Bibliograficheskij spisok:
1. Dyachenko M.I. Psikhologicheskij slovar-spravochnik. / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. Minsk. : AST, 2001. 573 s.
2. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: izbrannye psikhologicheskie trudy / Pod red. D.I. Feldshtejna. M. - Voronezh: In-t prakticheskoj psikhologii, 1997.
3. Gavrilova T.P. Empatiya i ee osobennosti u detej mladshego i srednego shkolnogo vozrasta / T.P. Gavrilova dis. ... kand. psikh.nauk. M., 1977.
4. Gavrilova T.P. Ponyatie empatii v zarubezhnoj psikhologii / T.P. Gavrilova - Voprosy psikhologii. 1975. 2. S. 147-157.
5. Dyachenko M.I. Psikhologicheskij slovar-spravochnik. / M.I. Dyachenko, L.A. Kandybovich. Minsk. : AST, 2001. 573 s.
6. Maslou A. Motivatsiya I lichnost 3-e izdanie / Per. s angl. SPB.: Piter, 2010. 352 s. Seriya "Mastera psikhologii"
7. Nemov R.S. Psikhologiya. Psikhologiya obrazovaniya: v 3-kh kn.: uchebnik dlya pedagogicheskikh vuzov / R.S. Nemov.- 4-e izd. M.: VLADOS. Kn. 2: Psikhologiya obrazovaniya. 2005.
606 s.
8. Stolyarenko L.D. Osnovy psikhologii: uchebnoe posobie dlya vuzov / l. D. Stolyarenko. - 4-e izd., pererab. i dop. Rostov - naDONU: Feniks, 2001. 671 s.
9. Rogers S.R. Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V. 5, N 2. P. 2-10.
Атаманова Галина Ивановна - к.п.н., доцент кафедры педагогики КПИ Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Atamanova Galina - Candidate of Pedagofy, Associate Professor of the Pedagogy Department Kyzyl Pedagogical Institute, Tuvan State Universiy, Kyzyl.
УДК 159.99
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ (из опыта работы)
Ондар Л.М., Фрокол А.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
ABOUT THE ORGANIZATION OF STUDENT OLYMPIAD ON PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY (from experience)
Ondar L., Frokol A.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассмотрен опыт проведения в Тувинском государственном университете студенческих предметных олимпиад по психологии и педагогике. Приведены примеры задач, ставившихся перед студентами, описана методология проведения олимпиады, выделены перспективные направления работы.
Ключевые слова: студенческая предметная олимпиада, олимпизм, компетенции, образовательная технология, компетентностный подход, интерактивные методы.
The article regards the experience of holding student Olympiads in psychology and pedagogy in Tuvan state University. There are given the examples of tasks put before the students, the methodology of the holding the Olympiad is described, the prosperity of work is identified.
Key words: student subject Olympiad, the Olympic movement, competence, educational technology, competence approach, interactive methods.
Основной целью предметных Олимпиад является расширение и углубление психолого-педагогических знаний студентов, развитие их профессиональной направленности, популяризация психологических и педагогических знаний в студенческой среде, выявление и поддержка одаренных студентов, а также студентов, мотивированных на научно-исследовательскую деятельность.
Традиционно олимпиада понимается как спортивное состязание. Возникло оно в древней Греции. С течением времени спортивные соревнования превратились в масштабное, универсальное общественное движение. Сегодня олимпизм рассматривается как своеобразная философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. «Олимпизм призывает к такому образу жизни, при котором человек получает радость не от праздности, а от разумных усилий и с уважением относится к благородным правилам поведения и жизни, выработанным человечеством за долгие века. Вместе с тем, олимпиада может трактоваться достаточно широко - как соревнование, состязание какого-либо рода, имеющее целью выявить наиболее достойных из числа его участников, установить их первенство. Олимпиада - это возможность не только проявить себя (личностно, физически, творчески и др.), достичь определенного результата, но и, побывав в ситуациях соперничества, приобрести жизненный опыт, развить в себе личностные и профессионально важные качества, освоить всеобщие нормы и ценности человеческого общения» [1, с. 229-230].
