Научная статья на тему 'Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной системы'

Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1697
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Разоренова Е. Л.

Проблема социального сиротства на сегодняшний день стала национальной трагедией для нашего государства. Процесс преодоления и профилактики этого явления осуществляется посредством развития государственно-общественной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот. Для того чтобы реабилитация детей, находящихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, была эффективной и обеспечивала высокий уровень социализации личности в социуме, необходим системный подход к организации последующей постинтернатной адаптации этой категории граждан при их вступлении в самостоятельную взрослую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Разоренова Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной системы»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 1. С. 87-106

Системный подход к решению проблемы

ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Разоренова Е.Л.

Ст. преподаватель педагогического факультета кафедры общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Проблема социального сиротства на сегодняшний день стала национальной трагедией для нашего государства. Процесс преодоления и профилактики этого явления осуществляется посредством развития государственно-общественной системы социально-педагогической поддержки де-тей-сирот. Для того чтобы реабилитация детей, находящихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, была эффективной и обеспечивала высокий уровень социализации личности в социуме, необходим системный подход к организации последующей постинтер-натной адаптации этой категории граждан при их вступлении в самостоятельную взрослую жизнь.

Трансформация политического устройства Российского государства в конце XX в. привела к глобальным изменениям в социальной, экономической, культурной, религиозной сферах жизни всей страны. В этот переходный для государства период значительно ухудшилось положение всех социально незащищенных слоев общества, в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество беспризорных и безнадзорных детей, несовершеннолетних сирот всех категорий увеличивается буквально с каждым днем. Для преодоления этого социального явления — феномена детского сиротства на государственном уровне происходит формирование соответствующей законодательной базы, открываются новые образовательные учреждения для этой категории несовершеннолетних, развиваются инновационные формы социально-педагогической поддержки, разрабатывается теоретико-методологическая основа образовательно-воспитательного процесса.

Несмотря на предпринимаемые государством меры, они оказываются недостаточными и не всегда эффективными. Это обстоятельство обусловило увеличение активности общества, общественных и

некоммерческих организаций, частных лиц, конфессиональных учреждений в области социально-педагогической деятельности, направленной на поддержку детей-сирот. Вследствие реформ 1990-х гг. исчезла монополия государства на образовательно-воспитательную, а соответственно, и на социально-педагогическую сферу. Стали организовываться конфессиональные детские сиротские учреждения, реабилитационные центры, летние оздоровительно-трудовые лагеря, центры дополнительного образования. Активизируется благотворительная деятельность общественных организаций, комитетов, фондов, ассоциаций. Увеличивается количество частных благотворителей и волонтеров. Крепнет сотрудничество между государственными и конфессиональными структурами в вопросе оказания помощи детям «группы риска». На современном этапе началось интенсивное развитие государственно-общественной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот, основная цель которой заключается в профилактике и преодолении феномена детского сиротства в государстве. В рамках этой системы реализуется деятельность по оказанию всесторонней помощи лицам в возрасте от 18 до 23 лет, находившихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, в частности выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот.

Необходимость постинтернатной адаптации этой категории граждан обуславливается целым рядом причин, связанных с организационно-педагогическими условиями их проживания, воспитания, образования в детских домах, школах-интернатах, кадетских корпусах, социальных приютах и других учреждениях для детей-сирот. Невозможность обеспечения полноценных условий, необходимых для успешной социализации личности в социуме, приводит к негативным последствиям в последующей самостоятельной жизни выпускников сиротских учреждений. Родительская, чаще всего материнская, депривация влечет за собой отклонения в психофизическом развитии, способствует формированию дефицитарной личности. Полузакрытый характер детских сиротских учреждений, постоянное коллективное воспитание и содержание, избыточное педагогическое давление, вынужденный круг общения, ограниченность личного опыта жизни в семье, а чаще всего его полное отсутствие, ведут к необратимым последствиям, к формированию в психике таких черт, которые серьезно затрудняют дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Характерными личностными качествами многих воспитанников становятся инфантилизм, потребительское отношение к жизни и окружающим людям, безответственность. Оказываясь на пороге взрос-

лой, самостоятельной жизни, выпускник бывает чаще всего к ней не готов, и ему требуется всесторонняя социально-педагогическая поддержка.

Исследование отечественного социально-педагогического опыта свидетельствует о том, что на любом этапе развития российской системы призрения осиротевших детей всегда предпринимались попытки оказания помощи тем, кто покидал стены сиротского заведения. К сожалению, в силу социально-политических условий развития Российского государства эта социально-педагогическая поддержка выпускников в процессе постинтернатной их адаптации имела разовый, несистемный характер.

