Н
НЕПРЕРЫВНОЕ образование РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВЗРОСЛЫХ
О. А. Желнова
(Балашов, Саратовская обл.)
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
В статье описаны этапы формирования профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере на базе среднего специального учебного заведения. Для каждого этапа раскрыты содержание и технологии обучения, приведены данные эксперимента
Для подготовки конкурентоспособного специалиста в области юриспруденции на базе техникума необходимо сформировать у будущего юриста в социальной сфере профессиональнокоммуникативную компетентность, о которой говорится в стандартах второго поколения.
Речь идет о новых профессиональных качествах будущих юристов в социальной сфере -гуманитариев - так называемых ключевых умениях, адекватных взаимозависимому и быстро меняющемуся миру и, в частности, ускорению темпов устаревания знаний [6, с. 148-155].
Эти умения не вписываются в традиционное понимание качества образования, так как не являются следствием объема усвоенной выпускником техникума информации по конкретным правовым дисциплинам.
Как представляется, именно для ключевых умений надо понимать и оценивать фундаментальность современного среднего профессионального образования. Новое понимание фундаментальности противостоит традиционному, так сказать, затратному подходу, основанному на подсчете числа дисциплин, которые, по мнению разработчиков образовательных стандартов, несут мировоззренческую нагрузку, или объема механически усвоенной студентом информации, которая «не устареет в течение достаточно длительного времени» [7, с. 34-41].
При этом важнейшей стратегической задачей профессионального образования в эпоху постиндустриального общества является переход от парадигмы преподавания (передачи информации) к парадигме научения (передаче
компетенций - потенциала к действиям) [4]. В современных условиях результатом образования должно быть не столько усвоение обучаемым новой информации, новых идей, сколько формирование у него предпосылок для изменений в собственном поведении. Предпосылок, которые можно понимать как навыки социализации, как готовность к выполнению задач предстоящей профессиональной деятельности.
В стандарте нового поколения необходимо представить также и технологии (формы и методы) трансляции знаний, чтобы привить выпускнику техникума умение активно использовать информацию, самообучение и творческую деятельность. Соответственно, одним из новых инвариантов «опережающего» образовательного стандарта (наряду с инвариантным содержанием образовательной программы и инвариантными требованиями к уровню подготовки выпускников) должны быть формы и методы обучения, активизирующие познавательную и социальную деятельность обучающихся и прививающие им соответствующие базовые умения.
Если понимать качество подготовки специалистов как результативность деятельности конкретного образовательного учреждения или системы профессионального образования в целом, измеряемую уровнем востребованности выпускников социальными партнерами, необходимо переходить от закладываемых в действующие стандарты затратных критериев к качественно иным показателям. Имеются в виду критерии, позволяющие определять возможно-
сти студента совершать адекватные действия в ситуациях, имитирующих его будущую профессиональную деятельность. В свою очередь, это подводит к необходимости дополнения оценочных средств новыми компонентами, например, рейтинговой оценкой итоговой практики, результатов ролевых (деловых) игр, итогами социально-психологической оценки деятельности и личности выпускника, проверкой способностей выпускников техникума применять активные формы и методы обучения.
Третья причина, отмечаемая специалистами, в том, что в образовательном стандарте среднего образования необходимо предусмотреть механизмы, помогающие формировать духовные качества личности, основанные на идеалах добра, справедливости, терпения. Для будущего страны чрезвычайно важно, чтобы эти высокие нравственные качества по отношению к людям, обществу и к природе воспитывались у студентов и одновременно диагностировались у них в процессе получения среднего образования [6, с. 148-155].
Приведенные соображения подводят к необходимости поиска новых концептуальных подходов, помогающих по-новому осмыслить и более адекватно оценить качество подготовки выпускников техникума. Один из таких подходов связан с использованием компетентностей как характеристики качества подготовки специалистов.
Необходимость ведения данной работы отражена в Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования по специальности «Право и организация социального обеспечения», где в разделе о требованиях к знаниям и умениям психолого-педа-гогической подготовки специалистов указывается на необходимость обладания системой знаний и умений в области социальной работы.
Выпускник среднего учебного заведения должен: обеспечивать соблюдение законодательства в профессиональной деятельности, оказывать социальную помощь нуждающимся путем поддержки и консультирования в области социально-правового и пенсионного обеспечения, реабилитации или использования других видов адресной помощи и социальных услуг, владеть эстетическими и правовыми нормами [1].
Основная образовательная программа подготовки будущих юристов в социальной сфере по специальности «Право и организация социального обеспечения» состоит из циклов общепрофессиональных дисциплин («Теория государства и права») и дисциплин предметной
подготовки («Трудовое право», «Гражданское право»), федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Право и организация социального обеспечения».
Цикл ОПД включает ряд обязательных дисциплин: «Введение в специальность», «Теория государства и права», «Конституционное право», «Иностранный язык» и др.
Цикл ДПП включает в себя изучение дисциплин: «Гражданское право», «Трудовое право», «Право и организация социального обеспечения», «Административное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс» и др.
В нашем случае формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере происходит поэтапно при изучении модернизированного курса базовой учебной дисциплины «Трудовое право», нацеленной на приобретение выпускниками твердых знаний и умений в ходе моделирующего эксперимента.
Потенциальными возможностями для этого обладают следующие темы дисциплины «Трудовое право»: понятие трудового права, предмет, метод, система; принципы, источники и субъекты трудового права; правоотношения в сфере трудового права; социальное партнерство в сфере труда; занятость и трудоустройство; трудовой договор; рабочее время и время отдыха; заработная плата, гарантии и компенсации; трудовой стаж и виды пенсии; профессиональное образование; гарантии работникам, совмещающим работу с обучением; трудовая дисциплина; охрана труда; материальная ответственность сторон трудового договора; особенности регулирования труда отдельных категорий работников; защита трудовых прав работников и трудовые споры.
