tion of not hearing children of 8-11 years, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.
10. Perveeva, V.A. (2003). Formation of a motility and complex development of es-tetiko-psychological abilities of children of 4-6 years with violation of function of speech by means of rhythmic gymnastics, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
11. Propisnova, E.P. (2003), Technique of subject and role logarithmic gymnastics for preschool children with the general underdevelopment of speech, dissertation, Moscow, Russian Federation.
12. Smekalov, Ja.A. (2000), Elementary education to swimming of children of younger school age hard of hearing, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
13. Smurova, T.S. (1999), Social and pedagogical rehabilitation of visually impaired persons in the course of their physical preparation and training in dances, dissertation, Moscow, Russian Federation.
14. Fetisov, A.M. (2010), Technique of training of specialists on adaptive physical culture to carrying out classes in swimming with deaf children of 6-7 years, dissertation, Tambov, Russian Federation.
15. Chernobylskaja, E.V. (1999), Use of means of rhythmic gymnastics in physical training of blind and visually impaired children, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.04.2013.
УДК 159.9:331 К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Ирина Мерабовна Кусраева, аспирант,
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
Аннотация
В статье поднимается проблема психологического сопровождения студентов в процессе профессионального обучения. Представлены обобщенные результаты проведенного лонгитюдного исследования динамики психологических детерминант профессионального становления в вузе, а также данные анкетного опроса выявляющего актуальность психологического сопровождения для студентов разных этапов обучения. Акцентируется внимание на различиях в технологии психологического сопровождения в зависимости от факультета и этапа обучения. Предложены задачи, в решении которых могла бы принять участие психологическая служба вуза, а также возможные формы работы по программе психологического сопровождения. Подчеркивается актуальность и важность организации системы психологического сопровождения в вузе, в частности специалистами психологической службы.
Ключевые слова: студент вуза, система обучения в вузе, профессиональное становление, психологические детерминанты профессионального становления (ПДПС), психологическое сопровождение (ПС), психологическая служба вуза (ПСВ).
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p70-75
PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE PROFESSIONAL FORMATION OF THE HIGHER SCHOOL STUDENTS Irina Merabovna Kusraeva, the post-graduate student,
Saint-Petersburg State University
Annotation
The article raises the problem of psychological support of students in vocational training. Summarized results of a longitudinal study of the dynamics of psychological determinants of professional devel-
opment at the university, as well as data of the questionnaire exposing the relevance of psychological support for students of different stages of training. The attention is focused on the differences in the technology of psychological support, depending on the department and the training phase. The tasks have been proposed in solution of which the psychological service of the university could take part, as well as the possible forms of activity under the program of psychological support. The relevance and importance of organization of psychological support in the institution have been emphasized, in particular by the specialists of psychological services.
Keywords: university student, university system of education, professional development, psychological determinants of professional development, psychological support, psychological service of the university.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общая психологическая компетентность специалиста становится важной составляющей его профессиональной успешности. Вместе с тем следует отметить, что уровень психологического образования при подготовке специалистов различного профиля является минимальным.
Одной из прогрессивных технологий для модернизации высшего образования следует признать систему психологического сопровождения (далее ПС) профессионального обучения студентов вуза - целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции личности. ПС профессионального обучения включает своего рода и психологическую подготовку будущих специалистов. Психологическая подготовка может рассматриваться как формирование личности будущего специалиста, активное воздействие на него, в том числе, и с целью психологической готовности к успешному выполнению профессиональной деятельности.
Потребность в ПС участников образовательного процесса в вузе была осознана отечественными педагогами и психологами достаточно давно. В проводимых в последние годы исследованиях широко обсуждаются проблемы ПС, методологические основания деятельности психологической службы вуза (далее ПСВ), целесообразность создания и функционального содержания ее работы [1-7].
Отметим, что тенденция исследования проблемы профессионального становления личности в изменяющихся социально-экономических условиях развития общества, в настоящее время, в психологической науке только намечается. В связи с этим, особую актуальность представляют исследования психологических детерминант профессионального становления (далее ПДПС) личности, ориентированной на меняющийся рынок труда - мониторинг профессионального становления, благодаря чему и ПС этого процесса будет наиболее эффективным.
