирот на практике всего лишь продлевает срок пребывания воспитанника в детском доме до достижения им 18 лет.
Можно констатировать, что цели социальной адаптации выпускников не достигаются в данной форме воспитания, так как не происходит значимых перемен в развитии социальной ситуации воспитанника. Перемены эти необходимы для актуализации его адаптивных механизмов и помощи в приобретении нового опыта, тогда как, оставаясь в стенах детского дома, подросток-сирота просто продлевает свое интернатное детство еще на 2-3 года.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников сопряжено с большим числом проблем. На сегодняшний день недостаточно разработаны организационные и правовые основы функционирования такой системы, технологии работы специалистов с выпускниками, отсутствует система подготовки самих специалистов. Необходимы специальные технологии работы с такими целевыми группами выпускников, как молодые мамы из числа детей-сирот, выпускники, вернувшиеся из закрытых учреждений или из мест заключения, выпускники с ограниченными возможностями здоровья [3]. Важной задачей является разработка стандартов качества услуг, предоставляемых разным целевым группам выпускников.
В Челябинской области существует 55 интернатных учреждений и приютов. Работа по
постинтернатному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Челябинской области, берет свое начало с ноября 2012 года. Необходимо отметить, что в области наблюдается разная степень развития методологии и организации данной формы при единстве самого «набора» форм.
Так, например, в Коркинском детском доме № 2 ведется работа по постинтернатно-му сопровождению детей, которая включает следующее:
1. Диагностическая работа. Изучение уровня благополучия выпускника (физическое состояние, наличие заболеваний, условия и сферы жизни, отношения с окружающими, способы избавления от нервного напряжения и т. д.). Диагностика (тесты коммуникативных способностей, личностных особенностей, стрессоустойчивости, потребностно-мотива-ционной, эмоционально-волевой сфер и т. д.). Анализ и обработка полученных результатов по проблемам, определение факторов, препятствующих успешной социализации выпускников. Диагностика трудовой мотивации, профессиональной направленности и профессиональной компетентности, составление профессиограммы (по запросам). Определение интересов, способностей, склонностей, форм и причин асоциального поведения, особенностей общения выпускников (9-11 классы) со сверстниками, педагогическим коллективом учреждения. Сбор и анализ проблематики (социального, жилищного, бытового, личностного и правового характера).
2. Развивающая и коррекционная работа. Разработка индивидуальных маршрутов по-стинтернатного сопровождения. Развитие способности принятия собственных эмоций, воспитание стрессоустойчивости, поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме. Ознакомление с технологиями эффективной коммуникации: механизмы межличностного восприятия, психологические защиты, барьеры в общении, активное и пассивное слушание, правила конструктивного общения. Обучение социальным навыкам межличностного взаимодействия (как правильно попросить и принять отказ в просьбе, пошаговый анализ конфликтных ситуаций, способы эффективного делового взаимодействия и т. д.).
3. Консультативная работа. Индивидуальное консультирование выпускников по проблемам самочувствия (изменчивость настроения, депрессивные состояния, аффекты,
стрессы); межличностных отношений; профессиональной самореализации и саморегуляции в деловых отношениях; семейного консультирования (неполные семьи, разводы и т. д.); взаимоотношения родителей и детей (возрастные кризисы, психолого-педагогиче-ские вопросы по воспитанию); права и правовых отношений; консультирование членов педагогических коллективов, в которых обучаются и воспитываются выпускники по вопросам, связанным с особенностями обучения и воспитания. Обеспечение телефона горячей линии выпускников.
4. Информационно-просветительская работа. Размещение на сайте детского дома информации, материалов по вопросам пост-интернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распространение листовок с анонимными телефонами доверия, служб экстренной помощи. Оповещение выпускников о мероприятиях, проводимых по плану детского дома и специалистами постинтернатного сопровождения совместно с центрами занятости Коркинского муниципального района и г. Челябинска. Выпуск информационных буклетов, брошюр, визиток по вопросам постинтернатного сопровождения выпускников (социально-педагогическим, психологическим и юридическим вопросам и т. д). Тематические встречи и экскурсии по профессиональному самоопределению воспитанников учреждения. Обновление электронного банка данных выпускников. Организация консультаций на базе детского дома.
