Научная статья на тему 'Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе'

Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / КИБЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PEDAGOGICAL UNIVERSITY / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROJECT APPROACH / CYBER-ONTOLOGICAL APPROACH IN EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / INTERNET-PROJECT / INTERNET PROJECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обыденкова Валерия Кирилловна

В статье интернет-проектирование представлено как средство реализации проектного, киберонтологического и компетентностного подходов в образовании. На основе анализа федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа» автором выделены компетенции, которые могут быть актуализированы в процессе создания студентами собственных интернет-проектов. К ним относятся следующие компетенции: понимание значимости профессиональной деятельности и готовность к ее осуществлению; готовность и способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию; способность к работе (организации работы) в коллективе; способность к эффективной устной и письменной коммуникации, просветительской деятельности, постановке и решению профессиональных целей и задач, самоорганизации, применению знаний и умений на практике, профессиональной рефлексии; владение культурой информационно-коммуникационной деятельности и способность к реализации проектов, организации и оценке проектной деятельности обучающихся. Для проверки гипотезы автором создан и реализован модуль «Интернет-проектирование» в рамках учебных дисциплин на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Внедрена система компетентностной оценки выполнения интернет-проектов. Результаты эмпирической работы позволили сделать вывод об эффективности интернет-проектирования как формы учебной работы, обеспечивающей формирование названных компетенций у студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обыденкова Валерия Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internet Projecting as Means of Implementing the Federal State Educational Standards in Pedagogical University

The article presents the Internet projecting as a means of implementing the project, cyber-ontological and the competence approaches in education. Based on the analysis of federal state educational standard of higher education in the directions of training “Psychology,” “Psychological and pedagogical education” and “Social work,” the author identified the competencies that can be actualized in the process of creating the students own Internet-projects. They include the following competences: understanding the importance of professional activity and readiness for its implementation; willingness and ability to self-education and professional self-development; ability to work (to organize work) in a team; ability to effective oral and written communication, educational activities, goal setting and achieving professional goals, self-organization, application of knowledge and skills into practice, professional reflection; having the culture of information and communication activities and the capacity to implement projects, to organize and evaluate project activities of students. To test the hypothesis, the author created and implemented a module “Internet-projecting” in the framework of the academic disciplines at the faculty of pedagogics and psychology of Moscow State University of Education. A system of competence evaluation of the implementation of Internet projects is introduced. The results of the empirical work allowed to conclude about the effectiveness of Internet projecting as a form of academic work, ensuring the development of these competences among students of pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе»

Обыденкова В. К. Интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе / В. К. Обыденкова // Научный диалог. — 2017. — № 3. — С. 243—257. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-243-257.

Obydenkova, V. K. (2017). Internet Projecting as Means of Implementing the Federal State Educational Standards in Pedagogical University. Nauchnyy dialog, 3: 243-257. DOI: 10.24224/22271295-2017-3-243-257. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ ЩЗ БИБЛИОТЕКА

^fa hbbaw.ru

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 378.14

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-243-257

и I к I С H ' s PfJHOCXCALS t) IRK" TORY-

интернет-проектирование как средство реализации федеральных государственных образовательных стандартов в педагогическом вузе

© Обыденкова Валерия Кирилловна (2017), аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (Москва, Россия), obydenkovavk@mail.ru.

В статье интернет-проектирование представлено как средство реализации проектного, киберонтологического и компетентностного подходов в образовании. На основе анализа федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлениям подготовки «Психология», «Психолого-педагогическое образование» и «Социальная работа» автором выделены компетенции, которые могут быть актуализированы в процессе создания студентами собственных интернет-проектов. К ним относятся следующие компетенции: понимание значимости профессиональной деятельности и готовность к ее осуществлению; готовность и способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию; способность к работе (организации работы) в коллективе; способность к эффективной устной и письменной коммуникации, просветительской деятельности, постановке и решению профессиональных целей и задач, самоорганизации, применению знаний и умений на практике, профессиональной рефлексии; владение культурой информационно-коммуникационной деятельности и способность к реализации проектов, организации и оценке проектной деятельности обучающихся. Для проверки гипотезы автором создан и реализован модуль «Интернет-проектирование» в рамках учебных дисциплин на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Внедрена система компетентностной оценки выполнения интернет-проектов. Результаты эмпирической работы позволили сделать вывод об эффективности интернет-проектирования как формы учебной работы, обеспечивающей формирование названных компетенций у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: педагогический вуз; федеральный государственный образовательный стандарт; проектный подход; киберонтологический подход в образовании; компетентностный подход; интернет-проект; интернет-проектирование.