Предметная олимпиада - состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин. Если говорить о студенческой предметной олимпиаде, то ее можно определить как соревнование студентов, проводимое в очной форме и предусматривающее выполнение конкретных заданий по учебным дисциплинам, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования с последующей оценкой качества их выполнения конкурсной комиссией. Студенты состязались, как правило, от имени какой-либо административной единицы (студенческой группы, учебного заведения, территориального образования и др.) в творческом применении полученных знаний для решения нестандартных задач [2].
История олимпиадного движения в России насчитывает более 70 лет. Многие ученые ведущих вузов рассматривают студенческое олимпиадное движение как главное условие формирования интеллектуального потенциала нации.
Изменения в системе высшего образования, вызванные присоединением Российской Федерации к Болонскому процессу, предъявляют к выпускникам вузов новые требования в области компетентности и конкурентоспособности: быстро
адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности; быть готовым к риску и принятию решений в условиях неопределенности; продуктивно, психологически грамотно общаться с коллегами при выполнении коллективной работы; уметь обеспечивать мотивацию членов группы для достижения цели, учитывая индивидуальные особенности; быть готовым к устранению возможных конфликтов и нестандартных ситуаций в организации.
Требуется высокий уровень учебно-методической работы в вузах, выявление творчески одаренных студентов, способных к дальнейшей научной деятельности, использование соревновательных моментов в обучении, формирование творческих сообществ студентов и преподавателей. Все это предоставляет предметная олимпиада. Любые студенческие олимпиады дают возможность участникам сравнить свои знания, навыки, умения, проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей образования, самообразования и саморазвития личности.
Олимпиады в последние годы активно разрабатываются и внедряются не только на вузовском уровне, но и в рамках федеральных проектов. Они способствуют совершенствованию учебного процесса, развитию профессионально-личностных ресурсов личности, формируют у студентов навыки творческой индивидуальной и коллективной работы, готовят к научно-исследовательской деятельности, развивают у них творческую активность, нестандартное мышление, интерес к науке, широту взглядов и эрудицию. Участие в студенческих олимпиадах развивает такие личностные качества как: стрессоустойчивость, коммуникабельность, дисциплинированность, организованность,
целеустремленность и способность к целеполаганию, развитие реакции, способность творчески мыслить и находить выход в сложных ситуациях [3].
Олимпиады как форма развития творческих способностей обучающихся исследованы в работах С.Г. Березиной, С.А. Ворониной, В.И. Вышнепольского, Б.С. Кирьякова, С.Г. Молчанова, Н.И. Наумкина, В.Н. Пинаева, Н.П. Пучкова, Г.Ф. Приваловой, Л.А. Пушкаревой, С.А. Репина, А.Н. Шарапкова и других ученых. Необходимо отметить, что их исследования посвящены или изучению олимпиадного движения в общеобразовательной школе, или отражают практические аспекты организации и проведения олимпиад по отдельным учебным дисциплинам, рассматривая их вне активизации всей познавательной деятельности обучающегося.
Что касается высших учебных заведений, то вопросы организации и проведения предметных олимпиад рассматриваются по следующим направлениям:
- место предметных олимпиад в системе повышения качества образовательной деятельности в высших учебных заведениях;
- концептуальные положения, цели и задачи при организации и проведении предметных олимпиад;
- технологии проведения предметных олимпиад;
- принципы формирования критериев для оценки конкурсных работ;
- повышение заинтересованности одарённой студенческой молодёжи к участию в предметных олимпиадах;
- особенности при подготовке и проведении олимпиад по различным учебным дисциплинам.
