Научная статья на тему 'Моделирование психологической службы в вузе'

Моделирование психологической службы в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
529
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / МОДЕЛЬ / PSYCHOLOGICAL SERVICE / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Елена Олеговна

В статье рассмотрены аспекты моделирования психологической службы вуза. Выделены цели, задачи и направления деятельности. Представлены результаты анкетирования кураторов и план работы службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The representation of psychological service at institutes of higher education

In article are presented the aspects of the representation of psychological service at institutes of higher education. The targets, problems and tendencies of activity are detected. The results of curators questioning and the plan of the psychological service are presented.

Текст научной работы на тему «Моделирование психологической службы в вузе»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ВУЗЕ

Е. О. Тарасова1

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани

446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45

E-mail: [email protected]

В статье рассмотрены аспекты моделирования психологической службы вуза. Выделены цели, задачи

и направления деятельности. Представлены результаты анкетирования кураторов и план работы

службы.

Ключевые слова: психологическая служба, психологическое просвещение, модель.

В 1989 г. было опубликовано первое «положение о психологической службе в системе народного образования», положившее начало широкому использованию практической психологии в сфере воспитания, обучения и развития. За это время наличие психолога стало рядовым явлением в образовательных учреждениях различного типа. Пожалуй, позже всех в процесс психологизации включились высшие учебные заведения. Однако следует отметить, что в настоящее время во многих российских вузах действуют психологические службы. Можно выделить несколько причин подобного триумфального шествия «науки о душе».

Во-первых, это постепенная ориентация российского общества на универсальные ценности, и, прежде всего, ценность здоровья. Ведь сейчас под «здоровьем» понимается не отсутствие соматических заболеваний, а способность человека адекватно решать профессиональные, семейные и личностные проблемы.

Во-вторых, изменения в самой системе образования. Это переход от авторитарного к демократическому стилю управления, смена ведущей парадигмы с общественно направленной на личностно ориентированную, формирование ключевых компетенций вместо «знаний-знакомств» и «знаний-копий». В целеполагании овладение «ЗУНами» уходит в прошлое, а на первый план выходит подготовка конкурентоспособного, готового к саморазвитию профессионала.

В-третьих, это реабилитация воспитательной деятельности в вузах, основной целью которой провозглашается создание условий для разностороннего развития личности будущего специалиста, его гражданского самоопределения и самореализации. Анализируя документы вузов

о воспитательной деятельности, можно выделить наиболее актуальные в современных условиях задачи: развитие личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной

деятельности, гражданской позиции и патриотического сознания; воспитание нравственности и интеллигентности; укрепление и совершенствование психофизического здоровья; совершенствование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления; адаптация первокурсников к изменившимся условиям жизнедеятельности с целью вхождения в университетскую среду; формирование чувства университетского корпоративизма и солидарности. Реализация воспитательных задач осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной деятельности, в которой важную роль играют кураторы и психологическая служба.

И, наконец, в качестве четвертой причины следует указать опосредованный запрос самих участников образовательного процесса.

Студенты стремятся быть более успешными в современных условиях жесткой конкуренции, а для этого им необходимы навыки самопрезентации и эффективного взаимодействия, умение делать осознанный выбор в ситуациях неопределенности, брать на себя ответственность и разрешать конфликты, стрессоустойчивость и креативное мышление, способность планировать, анализировать, прогнозировать свою деятельность и адаптироваться к новым условиям труда. Для того чтобы педагоги (кураторы) могли справиться с решением усложняющихся на современном этапе задач, необходимы совершенствование их профессиональных и личностных компетенций, самообучение, расширение знаний по возрастной психологии и конфликтологии, умение выстроить эффективные межличностные отношения в группе, использовать активные методы

1 Елена Олеговна Тарасова, ст. преподаватель, каф. педагогики и управления социальными системами.

обучения и воспитания, навыки психолого-педагогической диагностики, групповой и индивидуальной работы со студентами.

В нашем вузе психологическая служба была создана в феврале 2011 г. Ее основной целью является развитие психологической культуры и укрепление психического здоровья всех участников образовательного процесса.

Были выделены следующие задачи службы: повышение стрессоустойчивости и психологической культуры студентов в сфере обучения и межличностного общения; помощь в создании атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодоления конфликтов в учебном коллективе; помощь в предотвращении возможного эмоционального и психического кризиса у студентов вуза; психологическая помощь в своевременной адаптации к изменяющимся социальнопсихологическим условиям жизни; содействие успешной социально-психологической адаптации студентов 1-го курса к условиям вуза, формирование навыков конструктивного и адекватного межличностного взаимодействия, поддержание и развитие профессиональной направленности и способности к самоуправлению; формирование готовности выпускников к выполнению будущей профессиональной деятельности (конкурентоспособный, психологически устойчивый профессионал).

Существует несколько моделей психологической службы. При имеющихся различиях их объединяет то, что психологи работают по запросу (руководства, педагогов, студентов, родителей). Однако в настоящее время запрос потребителей психологических услуг в системе образования вообще, и высшего в частности, размыт, не определен, не конкретизирован. Чаще всего его приходится выявлять в процессе деятельности, опираясь на имеющийся зарубежный, российский и собственный опыт работающих в службе специалистов.

При создании модели психологической службы филиала мы учли вышеизложенные данные. В модель вошли обязательные и общеизвестные структурные единицы психологической службы. Прежде всего это психологические консультации для студентов, преподавателей и сотрудников. Это психологическая диагностика, т.е. определение индивидуальных особенностей личности, ее потенциальных возможностей, выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Это психологическая профилактика - предупреждение стрессов, конфликтов, разработка конкретных рекомендаций преподавателям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития студентов.

