Научная статья на тему 'Эффективность использования активных форм обучения полемическому мастерству в техническом вузе'

Эффективность использования активных форм обучения полемическому мастерству в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
647
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ПОЛЕМИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Студенникова Н. К.

В статье обосновывается актуальность изучения студентами технических вузов диалогических видов общения. Показаны роль и место активных форм обучения полемическому мастерству студентов технического профиля в учебном курсе «Русский язык и культура речи». Рассматриваются традиционные и инновационные методики обучения полемическому мастерству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования активных форм обучения полемическому мастерству в техническом вузе»

самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности. Задачей каждого преподавателя - менеджера учебного процесса становится обучение студентов работе в режиме самообразования, удовлетворение потребности личности в знаниях, позволяющих ей адаптироваться в современном мире. Реализация компетентностного подхода в обучении невозможна без повышения роли самостоятельной работы студентов и усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, воспитание их творческой активности и инициативы. Студент должен стать активной фигурой учебного процесса, необходимо включать его в активную учебную деятельность, стимулировать его профессиональный рост.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гагаринская Г.П., Гарькин В.П., Живицкая Е.Н., Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В. Ком-петентностный подход: пути реализации / Г.П. Гагаринская, В.П. Гарькин, Е.Н. Живицкая, О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова. - Самара: Универс групп, 2008. - 258 с.

2. Морева Н.А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: ACADEMIA, 2005. - 428 с.

3. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 142 с.

4. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса / В.А. Белогурова. - М.: Медицина, 2003. - 296 с.

5. Трофимова И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов / И.А. Трофимова. - СПб., 2001. - 222 с.

6. 6. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов / П.Г. Буга. - М.: Изд-во Московского университета, 1993. - С.23.

Поступила в редакцию 13/II/2009; в окончательном варианте - 25/III/2009.

UDC: 378(2)

ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF THE INDEPENDENT WORK OF STUDENTS WITHIN THE FGOS VPO

N. V. Solovova1, O. Y. Kalmykova2 Samara State University 4 Ak. Pavlova str., Samara, 443011 2Samara State Technical University 244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100 E-mail: oukalmiykova@mail. ru

The author analyzes the principles of organization and management of students’ independent work under the FGOS VPO. Implementation in the learning process of innovative educational technologies with high shares of self-study requires a qualitative methodological support and high level of organization and management.

Key words: students, independent work, innovative educational technologies.

Original article submitted 13/II/2009; revision submitted - 25/III/2009.

Natalya V. Solovova (Ph.D., Associate Professor), Associate Professor, Dept. Theory and Methodology of Vocational Education. Olga Y. Kalmykova, (Ph.D., Associate Professor), Associate Professor, Dept. General and Inorganic Chemistry.

УДК 801 (075,8)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЕМИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Н.К. Студенникова1 E-mail: kimovna1954@yandex.ru

В статье обосновывается актуальность изучения студентами технических вузов диалогических видов общения. Показаны роль и место активных форм обучения полемическому мастерству студентов технического профиля в учебном курсе «Русский язык и культура речи». Рассматриваются традиционные и инновационные методики обучения полемическому мастерству.

Ключевые слова: обучение студентов, полемическое мастерство, активные формы обучения.

Мир, в котором живет современный человек, соткан из противоречий, поэтому он более полемичен, чем когда-либо прежде. Будущее человека в значительной степени зависит от его умения организовать, сделать жизненной ценностью плодотворное и эффективное общение в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности: в политике, бизнесе, науке, между поколениями, представителями разных культур и т.д. Именно общение составляет сущность процессов коммуникации, в том числе и речевых.

В демократическом обществе решение многих проблем современности возможно только через открытый и гласный обмен мнениями, широкий общественный диалог, гражданское согласие. Широкое обсуждение различных проблем является важнейшим условием самого существования демократического общества, основой его каждодневного функционирования, затрагивающего интересы всего общества или какой-либо его части. Оно может уберечь общество от неправильных решений, ущемляющих интересы отдельных его слоев, групп населения.

Человечество осознало простой и очевидный факт: лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют доказательств. Но большая часть наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии и полемики).