1. Введение

Сегодня проектная деятельность выступает как «важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нетрадиционный способ организации образовательного процесса через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез)» [Чопчи-ян, 2006, с. 56—57]. Проектный подход в вузовском образовании предполагает включение студентов в профессиональную деятельность параллельно или в опережение усвоения знаний и умений, заданных образовательной программой, и является эффективным средством их личностного и профессионального развития.

Проект представляет собой «совокупность проблемы, замысла ее решения, средств его реализации и получаемых в процессе реализации результатов» [Лазарев, 2011, с. 35—43]. Е. М. Белякова, Н. М. Воскресенская и А. И. Иоффе отмечают, что проект характеризуется ограниченностью во времени и имеет исследовательский компонент в его выполнении [Белякова и др., 2011, с. 62—67]. Непременным условием организации проектной деятельности является «наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности» [Милютина, 2010, с. 44—47].

В проектной деятельности используется как индивидуальная, так и групповая работа студентов, что способствует приобретению ими коммуникативных навыков и умений, развивает способность работать в команде. Стимулируется их поисковая и творческая активность, инициативность, самостоятельность в принятии профессиональных решений, рефлексия. Все это является ценным ресурсом для современной профессиональной подготовки специалистов в педагогических вузах.

В основе вузовского образования лежит компетентностный подход, который, по словам Л. Н. Боголюбова, «предполагает значительное усиление практической направленности образования» [Боголюбов, 2002], ведь компетенция — динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности [Руководство ..., 2015, с. 8].

Компетентностный подход находит отражение в нормативной документации системы высшего образования. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) студенты педагогических вузов должны приобрести ряд общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Под общекультурными компетенциями (ОК) понимается «стремление и готовность применять с целью адаптации в социуме знания и умения, личные качества, выражающиеся в когнитивной, мотивационной, этической и поведенческой сферах», под общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) — «комбинация знаний и навыков, способностей и готовности самостоятельно, в соответствии с направлением подготовки (специальностью), руководствуясь методами, решать задачи, проблемы и оценивать результат» [Руководство ..., 2015, с. 10—11].

Проектная деятельность способствует формированию обозначенных компетенций у студентов разных направлений подготовки. В связи с этим мы можем говорить о ней как средстве реализации ФГОС ВО.

2. Интернет-проектирование как форма проектной деятельности

Особой формой проектной деятельности выступает интернет-проектирование — «процесс планирования, поэтапного создания и качественного развития тематического интернет-ресурса, направленного на решение определенной социальной или профессиональной проблемы» [Обыденкова, 2016]. Концепция интернет-проектирования основана на проектном и кибе-ронтологическом [Воинова и др., 2012] подходах в образовании. Несмотря на то что все процессы, связанные с созданием интернет-проекта, осуществляются в основном дистанционно, интернет-проектирование способствует актуализации и формированию у студентов ряда значимых компетенций.

В процессе работы над поставленными профессиональными задачами и на этапе презентации готового проекта студентами и преподавателем используются современные информационно-коммуникационные технологии. Это требует технологических умений на уровне как минимум «продвинутого пользователя», высокой информационной культуры, способности к критическому анализу и отбору материала, а также обеспечению собственной безопасности при работе в Интернете. Важную роль играет и библиографическая культура студентов — умение находить нужные источники, оценивать, отбирать из массы достоверные, переосмысливать, свертывать и развертывать содержащуюся в них информацию, использовать ее в различных жизненных ситуациях [Шадрина, 2003]. Несмотря на кажущееся вытеснение традиции обращаться к бумажной литературе

в интернет-проектировании имеет место работа как с электронными источниками, так и с текстами и изображениями на традиционных носителях — к примеру, материалами вузовских лекций или редкими изданиями.

Важно отметить, что выполнение интернет-проекта предполагает коммуникацию студентов как в реальном пространстве, так и в интернет-среде, в которой проявляются их лидерские, организаторские и исполнительские умения, совершенствуется искусство договариваться и совместно находить решение проблем, возникающих на каждом этапе работы. Велика доля и самообразования в процессе интернет-проектирования — поиска и создания материалов для интернет-проекта, получения необходимых навыков. Как правило, студенты сталкиваются с необходимостью более глубокого освоения смежных областей знания для совершенствования содержания своего продукта.

