Научная статья на тему 'Роль социального проектирования в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа'

Роль социального проектирования в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Ирина Викторовна

Статья рассматривает вопрос о роли социального проектирования в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа. Автор дает определения понятий общих компетенций, профессиональных компетенций, социального проектирования. Статья раскрывает возможности формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки и реализации социального проекта, в основе которого лежит социально значимая проблема. Социальный проект - это не только результат, а также и процесс, состоящий из таких этапов, как разработка концепции, оценка жизнеспособности, планирование, составление бюджета, защита, предварительный контроль, реализация, коррекция, завершение работ и ликвидация. Автор указывает на связь между готовностью будущего специалиста к профессиональной деятельности, которая зависит от профессиональных знаний, качеств личности, практического опыта и потенциалом реализации социального проекта, на этапах которого можно сформировать определенные компетенции, отследить и измерить их. Профессиональные компетенции формируются не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков студента. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого и обеспечения профессионально-теоретической и профессионально-практической готовности учащихся к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Для решения этих задач возможно использовать социальное проектирование. Кроме того, реализация социального проекта активизирует творческое мышление, помогает вырабатывать умение решать новые проблемы, способствует более продуктивной умственной деятельности. Проектная деятельность, по мнению ряда исследователей, это эффективное средство профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зыкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE SOCIAL PROJECTION IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL

The article examines the role of social projection in the formation of professional competencies of medical college students. The author gives the definitions of general competencies, professional competencies and social projection. The article reveals the possibilities of the formation of professional competencies in the preparation and implementation of a social project, which is based on socially significant problem. Social project is not only the result but also the process that consists of such stages as the elaboration of the concept, assessment of viability, planning, budgeting, presentation, preliminary control, implementation, correction, completion and liquidation. The author points out the connection between the willingness of the future specialist to professional activity, which depends on professional knowledge, personal qualities, experience and potential of the social project. At the stages of social project it’s possible to generate, track and measure certain competencies. Professional competences are not formed as the actions of a teacher, but as professional abilities and skills of a student. The process of formation of competences requires the creation of specific educational situations that allow the teacher to model and to carry out effective control over the activities of the student and to provide vocational and professional theoretical and practical readiness of students for the implementation of a future professional activity. It’s possible to use social projection to solve these problems. In addition, the implementation of social projects activates creative thinking, helps to develop the ability to solve new problems, and contributes to a more productive mental activity. The project activity is the effective method of a professional personal development, improving of the reality and of oneself.

Текст научной работы на тему «Роль социального проектирования в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа»

И. В. Зыкова

23

УДК 37.035:37.016:377

И. В. Зыкова

Институт педагогики и психологии,

Кировский медицинский колледж, Киров

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Статья рассматривает вопрос о роли социального проектирования в формировании профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа. Автор дает определения понятий общих компетенций, профессиональных компетенций, социального проектирования. Статья раскрывает возможности формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки и реализации социального проекта, в основе которого лежит социально значимая проблема. Социальный проект - это не только результат, а также и процесс, состоящий из таких этапов, как разработка концепции, оценка жизнеспособности, планирование, составление бюджета, защита, предварительный контроль, реализация, коррекция, завершение работ и ликвидация. Автор указывает на связь между готовностью будущего специалиста к профессиональной деятельности, которая зависит от профессиональных знаний, качеств личности, практического опыта и потенциалом реализации социального проекта, на этапах которого можно сформировать определенные компетенции, отследить и измерить их. Профессиональные компетенции формируются не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков студента. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого и обеспечения профессионально-теоретической и профессионально-практической готовности учащихся к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Для решения этих задач возможно использовать социальное проектирование. Кроме того, реализация социального проекта активизирует творческое мышление, помогает вырабатывать умение решать новые проблемы, способствует более продуктивной умственной деятельности. Проектная деятельность, по мнению ряда исследователей, это эффективное средство профессионально-личностного развития, усовершенствования окружающей действительности и себя.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, социальное проектирование, социальный проект.