Предметная студенческая олимпиада - это не только форма интеллектуального соревнования в определенной образовательной области, позволяющая выявить знания фактического материала, умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления, но и инновационное направление, используемое для совершенствования педагогического процесса. В основе олимпиады лежит необходимость связать воедино теоретическую и практическую части учебного материала, оценить информацию, полученную студентом, найти самостоятельное применение знаниям на практике. Олимпиада позволяет студентам в ситуации «здесь» и «сейчас» «проявить» себя, продемонстрировав как теоретические знания, так и практические навыки. Повышенный интерес к олимпиаде обусловлен возможностью творческого проявления способностей студентов с элементами состязательности, что, как правило, воспринимается с большим интересом.
Также высказывается мнение о необходимости преобразования существующих студенческих предметных олимпиад и конкурсов в олимпиадное движение, интегрирующее как состязательную деятельность обучающихся, так и их дальнейшую индивидуальную и совместную творческую деятельность, и обеспечивающее реализацию функциональных возможностей предложенных олимпиадных образовательных технологий в условиях олимпиадной креативной образовательной среды [2]. А.И. Попов предлагает создать условия для педагогического сопровождения развития творческих способностей студентов и их творческого саморазвития на основе использования эффекта олимпиад как «катализатора» повышения уровня интеллектуальной активности их участников, когда при решении олимпиадных задач (проблемных творческих задач) обучающийся выявляет новые проблемы в изучаемой предметной области, а после олимпиады имеет возможность включиться в коллективную и индивидуальную деятельности по их разрешению в рамках специально созданной олимпиадной креативной среды, вовлекая в нее и других студентов [2].
Студенческие предметные олимпиады рассматриваются как действенная образовательная технология личностно-профессионального развития будущих специалистов [1]. По мнению А.М. Скотниковой, Олимпиада обладает всеми признаками образовательной технологии: ориентация на развитие личности учащихся; комплексность; теоретическая обоснованность; ориентированность на результат; наличие более или менее четкого алгоритма действий и описания методов работы; воспроизводимость (стандартизация); оценка процесса и результата обучения; эффективность; наличие механизма обратной связи [1].
Олимпиады по психологии и педагогике проводятся кафедрой психологии и педагогики развития личности Кызылского педагогического института ТувГУ, начиная с 2007 года. И опыт проведения студенческих олимпиад на кафедре позволяет рассматривать ее в качестве проверенной образовательной технологии личностно-профессионального развития будущих специалистов. Олимпиада включает комплекс заданий, моделирующих виды деятельности педагога-психолога, в которых студентам необходимо проявить систему знаний, умений, навыков и личного опыта, обеспечивающих эффективное решение профессиональных задач.
В предметных студенческих олимпиадах, проводимых кафедрой психологии и педагогики развития личности, принимают участие студенты Кызылского педагогического института ТувГУ, обучающиеся по специальности «Педагогика и
психология» и направлениям бакалавриата «Психолого-педагогическое образование», «Психология».
Как форма организации учебно-исследовательской работы студентов Олимпиада призвана решать следующий круг задач: расширять информационно-образовательное пространство студентов; усиливать мотивацию студентов как к изучению психологических и педагогических дисциплин, так и к освоению выбранной профессии; обеспечивать условия для применения теоретических знаний к решению практических задач психологии и педагогики; создавать дополнительные условия для раскрытия и реализации профессиональных и творческих способностей студентов; совершенствовать у студентов навыки поиска, систематизации, анализа и презентации научной информации; расширять осведомленность студентов в области новейших достижений мировой психологической и педагогической наук; обеспечивать творческое и научное взаимодействие учащихся и преподавателей.
Реализация данных задач осуществляется посредством тщательной проработки содержания и формы заданий, а также специальных условий их выполнения. Содержание заданий непосредственно связано с изучаемыми профильными дисциплинами, а их успешное выполнение предполагает высокий уровень академической подготовки и освоение новых знаний. Форма заданий максимально приближена к тем типам профессиональных задач, которые в будущем должен решать дипломированный бакалавр.
