педагогические науки
Рубцова Елена Викторовна ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ...
УДК 378
ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛОКА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
© 2017
Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье проводится комплексный анализ структурных элементов предметных олимпиад, проводимых в Курском государственном медицинском университете на кафедрах гуманитарного и социально-экономического блока. Автор рассматривает различные формы проведения олимпиад, также приводит пример основных аспектов Положения предметной олимпиады по русскому языку как иностранному. В статье делается вывод о том, что основными задачами олимпиад являются не только предоставление студентам возможности овладения более глубокими и прочными знаниями по дисциплине, получение стимулирующих баллов, но и создание мотивации для формирования профессиональных компетенций, расширение профессионального кругозора, стимулирование участия студентов в научно-исследовательской работе, а также повышение профессионального уровня будущих специалистов. Проводится статистический анализ количества участников в разные временные периоды обучения в вузе, по результатам которого делается вывод о кардинальном снижении интереса к олимпиадам в последние два года в связи с введением балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов и переходом на новые стандарты в образовании, которые заменили сдачу экзаменов по многим предметам на зачеты. В связи с этим в статье предлагаются различные пути совершенствования подготовки и проведения предметных олимпиад в вузе.
Ключевые слова: предметная олимпиада, структурные элементы, профессиональные компетенции, кафедры гуманитарного и социально-экономического блока, пути совершенствования.
SUBJECT OLYMPIADS IN HUMANITARIAN AND SOCIAL AND ECONOMIC DISCIPLINES IN THE MEDICAL UNIVERSITY AND WAYS OF THEIR IMPROVEMENT
© 2017
Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the department
of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected])
Abstract. This article provides a comprehensive analysis of the structural elements in subject olympiads held at the Kursk State Medical University at humanitarian department and socio-economic department. The author considers various forms of holding olympiads, also gives an example of the main aspects of the instructions of the subject: Russian language as a foreign language. This article concludes that the main tasks of the olympiads are not only to provide students with the opportunity to master deeper and stronger knowledge of the discipline, and to receive stimulating scores, but also to create motivation for professional competencies in this subject and to expand the professional knowledge, also to stimulate the participation of students in research work, as well as raising the professional level of future specialists. A statistical analysis of the number of participants in different time periods of study at the university leads to this conclusion: that the interest in the olympiads has declined in the last two years due to the introduction of the grading system for assessing students' knowledge and the transition to new standards in education that replaced exams in subjects for tests. In this regard, the article offers various ways to improve the preparation of subject olympiads in the university.
Keywords: subject olympiads, structural elements, professional competencies, humanitarian department and socio-economic department, ways of improvement.
Различные формы внеаудиторной работы студентов на кафедрах гуманитарного блока медицинского университета являются важным компонентом для формирования профессиональных и общекультурных компетенций будущих специалистов, медицинских работников. Одной из таких форм является предметная олимпиада.
Подробный анализ особенностей развития олимпи-адного движения в России, в частности студенческих предметных олимпиад в вузах, проблем подготовки и организации их проведения, перспектив развития дается в статье коллектива авторов Волгоградского технического университета. [1] Ученые справедливо замечают, что большинство проведенных исследований относятся, прежде всего, к олимпиадам в общеобразовательной школе [2-5].
«Однако в настоящее время отмечается повышение роли и значимости студенческих олимпиад в процессе подготовки высококвалифицированных специалистов. Отсюда возрастает актуальность научно-теоретических и прикладных разработок, посвящённых анализу целей и функций студенческих предметных олимпиад, их содержанию, а также вопросам создания учебных материалов и методических разработок, позволяющих совершенствовать процессы их подготовки и организации». [1, с. 255]
Большое внимание исследователи уделяют роли олимпиады в развитии творческого потенциала личности [6,7], в формировании различных компетенций [8,9].