В 1089 г. сестра Владимира Мономаха - Анна Всеволодовна не только основала в Киеве при монастыре училище для девиц и содержала их за свой счет, но и обучала ремеслам, необходимым в их дальнейшей самостоятельной жизни. При Петре Великом в начале XVIII в. начинается активное превращение учреждений общественного призрения в определенную систему. В 1715 г. выходит указ от 4 ноября, в соответствии с которым незаконнорожденных младенцев можно помещать на воспитание в «гошпитали». Выросших детей отдавали в подмастерья, а девочек — к кому-нибудь в услужение, а затем выдавали замуж. Если впоследствии они подвергались увечью, болезням или впадали в помешательство, то могли вернуться в приют. При Екатерине II под руководством И.И. Бецкого организуются «Воспитательные дома для незаконнорожденных детей-сирот». Мальчиков учили разным ремеслам, а девочек домоводству. При Петербургском воспитательном доме имелась хлопчатобумажная мануфактура, где часть воспитанников работала с 12 лет по 11,5 часа в сутки.

По достижении 15 лет воспитанников направляли на дальнейшее профессиональное образование в зависимости от их талантов и склонностей, которое продолжалось в течение четырех-пяти лет. По достижении совершеннолетия воспитанники становились вольными. Если по окончании обучения кто-то хотел жениться на воспитаннице, то им предоставляли возможность жить в воспитательном доме и работать в мастерских три—четыре года. В 1826 г. была сделана попытка селить выпускников в специальных колониях, где они снабжались необходимым хозяйством и землей. Им предоставлялось также и жилье — изба. Такая практика длилась семьдесят лет, но оказалась весьма дорогостоящей. Из-за переполненности воспитательных домов детей-сирот часто отдавали на воспитание в крестьянские семьи до достижения ими 17 лет. Затем мальчики зачислялись в казенные

крестьяне и получали земельный надел, а девочкам выдавали увольнительное свидетельство.

В XIX в. в Петербурге действовали приходские благотворительные организации, приюты. Возраст, до которого воспитанники там находились, сильно колебался в разных учреждениях призрения. Это обуславливалось, с одной стороны, тем, что нужно было как можно быстрее добиться самостоятельности несовершеннолетних, чтобы они могли зарабатывать себе на жизнь, а с другой стороны — духовное, нравственное, психофизиологическое, а часто и профессиональное состояние выпускников приюта делало невозможным их самостоятельную жизнь, и после некоторого периода «взрослой» жизни они вновь возвращались в приют. При учреждениях призрения стали тогда организовывать дополнительные курсы, на которых нужно было обучаться в течение нескольких лет. К.Д. Ушинский предлагал при сиротских заведениях организовывать педагогические семинарии для тех воспитанников, которые склонны к педагогической деятельности. В 1834—1837 гг. для детей-сирот открываются сиротские институты. В 1847 г. в Петрозаводске был открыт приют для девочек на 100 человек. Воспитанниц обучали самообслуживанию, работам в саду и огороде, результаты их труда продавались.

Проживание в приюте длилось до 12—16 лет. По выходе из него девочки устраивались на работу. В конце XIX в. часто организуются приюты при промышленных предприятиях, затем при них открываются отделения для детей-сирот. Подростки имели возможность обучаться профессии у мастеров и в дальнейшем трудоустраиваться. В 1920—1930 гг., при советской власти организуются и проходят всероссийские съезды по охране детства, на которых обсуждаются и вопросы профессиональной подготовки несовершеннолетних, постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений, о прикреплении детских домов к различным промышленным и сельскохозяйственным учреждениям. В 1925 г. выходит правительственное постановление «О трудоустройстве воспитанников детских домов». Впоследствии на этапе развития государственной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот постинтернатная опека выпускников выражалась чаще всего только в незначительной разовой денежной помощи и снабжении одеждой.

На современном этапе в условиях развития государственно-общественной системы профилактики и преодоления феномена детского сиротства в государстве появляется возможность реализации системного похода к решению проблемы постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот.

Критериями системного подхода к решению этой проблемы являются:

— реализация социально-педагогической поддержки лиц в возрасте от 18 до 23 лет, находившихся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, в рамках государственно-общественной системы поддержки детей-сирот;

— осуществление процесса, связанного с постинтернатной адаптацией на федеральном, региональном и муниципальном уровнях функционирования всей государственно-общественной системы;

— оказание комплексной и систематической социально-педагогической помощи выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот, с участием в этом процессе государственных, общественных и конфессиональных структур.