Также специфика выполнения интернет-проектов предъявляет повышенные требования к способности студентов организовывать свою деятельность, эффективно использовать временной ресурс, самостоятельно устанавливать промежуточные сроки работы. В силу наличия в интернет-проектировании компонента свободы и творчества, потенциала к постановке и достижению студентами личностно и профессионально значимых целей оно также способствует повышению их мотивации, развитию готовности к саморазвитию, ответственному выполнению задач.

3. Интернет-проектирование как средство реализации ФГОС ВО

Чтобы подкрепить теоретические представления о значимости интернет-проектирования в контексте вузовского образования, мы проанализировали ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавров — «Психология» [ФГОС 37.03.01], «Социальная работа» [ФГОС 39.03.02], «Психолого-педагогическое образование» [ФГОС 44.03.02] и магистров — «Психология» [ФГОС 37.04.01], «Психолого-педагогическое образование» [ФГОС 44.04.02] с целью определить, актуализации каких компетенций в контексте стандартов будет способствовать интернет-проектирование. Данные направления реализуются на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), а в 2016 году в их рамках был реализован авторский учебный модуль «Интернет-проектирование».

На основе формулировок, представленных во ФГОС ВО, мы приняли обобщенные наименования компетенций, которые могут быть актуализированы у студентов в процессе интернет-проектирования. Результаты данной аналитической работы представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Интернет-проектирование как средство реализации ФГОС ВО по направлениям бакалавриата в педагогическом вузе

№ Обобщенные компетенции, актуализируемые в процессе интернет-проектирования Составляющие обобщенных компетенций (согласно ФГОС ВО по направлениям подготовки бакалавров)

37.03.01 Психология 39.03.02 Социальная работа 44.03.02 Психо-лого-педагогическое образование

1. Понимание значимости профессиональной деятельности, готовность к ее осуществлению _* ОПК-1 ОПК-8

2. Готовность и способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию ОК-7 ОК-7 ОК-7

3. Способность к сотрудничеству и работе (организации работы) в коллективе ОК-6 ОК-6 ОК-6 ОПК-6

4. Способность к эффективной устной и письменной коммуникации ОК-5 ОК-5 ОК-5

5. Способность к просветительской деятельности ПК-12 _ ПК-25

6-7. Способность к постановке профессиональных целей и задач (целеполагание, планирование) ПК-6 ОПК-2 —

8. Способность к самоорганизации ОК-7 ОК-7 ОК-7

9. Способность к применению знаний и умений на практике _ ОПК-6 ПК-16 _

10. Способность к профессиональной рефлексии _ _ ПК-24

11. Владение культурой информационно-коммуникационной деятельности ОПК-1 ОПК-4 ОПК-13

12. Способность к реализации проектов, организации и оценке проектной деятельности обучающихся _ ПК-14 ПК-18 ПК-29

Не отражено во ФГОС ВО.

Данные, приведенные в таблице 1, позволяют заключить, что в процессе интернет-проектирования у студентов бакалавриата может быть актуализировано большинство компетенций по ФГОС ВО.

Таблица 2

Интернет-проектирование как средство реализации ФГОС ВО по направлениям магистратуры в педагогическом вузе

№ Обобщенные компетенции, актуализируемые в процессе интернет-проектирования Составляющие обобщенных компетенций (согласно ФГОС ВО по направлениям подготовки магистров):

37.04.01 Психология 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

1. Понимание значимости профессиональной деятельности, готовность к ее осуществлению _* _

2. Готовность и способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию ОК-3 ОК-3

3. Способность к сотрудничеству и работе (организации работы) в коллективе ОПК-2 ОПК-3 ОПК-11

4. Способность к эффективной устной и письменной коммуникации ОПК-1 ОПК-10

5. Способность к просветительской деятельности _ ОПК-8

6-7. Способность к постановке профессиональных целей и задач _ _

8. Способность к самоорганизации — —

9. Способность к применению знаний и умений на практике _ _

10. Способность к профессиональной рефлексии _ ПК-49

11. Владение культурой информационно-коммуникационной деятельности _ ПК-46

12. Способность к реализации проектов, организации и оценке проектной деятельности обучающихся _ ПК-12

Не отражено во ФГОС ВО

*

Стоит заметить, что некоторые компетенции, несмотря на объективную практическую важность, представлены не во всех проанализированных нами ФГОС ВО.

