Научная статья на тему 'Выявление структуры и диагностирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта'

Выявление структуры и диагностирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ / SPECIALIST’S MODEL / COMPETENCE-BASED APPROACH / PROFESSIONAL AND COMMUNICATION COMPETENCE OF A FUTURE RAILROAD SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченкова Мария Федоровна

Рассматривается роль компетентностного подхода как методологической основы разработки модели специалиста железнодорожной отрасли, на основе которой автор выявляет компонентный состав профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста железнодорожного транспорта и определяет этапы, критерии и уровни формирования изучаемого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченкова Мария Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE DETECTION AND DIAGNOSIS OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A FUTURE SPECIALIST IN RAIL TRANSPORT

The role of competence-based approach as a methodological basis for the construction of the railroad specialist’s model is reviewed. The author describes the component content of professional and communicative competence of a future railroad specialist and identify stages, criteria and levels of forming the quality under study.

Текст научной работы на тему «Выявление структуры и диагностирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта»

УДК 378.016:81 ББК Ч486.17

ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

М.Ф. Панченкова

Курганский институт железнодорожного транспорта -филиал Уральского государственного университета путей сообщения в г. Кургане

STRUCTURE DETECTION AND DIAGNOSIS OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A FUTURE SPECIALIST IN RAIL TRANSPORT

M. Panchenkova Kurgan Institute of Railway Transport - the branch of Ural State University of Railway Transport in the town of Kurgan

Рассматривается роль компетентностного подхода как методологической основы разработки модели специалиста железнодорожной отрасли, на основе которой автор выявляет компонентный состав профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста железнодорожного транспорта и определяет этапы, критерии и уровни формирования изучаемого качества.

Ключевые слова: компетентностями подход, модель специалиста, профессионально-коммуникативная компетентность будущего специалиста железнодорожной отрасли.

The role of competence-based approach as a methodological basis for the construction of the railroad specialist’s model is reviewed. The author describes the component content of professional and communicative competence of a future railroad specialist and identify stages, criteria and levels of forming the quality under study.

Keywords: competence-based approach, specialist’s model, professional and communication competence of a future railroad specialist.

В настоящее время идет активный поиск способов описания результата профессионального образования на основе применения компетентностного подхода. Декларируемый как отход от знаниевой модели образования, он ориентирован на формирование готовности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности.

Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели специалиста, определяющей виды, структуру и специфику компетенций, и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения для учреждений профессионального образования. Под результатами образования при компе-тентностном подходе понимают наборы ком-

петенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Усложняется и квали-метрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего не только диагностирования профессиональных компетенций, но и оценивания формирования творческих способностей и личностных качеств [1].

Вслед за В.А. Болотовым и В.В. Сериковым, мы считаем, что компетентного человека, а тем более специалиста, не сформировать из простой суммы знаний и умений. Только в процессе создания собственного опыта происходит интеграция в содержании образова-

ния понятий, способов человеческой деятельности, творческого потенциала и опыта проявления личностной позиции, являющегося, в свою очередь, предметом рефлексии, исследования, оценки [2, с. 11].

В период реформирования предприятий железнодорожного транспорта его кадровая политика, касающаяся прежде всего подбора руководителей и специалистов, приобретает особую важность, на чем акцентируют внимание последние отраслевые документы.

Компетентностный подход, положительно зарекомендовавший себя на Западе и развивающийся в исследованиях отечественных ученых, может решить данную проблему. На сегодняшний день данный подход требует развития и реализации на практике с учетом специфики функционирования отрасли.

С целью разработки «модели специалиста» железнодорожной отрасли в 2006 г. был проведен социологический опрос руководителей и специалистов 20 предприятий Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, в ходе которого к наиболее значимым профессиональным и личностным качествам отнесены следующие:

- специальные знания;

- умение руководить подчиненными;

- ответственность за работу;

- самостоятельность и инициатива;

- увлеченность работой и потребность «болеть» за производство;

- умение владеть информацией и оценивать последствия своих решений;

- отношение к подчиненным;

- корректность поведения;

- требовательность к себе;

- готовность продолжать самообразование;

- умение ориентироваться в экстремальной ситуации.

При выявлении значимых (ключевых) компонентов профессиональной компетентности современного железнодорожника в ходе опроса оказалось, что самый высокий балл имеют компоненты компетентности, связанные с умением формулировать мысли, а специальные знания выполняют второстепенную роль. По мере уменьшения значимости выявлены следующие ключевые компоненты:

- скорость восприятия информации и адекватность понимания обстоятельств дела;

- коммуникативные навыки, умение вести деловые переговоры (в том числе телефонные), работать с письменными материалами;

- умение поддерживать приемлемые отношения в коллективе;

- умение обучать других работников, передавать имеющийся опыт;

- оперативность и многовариантность в принятии решений;

- четкость формулирования мыслей в устных выступлениях [3, с. 24-31].