Однако в настоящее время наиболее актуальной задачей, на наш взгляд, является психологическое просвещение - формирование у студентов и преподавателей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

Первым шагом для решения этой задачи стало анкетирование кураторов студенческих групп. Его основной целью было выявление отношения к психологической службе. Данный контингент был выбран не случайно. Кураторы, прежде всего, - работающие преподаватели, они хорошо знают проблемы студентов и, являясь проводниками воспитательной деятельности вуза, могут быть основными потребителями психологических услуг.

В анкетировании приняли участие 25 кураторов филиала.

Большинство из опрошенных - опытные педагоги. 50% преподают в вузе 6-10 лет, 19% -свыше 15 лет, 12,5% - 11-15 лет и только у 12,5% педагогический стаж от 1 до 5 лет. У 56% стаж кураторства свыше 5 лет.

Наиболее успешными формами воспитания они считают кураторский час (87,5%), посещение мероприятий (69%) и решение проблем студентов совместно с родителями (19%).

Кураторы выделили наиболее актуальные направления в работе со студентами: на первом месте стоит учебный процесс, на 2-м - взаимоотношения в группе, на 3-м - разрешение конфликтов, на 4-м - личные проблемы студентов.

87,5% опрошенных считают, что психологическая служба в университете необходима. В качестве основных направлений деятельности они называют индивидуальное консультирование (87,5%), психологическое просвещение (56%) и работу со студенческим активом (31%). Они выделяют такие формы просвещения, как беседы, семинары, тренинги, индивидуальная работа, и считают, что психолог может участвовать в обучении и сплочении студенческого актива.

Кураторы предлагают провести совместно с психологической службой следующие семинары и тренинги: «Адаптация в коллективе», «Психотипы личности», «Моя жизненная позиция»,

«Взаимоотношения в группе», «Сплоченность и личностный рост», «Место личности в жизни и достижение цели», «Психологическая совместимость», «Управление временем», «Основы саморегуляции», «Ораторское искусство».

Итак, по мнению кураторов, психологическая служба в вузе нужна. Психолог может помочь наладить взаимоотношения в группе, разрешить конфликты, решить проблемы студентов.

Выбранные направления и предложенные кураторами формы и темы нашли отражение в плане деятельности службы (см. таблицу).

Таблица

План психологической службы

Психологическое просвещение

1 Разработка и обновление материалов для информационного стенда 1 раз в месяц

2 Ведение психологической рубрики в газете «Вестник студента» 1 раз в месяц

3 Проведение индивидуальных и групповых бесед со студентами с целью предупреждения возможных отклонений в становлении личности и межличностных отношениях в студенческой группе по запросу кураторов и студентов

4 Ведение психологической рубрики на сайте СФ СамГТУ 1 раз в месяц

5 Разработка и распространение психологических рекомендаций для абитуриентов и их родителей июнь-июль

Психологическая диагностика

1 Мониторинг потребностей студентов СФ СамГТУ в психологической помощи сентябрь

2 Комплексная диагностика студентов 1-го курса (мотивация, адаптация, интересы) октябрь

3 Диагностика психологического климата и межличностных отношений в студенческих группах ноябрь

4 Диагностика профессионально важных личностных качеств студентов февраль

5 Анкетирование по вопросам здорового образа жизни март

Психологическая профилактика

1 Участие в обучающих семинарах для кураторов по психологопедагогическим аспектам воспитания по плану университета

2 Индивидуальные и групповые беседы со студентами по профилактике негативных явлений в студенческой среде (наркомания, алкоголизм и др.) в течение года

3 Разработка и распространение методических пособий для кураторов и педагогов по психолого-педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития студентов октябрь июнь

Консультативная деятельность

1 Консультирование студентов, сотрудников и преподавателей по проблемам личностного развития, межличностного взаимодействия, обучения и профессионального самоопределения по графику

2 Консультирование преподавателей и родителей по проблемам индивидуального развития студентов по графику

3 Консультирование кураторов по вопросам межличностных отношений в группе по графику

4 Консультирование лидеров студенческого самоуправления по вопросам формирования команды, мотивации, межличностных отношений по графику

Психологическая коррекция

1 Проведение семинаров по темам «Стрессопрофилактика и саморегуляция», «Диагностика партнеров по общению», «Тайм-менеджмент», «Стратегия и тактика принятия решений», «Техники эффективного общения» по запросу студентов, студсовета и кураторов

2 Проведение тренингов личностного роста, коммуникативной компетенции, разрешения конфликтов, формирования лидерских качеств, командообразования по запросу студентов, студсовета и кураторов

Таким образом, деятельность психологической службы в вузе является в настоящее время необходимой частью системы образования и воспитания, она в значительной степени отражает ее актуальное состояние и востребована участниками образовательного процесса. При создании модели службы следует учитывать процессы, происходящие в обществе и системе образования, и опираться на запросы потребителей психологических услуг. Однако в настоящее время недостаточно выявлять ожидания, необходимо формировать запросы с помощью психологического просвещения и активной позиции специалистов службы.

Поступила в редакцию - 12/11/2012,

UDC 159.9

THE REPRESENTATION OF PSYCHOLOGICAL SERVICE AT INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

E.O. Tarasova

Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]

In article are presented the aspects of the representation of psychological service at institutes of higher education. The targets, problems and tendencies of activity are detected. The results of curators ’ questioning and the plan of the psychological service are presented.

Key words: psychological service, psychological education, representation.

Original article submitted -12/II/2012, revision submitted - 01/III/2012.

Elena O. Tarasova, Senior Lecturer, Dept. Pedagogy and Social Systems Management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.