Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности первокурсников'

Формирование коммуникативной компетентности первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE COMPETENCE / SOCIAL ADAPTATION / STUDENTS / FOREIGN LANGUAGE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввина И. Л., Борисова И. Ф.

В статье раскрывается проблема исследования сущности коммуникативной компетентности студентов, её роль в социальной адаптации первокурсников Медицинского профиля, даны определения терминов, обрисован круг проблем, методы, оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции по показателям социализации. В исследовании предлагается технология формирования и усовершенствования коммуникативной компетентности студентов на занятиях иностранного языка, способствующих социальной адаптации первокурсников. Предложенный курс «Коммуникативный иностранный язык» направлен на развитие аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саввина И. Л., Борисова И. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE FIRST-YEAR STUDENTS

The article speaks about a problem of communicative competence of students, its role in social adaptation of the first-year students of the Medical Institute, definitions are given. The work depicts a range of problems, methods, assessment of communicative competence level by socialization indicators. The research offers the technology of students' communicative competence improvement at foreign language lessons promoting social adaptation of the first-year students. This course “Communicative Foreign Language” aims at the development of affective, cognitive and behavioral components of communicative competence.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности первокурсников»

УДК 378.1

Savvina I.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal university n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

Borisova I.F., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal university n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]

COMMUNICATIVE COMPETENCE DEVELOPMENT OF THE FIRST-YEAR STUDENTS. The article speaks about a problem of communicative competence of students, its role in social adaptation of the first-year students of the Medical Institute, definitions are given. The work depicts a range of problems, methods, assessment of communicative competence level by socialization indicators. The research offers the technology of students' communicative competence improvement at foreign language lessons promoting social adaptation of the first-year students. This course "Communicative Foreign Language" aims at the development of affective, cognitive and behavioral components of communicative competence.

Key words: communicative competence, social adaptation, students, foreign language.

И.Л. Саввина, канд. пед. наук, доц., Северо-Востсмный федеральный университет, г. Якутск, E-mail:[email protected] И.Ф. Борисова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет г. Якутск, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ

В статье раскрывается проблема исследования сущности коммуникативной компетентности студентов, её роль в социальной адаптации первокурсников Медицинского профиля, даны определения терминов, обрисован круг проблем, методы, оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции по показателям социализации. В исследовании предлагается технология формирования и усовершенствования коммуникативной компетентности студентов на занятиях иностранного языка, способствующих социальной адаптации первокурсников. Предложенный курс «Коммуникативный иностранный язык» направлен на развитие аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности. Ключевые слова: коммуникативная компетентность, социальная адаптация, студенты, иностранный язык.

Актуальной целью образования является удовлетворение потребностей личности в получении образования. Став студентом, она включается в новую социальную среду, в систему межличностных отношений в зависимости от своих потребностей, целей, интересов, самоопределения. Б.Г. Ананьев, ИА. Зимняя, В.Т. Лисовской считают, что студенческий возраст - это периоддогдаболеевы-раженно проявляются такие личностные качеств, как нап римды,еамобооееелы-ность, целеустремленность, инициативность, способность взаимодействовать в социуме. В студенческие годы благодаря коммуникации, студенты учатся обмениваться мыслями, знаниями, опытом для установлениевзарооотоошвсий в сообществе, приобретая социальный опыт коммуникативной деятельности, они учатся подчинять свои потребности, быть отзывчивыми и компетентнымиуче-тывая реализацию компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, одного из необходимых факторов становления профессионалов [1].

В теоретическом плане мы опирались на исследования таких российских ученых, как: А.А. Бодалев, О.П. Ветроградова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштнйр и др. (теория социальной адаптации); ГМ. Андреева, А.А. бддалбоыТ.А.Кан-Ка-лик, Н.А. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Е.И. Рогов и др. (теория коммуникативной деятельности); А.Н. Журавлев, Н.Ф. Талызина, А.И. Щербаков ь др. (психологические основы компетентности); В.В. Нестеров, И.И. Рыданова, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов и др. (педагогические основы кемзереноностивком-петенции); Б.Г Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др. (психол огически истории личности); И.А. Зимняя, В.Т. Лисовский, А.В. Петровский и др. (осчбеннестр студенческого возраста); И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.А. Лмоноьев.О.е.Кузь-мина и др. (коммуникативная компетентность).

Термин «коммуникативная компетентность» вначале иззоинзевал А.М. Бо-далев. Он рассматривал это понятие как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внуо.енвых^с^по в (знаний и умений) [2]. Другой автор, В.Н. Куницина, определрет кмммен икаонвную компетентность как «успешность общения» [3], а, по мнению В.И. Жукова, коммуникативная компетентность - это прежде всего, «психолегизесдаяхетактыои-стика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые кяутаыбымлюдьми» [4]. В состав коммуникативной компетентности входит совозеномстмАУН, инте-пень их сформированности обеспечивает успешное протекениекомет ниианив-ных процессов у человека.

