Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы и практика привлечения профессионально ориентированных и одаренных абитуриентов на юридический факультет МГУ'

Конституционно-правовые основы и практика привлечения профессионально ориентированных и одаренных абитуриентов на юридический факультет МГУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ / CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION IN RUSSIA / STATE GUARANTEES OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION / OLYMPIADS ON THE SUBJECTS OF LAW / MOSCOW STATE UNIVERSITY FACULTY OF LAW / PROFESSIONAL ORIENTATION OF APPLICANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кененова И.П., Норина Е.В., Орехова Т.Р.

В статье рассматриваются нормативные, в том числе конституционно-правовые основы поиска одаренной молодежи, сориентированной на получение юридического образования, а также формы работы с ней и практика ее привлечения к обучению на юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Особое внимание уделено нормативному регулированию и практике (на примере олимпиады «Ломоносов») проведения олимпиад школьников по праву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal framework and practice of attracting professionally oriented and talented applicants at the Law Faculty of the Moscow State University

The article deals with regulations, including constitutional and legal foundation of the search for gifted young people finding their way to legal education, as well as ways of working with them and practice of attracting them to study at the Faculty of Law in Moscow State University. Particular attention is paid to the regulation and practice (on the example of the Olympiad “Lomonosov”) of the Olympiad on the subject of law for pupils.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы и практика привлечения профессионально ориентированных и одаренных абитуриентов на юридический факультет МГУ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 2

И. П. Кененова, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ* Е. В. Норина, сотрудник юридического факультета МГУ Т. Р. Орехова, доцент кафедры теории государства и права юридического факультета МГУ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ И ОДАРЕННЫХ АБИТУРИЕНТОВ НА ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ

В статье рассматриваются нормативные, в том числе конституционно-правовые основы поиска одаренной молодежи, сориентированной на получение юридического образования, а также формы работы с ней и практика ее привлечения к обучению на юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Особое внимание уделено нормативному регулированию и практике (на примере олимпиады «Ломоносов») проведения олимпиад школьников по праву.

Ключевые слова: конституционное право на образование в России, государственные гарантии конституционного права на образование, олимпиады школьников по праву, юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, профессиональная ориентация абитуриентов.

The article deals with regulations, including constitutional and legal foundation of the search for gifted young people finding their way to legal education, as well as ways of working with them and practice of attracting them to study at the Faculty of Law in Moscow State University. Particular attention is paid to the regulation and practice (on the example of the Olympiad "Lomonosov") of the Olympiad on the subject of law for pupils.

Keywords: constitutional right to education in Russia, state guarantees of the constitutional right to education, Olympiads on the subjects of law, Moscow State University Faculty of Law, professional orientation of applicants.

Задача отбора абитуриентов на юридический факультет имеет два аспекта, значимых с конституционно-правовых позиций. Первый связан с созданием необходимых условий для свободной реализации гражданами России субъективного конституционного права на получение высшего профессионального образования, а второй имеет непосредственное отношение к реализации всего комплекса конституционных норм, обеспечивающих функционирование публич-

* kenenova_irina@mail.ru

ной власти. Политическая элита, будущие кадры государственного аппарата и органов местного самоуправления, активные участники политического процесса, представляющие институты гражданского общества, — все они обретают шанс состояться, получив образование на юридическом факультете. В этом смысле точность отбора контингента учащихся и качество образования, получаемого каждым следующим поколением политической элиты, чиновничества и активистов гражданского общества, становятся важными факторами, которые влияют на совершенствование (или деградацию) формы правления в России, государственную безопасность, правопорядок и в конечном счете — суверенитет страны.

Конституционно-правовые основы привлечения на юридический факультет наиболее способной к обучению и профессиональной деятельности в области юриспруденции молодежи включают в себя в первую очередь положения Конституции, относящиеся к праву на образование, а также положения законов и подзаконных актов, направленных на реализацию данного права.

Конституционное право на образование, предусмотренное ст. 43 Конституции Российской Федерации, в перечне целого ряда возможностей предоставляет каждому право на конкурсной основе получить высшее образование в государственном образовательном учреждении. Как справедливо отмечается в научной литературе, политика государства в сфере образования основывается на принципах уважения к правам и свободам человека, единства федерального образовательного пространства (отсюда и федеральные образовательные стандарты) при учете особенностей определенного вуза, общедоступности образования, свободе и плюрализме образования (под которыми принято понимать в первую очередь академическую свободу, а также возможность ознакомления обучающихся с различными научными взглядами), демократического государственно-общественного характера управления образованием в сочетании с автономностью образовательных учреждений1.