Компетенции, которые могут быть сформированы в процессе интернет-проектирования, в стандартах для магистерских направлений подготовки отражены в значительно меньшем объеме. Это во многом связано с изменением специфики образования на ступени магистратуры и усилением его научно-исследовательской составляющей. Также вероятно, что обозначенные ранее компетенции предполагается сформировать еще на этапе бакалавриата. Однако сложившаяся практика показывает, что обучение людей в магистратуре редко мотивируется их стремлением к сугубо научно-исследовательской деятельности, а связано с желанием повысить свой уровень образования и профессиональный статус, приобрести компетенции, необходимые для трудовой деятельности. Многие магистры не являются выпускниками направлений «Психология», «Педагогика» или «Социальная работа» и рассматривают магистратуру как способ получения нового образования. Следовательно, ранее они овладели не всеми компетенциями, предусмотренными бакалавриатом по анализируемым нами направлениям, либо овладели ими не в полной мере или без учета специфики психолого-педагогической сферы деятельности. Это позволяет нам говорить о том, что выделенные компетенции бакалавриата можно и необходимо актуализировать также и в магистратуре на новом уровне.

Таким образом, интернет-проектирование обладает потенциалом к формированию не только тех компетенций, которые предусмотрены стандартом конкретного направления подготовки, но и других профессионально значимых компетенций. Рассмотрим, как выделенные компетенции будут проявляться в деятельности студентов при выполнении интернет-проектов (табл. 3).

Таблица 3

Актуализация компетенций студентов в процессе выполнения интернет-проектов

№ Компетенция Проявление в интернет-проектировании

1. Понимание значимости профессиональной деятельности, готовность к ее осуществлению Студенты решают профессионально значимые проблемы в процессе интернет-про ектирования

2. Готовность и способность к самообразованию и профессиональному саморазвитию Студенты приобретают новые ресурсы (знания, умения, навыки, компетенции, качества) в процессе интернет-проектирования

Продолжение табл. 3

№ Компетенция Проявление в интернет-проектировании

3. Способность к сотрудничеству и работе (организации работы) в коллективе Студенты выполняют интернет-проекты в совместной деятельности, а также привлекают к ней других людей — студентов, преподавателей, специалистов-практиков

4. Способность к эффективной устной и письменной коммуникации Студенты эффективно решают поставленные в интернет-проектировании задачи в процессе устной и письменной коммуникации, в том числе взаимодействуя с целевой аудиторией интернет-проектов

5. Способность к просветительской деятельности Студенты используют профессиональные знания для психолого-педагогического просвещения целевой аудитории интернет-проектов

6. Способность к постановке и решению профессиональных целей и задач (целеполагание) Студенты ставят цели и описывают ожидаемый результат интернет-проекта, сверяясь с ними и при необходимости совершенствуя их на каждом этапе деятельности

7. Способность к постановке и решению профессиональных целей и задач (планирование) Студенты ставят конкретные задачи интернет-проектирования и реализуют интернет-проект по заранее разработанному плану, при необходимости совершенствуя план в процессе деятельности

8. Способность к самоорганизации Студенты эффективно распределяют роли, время и нагрузку при работе над интернет-проектом, каждый студент осуществляет самоконтроль своей деятельности

9. Способность к применению знаний и умений на практике Студенты используют профессиональные знания, умения, навыки и компетенции в процессе интернет-проектирования

10. Способность к профессиональной рефлексии Студенты осуществляют рефлексию на каждом этапе интернет-проектирования, определяют преимущества и недостатки в собственной работе и интернет-проекте

11. Владение культурой информационно-коммуникационной деятельности Студенты владеют навыками эффективного поиска, отбора и переработки информации, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет, и критически подходят к восприятию новой информации

Окончание табл. 3

№ Компетенция Проявление в интернет-проектировании

12. Способность к реализации проектов, организации и оценке проектной деятельности обучающихся Студенты на собственном опыте овладевают умением реализовывать проекты, организовывать и оценивать проектную деятельность

