Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в жизни детского сада - роль пассивного потребителя образовательных услуг. Родители совместно с детьми участвовали в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ. Особо запомнились экологическая акция «Спасти и сохранить», «Есть у ёлочки друзья»; совместные экскурсии, слёты; спортивные развлечения «Вороний праздник», «Югорская семья»; участие в подготовке театрализованных представлений «Гордый карась», «Айога»; конкурсы совместных творческих работ детей и родителей «Культурное наследие», «Мой город - Меги-он», «Мой дом - Югра»; творческая гостиная «Изготовление оберегов».
Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному источнику. Были проведены такие мероприятия, как семинар-практикум «Изготовление хантыйских игрушек и оберегов», практикум «Подвижные игры и упражнения народов Севера в физическом развитии», викторина «Знаешь ли ты свой край» и др.
Библиографический список
Результативность проекта можно выявить путем диагностического обследования детей: входящей диагностики и после прохождения всего курса - итоговой диагностики. Диагностическое обследование детей, с которыми проводилась работа, показала, что у них появился интерес к родному краю, городу (поселку), в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках. У детей отмечено уважительное отношение к народу ханты, его обычаям, истории и культуре родного края.
Таким образом, формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в детских садах города Мегиона рассматривается как национально-региональный компонент основной общеобразовательной программы ДОУ, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, окружающей природе, культуре малой Родины. Практическая значимость представленной работы состоит в возможности применения ее результатов в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2000.
2. Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова. - М., 2000.
3. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет: Педагогика нового времени / Т.М. Бондаренко. - Воронеж, 2002.
4. Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3.
Bibliography
1. Andreev, V.I. Pedagogika: Uchebnihyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya / V.I. Andreev. - Kazanj, 2000.
2. Cvetkova, I.V. Ehkologicheskoe vospitanie mladshikh shkoljnikov: Teoriya i metodika vneurochnoyj rabotih / I.V. Cvetkova. - M., 2000.
3. Bondarenko, T.M. Ehkologicheskie zanyatiya s detjmi 6-7 let: Pedagogika novogo vremeni / T.M. Bondarenko. - Voronezh, 2002.
4. Lashkova, L.L. Formirovanie kommunikativnihkh kachestv u deteyj starshego doshkoljnogo vozrasta / L.L. Lashkova // Doshkoljnoe vospitanie. - 2009. - № 3.
Статья поступила в редакцию 18.05.13
УДК 378.147
Panchenkova M.F. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE RAILWAY SPECIALISTS' PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMING. The author considers the necessity of forming of future railway specialists' professional communicative competence as an important quality. The author's idea of the pedagogical conditions of this process is presented. Three conditions as a complex have been determined.
Key words: professional communicative competence of future railway specialists,structural and functional model of future railway specialists' professional communicative competence forming, a complex of the pedagogical conditions.
М.Ф. Панченкова, преп. Курганский институт железнодорожного транспорта -
филиал ФГБОУ ВпО УрГУПс, г. Курган, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В статье дано авторское представление профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта и обоснование совокупности педагогических условий ее эффективного формирования.
Ключевые слова: профессионально-коммуникативная компетентность будущих специалистов железнодорожного транспорта, модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта, педагогические условия.
В рамках новой парадигмы общественного развития особое значение приобретают тенденции роста международных перевозок, вступление России в международное информационнообразовательное пространство, что диктует повышение требований к уровню профессионально-коммуникативного общения, и в частности, иноязычной коммуникации будущих специалистов железнодорожного транспорта.
Одной из причин обращения к проблеме формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта стала необходимость осмысления перспектив языкового образования. Процесс
овладения языком в учебных условиях является предметом исследования многих ученых (Н.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова и др.).
Проведенное нами исследование, связанное с выявлением сущности понятия «профессионально-коммуникативная компетентность» и поиском путей ее формирования, позволяет предположить, что в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное профессионально-коммуникативное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми.