Государственные элементы управления образованием, одновременно являющиеся государственными гарантиями реализации конституционного права на образование, включают в себя, в частности, нормативные и административно-исполнительные гарантии.

Первая из названных групп гарантий имеет отношение непосредственно к отбору способных абитуриентов, поступающих на юридический факультет МГУ, и воплощена не только в актах федерального законодательства (федеральных законах, нормативных правовых ак-

1 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2010. С. 415-416.

тах Министерства образования и науки Российской Федерации), но в и нормативных документах МГУ.

Вторая группа гарантий включает в себя практическую деятельность коллектива преподавателей и сотрудников юридического факультета МГУ, направленную на реализацию нормативных предписаний, относящихся к первой группе гарантий.

Нормативные гарантии реализации конституционного права на образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 02.03.2016) в ст. 5 устанавливает государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, определяя, в частности, что данное право предоставляется каждому на основах:равноправия и запрета дискриминации (как сказано в законе, «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств») — ч. 2; общедоступности и бесплатности (причем в случае высшего образования — на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые) — ч. 3; создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни — ч. 4.

Для поиска особо одаренных молодых людей и их обучения особенно важны положения п. 2 ч. 5 комментируемой статьи, которыми определено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с положениями Закона об образовании относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.

Закон об образовании также устанавливает в ч. 9 ст. 70 особые возможности для отбора наиболее способных учащихся Московскому государственному университету имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургскому государственному университету, которым дано право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме на обучение по програм-

мам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, определяемым Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургским государственным университетом.

Дополнительные возможности для дальнейшего обучения способной молодежи предоставлены также ст. 71, определившей особые права целого ряда категорий граждан при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. К числу таких абитуриентов отнесены и молодые люди, продемонстрировавшие выдающиеся результаты на олимпиадах школьников по различным предметам. В частности, согласно п. 1 ч. 4 упомянутой статьи, право на прием без вступительных испытаний имеют победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников или международной олимпиады, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады. Соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией.

Кроме того, в соответствии с ч. 12 той же статьи победителям и призерам иных олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в течение четырех лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, также предоставляются особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти:

1) прием без вступительных испытаний на обучение по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников, причем соответствие профиля указанных олимпиад специальностям и (или) направлениям подготовки определяется образовательной организацией;

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеоб-

разовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников, или к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной направленности.

Из приведенных положений Закона об образовании следует также необходимость издания Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Минобрнауки РФ) целого ряда подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих проведение Всероссийской олимпиады школьников по праву, а также профильных олимпиад (по праву и обществознанию), проводимых на базе ведущих вузов России (включая олимпиаду по праву «Ломоносов» юридического факультета МГУ), результаты участия в которых могут помочь самым способным абитуриентам воспользоваться преимуществами, предоставленными им российским законодательством при поступлении на юридический факультет МГУ.

Нормативные правовые акты Минобрнауки России. В первую очередь заслуживает упоминания Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2015 г. № 1147 г. Москвы «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»2 (далее — Порядок), который принят в соответствии с ч. 8 ст. 55 Закона об образовании и развил положения ч. 12 ст. 71 упомянутого закона. Уточняя положения об особых правах при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, данный приказ установил, что право приема без вступительных испытаний также имеют, помимо уже перечисленных в законе об образовании категорий абитуриентов-призеров и победителей российских олимпиад школьников, также победители и призеры IV этапа все-украинских ученических олимпиад, члены сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, — в течение 4 лет, следующих за годом проведения соответствующей олимпиады, если указанные победители, призеры и члены сборных команд относятся к числу лиц, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — лица, признанные гражданами); лиц, которые являются гражданами

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 октября 2015 г. № 1147 г. Москва «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 октября 2015 г. Регистрационный № 39572 (www. rg.ru).

Российской Федерации, постоянно проживавшими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и обучались в соответствии с государственным стандартом и (или) учебным планом общего среднего образования, утвержденными Кабинетом Министров Украины (подп. 2 п. 33).