Первый критерий характеризует взаимосвязь всех направлений социально-педагогической деятельности в рамках государственно-общественной системы, направленной на профилактику и преодоление феномена детского сиротства. Этот фактор детерминирует зависимость процесса постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот от предыдущего этапа — их социально-педагогической реабилитации до момента совершеннолетия в период нахождения на полном государственном обеспечении. Совершенно очевидно, что эффективность постинтернатной адаптации кореллирует с процессом социализации личности в социуме. Чем выше уровень социализации воспитанников сиротских учреждений, тем менее они нуждаются в социально-педагогической поддержке в период начала самостоятельной взрослой жизни.

Более эффективно строится работа по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот в детских домах и школах-интернатах, жизнедеятельность которых организована по семейному принципу. В таких учреждениях создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10—12 человек) — социальными семьями. В них происходит включение ребенка в систему семейных отношений, что в конечном счете положительно сказывается на подготовке к самостоятельной жизни. Такая работа успешно проводится в учреждениях Кемеровской, Камчатской, Пермской, Калужской, Белгородской областей, в Республике Коми, Ставропольском крае и в других регионах. Почти каждое второе образовательное учреждение для детей-сирот имеет свое подсобное хозяйство, которое не только обеспечивает своей сельхозпродукцией, но и помогает решать задачи по социально-трудовому воспитанию детей-сирот. «В детском доме «Надежда» г. Заречный Свердловской

области реализуется трудовое воспитание посредством участия детей в дежурствах по детскому дому, хозяйственно-бытовом труде, самообслуживании и художественно-творческом труде, в выполнении конкретных поручений, работе по графику, в выполнении возложенных обязанностей. Оценивается трудовая деятельность каждого воспитанника один раз в неделю советом дома с занесением в журнал индивидуального учета качества социально направленной деятельности воспитанника, осуществляется подсчет баллов в конце каждого этапа и по результатам года»1.

В рамках программы «Дети-сироты» на 2003—2006 гг., Федеральной целевой программы «Дети России» предусмотрено оказание помощи в деле «внедрения вариативных технологий, способствующих профессиональному самоопределению воспитанников»2. Предусматривается материально-техническая поддержка учреждений, реализующих подобные программы. В каждом регионе складывается своя модель временного и постоянного трудоустройства детей-сирот начиная с момента нахождения ребенка в детском доме. На временную работу дети устраиваются в основном в каникулярное время, но иногда и в свободное внеурочное время. Важную роль играют производственно-адаптационные участки. Они создаются для наиболее успешной адаптации подростков в предстоящей им самостоятельной жизни, для привития навыков трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях. В детских домах Курганской, Владимирской, Тульской, Вологодской, Оренбургской, Самарской, Кировской областях, Москвы, Санкт-Петербурга дети-сироты работают по договорам и получают заработную плату.

Главной особенностью многих учреждений для детей-сирот, где по-настоящему любят и заботятся о своих подопечных, является личностно-ориентированный поход к ребенку. Все шире внедряются программы воспитания с учетом индивидуальных особенностей личности. Большое внимание уделяется подготовке воспитанников к семейной жизни. Например, в детском доме № 1 Камень-на-Оби Алтайского края педагогический коллектив работает над программой «Воспитание семьянина в условиях детского дома». Воспитатели православного детского дома «Павлин» в Москве вместе со своими подопечными ремонтируют спальни детей, заботятся об их уютном и комфортном состоянии, о поддержании чистоты и порядка в комнатах.

1 Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. 2003. № 3 (8). С. 7.

2 Боровик В.Г. Учит жить сама жизнь, если она правильно организована // Там же. С. 6.

Очень важной современной тенденцией в организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях для детей-сирот является их духовно-нравственное воспитание на основе традиционной культуры и религии данного региона. Это характерно как для негосударственных, так и для государственных учреждений. Посещение занятий в воскресных школах, участие в паломнических поездках по знаменитым местам и обителям Российского государства, организация и проведение торжеств в честь двунадесятых праздников — все это способствует формированию системы духовно-нравственных ценностей, являющейся основой личностного роста, и обеспечивает в будущем более успешный процесс постинтернатной адаптации в социуме.

Оказание социально-педагогической помощи выпускникам учреждений для детей-сирот является составной частью деятельности государственно-общественной системы преодоления феномена сиротства, функционирующей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и соответственно также реализуется на этих трех уров нях.