4. Инструментарий исследования

В течение II семестра 2015—2016 и I семестра 2016—2017 учебных годов мы организовали интернет-проектирование на факультете педагогики и психологии МИГУ среди обучающихся бакалавриата и магистратуры. В работе приняли участие 75 студентов, которые в микрогруппах выполнили суммарно 26 интернет-проектов на базе социальных сетей интернет-среды «ВКонтакте», «Instagram» и <^асеЬоок». Для определения эффективности интернет-проектирования мы создали систему компетент-ностной оценки выполнения интернет-проектов, применяемую по итогам семестровой работы студентов [Компетентностная оценка ...]. Она представляет собой опросник из 46 позиций, объединенных в 12 блоков, которые соответствуют каждой выделенной нами компетенции. В каждом блоке преподавателю необходимо определить, насколько та или иная компетенция проявлялась в деятельности проектной микрогруппы, и оценить по шкале от 0 до 3 баллов как минимум три позиции. Приведем пример: «Решение задач посредством письменной коммуникации по сети Интернет: 0 баллов — письменная коммуникация в микрогруппе приводит к снятию поставленных задач; 1 балл — <...> не приводит к решению поставленных задач; 2 балла — <...> приводит к решению поставленных задач в отсроченной перспективе; 3 балла — <.> приводит к решению поставленных задач в текущий момент».

5. Выводы

Оценив работу всех проектных микрогрупп, мы рассчитали процент фактической актуализации компетенций от максимально возможного (табл. 4) и получили за редким исключением высокие результаты, позволяющие сделать вывод об эффективности интернет-проектирования для формирования у студентов выделенных компетенций.

Основываясь на полученных результатах, мы считаем, что реализация интернет-проектирования в педагогическом вузе позволяет не только осуществить более глубокое овладение компетенциями, заложенными

Таблица 4

Актуализация компетенций студентов педагогического вуза в процессе выполнения интернет-проектов

Наименование интернет-проекта Актуализация компетенций (в %)

1* 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

FIESTA! 0 94,4 95,2 57,1 0 88,9 88,9 100 66,7 88,9 77,8 72,5

М.И.Р. 100 100 85,7 90,5 44,4 88,9 88,9 100 100 100 77,8 87,7

Share your happiness 55,6 44,4 42,9 9,5 0 55,6 55,6 100 0 33,3 55,6 39,9

Родителям о подростках 100 88,9 71,4 85,7 77,8 94,4 44,4 33,3 100 100 83,3 82,6

Надежда, вера, любовь 100 100 100 100 44,4 88,9 55,6 100 100 100 83,3 89,9

Carmina 100 100 100 100 44,4 94,4 33,3 100 100 100 88,9 89,9

Вожатик 100 72,2 90,5 85,7 77,8 94,4 22,2 100 100 100 83,3 83,3

HandsHearts 0 100 100 90,5 0 77,8 88,9 100 0 100 88,9 78,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сделай свой день! 88,9 100 95,2 90,5 0 94,4 100 100 0 100 88,9 86,2

Your Profession Choice 100 94,4 85,7 85,7 77,8 83,3 100 100 100 100 88,9 89,9

Дистанци-онн. курсы подготовки вожатых 66,7 72,2 85,7 81,0 33,3 61,1 11,1 33,3 100 100 88,9 71,0

Исследоват. работа психолога 88,9 94,4 95,2 95,2 77,8 77,8 55,6 100 100 100 88,9 88,4

Psy_Wd 100 100 95,2 90,5 100 94,4 88,9 100 100 100 88,9 94,9

Психология успешного человека 88,9 100 95,2 85,7 77,8 72,2 11,1 100 66,7 100 66,7 80,4

Дети с трудностями в обучении 100 100 57,1 90,5 100 72,2 100 100 100 100 83,3 86,2

Ты не один 88,9 88,9 95,2 90,5 66,7 66,7 55,6 100 100 100 88,9 84,8

Психологич. лекторий 100 88,9 85,7 71,4 77,8 83,3 66,7 100 100 55,6 88,9 81,9

Окончание табл. 4

Наименование интернет-проекта Актуализация компетенций (в %)

1* 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Мастерская Души 88,9 94,4 95,2 81,0 100 66,7 11,1 66,7 100 100 88,9 82,6