Мы считаем, что коммуникативная компетентность способствует успешной коммуникации, помогает построить эффективное межличностное взаимодействие в различных ситуаций, что в свою очередь, приводит к успешному функционированию в профессиональной среде. Коммуникативная компетентность связана с коммуникативными умениями, а, значит, определяется индивидуально-психологическими свойствами личности.

Многие ученые занимались данной проблемой, однако, коммуникативная компетентность как средство способствующее социальной адаптации первокурсников мало изучена до настоящего времени.

Актуальность и перспективность данного исследования обу словлена противоречиями в современном вузовском образовании Это противоречия между:

- желанием воспитать конкурентно-способную личность и недостаточной разработкой организации учебно-воспитательной работы в вузе, способной удовлетворить эти ожидания;

- нацеленностью вузовского процесса на взращивание компетентного специалиста и недостаточным развитием коммуникативной компетентности как средства способствующей социальной адаптации;

- индивидуально-зсихол огическиесвойстваличности и их недостаточный учётвзроцессе обученияввузе.

таоссоииниавышеиилтженного мы определили цель нашего исследовании: лцределити зонтоид исоставляюсьетоммнийкттивной ксдееееоснтсти, разработать технологию развития коммуникативной компетентности как сред-утло, синсобсовьющне сьтиалиилй адозтосии зтовоичьсискои Метицисркого Института Северо-Восточного федерального университета.

Оеъткт исследования: коммуникативная компетентность студентов.

Пседмет исследлианссзроцесс сазьнаин кооънн икативноВкемзотеивна-сти как средство социальной адаптации студентов первокурсников.

Tирcсезоирcgбnлвaиия: чт-уаиты пенвого курса Медицинского института будут успешнее социально адаптироваться, если:

• учитывлти осс°енсосои илз^сто. видсаилчнычнo-пччтoлo-ичeнкил свайчи^г) лиосесои, yчабнч-вччиитaаeльнпlВьpччетч;

• Обосновать содержание коммуникативной компетентности первокурс-низовдл я соци лльзоиодаптаци и;

• Разработать технологию формирования коммуникативной компетентно-птичнпдeнцчн1 кюююaвчтчнесччцзyчения иностранного языка.

Зотачи иоллеииванил:

"^фо^оула^ватилочное определенит «иоммуинчатитной кчъneтеттил-cти»и«тoзнчдпней аыaптациоcттдзнчoв».

2. Определить структуру коммуникативной компетентности студентов как сnцдисво [к^вчlыщeтсaсoциaцйнрю ада птбниюийp B0кусаньl-0B:

3. Разработать технологию формирования коммуникативной компетентно-снн с с^вл^тв се сффeттиичтстй|

Мы вспoтьзовaди тлеецющие меледы иccлeллиaнит: системочизацис теоретической, социологической, психологической и педагогической литерату-релстиивичеозии -тсlртиа-тлcуоcнмeитaдннaя «оботa,oытoс,ануeтнcсвaиил: тестирование). Особенности коммуникативности студентов будут измеряться п°ы иамащи срцх шныт умоньт (юттадита «Тест сцеипизчс-м»низаличнюр усенсй» (мeсoдияоoйсeдeлтйчл оOщсl"o yаoвнянбщиуeaьнoтаи В.Ф. PячлвсяoгоO «oвlыyиииaтиcныecиoтобиоcои иортнязнцииниоесьа-лoПндстн(датудьза«KЫC -Н»);ттстно лтeн««с«ситдьнс-o интеллекта по Дж. Гилфорду и М. Салливен, а также через методику преподавания иностранного языка [5].

Рис.1.Уровенькоммуникативности студентов1курс.Группа1

0-3 баллов - коммуникабельность носит болезненный характер, 4-8 баллов - выраженная общительность, 9-13 баллов - весьма общительны, 14-18 баллов - нормальная коммуникабельность, 19-24 баллов - в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно, 25-29 баллов - замкнуты, неразговорчивы, 30-32 баллов - некоммуникабельны.

Изучив эти данные, мы оцениваем уровень сформированности коммуникативной компетенции студентов по следующим показателям социализации:

- коммуникативность - стремление обращаться по любым поводам, учебная мотивация; коммуникативные способности; коммуникативные и организаторские умения, навыки реагирования в конфликтных ситуациях; навыки учебной деятельности;

- коммуникативность и пассивность в общении с сокурсниками, умение слушать других; эмпатийные качества, наличие постоянных друзей; взаимоотношения между студентами; с преподавателями; выход из конфликтных ситуаций

- состояние межличностных отношений в семье, представление о семье, самоощущение в семье;

- эмоциональное состояние; направленность личности на специальность, самооценка, поведение.

С целью повышения уровня коммуникативной компетентности как средства способствующего социальной адаптации первокурсников, мы работаем над технологией усовершенствования коммуникативной компетентности. Технология ориентировочно состоит из трех блоков, способствующих формированию компонентов коммуникативной компетентности: целевой, когнитивный, поведенческий.