Второй критерий системного подхода к решению данной проблемы обеспечивает развитие законодательной основы этой сферы, централизованное руководство, исходящее от государства, и инициативу регионов, представителей местной администрации в реализации социально-педагогической деятельности по постинтернатной адаптации граждан в возрасте от18 до 23 лет, бывших сирот. С конца XX в. активно развивается нормативно-правовая база, регламентирующая весь процесс профилактики и преодоления феномена сиротства, в частности деятельность по постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот. Это федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Жилищный кодекс РФ; постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Была разработана Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003—2006 гг., состоящая из пяти подпрограмм: «Дети-инва-

лиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Здоровый ребенок». «Министерством разработана Межведомственная программа социальной защиты выпускников детских домов и школ-интернатов. В программе определены основные направления деятельности, касающиеся всех сфер жизни выпускников, ведомства, ответственные за выполнение защитных функций, и принципы межведомственного взаимодействия»3. Указом Президента Российской Федерации «Об основных положениях региональной политики в РФ» и Концепцией государственной национальной политики предусматриваются правовые разграничения полномочий и ответственности между органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов лиц из числа детей-сирот на основе федеральных законов, условия их функционирования. Создаются свои целевые программы, концепции социальной политики (Кировская, Смоленская, Новосибирская, Пермская области).

В 2001—2002 гг. была разработана областная целевая программа Самарской области «Профилактика социального сиротства и социальная защита детей-сирот, оставшихся без попечения родителей». Пермский проект «Разработка организационно-экономической модели региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства 2002—2003 гг.» направлен на реформирование пермской региональной системы помощи детям-сиротам. Городская целевая межведомственная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2004—2006 гг.» была разработана Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при мэрии города Магадана. В Иркутской области принята государственная социальная программа «Дети-сироты» на 2005—2007 гг. Все эти программы предусматривают и постинтернатную адаптацию выпускников учреждений для детей-сирот.

Интенсивно развивается и московское региональное законодательство, обуславливающее оказание социально-педагогической поддержки лицам из числа детей-сирот. В него входит письмо Московского комитета образования (МКО) «О защите прав и интересов выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их переходе на обучение в учреждения профессионального образования», постановления правительства Москвы «О порядке квотирования рабочих мест в организациях города Москвы», «О мерах по социальной поддержке и защите прав де-

3 Боровик В.Г. Указ. соч. С. 6.

тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов», положение правительства Москвы «О порядке осуществления в Москве социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания ими интернатных учреждений» и многое другое. На муниципальном уровне деятельность по постинтернатной поддержке выпускников образовательных учреждений для детей-си-рот контролируется департаментами образования, управлениями и комитетами социальной защиты населения, общественными и конфессиональными организациями, реализующими социально-педагогическую деятельность по профилактике и преодолению феномена сиротства.

Третий критерий системного подхода к решению проблемы постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот предполагает оказание комплексной и систематической социально-педагогической помощи лицам в возрасте от 18 до 23 лет, находившимся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении. На современном этапе формируется множество разнообразных инновационных форм и моделей поддержки этой категории граждан на муниципальном (районном) уровне в рамках государственно-общественной системы социально-педагогической поддержки детей-сирот. Самая распространенная модель оказания помощи в постинтернатной адаптации выпускникам в начале их самостоятельной жизни реализуется на базе того образовательного учреждения, в котором они пребывали до совершеннолетия. В санкт-петербургском детском доме № 9 функционирует Молодежный центр постинтернатной адаптации выпускников. Деятельность центра финансируется из средств детского дома, а с подопечными работают специалисты социально-педагогической службы этого учреждения. Юридической основой нахождения выпускников в этом центре является контракт, который с ними заключается. В документе оговариваются условия проживания, права и обязанности воспитанников. Для успешной адаптации выпускников в детском доме № 3 г. Калуги разработан социально-бытовой комплекс. В московских детских домах и школах-интернатах организуются патронатные группы, в которых патронат-ные воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги оказывают всестороннюю поддержку выпускникам в тех случаях, когда это требуется. В Киреевской школе-интернате Тульской области, в Бол-динском детском доме Владимирской области, в детском доме № 10 Санкт-Петербурга организованы социальные гостиницы, в которых выпускники учатся самостоятельной жизни. Жизнедеятельность в

социальных гостиницах построена по принципу полного самообслуживания. В Ковалевском православном семейном детском доме Костромской области выпускникам предоставляется право выбора — остаться жить со своей «семьей» или уйти. Если воспитанник остается, то для него все вместе строят, арендуют или покупают и ремонтируют дом в селе, он может жить в общежитии для выпускников, которое находится в непосредственной близости от детского дома. Благодаря организованной производственной структуре при детском образовательном учреждении выпускники имеют возможность начать свою профессиональную деятельность и получать начальную, профессиональную подготовку4.

