Научная статья на тему 'Проектная деятельность как технология развития ключевых компетенций будущих специалистов'

Проектная деятельность как технология развития ключевых компетенций будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
611
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Е. О.

Рассматриваются вопросы использования метода проектов в процессе воспитательной деятельности учреждений профессионального образования. Представлена роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций. Показаны возможности оценки и эффективность применения социального проектирования во внеучебной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как технология развития ключевых компетенций будущих специалистов»

1. Полушкин И.А., Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Диалоговые технологии гражданского образования. Научная монография. Самарский научный Центр «Диалог культур», МОУ гимназия №11 г. Самары - ассоциированная школа ЮНЕСКО. Самара, 2004. - 174 с.

2. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать / 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 448 с.

3. Культура русской речи: учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяева. -М.: Норма, 2005. - 560 с.

4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. - М., 2007.

Поступила в редакцию 12/II/2009; в окончательном варианте - 15/III/2009.

UDC: 801 (075,8)

EFFECTIVENESS OF THE USE OF ACTIVE FORMS OF STUDY POLEMICAL SKILL IN TECHNICAL UNIVERSITY N.K. Studennikova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: kimovna1954@yandex.ru

The article explains the topicality of study of students of technical universities dialogical forms of communication. The role and place of active forms of learning polemical skills by students of technical profile in the training course “Russian language and culture of speech. ” We consider the traditional and innovative teaching techniques of learning ofpolemical skill. Key words: teaching students, polemical skills, active forms of teaching.

Original article submitted 12/II/2009; revision submitted - 15/III/2009.

Nadejda K. Studennikova Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy

УДК 378

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Е.О. Тарасова1

Самарский государственный технический университет (филиал в г. Сызрани),

446001, Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: eot66@yandex.ru

Рассматриваются вопросы использования метода проектов в процессе воспитательной деятельности учреждений профессионального образования. Представлена роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций. Показаны возможности оценки и эффективность применения социального проектирования во внеучебной работе.

Ключевые слова: проектная деятельность, ключевые компетенции, метод проектов.

Основной задачей модернизации образования в России является повышение качества образования. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

1 Елена Олеговна Тарасова, ст. преподаватель, каф. педагогики и управления социальными системами

Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии, одной из которых является метод проектов. Он нацелен на развитие способностей, обладая которыми, будущий специалист оказывается более приспособленным к жизни, умеет ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в команде.

Понятие «проект» - многоплановое. В менеджменте оно означает в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов, а в узком - планирование новой для организации деятельности, ограниченной по срокам и ресурсам.

В современной педагогике под проектом подразумевается специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; под методом проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В большинстве учреждений среднего и высшего профессионального образования существуют курсовое проектирование и дипломные проекты.

Одной из форм проектной деятельности является «социальный проект». Социальное проектирование - это разработка и реализация общественно значимой деятельности, представленной как комплекс отдельных шагов. Социальный проект всегда направлен на решение какой-либо важной для определенной категории населения проблемы. Он предусматривает четкую постановку целей и задач, конкретные методы выполнения и ожидаемые результаты, поддающиеся измерению.

Социальное проектирование сегодня можно с успехом использовать в учебных заведениях в рамках воспитательного процесса. В виде проекта можно представить любое мероприятие, которое проводится в учреждениях профессионального образования в ходе внеучебной деятельности: фестиваль «Студенческая весна», спартакиаду, субботник, посвящение в студенты, визит в детский дом и многое другое. Специально организованные конкурсы проектов могут проходить в рамках факультетов и образовательного учреждения в целом. Студенческие коллективы могут участвовать также в конкурсах проектов разного уровня: городских, региональных, всероссийских, конкурсах отдельных организаций и ведомств.

Проектную деятельность следует рассматривать с различных позиций.

Прежде всего, метод проектов - это одна из эффективных технологий развития ключевых компетенций будущих профессионалов. Проектная деятельность - среда, в которой ключевые компетенции формируются и могут быть оценены. При работе над проектом получают развитие следующие компетенции:

1. Умение решать проблемы. Здесь появляется исключительная возможность формирования у студентов компетентности решения социально значимых проблем. Необходимость решения проблем возникает на всех этапах проектной деятельности: при подготовке, сборе информации, в ходе презентации, непосредственной деятельности, оценки результатов и т.д.

2. Компетенции в области коммуникации и жизни в многокультурном обществе. В процессе подготовки и реализации проекта обучающийся выстраивает систему взаимоотношений с различными людьми. Это могут быть:

— доноры, предоставляющие средства для реализации проекта (в общении с ними необходимо умение презентовать, аргументировать свою точку зрения);

— партнеры по реализации проекта (умение сотрудничать, работать в команде);

— лица, получающие помощь по проекту (толерантность, способность понимать различия, взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий, убеждений, уважение друг другу).