5. Организационно-методическая работа. Участие в работе методических объединений специалистов, занимающихся постинтернат-ным сопровождением выпускников. Организация и проведение вечеров встреч выпускников на базе учреждения - «День встреч выпускников». Обеспечение социально-правовой документацией и методическими материалами по постинтернатному сопровождению выпускников. Разработка и издание методических рекомендаций для специалистов, осуществляющих постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработка программ по постинтернатному сопровождению. Заполнение плановой, текущей, отчетной документации. Посещение профессиональных учебных заведений, где обучаются выпускники детского дома.
6. Деятельность по подготовке воспитанников 9-х классов к социально-психологической адаптации в общество. Профориентационная работа (по отдельному плану). Занятия по программе «Выпускник». Посещение воспитанниками Дня открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования г. Коркино и г. Челябинска. Организация экскурсий на предприятия и в государственные организации г. Коркино и г. Челябинска. Мастер-класс по социально-бытовой ориентировке.
7. Экспертная работа. Мониторинг юридических, социальных и психологических проблем выпускников после окончания и выпуска из учреждения, к ежегодному отчёту. Анализ постинтернатной адаптации воспитанников: нуждающихся в постинтернатном сопровождении. Представление данных о психическом состоянии, особенностях познавательных процессов, психического развития по запросам судебных органов, органов опеки и попечительства, с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений, связанных с определением возможных изменений в судьбе выпускника. Домашнее визитирование. Мониторинг к ежегодному отчёту «График форм устройства выпускников».
Таким образом, постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми характеризуется в настоящий момент следующим:
- созданием и апробацией инновационных моделей постинтернатного сопровождения;
- разработкой механизмов поддержки де-тей-сирот, выпускников интернатных учреждений, где необходимо учитывать меняющиеся социально-экономические и политические условия, в частности, изменение законодательной базы;
- развитием программ по социальной адаптации выпускников и разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- модели постинтернатной адаптации требуют дальнейшего изучения для выделения факторов, способствующих и препятствующих успешной адаптации и интеграции выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- совершенствованием законодательной базы для включения успешных инновацион-
ных моделей социальной адаптации в государственную структуру.
Изложенное позволяет сформулировать следующие меры по совершенствованию постинтернатного сопровождения выпускников как технологии социальной работы с детьми:
1. Создание в специализированных учреждениях обучения детей-сирот условий, максимально приближенных к семейным; внедрение программ среднего специального профессионального образования, программ подготовки к самостоятельному проживанию, формирования правильного представления о браке и семейных отношениях, программ личностного и профессионального самоопределения и развития, правового просвещения воспитанников.
2. Создание в регионах служб и специализированных учреждений, реализующих различные модели постинтернатного сопровождения детей-сирот; взаимодействие различных ведомств и координацию их усилий с помощью специально созданного межведомственного органа.
3. Укрепление социального партнерства между государством, неправительственным сектором и бизнес-сообществом для внедрения эффективных форм и технологий поддержки выпускников интернатов.
4. Разработка и внедрение в практику постинтернатного сопровождения стандартов качества услуг социальной поддержки.
5. Изучение возможности введения в штатное расписание образовательных учреждений профессионального образования специалистов для работы с выпускниками интернатов (методист, социальный педагог, психолог, воспитатель) с целью более предметного и содержательного внедрения в образовательный процесс комплексной методологии пси-холого-педагогического и медико-социального сопровождения семьи и ребенка.
6. Внедрение в работу с опекунами (попечителями) детей и патронатных родителей тренингово-консультативных форм педагогической работы с целью формирования у них навыков и умений педагогического взаимодействия с ребенком в различных ситуациях общения.
7. Развитие программ социальной адаптации нуждается в разработке курсов повышения квалификации для работников учреждений начального и среднего профессионального образования.
8. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы для включения успешных инновационных моделей постин-тернатного сопровождения выпускников в государственную структуру.
Таким образом, изложенное позволяет заключить, что только изменение социальнопедагогических задач и функций деятельности специализированных учреждений для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может сделать систему постинтер-натного сопровождения выпускников более эффективной.