Понимание сущности профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере, ее структурных компонентов, умений и навыков, характеризующих каждый компонент, и уровней развития этих умений и навыков, позволяет осуществить разработку поэтапной образовательной технологии. Основной целью технологии является повышение уровня профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере.
С целью определения исходного уровня профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере, в соответствии с заявленной трактовкой её сущности и содержания, релевантными параметрами
Таблица
Результаты констатирующего эксперимента. Уровни сформированности профессионально-коммуникативной компетентности у студентов
Общее число студентов -участников экспермента Распределение числа студентов в экспериментальной (Э) и контрольной (К) группах по уровням сформированности компетентости
Уровни
Низкий (элементарный) Г01 Средний (достаточный) Г11 Высокий (творческий) Г21
Э К Э К Э К Э К
Число студентов 23 26 19 23 3 2 1 1
в % 100% 100% 82,6% 88,4% 13,1% 7,8% 4,3% 3,8%
являлись: потребности, стиль общения, проявление коммуникативных качеств, уровень коммуникативно-ценностных знаний, владение коммуникативными средствами и умениями.
Такое исследование осуществлялось нами в ходе констатирующего эксперимента со студентами 2 курса Балашовского кооперативного техникума (Саратовская обл.); было проведено диагностическое исследование, включающее в себя: 1) опросные листы; 2) включенное наблюдение за студентами в процессе обучения; 3) беседа и тестирование.
Опросные листы, предложенные в ходе осуществления констатирующего эксперимента, позволили определить: осознание студентами важности профессионально-коммуникативной компетентности для успешной профессиональной деятельности, знания в области коммуникативной деятельности, характер самопознания студентами собственной профессиональнокоммуникативной компетентности и проявлений профессионально-коммуникативной компетентности. В ходе эксперименте были выработаны предложения по совершенствованию качества подготовки будущих специалистов, отражающие мнения студентов о профессионально-коммуникативной компетентности.
В опросе приняли участие 49 студентов специальности «Право и организация социального обеспечения» групп ПС-21 (26 человек) и ПС-22 (23 человека). Группа в составе 26 человек была нами условно обозначена контрольной группой, а группа 23 человека - экспериментальная. Опросные листы заполнялись ими самостоятельно и содержали в себе вопросы, позволяющие выявить мнение студентов об уровне сфор-мированности их собственной профессиональ-
но-коммуникативной компетентности. Оценочные баллы «0», «1» и «2» были соотнесены с соответствующими низким, средним и высоким уровнями сформированности профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере.
Анализ опроса, результаты беседы и наблюдения за студентами позволили подвести итог констатирующего эксперимента и выявить, что на данном этапе студенты в незначительной степени владеют основами профессиональнокоммуникативной компетентности, а именно: на высоком уровне - 4,3% студентов экспериментальной группы, 3,8% студентов контрольной группы; на среднем уровне -13,1% студентов экспериментальной группы, 7,8% студентов контрольной группы; на низком уровне - 82,6% студентов экспериментальной группы, 88,4% студентов контрольной группы (см. табл.).
Технологический процесс подготовки будущих юристов в социальной сфере к профессиональной деятельности является длительным многоплановым педагогическим процессом, в ходе которого происходит формирование профессионально-коммуникативной компетентности юристов в социальной сфере. Данный процесс у будущих юристов в социальной сфере должен осуществляться поэтапно, в определенной логической последовательности.
Анализ образовательной программы подготовки будущих юристов в социальной сфере, обучающихся по специальности «Право и организация социального обеспечения», и результаты констатирующего эксперимента позволили определить последовательность для проектируемой нами технологии модернизированного курса «Трудовое право»:
I этап. В рамках изучения 1-го модуля модернизированного курса «Трудовое право» получение студентами опорных знаний в области изучаемой дисциплины направлено на первоначальное формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в социальной сфере, закрепленное в ходе проведения практических занятий.
II этап. Выработка у студентов собственной тактики и стратегии по формированию профессионально-коммуникативной компетентности в рамках изучения 2-го модуля модернизированного курса «Трудовое право» с помощью постепенно усложняющихся практических задач (типовых, тренировочных) и тестового тематического контроля знаний; развитие коммуникативной культуры будущего специалиста путем
формирования профессионально-коммуникативной компетентности.
III этап. Подготовка будущих юристов в социальной сфере в ходе изучения 3-го модуля модернизированного курса «Трудовое право», ключевым моментом которого является участие студентов в ролевой игре, в результате которой они получают разносторонние знания в содержании, формах, методах формирования профессионально-коммуникативной компетентности. После этого студенты проходят технологическую практику.
Разработанный нами модернизированный курс учебной дисциплины «Трудовое право» дает возможность формирования профессионально-коммуникативной компетентности при подготовке будущих юристов в социальной сфере.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Право и организация социального обеспечения» (повышенный уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2003. - 42 с.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С.34-42.
3. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра : моногр. / под общ. ред. В. И. Байденко, Н. А. Селезневой. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 206 с.
4. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. - М., 1970.
5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Когнито-центр, 2002. - С.253-258.
6. Фролов Ю. В. Экономика знаний и проблемы образования // Вестник Московского городского педагогического университета. -2002. - №2 (3). - С.148-155.
7. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - №8. - С.34-41.