Научная статья на тему 'Организация деятельности психологической службы вуза: анализ опыта тувинского государственного университета'

Организация деятельности психологической службы вуза: анализ опыта тувинского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL SERVICE / PSYCHOLOGICAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL EDUCATION / PSYCHO DIAGNOSTICS / PSYCHOPROPHYLAXIS / PSYCHOLOGICAL COUNSELING / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ооржак Лариса Николаевна

В статье описывается цели и задачи психологической службы Тувинского государственного университета, направления ее деятельности, анализируются итоги работы психологической службы. Сформулированы основные направления работы психологической службы вуза, которая могла бы решить задачи по психологическому сопровождению студентов на разных этапах профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ACTIVITY OF PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY

The article describes the aims and objectives of the psychological service of Tuvan State University, its activities, analyze the results of the psychological service. The main directions of the psychological service of the university, which could solve the problem of psychological support of students at different stages of professional training.

Текст научной работы на тему «Организация деятельности психологической службы вуза: анализ опыта тувинского государственного университета»

8. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., Наука, 1969 г.- 230 с.

9. Средневековая Европа глазами современников и историков. Под.ред. А.Л. Ястребиц-кой. В 5 кн. Ч.4. М., Инерпрасс, 1995г.- 230 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Antiseri D. i Reale Dzh. Zapadnaya filosofiya ot istokov do nashih dnej. Ot Vozrozhdeniya do Kanta./ v per. i pod red. S.A.Mal'cevoj.Spb, TOO TK «Petropolis», 2002 g. - 278 s.

2. Bim-Bad B.M. I.G.Pestalocci: Koncepciya razvivayushego obucheniya // Sovetskaya peda-gogika 1986 g. №3.105 s.

3. Zavrazhin S.A. Preduprezhdenie otklonyayushchegosya povedeniya nesovershennoletnih v Rossijskoj Imperii: monografiya. - M: Prometej, 1996 g. 121 s.

4. Zinevich I.E. Social'no-politicheskij aspekt problemy cheloveka v filosofii ZH.ZH. Russo. Kiev, 1986 g.- 227 s.

5. Kornetov G.B. Civilizacionnyj podhod k izucheniyu vsemirnogo istoriko-pedagogicheskogo processa. M.: URAO, 1994. - 208 s.

6. Machin I.F. Istoriya politicheskih i pravovyh uchenij: konspekt lekcij - M.,: YUrajt - Izdat. 2007. - 208 s.

7. Mir Prosveshcheniya. Istoricheskij slovar' pod red. Vinchenco Ferrone i Danielya Roma. M., Pamyatniki istoricheskoj mysli, 2003 g.- 469 s.

8. Russo ZH.-ZH. Traktaty. M., Nauka, 1969 g.- 230 s.

9. Srednevekovaya Evropa glazami sovremennikov i istorikov. Pod.red. A.L. YAstrebickoj. V 5 kn. CH.4. M., Inerprass, 1995g.- 230 s.

Марюхина Валентина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

Maryukhina Valentina Viktorovna - candiadate of pedagogical sciences, Assistant Professor, Head of the Department of Pedagogy, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: valya-maruhina@mail.ru

УДК364(075.8)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА: АНАЛИЗ ОПЫТА ТУВИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ооржак Л.Н.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

ORGANIZATION OF ACTIVITY OF PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY: ANALYSIS OF THE EXPERIENCE OF THE TUVAN STATE UNIVERSITY

Oorzhak L.N. Tuvan State University, Kyzyl

В статье описывается цели и задачи психологической службы Тувинского государственного университета, направления ее деятельности, анализируются итоги работы психологической службы. Сформулированы основные направления работы психологической службы вуза, которая могла бы решить задачи по психологическому сопровождению студентов на разных этапах профессионального обучения.

Ключевые слова: психологическая служба, психологическое здоровье, психологическое просвещение, психодиагностика, психопрофилактика, психологическое консультирование, профориентация.

The article describes the aims and objectives of the psychological service of Tuvan State University, its activities, analyze the results of the psychological service. The main directions of the psychological service of the university, which could solve the problem of psychological support of students at different stages of professional training.

Keywords: psychological service, psychological health, psychological education, psycho diagnostics, psycho-prophylaxis, psychological counseling, vocational guidance.

Образовательная среда любого вуза ориентирована на организацию условий, содействующих формированию общекультурных, общепрофессиональных компетенций, личностных качеств студентов, их адаптивных способностей. Развитие ее обусловлено как педагогическими факторами на уровне взаимодействия педагог-студент, так и социально-психологическими, предполагающими взаимодействие всех участников образовательного процесса от административно-управленческого, преподавательского, учебно-методического персонала до взаимодействия в студенческих группах. В связи с этим психологическая служба должна стать системой психологического сопровождения, ориентированная на создание благоприятных условий для обучения и личностного роста студентов [3].