3. Информационная компетенция. На подготовительном этапе это умение найти необходимую информацию о конкурсе проектов, об организации, готовой поддержать идею, о возможных партнерах.

На этапе составления проекта необходимо уметь оценить имеющуюся информацию с точки зрения ее полезности для проекта, а предложенные идеи - с точки зрения их реальности, подобрать необходимые данные для подтверждения актуальности проблемы, выбрать главное и сформулировать в виде заявки.

На этапе реализации проекта - способность быстро обрабатывать поступающую информацию, вести мониторинг; на этапе подведения итогов - умение оценить результаты, проанализировать сильные и слабые стороны проекта, собственного участия в нем, представить проект в СМИ.

4. Социальная компетенция. В ходе проектной деятельности у студентов и учащихся проявляется способность брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты, участвовать в функционировании и совершенствовании демократических общественных институтов. При работе над социальным проектом молодые люди развивают навыки самостоятельной деятельности и гражданской активности. В их отношениях со взрослыми происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность). Проектная деятельность способствует развитию органов студенческого самоуправления.

5. Компетенции, связанные с формированием способности постоянного самообразования. В настоящее время каждый профессионал должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Это является основой непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижения успеха в личной и общественной жизни. Работа над проектом помогает развить качества и умения, влияющие на процесс самообразования:

— рефлексия; анализ объективных и субъективных причин успехов и неудач проекта, последствий деятельности, поведения людей и собственных действий позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в социуме;

— когнитивные умения: осуществлять управленческую деятельность (планировать, организовывать, контролировать, мотивировать), объективно оценивать процесс и результат проектирования, продукт своей деятельности и себя в ней, сравнивать полученный результат с ожидаемым, выбирать, аргументировать выбор и предусмотреть последствия;

— способность к саморегуляции, которая предполагает целеполагание, выбор оптимальных условий деятельности, разработку и реализацию программы собственных действий, корректировку деятельности с учетом промежуточных результатов.

Роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций обучающихся подтверждается результатами исследования.

В первом случае было опрошено 24 студента среднеспециальных учебных заведений и филиала СамГТУ в г. Сызрани, которые активно участвовали в разработке и реализации социально значимых проектов в своих образовательных учреждениях.

Отвечая на вопрос, какие знания и умения они приобрели в процессе участия

в проектной деятельности, респонденты отметили: знание особенностей организаторской деятельности - 66,7%; умение решать задачи - 62,5%; умение работать в команде - 54,2%; творческий подход к делу - 50%; умение влиять на окружающих -41,7%; умение работать с группой - 37,5%; умение управлять собой - 29,6%; умение координировать свою и чужую работу - 8,3%. Получив опыт участия в социальном проектировании, 87,5% опрошенных применили его в своем учебном заведении, 62,5% - в кругу друзей, 12,5% - при организации городских мероприятий.

В следующем анкетировании респондентами были 39 учащихся и студентов учреждений профессионального образования г. Сызрани, которые участвовали в долгосрочном социальном проекте «Мы выбираем будущее». Целью проекта являлось создание системы эффективной профилактики негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения молодых людей в социально значимую деятельность и развития системы студенческого самоуправления.

В отчетах по результатам проекта участники отметили, что они получили опыт: составлять, разрабатывать проекты (64%); организовывать мероприятия (49%); выявлять проблемы и находить решения (46%); координировать, организовывать и планировать свою деятельность (38%); отстаивать свою точку зрения, правильно формулировать свои мысли (33%); анализировать ситуации (26%); слушать других (23%); свободнее чувствовать себя на сцене (21%). Получили навыки: общения (44%); разрешения конфликтов (35%); работы в команде (28%); ведения группы, руководства людьми (23%).

Об этом же свидетельствуют экспертные оценки руководителей образовательных учреждений, которые принимали участие в данном проекте:

«Участие в реализации проекта позволило выявить актив колледжа, обладающий потенциалом для участия в общественной деятельности, изучить отношение студентов к деятельности органов студенческого самоуправления, увидеть проблемы и перспективы дальнейшего развития студенческого самоуправления в Губернском колледже. Благодаря участию в реализации проекта студентам удалось самим спроектировать деятельность органа самоуправления, популяризировать деятельность студсовета в молодежной среде, привлечь к его деятельности большее количество студентов. Участие в профильной смене в рамках данного проекта позволило студентам приобрести опыт социального проектирования, который был использован в создании собственных проектов». (Директор Губернского колледжа Марфин С.Г.)

Участие в проекте «дало возможность раскрыть способности приблизительно 50 студентам, научить их эффективной работе со своими сверстниками. В результате мы получили два работоспособных коллектива: студенческий профком и студсовет, которые постоянно участвуют в общественной жизни техникума и города, самостоятельно могут работать над какой-либо программой, являются генераторами идей в студенческой жизни». (Директор политехнического техникума Котяев П.В.)