В нашем исследовании, проанализировав основополагающие термины «компетенция» и «компетентность» как в отечественных, так и зарубежных исследованиях, а также состав востребованных качественных характеристик работников железнодорожной отрасли - «модель специалиста», мы выявили одно из необходимых и востребованных качеств будущего специалиста железнодорожного транспорта -профессионально-коммуникативную компетентность, формируемую в процессе опережающего развития специалиста, т. е. в учебном заведении в рамках гуманитарного блока дисциплин.

Проведенное исследование сущности явления «профессионально-коммуникативная

компетентность» и ее формирования в философском и педагогическом аспектах позволяет полагать, что в результате образования у человека должно развиться некоторое целостное профессионально-коммуникативное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. В таком понимании профессионально-коммуникативная компетентность специалиста железнодорожной отрасли есть его личностная интегративная характеристика, выраженная в комбинации лингвистических и профессиональных знаний, коммуникативных умений и способностей, профессионально значимых качеств специалиста, применяемых в профессиональной деятельности как на родном, так и на иностранном языках (в условиях межкультурного профессионального взаимодействия), проявляющаяся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих оперативности) задач в разнообразных социальных и профессиональных ситуациях.

Практическая реализация общей модели оценивания качества учебных достижений студента в учебных заведениях среднего профессионального образования осуществляется через систему средств и технологий оценки качества подготовки специалиста, адекватно отражающей результаты образования (компе-

Теория и методика профессионального образования

тенции) обучающегося в течение всего периода его обучения и развития.

В своей системе описания результатов оценивания по дисциплине «Иностранный язык» мы основываемся на таксономию Б. Блума [5], который рекомендует применять для описания результатов обучения шесть категорий обучения - знание, понимание, применение (умение), анализ, синтез и оценивание. Первые две категории характеризуют уровень освоения знаний. Остальные четыре относятся к интеллектуальным качествам более высокого уровня деятельности. Знание в нашем случае - это воспроизведение важной информации о коммуникативной деятельности будущего специалиста, компонентах коммуникативности, составляющих характеристики профессионально-коммуникативной

компетентности. Понимание - объяснение важной информации о роли коммуникативной культуры в профессиональной деятельности специалиста. Коммуникативные умения -умения, необходимые для решения профессиональных проблем на вербальном/невербальном и паралингвистическом уровнях. Анализ - решение открытых проблем. Синтез -нахождение эвристических ответов на проблемы. Оценивание - вынесение критических суждений, основанных на фундаменте знаний о коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере.

Профессионально-коммуникативная компетентность будущего специалиста железнодорожного транспорта определяется его коммуникативной деятельностью, которая проистекает в профессиональной и деловой сфере. При этом профессиональная ее часть составляет содержательную сторону общения, а деловая - ее выразительная форма. Профессиональное общение будущего специалиста основывается на языке академическом, научном, публицистическом той сферы деятельности, которой посвящает себя студент. Деловое общение подразумевает «межличностную зону профессиональной коммуникации» [4, с. 14], акт социального взаимодействия, направленный на организацию и оптимизацию производственной, научной, коммерческой деятельности.

Мы рассматриваем коммуникативную деятельность как аспект профессиональной деятельности специалиста через взаимосвязанные ее структуры: перцептивная - проникновение во внутренний мир партнера по профессионально-деловому общению; собственно-

коммуникативная - установление взаимовыгодных целесообразных отношений; коммуникативно-операциональная - активное использование средств техники общения в профессионально-деловой сфере. Для успешного осуществления всех этих компонентов необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях, которые, в свою очередь, являются знаниями в действиях. Поэтому считаем целесообразным рассматривать структуру профессионально-коммуникативной компетентности в соответствии с компетенциями, необходимыми для осуществления коммуникации на определенных этапах: перцептивной компетенцией, отражающей процесс восприятия и формирования образа партнера по профессионально-деловому общению и установлению взаимодействия; собственно-коммуникативной компетенцией, включающей обмен информацией; интерактивной компетенцией, предусматривающей организацию взаимодействия.

К перцептивным компетенциям мы относим компетенции, необходимые на начальном этапе коммуникативной деятельности, при процессе восприятия и понимания другого человека, ценностных ориентаций партнера по общению, т. е. его идеалы, потребности, интересы, уровень притязаний, умение видеть главное в другом человеке, противостоять стереотипам восприятия партнера по деловому общению, а также компетенции, связанные с умением самовыражаться, «подавать себя», для этого необходимы знания имеющихся у человека представлений о себе, что нравится в самом себе, что он приписывает себе, против чего возражает.