В исследованиях отмечается, что вузовские олимпиады отличаются высоким потенциалом, повышается их популярность в связи с активной поддержкой правительством талантливой молодежи и студентов [10, 11]. «В свете задач построения инновационной экономики, модернизации российского общества проблема организации системной работы с одаренными детьми и молодежью становится особенно актуальной». [1]
Следует отметить, однако, что вопрос не представляется столь однозначно оптимистичным: в отдельных регионах, в частности в Курском государственном медицинском университете, в последние два года отмечается некоторое снижение популярности предметных олимпиад. В связи с чем, считаем необходимым провести комплексный анализ проблем и перспектив развития данного вида деятельности на определенном блоке дисциплин.
Для кафедр гуманитарного и социально-экономического блока медицинского университета основной целью проведения предметных олимпиад является развитие творческого мышления и креативного подхода в нестандартных ситуациях. «Повышение эффективности образовательного процесса в вузе предполагает реализацию инновационных педагогических технологий на основе изучения психологии развития творческих способностей обучающихся и актуализации их в современных социально-экономических условиях» [12, с.5]
Поскольку в медицинском вузе программы дис-
Рубцова Елена Викторовна pedagogical
ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ... sciences
циплин данного блока ориентированы, прежде всего, на профессиональную подготовку будущих специалистов, при организации предметных олимпиад кафедры определяют своими задачами не только предоставление студентам возможности овладения более глубокими и прочными знаниями по дисциплине, но и создание мотивации для формирования профессиональных компетенций, расширение профессионального кругозора, стимулирование участия студентов в научно-исследовательской работе, а также повышение профессионального уровня будущих специалистов. Исследователи отмечают интенсификацию образовательного процесса в вузе посредством олимпиадного движения. [13] При этом нельзя не согласиться, в свою очередь, что предметная олимпиада является средством повышения научно-образовательного потенциала университета [14].
Так, например, в статье Рогожкиной Е.М. предметная олимпиада в военном вузе раскрывается как активная творческая созидательная деятельность, как форма контекстного обучения, направленная на повышение качества образования курсантов [15].
Кроме того, при существующей балльно-рейтинго-вой системе обучения, участие в олимпиадах позволяет студентам повысить свой творческий рейтинг по дисциплине [16-19].
Ежегодно в сентябре каждая кафедра разрабатывает и утверждает на заседании кафедры положение о предметной олимпиаде. Количество предметных олимпиад определяется количеством дисциплин и контингентом студентов. Так, например, на кафедре социальной работы медицинского университета проводится 8 предметных олимпиад, в которых принимают участие студенты факультета социальной работы, 3,4,5 курсов.
Кафедра педагогики проводит предметную олимпиаду по дисциплине «Педагогика» на 3 курсе факультета клинической психологии.
Кафедра иностранных языков с 2007 года проводит две внутривузовские олимпиады: первая (анкетный вариант) - в осеннем семестре для студентов биотехнологического, стоматологического и клинико-психологиче-ского факультетов (т.к. обучение продолжается только один семестр); вторая (интернет-олимпиада) - в весеннем семестре для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического, фармацевтического факультетов и факультета социальной работы.
Кафедра латинского языка и основ терминологии с 2006 года проводит две предметные олимпиады «Латинский язык как общекультурный источник и средство профессионального общения»:
- для студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов;
- для студентов 1 курса фармацевтического факультета.
- c 2014-2015 учебного года утверждено Положение о проведении 3-ей предметной олимпиады - для иностранных студентов на английском языке.
Материалы всех трех олимпиад созданы в тестовой оболочке программы iSpring Suite и использование данного формата олимпиады можно отметить как один из путей совершенствования работы по организации и проведению предметных олимпиад.
Сроки проведения олимпиад определяются целесообразностью при изучении каждой дисциплины. Как правило, это декабрь (конец первого семестра), и май (конец учебного года).
Этапы проведения олимпиады определяются поставленными целями и задачами.
Так, на кафедрах социальной работы и педагогики олимпиада проводится в три этапа, общими типами заданий являются анкетные задания: тестовые, ситуационные задачи и другие.