В современных условиях изменения экономической, политической, социальной и культурной жизни общества растущая потребность в новом качестве образования, осознание важности фундаментальных знаний, общечеловеческих ценностей побуждают исследователей заниматься изучением процесса профессионального становления будущего специалиста, определения его профессионально значимых качеств.

Одной из наиболее серьезных проблем российского профессионального образования является снижение качества подготовки кадров для рынка труда. Важнейшей задачей становится укрепление взаимодействия образовательного и профессионального сообществ с работодателями. Такой диалог образования, сферы труда и общества закладывает основу для создания конкурентноспособной образовательной среды, которая позволит

укрепить России национальный рынок трудовых ресурсов, а партнерству профессионалов - сотрудничать на благо страны.

Этот фактор отражен в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», в которой указывается комплексный подход к среднему профессиональному образованию (далее - СПО), в развитии которого должен принимать активное участие работодатель, при этом фундаментальные научные исследования должны стать источником и инструментом освоения «компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации» [1, с. 26]. Концептуальной основой федеральных государственных образовательных стандартов (далее -ФГОС) является компетентностный подход, при котором описание уровней квалификации строится на описании различий в результатах обучения,

© Зыкова И. В., 2015

24

Педагогические науки

выраженных в степени сложности рабочей ситуации (контекста) [3, с. 6]. Основная задача компе-тентностного подхода в среднем профессиональном образовании - подготовка легко адаптирующегося, конкурентоспособного выпускника, готового к непрерывному образованию, саморазвитию и самосовершенствованию, - реализуется через требования к результатам освоения ФГОС, которые включают в себя общие и профессиональные компетенции.

Общие компетенции являются фундаментальными, универсальными, междисциплинарными. Они являются основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих. Современные педагоги-практики понимают общие компетенции как способности успешно действовать на основе практического опыта. Профессиональную компетенцию можно определить как способность, выражающуюся в проявлении умений, знаний, в решении профессиональных задач на необходимом уровне качества, умении организовывать собственную деятельность, проявлении личностных качеств и форм поведения в повседневной профессиональной жизни [2, с. 26].

Компетентностный подход ФГОС СПО нового поколения ставит во главу формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих профессионализм выпускника медицинского колледжа и его конкурентоспособность на современном рынке оказания медицинских услуг. В новых ФГОС заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» - от характеристик профессиональной деятельности - к целям - минимально заданным результатам профессионального образования -и далее, к выбору соответствующих организационных форм, методов, содержания обучения [3, с. 16]. Профессиональные компетенции для выпускника медицинского колледжа зависят от его специальности (профессиональной деятельности) и уровня подготовки - базовой или углубленной [8].

Согласимся с А. К. Сосновской, Н. Н. Пан-жинской и Е. Р. Коваленко в том, что перед преподавателями колледжа стоит непростая задача не только научить основам профессии, но и воспитать соответствующее мировоззрение, профессиональную сознательность и ответственность, без наличия которых невозможно стать настоящим медицинским работником. Создавая условия для подготовки студентов к профессиональной деятельности, мы ставим стратегической целью

воспитать их людьми современными, самостоятельными, деятельными, умеющими учиться. Перед студентом также встает необходимость систематически овладевать достижениями современной медицинской науки и практики, осваивать новое оборудование в условиях высокотехнологичного стационара, творчески применять эти знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности [7, с. 245].

Для достижения вышеперечисленных задач мы предлагаем использовать социальное проектирование как ресурс формирования профессиональных компетенций. Социальное проектирование как повседневная социальная практика реализует потенциал творческой активности, гражданской позиции, поиска решения социальных проблем общества.

В. И. Курбатов и О. В. Курбатова считают социальным проектированием «научно-теоретическую и одновременно предметную практическую деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств являющихся значимой социальной потребностью» [4, с. 3].

Многие педагоги доказали, что социальное проектирование способствует «формированию исследовательских, коммуникативных и управленческих навыков, а также когнитивных, мотивационно-ценностных, эмоциональных и личностных особенностей личности» [6, с. 13]. С учетом этого, мы полагаем, что социальное проектирование может способствовать и формированию профессиональных компетенций студентов.