Сравнительно новой, не получившей пока широкого распространения стала деятельность ряда социально-педагогических организаций, оказывающих поддержку выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот. В Москве на основе распоряжения Московского комитета образования «Об организации работы по передаче выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под патронат органов социального обеспечения Комитета социальной защиты населения Москвы», положения правительства Москвы «О порядке осуществления в Москве социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания ими интернатных учреждений» лица из числа детей-сирот передаются под патронат социальных педагогов и социальных работников центров социального обеспечения (ЦСО) или центров помощи семье и детям Комитета социальной защиты населения Москвы. Социальные педагоги того образовательного учреждения, в котором ребенок-сирота находился на полном государственном обеспечении до момента совершеннолетия, собирают пакет документации по каждому воспитаннику и передают его сотрудникам того ЦСО, на территории которого будет проживать выпускник.

В число этих документов входит социальная карта воспитанника, где отражаются особенности личностного развития, данные психолого-педагогического сопровождения с фиксацией результатов работы педколлектива с ним; документы, подтверждающие право на полученную жилую площадь или закрепление этого жилья за этим лицом; справки с места учебы и (или) работы; медицинская карта с показаниями состояния здоровья; копии документов из личного дела, под-

4 Воронин Андрей, прот., Гарин Д.В. Ковалевский православный детский дом. Вчера, сегодня, завтра (Опыт семейной организации воспитания детей-си-рот). Кострома, 2002. С. 46—47.

тверждающие юридический статус выпускника; документы, подтверждающие оформление жилищной субсидии; акт обследования предоставленного или закрепленного жилья; копии документов, подтверждающие получение выходного пособия в денежном или натуральном виде. По факту передачи пакета документации на выпускника администрация учреждения составляет соответствующий акт в четырех экземплярах и направляет для использования в дальнейшей работе учреждений и органов образования, социальной защиты населения и органов опеки и попечительства.

В случае возникновения конфликтных ситуаций администрация образовательного учреждения незамедлительно информирует вышестоящие организации — Окружное управление образования, Управление социальной защиты детства департамента образования для принятия конкретных мер. Социальные педагоги центров социального обеспечения контролируют состояние жилой площади, проводят работу по сохранности личного имущества, интересуются возникающими проблемами, помогают в устройстве на работу и учебу, организуют проведение культурного досуга. Выпускнику, не достигшему совершеннолетия и получившему жилую площадь, совместно с органом опеки и попечительства по месту регистрации несовершеннолетнего назначают попечителя для осуществления контроля за ним5.

Активная деятельность благотворительных общественных организаций способствует поддержке лиц из числа детей-сирот. Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» — региональная общественная организация комплексной помощи и поддержки выпускников детских домов (школ-интернатов) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цель деятельности — предотвращение социального сиротства и адаптация выпускников детских домов к самостоятельной жизни, обучение решению возникающих проблем собственными силами, улучшение их жизни, чтобы они стали независимыми и полезными обществу людьми. Центр основан в 1991 году. Это благотворительная организация, которая не получает государственного финансирования, не занимается предпринимательской деятельностью, существует на благотворительные пожертвования. В нормативно-правовой сфере она взаимодействует с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Москвы, Комитетом социальной защиты населения Москвы и Московским департаментом образования. Департаментом был подготовлен «Сборник норма-

5 Социальная защита детства (Серия: «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве»): Сб. документов/ Отв. ред. Л.К. Селявина. М., 2002. Вып. 8. С. 345.

тивных правовых актов Российской Федерации и города Москвы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». «Russian orphan opportunitu fund» (ROOF) разрабатывает образовательные программы для лиц из числа детей-сирот, оказывает помощь выпускникам детских домов в подготовке к поступлению в вузы, способствует социальной адаптации детей-сирот. Деятельность общественной организации «Солнечный круг» связана с оказанием помощи детям-сиротам в процессе их постинтернатной социально-трудовой адаптации и созданием детских домов нового типа.

Развитие творческого потенциала детей-сирот, организация выставок, фестивалей, благотворительных аукционов, детского отдыха — все это способствует более целостному развитию личности тех, кто рос и воспитывался в условиях материнской депривации. Региональная общественная организация поддержки детского и молодежного творчества «Я — человек» организует для воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов литературные студии, студии изобразительного искусства, журналистики, участие в фестивалях детского творчества, способствует развитию творческих и обучающих программ. Осуществляют издание альманаха воспитанников детских домов «Я — человек»6.