На кафедре иностранных языков - два этапа предметной олимпиады. На первом этапе происходит отбор наиболее подготовленных студентов по результатам вы-66
полнения конкурсных заданий. На втором этапе лучшим студентам предлагаются задания повышенной сложности (кроме грамматических тестов и работы с текстами, написание тематических эссе, выполнение ситуационных и сюжетных заданий).
На кафедре латинского языка и основ терминологии олимпиада проводится в один этап. Для участия приглашаются студенты первого курса, не имеющие задолженностей по латинскому языку и основам терминологии и средний балл не ниже 4.0.
Все предметные олимпиады проводятся во внеаудиторное время. За 2-4 недели до олимпиады вывешиваются объявление с указанием сроков и условий проведения, а также списком рекомендуемой литературы.
Для организации и проведения олимпиад на кафедрах создаются оргкомитеты из преподавательского состава кафедры.
Задачи оргкомитета:
- обеспечение информационно-методического сопровождения олимпиады;
- определение сроков и форм проведения;
- контроль порядка проведения;
- определение количества и содержания заданий;
- проверка и оценка работ в соответствии с необходимыми требованиями;
- организация награждения победителей.
Подведение итогов:
- список призеров утверждает декан соответствующего факультета;
- отчет о проведении олимпиады представляется в совет СНО университета;
- результаты олимпиады публикуются в университетской газете «Вести КГМУ», объявляются преподавателями в группах.
Положение о предметной олимпиаде является обязательной частью подготовки к ее проведению. В его разработке участвуют опытные преподаватели кафедры. Оно включат в себя определенные обязательные аспекты. Для примера приведем Положение о проведении студенческой олимпиады по русскому языку как иностранному.
I. Общие положения.
Студенческая олимпиада по русскому языку как иностранному представляет собой систему очных соревнований студентов в творческом применении знаний по дисциплине, являясь формой стимулирования учебной деятельности студентов и эффективным средством повышения качества подготовки, воспитания будущих специалистов, способных применять в практической деятельности новейшие достижения науки.
II. Цели и задачи.
Основными задачами олимпиады являются:
- укрепление позиций русского языка в мире;
- популяризация и повышение интереса к изучению русского языка, истории и культуры России;
- стимулирование иностранных граждан к изучению русского языка;
- контроль уровня сформированное™ коммуникативной компетенции по русскому языку у иностранных студентов, обучающихся в российских вузах;
- побуждение учащихся к творческому использованию изученного на занятиях учебного материала;
- повышение творческого рейтинга по дисциплине;
- выявление, поддержка и поощрение талантливой, творчески одарённой части студенческой молодежи;
- развитие навыков самостоятельной работы и творческого мышления;
совершенствование качества подготовки специалистов и повышение интереса студентов к фундаментальному образованию.
III. Порядок организации и проведения олимпиады.
1. Для организации и проведения олимпиады по дисциплине на кафедре создается оргкомитет из числа профессорско-преподавательского состава.
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)
педагогические науки
Рубцова Елена Викторовна ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ...
2. Оргкомитет олимпиады
- определяет регламент олимпиады;
- обеспечивает информационно-методическое сопровождение олимпиады;
определяет количество и содержание заданий олимпиады;
контролирует порядок проведения олимпиады;
проверяет и оценивает работы в соответствии с необходимыми требованиями;
организует и проводит награждение победителей;
формирует составы методической комиссии и жюри олимпиады;
- рассматривает совместно с методической комиссией и жюри олимпиады апелляции участников олимпиады и принимает окончательные решения по результатам их рассмотрения;
3. В состав методической комиссии входят наиболее опытные преподаватели вуза по дисциплине русский язык как иностранный.
Методическая комиссия:
- разрабатывает материалы олимпиадных заданий;
- разрабатывает критерии и методики оценки выполненных заданий;
- содержание олимпиадных заданий, а также критерии и методики оценки выполненных заданий определяются методической комиссией, комплекты олимпиад-ных заданий изготовляются и хранятся как документы строгой отчетности;
- представляют в оргкомитет олимпиады предложения по вопросам, связанным с совершенствованием организации проведения олимпиады;
- рассматривают совместно с оргкомитетом олимпиады и жюри олимпиады апелляции участников олимпиады.