Участники проекта «приобрели положительные качества лидера и организатора, проявили в полной мере свои творческие способности, стали более настойчивыми в решении студенческих проблем. Студсовет техникума приобрел авторитет среди студентов, он активнее участвует в жизни учебного заведения». (Директор СМТТ Русина Г.Н.)

Из отчета координатора проекта: «В ходе реализации проекта 250 студентов среднеспециальных и высших учебных заведений г. Сызрани приобрели навыки конструктивного поведения (преодоления стрессовых ситуаций, разрешения конфликтов, совершенствования внутреннего самоконтроля), развили свои социально значимые умения (эффективно взаимодействовать с окружающими, сотрудничать,

работать в команде), научились эффективно решать проблемы, узнали об особенностях организаторской деятельности, познакомились с технологией и средствами реализации проекта».

Метод проектов как технология развития ключевых компетенций обладает целым рядом достоинств в области оценки.

1. Он позволяет оценить уровень сформированности компетенции в «естественной среде».

2. Дает возможность зафиксировать этап индивидуального развития каждого участника проекта, т.е. некоторое приращение в уровне сформированности той или иной компетенции.

3. Четкое формулирование целей и задач, пошаговая структура, планирование результатов позволяют проводить мониторинг на каждом этапе проектной деятельности. Причем критерии и объект оценки конкретно определены и заранее известны.

Оценка сформированности той или иной компетенции происходит через оценку проектной деятельности. Следует выделить два способа, которые можно применить для оценки участия в проектной деятельности.

Во-первых, это оценка этапов работы над проектом. Можно обозначить следующие этапы:

1) поисковый, который включает поиск и анализ проблемы, определение темы и постановку цели проекта. На данном этапе существуют определенные критерии оценки. К ним относятся: актуальность, значимость проблемы; достижимость, из-меряемость и конкретный срок, установленный для достижения целей.

2) аналитический, предполагающий сбор, изучение и анализ имеющейся информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта, анализ необходимых и имеющихся ресурсов. Здесь оценивается: насколько полно представлена информация по данной теме, разумно выбраны и ясно описаны мероприятия в рамках проекта, выдержана логическая цепочка: проблема => цель => задача => метод.

3) практический, в который входят выполнение запланированных действий, текущий контроль качества, внесение (при необходимости) изменений в деятельность. Оценка этого этапа представляет собой ответы на вопросы: в каком объеме выполнены запланированные действия, каков план оценки степени достижения целей и методов работы в процессе выполнения проекта, какие способы анализа будут применяться (анкетирование, экспертиза, тесты).

4) презентационный, который содержит презентацию проекта и изучение возможностей использования результатов проекта в дальнейшем. Здесь оценивается способность ярко, полно и доступно представить свой проект, реально рассмотреть перспективы его развития.

5) контрольный, охватывающий анализ результатов выполнения проекта и оценку качества выполнения проекта. Критериями оценки здесь служит то, насколько результаты соответствуют поставленным задачам (результат - решение задачи), какие изменения произошли в результате выполнения проекта, можно ли их оценить количественно, каков вклад каждого участника проекта.

Во-вторых, это оценка описания проекта. При проведении конкурсов социальных проектов оценивается не сам проект, а заявка, т.е. краткое описание проблемы и действий по ее разрешению. Здесь очень важно заранее представить участникам те критерии, по которым будет оцениваться проект. Соответствие пунктов и содержа-

ния заявки критериям конкурса позволяет наиболее адекватно оценить представленные проекты.

Как правило, любая заявка содержит следующие пункты: аннотация или резюме (краткое содержание проекта); постановка проблемы или обоснование потребностей; цель и задачи проекта; деятельность по проекту; результаты проекта; оценка результатов; устойчивость проекта (дальнейшее финансирование); бюджет проекта.

При рассмотрении заявок чаще всего оцениваются:

— соответствие проекта приоритетным направлениям конкурса;

— актуальность проекта для той территории (учебного заведения), где предполагается его реализация;

— новизна и оригинальность подходов к решению задач проекта;

— вовлечение значительного числа участников, в том числе в качестве добровольцев, в реализацию проекта;

— экономическая целесообразность и реалистичность проекта;

— четкость, адекватность механизма оценки результатов проекта;

— конкретные значимые результаты, возможность тиражирования опыта;

— привлечение дополнительного финансирования для выполнения проекта от коммерческих фирм и организаций, от частных лиц;

— взаимодействие с администрацией, педагогами, представителями других организаций при реализации проекта.

