УДК 378. 02
РОЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Е.О. Тарасова, Н.Е. Кукушкина, Н.Р. Мутигуллин1 Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
В статье представлены результаты исследования коммуникативных качеств студентов в процессе внеучебной деятельности. Показана роль студенческого самоуправления в развитии коммуникативных компетенций будущих специалистов. Изучено влияние разработанной программы на активность и формирование коммуникативных качеств студентов технического вуза.
Ключевые слова: студенческое самоуправление, коммуникативная компетенция, коммуникативные качества.
Модернизация образования предполагает повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов, их конкурентоспособности на рынке труда. В настоящее время это означает овладение ключевыми компетенциями.
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Молодые специалисты, пополняющие сегодня рынок труда, должны не только иметь хорошую профессиональную подготовку, но уметь обучаться, применять полученные знания, переносить их из одной сферы жизни в другую. Поэтому говорят, что сегодня более востребованным становится тот работник, который умеет эффективно сотрудничать в коллективе, умеет решать профессиональные задачи, обладает информационной грамотностью, способен приобретать новые знания и умения.
Все эти качества личности квалифицированного специалиста выражаются в так называемых ключевых компетенциях: они не зависят от профессии, а обладание ими становится необходимым не только для достойного образовательного уровня, но и для успешного устройства на работу и дальнейшего карьерного роста.
Развитие компетенций происходит не только в ходе учебного процесса и производственной практики, но и во внеучебной деятельности. Одной из важных форм воспитательного процесса является работа студенческого самоуправления, в рамках которого студенты учатся работать с информацией, эффективно взаимодействовать, получают социальные навыки.
Студенческое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие его самостоятельности в принятии решения для достижения общественно значимых целей. Цель студенческого самоуправления - подготовка личности, способной активно участвовать в управлении государством, в становлении гражданского общества, органически сочетающей в себе черты специа-листа-профессионала высокого класса и гармонически развитой личности.
Одной из важных для современного специалиста является коммуникативная компетенция. Она позволяет человеку презентовать свои профессиональные умения, эффективно взаимодействовать с окружающими, отстоять свою точку зрения, быть успешным членом команды.
1 Елена Олеговна Тарасова, ст. преподаватель, каф. педагогики и управления социальными системами
Наталья Евгеньевна Кукушкина, студентка 5-го курса инженерно-экономического факультета Наталья Робертовна Мутигуллина, студентка 5-го курса инженерно-экономического факультета
Актуальной на сегодняшний день задачей становится развитие коммуникативной компетенции в образовательных учреждениях.
Цели работы:
1. Изучение развития коммуникативной компетенции студентов в процессе деятельности самоуправления филиала СамГТУ в г. Сызрани.
2. Изучение влияния программы по развитию студенческого самоуправления на активность студентов и формирование коммуникативных качеств будущих специалистов.
Ключевые компетенции - компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроиз-меняющемся обществе.
В настоящее время специалисты чаще всего выделяют коммуникативную, социальную и информационную компетенции.
Коммуникативная компетенция часто понимается как готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
В результате изучения имеющейся литературы были определены основные компоненты (качества) коммуникативной компетенции. Это умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, умение слушать, умение учитывать интересы собеседника, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения, способность сопереживать, понимать собеседника, умение выявлять и разрешать конфликты, умение презентовать себя, выступать публично, умение устанавливать благоприятную, доброжелательную атмосферу, умение получать, передавать информацию, умение работать в коллективе (группе).
Для определения роли студенческого самоуправления в развитии коммуникативных качеств студентов было проведено анкетирование. В исследовании приняли участие 23 студента 2-4-го курсов, активно участвующих в работе студенческого совета.
На вопрос: «Развиваются ли коммуникативные качества при работе в студенческом самоуправлении?» 87% ответили утвердительно, 9% — «не знаю» и только 4% - «нет». Были выделены составляющие коммуникативной компетенции и определен уровень их развития у студентов, которые два-четыре года участвовали в работе самоуправления. Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма развития коммуникативных качеств студентов
Составляющие коммуникативной компетенции:
1) умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми;
2) умение слушать;
3) умение учитывать интересы собеседника;
4) умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;
5) способность сопереживать, понимать собеседника;
6) умение выявлять и разрешать конфликты;
7) умение презентовать себя, выступать публично;
8) умение устанавливать благоприятную, доброжелательную атмосферу;
9) умение получать, передавать информацию;
10) умение работать в коллективе (группе).