Так, например, в Олимпиаде по психологии, прошедшей в прошлом учебном году, командам было предложено выполнить задание «Тяжело в учении...». По предложенной теме путем коллективного обсуждения команды обосновывали актуальность темы и проблемы исследования, формулировали цель, объект, предмет, гипотезу, задачи исследования, определяли методологические основы и методы исследования, его практическую значимость, этапы. Подобное задание в профессиональной деятельности аналогично разработке заявки на конкурс научных тем (преподавательская деятельность) или осуществлению прикладных исследований психологических феноменов по заказу клиента. Конкурс «Актуальные вопросы психологии» предполагает освещения и творческую презентацию наиболее интересующей проблемы психологической науки. Например, в 2013 году студенты представляли проблемы «Личностное и профессиональное самоопределение психолога», «Суицидальное поведение подростков».
Стал традиционным конкурс «Визитка», в ходе которого необходимо представить свою команду (название, девиз, эмблема команды), а также дать краткий психологический портрет каждого участника, представить своё учебное заведение, отразить жизненную позицию и цель участия в олимпиаде. В прошлом учебном году конкурс был модифицирован. Команды должны были представить в творческой форме проекты на тему «Житейская и научная психология». Данный конкурс позволял выявить психологическую эрудицию в области отличий и взаимоотношений обыденных и научных психологических знаний, способов и источников их получения.
Конкурс «Эрудит» проводится в форме индивидуального тестирования по дисциплинам: «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология» и др.
Одним из существенных требований к заданиям практического тура олимпиады является возможность создания условий для продуктивного, содержательного взаимодействия участников. Поэтому используются такие интерактивные методы обучения, как дискуссия, метод проектов, метод кейсов (решения проблемных ситуаций), дебаты, ролевая игра, создание и презентация продуктов деятельности. Приведем примеры реализации указанных методов.
Задание «На все руки мастера» предполагало применение теоретических знаний в решении реальных профессиональных ситуаций. Один из участников команды должен был «оказать психологическую помощь» позвонившему по телефону. В качестве критериев оценки задания рассматривались осознание проблемы, с которой обратился клиент; степень решения проблемы; умение устанавливать конструктивный контакт с клиентом; грамотность проведения консультации; самообладание консультанта.
В олимпиаде по педагогике (2012 г.) участники команд приняли участие в брейн-ринге, а также писали эссе по одному из предложенных высказываний ученых-педагогов. В 2011 году в ходе Олимпиады проводилась деловая игра «Родительское собрание». Подобные деловые игры позволяют сформировать у студентов навыки разрешения конфликтов, профессионального представления результатов собственной деятельности, в целом, сформировать творческое мышление будущих педагогов-психологов, развивают психологическую пластичность.
Примером использования метода кейсов может быть задание олимпиады 2010 г., посвященной проблеме психолого-педагогического сопровождения трудных детей: участники получали карточки с описанием проблем детей «группы риска», и должны были предложить варианты ее решения. В другом задании командам необходимо было провести психологический анализ предложенной конфликтной ситуации между участниками образовательного процесса (ученик, учитель, родитель), обсудить возможные причины возникновения конфликта, определить адресатов и содержание психологической работы по преодолению возникшего конфликта.
Создать условия для содержательного обсуждения определенной проблемы, сложившейся в обществе, продуктивного диалога между участниками позволяет групповая дискуссия. Так, участники олимпиады-2009 обсуждали проблему толерантности в современной образовательной среде.
Интерактивные технологии позволяют моделировать управленческие, психологические, педагогические ситуации, дают возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем, формируя общекультурные и профессиональные компетенции.
И, наконец, условия выполнения заданий - студенческая олимпиада представляет собой соревнование команд в строго установленном регламенте. Это, на наш взгляд, развивает столь востребованные на сегодняшний день деловые качества педагога-психолога, психолога: умение работать в команде, высокий уровень профессиональной коммуникативной компетентности, соблюдение сроков сдачи работ, умение работать в стрессовой ситуации. А «состязательность» является дополнительным мотиватором активности команд. Следует также отметить, что часть заданий носит публичный и частично развлекательный характер, позволяя использовать ресурс творчества и возможность реализации талантов студентов. Но и
это служит одной цели - актуализировать у студентов профессиональные способности к научно-исследовательской и практической деятельности в области психологии и педагогики.