Для предоставления победителям и призерам олимпиад школьников особых прав и преимуществ, указанных в Порядке, организация высшего образования устанавливает, по каким уровням олимпиад и (или) по какому перечню олимпиад предоставляется каждое из указанных прав и преимуществ, а также устанавливает по каждой олимпиаде (по каждому уровню олимпиад), за какие классы обучения по общеобразовательной программе должны быть получены результаты победителя (призера) для предоставления соответствующего особого права или преимущества.

По олимпиадам школьников одного профиля (в случае установления перечня олимпиад — в рамках установленного перечня):

особое право или преимущество, предоставляемое победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников III уровня, предоставляется также соответственно победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников I и II уровней;

особое право или преимущество, предоставляемое победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников II уровня, предоставляется также соответственно победителям либо победителям и призерам олимпиад школьников I уровня;

особое право или преимущество, предоставляемое призерам олимпиады школьников, предоставляется также победителям этой олимпиады (п. 39).

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Учет результатов индивидуальных достижений осуществляется посредством начисления баллов за индивидуальные достижения и (или) в качестве преимущества при равенстве суммы конкурсных баллов.

Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

Поступающий представляет документы, подтверждающие получение результатов индивидуальных достижений. Для учета индивидуального достижения, указанного в подп. 6 п. 44 Порядка, не требуется представление таких документов (п. 43). В следующем пункте Порядка (п. 44) указано, что при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за следующие индивидуальные достижения:

1) наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Пара-лимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, лица, занявшего первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца — при поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, не относящимся к специальностям и направлениям подготовки в области физической культуры и спорта (не используемые для получения преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема);

2) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием или аттестата о среднем общем образовании (среднем (полном) общем образовании), содержащего сведения о награждении золотой или серебряной медалью;

3) наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием;

4) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности (если с даты завершения периода осуществления указанной деятельности до дня завершения приема документов и вступительных испытаний прошло не более четыре лет);

5) участие и (или) результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав и (или) преимуществ при поступлении на обучение по конкретным условиям поступления и конкретным основаниям приема) и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

6) оценка, выставленная организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Однако суммарно при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 (п. 45). При равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно (п. 46).

Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с п. 43—46

Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

Пригазом Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. № 267 утвержден Порядок проведения олимпиад школьников (далее — Порядок)3, которым руководствуются как организаторы Всероссийской олимпиады школьников по праву, так и устроители олимпиады МГУ имени М. В. Ломоносова «Ломоносов» по праву.

В частности, данным документом предусмотрено, что подведение итогов олимпиады проводится по результатам личного (индивидуального) зачета. Победители и призеры этапов олимпиады определяются путем оценивания зашифрованных (обезличенных) олимпиадных работ участников олимпиады на основании рейтинговой таблицы участников олимпиады, сформированной жюри олимпиады на основании суммы баллов, полученной участником за выполнение олимпиадных заданий, с учетом результатов апелляции. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады признаются победителями и призерами олимпиады. Количество победителей каждого этапа олимпиады не должно превышать 8% от общего фактического числа участников этапа олимпиады. Общее количество победителей и призеров этапа олимпиады не должно превышать 25% от общего фактического числа участников этапа олимпиады (п. 22—24).

Приложением № 1 к упомянутому документу установлены критерии определения уровней олимпиад школьников.

К критериям включения олимпиад школьников в Перечень олимпиад, в частности, отнесены следующие параметры проведения этих интеллектуальных состязаний: проведение олимпиад школьников не менее двух лет, предшествующих году подачи заявки4, проведение организатором олимпиады не менее одного года, предшествующего году подачи заявки, при условии, что олимпиада иного профиля этого же организатора олимпиад включалась в Перечень олимпиад в течение трех предыдущих лет, творческий характер олимпиадных заданий и других видов испытаний; обеспечение свободного доступа школьников к участию в олимпиаде, наличие на официальном сайте организатора или официальном сайте олимпиады в сети «Интернет» условий и требований по проведению олимпиады, определенных организатором олимпиады, олимпиадных заданий прошлых лет,

3 Прикзз Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 4 апреля 2014 г. № 267 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников». Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 июня 2014 г. Регистрационный № 3269 (www. rg.ru).

4 В случае подачи заявки на включение олимпиады в Перечень олимпиад впервые при условии, что олимпиады иного профиля этого же организатора олимпиады не включались в Перечень олимпиад в течение трех предыдущих лет.