В таком понимании «профессионально-коммуникативная компетентность будущего специалиста железнодорожного транспорта» есть его личностная интегративная характеристика, выраженная в комбинации лингвистических и профессиональных знаний, коммуникативных умений и способностей, профессионально важных качеств специалиста, готовности их применения в профессиональной деятельности как на родном, так и на иностранном языках (в условиях межкультурного профессионального взаимодействия).
Учитывая специфику профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта, на основании системного, деятельностного, компетентностного и интегративно-контекстного подходов нами разработана структурно-функциональная модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта. Особенностью данной модели является единство ее компонентов, отражающих вполне конкретные свойства и характеристики процесса формирования профессиональнокоммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта. Она включает два взаимосвязанных функциональных компонента (профессиональный и лингвистический) и три структурных компонента (мотивационно-целевой, содержательно-технологический и оценочно-результативный блоки), каждый из которых характеризуется специфичным содержанием, структурой, автономностью и функциональной ин-тегративностью. Профессионально-коммуникативная компетентность будущих специалистов железнодорожного транспорта выступает системообразующим элементом данной модели и одновременно ее ожидаемым результатом.
Модель формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта, как и любая система, может эффективно функционировать при наличии комплекса определенных условий. Вслед за Н.О.Яковлевой, под педагогическими условиями мы понимаем «совокупность мер педагогического процесса, направленную на повышение его эффективности»[1, с. 188].Поскольку предметом нашего исследования являетсяпроцессформирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта, нужно понимать, что педагогические условия созданы специально и внешне его дополняют.
В рамках нашего исследования для выявления комплекса педагогических условий, способствующих формированию профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта, нами были намечены следующие пути:
• определение социального заказа к качеству подготовки специалистов железнодорожного транспорта среднего звена;
• рассмотрение процесса формирования профессионально-коммуникативной компетентности как интегративного, предусматривающего междисциплинарные связи общеобразовательного, общепрофессионального и специального циклов образовательной программы;
• выявление особенностей образовательного процесса в ссузе, а именно иноязычной подготовки, отражающих основные тенденции формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта и возможности их реализации;
• учет особенностей построенной модели формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта.
На основе вышесказанного, мы считаем, что формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспортав рамках построенной нами модели будет проходить более эффективно при следующих условиях:
1) обеспечение коммуникативно-профессионально-ориентированного характера процесса обучения иностранному языку с применением интенсивных технологий обучения;
2) построение процесса обучения иностранному языку на основе интеграции общещеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;
3) использование в качестве методико-технологического инструмента формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста железнодорожного транспорта учебно-методического комплекса, имеющего модульную структуру курса.
Рассмотрим эти условия и их актуальность на современном этапе подробнее.
Условие первое: обеспечение коммуникативно-профессионально-ориентированного характера процесса обучения иностранному языку с применением интенсивных технологий обучения.
Цель формирования профессионально-коммуникативной компетентности у студентов технических специальностей достигается с помощью коммуникативно и профессионально направленной деятельности по овладению иностранным языком (английским).
Теоретическому обоснованию профессионально ориентированного обучения уделяют внимание отечественные и зарубежные исследователи; тем не менее, в отечественной педагогической литературе XX века нет четкого определения понятия «профессионально ориентированное обучение иностранному языку». Как правило, оно употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а также на общение в сфере профессиональной деятельности. В зарубежной методике принято толкование понятия «профессионально ориентированное обучение иностранному языку» (vocatюnaNyoпentedlanguageleaming-VOLL), которое включает в себя образовательный процесс и социокультурный компонент языковой направленности.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что обучение профессионально ориентированному иностранному языку не сводится только к изучению «языка для специальных целей», но и предполагает его интеграцию со специальными и общепрофессиональными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Мы определяем коммуникативно-профессионально-ориентированный процесс обучения иностранному языку как целенаправленный процесс интеграции целей изучения «языка для специальных целей» с целями изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, способствующий усвоению иностранного языка как инструмента профессионального общения, приобретению новых знаний о профессии, формированию профессионально значимых качеств личности будущего специалиста.