МЕТОДИКА
Актуальность изучения указанной проблемы была обозначена нами в результате проведения исследования динамики ПДПС у студентов 1, 3 и 5 курсов (263 чел.) разных факультетов Северо-Осетинского госуниверситета (2007-2011 гг.), основным способом организации которого был лонгитюдный метод в сочетании с методом поперечных срезов. В апреле 2011 г., в дополнении к реализованной программе исследования, нами был проведен анкетный опрос с целью выявления у студентов источников информации о выбранной профессии и степени информированности о ней, сложностей, с которыми они сталкиваются в процессе профессионального обучения, а также актуальности работы ПСВ. Респондентами выступили студенты 1-го (90 чел.) и 5-го (100 чел.) курсов, получающие высшее образование по разным специальностям. К каждому вопросу были предложены варианты ответов, с возможностью указания «иного варианта». Для сравнения распределений частот встречаемости интересующего эффекта применялся критерий х2-Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе интерпретации полученных данных было выявлено:
- динамика системы ПДПС студентов выражается в изменении: личностной и профессиональной направленности; актуальных потребностей и ведущих мотивов деятельности; мотивации достижения; особенностей профессионального самоопределения и профессиональной направленности; приоритетных учебных и профессиональных мотивов; уровня самооценки себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности; ценностных ориентаций; побуждений к самосовершенствованию; самоактуализационных характеристик. Общая тенденция выражается в увеличении различий по этим показателям между студентами по мере прохождения этапов обучения, а также в различиях динамики указанных показателей в зависимости от факультета;
- структура ПДПС характеризуется определенным сочетанием устойчивых и динамических компонентов у студентов разных факультетов и этапов обучения; выявленная динамика ПДПС у студентов вуза различна по результатам изучения ее методами «поперечных срезов» и «лонгитюда».
Согласно данным описательной статистики по вопросу «Из каких источников Вы получали информацию о выбранной профессии (специальности)?», опрошенными студентами преимущественно были выделены варианты: от знакомых (38,4%), от родителей (33,7%), от квалифицированного специалиста (33,2%), из СМИ (33,2%), от учителей в школе (32,1%), из материала интернет-сайтов (29,5%), из книг (28,4%); реже они выделяли вариант - от друзей (22,6%). Статистически значимые различия в ответах студентов 1го и 5-го курсов обнаружены по вариантам «из книг» (р<0,05), «из СМИ» (р<0,05) и «из материала интернет-сайтов» (р<0,05). Следовательно, при выборе профессии, студенты 1 курса в сравнении со студентами 5 курса в большей степени ориентировались на информацию, полученную из СМИ и интернет сайтов и в меньшей на информацию, полученную из книг, что объясняется все большей информатизацией современного общества.
Лишь 6,8% всех респондентов на этапе выбора будущей профессии владели полной и исчерпывающей информацией о ней, у 50,5% из них информации было достаточно, а 24,7% - информации несколько недоставало. «Информации было мало» и «информации не было совсем» соответственно у 14,2% и 3,7% всех опрошенных студентов. Статистически значимые различия по вариантам «информации было достаточно» (р<0,05) и «информации было мало» (р<0,05) показывают большую степень информированности о будущей профессии студентов 1 курса в сравнении со студентами 5 курса. Можно предположить большую степень активности студентов 1 курса в поиске информации о будущей профессии и, что источники, на которые они преимущественно ориентировались, дают более исчерпывающую информацию.
Согласно описательным статистикам по вопросу «Что в процессе обучения мешало освоению учебного материала?» в целом по выборке студентами были выделены следующие причины: недостаточность неформальных контактов и диалога с преподавателями в процессе обучения (24,2%); нехватка необходимого учебного материала (23,2%); отсутствие мотивации со стороны преподавателей по изучаемому материалу (22,6%); отсутствие необходимой базовой подготовки по выбранной специальности (21,1%); неумение быстро конспектировать, работать с литературой (21,1%); недостаточная самостоятельность, самоконтроль и самодисциплина (18,4%); новые, отличные от школьной, формы обучения (17,4%). Реже отмечались такие причины как: отсутствие привычного школьного контроля успеваемости (13,2%); проблемы психологической адаптации (11,6%); отсутствие учебной информации о том, «как учиться в университете» (6,8%). В качестве «иного» варианта студентами указывались: лень; некомпетентность, равнодушное отношение некоторых преподавателей к своему предмету; старая программа обучения; неудобное расписание занятий; отсутствие практики обмена студентами с другими вузами; недосып, переутомление; отсутствие привычного школьного контроля за поведе-
нием студентов; слабое зрение; неправильный выбор профессии. Студенты 5 курсов в большей степени в сравнении со студентами 1 курсов испытывали сложности в связи с такими причинами как: отсутствие необходимой базовой подготовки по выбранной специальности (р<0,05); часто, отсутствие мотивации со стороны преподавателей по изучаемому материалу (р<0,01); недостаточная самостоятельность, самоконтроль и самодисциплина (р<0,05); отсутствие учебной информации о том, «как учиться в университете» (р<0,1). Данные различия могут быть объяснены излишней идеализацией студентами 1го курса своих сил, возможным пребыванием еще в состоянии «эйфории» поступления в вуз и недостаточным осознанием факторов, затрудняющих процесс обучения.