Опыт проведения студенческих олимпиад на кафедре психологии и педагогики развития личности позволяет также сделать вывод о том, что результаты выполненных заданий могут являться диагностическим инструментарием для определения реального уровня компетенций студентов. А на основании этого, при необходимости, можно вводить корректировки в содержание и формы преподаваемых дисциплин.
В процессе проведения Олимпиады становится заметной степень профессиональной подготовленности студентов по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений.
При подготовке к Олимпиаде студенты изучают литературу, готовят проекты и доклады, получают консультации у преподавателей, выполняют задания в период практики.
Принимают участие в Олимпиадах студенты со второго по выпускной курс, изучающие общую, возрастную, педагогическую психологию и социальную психологию, а также педагогические дисциплины: историю педагогики и образования, теорию обучения и воспитанияв текущем году или уже закончившие их изучение, и показавшие высокие результаты по вышеназванным дисциплинам. Для укрепления связи между студентами разных курсов, команды комплектуются из студентов различных курсов, групп и направлений. Студенты первых курсов приглашаются в качестве зрителей.
Ответственные за проведение Олимпиады утверждаются заведующим кафедрой из состава преподавателей кафедры (оргкомитет). Для освещения ее хода и итогов организуется работа пресс-центра.
Оргкомитет определяет сроки и формы проведения олимпиады, количество и содержание заданий, назначает ответственных за проверку и оценивание заданий в соответствии с разработанными условиями и критериями, а также принимает решение о комплектовании команд. Членами жюри могут быть представители учебной части КПИ, преподаватели кафедры психологии и педагогики развития личности, учителя, психологи-практики, выпускники. Организационную и информационную поддержку олимпиады осуществляет профессорско-преподавательский состав кафедры психологии и педагогики развития личности, кураторы групп. Целесообразно было бы привлекать к этому и студенческое научное общество Кызылского педагогического института.
Основными критериями для оценки олимпиадных работ, как правило, являются следующие:
- актуальность работы;
- исследовательский характер работы;
- теоретическая проработка проблемы;
- практическая и /или/теоретическая значимость;
- грамотность и логичность изложения;
- личный вклад автора в исследование;
- наличие рекомендаций, примеров и пр.
По итогам Олимпиады определяются: команда-победитель, которой присваивается звание «Победитель Олимпиады»; команды, занявшие 2 и 3 места; победившая команда болельщиков. Также для награждения участников определяются специальные номинации. Например: лауреаты олимпиады в личном зачете («самый активный участник», «самый творческий участник» и т.д.).
В качестве наград победителям вручаются грамоты, благодарности, ценные подарки. По результатам Олимпиады предусмотрены также такие методы стимулирования студентов-участников Олимпиады как присуждение дополнительных баллов по изучаемым в семестре дисциплинам.
Для стимулирования профессорско-преподавательского состава кафедры необходимо предусмотреть поощрения преподавателей, оказывавших научную и научно-методическую помощь в подготовке финалистов, подобная мера может в разы увеличить качество проводимых олимпиад.
Следует отметить, что в связи с разделением кафедр, начиная с 2013-2014 учебного года, кафедрой психологии и педагогики развития личности организуются только олимпиады по психологии.
Олимпиада по психологии способствует формированию у студентов профессионально-значимых компетенций: универсальных (ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ОК-9) и профессиональных, таких как:
- ОПК-1 - способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
- ОПК-3 - готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
- ОПК-8 - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
- ОПК-9 - способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития;
- ПКПП-2 - готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
- ПКПП-3 - способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
- ПКПП-4 - способен к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий;
- ПКПП-5 - способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей;
- ПКПП-7 - способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка;
- ПКПП-11 - способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения учащихся [4].
