DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-106-113 УДК 378.14
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Елена Ивановна ГРИГОРЬЕВА
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» 129226. Российская Федерация, г. Москва, ул. Вильгельма Пика. 4 Е-niail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемы современной специальности «Социально-культурная деятельность», которая является перспективным направлением подготовки кадров для учреждений культуры и досуга и становится средой формирования личностных качеств и свойств, обеспечивающих моделирование многоуровневого процесса жизненной перспективы молодого человека. Исходя из анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурная деятельность» раскрываются трудности по выполнению их требований, среди которых - определение границ специальности и объектов профессиональной деятельности выпускников, проблема необходимости реализации концепции интенсивного п интегрированного образования на основе компетентностного подхода, проблема отставания содержательного наполнения вузовского образования от потребностей практики. Выделены объекты профессиональной деятельности с учетом профиля подготовки специалистов (различные учреждения государственного и негосударственного сектора в области культуры, искусства, досуга, общественные фонды, движения и организации в сфере социально-культурной деятельности, объекты индустрии досуга, туризма и рекреации, учреждения культуры, занимающиеся художественной и творческо-производственной деятельностью, досуговые и продюсерскне центры). Особое внимание уделено проектированию как основе формирования профессиональных компетенций студентов специальности «Социально-культурная деятельность». Раскрыты цели и задачи социально-культурного проектирования, проанализированы методы и инновационные подходы, используемые в обучении студентов. Доказано, что социально-культурное проектирование является эффективным средством формирования самостоятельности и ответственности за свои идеи, действия, мысли, чувства, а также основой формирования профессиональных компетенций студентов.
Ключевые слова: профессиональные компетенции: проект: проектирование: студенты; соцналь-но-культурная деятельность
В период, когда российское общество переживает время социально-культурной трансформации, проблемы активизации различных сфер деятельности человека, формирование его культурной компетентности и ответственности перед собой и другими выходит на первое место. Особенно если это относится к молодежи и необходимо формировать ее готовность к самостоятельному жизненному выбору. В связи с этим проблема подготовки к жизни в обществе современной молодежи, способной адаптироваться к изменяющимся социальным процессам, формирование качества социально ответственной и активной личности немыслимо без осознания и освоения ею культуры и создания условий для ее самоорганизации и саморазвития.
Чтобы деятельность была многоплановой и социально значимой, необходимо противостоять девальвации культуры, способст-
вовать сохранению культурной преемственности поколений, стимулировать развитие как общественной, так и личностной активности и инициативы, а также развивать и реализовывать свой интеллектуальный и культуротворческий потенциал.
Практика убедительно свидетельствует, что культура без образования и образование без культуры существовать не могут. Взаимосвязь образования и культуры закономерна и естественна. «Ныне она носит спонтанный характер, но она будет, несомненно, более эффективной, если станет научно осмысленной, целеустремленной и приобретет педагогически целесообразную инструментовку. Особую роль при этом играет социально-культурная деятельность, сама природа которой непреложно детерминирована инициативой, самодеятельностью, разносторонней активностью. Социально-культурная деятельность лежит в основе гражданского об-
106
© Григорьева Е.И.. 2018
гцества и должна играть решающую роль в формировании духовно богатого, высоконравственного и социально активного гражданина креативного общества» [1, с. 183-185].
Специальность «Социально-культурная деятельность» в нынешнем ее названии появилась в 90-х гг. XX века, и авторы первого учебного пособия «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильииков обозначили социально-культурную деятельность как подсистему обшей системы социализации личности [2]. Именно с издания этой книги термин «социально-культурная деятельность» прочно вошел в появившиеся государственные образовательные стандарты и определил содержание базовой специальности, а также самостоятельное направление научных исследований по истории, теории и методике социально-культурной деятельности.
По справедливому утверждению H.H. Яро-шенко и Е.И. Григорьевой, «социально-культурная деятельность не сводится только к деятельности каких-либо учреждений, она принципиально выходит за рамки деятельности учреждений культур но-досугов ого типа. У большинства теоретиков и практиков, сформировавшихся в период расцвета культурно-просветительной и культурно-досуго-вой деятельности, сегодня есть «страх перед будущим»: сеть культурно-просветительных учреждений (или как их сейчас именуют -учреждений культурно-досугового типа) неумолимо сокращается. Но, как ни парадоксально, при этом одновременно расширяется педагогическое пространство социально-культурной деятельности. Только в ином качестве - в негосударственном инварианте этих учреждений» [3].
Таким образом, социально-культурная деятельность - направление, которое ориентировано не только на обслуживание интересов определенных ведомств и структур, а это специально организованная профессиональная деятельность педагогов, организаторов и менеджеров по сохранению, развитию и освоению культурных ценностей, а также способ адаптации к культуре различных слоев населения, при этом с активным использованием различных педагогических технологий.
Социально-культурная деятельность максимально полно осваивает проектную технологию и при этом сама является инно-
вационным проектом современности, являет собой не только современную практику деятельности учреждений культуры, но и стабильно развивающуюся вузовскую специальность (направление), существует как органичный синтез науки и практики, дающий обществу ответы на самые важные вопросы воспитания и творческого развития человека как субъекта культуры, гражданина [4, с. 7; 5].
Подготовкой специалистов для социально-культурной сферы занимаются вузы культуры и искусства, а также некоторые непрофильные вузы. Однако сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в сфере социально-культурного образования имеет ряд проблем, на которые обращают внимание исследователи. По мнению E.H. Васильевой и H.H. Павловой действующее законодательство рассматривает систему образования как совокупность образовательных учреждений независимо от их типов и видов, в том числе и от отраслевой принадлежности, отсутствует стратегия развития высшего социально-культурного образования как на региональном. так и на государственном уровнях, не сформирована система непрерывного социально-культурного образования, доминирует «знаниевая» парадигма над «компетентно ст-ной», растет дефицит профессионализма: массовость, усреднение, стандартизация, снижение образовательного уровня, размывание границ профессиональных групп [6, с. 122]. И с этим нельзя не согласиться, так как социально-культурное образование является особым видом высшего российского образования, которое обеспечивает подготовку специалистов для основных субъектов социально-культурных преобразований, которые выполняют в настоящее время историческую миссию формирования активной личности как высшей ценности общества, удовлетворения потребностей граждан в образовании и духовном развитии, сохранения сложившейся в России уникальной системы подготовки творческих кадров.
Целью данного вида образования является удовлетворение потребности общества в высокопрофессиональных кадрах, формировании творческого интеллекта, профессионализма и нравственно зрелой личности [6, с. 123].
В настоящее время социалъно-культур-ное образование нацелено на развитие инно-
вациоииых форм подготовки кадров, тесную интеграцию с работодателями, помощь обществу в решении важнейших задач социально-культурного воспитания подрастающих поколений [3, с. 235].
Однако введение в образовательный процесс стандартов поставило перед учреждениями высшего профессионального образования определенные трудности по выполнению их требований, среди которых, во-первых. определение границ специальности и объектов профессиональной деятельности выпускников, во-вторых, проблема проявилась в необходимости реализации концепции интенсивного и интегрированного образования на основе компетентностного подхода. Разработка Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) постоянно осложнялась задачей сокращения времени обучения студента-бакалавра в вузе. Проблема состоит не только в том, чтобы в сжатые временные рамки «втиснуть» объем содержания, сходный по объему с тем. что получал студент, обучавшийся по пятилетней программе, но также и в необходимости интенсифицировать процесс «роста» и «созревания» выпускника1.
В-третъих. разработка третьего поколения ФГОС ВПО отчетливо высветила проблему отставания содержательного наполнения вузовского образования от потребностей практики.
Многочисленные обсуждения стандартов по специальности «Соииально-культур-ная деятельность» и их глубокая проработка ведущими специалистами, разработчиками стандарта, позволили в качестве объектов профессиональной деятельности, учитывая профиль подготовки специалистов, выделипъ:
- различные учреждения государственного и негосударственного сектора в области культуры, искусства, досуга:
- общественные фонды, движения и организации в сфере социально-культурной деятельности:
- объекты индустрии досуга, туризма и рекреации:
- учреждения культуры, занимающиеся художественной и творческо-производствен-ной деятельностью;
- досуговые и продюсерские центры, а также разнообразные технологии социально-культурной деятельности, используемые для организации досуга разновозрастных групп населения:
- учреждения общего, среднего и дополнительного образования, в которых активно осуществляется учеб но -во с пит ат ел ь -ный процесс [2].