Собственно-коммуникативные компетенции определяют непосредственно сам процесс общения, когда специалист опирается на свою память, так как должен: восстановить предыдущее общение; помнить индивидуальные особенности своих собеседников; уметь идентифицировать себя с предстоящим собеседником; заранее предвидеть возможную атмосферу; ощутить уровень предстоящих взаимоотношений и перспективу их развития; уметь завоевывать инициативу в общении и коммуникативное преимущество, необходимое для управления общением; уметь устанавливать психологический контакт с коллегами, аудиторией; почувствовать общее настроение; уметь органично и последовательно действовать в публичной обстановке; уметь организовывать совместную творческую дея-

тельность; поддерживать общение введением беседы, использованием риторических вопросов и т. д.; распределять и поддерживать внимание; выбирать наиболее подходящий способ поведения и обращения к коллегам; анализировать поступки, поведение подчиненных; обеспечивать атмосферу благополучия; уметь устанавливать обратную связь в процессе общения по поведению партнеров по общению, коллег, подчиненных; по внешним проявлениям улавливать настрой; чувствовать изменения в их эмоциональных состояниях; диагностировать и корректировать результаты осуществленного общения для моделирования в предстоящей социальной или профессиональной деятельности. Собственно-коммуникативные компетенции, связанные с владением профессиональной речью, включают: владение терминологией данной специальности; умения строить выступление на профессиональную тему, организовать профессиональный диалог и управлять им, общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Интерактивные компетенции предусматривают умения: налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса; контролировать эмоции, направляя диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности с соблюдением этических норм и требований этикета; организовать речевое поведение для создания и поддержания положительной эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами; регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, социальным ролям, деловая направленность речи. Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой

установки общения, учет ситуации профессионально-делового общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на коллегу, подчиненного, руководителя, умение создать благоприятную для производственного процесса атмосферу общения, умение поддерживать контакты с сотрудниками разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста.

Нами разработана диагностика уровня формирования профессионально-коммуникативной компетентности (как на родном, так и на иностранном языке) в форме анкеты для определения уровня развития и сформирован-ности перцептивных компетенций, собственнокоммуникативных и интерактивных компетенций, составляющих профессиональнокоммуникативную компетентность будущего специалиста железнодорожного транспорта на каждом этапе формирования коммуникативных знаний, умений и способностей. Анкетирование проводилось среди студентов и преподавателей для определения как собственных коммуникативных компетенций, так и компетенций других людей, своих коллег, подчиненных, руководителей, сокурсников.

Для оценки уровня развития коммуникативных качеств нами предложен ряд критериев и показателей, выбор которых продиктован понятием профессионально-коммуникативной компетентности как способности строить эффективное целенаправленное профессиональное взаимодействие, основанное на совокупности знаний, умений и качеств субъекта в сфере профессионально-делового общения как на родном, так и на иностранном языке (в условиях межкультурного профессионального взаимодействия).

Так как процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста рассматривается нами как поэтапное овладение коммуникативными знаниями о специфике профессиональноделового общения, умениями и компетенциями, считаем целесообразным и систему оценивания выстраивать согласно этим этапам. Этапы формирования представлены следующим образом:

1. Осознание роли коммуникативных компетенций в профессиональной карьере специалиста, механизмов и особенностей профессионально-делового общения: цели, этапы и виды делового взаимодействия;

Теория и методика профессионального образования

а также развитие компетенций, направленных на сотрудничество в процессе деловой коммуникации.

2. Формирование базовых коммуникативных умений профессионально-делового общения.

3. Формирование специальных умений, необходимых для успешного профессиональноделового взаимодействия.

4. Техники общения: оценка ситуации взаимодействия; ориентация в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; влияние и противодействие чужому влиянию; установление контакта; результативная аргументация.

5. Формирование индивидуального стиля общения, создание делового имиджа.

Знания и владение на практике качествами, входящими в данные блоки, оцениваем по следующим критериям: информационно-теоретическому, практико-методическому и личностно-технологическому.

Информационно-теоретический критерий формирования профессионально-коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о профессионально-коммуникативной компетентности

как ценностного качества будущего специалиста, о компонентах коммуникативной деятельности в профессионально-деловой сфере общения.

Практико-методический критерий формирования профессионально-коммуникативной компетентности у будущих специалистов основывается на компетенциях студента применять на занятиях, в реальных ситуациях полученные знания, умения профессионального общения, на владении студентом технологией делового общения, с использованием всей палитры техники общения.