Коммуникативно-профессионально-ориентированное обучение иностранному языку требует нового подхода не только к отбору содержания, но и к методам и технологиям обучения. В ходе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что эффективное формирование компетентностей, в частности профессионально-коммуникативной, невозможно без применения интенсивных интерактивных технологий обучения. Вслед за А.П. Панфиловой под интенсивными интерактивными технологиями мы понимаем игры, тренинги, кейсы, игровое проектирование, креативные техники и др., развивающие «базовые компетентности и метакомпетентности студента», формирующие «необходимые для профессии умения и навыки», создающие предпосылки «для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки» [2].
В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам можно выделить следующие: взаимокоммуникация, взаимодействие, взаимодоверие и взаимомотивация.
Интенсивные технологии, таким образом, способствуют активному взаимодействию всех участников учебного процесса, при котором происходит взаимообогащающий обмен аутентичной профессионально значимой информацией на английском языке и приобретение умений профессионального общения, специфика которого определяется характером будущей профессиональной деятельности.
В условиях профессионально ориентированного обучения иностранному языку задача преподавателя - создание такой учебно-методической среды, в которой можно было бы сформировать и развить необходимые качества будущего специалиста, которые в последствии помогут ему быстро адаптироваться к новым ситуациям и перестраиваться по мере необходимости, постоянно изменяя свои компетентности, опережая существующие тенденции.
Условие второе: построение процесса обучения иностранному языку на основе интеграции общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Значимое место в обеспечении обучения нового качества, согласно Федеральному закону «Об образовании», «Концепции модернизации российского образования», принадлежит
развитию междисциплинарной интеграции образовательного процесса.
Отсутствие междисциплинарной интеграции при построении процесса обучения может привести к дублированию отдельных вопросов в разных науках в условиях дефицита учебного времени, к недостаточному освоению студентами ряда тем данной дисциплины, знание которых обязательно в последующем обучении. Суть изменений - возрастающая роль знаний человека в области смежных с его специальностью науках и умение комплексно применять их при решении профессиональных задач, что позволит сократить сроки профессионального обучения (за счет исключения дублирования изучаемого материала, акцентирования внимания на главном, сущностном) и добиться на 25-30 % экономии объема образовательных услуг [3].
Интеграция научных знаний осуществляется на основе цикловых, междисциплинарных и внутридисциплинарных связей и представляет собой логически завершенную структуру многодисциплинарного знания. Такая интеграция не просто дополняет содержание одной дисциплины знаниями из другой, а объединяет их и обеспечивает не узкодисциплинарную подготовку, а деятельностную, формирующую профессионально важные умения, навыки и качества личности [4].
Психолого-педагогические и дидактические условия эффективной междисциплинарной интеграции следующие:
1) согласованное во времени изучение отдельных учебных дисциплин, при котором каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и готовит обучаемых к успешному усвоению понятий последующей дисциплины;
2) необходимость обеспечения преемственности и непрерывности в развитии как понятий, так и компетенций; общие для ряда дисциплин, они должны от дисциплины к дисциплине непрерывно развиваться, наполняться новым содержанием, обогащаться новыми связями;
3) единство в интерпретации общенаучных понятий и исключение их дублирования при изучении различных дисциплин.
В нашем случае формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта происходит в процессе проведения интегрированных занятий по учебной дисциплине «Английский язык» в течение всего периода обучения студентов с применением интенсивных интерактивных технологий и учетом дидактических принципов последовательности и преемственности интегрируемых дисциплин в общее проблемное поле, характера междисциплинарных связей.
Условие третье: использование в качестве методико-тех-нологического инструмента формирования профессиональнокоммуникативной компетентности будущего специалиста железнодорожного транспорта учебно-методического комплекса, имеющего модульную структуру курса.
Основными компонентами компетентностей, подлежащими оцениванию, являются умения, навыки и знания. Процесс оценивания успешности студента в становлении его профессиональной компетентности должен быть открытым, демократическим, и складываться из оценки педагога и собственной оценки самого студента.
В качестве методико-технологического инструмента формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущего специалиста железнодорожного транспорта мы используем учебно-методический комплекс дисциплины «Английский язык», имеющий модульную структуру курса.