Независимо от того, остается ли выпускник в патронатной группе, молодежном центре постинтернатной адаптации, социально-бытовом комплексе, социальной гостинице или оказывается под патронатом сотрудников Центра социального обеспечения, Центра помощи семье и детям, Центра постинтернатной адаптации, он всегда имеет возможность получить комплексную и систематическую социально-педагогическую поддержку на первом этапе своей самостоятельной жизни. Для того чтобы эта помощь была комплексной, необходимо, чтобы учитывались все потребности человеческой личности — духовные, психологические, физические. Только в этом случае возможна его полноценная социализация в социуме. Поэтому социально-педагогическая поддержка выпускников детского дома или школы-интерната на этапе их постинтернатной адаптации должна включать в себя целый комплекс направлений — социально-экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический и духовно -культурологический.

В социально-экономической сфере лицам в возрасте от 16 (18) до 23 лет из числа детей-сирот оказывается помощь в процессе профориен-

6 См.: Общественные организации, помогающие детям-сиротам, работающие на территории Москвы // Информационно-аналитический бюллетень. М., 2004. Февраль. № 34 (64).

тации, получении профессионального образования, трудоустройстве, приобретении жилья, сохранении и защите прав на денежные пособия, пенсии, единовременные выплаты.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об образовании» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют льготы при получении профобразования. Они могут поступать в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Сотрудники служб сопровождения Санкт-Петербургского детского дома № 9, заботясь о профессиональном образовании своих подопечных из Молодежного центра постинтернатной адаптации, постоянно взаимодействуют с руководителями тех учебных заведений, где обучаются их воспитанники. Для успешной учебы выпускников чаще всего необходим постоянный контроль за их посещением занятий. С этой целью налажена постоянная связь со всеми деканатами, где учатся воспитанники7. На основании Федерального закона от 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»8 лица из числа детей-си-рот, обучающиеся по очной форме обучения в государственных, муниципальных высших учебных заведениях, получают стипендию, увеличенную на 50%. Они имеют возможность получать материальную помощь в размере 5% стипендиального фонда, доплаты на питание, обладают правом на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год в один конец и обратно. Плата за проживание в общежитии не должна превышать 5% размера стипендии. Постановлением Правительства РФ от 2001 г. № 487 «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» студентам из числа детей-сирот устанавливается государственная социальная стипендия, выплачивается ежегодное пособие в размере трехмесячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей9.

Письмом московского Комитета образования от 1998 г. № 2—5—20 «О защите прав и интересов выпускников учреждений для детей-си-

7 Евсеева Т.П. Осилит путь идущий. Постинтернатная адаптация выпускников детского дома // Детский дом. 2004. № 1 (10). С. 9.

8 Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001. С. 56.

9 Там же. С. 88.

рот и детей, оставшихся без попечения родителей, при их переходе на обучение в учреждения профессионального образования» в Москве устанавливается функциональная обязанность педагогов образовательных учреждений для детей-сирот, связанная с профориентационной работой в отношении своих воспитанников. В течение последнего года обучения несовершеннолетнего педагогический коллектив проводит с ним профориентационную работу по ознакомлению с различными профессиями и подбору соответствующего образовательного учреждения для дальнейшего обучения.

Допрофессиональная подготовка имеет различную ориентацию в разных учреждениях: сельскохозяйственный труд по обработке земли, уход за домашним скотом, выращивание овощей в теплицах; работа в столярной, слесарной, сапожной, швейной мастерских. В старших классах в учебный процесс вводятся предметы: «основы растениеводства», «автодело», «тракторист-машинист категорий А,Б,Г». В Мытищинской школе-интернате Московской области дети готовятся к поступлению в военные музыкальные училища, в музыкально-педагогические училища, в военные оркестры. Воспитанники одновременно с учебой в школе могут получать специальность на городском предприятии. Медицинские работники учреждения определяют соответствие состояния здоровья выпускника выбранной им профессии. Социальные педагоги готовят пакет документации, необходимый для зачисления выпускника в выбранное учреждение профессионального образования. Выпускник отчисляется из контингента детского дома, школы-интерната или учебно-воспитательного комплекса после предоставления справки о зачислении его в списки учащихся учреждения профессионального образования. Воспитанник сиротского учреждения имеет право на проживание и содержание в сиротском учреждении до совершеннолетия.

После зачисления ребенка-сироты или оставшегося без попечения родителей в учреждение профессионального образования обязанности его государственного опекуна или попечителя в соответствии со ст. 147 Семейного кодекса РФ возлагаются на администрацию учреждения, которая несет полную ответственность за обучение, содержание и трудоустройство подростка после окончания училища или направление его на обучение для получения второго начального профессионального образования. Контроль за выполнением государственным опекуном (попечителем) его обязанностей в отношении несовершеннолетнего осуществляют органы опеки и попечительства10.