Согласно полученным результатам можно сделать вывод, что, по мнению студентов, наиболее развиваются умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, слушать, убеждать, отстаивать свою точку зрения.
39% опрошенных отметили, что в результате работы в самоуправлении стали более коммуникабельны, 26% стали более уверенными в себе и научились отстаивать свою точку зрения, 22% научились разбираться в людях и работать в коллективе, 18% приобрели организаторские способности, научились презентовать себя.
Был применен метод «экспертной оценки». Экспертами стали кураторы учебных групп, деканы и другие специалисты, работающие в студенческом самоуправлении.
Эксперты ранжировали коммуникативные качества по уровню их развития у студентов. По мнению экспертов, наиболее развиваются умения работать в коллективе (группе), устанавливать и поддерживать контакты с людьми, убеждать, отстаивать свою точку зрения.
Экспертами были выделены основные сферы деятельности студенческого самоуправления, влияющие на развитие коммуникативной компетенции. Это работа в культурно-досуговом секторе, занятия в творческих коллективах, создание газеты университета.
Были отмечены основные мероприятия студенческого самоуправления, влияющие на развитие коммуникативных качеств. Результаты представлены в виде диаграммы (рис. 2).
Рис. 2. Мероприятия, влияющие на развитие коммуникативной компетенции
Одним из наиболее значимых мероприятий студенческого самоуправления, влияющих на развитие коммуникативной компетенции, является фестиваль «Студенческая весна». Об этом свидетельствуют мнение экспертов (32% опрошенных), массовость мероприятия и длительность подготовки.
После фестиваля было проведено анкетирование 25 наиболее активных участников данного мероприятия. На вопрос «Влияет ли участие в фестивале «Студенческая весна» на развитие коммуникативной компетенции?» 84% студентов ответили «да», 12% ответили «не знаю» и лишь 4% ответили «нет». Далее был задан вопрос: «Какие конкретные виды деятельности влияют на коммуникативные умения?». Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Виды деятельности, влияющие на развитие коммуникативных умений
Умения Виды деятельности
Устанавливать и поддерживать контакты с людьми Поиск спонсоров, поиск талантов, общение с людьми, обсуждение хозяйственных вопросов
Слушать Обсуждение темы номеров, распределение обязанностей, написание сценария и его постановка
Учитывать интересы собеседника Обсуждение тематики сценария, оформление зала, организация собраний
Убеждать, отстаивать свою точку зрения Поиск спонсоров, обсуждение тематики сценария
Переживать, понимать собеседника Поддержка друг друга, помощь в трудной ситуации, когда что-то не получается, окончательное утверждение сценария, постановка номеров
Выявлять и разрешать конфликты Работа в коллективе, решение хозяйственных и организационных вопросов
Презентовать себя, выступать публично Выступление на сцене
Устанавливать благоприятную, доброжелательную атмосферу Организация репетиций и собраний
Получать, передавать информацию Поиск спонсоров, разработка сценария, проведение репетиций
Работать в коллективе (группе) Все вышеперечисленное («Студенческая весна» создается не одним человеком, а группой)
На основе результатов проведенного исследования была выдвинута гипотеза, что систематическая работа в рамках студенческого самоуправления способствует повышению активности студентов и влияет на развитие коммуникативных качеств. Была разработана программа по адаптации, вовлечению в работу студенческого самоуправления и развитию коммуникативной компетенции студентов 1 -го курса.
Целью дальнейшего исследования стало изучение влияния данной программы на активность и формирование коммуникативных качеств студентов технического вуза. Для этого была определена экспериментальная группа инженерноэкономического факультета (ИЭФ), участвующая в программе, и контрольная студенческая группа механического факультета.