Ежегодно кафедра модифицирует форму проведения Олимпиады, но ряд моментов остается неизменным. Основные условия и правила организации зафиксированы в Положении об Олимпиаде, разработанном на кафедре. Самыми
важными моментами в организации следует считать: информационное сопровождение участников (объявление о предстоящей Олимпиаде на старостате, на кураторских часах в группах, аппаратном совещании преподавателей КПИ), объективная система оценивания (наличие понятных, четких критериев оценивания качества выполнения работ, прозрачность системы начисления баллов, соблюдение условий честного и объективного судейства); практикоориентированный характер заданий, качество содержания и четкое описание заданий, наличие интересных заданий и поиск новых форм их проведения; использование интерактивных методов. При определении победителей отдается предпочтение работам, в которых проявились оригинальность мышления, творческий подход и в полной мере раскрылись знания и умения по теоретическим и прикладным аспектам психологии.
Участие является добровольным, но, как показывает опыт кафедры, студенты принимают в Олимпиаде активное участие, так как это дает возможность раскрыть себя в новом качестве, расширить границы своих знаний, принять участие в олимпиадах более высокого уровня.
Надо отметить, что студенты-победители затем принимают участие в ежегодной международной студенческой олимпиаде по педагогике, посвященной памяти В.А. Сластенина (Новокузнецк). Она представляет собой систему массовых очных соревнований студентов в практико-ориентированном творческом применении знаний и умений по педагогическим дисциплинам, изучаемым в высших учебных заведениях, а также в профессиональной компетентности будущих специалистов сферы образования. В программу данной Олимпиады были включены различные конкурсы, направленные не только на демонстрацию студентами своих знаний в области педагогики и психологии, но и на умение творчески мыслить, аргументировать свою точку зрения. Так, в 2012 году за победу в соревнованиях за титул победителя боролись 25 команд со всей России и стран ближнего зарубежья. Во время международной Олимпиады наши студенты не только состязались в разных конкурсах, но и находили новых друзей, чему способствовали специально организованные дискотеки, экскурсии и игры.
В рамках Олимпиады-2014, которая будет проведена в ноябре 2014 года и будет посвящена 135-летию психологии, предусмотрены следующие конкурсы: «Психологическая мастерская», «Калейдоскоп эмоций», «Семья глазами психолога», «Самопрезентация команды», «Теоретические основы психологии».
Конкурс «Психологическая мастерская» позволяет оценить психологическую компетентность и творческий потенциал участников. Конкурс «Калейдоскоп эмоций» будет проводиться в форме тестирования. В нем участвует один человек с каждой команды.
Конкурс «Семья глазами психолога» предполагает решение проблемных ситуаций в области психологии семьи и реализацию практических навыков компетентного разрешения проблемных ситуаций. Критериями оценивания являются: точность формулировки проблемы (умение точно выделять основные условия проблемной ситуации, обобщать их и формулировать проблему); теоретическое обоснование выявленной проблемы (умение выделять существенные условия проблемной ситуации, опираться на них при формулировании проблемы, аргументировать ответ); компетентность в выработке психологических
рекомендаций (умение разрабатывать оптимальные варианты решения проблемных ситуаций); конструктивные варианты ее разрешения.
В качестве домашнего задания командам будет предложен конкурс «Самопрезентация команды». Будут учитываться целостность и оригинальность представленной композиции, ее яркое сценическое выражение; соответствие содержания теме задания; глубина раскрытия темы исследования; наличие идей, творческого подхода к решению проблем. Данный конкурс позволит выявить уровень общей и профессиональной культуры конкурсантов, их творческие способности.
Конкурс «Теоретические основы психологии» направлен на оценку уровня теоретических знаний по психологическим дисциплинам общепрофессиональной и предметной подготовки: «Основы общей психологии», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Основы психологии семьи и семейного консультирования». Перечень тем теоретического конкурса: психология личности, психология познавательных процессов, психология эмоционально-волевой сферы личности, формирование личности младшего школьника, подростка, юноши, структура учебной деятельности, психология педагогической деятельности, психология личности учителя, социальная психология групп.
