МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ВУЗЕ
Е. О. Тарасова1
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани
446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены аспекты моделирования психологической службы вуза. Выделены цели, задачи
и направления деятельности. Представлены результаты анкетирования кураторов и план работы
службы.
Ключевые слова: психологическая служба, психологическое просвещение, модель.
В 1989 г. было опубликовано первое «положение о психологической службе в системе народного образования», положившее начало широкому использованию практической психологии в сфере воспитания, обучения и развития. За это время наличие психолога стало рядовым явлением в образовательных учреждениях различного типа. Пожалуй, позже всех в процесс психологизации включились высшие учебные заведения. Однако следует отметить, что в настоящее время во многих российских вузах действуют психологические службы. Можно выделить несколько причин подобного триумфального шествия «науки о душе».
Во-первых, это постепенная ориентация российского общества на универсальные ценности, и, прежде всего, ценность здоровья. Ведь сейчас под «здоровьем» понимается не отсутствие соматических заболеваний, а способность человека адекватно решать профессиональные, семейные и личностные проблемы.
Во-вторых, изменения в самой системе образования. Это переход от авторитарного к демократическому стилю управления, смена ведущей парадигмы с общественно направленной на личностно ориентированную, формирование ключевых компетенций вместо «знаний-знакомств» и «знаний-копий». В целеполагании овладение «ЗУНами» уходит в прошлое, а на первый план выходит подготовка конкурентоспособного, готового к саморазвитию профессионала.
В-третьих, это реабилитация воспитательной деятельности в вузах, основной целью которой провозглашается создание условий для разностороннего развития личности будущего специалиста, его гражданского самоопределения и самореализации. Анализируя документы вузов
о воспитательной деятельности, можно выделить наиболее актуальные в современных условиях задачи: развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной
деятельности, гражданской позиции и патриотического сознания; воспитание нравственности и интеллигентности; укрепление и совершенствование психофизического здоровья; совершенствование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; адаптация первокурсников к изменившимся условиям жизнедеятельности с целью вхождения в университетскую среду; формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности. Реализация воспитательных задач осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной деятельности, в которой важную роль играют кураторы и психологическая служба.
И, наконец, в качестве четвертой причины следует указать опосредованный запрос самих участников образовательного процесса.
Студенты стремятся быть более успешными в современных условиях жесткой конкуренции, а для этого им необходимы навыки самопрезентации и эффективного взаимодействия, умение делать осознанный выбор в ситуациях неопределенности, брать на себя ответственность и разрешать конфликты, стрессоустойчивость и креативное мышление, способность планировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность и адаптироваться к новым условиям труда. Для того чтобы педагоги (кураторы) могли справиться с решением усложняющихся на современном этапе задач, необходимы совершенствование их профессиональных и личностных компетенций, самообучение, расширение знаний по возрастной психологии и конфликтологии, умение выстроить эффективные межличностные отношения в группе, использовать активные методы
1 Елена Олеговна Тарасова, ст. преподаватель, каф. педагогики и управления социальными системами.
обучения и воспитания, навыки психолого-педагогической диагностики, групповой и индивидуальной работы со студентами.
В нашем вузе психологическая служба была создана в феврале 2011 г. Ее основной целью является развитие психологической культуры и укрепление психического здоровья всех участников образовательного процесса.
Были выделены следующие задачи службы: повышение стрессоустойчивости и психологической культуры студентов в сфере обучения и межличностного общения; помощь в создании атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодоления конфликтов в учебном коллективе; помощь в предотвращении возможного эмоционального и психического кризиса у студентов вуза; психологическая помощь в своевременной адаптации к изменяющимся социальнопсихологическим условиям жизни; содействие успешной социально-психологической адаптации студентов 1-го курса к условиям вуза, формирование навыков конструктивного и адекватного межличностного взаимодействия, поддержание и развитие профессиональной направленности и способности к самоуправлению; формирование готовности выпускников к выполнению будущей профессиональной деятельности (конкурентоспособный, психологически устойчивый профессионал).
Существует несколько моделей психологической службы. При имеющихся различиях их объединяет то, что психологи работают по запросу (руководства, педагогов, студентов, родителей). Однако в настоящее время запрос потребителей психологических услуг в системе образования вообще, и высшего в частности, размыт, не определен, не конкретизирован. Чаще всего его приходится выявлять в процессе деятельности, опираясь на имеющийся зарубежный, российский и собственный опыт работающих в службе специалистов.
При создании модели психологической службы филиала мы учли вышеизложенные данные. В модель вошли обязательные и общеизвестные структурные единицы психологической службы. Прежде всего это психологические консультации для студентов, преподавателей и сотрудников. Это психологическая диагностика, т.е. определение индивидуальных особенностей личности, ее потенциальных возможностей, выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Это психологическая профилактика - предупреждение стрессов, конфликтов, разработка конкретных рекомендаций преподавателям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития студентов.
Однако в настоящее время наиболее актуальной задачей, на наш взгляд, является психологическое просвещение - формирование у студентов и преподавателей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Первым шагом для решения этой задачи стало анкетирование кураторов студенческих групп. Его основной целью было выявление отношения к психологической службе. Данный контингент был выбран не случайно. Кураторы, прежде всего, - работающие преподаватели, они хорошо знают проблемы студентов и, являясь проводниками воспитательной деятельности вуза, могут быть основными потребителями психологических услуг.