Система психологического обеспечения является важным компонентом образования, реализующим социально-психологическое сопровождение студентов, мониторинг условий для личностного, интеллектуального и социального развития молодежи. Также психологическая служба призвана оказывать психологическую помощь всем участникам образовательного процесса. Деятельность по психологическому обеспечению системы российского образования регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Концепцией развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года [1].

Психологическая служба ВУЗа - явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, - научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки. Научный аспект предполагает проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования. Прикладной аспект предполагает применение психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются педагоги, преподаватели, методисты, которые, совместно с психологами, используют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, разработки дидактических и методических материалов. Практический аспект обеспечивают практические психологи, задача которых - работать со студентами, преподавателями и сотрудниками ВУЗа, родителями для решения конкретных

проблем. Практический компонент деятельности психологической службы призван обеспечить решение тех или иных конкретных проблем психологического характера, с которыми сталкиваются субъекты образовательной деятельности вуза на основе современных данных психологической науки. Организационный аспект включает в себя создание эффективной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профессиональной квалификации практических психологов. Взаимодействие и целостность этих четырех аспектов обеспечивают эффективность деятельности психологической службы в системе образования [2].

Согласно Положения о психологической службе ТувГУ целями психологической службы являются:

1. Оказание психологической и социально-психологической помощи участникам образовательного процесса по улучшению психического и психологического здоровья, повышения психологических знаний и психологической культуры.

2. Содействие гуманизации и психологизации учебно-воспитательного процесса, а также оказания психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Задачами службы являются:

- содействие решению выявленных студенческих проблем, в том числе трудностей адаптации путем разработки и реализации, различных социально-психологических программ методами групповой психокоррекционной работы;

- оперативный анализ актуальных проблем в студенческой среде путём проведения социологических, психологических и этнопсихологических исследований;

-создание базы практической психологии с целью прохождения психологической практики студентам, обучающимся по специальности «Психология», «Психолого-педагогическое образование»;

- исследование проблемы наркотизации студенчества и других форм девиантного поведения с выдачей рекомендаций администрации и преподавателям вуза;

- оказание психологической помощи в организации супружеских отношений студентов;

- внедрение развивающих занятий по авторским программам в научно -педагогическом и коллективе ТувГУ и студенческом сообществе.

Психологическая служба ТувГУ была организована в 2010 году. Служба является структурным подразделением научно-образовательного и консультативно-оздоровительного центра «Центр здоровья» ТувГУ. Руководителем службы является кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Л.Н. Ооржак, а психологом старший преподаватель кафедры психологии Фрокол А.С.

Основная работа направлена на сохранение психологического здоровья студентов. Кроме того, существуют проблемы, присущие любому студенту (проблемы личного характера, страхи, неадекватная самооценка, трудности принятия решения и т.д.), оказывающие влияние на психоэмоциональное состояние студента, а соответственно и на эффективность обучения.

В 2016 - 2017 году был проведен мониторинг психологического благополучия всех студентов университета. В качестве диагностического инструментария был использован и используется в настоящее время следующий набор методик: стандартизированные «Исследование невротических расстройств» (К.К. Яхин, Д.М. Менделе-вич), «Личностный опросник агрессивности» (А. Басс, А. Дарки) и проективная методика «Суицидальные склонности» (Л.Б. Шнейдер). В обследовании приняли участие 2154 студента 11 факультетов ТувГУ.

Проведенный психологический мониторинг позволил получить информацию о том, что: на первом месте по количеству находится высокий уровень чувства вины (332 студента), что говорит о проявлении сильного самобичевания, угрызений совести. На втором месте высокий уровень физической агрессии (307 студентов). Третье место - высокий уровень астении (248 студентов), что говорит о заострении тревожно-мнительных, ананкастных и сензитивных черт личности. Кроме этого, диагностированы также высокий уровень тревоги (113 студентов); высокий уровень невротической депрессии (42 человека); высокий уровень вегетативных нарушений - 21 студент, т.е выражена предрасположенность испытуемого к нарушениям деятельности разных органов и систем: сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной, мочеполовой и двигательной; высокий уровень обсессивно-фобических нарушений у 24 студентов, т.е. выражено обсессивно-фобическое нарушение, которое связано с навязчивыми мыслями, воспоминаниями, представлениями, овладевающими сознанием человека и от которых он не может волевым усилием избавиться.

Дальнейшая работа службы ведется по следующим направлениям: психологическое консультирование, психокоррекция, псиълтерапия в ходе которой строго соблюдается принцип конфиденциальности информации. Направления, форма и методы работы обозначены в таблице 1.

Таблица №1

Психологическая служба

Направления работы Формы работы Виды работы Методы работы

профориентационная работа Групповая (тренинги); Индивидуальная (студенты, преподаватели). -псхиходиагностика; -психокоррекция; -психоконсультирование; -психопросвещение; -психопрофилактика; -психотерапия; -научно-практические семинары; - тренинги - НЛП (нейролингвистиче-ское программирование); - арттерапия (вид терапии основан на творчестве); - поведенческая терапия; - экзистенциальная терапия (выход на новый смысл); - когнитивная терапия (работа с установками при депрессии, навязчивых мыслях); - транзактный анализ; позитивная психотерапия

психологическое сопровождение проф. становления студентов; Групповая (тренинги); Индивидуальная (студенты, преподаватели).