Таким образом, ФГОС ВО по специальности «Социально-культурная деятельность» охватывает большую сферу практической деятельности учреждений культуры и досуга и имеет ярко выраженную социальную направленность. Масштабна и деятельность выпускников в профессиональном клане, которые освоили программу бакалавриата. Это реализация принятых законодательных документов в сфере культуры и искусства, использование технологий маркетинга и менеджмента, активное включение в процесс организации народного художественного творчества, сохранение культурного наследия, развитие сферы туризма и индустрии развлечений, использование технологий социально-культурной деятельности для осуществления информационно-просветительной и культурно-воспитательной работы с различными группами населения2.
Современное профессиональное образование стимулирует социально-экономическое развитие общества, а в условиях существующей на рынке труда конкуренции перед учебными заведениями, готовящими кадры в области социатьно-культурной деятельности, стоит очень важный вопрос о подготовке таких специалистов, которые не только соответствуют существующему уровню развития общества, но и являются проводниками и активными участниками социально-культурного процесса. Тут выдвигается проблема формирования профессиональной компетентности специалиста еще на этапе обучения в вузе как первой ступени профессионального становления.
1 Государственный стандарт подготовки бакалав-
ра специальности 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ni/ news/8/1920 (дата обращения: 19.03.2018).
: ФГОС специальности 51.03.03 Социально-культурная деятельность. URL: http://classiiifoim.ni/fgos/51. ОЗ.ОЗ-sotciahio-kulhmiaia-deiatehiost.htiiil (дата обращения: 19.03.2018).
Подготовка специалистов для социально-культурной сферы требует умения совмещать профессиональные функции в социально-культурной деятельности и менеджменте. С одной стороны, студентам необходимо овладеть теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в сфере менеджмента, а с другой стороны, предполагается глубокое освоение ими социально-культурных проблем, задач, принципов работы, раскрывающей творческий потенциал людей и имеющей ярко выраженные куль-туротворческие и культуроохранные функции [7]. Поэтому профессиональная подготовка бакалавров социально-культурной деятельности должна быть нацелена на формирование многофункциональности, адаптивности и профессиональной мобильности.
Если посмотреть на блок профессиональных компетенций образовательного стандарта, то там особое место занимает проектная деятельность3.
Социально-культурное проектирование считается инновационной деятельностью в связи с тем, что в основе своей имеет определенную технологию и ставит целью преобразовать идеи в конечный результат (или социально-культурный продукт). К тому же социально-культурное проектирование может применяться в разных областях знаний, на любых уровнях организации объекта и субъекта социально-культурной деятельности [5].
Смысл социально-культурного проектирования состоит в первую очередь в его «улучшающем» характере, в культивировании всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить личность за свои пределы в форме конструирования идеального образа человека и мира [8, с. 8].
Раскрывая социально-культурную деятельность как инновационный проект современности, H.H. Ярошенко и Е.И. Григорьева отмечают, что «социально-культурная деятельность максимально полно осваивает проектную технологию и при этом сама является инновационным проектом современности, являет собой не только современную практику деятельности учреждений культуры, но и
3 Государственный стандарт подготовки бакалавра специальности 51.03.03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ni/ news/8/1920 (дата обращения: 19.03.2018).
стабильно развивающуюся вузовскую специальность (направление), существует как органичный синтез науки и практики, дающий обществу ответы на самые важные вопросы воспитания и творческого развития человека как субъекта культуры, гражданина» [3].
Что же входит в задачи проектной деятельности. которая применяется для подготовки специалистов в сфере культуры и досуга и чем они занимаются? Ответ однозначный: необходимо научить проанализировать существующие проблемы в интересующей области, сгенерировать социально-значимую идею и описать все этапы для достижения поставленной цели. Не менее важным в проектировании является реализация интересов и потребностей студентов, формирование ответственности за конечный результат предложенного проекта.