Мы планируем усовершенствовать уровень коммуникативной компетентности первокурсников Медицинского института через курс «Коммуникативный иностранный язык». Развивая знания, умения и навыки коммуникации через изучение иностранного языка студенты осуществляют личностное развитие и одновременно адаптируются в социуме, поскольку они включаются в различные формы общения, предполагающие сотрудничество обучаемых. Такая методика преподавания иностранного языка направлена на развитие коммуникативных умений (организация общения, речевой этикет, беседа, деловой разговор, дискуссия, диалог, дебаты, аргументация, круглый стол, игры и др.).

Курс планирует решить следующие задачи:

Библиографический список

• систематизировать знания о сущности коммуникативной деятельности, психолого-педагогических основах учебно-воспитательного процесса, методике преподавания иностранного языка;

• усовершенствовать коммуникативные знания, умения и навыки;

• выработать навык и потребность использования навыков коммуникации будущими медиками.

Продолжительность курса - один семестр. В программе курса мы планируем комбинировать теорию (лекции 14 ч.) с практическими навыками и умениями (практические занятия 28 ч.). Теория, на наш взгляд, нужна для осмысления значимости коммуникативной компетентности в профессии медика.

Каждое занятие курса направлено на развитие аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов коммуникативной компетентности. Аффективный компонент проявляется в разнообразных эмоциональных состояниях, положительных/отрицательных эмоциях, конфликтности, удовлетворенности партнером, общением, собой. Когнитивный компонент выражается в психических процессах, связанных с познанием окружения и самого себя (ощущений, восприятия, представлений, памяти, мышления, воображения). Поведенческий компонент общения побуждает деятельность, поступки, локализацию, перемещение в пространстве, выражается в мимике, жестах, пантомимике, речи [6]. Эти мероприятия, по нашему предположению, будут влиять на уровень социальной адаптации первокурсников.

Таким образом, определение «коммуникативная компетентность» - это овладение коммуникативными ЗУН, связанными с необходимостью личности взаимодействовать в социуме, выполнять определенную роль в группе / коллективе; умение находить, трансформировать и передавать информацию. Что касается «социальной адаптации» - это процесс и результат усвоения социальных норм, включение в систему межличностных отношений, освоения определённого статуса.

Однако, выбранные методы исследования выявили трудности социальной адаптации студентов на начальном этапе обучения в Медицинском институте. Мы работаем над определением критериев социальной адаптации.

Данное исследование может быть полезно в сфере образования для формирования процесса обучения с учетом индивидуального подхода, с целью дополнения и модификации современной системы образования.

1. Шпехт М.В. Особенности адаптации студентов к обучению в вузе. Медицина Кыргызстана, 2015. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27701559

2. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. Москва: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОД-ЭК», 2002.

3. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2001.

4. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. Москва: Издательство Моск. ун-та, 1991.

5. Карелин А.А. Психологические тесты: в 2 т.; под ред. А.А. Карелина. М.:ВЛАДОС, 2005.

6. Шевкун А.В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург 2007. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-kommunikativnaya-kompetentnost-kak-sredstvo-sotsialnoy-adaptatsii-studentov-pervogo-kursa#ixzz5UEiMJ3nr

References

1. Shpeht M <https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=730927>.V. Osobennosti adaptacii studentov k obucheniyu v vuze. Medicina Kyrgyzstana, 2015. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=27701559

2. Bodalev A.A. Psihologiya obscheniya: Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut. Voronezh: NPO «MOD-'EK», 2002.

3. Kunicyna V.N. Mezhlichnostnoe obschenie: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2001.

4. Zhukov Yu.M. Diagnostika i razvitie kompetentnosti v obschenii. Moskva: Izdatel'stvo Mosk. un-ta, 1991.

5. Karelin A.A. Psihologicheskie testy: v 2 t.; pod red. A.A. Karelina. M.:VLADOS, 2005.

6. Shevkun A.V. Kommunikativnaya kompetentnost kak sredstvo social'noj adaptacii studentov pervogo kursa. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2007. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-kommunikativnaya-kompetentnost-kak-sredstvo-sotsialnoy-adaptatsii-studentov-pervogo-kursa#ixzz5UEiMJ3nr

Статья поступила в редакцию 18.10.18

УДК 378.172

Semizorov E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Agrarian University of Northern TRANS-Urals (Tyumen, Russia),

E-mail: [email protected]

THE RELATIONSHIP OF THE TEACHING STAFF AND PARENTS IN THE FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION. In the article the author considers the relationship of the teaching staff of higher education institution with the parents of the student. The analysis of the relation of the student to educational activity, educational and training activity, extracurricular work of the student is given. It is shown that today the relationship between teachers and parents of students is very relevant and necessary for the further development of students as a whole. The problems and risks of relations between parents of students and teaching staff are revealed. The comparative analysis of relations in the school period and the period of study in higher educational institutions is presented. Particular attention is directed to the formation of physical education of students in higher education. The purpose of development of relations of parents with teachers, and also the General interrelation of parents, teachers with students is opened. The approach of teachers to parents of students both positive and negative is studied. It is proved that the relationship between the teaching staff and parents of students studying at the university play an important role not only in the formation of physical education, but also in the further development of students throughout his life.

Key words: teaching staff, student, parents, physical education, problems, risks, higher educational institution, family, interrelation.

Е.А. Семизоров, канд. пед. наук, доц., Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.