10 Сборник нормативных правовых актов... С. 188.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 1998 г. № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот» регламентирует порядок работы служб занятости в отношении этой категории лиц. Сотрудники службы занятости при обращении к ним несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профориентационную работу и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Регистрация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости по месту жительства со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами. Дети-сироты, являющиеся инвалидами или имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья, предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере труда, индивидуальную программу реабилитации инвалида или соответствующие документы, выданные в установленном порядке. Лицам из числа детей-сирот, ищущим работу впервые и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы в республике, крае, области и т.д.

Постановлением правительства Москвы от 1998 г. № 229 «О порядке квотирования рабочих мест в организациях города Москвы» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 18 лет квотируются рабочие места. Квотирование происходит на предприятиях, среднесписочная численность работников в которых составляет от 15 человек и выше. Суммарный размер квот для всех категорий граждан не может превышать 4% от среднесписочной численности работников. Квоты устанавливаются на период не менее одного года. В случае если работодатель принимает решение о перепрофилировании квотируемых рабочих мест и увольнении работников, принятых в счет установленных квот, он обязан в десятидневный срок проинформировать районный Центр занятости11. В соответствии с Трудовым кодексом РФ воспитанники, покидающие сиротские учреждения до наступления совершеннолетия, имеют право на медицинские осмотры, на неучастие в определенных видах работ, на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск, дополнительные га-

11 Предупреждение правонарушений и охрана прав несовершеннолетних (Серия «Нормативно-правовое обеспечение содержания образования в Москве»): Сб. документов/ Отв. ред. Л.К. Селявина. М., 1999. Вып. 2. С. 147.

рантии при расторжении трудового договора, на соответствующие нормы выработки и оплату труда12.

С учетом письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.0б.99 г. N° 2 44/2б—5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних», Жилищного кодекса РФ от 01.03. 05 г. выпускники сиротских учреждений имеют право на получение социального жилья вне очереди13. По окончании пребывания в сиротском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где дети-сироты находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в сиротское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям, то им должно быть предоставлено вне очереди другое жилье. Место в общежитии является временной мерой обеспечения жилой площадью детей-сирот и не лишает их права на внеочередное получение благоустроенного изолированного жилого помещения. Социально-бытовой комплекс, созданный на базе детского дома М 3 г. Калуги, предоставляет временное жилье выпускникам, не имеющим постоянного места жительства. Сотрудники комплекса оказывают выпускникам содействие в профподготовке и последующем трудоустройстве. Социальные гостиницы образовательных учреждений для детей-сирот также имеют возможность предоставлять выпускникам временное жилье до момента решения этого вопроса кардинальным образом. В Москве создана Комиссия по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разработанная нормативно-правовая база: постановление Правительства Москвы от 1999 г. М 797 «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов», распоряжение Департамента муниципального жилья и жилищной политики г. Москвы от 2000 г. М 173 «О порядке предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» — позволяет обеспечить жилой площадью всех детей-сирот, имеющих на то основание в начале их самостоятельной жизни14. Социальный педагог образовательного учреждения, в котором ребенок находился на полном государственном обеспечении, готовит пакет документации на предоставление будущему выпускнику жилой площади. Оказывает по-

12 См.: Кочеткова М.А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. М., 2002.

13 Борисов А.Б. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. М., 2005. С. 52.

14 Социальная защита детства. С. 257.

мощь в оформлении всех необходимых документов, в приобретении мебели и необходимых предметов бытового обихода, помогает обустроиться и адаптироваться на новом месте жительства. Постановлением правительства Москвы от 2001 г. № 99 «О совершенствовании системы оформления субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг» регламентируется льготная оплата жилищных и коммунальных услуг для детей-сирот, находящихся на полном государственном обеспечении и имеющих собственную жилую площадь, а также для лиц из числа детей-сирот, получивших жилье.

Федеральным законом от 1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускникам сиротских учреждений и лицам, находившимся на полном государственном обеспечении, гарантируется получение выпускного пособия, сезонной одежды и обуви по нормам, утверждаемым Правительством РФ. На основании постановления Правительства РФ от 1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускники снабжаются мягким инвентарем, оборудованием и предметами быта первой необходимости и им выплачивается единовременная компенсация, в Московском регионе она выделяется Комитетом социальной защиты населения Москвы.