Наука быть в духе 88,9 94,4 90,5 90,5 100 100 100 100 100 88,9 94,4 94,2

Все из-за меня? Это не так! 88,9 88,9 81,0 76,2 44,4 77,8 77,8 66,7 66,7 77,8 88,9 79,0

МегаПси (Работа для психологов) 88,9 94,4 95,2 90,5 44,4 66,7 66,7 66,7 66,7 100 83,3 82,6

Организац. психология для всех 77,8 94,4 81,0 71,4 77,8 55,6 0 66,7 100 77,8 61,1 69,6

Психология спорта 77,8 94,4 95,2 76,2 55,6 50 0 66,7 66,7 88,9 72,2 71,7

Вопросы и ответы лагерного сезона 100 88,9 100 85,7 88,9 83,3 55,6 100 100 88,9 94,4 89,1

Backpacker 100 88,9 85,7 81,0 66,7 66,7 22,2 100 100 100 94,4 81,2

Компетентный роди-тель.ги 100 100 85,7 76,2 77,8 100 100 100 100 88,9 94,4 91,3

Среднее 84,2 91,5 87,9 81,9 59,8 79,1 57,7 88,5 82,1 91,9 84,0 81,9

"Соответствующие наименования компетенций представлены в табл. 1.

в программу конкретной дисциплины и стандарт направления подготовки, но также значительно расширяет круг компетенций, приобретаемых студентами в процессе обучения.

Источники и принятые сокращения

1. Компетентностная оценка выполнения интернет-проектов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://docs.google.eom/forms/d/e/1FAIpQLSfOhGK5Ux kKTNWbR9UiSiVPHbOzagzTNm16P9tcz14AqpQNiw/viewform.

2. Руководство по проектированию и разработке основных профессиональных образовательных программ, реализующих ФГОС ВО / [сост. А. Н. Тритенко, С. А. Петракова, И. А. Рахимова, Л. А. Берсенева] ; Министерство образования и науки РФ, Вологод. гос. ун-т. — Вологда : ВоГУ, 2015. — 210 с.

3. ФГОС 37.03.01 — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — 2014. — Режим доступа : http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/370301_Psihologiya.pdf.

4. ФГОС 37.04.01 — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvom/370401.pdf.

5. ФГОС 39.03.02 — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — 2016. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/390302.pdf.

6. ФГОС 44.03.02 — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf.

7. ФГОС 44.04.02 — Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]. — 2016. — Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf.

Литература

1. Белякова Е. М. Проектная деятельность в образовании / Е. М. Белякова, Н. М. Воскресенская, А. И. Иоффе // Проблемы современного образования. —

2011. — № 3. — С. 62—67.

2. Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения / Л. Н. Боголюбов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 9. — С. 22—33.

3. Воинова О. И. Киберонтологический подход в образовании : монография / О. И. Воинова, В. А. Плешаков / под ред. В. А. Плешакова. — Норильск : НИИ,

2012. — 244 с.

4. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании / В. С. Лазарев // Проблемы современного образования. — 2011. — № 6. — С. 35—43.

5. Милютина Н. В. Готовность будущего социального работника к организации проектной деятельности с молодежью : содержание, структура / Н. В. Милютина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2010. — № 9. — Т. 89. — С. 44—47.

6. Обыденкова В. К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессиональной подготовки студентов вуза [Электронный ресурс] / В. К. Обыден-

кова // Интернет-журнал «Мир науки». — 2016. — Т. 4. — № 6. — Режим доступа : http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf.

7. Сапугольцева М. А. Дизайн-проектная деятельность в профессиональной социализации личности студента университета / М. А. Сапугольцева, В. Ю. Са-пугольцев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2014. — № 5. — С. 227—232.

8. Чопчиян Е. А. Подходы к организации проектной деятельности обучающихся / Е. А. Чопчиян // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 11. — С. 56—57.

9. Шадрина В. Н. Библиографическая культура исследователя и педагогические методы ее формирования : диссертация ... кандидата педагогических наук / В. Н. Шадрина. — Краснодар, 2003. — 222 с.

Internet Projecting as Means of Implementing the Federal State Educational Standards in Pedagogical University

© Obydenkova Valeriya Kirillovna (2017), post-graduate student, Department of Social Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Education (Moscow, Russia), obyden-kovavk@mail.ru.