Жизнь человека была бы неинтересной, скучной, если бы речевые коммуникации между людьми сводились к строгой и бесстрастной констатации событий и фактов. В действительности в коммуникативных процессах помимо высказываний, отражающих то или иное состояние дел, содержатся побуждения, вопросы, оценки, согласия и возражения вплоть до неприятия чего-либо. В спорах обнаруживается определенная окраска, характер коммуникативных актов через манеру поведения, позу, выражение лица человека.

Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются позиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, рождается истина. Вывод из сказанного выше предельно прост. «Роскошь человеческого общения» (А. Сент-Экзюпери) является наградой за напряженный труд ума, высокий уровень логической культуры и культуры поведения, а также за владение искусством спора.

Спор - это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументированно утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, в споре соревнуются идеи, следовательно, его участники обогащаются идейно. Во-вторых, осуществив про-

1 Студенникова Надежда Кимовна, ст. преподаватель каф. психологии и педагогики.

92

цесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.

Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным или деструктивным, устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным. Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора, который определяется конкретными обстоятельствами.

Уметь компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать доводы оппонента, то есть владеть полемическим мастерством обязательно должен каждый выпускник технического вуза.

В содержание понятия «полемическое мастерство» включается знание предмета спора, понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.

Трудности обучения студентов состоят в том, что в современном российском обществе отсутствуют традиция и практика демократического всестороннего публичного обсуждения проблем, представляющих общественный интерес, в коллективах, дискуссионных клубах, учебных заведениях; отсутствуют общепринятые правила проведения таких мероприятий, требования к регламенту выступлений и ответам на вопросы, распределению ролей участников обсуждения; нет опыта уважительной постановки вопросов, получения ответов на заданные вопросы по существу, нет традиции соблюдения этических и риторических норм ведения спора.

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню коммуникативной компетентности выпускников вузов, поэтому в учебные программы включена дисциплина «Русский язык и культура речи», в которой уделяется внимание основам полемического мастерства. Под полемическим мастерством понимаются не только знания, но и действия на основе полученных знаний.

На лекциях сообщается теоретическая информация, которая должна быть усвоена студентами: рассматриваются общая характеристика спора, классификация спора, дается представление о стратегии и тактике спора, приводятся логические и социально-психологические аспекты спора, уделяется внимание культуре спора. Ряд вопросов выносится на самостоятельное изучение. Приобретенные знания полемического мастерства позволят студентам использовать их при изучении дисциплин гуманитарного, общеинженерного и специального циклов.

На практических занятиях курса студенты применяют свои теоретические знания в ситуациях, приближенных к реальности. Активное участие в диспутах, дискуссиях, полемике является действенным средством формирования и совершенствования у студентов полемических навыков и умений. Очевидно, что основная роль в овладении студентом полемическим мастерством отводится постоянной работе над собой, так как полемист должен быть человеком эрудированным, компетентным, отличаться высокой общей культурой. Нельзя забывать, что каждый участник дискуссии и полемики несет большую ответственность перед обществом за нравственную атмосферу обсуждения спорной проблемы, плодотворность ее решения. Успех публичных споров во многом зависит от знания и соблюдения методики их организации и проведения, творческого подхода к делу.

Для того чтобы будущие специалисты овладели навыками и умениями подготовки, организации и проведения различного вида споров, приемов аргументации тезиса и психологических доводов, на практических занятиях по курсу «Русский язык и культура речи» используются такие активные формы обучения, как деловые игры, тренинги, практикумы, учебная дискуссия и полемика, диспут, дебаты, прения. Активные формы обучения приближают студента к ситуации реальной жизни, создают условия для анализа фактов действительности на основе полученных теоретических знаний, способствуют комплексному применению речевых жанров, которыми студент овладел ранее, позволяют погрузить будущего специалиста в активное контролируемое общение, помогают проявить максимальную активность обучаемых, их фантазию и эвристические способности. В интерактивной форме студент приобретает и совершенствует навыки и умения полемического мастерства.

Выбор активных форм обучения зависит от общих коммуникативных целей, от особенностей выбранной темы, предмета обсуждения, времени проведения практического занятия, уровня познавательных возможностей студентов, подготовленности студентов, материальной оснащенности учебной аудитории.

Рассмотрим совокупность активных форм обучения студентов полемическому мастерству, представленных на рисунке.