В ходе оценки проекта часто используется мониторинг. В процессе мониторинга руководитель проекта (педагог, куратор) собирает информацию о соблюдении графика работы, поступлении ресурсов и о других, внешних по отношению к проекту, условиях, проверяет, достигнуто ли задуманное. По этим данным в любой момент можно узнать, выполняется ли проект в соответствии с планом. Однако мониторинг

- лишь один источник информации, и он является частью оценки. Эти различия можно увидеть в табл. 1.

Таблица 1

Различия мониторинга и оценки

Мониторинг Оценка

І.Отвечает на вопрос «Правильно ли проект реализуется?». 2. Проводится непрерывно. 3. Проект принимается в существующем виде без изменений. 4. Запланированная деятельность и результаты сравниваются с фактическими. 5. Полученная информация используется для совершенствования работы по проекту. 1. Отвечает на вопрос «Правильный ли проект реализуется?». 2. Проводится на ключевых этапах реализации проекта. 3. Проект подвергается анализу с целью совершенствования. 4. Анализируются причины достижений, а не сами достижения. 5. Полученная информация может использоваться как для совершенствования работы по данному проекту, так и для уточнения планов на будущее.

Важно выстроить план оценки уже в заявке и начать оценивать проект с самого старта. Очень трудно оценивать проект, когда работа близка к завершению, так как к этому моменту ряд ценных данных о ходе проекта может быть упущен или забыт.

Проектную деятельность можно рассматривать как способ развития социальной активности будущих специалистов. На наш взгляд, для воспитания социально активной личности необходимы три важных условия:

1. Развить активность можно только в процессе конкретной самостоятельной деятельности.

2. Данная деятельность должна носить социально значимый характер.

3. Наиболее эффективной является совместная деятельность педагогов и учащихся на основе сотрудничества, взаимопомощи и равноправного партнерства.

Все эти условия можно совместить с помощью метода проектов. Во-первых, проектная деятельность всегда носит конкретный характер и предусматривает самостоятельные действия студентов при минимальной помощи педагогов. Во-вторых, она предполагает решение какой-то социально значимой проблемы. В-третьих, разработать, оформить и реализовать хороший проект можно только совместно с педагогом.

Особенности этого взаимодействия представлены в табл. 2.

Таблица 2

Модель взаимодействия «педагог-учащийся (студент)» при работе над проектом

Педагог Учащийся

1. Консультирует: - провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности; - удерживается от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся (студенты) «делают что-то не то»; - помогает учащимся соизмерять свои желания и возможности. 2. Мотивирует: - проектную деятельность, создающую ситуацию выбора и самоопределения. 3. Наблюдает и оценивает: - продукт проектной деятельности; - психо лого-педагогический эффект; - формирование личностных качеств; - рефлексию, самооценку, умение делать осознанный выбор и осмысливать его последствия. 1.Выбирает (принимает решения). 2. Выстраивает систему взаимоотношений: - с членами команды; - с педагогом-консультантом; - со взрослыми людьми (участниками проекта, донорами и т.п.) и сверстниками в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи. 3. Оценивает: - информацию с позиций ее полезности для проекта; - предложенные идеи с позиций их реалистичности; - продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. 4. Организует: - свое время и деятельность; - отдельные мероприятия в рамках проекта; - своих сверстников на выполнение конкретных дел.

Таким образом, участие в социальных проектах позволяет решить актуальные задачи профессионального образования, является важным и необходимым элементом личностного и профессионального роста будущих специалистов. Проектная деятельность способствует развитию студенческого самоуправления, позволяет создать условия для формирования активной жизненной позиции молодых людей. Знания и умения, полученные в ходе реализации проектов, помогают развить у студентов навыки позитивного лидерства: ответственности, инициативности, умения вести за собой, организовывать себя и других. Все это дает возможность повысить конкурентоспособность студентов и поможет им быстрее адаптироваться в современном обществе.

1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара, 2003.

2. Тарасова Е.О. Как написать и реализовать проект: учеб.-метод. пособие / Е.О. Тарасова.

- Сызрань, 2004.

Поступила в редакцию 11/II/2009; в окончательном варианте - 11/III/2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC: 378

PROJECT ACTIVITY AS A TECHNOLOGY DEVELOPMENT KEY IN FUTURE

EXPERTS

E.O. Tarasova

Samara State Technical University, Syzran Branch 45 Sovetskaya str., Syzran, Samara region, 446001 E-mail: eot66@yandex. ru

There are studied questions of the use of project method in educational institutions for vocational education. We present the role of project activities in the formation of core competencies. The possibilities of evaluation and effectiveness of social engineering in extracurricular activities are shown.

Key words: project activities, core competencies, the project method.

Original article submitted 11/II/2009; revision submitted - 11/III/2009.

Elena O. Tarasova Senior Lecturer, Dept. Pedagogy and Social Systems Management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.