Личностно-технологический критерий

формирования профессионально-коммуникативной компетентности предусматривает наличие способностей у студентов к коммуникативной деятельности, учета типа темперамента, особенностей характера, уровня общительности, проявления профессионально значимых качеств.

На основе поэтапного формирования данной характеристики и критериев оценивания предлагаем диагностировать профессионально-коммуникативную компетентность на каждом этапе через выявленные составляющие ее компетенции.

На первом этапе диагностируется, что

студент знает о профессионально-деловом общении, какие механизмы взаимодействия и воздействия обеспечивают эффективность взаимовыгодной деловой коммуникации - так называемый блок компетенций информационно-теоретического характера.

На втором этапе выявляем, насколько легко будущий специалист может устанавливать контакт, вступать в диалог, поддерживать деловую беседу, активно слушать, правильно воспринимать и понимать партнера по профессионально-деловому общению по вербальным, невербальным и паралингвистиче-ским знакам общения, а также подавать и получать информацию, убеждать, понимать состояние партнера по деловому общению и создавать оптимальный климат делового взаимодействия.

На третьем этапе считаем необходимым выявление уровня сформированности компетенций: выступать публично на профессиональные темы, демонстрировать компетенции презентации; отстаивать свою точку зрения в групповой дискуссии; конструктивно подавать и принимать критику; эффективно разрешать конфликтные и напряженные ситуации; преодолевать страх в общении с незнакомыми людьми; вести переговоры со сложными собеседниками.

На следующем, четвертом, этапе предлагаем диагностировать умения моментальной оценки ситуации взаимодействия; умения ориентироваться в позиции и скрытых мотивах собеседника, исходя из его речевого и неречевого поведения; компетенции влияния и противодействия чужому влиянию.

Компетенции второго, третьего и четвертого этапов предлагаем объединить в так называемый практико-методический блок.

На пятом этапе характеризуем стиль профессионально-делового общения специалиста, а также умение создания делового имиджа, что определит личностно-технологический блок коммуникативных компетенций.

На основе представленных критериев определяем уровни сформированности профессионально-коммуникативной компетентности у студентов: высокий (инициативный), средний (достаточный) и низкий (исходный).

Высокий уровень (инициативный) характеризуется наибольшей выраженностью сфор-мированности профессионально-коммуникативной компетентности по всем трем критериям. Студент владеет глубокими интегративными знаниями основ общения, знаниями

о профессионально-коммуникативной компетентности как ценностном качестве личности будущего специалиста; детально представляет все компоненты коммуникативной деятельности; осознает роль коммуникативной деятельности в профессиональной деятельности специалиста; активно использует систему приемов техники делового общения (как на родном, так и на иностранном языке); демонстрирует собой мобильный тип в общении, являясь коммуникабельным, оптимистически настроенным; обладает положительной нравственной доминантой.

Средний уровень (достаточный) характеризуется удовлетворительными знаниями основ общения; достаточно хорошим развитием профессионально-коммуникативных умений и качеств личности; проявлением умений, необходимых для проведения коммуникативной деятельности в зависимости от собственных интересов; затруднением в реализации коммуникации в учебной ситуации, моделирующей будущую профессиональную деятельность (как на родном, так и на иностранном языке).

Низкий уровень (исходный) характеризуется наличием у студентов поверхностных/базовых профессионально-коммуникативных знаний, умений и профессионально важных качеств личности, проявляющихся не систематически отсутствием интереса к коммуникативной деятельности, неспособностью реализовать коммуникативные умения и качества личности в необходимой для успешного решения профессиональных задач степени, проявлением слабовыраженных коммуникативных качеств (на родном и/или иностранном языке).

Таким образом, мы считаем, что компе-тентностный подход в системе диагностирования помогает оценить, проверить на практике способность будущих специалистов железнодорожного транспорта использовать в реальной ситуации, в профессиональной деятельности результаты образования - компетенции и компетентности, в частности, профессионально-коммуникативную компетентность, сформированную в ходе учебного процесса.

Литература

1. Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессиональнозначимых ситуациях межкультурного общения (лингвистический и дидактический аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.Н. Астафурова. - М., 1997. - 41 с.

2. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003. - № 10. - С. 11-13.

3. Кадровое прогнозирование и планирование на железнодорожном транспорте: моногр. / В.А. Антропов, В. С. Паршина, А.П. Мааридина и др. - М.: ГОУ «Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте», 2010. -188 с.

4. Темняткина, О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода: метод. пособие / О.В. Темняткина. - Екатеринбург: ИРРО, 2009. - 77 с.

5. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain / B.S. Bloom. -New York: Longman (Ed.), 1956. - 207p.

Поступила в редакцию 14 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.