В психолого-педагогической сфере выпускники образовательных учреждений для детей-сирот также получают разнообразную помощь и поддержку. В Санкт-Петербургском Молодежном центре постинтернатной адаптации, для того чтобы научить выпускников самостоятельно принимать решения, осуществлять их, усваивать нравственные нормы, ежедневно проводятся индивидуальные беседы, беседы с небольшой группой в два-три человека, различные тематические беседы, обсуждения статей. Педагоги-психологи и социальные педагоги стараются создать условия, приближенные к домашним, способствуют формированию коммуникативных навыков у своих подопечных, подсказывают пути решения различных внутренних и внешних конфликтов. В патронатных группах московских детских домов выпускники всегда могут обратиться к воспитателю, психологу с возникшей личностной проблемой, обсудить ее, получить совет о своем оптимальном поведении в создавшейся ситуации. В ЦСО Южного административного округа Москвы штатные педагоги-психологи оказывают психологическую поддержку выпускникам учреждений для детей-сирот. Был создан Центр помощи одиноким матерям и их детям. В категорию женщин посещающих этот клуб входят и бывшие воспитанницы детских домов и школ-интернатов. В центре прово-

дятся занятия по подготовке беременных женщин к рождению и воспитанию ребенка, оказывают психолого-педагогическую помощь молодой маме с ребенком первого года жизни.

В медико-физиологической сфере лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в студенческие санаторно-курортные учреждения при наличии медпоказаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других, не запрещенных законом, источников. Гарантируется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Комитет здравоохранения совместно с Московским городским фондом обязательного медицинского страхования организует своевременное прикрепление выпускников к лечебно-профилактическим учреждениям по месту регистрации, а также выдачу постоянного медицинского страхового полиса.

Большое значение для эффективной постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений имеет их духовно-нравственная зрелость, которая должна обеспечиваться воспитанием в рамках традиционной культуры и религии. Именно в духовно-культурологической сфере выпускникам образовательных учреждений для детей-си-рот требуется наибольшая помощь и поддержка. В 2005 г. между Министерством социальной защиты населения Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви заключено соглашение о сотрудничестве в социально-педагогической сфере. При участии правительства Московской области, Московской епархии, Министерства социальной защиты населения Московской области и Московской областной думы проводятся акции для детей-сирот и лиц из их числа под названием «Путь к духовности и милосердию». В Архангельской области Емецкий детский дом-школа сотрудничает со Свято-Троицким Антониево-Сийским монастырем в вопросе духовно-нравственного воспитания учащихся. Выпускники детского дома продолжают общаться со своими крестными, духовниками, что, безусловно, играет огромную роль в процессе их социализации. В Разу-менском детском доме многие выпускники работают на Белгородском заводе ЖБК-1, который является учредителем этого учреждения. У каждого воспитанника имеются на заводе крестные родители, которые постоянно берут детей на выходные, каникулы, проводят

вместе с ними праздники. Дружеские отношения с этими значимыми для детей взрослыми сохраняются и после того, как выпускники покидают стены детского дома. Совместное посещение храма, паломнические поездки, празднование двунадесятых праздников — все это способствует формированию системы духовно-нравственных ценностей, являющейся основой их личностного роста. Сотрудники московских православных детских домов семейного типа совместно с центрами социального обеспечения, центрами помощи семье и детям организуют патронат своих выпускников. Этому способствует личностный контакт, устанавливаемый между воспитанником и воспитателем, а также единство их мировоззрения. Совместное посещение богослужений в храме, пение в церковном хоре, участие в молодежных мероприятиях, организуемых педагогами воскресной школы и молодежью прихода, позволяет сгладить социально-психологический кризис, переживаемый выпускником сиротского учреждения, начинающего самостоятельную взрослую жизнь.

Несомненно, системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот начинает только развиваться в рамках государственно-общественной системы профилактики и преодоления феномена сиротства. Для того чтобы помощь, оказываемая лицам в возрасте от 18 до 23 лет, находившимся до совершеннолетия на полном государственном обеспечении, действительно была эффективной и своевременной, необходимо интенсивное развитие всей системы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Формирование единого межведомственного координационного центра, регулирующего и контролирующего функционирование всех государственных и негосударственных учреждений для детей-сирот в сфере их постинтернатной адаптации, позволит реализовывать более планомерную и систематическую деятельность в этой сфере. Социально-политическое и экономическое состояние нашего государства обуславливает возможность общественных, религиозных и благотворительных организаций и фондов, частных благотворителей и меценатов активно содействовать процессу постинтернатной адаптации выпускников сиротских учреждений, что способствует оказанию комплексной помощи лицам из числа детей-сирот, вступающих в самостоятельную жизнь, и их успешной социализации в социуме.

The system approach to the solution of the problem of post-internat adaptations

OF ORPHAN CHILDREN WITHIN THE LIMITS

of the state-social system

E.L.Razorenova

The problem of social orphanity became the national tragedy for our state for today. The process of overcoming and preventive maintenance of this phenomenon is carried out by developing the state-public system of social-pedagogical support of orphan children. To be effective the rehabilitation of children (fully provided by the state till the majority) demands the system approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.