Виды активных форм обучения студентов полемическому мастерству Учебная дискуссия. Главное назначение учебной дискуссии состоит в стимулировании познавательного процесса обучаемых, вовлечении студентов в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, в осмыслении различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Для этого необходима предварительная подготовка студентов в содержательном и формальном плане, выдвижение тезиса и антитезиса по обсуждаемой проблеме. Учебная дискуссия предполагает наличие у студентов умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументации, учит студентов мыслить, спорить, доказывать свою правоту.

В процессе организации учебной дискуссии важно найти интересный предмет спора, то есть выбрать тему для публичного обсуждения, которая имеет актуальность, социальную значимость, связана с общественно-политической практикой, с проблемами молодежи и студенческой жизни. Тема должна вызывать интерес у присутствующих, быть для них настолько знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение. Тема может быть выбрана с учетом пожеланий участников дискуссии, полемики, диспута.

Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа. Полемисты должны знать заранее тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию. Следует обязательно познакомиться с основными требованиями культуры спора.

В процессе подготовки дискуссии по выбранной теме происходит разработка вопросов для обсуждения. От того, как будут поставлены вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. В формулировках вопросов могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки, и т.п. Подобные вопросы заставляют мыслить, втягивают аудиторию в активный обмен мнениями. Формулировка вопроса должна включать в себя возможность становления различных точек зрения, быть поводом для размышления. Это необходимое условие для проведения публичного спора.

В процессе подготовки разрабатывается также сценарий дискуссии, который включает вводное слово ведущего, где дается обоснование выбора темы, указание на ее актуальность, приводятся тезис и антитезис; вопросы, выносимые на обсуждение; приемы активизации слушателей. Определяются задачи, стоящие перед участниками обсуждения; уточняются условия спора, формулируются отдельные положения, которые необходимо обосновать коллективными усилиями; указывается, какие технические средства, наглядные пособия будут использованы в ходе дискуссии.

Принципиальным является вопрос выбора ведущего дискуссии. Успех дискуссии, ее результативность зависит от умения ведущего организовать речевое дискуссионное общение, создать и поддержать доброжелательную, конструктивную атмосферу.

Ведущему следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помочь выступающему четко сформулировать свою мысль, подобрать нужное слово. Ведущему не нужно уходить от неожиданного вопроса, отказываться от обсуждения частной проблемы, ссылаясь на то, что это не соответствует плану, структуре спора. Если обсуждение какой-то проблемы закончено, ведущему необходимо сделать вывод и перейти к следующему вопросу. При обсуждении проблемы не следует придерживаться четкого плана, заранее расписывать выступления, назначать выступающих, тем более «репетировать» подготовленные выступления. В таких выступлениях нет творческого начала, живого обмена мнениями. Обсуждение проводится для того, чтобы силой убеждения, с помощью аргументированных доказательств показать несостоятельность точки зрения оппонента. Ни о какой дискуссии не может быть и речи, если нет свободы, возможности высказаться всем желающим. Публичный спор - творческое обсуждение проблемы.

Существенным элементом учебной дискуссии является ее критический разбор ведущим. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым подошли участники спора, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам спора. Обращается внимание на содержание выступлений, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий, оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики. Даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений.

Хорошо проведенная учебная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность, она учит глубоко понимать проблему, защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Учебная полемика. Полемика предполагает диалог людей с противоположными взглядами и установками на проблему. В учебных целях рекомендуется проводить полемику в форме деловой игры, которая формирует навыки и умения цивилизованно отстаивать свою точку зрения.

Деловая игра проводится в четыре этапа. В ней принимают участие преподаватель и студенты одной или двух групп. На разных этапах игры они выполняют определенные роли: организатора, руководителя, участника полемики, специалиста по теме, специалиста по логике, специалиста по культуре речи, специалиста по культуре спора, критика.

На первом организационном этапе преподаватель рассказывает о назначении и цели игры, о порядке ее проведения, о задачах участников игры, о методике подготовки к полемике. Для обсуждения рекомендуется выбирать наиболее актуальные и острые проблемы современности, вызывающие интерес у присутствующих, являющиеся предметом столкновения мнений различных групп или отдельных личностей. Участники полемики делятся на две группы, представляющие различные общественные позиции, выбирается лидер.

На втором этапе осуществляется подготовка к полемике. Участники деловой игры изучают тему предстоящей полемики, знакомятся с соответствующей литературой, разрабатывают вопросы, которые они предполагают задать своим «противникам», готовят варианты возможных ответов на них, подбирают аргументы и контраргументы.