информации о победителях и призерах олимпиады не менее чем за один год, предшествующий году подаче заявки. Число участников олимпиады должно составлять не менее 200 человек (с учетом выше упомянутого соотношения победителей и призеров олимпиады с общим числом участников каждого этапа олимпиады). Требуется также наличие у организатора олимпиады необходимых организационных, методических, кадровых, материально-хозяйственных, финансовых ресурсов, а также опыта проведения олимпиад.

К критериям присвоения уровней олимпиадам школьников, включенных в Перечень олимпиад, Приложением также отнесено количество субъектов Российской Федерации, представители которых приняли участие в олимпиаде (от каждого субъекта должно быть представлено не менее 5 участников олимпиады школьников), причем пороговые значения критериев отнесения олимпиады должны составлять: к I уровню — не менее 25 субъектов Российской Федерации; ко II уровню — не менее 12 субъектов или не менее двух федеральных округов и не менее 50% от числа регионов, входящих в состав каждого федерального округа; к III уровню — не менее 6 субъектов Российской Федерации или не менее 50% от числа регионов, входящих в состав федерального округа, на территории которого располагается организатор олимпиады. Возрастной охват участников олимпиады (доля участников невыпускных классов от общего количества участников) предполагает следующие пороговые значения для критериев отнесения олимпиад: к I уровню — не менее 30%; ко II уровню — не менее 25%; к III уровню — не менее 20%. Еще одним критерием является творческий характер и уровень сложности олимпиадных заданий: для отнесения олимпиады к I уровню — на заключительном этапе не менее 70% оригинальных творческих заданий, не менее 50% заданий высокого уровня сложности; ко II уровню — на заключительном этапе не менее 50% оригинальных творческих заданий заключительного этапа, не менее 40% заданий высокого уровня сложности; к III уровню — на заключительном этапе не менее 30% оригинальных творческих заданий, не менее 30% заданий высокого уровня сложности.

Помимо общих правил, применяемых для зачисления участников различных олимпиад, Минобрнауки России принял ряд нормативных правовых актов, регулирующих проведение всероссийских олимпиад школьников 5 и олимпиад школьников, организованных на базе различных вузов.

5 Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) (по праву в том числе) установлен Приказом Минобрнауки России № 1252 от 18.11.2013 (действует с изм., внесенными Приказами № 1488 от 17.12.2015 и № 249 от 17.03.2015). Порядок уточняется применительно к условиям г. Москвы Приложением об этапах ВсОШ в городе Москве (приказ Департамента образования г. Москвы № 741 от 29.08.2014).

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 28 августа 2015 г. № 901 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год» Олимпиада «Ломоносов»6 по праву получила I уровень (п. 41).

Нормативные акты МГУ о проведении Олимпиады школьников «Ломоносов 2015/2016» по праву. Положение об олимпиаде школьников «Ломоносов 2015/2016»7 (далее — Положение) разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников» № 267 от 4 апреля 2014 г. (в ред. приказа Минобрнауки России № 1563 от 10 декабря 2014 г.) и устанавливает порядок ее проведения, организационно-методического обеспечения и определения победителей и призеров.

Как указано в Положении, основными целями Олимпиады являются: выявление и развитие у учащихся, осваивающих общеобразовательные программы основного общего и среднего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых условий для поддержки одаренных детей; распространение и популяризация научных знаний среди молодежи; профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности.

Организатором Олимпиады является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» (далее — МГУ имени М. В. Ломоносова). В соответствии с Положением, соорганизаторами Олимпиады могут выступать федеральные органы государственной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. Все перечисленные выше государственные органы, организации и учреждения могут быть задействованы для проведения Олимпиады в качестве региональных площадок на основании соответствующих соглашений.

В олимпиаде на добровольной основе принимают индивидуальное участие обучающиеся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе лица, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего

6 URL: Приказ МОН РФ № 901 от 28.08.2015 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год»: URL: http://publication.pravo.gov.ru

7 Текст Положения доступен на сайте: http://olymp.msu.ru

общего образования в форме семейного образования или самообразования, а также лица, осваивающие указанные образовательные программы за рубежом.

Участниками Олимпиады могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства. Проводится она в сроки, установленные Оргкомитетом в соответствии со сроками проведения олимпиад школьников, определенными Мин-обрнауки России. Сроки проведения этапов Олимпиады по каждому профилю, в том числе и по праву, определяются Регламентом8 проведения Олимпиады (далее — Регламент) и публикуются на портале Олимпиады.

Олимпиада включает два этапа:

первый этап — отборочный, проводится в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий;

второй этап — заключительный, проводится в очной форме в МГУ имени М. В. Ломоносова и на региональных площадках.

К участию в заключительном этапе допускаются победители и призеры отборочного этапа Олимпиады, а также победители и призеры Олимпиады предыдущего учебного года по данному профилю в случае, если они продолжают освоение общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Участник Олимпиады должен лично зарегистрироваться на портале Олимпиады в сроки, установленные Регламентом. После регистрации участник получает доступ в личный кабинет. В случае предоставления при регистрации заведомо недостоверной информации участнику Олимпиады, ставшему победителем или призером отборочного этапа, будет отказано в регистрации на заключительный этап. Повторная регистрация участника на портале Олимпиады запрещена. При получении Оргкомитетом двух и более работ по одному профилю от участника, прошедшего повторную регистрацию, жюри Олимпиады имеет право аннулировать результаты данного участника.

К функциям личного кабинета участника Олимпиады относится: хранение данных об участнике, в том числе его регистрационного номера; запись и последующее участие в Олимпиаде по одному или нескольким профилям; обеспечение отправки файлов с ответами и решениями заданий отборочного этапа и информирование об отправленных файлах с ответами и решениями заданий; возможность дистанционной подачи апелляции на результаты Олимпиады; информирование участника о полученных технических баллах на отборочном этапе Олимпиады, новостях Олимпиады и об апелляциях, принятых к рассмотрению.

8 Регламент олимпиады «Ломоносов» в 2015/16 уч. г. доступен по адресу: http:// olymp.msu.ru

Задания отборочного этапа размещаются в личном кабинете участника. Оргкомитет не рассылает задания участникам и принимает к рассмотрению только работы участников отборочного этапа, поступившие из личного кабинета на портале Олимпиады. Результаты отборочного этапа публикуются на портале Олимпиады. Оргкомитет не рассылает результаты по электронной почте и не информирует участников о результатах каким-либо иным образом.

Работы участников отборочного этапа не рецензируются, не копируются, не сканируются и не высылаются участникам или иным лицам. Информация о получении работ Оргкомитетом размещается в личном кабинете участника.

Олимпиада по праву проводится для двух групп учащихся: 9 класса и 10—11 классов. В частности, для последней группы каждый тур отборочного этапа проводится согласно следующей процедуре: длительность тура составляет 96 астрономических часов; в течение тура на выполнение заданий и отправку решений по одному профилю участнику дается не более 24 астрономических часов (далее — сессия тура); сессия тура — время, отведенное участнику для выполнения задания в течение тура; в каждом туре участник имеет право провести только одну сессию. Время начала сессии участник выбирает самостоятельно, учитывая, что она должна закончиться не позднее времени окончания тура; в течение сессии задания тура доступны только в личном кабинете; перед началом сессии для получения основного задания участнику необходимо выполнить тестовое задание с использованием соответствующей формы. Время на выполнение тестового задания не входит в 24 часа, отведенные на сессию. Если участник не завершил сессию самостоятельно, но внес ответы (решения) в соответствующую форму и сохранил их, то по истечении времени сессии заполненные и сохраненные участником ответы (решения) автоматически отправляются на проверку.

После завершения каждого тура на портале Олимпиады публикуются решения и ответы.

К участию в заключительном этапе Олимпиады «Ломоносов» 2015/16 уч. г. допущены были победители и призеры отборочного этапа Олимпиады 2015/16 уч. г., а также победители и призеры заключительного этапа Олимпиады 2014/15 уч. г по праву.

Регистрация на заключительный (очный) этап Олимпиады осуществляется также лично участником. Информация о месте и времени регистрации, а также перечень необходимых документов размещаются на портале Олимпиады и интернет-странице юридического факультета не позднее, чем за две недели до начала регистрации. Для регистрации иногородних участников (в том числе проживающих в Московской области далее 5-й зоны Московской железной дороги)

выделялись дополнительные часы в день, предшествующий Олимпиаде, или непосредственно в день проведения Олимпиады. Регистрация участников, проживающих в Москве и Московской области (до 5-й зоны включительно), в эти дополнительные часы не производилась.