The article presents the Internet projecting as a means of implementing the project, cyber-ontological and the competence approaches in education. Based on the analysis of federal state educational standard of higher education in the directions of training "Psychology," "Psychological and pedagogical education" and "Social work," the author identified the competencies that can be actualized in the process of creating the students own Internet-projects. They include the following competences: understanding the importance of professional activity and readiness for its implementation; willingness and ability to self-education and professional self-development; ability to work (to organize work) in a team; ability to effective oral and written communication, educational activities, goal setting and achieving professional goals, self-organization, application of knowledge and skills into practice, professional reflection; having the culture of information and communication activities and the capacity to implement projects, to organize and evaluate project activities of students. To test the hypothesis, the author created and implemented a module "Internet-projecting" in the framework of the academic disciplines at the faculty of pedagogics and psychology of Moscow State University of Education. A system of competence evaluation of the implementation of Internet projects is introduced. The results of the empirical work allowed to conclude about the effectiveness of Internet projecting as a form of academic work, ensuring the development of these competences among students of pedagogical university.

Key words: pedagogical university; federal state educational standard; project approach; cyber-ontological approach in education; competence approach; Internet-project; Internet projecting.

Material resources

Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniyapo naprav-leniyu podgotovki 37.03.01 Psikhologiya (uroven' bakalavriata). 2014. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/370301_Psihologiya.pdf. (In Russ).

Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po naprav-leniyu podgotovki 37.04.01 Psikhologiya (uroven' magistratury). 2015. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/370401.pdf. (In Russ).

Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 39.03.02 Sotsialnaya rabota (uroven' baka-lavriat). 2016. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/390302. pdf.(In Russ).

Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye (uroven'bakalavriata). 2015. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos-vob/440302.pdf. (In Russ).

Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.04.02 Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye (uroven' magistratury). 2016. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgosvom/440402.pdf. (In Russ).

Kompetentnostnaya otsenka vypolneniya internet-proektov. Available at: https://docs.

google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfOhGK5UxkKTNWbR9UiSiVPHbOzag zTNm16P9tcz14AqpQNiw/viewform. (In Russ).

Tritenko, A. N., Petrakova, S. A., Rakhimova, I. A., Berseneva, L. A. 2015. Rukovodstvo po proektirovaniyu i razrabotke osnovnykh professionalnykh obrazovatel-nykh programm, realizuyushchikh FGOS VO. Ministerstvo obrazovaniya i nauki RF. Vologda: VolGU. (In Russ).

References

Belyakova, E. M., Voskresenskaya, N. M., Ioffe, A. I. 2011. Proektnaya deyatelnost' v obrazovanii. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 3: 62—67. (In Russ).

Bogolyubov, L. N. 2002. Bazovyye sotsialnyye kompetentsii v kurse obshchestvove-deniya. Prepodavaniye istorii i obshchestvoznaniya v shkole, 9: 22—33. (In Russ).

Chopchiyan, E. A. 2006. Podkhody k organizatsii proektnoy deyatelnosti obuchayu-shchikhsya. Sredneyeprofessionalnoye obrazovaniye, 11: 56—57. (In Russ).

Lazarev, V. S. 2011. Novoye ponimaniye metoda proektov v obrazovanii. Problemy sovremennogo obrazovaniya, 6: 35—43. (In Russ).

Milyutina, N. V. 2010 Gotovnost' budushchego sotsialnogo rabotnika k organizatsii proektnoy deyatelnosti s molodezhyu: soderzhaniye, struktura. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 9 (89). 44—47. (In Russ).

Obydenkova, V. K. 2016. Opredeleniye ponyatiya «internet-proekt» v kontekste pro-fessionalnoy podgotovki studentov vuza. Internet-zhurnal Mir nauki 4 (6). Available at: http://mir-nauki.com/PDF/75PDMN616.pdf. (In Russ).

Sapugoltseva, M. A., Sapugoltsev, V. Yu. 2014. Dizayn-proektnaya deyatelnost' v profes-sionalnoy sotsializatsii lichnosti studenta universiteta. Vestnik Orenburgsk-ogo gosudarstvennogo universiteta. 5: 227—232. (In Russ).

Shadrina, V. N. 2003. Bibliograficheskaya kultura issledovatelya i pedagogicheskiye metody ee formirovaniya: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Krasnodar. (In Russ).

Voinova, O. I., Pleshakov, V. A. 2012. Kiberontologicheskiy podkhod v obrazovanii: monografiya. Norilsk: NII. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.