Опрошенные студенты в количестве 51,6% хотели бы, чтобы курс 1-го семестра «Введение в специальность», включал в себя также вопросы и темы об актуальных исследованиях и достижениях кафедр, факультета; 43,2% студентов - о кафедрах факультета с описанием специализаций и тем для исследования; 30,5% - рассказы с историческим экскурсом о преподавателях факультета и интересующих их научных проблемах.
Как в целом по выборке, так и по 1 и 5 курсам в отдельности выявлена высокая степень актуальности работы ПСВ для опрошенных студентов. Так, 83,2% всех респондентов считают необходимым создание ПСВ, 2,6% из них дали ответ - «скорее да, чем нет»; студентами в количестве 14,2% был выбран ответ «нет», но примечательно, что все из них за исключением 1,05% отметили актуальные для себя направления работы ПСВ.
В качестве наиболее актуальных направлений в работе ПСВ студентами выделялись: психологическое консультирование (71,1%); психологические тренинги (63,2%); релаксационные оздоровительные программы (44,2%); профориентационная работа (42,6%). Реже студенты выделяли: психологическое сопровождение адаптации студентов к условиям обучения в вузе (22,1%), дистанционное консультирование (12,1%). «Иные» направления были указаны студентами 5 курса: оказание психологической помощи в затруднительных (кризисных) ситуациях (5%); курсы медитации (1%). По направлению «психологическое сопровождение адаптации студентов к условиям обучения в вузе» обнаружены различия лишь на уровне статистической тенденции (р<0,1). Большая актуальность данного направления работы ПСВ для студентов 1 курса очевидна. Начало студенческой жизни - это сложный период адаптации к новым условиям обучения в вузе, необходимо принять новую социальную роль, привыкнуть к новому коллективу, приобщиться к профессии и т.д. Такое направление как «релаксационные оздоровительные программы» в большей степени востребовано для студентов 5 курса (р<0,01). Обращает на себя внимание и «иное» направление, отмеченное 5% студентов 5 курса - оказание психологической помощи в затруднительных (кризисных) ситуациях. В целом это можно объяснить напряженностью связанной с предстоящими событиями - преддипломной практикой, сдачей госэкзаменов, защитой дипломных работ. Следует отметить и особую озабоченность их вопросами будущего в профессиональном и личностном отношении.
Обобщив указанные проблемы можно отметить тенденцию отсутствия активного диалога между факультетом и студентами. В связи с этим, обозначим задачи, в решении которых могла бы принять участие ПСВ:
- обеспечение не только студентов, но и абитуриентов соответствующей и полной информацией по будущей специальности;
- работа со студентами, особенно на начальных этапах обучения, направленная на освоение студентами «вузовских» форм и методов учебной деятельности; ознакомление их с подразделениями факультета и стимулирование к активному поведению; обучение основам психогигиены и психопрофилактики; помощь в формировании комфортных межличностных отношений, как со студентами, так и с преподавателями;
- внесение определенных корректив в методику преподавания учебных дисциплин, в первую очередь, психологического цикла, способствующих возникновению и укреплению ответственного отношения студентов к процессу и цели профессионального
обучения;
- решение проблем, связанных как с имеющимися трудностями в профессиональном обучении, так и со становлением личности и индивидуальности каждого студента, с формированием навыков самостоятельности и самоорганизации в новых условиях обучения, с его психологической готовностью к самоопределению и созидательной жизни;
- построение прогностической модели определения вероятного уровня успешности профессионального обучения, согласно результатам мониторинга профессионального развития студентов разных факультетов;
- разработка программ ПС развития личности студента, как субъекта профессионального становления, основываясь на диагностических, консультативных, коррекционных и развивающих технологиях.