В настоящее время проектирование нашло свое яркое применение в различных учреждениях образования, культуры и досуга. Но для применения своих знаний, умений и навыков в профессиональной сфере студент первоначально должен овладеть технологией создания и воплощения своей идеи в конечный социально-значимый продукт, будь то концерт, спектакль, культурно-досуговая программа, шоу-постановка и т. д. Введение предмета «Социально-культурное проектирование» в учебные планы специальности «Социально-культурная деятельность» позволяет построить занятия со студентами с учетом приобретения ими определенных навыков и умений, среди которых наиболее значимые мыследеятельностные, презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные [9, с. 8].
Проблема готовности молодежи к активным действиям в социальной среде определяется многими факторами, в том числе наличием профессиональных знаний и опыта успешной реализации конкретных проектов. Поэтому формирование проектной компетентности - один из важнейших ориентиров в системе подготовки специалистов по работе с молодежью.
В 2017/2018 учебном году кафедра искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета ввела для студентов специальности «Социально-культурная деятельность» предмет «Социально-культурное проектиро-
вание», что позволило начать внедрение инновационных подходов в обучении студентов социально-культурному проектированию. Студенты первоначально получают задание собрать информацию о проведении конкурсов социально-культурных проектов на разных уровнях, провести анализ полученных материалов, а затем разрабатывают проекты и реализуют в работе учреждений культуры и досуга. Студенты посещают презентации социально-культурных проектов в рамках проведения различных конкурсов, затем готовял статьи и репортажи об этих событиях, принимают участие в конкурсах проектов, выступают с докладами на форумах и конференциях.
Одной из основных задач социально-культурного проектирования является вовлечение молодежи в общественно-полезную социальную деятельность, что в дальнейшем дает возможность экспериментировать, реа-лизовывать свои идеи, развивать нестандартное мышление и самоопределиться в дальнейшей профессиональной деятельности. Те, которые участвуют в проектной деятельности. учатся действовать в соответствии с задуманной идеей, поставленной целью и задачами. которые необходимо реализовать. Также им приходится искать способы реализации собственного проекта, анализировать полученные результаты, работать над перспективами развития своей идеи, выстраивать программу саморазвития и самообразования [10].
Опыт показывает, что для воплощения проектов в жизнь надо, чтобы идеи нашли отражение в их повседневной практической деятельности, были созданы социальные, материальные и организационные условия для раскрытия индивидуальности личности и потребности в самовыражении.
К тому же социально-культурное проектирование является эффективным средством формирования самостоятельности и ответственности за свои идеи, действия, мысли, чувства, а также средством получения финансовой поддержки.
В процессе занятий по проектированию мы используем метод версификации, что дает возможность стимулировать творческое воображение, инициировать разработку студентами различных проектных вариантов. Первоначально проводится анализ сущест-
вующих проблем в социально-культурной сфере, затем инициируются идеи и выдвигаются гипотезы, и лишь затем мы обращаем внимание автора проекта на ожидаемые результаты, социальные последствия проекта, прогнозирование его влияния на формирование позитивных нравственных качеств у студентов.
Для создания паспорта проекта или информационной карты необходимо обосновать :
а) в чем актуальность проекта;
б) каковы цель и задачи проекта;
в) на какие целевые группы рассчитан проект;
г) ожидаемый результат от реализации проекта:
д) методы осуществлен]и проекта:
е) общую стоимость проекта. Студенты, имея знания и опыт проектирования. являются активными участниками различных конкурсов.
Таким образом, проектирование - это основа формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность», и плацдарм для реализации идей и творческих способностей, а реализация профессиональных компетенций, разработанных в образовательных стандартах, способствует повышению требований работодателей к уровню подготовки выпускников, которые обладают не только профессиональной компетентностью, социальной инициативностью. но и навыками включения в производственную сферу, развивающий досуг.
В настоящее время необходимо обращать особое внимание на способности выпускника грамотно и квалифицированно осуществлять те требования, которые предъявляются к нему при устройстве на работу. От того, как он справляется с порученными заданиями. можно судить и о качестве обучения, и о самом человеке в целом.
Список литературы
1. Абдулатипов Р.Г., Бусыгин А.Е. и др. Культурная динамика России в XXI веке: ресурсы, преемственность, перспективы. М.: Изд. дом МГУКИ, 2011.
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2004. 539 с.
3. Ярошенко H.H., Григорьева Е.И. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №6 (22). С. 235-237.
4. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: труды лаборатории социально-культурного проектирования кафедры социально-культурнон деятельности МГУКИ: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. H.H. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2011.
5. Григорьева Е.И. Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 137-142.
6. Васильева E.H., Павлова H.H. Социокультурное образование XXI века: проблемы, поиски, решения // Фундаментальные исследования. 2008. №9. С. 122-124.
7. Асагтова М.В. Формирование профессиональной компетентности менеджеров социально-куль тур ной деятельности в вузах культуры и искусств. М., 2005.
8. Красилытков Ю.Д. Формирование нравственного иммунитета личности как проблема и результат проектирования // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: труды лаборатории социально-культурного проектирования кафедры социально-куль тур ной деятельности МГУКИ: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. H.H. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2011.С. 6-15.
9. Марщтковская Т.Д. Гуманитарное знание в современном мире // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2012. № 1. С. 5-19.
10. Ватта О.В. Социокультурная среда личностного выбора студенческой молодежи // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: труды лаборатории социально-культурного проектирования кафедры социально-культурной деятельности МГУКИ: сб. науч. ст. / сост. и науч. ред. H.H. Ярошенко. М.: МГУКИ. 2011.
Поступила в редакцию 05.05.2018 г. Отрецензирована 01.06.2018 г. Принята в печать 10.08.2018 г.
Информация об авторе
Григорьева Елена Ивановна, доктор культурологин, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ. профессор кафедры искусств и художественного творчества. Российский государственный социальный университет, г. Москва. Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Для цитирования
Григорьева Е.И. Проектирование как основа формирования профессиональных компетенций студентов специальности социально-культурная деятельность // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т. 23. № 175. С. 106-113. ЕЮ1: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-106-113.
DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-106-113
DESIGNING AS A BASIS FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY SPECIALTY
Elena Ivaiioviia GRIGORIEVA
Russian State Social University 4 Willielm Pieck St., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstract. The current problems of the modern social and cultural activity specialty are considered, which is a promising direction of training personnel for cultural and leisure establishments and becomes the environment for the formation of personal qualities and properties that provide modeling of the multi-level process of the young people's life prospects. Based on the analysis of the Federal State Educational Standard of Higher Professional Education oil the specialty ''Social and Cultural Activity", difficulties are revealed hi the fulfillment of then requirements, among them the definition of the boundaries of the specialty and objects of professional activity of graduates, the problem of the need to implement the concept of intensive and integrated education oil the basis of a competence approach, the problem of lagging the content of higher education institutions from the needs of practice. The objects of professional activity are singled out, taking into account the profile of training specialists (various institutions of the state and 11011-state sector in the field of culture, arts, leisure, social funds, movements and organizations in the field of social and cultural activities, objects of the leisure, tourism and recreation industry, cultural institutions engaged in artistic and creative and productive activities, leisure and production centers). Particular attention is paid to designing as a basis for the formation of professional competencies of students specializing in social and cultural activities. The goals and tasks of social and cultural design are disclosed, methods and innovative approaches used in teaching students are analyzed. It is proved that social and cultural design is an effective means of forming independence and responsibility' for one's ideas, actions, thoughts, feelings, and also the basis for forming the professional competencies of students.
Keywords', professional competences: project; design; students; social and cultural activity
References
1. Abdulatipov R.G.. Busygin A.E. et aL Kul'turnaya dinamika Rossii v XXI veke: resvrsy, preemstvennost', perspektiyy [Culture Dynamics of Russia in the 21st Century: Resources. Succession. Prospects]. Moscow. Publishing House of Moscow State University of Culture. 2011. (In Russian).
2. Kiseleva T.G.. Krasilnikov Y.D. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' [Social and Cultural Activity], Moscow. Moscow State University of Culture Publ., 2004, 539 p. (In Russian).
3. Yaroshenko N.N.. Grigorieva E.I. Spetsifika podgotovki kadrov dlya sotsial'no-kulturnoy sfeiy na osnove novykh obra-zovatel'iiykli standaitov tret'ego pokoleniya [Specifics of personnel ttaining for social and cultural sphere on the basis of new educational standards of third generation], Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya iprotsessy — Social and Economic Phenomena and Processes. 2010. no. 6 (22). pp. 235-237. (In Russian).