Социальный проект - это не только результат, это процесс, состоящий из таких этапов, как разработка концепции, оценка жизнеспособности, планирование, составление бюджета, защита, предварительный контроль, реализация, коррекция, завершение работ и ликвидация. Эти особенности важно знать до начала работы по проекту, что позволит с максимальной эффективностью воспользоваться достоинствами каждого из проектных типов и заранее предусмотреть возможные трудности.

В жизненном цикле проекта - промежутке времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации - выделяют несколько этапов, на которых возможно формировать некоторые профессиональные компетенции студентов медицинского колледжа (табл.).

И. В. Зыкова

25

Этапы социального проекта и формируемые профессиональные компетенции

1. Разработка концепции проекта

2. Оценка жизнеспособности проекта

Для специальности 31.02.01 - Лечебное дело

■ Умение рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

Для специальности 34.02.01 - Сестринское дело

■ Умение сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

3. Планирование проекта

Для специальности 31.02.01 - Лечебное дело

■ Умение рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

Для специальности 34.02.01 - Сестринское дело

■ Умение представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

■ Умение сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

Для специальности 33.02.01 - Фармация

■ Умение соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности

4. Составление бюджета

Для специальности 33.02.01 - Фармация

■ Умение оформлять первичную учетно-отчетную документацию

5. Защита проекта

6. Предварительный контроль

Для специальности 31.02.01 - Лечебное дело

■ Умение рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

Для специальности 34.02.01 - Сестринское дело

■ Умение сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

7. Реализации проекта (проведение комплекса специальных мероприятий по профилактической, медико-социальной и организационно-аналитической деятельности)

Для специальности 31.02.01 - Лечебное дело

■ Умение проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

■ Умение проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения.

■ Умение организовывать здоровьесберегающую среду.

■ Умение организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

Для специальности 34.02.01 - Сестринское дело

■ Умение проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

■ Умение проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Для специальности 31.02.06 - Стоматология профилактическая:

■ Умение обучать пациентов уходу за полостью рта и применению средств гигиены, оценивать эффективность проводимых мероприятий.

■ Умение осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта в зависимости от возраста и состояния здоровья пациента.

■ Умение проводить мероприятия по стоматологическому просвещению населения.

■ Умение консультировать работников школьно-дошкольных, образовательных организаций и семью по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний.

■ Умение оценивать эффективность мероприятий по стоматологическому просвещению.

■ Умение формировать мотивацию к здоровому образу жизни

8. Коррекция проекта по итогам мониторинга.

9. Завершение работ и ликвидация проекта

Для специальности 31.02.01 - Лечебное дело

■ Умение рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде.

Для специальности 34.02.01 - Сестринское дело

■ Умение сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

26

Педагогические науки

Для диагностики сформированности профессиональных компетенций подбираются соответствующие средства - анкета, тест, ситуационная задача, задание в проекте. Результаты оцениваются по уровню сформированности компетенций -низкому, среднему, высокому.

Социальное проектирование отвечает требованиям, предъявляемым к среднему профессиональному образованию, и способствует подготовке ком-петентностного специалиста. Именно социальное проектирование способствует формированию профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа, относящихся к профилактической, медико-социальной и организационно-аналитической деятельности. На каждом жизненном этапе проекта можно проследить, скорректировать, измерить сформированные компетенции. Процесс подготовки и реализации социального проекта позволяет студентам быть социально адаптированным, обладать набором качеств и знаний для успешной самореализации, ощущать свою значимость в социуме.

_______Ш__________

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http:// минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/Госпрограмма_ Развитие_образования_(Проект).pdf (дата обращения: 10.06.2015).

2. Демина Е. А. Общие и профессиональные компетенции: пути достижения результатов образования // Среднее профессиональное образование. 2015. № 1.