На первом этапе (1-3 сентября 2009 г.) был проведен 3-дневный семинар для студентов 1-го курса ИЭФ. Его целью стало помочь первокурсникам адаптироваться в новом учебном заведении и коллективе и способствовать их вовлечению в деятельность студенческого совета.
После сборов было проведено тестирование по определению групповой сплоченности (методика В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой) и оценке микроклимата студенческой группы как коллектива (методика В.М. Завьяловой). Исследования показали, что участники программы (экспериментальная группа) демонстрируют высокий уровень сплоченности (15,6) и микроклимата (41) в отличие от контрольной группы (13,9 и 37), что соответствует уровню выше среднего.
93% опрошенных участников семинара отметили, что программа оказала влияние на развитие коммуникативных качеств. Они выделили умение работать в группе (78%), устанавливать и поддерживать контакты с людьми (69%) и умение слушать (50%). 43% из них захотели стать активными участниками студенческого совета, 25% - поучаствовать в мероприятиях студенческого совета. 89% первокурсников подтвердили, что участие в данной программе помогло им быстрее адаптироваться в университете.
В марте 2010 г. был проведен повторный мониторинг. Мы выявили, сколько студентов 1 -го курса работают в студенческом совете и занимаются в творческих коллективах университета. Данные представлены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Количество первокурсников, работающих в студенческом совете
Сектор студсовета МФ, % ИЭФ, %
Культурно-досуговый 11,9 17,3
Учебно-трудовой 2,3 6,5
Информационный 2,3 8,7
Спортивный 2,3 6,5
Общее количество, % 19 39,1
Таблица 3
Количество студентов, занимающихся в творческих коллективах
Коллектив МФ, % ИЭФ, %
Хор «Надежда» 2,3 13
Вокальная студия 0 8,7
Студия восточного танца 0 8,7
Коллектив фанк хип-хоп аэробики «Сапл креш» 0 15,2
Общее количество, % 2,3 45,6
Результаты сравнительного анализа демонстрируют явную активность студентов ИЭФ, принимавших участие в программе.
Среди участников программы было проведено анкетирование, в котором приняло участие 26 студентов 1-го курса ИЭФ. 93% опрошенных считают, что система самоуправления влияет на развитие коммуникативных качеств. Был составлен рейтинг элементов программы в зависимости от влияния на развитие коммуникативных компетенций. Позиции распределились следующим образом: 1 - посвящение в студенты; 2 - система помощников кураторов; 3 - посвящение в экономисты; 4 - 3дневный семинар по адаптации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В результате работы в студенческом самоуправлении происходит развитие коммуникативной компетенции будущих специалистов.
2. Большинство опрошенных студентов и педагогов, работающих с органами студенческого самоуправления, считают, что больше всего развиваются умения ра-
ботать в коллективе (группе), устанавливать и поддерживать контакты с людьми, слушать, убеждать, отстаивать свою точку зрения.
3. Систематическая работа в рамках студенческого самоуправления способствует повышению активности студентов и вовлечению их в общественную деятельность.
4. Мероприятия по адаптации первокурсников содействуют развитию сплоченности учебной группы, коммуникативных умений и мотивации для работы в студенческом самоуправлении.
Поступила в редакцию - 10/IX/2010 В окончательном варианте - 7/X/2010
UDK 378.02
THE ROLE OF STUDENTS’ SELF-MANAGEMENT IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS
E.O. Tarasova, N.E. Kukushkina, N.R. Mutigullina
Syzran Department of Samara State Technical University 446001, Syzran, Sovetskaya Str., 45 E-mail: [email protected]
In article are presented the analysis of results of investigations of communicative competence of students in the process of extraeducational activity. The article demonstrates the role of students' self-management in development of communicative competence of future specialists. In the article are investigated the influence of the formulated program upon the activity and forming of communicative competence of students of the technical university.
Key words: students’ self-management, communicative competence, communicative faculties.
Original article submitted - 10/IX/2010 Revision submitted - 7/X/2010
Elena O. Tarasova, Senior Lecturer, Dept. Pedagogy and Management of Social Systems Nataliya E. Kukushkina, Dept. Engineering and Economy of Social Systems Nataliya R. Mutigullina, Dept. Engineering and Economy of Social Systems.