4. Для подведения итогов олимпиады формируется жюри в составе не менее 5 человек из числа опытных преподавателей вуза.
Жюри:
- проверяет и оценивает результаты выполнения олимпиадных заданий;
- определяет кандидатуры победителей и призеров олимпиады;
- рассматривает совместно с оргкомитетом олимпиады и методической комиссией апелляции участников олимпиады.
III. Участники:
- к участию в олимпиаде допускаются студенты, изучающие данный предмет в текущем учебном году;
- отбор студентов проводится преподавателями кафедры с учетом среднего балла по дисциплине, который должен составлять не менее 4,0 баллов, рейтинга, творческой активности;
- количество участников от 10 студентов.
IV. Сроки проведения олимпиады.
Ежегодно 2 раза в год.
V. Регламент.
Олимпиада проводится в два тура:
1 тур - первый тур (отборочный) проводится в группах под наблюдением руководства и ведущих преподавателей по дисциплине;
2 тур - второй тур проводится среди победителей первого тура.
Первый тур (отборочный)
Задания первого тура включают в себя: лексико-грамматический тест, письменный текст с заданиями на проверку понимания прочитанного текста, тест на аудирование и конкурс на проверку сформированное™ навыков говорения (чтение и аудирование).
Проверка работ отборочного тура осуществляется преподавателями вуза.
Перед вторым туром жюри олимпиады определяет победителей первого тура, прошедших во второй тур.
Второй тур
Второй тур включает задания на проверку сформи-
рованности у студентов знаний по разным аспектам русского языка, навыков и умений по всем видам речевой деятельности, а также знаний по страноведению России (письмо и говорение).
VI. Подведение итогов олимпиады и награждение победителей.
6.1. Итоги олимпиады подводятся по окончании каждого тура без оглашения.
6.2. Финальные итоги подводятся во второй конкурсный день и оглашаются на заключительном организационном собрании.
6.3. Проверку работ второго тура осуществляет оргкомитет.
Список призеров утверждает декан соответствующего факультета.
6.4. Победители второго тура олимпиады награждаются Почетными грамотами (1, 2, 3 место). Жюри оставляет за собой возможность разделить какое-либо из мест между равными по силам участниками. Оргкомитет оставляет за собой право устанавливать различные призы для участников олимпиады. Объявление результатов олимпиады и награждение победителей происходит на торжественном заключительном организационном собрании.
VII. Поощрение студентов, занявших призовые места (до перехода на балльно-рейтинговую систему).
1. Студенты, занявшие первые места, награждаются дипломом первой степени и освобождаются от сдачи зачета или курсового экзамена с оценкой «отлично».
2. Студенты, занявшие вторые места, награждаются дипломом второй степени и освобождаются от сдачи зачета или курсового экзамена с оценкой «отлично».
3. Студенты, занявшие третьи места, награждаются дипломом третьей степени и освобождаются от сдачи зачета или курсового экзамена с оценкой «отлично».
Поощрение студентов, занявших призовые места, на сегодняшний день в курском государственном медицинском университете осуществляется согласно положению о балльно-рейтинговой системы - даются дополнительные баллы (1-10) влияющие на итоговую оценку на экзамене, также победителям вручаются дипломы. До внедрения данной системы (после 2015 года) студенты, занявшие призовые места, освобождались от сдачи курсового экзамена с оценкой «отлично» или получали зачет по упрощенной схеме. Соответственно, наибольшей популярностью среди студентов, пользовались олимпиады, которые проводились до балльно-рейтинговой системы. На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к участию в предметных олимпиадах. К тому же при переходе на ФГОС ВПО - 3 на многих гуманитарных кафедрах экзамен заменен на зачет, что в свою очередь еще снизило мотивацию студентов, поскольку положение о промежуточной аттестации также не предусматривает освобождение и от зачета. Статический анализ показывает, что количество участников до введения новых положений в КГМУ составляло, например, на кафедре латинского языка 80 человек, то в последние два учебных года их количество снизилось до 15-20. На кафедре русского языка - количество участников уменьшилось вдвое.