В последующем необходимо продолжить практику разработки заданий олимпиады в рамках компетентностного подхода, который сегодня рассматривается в качестве приоритетного при подготовке специалистов в различных областях. В соответствии с данным подходом в структуру олимпиады включать компетентностно-ориентированные задания, которые моделируют разнообразные ситуации и профессиональные задачи, встречающиеся в деятельности педагога-психолога.
Рассмотрение олимпиады в рамках компетентностного подхода конкретизируется в следующих положениях:
• туры, задания олимпиады ориентированы на реализацию участниками основных видов деятельности педагога-психолога (просвещение, диагностика, психологическая профилактика, коррекционно-консультативная деятельность);
• задания олимпиады направлены на актуализацию и развитие профессиональной компетентности педагога-психолога (профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, а также опыта);
• туры и задания олимпиады ориентированы на получение участниками результатов, которые они смогут использовать в своей деятельности (научно-исследовательской, методической, практической);
• задания олимпиады отражают разные аспекты той проблемы, рассмотрению которой она посвящена;
• задания практического тура носят преимущественно интерактивный характер.
В дальнейшем предлагается проводить студенческую олимпиаду по психологии в Кызылском педагогическом институте в группах А (психолого-педагогические специальности) и Б (непсихологические специальности). В этом случае предусматривается участие студентов Кызылского педагогического института, обучающихся по направлениям Специальное (дефектологическое) образование, Начальное образование, Дошкольное образование, Социальная работа, Педагогическое образование (профиль Технический труд, профиль Обслуживающий
Тувинский государственный университет
труд). Следовательно, задания будет разделены по уровням на более сложные и более легкие, критерии их оценки также будут различаться. Библиографический список
1. Скотникова А.М. Олимпиада как психолого-педагогическая технология обучения в вузе / А.М. Скотникова //Педагогическое образование в России, 2013. № 4. С. 229 - 237.
2. http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/07/19/317/
3. http://www.rsatu.ru/index.php?id= 181 &Itemid=31 &option=com_content&view=article
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), 2010.
5. Березин С.В. Олимпиада по психологии (практикум по психологии): пособие для абитуриентов, поступающих на психологический факультет / С.В. Березин, М.Е. Серебрякова. Самара: Универс-групп, 2006. - 56 с.
6. Зинченко Ю.П. О критериях рейтинга лучших вузов России, ведущих подготовку психолога / Ю. П. Зинченко, И. А. Володарская // Национальный психологический журнал, 2010. № 1. С. 90 - 93.
Bibliograflcheskij spisok
1. Skotnikova A.M. Olimpiada kak psikhologo-pedagogicheskaya tekhnologiya obucheniya v vuze / A.M. Skotnikova //Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2013. 4. S. 229 - 237.
2. http://www. almavest.ru/ru/favorite/2012/07/19/317/
3. http://www.rsatu.ru/index.php?id= 181 &itemid=31 &option=com_content&view=article
4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 050400 Psikhologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikatsiya (stepen) "bakalavr"), 2010.
5. Berezin S.V. Olimpiada po psikhologii (praktikum po psikhologii): posobie dlya abiturientov, postupayuschikh na psikhologicheskij fakultet / S.V. Berezin, M.E. Serebryakova. Samara: Univers-grupp, 2006. - 56 s.
6. Zinchenko YU.P. O kriteriyakh rejtinga luchshikh vuzov rossii, veduschikh podgotovku psikhologa / YU. P. Zinchenko, I. A. Volodarskaya // Natsionalnyj psikhologicheskij zhurnal, 2010. 1. S. 90 - 93.
Ондар Лилия Монгуновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected].
Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected].
Ondar Liliya - Candidate of Psychology, associate professor of Department of Psychology and Pedagogy of personality development of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected].
Frokol Anna - senior lecturer of Department of Psychology and Pedagogy of personality development of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected].