Научная статья на тему 'Проблемы становления психологической службы в педагогическом вузе'

Проблемы становления психологической службы в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
323
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ТРЕВОЖНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Анна Анатольевна

В статье представлены проблемы становления психологической службы в Армавирской государственной педагогической академии. Психологическая служба вуза, являясь одним из важнейших видов психологической практики, принимает активное участие в профессиональном становлении личности будущего педагога. Результаты диагностики, проводимой психологами службы вуза, внедряются в процесс занятий психологического цикла, дают возможность преподавателям психологии проводить индивидуальную и групповую работу со студентами в рамках практических занятий по психологии, которые занимают не менее важное место в формировании их коммуникативной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы становления психологической службы в педагогическом вузе»

УДК-159.9:378

Попова Анна Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии [email protected] Anna A. Popova

candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of social, special pedagogics and psychology of Armavir state pedagogical academy [email protected]

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

PROBLEMS OF FORMATION OF PSYCHOLOGICAL SERVICE IN PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация. В статье представлены проблемы становления психологической службы в Армавирской государственной педагогической академии. Психологическая служба вуза, являясь одним из важнейших видов психологической практики, принимает активное участие в профессиональном становлении личности будущего педагога. Результаты диагностики, проводимой психологами службы вуза, внедряются в процесс занятий психологического цикла, дают возможность преподавателям психологии проводить индивидуальную и групповую работу со студентами в рамках практических занятий по психологии, которые занимают не менее важное место в формировании их коммуникативной компетентности.

Ключевые слова: психологическая служба, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая профилактика, тревожность, коммуникативные способности.

Annotation. The article presents the problems of the formation of the psychological service in the Armavir state pedagogical Academy. Psychological service of the University, being one of the most important types of psychological practice, received the active participation in the professional formation of the personality of a future teacher. The results of the diagnostics, conducted by the psychologists of the service of the University, introduced in the psychological cycle, and give teachers the opportunity to psychology to conduct individual and group work with students in the framework of the practical lessons on psychology, which occupy not less important in shaping their communicative competence.

Key words: psychological service, professional competence, communicative competence, psychological diagnostics, psychological consulting, psychological prevention, anxiety, communication skills

Создание психологической службы вуза в нашей стране сильно отстает от создания школьной психологической службы. Можно назвать лишь отдельные вузы, в которых систематически накапливается опыт психологической службы: Казанский ГУ, Московские вузы: МГУ, МИСИ, МГПУ, МИСИС, Московская медицинская академия, Шуйский госпедуниверситет, Ростовский ГУ, Новосибирский ГУ, Томский ГУ и др. [1].

Анализ теории и практики деятельности психологической службы в вузе показал, что в своем современном состоянии она представляет собой целостную систему научного, прикладного и практического аспектов: специальное направление психологической науки, интегрирующее общие достижения педагогической и возрастной психологии, социальной психологии, психологии управления и др.; психолого-педагогическое и методическое обеспечение достижения основных целей вуза, состоящих в развитии личности и подготовке специалистов (на уровне бакалавра, магистра и т.п.); непосредственная деятельность психологов в вузе [2].

Для того, чтобы психологическая служба стала частью образовательной системы вуза, практическому психологу необходимо начинать с согласования своего функционала, с построения деловых отношений с ректоратом. Динамика этих отношений содержит несколько уровней: согласование (получение административного заказа и соотнесение его со своими представлениями, профессиональными интересами, возможностями и т.п.); организация (составление плана работы, административные мероприятия по управленческой поддержке и нормативно-правовой регламентации; материально-техническое обеспечение основных направлений работы; психологическое просвещение должностных лиц; разработка концептуальных подходов; аналитическая работа с получаемой информацией и т.п.); интеграция или сотрудничество (проведение совместных работ различного уровня; распределение труда между педагогом и психологом и другими преподавателями; подбор и выбор психологических технологий; создание системы сопровождения для личностного и профессионального развития и саморазвития; оптимизация условий жизни, воспитания и обучения и т.п.); результат (анализ совместной деятельности и полученных данных) [1].

Концепция психологической службы Армавирской государственной педагогической академии содержит набор функций вузовского психолога. Ему предписывается проводить психологическое просвещение, психологическую профилактику, психологическое консультирование, психодиагностику и психокоррекцию. При этом каждая функция предусматривает целый набор задач. Только с целью психопрофилактики психолог должен адаптировать студентов к условиям учреждения, определять степень их готовности к обучению, обследовать на каждом курсе обучения, предупреждать перегрузки, создавать благоприятный психологический климат.

С сентября 2001 года в Армавирской государственной педагогической академии в план психологической службы включено направление, связанное с развитием коммуникативной компетентности студентов. Эксперимент по

организации психологической службы вуза в АГПА показал, что в соответствии с данной проблемой психологи вуза могут решать следующие конкретные задачи:

1. Тестирование первокурсников с целью выявления групп риска (с повешенной тревожностью, конформностью, застенчивостью, низким уровнем коммуникативных и организаторских способностей и т.п.).

2. Осуществлять диагностико-коррекционную работу со студентами, имеющими проблемы в общении.

3. Диагностировать коммуникативные и организаторские способности, коммуникативную направленность, эмоционально-волевые особенности студентов и др., препятствующие нормальному протеканию процесса общения, обучения и воспитания, а также осуществлять их коррекцию [2].

4. Выявлять и устранять психологические причины нарушения межличностных отношений студентов с преподавателями, сверстниками, родителями и другими людьми.

5. Консультировать преподавательский коллектив, родителей по психологическим проблемам в общении, обучении и воспитании детей, в развитии их коммуникативных характеристик и т.д.

6. Проводить индивидуальные и групповые консультирования студентов по вопросам обучения, развития, проблемам самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со сверстниками, противоположным полом.

В задачу психологов службы вуза АГПА входит также оформление и выдача студентам-первокурсникам, прошедшим тестирование, психологических паспортов. Начиная с первого дня поступления студента в вуз, психолог службы и преподаватель психологии, ведущий курс «Введение в профессию», находятся в тесном тандеме, непрерывном взаимодействии [3]. Полученные в результате данного курса сведения о личностных особенностях студента, а также результате первичной психологической диагностики заносятся в его психологический паспорт. Все заинтересованные лица (куратор, преподаватель психологии, сам студент) имеют возможность в любое время получить данные об уровне самооценки, типе темперамента, потребно-мотивационной сфере, уровне общительности, межличностных отношениях и т.п. данного обучающегося. Паспорт находится в службе вуза в течение всего времени обучения студента, что позволяет психологам службы и преподавателям психологии проводить мониторинг профессионального и личностного роста будущего педагога и создания индивидуальных программ развития и саморазвития, а также наблюдать или не наблюдать определенную динамику тех или иных личностных особенностей обучающегося. В психологическом паспорте необходимым моментом является выдача рекомендаций по развитию и саморазвитию обучающегося.

Включение в план работы направления по формированию коммуникативной компетентности студентов психологической службы Армавирской государственной педагогической академии отвечает определенным запросам практики образования и связано с необходимостью применять коммуникативные знания, умения и навыки в процессе обучения и

воспитания студентов для их всестороннего гармонического развития [4].

Итак, психологическая служба вуза, являясь одним из важнейших видов психологической практики, принимает активное участие в профессиональном становлении личности будущего педагога. Результаты диагностики, проводимой психологами службы вуза, внедряются в процесс занятий психологического цикла и дают возможность преподавателям психологии проводить индивидуальную и групповую работу со студентами в рамках практических занятий по психологии, которые занимают не менее важное место в формировании их коммуникативной компетентности.

Литература:

1. Зимняя, И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности //Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания /Под общ. ред. И.А. Зимней. - М., 2003.

2.Карандышев, В.Н. Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. Высших учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2008.

3.Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению: Автореф. дис. на соиск. уч. степени д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 2003.

4. The Blackwell Handbook of Social Psychology. Intergroup Processes, 2008.

Literature:

1 . Zimnaia, I.A. hierarchical and component structure of educational activity//Educational activity as object of the analysis and estimation / Under a general edition I.A. Zimney. - M, 2003.

2 . Karandyshev, V. N. Introduction in a profession: Studies. grant for the student. The highest studies. institutions. - 2nd prod. reslave. and additional - M.: Sense; Prod. Akademiya center, 2008.

3 . Geykhman, L.K. Interactive training in communication: Avtoref. yew. on соиск. уч. degrees of the Dr. пед. sciences. - Yekaterinburg, 2003.

4 . The Blackwell Handbook of Social Psychology. Intergroup Processes, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.