На третьем этапе проводится полемика. Ведущий представляет обе группы, говорит о цели данной встречи, предлагает принять активное участие в обсуждении проблемы. Каждая группа кратко рассказывает о себе. Участники полемики обсуждают предложенные проблемы, соблюдая правила ведения публичного спора, используя полемические приемы и уловки.

На заключительном этапе организуется обсуждение проведенной полемики, критически анализируется деятельность всех участников деловой игры. Последовательно дается слово представителям от каждой группы.

Опыт показывает, что деловая игра «Учебная полемика» вызывает большой интерес у студентов. Она помогает разобраться в сложных проблемах современной жизни, способствует более глубокому усвоению теоретического материала, формированию и закреплению убеждений, является действенным средством выработки активной жизненной позиции, воспитания гражданской зрелости.

Дебаты. Дебаты имеют большое общественное, гражданское и обучающее значение, являются комплексным средством эффективного формирования целого ряда коммуникативных компетенций. В процессе подготовки дебатов студенты учатся целенаправленно подбирать материал по определенной теме, внимательно читать, конспектировать тексты, находить аргументы, работать над речевым оформлением высказываний, располагать их в оптимальной последовательности.

Дебаты формируют у студентов навыки аргументации, умение внимательно и целенаправленно слушать собеседника, анализировать высказанное им устно мнение, учат корректно и продуманно задавать вопросы, формулировать краткие и точные ответы, вести обсуждение в духе толерантности, с соблюдением речевых, этических и этикетных норм.

Члены дебатной команды учатся распределять роли, поддерживать друг друга, совместно анализировать проблему и находить лучший вариант аргументации. Они подбирают сторонников, стараясь расположить их в свою пользу, используют груп-

пу поддержки для совместного обсуждения проблемы. В ходе дебатов у членов каждой команды отрабатываются навыки совместного анализа новых аргументов противника, умение приходить на помощь своему коллеге.

Важнейшая особенность дебатов заключается в том, что в их ходе не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводят аргументы, выслушивают оппонента, не перебивая, задают оппоненту вопросы только для прояснения его позиции, не вступая с ним в спор.

Эффективным представляется соревнование по дебатам между различными группами, факультетами, вузами. Рамки и форма дебатов, их учебный характер, соревновательный элемент делают дебаты комплексной формой речевой подготовки их участников.

Учебная пресс-конференция. Учебная пресс-конференция - это практикум, целью которого является обучение студентов умению формулировать вопросы и отвечать на них. Такие практикумы можно проводить по самым различным проблемам. Участникам дается задание подготовить по избранной теме вопросы и свои варианты ответов. Формы проведения практикума разнообразны: группа делится на две команды, которые по очереди задают друг другу вопросы; на вопросы группы отвечают один или несколько студентов. В ходе учебной пресс-конференции оценивается правильность постановки вопроса, точность и аргументированность ответа, быстрота реакции на поступившие вопросы. Для анализа вопросов и ответов может быть выделена группа студентов-экспертов из числа наиболее эрудированных и подготовленных. В заключение подводятся итоги практикума и делаются выводы.

Тренинг «Диалог». Цель тренинга - обучение навыкам конструктивного диалога. Под конструктивным диалогом понимается такая форма межличностного общения, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности.

Одна из важнейших предпосылок конструктивности диалога - равноправное участие в разговоре обеих сторон, партнерское взаимодействие, при котором та и другая стороны находятся в равном положении.

Тренинг рекомендуется проводить в группе. Предварительно или на самом занятии определяется проблема, представляющая интерес для данной группы. Ставится задача - найти наиболее приемлемое для всех решение этой проблемы.

Ведущий, учитывая пожелания присутствующих и их настроение, выделяет группу участников обсуждения, назначает экспертов (1-2 человека) и наблюдателей (2-3 человека). Участникам, имеющим сходные взгляды на проблему, предлагается объединиться в подгруппы.

Обсуждение проблемы проводится в два этапа. Сначала работают подгруппы. Они выбирают оптимальное решение проблемы. Это так называемый внутриструк-турный диалог. Характерные особенности такого диалога: наличие банка идей у его участников, полнота используемой информации, ее достоверность и разносторонность, четкая аргументированность суждений.