4. Yaroshenko N.N. (compiler and academ. ed.). Trudy laboratorii sotsial'no-kul'tumogo proektirovaniya kafediy sotsial'no-kid'htmoy deyatel'nosti MGUKJ «Sotsial'no-kidturnaya deyatel'nost': poiski, problemy, perspektivy» [Proceedings of Social and Cultural Activity Designing Laboratoiy of Social and Cultural Activity Department of Moscow State University of Culture "Social and Cultural Activity: Search. Problems. Prospects"]. Moscow. Moscow State University of Culture Publ., 2011. (In Russian).
5. Giigorieva E.I. Traditsii i innovatsii v podgotovke sovremennykh bakalavrov i magjstrov sotsial'no-kul'tiunoy deyatel'nosti [Traditions and innovations in preparation of modem bachelors and magisters of social and culhual activity], Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities. 2011. no. 11 (103). pp. 137-142. (In Russian).
6. Vasileva E.N.. Pavlova N.N. Sotsiokul'tiimoe obrazovanie XXI veka: problemy. poiski. resheniya [Social and cultural education of the 21st centuiy problems, search, solutions]. Fundamental"nye issledovaniya - Fundamental Research. 2008. no. 9, pp. 122-124. (hi Russian).
7. Asainova M.V. Formirovanie professional'noy kompetentnosti menedzherov sotsiaVno-kul'tumoy deyatel'nosti v vuzakh kill'buy i iskusstv [Fonnation of Professional Competencies among Managers of Social and Culhiral Activity at the Culture and Arts Universities]. Moscow. 2005. (hi Russian).
8. Krasilnikov Y D. Foniiirovanie nravstvemiogo immiiniteta lichnosti kakprobleim i reziil'tat proektirovaniya [Fomiation of person's moral immunity as a problem and designing result]. Trudy labor atom sotsial 'n o-kul 'turn ogo proektirovaniya kafediy sotsial'no-kul'tiimoy deyatel'nosti MGlfKI «Sotsial'no-hd'turnaya deyatel'nost': poiski, problemv, perspektivy» [Proceedings of Social and Cultural Activity Designing Laboratory of Social and Cultural Activity Department of Moscow State University of Culture "Social and Cultural Activity: Search, Problems. Prospects"]. Moscow. Moscow State University of Culture Publ., 2011. pp. 6-15. (In Russian).
9. Martsinkovskaya T.D. Gumanitamoe znanie v sovrememiom mire [Humanitarian knowledge in the modem world], Sovremennaya sotsial'naya psikhologiya: teoreticheskie podkhody i piikladnye issledovaniya [Modem Social Psychology: Theoretical Approaches and Applied Research]. 2012, no. 1. pp. 5-19. (hi Russian).
10. Vannia O.V. Sotsiokul'turnaya sreda liclinostnogo vybora studenclieskoy molodezhi [Social and cultural environment of personal choice for student youth]. Trudy laboratorii sotsial'no-hd'turnogo proektirovaniya kafediy sotsial'no-kul'tiimoy deyatel'nosti MGUKI «Sotsial'no-kurtumaya deyatel'nost': poiski, problemv, perspektivy» [Proceedings of Social and Cultural Activity Designing Laboratory of Social and Cultural Activity Department of Moscow State University of Culture "Social and Cultural Activity: Search. Problems. Prospects"]. Moscow. Moscow State University of Culture. 2011. (In Russian).
Received 5 May 2018 Reviewed 1 June 2018 Accepted for press 10 August 2018
Information about tlie author
Giigorieva Elena Ivanovna. Doctor of Cultural Studies. Professor. Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation. Professor of Aits and Artistic Creativity Department. Russian State Social University, Moscow. Russian Federation. E-mail: [email protected]
For citation
Giigorieva E.I. Proektirovanie kak osnova formirovaniya professional'nykli kompetentsiy studentov spetsialiiosti sot-siarno-kul'tumaya deyatel'nost1 [Designing as a basis for forming professional competences of students of social and cultural activity specialty]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki — Tambov University Review. Series: Humanities. 2018, vol. 23. no. 175, pp. 106-113. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-106-113. (In Russian. Abstr. in Engl.).