Сформулированные предложения, конечно, не исчерпывают содержания работы обсуждаемой ПСВ, ее программа должна быть сформирована в результате основательного обсуждения с соответствующими специалистами вуза. В частности в СОГУ, подразделением, организующим работу по ПС студентов, могла бы стать межфакультетская кафедра психологии, при условии привлечения и мобилизации для этой цели всего профессионального потенциала факультета психологии.
ВЫВОДЫ
Удовлетворение возросших требований к качеству подготовки специалистов в системе высшего образования должно идти, с одной стороны, по линии мониторинга профессионального становления, совершенствования технологий профессионального обучения и воспитания, с другой - по линии ПС этого процесса.
Актуальность и целесообразность организации системы ПС процесса профессионализации студентов не вызывает сомнений. Имеющийся опыт реализации различных программ ПС студентов позволяет сделать вывод о том, что этот процесс может быть успешным только при условии его профессиональной поддержки, в частности специалистами ПСВ. И здесь необходимо подчеркнуть, что программа комплексного ПС, должна осуществляться с учетом не только специфики этапа обучения и факультета, но и вуза и региональных особенностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демидова, Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-
личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях : дис. ... канд. психол. наук / Демидова Т.П. - М., 2005. - 183 с.
2. Донцова, М. В. Психологическое сопровождение профессионально-
личностного становления студентов-психологов : дис. . канд. психол. наук / Донцова М. В. - М., 2009. - 279 с.
3. Калтаева, М.В. Теоретические и организационные основы становления и развития психологической службы вуза : дис. ... канд. психол. наук / Калтаева М.В. - Нижний Новгород, 2011. - 265 с.
4. Койчуева, Ф.Х. Психологическое сопровождение личностно-
профессионального развития студентов юридического факультета : дис. . канд. психол. наук / Койчуева Ф.Х. - Ставрополь, 2005. - 195 с.
5. Кринчик, Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов / Е.П. Кринчик // Вестник Московского университета. Серия 14. - 2005. - № 2. - С. 45-55.
6. Надюк, Р.И. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития студентов специальности "социальная работа" : дис. ... канд. психол. наук / Надюк Р.И. - Нижний Новгород, 2009. - 198 с.
7. Щербанева, Н.Г. Психологическая поддержка профессионального развития студентов педагогического вуза средствами психологической службы : дис. ... канд. психол. наук I Щербанева Н.Г. - Армавир, 2003. - 207 с.
REFERENCES
1. Demidova, T.P. (2005), Psychological support professional and personal formation of students in secondary vocational schools: dissertation, Moscow, Russian Federation.
2. Dontsova, M.V. (2009), Psychological support professional and personal formation of psychology students: dissertation, Moscow, Russian Federation.
3. Kaltaeva, M.V. (2011), Theoretical and organizational bases offormation and development of the university psychological service: dissertation, Nizhny Novgorod, Russian Federation.
4. Koychueva, F.H. (2005), Psychological support personal and professional development of law students: dissertation, Stavropol, Russian Federation.
5. Krinchik, E.P. (2005), "The problem of psychological support professional development of psychology students", VestnikMoskovskogo universiteta, Ser. 14, No. 2, pp. 45-55.
6. Nadyuk, R.I. (2009), Psychological support professional and personal development of students majoring in "social work": dissertation, Nizhny Novgorod, Russian Federation.
7. Scherbaneva, N.G. (2003), Psychological support for professional development of students of pedagogical high school psychological services means: dissertation, Armavir, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.03.2013.
УДК: 796/799
МОНИТОРИНГ ОТНОШЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
РОССИИ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВУ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Владимир Филиппович Лигута, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточный юридический институт МВД России (ДВЮИ), г. Хабаровск
Аннотация
В работе представлены результаты социологического опроса работников образования, здравоохранения и физической культуры Дальнего Востока России об отношении их к физкультурноспортивной деятельности как средству оздоровления школьников. Рассматриваются проблемы здоровья и физического воспитания учащихся, причины их низкой двигательной активности, факторы, способствующие оздоровлению детей. Результаты проведенного исследования подтвердили необходимость более тесного объединения всех социальных институтов (институт семьи, институт школы, системы здравоохранения, физической культуры и спорта) для разработки целенаправленных профилактических программ, методик и технологий, направленных на оздоровление детей и подростков, с учетом социально-экономических, экологических, климатогеографических условий проживания на Дальнем Востоке России.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, спорт, физическое воспитание, школьники.