После обсуждения каждая подгруппа сообщает свое решение экспертам и выделяет авторитетного представителя для второго этапа обсуждения - межструктурного диалога. Представители подгруппы должны выработать единое решение проблемы с учетом мнений своих единомышленников. Цель такого диалога - нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Не менее существенным является понимание того, до какой степени возможен компромисс, каковы его границы и взаимные выгоды. Важнейшее условие эффективности межструктурного диалога - соблюдение баланса интересов обеих сторон.

На первом этапе обсуждения наблюдатели отмечают особенности поведения каждого из участников, обращают внимание на их взаимоотношения, владение культурой спора, умение установить контакт друг с другом. Эксперты оценивают правильность, сбалансированность принятого решения.

При подведении итогов занятия ведущий, наблюдатели и эксперты оценивают деятельность его участников, все присутствующие высказывают свое мнение о проделанной работе.

Необходимо, чтобы в результате тренинга студенты усвоили, что успех и плодотворность диалога зависят от соблюдения следующих условий:

— признание плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;

— предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать любую точку зрения;

— предоставление участникам диалога равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;

— осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, она связана с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;

— определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях противника и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск точек соприкосновения.

Студенты должны усвоить, что конструктивный диалог основывается на соблюдении ряда психологических принципов, а именно: принципа равной безопасности; принципа децентрической направленности; принципа адекватности того, что воспринято, тому, что сказано.

Несоблюдение этих принципов, условий превращает конструктивный диалог в деструктивный, препятствует решению проблем.

Главная причина появления деструктивных элементов диалога - стереотипнодогматическое мышление, нетерпимость к чужому мнению, инакомыслию. Причиной деструктивности могут стать и личностные особенности его участников: эгоизм, амбициозность, уверенность в собственной непогрешимости, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, поступаться собственными интересами. Рассмотренные активные формы обучения помогают приобрести навыки и умения, необходимые для искусного ведения публичного спора, способствуют совершенствованию полемического мастерства.

Приобретенные студентами навыки и умения в области публичного спора, конструктивного диалога в курсе «Русский язык и культура речи» можно использовать при освоении других учебных дисциплин, прежде всего гуманитарных, в общественно-политической практике, а также в будущей работе.

Понимание сущности публичного спора и его разновидностей позволит студентам лучше ориентироваться в конкретной обстановке, правильнее применять свои знания, точнее использовать полемические умения и навыки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сапанюк И.А. Профессионально направленное обучение русскому языку студентов инженерно-педагогических специальностей вузов и колледжей / И.А. Сапанюк; Самар. гос.

ун-т. - Самара: 2004. - 88 с.

2. Полушкин И.А., Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Диалоговые технологии гражданского образования. Научная монография. Самарский научный Центр «Диалог культур», МОУ гимназия №11 г. Самары - ассоциированная школа ЮНЕСКО. Самара, 2004. - 174 с.

3. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать / 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 448 с.

4. Культура русской речи: учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяева. -М.: Норма, 2005. - 560 с.

5. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика / Л.Г. Павлова. - М., 2007.

Поступила в редакцию 12/II/2009; в окончательном варианте - 15/111/2009.

UDC: 801 (075,8)

EFFECTIVENESS OF THE USE OF ACTIVE FORMS OF STUDY POLEMICAL SKILL IN TECHNICAL UNIVERSITY N.K. Studennikova

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: kimovna1954@yandex.ru

The article explains the topicality of study of students of technical universities dialogical forms of communication. The role and place of active forms of learning polemical skills by students of technical profile in the training course “Russian language and culture of speech. ” We consider the traditional and innovative teaching techniques of learning ofpolemical skill. Key words: teaching students, polemical skills, active forms of teaching.

Original article submitted 12/II/2009; revision submitted - 15/III/2009.

Nadejda K. Studennikova Senior Lecturer, Dept. Psychology and Pedagogy УДК 378

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Е.О. Тарасова1

Самарский государственный технический университет (филиал в г. Сызрани),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

446001, Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: eot66@yandex.ru

Рассматриваются вопросы использования метода проектов в процессе воспитательной деятельности учреждений профессионального образования. Представлена роль проектной деятельности в формировании ключевых компетенций. Показаны возможности оценки и эффективность применения социального проектирования во внеучебной работе.

Ключевые слова: проектная деятельность, ключевые компетенции, метод проектов.

Основной задачей модернизации образования в России является повышение качества образования. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

1 Елена Олеговна Тарасова, ст. преподаватель, каф. педагогики и управления социальными системами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.