Исходя из вышесказанного, необходимо предположить пути совершенствования подготовки и проведения предметных олимпиад в КГМУ:
- расширение контингента участников;
- вариативность конкурсных заданий;
- привлечение новых информационных технологий, возможностей Интернета; (с данным опытом можно познакомиться в исследовании Зюзько И.В. Шамец С.П., в их статье рассмотрено применение современных дистанционных образовательных технологий на разных этапах; Интернет-олимпиады выбраны как один из инструментов оценки качества подготовки обучающихся [20]);
- повышение статуса олимпиад до межвузовского,
Рубцова Елена Викторовна ПРЕДМЕТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ .
pedagogical sciences
регионального и Всероссийского;
- повышение количества баллов в рейтинге или внедрение дополнительных поощрений и стимулов для студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гоник И.Л., Юрова О.В., Текин А.В., Фетисов А.В., Чесноков О.К. Студенческие олимпиады: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2015. № 5. С.255-260.
2. Узенькова А.В. Роль предметных олимпиад для обучающихся школ URL: https://nsportal.ru/blog/shkola/ obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/03/09/rol-predmetnyh-olimpiad-dlya-obuchayushchihsya
3. Исследование лучших практик работы с талантливыми школьниками и студентами. Материалы по итогам съезда Российского Союза Ректоров. Москва, февраль-март, 2013. URL: http://rectors.stu. lipetsk.ru/ best-practice.pdf
4. Алексеева Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад: Опыт и проблемы. Дисс. на соиск уч. степ. канд. пед. наук. Якутск, 2002. 144 с.
5. Попова В.И., Кельсина А.С. Олимпиады в системе поиска и развития одарённых детей // Проблемы развития территории. 2011. Вып. 3(55). С.84-93.
6. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Педагогическая олимпиада как средство развития творческого потенциала личности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №6. С.33-38.
7. Холод Н.И. Конкурсы и олимпиады как средство формирования творческой культуры студентов во внеаудиторной деятельности по иностранному языку в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. №1 (166). 115-117.
8. Тарасенко Ю. А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. №1. С. 50-54.
9. Шилова Л.В. Роль языковой олимпиады в развитии творчески-активной личности //Успехи современной науки. 2016. №10. Т.1. С. 195-198.
10. О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему». URL: http:// old.mon.gov.ru/files/ materials/9189/ 12.01.24 - spravka.pdf
11. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Варламова А.В., Кобелева О.В. Всероссийская студенческая олимпиада как механизм выявления талантливой молодежи // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №4. С.56-61.
12. Пучков Н.П. Олимпиадное движение как форма организации обучения в вузе: учебно-методическое пособие / Н.П. Пучков, А.И. Попов. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 180 с.
13. Попов А. И. Интенсификация образовательного процесса в вузе посредством олимпиадного движения // Вестник Казанского технологического университета. 2010. №2. С.272-278.
14. Исакова О.Б., Михайлов А.А., Кисляков П.А. Предметная олимпиада как средство повышения научно-образовательного потенциала университета // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-4. - С. 855-859. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=32416 (дата обращения: 12.09.2017).
15. Рогожкина Е.М. Опыт организации предметных олимпиад в военных вузах // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №4. Т.52. С.204-207.
16. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 58-61.
17. Павлова Е.С. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С.' 124-127._
18. Сутягина О.В. О способах предметной мотивации в условиях балльно-рейтинговой системы оценивания результатов математической деятельности студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 1 (20). С. 187-189.
19. Вопияшина С.М., Малявина А.Н. Методические проблемы обучения студентов-переводчиков по балль-но-рейтинговой системе // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 171-175.
20. Зюзько И.В. Шамец С.П. Открытые Международные студенческие интернет-олимпиады в Омском государственном техническом университете // Омский научный вестник. 2016. №6 . С. 165-169.
Статья поступила в редакцию 19.07.2017.
Статья принята к публикации 22.09.2017.
68
Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)