Библиографический список
Под учебно-методическим комплексом мы понимаем систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых для проектирования и качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта СПО позволяет создать модульный интегрированный курс по дисциплине «Английский язык», целью которого является формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих специалистов железнодорожного транспорта с учетом компетентностного и интегративно-контекстного подходов и с применением знаний, полученных в процессе изучения общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в ситуациях межкультурного профессионального общения.
При создании модульного курса мы придерживались следующих требований:
- согласованность по времени изучения отдельных учебных дисциплин, при которой каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе;
- преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;
- единство в интерпретации общенаучных понятий;
- осуществление единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля.
Междисциплинарная интеграция невозможна без применения информационных технологий, обеспечивающих доступность образования, его эффективность и результативность. Мы применяем дидактическую (интерактивную) компьютерную среду при организации самостоятельной работы студентов - как аудиторной, так и внеаудиторной. Гипертекстовые технологии, мультимедиа позволяют создавать разнообразные проблемные ситуации, стимулирующие обучающихся самостоятельно искать решения, размышлять, исследовать, обсуждать.
В заключении отметим, что системные и последовательные изменения в отрасли и системе образования требуют повышения уровня профессиональной подготовки кадров железнодорожной отрасли, обновления содержания учебных материалов, разработки и реализации методического сопровождения, постоянного обновления технологий обучения, ускоренной адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Структурные и содержательные изменения в транспортном образовании требуют применения инновационных педагогических технологий к организации процесса подготовки специалистов в целом и иноязычной составляющей данной подготовки в частности.
Руководство транспортных университетских комплексов в настоящее время рассматривает иностранный язык, с одной стороны, как льготный билет для выпускника на интернациональный рынок труда, с другой, как неотъемлемый компонент подготовки квалифицированного специалиста, способного эффективно функционировать в мультикультурной среде, обладающего профессионально-коммуникативной компетентностью. Формирование данной компетентности, как ключевой, на наш взгляд, невозможно без реализации вышеназванных педагогических условий именно в их совокупности.
1. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск, 2010.
2. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М., 2009.
3. Бекренев, А. Многоступенчатые структуры интегрированных систем образования / А. Бекренев, В. Михелькевич // Высшее образование в России. - 1996. - № 3.
4. Вишнякова, Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2007.
Bibliography
1. Yakovlev, E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezuljtatov / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - Chelyabinsk, 2010.
2. Panfilova, A.P. Innovacionnihe pedagogicheskie tekhnologii. Aktivnoe obuchenie: ucheb.posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj. -M., 2009.
3. Bekrenev, A. Mnogostupenchatihe strukturih integrirovannihkh sistem obrazovaniya / A. Bekrenev, V. Mikheljkevich // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 1996. - № 3.
4. Vishnyakova, E.G. Mezhdisciplinarnihyj setevoyj uchebno-metodicheskiyj kompleks kak sredstvo povihsheniya ehffektivnosti obucheniya v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 2007.
Статья поступила в редакцию 18.05.13
УДК 796.346.4
Polyakova T.A. PSYCHO-PHYSICALRELIABILITYOF GAMEACTION OF STUDENTS ENGAGED IN TABLE TENNIS. This paperdescribes someaspects ofthe impactof competitiveactivitiesin the fieldof massuniversity sports. Significantfactorsof sports trainingandperformanceof psychophysical statestudents who are engagedin groupsports perfection«Table Tennis», suggests approachesto the organizationofsports trainingin order to createhealth-promotingenvironmentsemployment andreliabilityof psycho-physicalaction game.
Key words: table tennis, psychological and physical conditionof students, psihodi-agnostic techniques, the effectiveness of competitive activity, psycho-physical reliability.
Т.А. Полякова, канд. пед. наук доц. каф.физической культуры Арзамасского филиала ННГУ,
г. Арзамас, E-mail: [email protected]
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ НАДЁЖНОСТЬ ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ
В работе описаны некоторые аспекты результативности соревновательной деятельности в сфере массового студенческого спорта. Обозначены значимые факторы спортивной подготовки и показателей психофизического состояния студенток, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Настольный теннис», предложены подходы к организации системы спортивной подготовки с целью создания здоровьесберегающей среды занятий и повышения психофизической надёжности игровых действий.
Ключевые слова: настольный теннис, психофизическое состояние студенток, психодиагностические методики, результативность соревновательной деятельности, психофизическая надёжность.
Совершенствование всех сторон подготовки спортсменов -это важнейшее условие эффективности его соревновательной деятельности, которая определяется значительным числом факторов [1, с. 28].
Настольный теннис - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, требующий от спортсмена переживания различных эмоциональных состояний. Игра в настольный теннис развивает мгновенное переключение внимания с одного объекта на другой, а также способность сосредоточить его на наиболее важном моменте в различных игровых ситуациях [2, с. 18].
К числу наиболее значимых факторов в настольном теннисе относятся эмоциональная устойчивость, самоконтроль, распределение внимания, оптимальная работа сердечно-сосудистой системы, позволяющие спортсмену выполнять целевые задачи спортивной деятельности благодаря использованию нервно-психических резервов. Значимость названных выше факторов тем сильнее, чем ниже спортивная квалификация занимающихся [3, с. 8].
Анализ литературы показал, что в спортивной психологии вопросы эмоциональной устойчивости, уровня внимания и т.п. в основном изучаются применительно к высококвалифицированным спортсменам. Между тем, соревнования даже в массовом студенческом спорте являются источником серьёзного стресса, а изменения в психо-функциональном состоянии не всегда проходят бесследно для участвующих. Этим обусловлен интерес автора к данному вопросу.
Опыт работы (10 лет) тренером-преподавателем по настольному теннису с группами спортсовершенствования студентов в Арзамасском филиале ННГУ (ранее Арзамасском государственном педагогическом институте им. А.П. Гайдара) и визуальные наблюдения за участниками (девушками и юношами) на соревнованиях различного уровня (личных и командных, внутри секционных, межфакультетских, спартакиаде города среди учебных заведений) позволяет говорить о том, что при условно равной физической, технической, тактической подготовленности студентов, не имеющих спортивных разрядов, а, часто начавших регулярно заниматься настольным теннисом только в вузе, победу одержит тот спортсмен, который будет готов к соревнованиям психологически.
В условиях даже не имеющих высокого спортивного статуса соревновательных игр многие студентки не выдерживают психологической нагрузки - совершая ошибки, теряются, промахиваются из самых простых положений, неправильно выпол-
няют технические приёмы. Это говорит о недостаточной психофизической надёжности игрока, приводит к проигрышу и последующим стрессовым состояниям.
На наш взгляд, основополагающее значение психологической подготовки студентов вуза к игре в настольный теннис отражает содержание гуманистического принципа массового спорта, его оздоровительную роль, направленность на создание здоровьесберегающей среды для занятий.
В ходе исследования проводились обобщение, анализ научной и методической литературы по рассматриваемому вопросу, изучение результативности учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студенток-теннисисток.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы; педагогические наблюдения; социологические методы; психологическое обследование; математико-статистическая обработка результатов.
Было проведено тестирование ряда психо-физических показателей у студенток Арзамасского филиала ННГУ 1-4 курсов обучения, занимающихся в группе спортивного совершенствования «Настольный теннис», в исследовании приняли участие 16 человек, средний возраст девушек 18,4 лет ±4 месяца.
Анкетирование студенток проводилось дважды непосредственно в дни соревнований: личное первенство секции и спартакиада факультетов Арзамасского филиала ННГУ. Приблизительно за час до начала игр выясняли характер предсоревнова-тельного состояния девушек с помощью пятифакторного личностного опросника в интерпретации А.Б. Хромова (1999) и корректурной пробы. Вместе с тем у студенток измерялся пульс, артериальное давление, эти данные анализировались самостоятельно, кроме того на их основе вычислялись пульсовое, среднединамическое давление.
В ходе соревнований для каждой участницы фиксировались результаты количества сыгранных игр, партий в играх, количество выигранных и проигранных партий, количество набранных очков в проигранных партиях (минимальное количество сыгранных каждой участницей партий - 72).
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимуль-ных высказываний, характеризующих поведение человека. Сти-мульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия - интроверсия; привязанность - обособленность; самоконт-