психол. помощь в решении индивид. проблем студентов; Индивидуальная

работа со студ. активом; Групповая

работа с проблемными студентами Групповая (тренинги); Индивидуальная (студенты, преподаватели).

работа с преподавателями. Групповая; Индивидуальная (студенты, преподаватели).

Также проводится работа с преподавателями (кураторами) по следующим вопросам:

- разбор сложных ситуаций;

- индивидуальное консультирование по работе со студентами.

Работа с родителями и другими категориями в основном проводится по запросу кураторов, деканов в случаях:

- нарушения дисциплины и правонарушений студентов;

- жалоб как со стороны студентов, так и родителей.

Психопрофилактическое и психокоррекционное направление представлено, в основном, групповыми формами работы. Сотрудниками психологической службы проводятся различные тренинги: тренинг общения (с целью улучшения социально-психологической адаптации) для первокурсников, тренинг ассертивности, мотиваци-онный тренинг, личностого роста и т.д. К проведению тренингов под руководством психологов службы привлекаются представители студенческой психологической службы. Студенческая психологическая служба была организована в 2017 году, которую представляют в основном студенты старших курсов психологических направлений подготовки.

Профориентационное направление деятельности психологической службы включает несколько форм работ. Во-первых, это участие в ежегодных «Ярмарках профессий», на которых представители учебных заведений города, в т. ч. ТувГУ, информируют будущих абитуриентов о возможностях получения образования, направлениях обучения, условиях поступления и т. д. Сотрудники психологической службы проводят для абитуриентов краткие профконсультации. Они включают в себя экспресс-диагностику профессиональной направленности, информацию о психологических характеристиках, необходимых для успешного овладения профессией и работе в ней, информацию о сферах применения профессиональных знаний (профессиограм-мы) и о возможности получения соответствующей профессии в ТувГУ.

Психологическая служба выступает базой производственной и учебной практики и обеспечивает качественную практическую подготовку студентов старших курсов психологического и психолого-педагогического профиля к работе в качестве психолога (с учётом специфики выполняемой работы).

В рамках курсовых работ и ВКР студенты, обучающиеся по специальности «Психология» и «Психолого-педагогической образование», проводят научные исследования по актуальным для психологической службы и кафедры «Психология» направлениям: формирование жизнестойкости в молодежной среде, профессиональное самоопределение выпускников школ, формирование стрессоустойчивости и др.

Таким образом, психологическая служба вуза - перспективное направление для взаимодействия и взаимообогащения теории и практики, психологической помощи и сопровождения развития будущего профессионала.

Библиографический список

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. М., 1997. 298 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.

3. Желтова Е.В. Психологические аспекты обеспечения качества подготовки специалиста: тезисы // Наука, методика вуза: Научно-методическая конференция, 9-10 ноября 2005 г. Ростов-на-Дону. Ростов н/Д.: Фолиант, 2006. С. 122- 125.

Bibliograficheskij spisok

1. Bityanova M.R. Organizaciya psihologicheskoj raboty v shkole / M.R. Bityanova. M., 1997.

298 s.

2. Zeer EH.F. Psihologiya professij: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / EH.F. Zeer. M.: Akademicheskij proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003. - 336 s.

3. ZHeltova E.V. Psihologicheskie aspekty obespecheniya kachestva podgotovki specialista: tezisy // Nauka, metodika vuza: Nauchno-metodicheskaya konferenciya, 9-10 noyabrya 2005 g. Ros-tov-na-Donu. Rostov n/D.: Foliant, 2006. S. 122- 125.

Ооржак Лариса Николаевна - доцент кафедры психологии, кандидат психологических наук, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: larisa_oorjak@rambler.ru

Oorzhak Larisa Nikolaevna - Assistant Professor of the Department of Psychology, candidate of psychological sciences, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: larisa_oorjak@rambler.ru

УДК 372.3

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Марченко Н. В., Фрокол А.С.

Детский сад № 167, г. Красноярск Тувинский государственный университет, г. Кызыл

CORRECTION OF THE EMOTIONAL SPHERE AT CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH SPEECH DISORDERS

Marchenko N.V., Frokol A.S.

Kindergarten No. 167, Krasnoyarsk Tuvan State University, Kyzyl

В статье представлены результаты оценки эффективности программы по коррекции эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Использование коррекционной программы с элементами арт-терапии показало свою эффективность. Благодаря ее реализации были отмечены позитивные изменения в эмоциональной сфере детей: снижение уровня тревожности и уменьшение количества детских страхов.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, арт-терапия, младшие дошкольники, нарушения речи, коррекция.

The article presents the results of the evaluation program for the correction of the emotional sphere of children of younger preschool age with speech disorders. The use of the correctional program with elements of art therapy has shown its effectiveness. Its implementation was marked by positive changes in the emotional sphere of children: reducing the level of anxiety and reduce the number of children's fears.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.