В анкетировании приняли участие 25 кураторов филиала.
Большинство из опрошенных - опытные педагоги. 50% преподают в вузе 6-10 лет, 19% -свыше 15 лет, 12,5% - 11-15 лет и только у 12,5% педагогический стаж от 1 до 5 лет. У 56% стаж кураторства свыше 5 лет.
Наиболее успешными формами воспитания они считают кураторский час (87,5%), посещение мероприятий (69%) и решение проблем студентов совместно с родителями (19%).
Кураторы выделили наиболее актуальные направления в работе со студентами: на первом месте стоит учебный процесс, на 2-м - взаимоотношения в группе, на 3-м - разрешение конфликтов, на 4-м - личные проблемы студентов.
87,5% опрошенных считают, что психологическая служба в университете необходима. В качестве основных направлений деятельности они называют индивидуальное консультирование (87,5%), психологическое просвещение (56%) и работу со студенческим активом (31%). Они выделяют такие формы просвещения, как беседы, семинары, тренинги, индивидуальная работа, и считают, что психолог может участвовать в обучении и сплочении студенческого актива.
Кураторы предлагают провести совместно с психологической службой следующие семинары и тренинги: «Адаптация в коллективе», «Психотипы личности», «Моя жизненная позиция»,
«Взаимоотношения в группе», «Сплоченность и личностный рост», «Место личности в жизни и достижение цели», «Психологическая совместимость», «Управление временем», «Основы саморегуляции», «Ораторское искусство».
Итак, по мнению кураторов, психологическая служба в вузе нужна. Психолог может помочь наладить взаимоотношения в группе, разрешить конфликты, решить проблемы студентов.
Выбранные направления и предложенные кураторами формы и темы нашли отражение в плане деятельности службы (см. таблицу).
Таблица
План психологической службы
Психологическое просвещение
1 Разработка и обновление материалов для информационного стенда 1 раз в месяц
2 Ведение психологической рубрики в газете «Вестник студента» 1 раз в месяц
3 Проведение индивидуальных и групповых бесед со студентами с целью предупреждения возможных отклонений в становлении личности и межличностных отношениях в студенческой группе по запросу кураторов и студентов
4 Ведение психологической рубрики на сайте СФ СамГТУ 1 раз в месяц
5 Разработка и распространение психологических рекомендаций для абитуриентов и их родителей июнь-июль
Психологическая диагностика
1 Мониторинг потребностей студентов СФ СамГТУ в психологической помощи сентябрь
2 Комплексная диагностика студентов 1-го курса (мотивация, адаптация, интересы) октябрь
3 Диагностика психологического климата и межличностных отношений в студенческих группах ноябрь
4 Диагностика профессионально важных личностных качеств студентов февраль
5 Анкетирование по вопросам здорового образа жизни март
Психологическая профилактика
1 Участие в обучающих семинарах для кураторов по психологопедагогическим аспектам воспитания по плану университета
2 Индивидуальные и групповые беседы со студентами по профилактике негативных явлений в студенческой среде (наркомания, алкоголизм и др.) в течение года
3 Разработка и распространение методических пособий для кураторов и педагогов по психолого-педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития студентов октябрь июнь
Консультативная деятельность
1 Консультирование студентов, сотрудников и преподавателей по проблемам личностного развития, межличностного взаимодействия, обучения и профессионального самоопределения по графику
2 Консультирование преподавателей и родителей по проблемам индивидуального развития студентов по графику
3 Консультирование кураторов по вопросам межличностных отношений в группе по графику
4 Консультирование лидеров студенческого самоуправления по вопросам формирования команды, мотивации, межличностных отношений по графику
Психологическая коррекция
1 Проведение семинаров по темам «Стрессопрофилактика и саморегуляция», «Диагностика партнеров по общению», «Тайм-менеджмент», «Стратегия и тактика принятия решений», «Техники эффективного общения» по запросу студентов, студсовета и кураторов
2 Проведение тренингов личностного роста, коммуникативной компетенции, разрешения конфликтов, формирования лидерских качеств, командообразования по запросу студентов, студсовета и кураторов
Таким образом, деятельность психологической службы в вузе является в настоящее время необходимой частью системы образования и воспитания, она в значительной степени отражает ее актуальное состояние и востребована участниками образовательного процесса. При создании модели службы следует учитывать процессы, происходящие в обществе и системе образования, и опираться на запросы потребителей психологических услуг. Однако в настоящее время недостаточно выявлять ожидания, необходимо формировать запросы с помощью психологического просвещения и активной позиции специалистов службы.
Поступила в редакцию - 12/11/2012,
UDC 159.9
THE REPRESENTATION OF PSYCHOLOGICAL SERVICE AT INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION
E.O. Tarasova
Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]
In article are presented the aspects of the representation of psychological service at institutes of higher education. The targets, problems and tendencies of activity are detected. The results of curators ’ questioning and the plan of the psychological service are presented.
Key words: psychological service, psychological education, representation.
Original article submitted -12/II/2012, revision submitted - 01/III/2012.
Elena O. Tarasova, Senior Lecturer, Dept. Pedagogy and Social Systems Management.