3. Душенков П. А. Учебно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: учебное пособие / П. А. Душенков, Е. С. Трегубова, Т Н. Ищук, С. В. Лапик, С. И. Двойников, Н. А. Петрова, И. А. Левина. М., 2009. 103 с.

4. Курбатов В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 416 с.

5. Лаврентьев С. Ю., Крылов Д. А. Современные методы обучения как средство активизации познавательной активности студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2013. № 12. С. 108-111.

6. Стенина Т. Л. Концепция организации социальной проектной деятельности в вузеа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. Вып. 6. Т. 60.

7. Сосновская А. К., Панжинская Н. Н., Коваленко Е. Р. Формирование профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа в процессе прохождения производственной практики // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 4.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/923 (дата обращения: 10.06.2015).

1. Gosudarstvennaya programma Rossiiskoi Federatsii «Razvi-tie obrazovaniya» na 2013-2020 gody, URL: http://minobrnauki.rl/ dokumen1y/2474/fail/901/Gosprogramma_Razvi1ie_obrazovaniya_ (Proekt).pdf (data obrashcheniya: 10.06.2015).

2. Demina E. A. Obshchie i professional'nye kompetentsii: puti dostizheniya rezul'tatov obrazovaniya. E. A. Demina. Srednee pro-fessional'noe obrazovanie. 2015. No. 1.

3. Dushenkov P. A. Uchebno-metodicheskoe soprovozhdenie lederal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov no-vogo pokoleniya: uchebnoe posobi. P. A. Dushenkov, E. S. Tre-gubova, T. N. Ishchuk, S. V. Lapik, S. I. Dvoinikov, N. A. Petrova, I. A. Levina. M., 2009, 103 p.

4. Kurbatov V. I., Kurbatova O. V. Sotsial'noe proektirovanie: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2001, 416 p.

5. Lavrent'ev S. Ju., Krylov D. A. Sovremennye metody obuchenija kak sredstvo aktivizacii poznavatel'noj aktivnosti studen-tov vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. No. 12. Pp. 108-111.

6. Stenina T. L. Kontseptsiya organizatsii sotsial'noi proektnoi deyatel'nosti v vuze. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2011. Vyp. 6, t. 60.

7. Sosnovskaya A. K., Panzhinskaya N. N., Kovalenko E. R. Formirovanie prolessional'nykh kompetentsii studentov medit-sinskogo kolledzha v protsesse prokhozhdeniya proizvodstvennoi praktiki. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, 2014, No. 4.

8. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty sredne-go professional'nogo obrazovaniya. URL: http://minobrnauki.rl/ dokumenty/923 (data obrashcheniya: 10.06.2015).

Статья поступила в редакцию 20.11.2015 г.

И. В. Зыкова

27

I. V. Zykova

Institute of pedagogy and psychology, Kirov medical college, Kirov

ROLE OF THE SOCIAL PROJECTION IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF MEDICAL STUDENTS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article examines the role of social projection in the formation of professional competencies of medical college students. The author gives the definitions of general competencies, professional competencies and social projection. The article reveals the possibilities of the formation of professional competencies in the preparation and implementation of a social project, which is based on socially significant problem. Social project is not only the result but also the process that consists of such stages as the elaboration of the concept, assessment of viability, planning, budgeting, presentation, preliminary control, implementation, correction, completion and liquidation. The author points out the connection between the willingness of the future specialist to professional activity, which depends on professional knowledge, personal qualities, experience and potential of the social project. At the stages of social project it’s possible to generate, track and measure certain competencies. Professional competences are not formed as the actions of a teacher, but as professional abilities and skills of a student. The process of formation of competences requires the creation of specific educational situations that allow the teacher to model and to carry out effective control over the activities of the student and to provide vocational and professional theoretical and practical readiness of students for the implementation of a future professional activity. It’s possible to use social projection to solve these problems. In addition, the implementation of social projects activates creative thinking, helps to develop the ability to solve new problems, and contributes to a more productive mental activity. The project activity is the effective method of a professional personal development, improving of the reality and of oneself.

Keywords: professional competences, social projection, social project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.