Литература
1. Алексеева, Л.С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей / Л. С. Алексеева. - М. : Педагогика, 2001. - 17б с.
2. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений / И.А. Бобылева. - М.: Нац. фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. -172 с.
3. Бондарчук, Т.В. Программа преодоления наркотической зависимости у детей / Т.В. Бондарчук, Т.Е. Филинкова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 200б. - Вып. 7. -№ 3 (58). - С. 89-92.
4. Гнатышина, Е.А. Теоретические аспекты управления инновационными процессами в учреждении профессионально-педагогического образования / Е.А. Гнатышина; Федер. агентство по образованию; Челяб. гос. пед. ун-т. - М. : Компания Спутник+, 2007. -184 с.
5. Семья, Г. В. Вариативные технологии, способствующие профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В. Семья, В.Г. Боровик. - М. : Слово, 2003. -1б4 с.
Ишматова Алла Радиковна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры, физиологии и биохимии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Бондарчук Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры адаптивной физической культуры, физиологии и биохимии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected].
Поступила в редакцию 17 марта 2014 г.
Bulletin of the South Ural State University Series “Education, Healthcare Service, Physical Education” ____________________________________________________________2014, vol. 14, no. 2, pp. 19-25
POST-ORPHANAGE SUPPORT OF GRADUATES AS METHOD OF SOCIAL WORK WITH CHILDREN
A.R. Ishmatova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected], T.V. Bondarchuk, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
Objective: to define theoretical methodological and regulatory basis of developing system of social adaptation and integration of youths graduated from the orphanage considering innovative forms of support. Material and methods: national doctrine of Russian education till 2025. Federal law no. 48-FZ of 04.24.2008 “About custody and guardianship”, № 159-FZ of 12.21.1996 “On additional guarantees of social support of orphan children and children left without parental care”. Programs “Orphan children”, “Children of the South Ural”. Findings: quality of educational and institutional orphanage activity is updated. Educational system aimed to develop post-orphanage support of graduates is introduced. Graduates have learnt how to plan and model their future life. Development of their hardiness is provided and deemed a component of social adaptation and integration. Conclusions: development and testing of the following are performed: mechanisms of supporting orphan children and orphanage graduates; programs of social adaptation of orphanage graduates; programs aimed to develop advanced training courses for staff of institutions of basic and secondary education.
Keywords: post-orphanage support of orphan children and children left without parental care, post-orphanage adaptation model, social method, social work method.
References
1. Alekseeva L.S. Tekhnologii sotsial'noy raboty po profilaktike beznadzornosti nesovershennolet-nikh v uchrezhdeniyakh sotsial'nogo obsluzhivaniya sem'i i detey [Technologies of Social Work for the Prevention of Child Neglect in Institutions of Social Services for Families and Children]. Moscow, Pedagogy Publ., 2001. 176 p.
2. Bobyleva I.A. Sotsial'naya adaptatsiya vypusknikov internatnykh uchrezhdeniy [Social Adaptation of Graduates of Boarding Schools]. Moscow, The National Foundation for the Prevention of Cruelty to Children Publ., 2007. 172 p.
3. Bondarchuk T.V., Filinkova T.E. [Program to Overcome Drug Addiction in Children]. Bulletin of South Ural St. Univ. Ser. Education, Healthcare Service, Physical Education, 2006, vol. 58, no. 3, pp. 89-92. (in Russ.)
4. Gnatyshina E.A. Teoreticheskie aspekty upravleniya innovatsionnymi protsessami v uchrezhdenii professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya [Theoretical Aspects of the Management of Innovation Processes in the Establishment of Vocational Teacher Education]. Moscow, Sputnik Company Publ., 2007. 184 p.
5. Family G.V., Borovik V.G. Variativnye tekhnologii, sposobstvuyushchie professional'nomu samo-opredeleniyu vospitannikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez po-pecheniya roditeley [Divergent Technologies Promoting Professional Self Pupils of Educational Institutions for Orphans and Children Left Without Parental Care]. Moscow, Word Publ., 2003. 164 p.
Received 17 March 2014