Очный этап Олимпиады проводился согласно следующей процедуре: время, отведенное для написания работы, определялось заранее, о чем была размещена информация на портале Олимпиады. Строгие меры принимались против информационного жульничества во время проведения очного тура. Наличие любых электронных устройств (даже в выключенном состоянии), а также шпаргалок приравнивалось к их использованию, разговоры во время написания работы могли повлечь удаление участника и неудовлетворительную оценку; работа выполнялась только на листах, выданных участнику в аудитории.

Итоги олимпиады подводятся по индивидуальным результатам участников. После объявления результатов каждого этапа участники Олимпиады могут подать апелляцию в соответствии с Положением о порядке и рассмотрения апелляций Олимпиады.

Для проведения Олимпиады ежегодно создаются Оргкомитет, методическая комиссия Олимпиады и жюри Олимпиады. Общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады осуществляет Оргкомитет. Председателем Оргкомитета Олимпиады является ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, который утверждает состав Оргкомитета из числа профессорско-преподавательского состава МГУ, других вузов РФ и представителей иных учреждений, участвующих в организации и проведении Олимпиады.

Оргкомитет Олимпиады разрабатывает и ежегодно утверждает Положение об Олимпиаде, Регламент Олимпиады и Положение о порядке подачи и рассмотрения апелляций, отражая в них необходимые изменения в соответствии с действующим законодательством РФ и подзаконными нормативными правовыми актами; представляет в Российский совет олимпиад школьников (далее — Совет олимпиад) необходимые документы для включения олимпиад по отдельным профилям в Перечень олимпиад; обеспечивает непосредственное проведение мероприятий Олимпиады; формирует составы методических комиссий, жюри и апелляционных комиссий Олимпиады с учетом того, что одновременное членство лиц в методических комиссиях и жюри Олимпиады не допускается; рассматривает совместно с методическими комиссиями и жюри Олимпиады апелляции участников Олимпиады и принимает окончательные решения по результатам их рассмотрения; утверждает список победителей и призеров Олимпиады; награждает победителей и призеров Олимпи-

ады; осуществляет иные функции, направленные на достижение целей проведения Олимпиады.

Для подготовки олимпиадных заданий по каждому профилю, в том числе и по праву, формируется методическая комиссия Олимпиады из числа профессоров и преподавателей МГУ имени М. В. Ломоносова, вузов-соорганизаторов Олимпиады, а также иных специалистов по профилю Олимпиады, которая осуществляет следующие функции: разрабатывает материалы олимпиадных заданий по профилям Олимпиады; определяет критерии и методики оценки выполненных олимпиадных заданий по каждому профилю; предоставляет для размещения на официальном сайте Олимпиады решения олимпиад-ных заданий; рассматривает совместно с Оргкомитетом Олимпиады и жюри Олимпиады апелляции участников Олимпиады по профилям.

Жюри Олимпиады формируется для проверки работ участников Олимпиады; оно также представляет в Оргкомитет Олимпиады предложения по присуждению дипломов победителей и призеров Олимпиады по профилям и рассматривает совместно с Оргкомитетом и членами методической комиссии апелляции участников Олимпиады по профилям.

В своей деятельности Оргкомитет, методическая комиссия и жюри Олимпиады руководствуются принципами профессионализма, законности, гласности, объективности и гуманизма.

Объявление предварительных результатов (технических баллов) отборочного этапа осуществляется после окончания всех туров. Показ работ отборочного этапа не проводится. Апелляции на результаты проверки отборочного этапа проводятся в соответствии с Положением об апелляции. После проведения апелляций и утверждения их результатов Оргкомитет Олимпиады составляет окончательные списки победителей и призеров отборочного этапа для участия в заключительном этапе Олимпиады. Информация о дате, времени и месте показа работ заключительного этапа и проведения апелляций доводится до сведения всех участников не позднее, чем за три дня до даты показа работ. Работы заключительного этапа могут быть показаны членами жюри только участнику Олимпиады. Апелляции проводятся в соответствии с Положением об апелляции, размещенным на портале Олимпиады. После проведения апелляций по итогам заключительного этапа и утверждения их результатов Оргкомитет Олимпиады составляет окончательные списки победителей и призеров Олимпиады по предметам (комплексам предметов), оформляет свое решение протоколом и публикует его на портале Олимпиады.

Победители и призеры этапов Олимпиады определяются из числа участников соответствующего этапа Олимпиады. Количество победителей и призеров каждого этапа Олимпиады определяется в соответ-

ствии с Порядком проведения олимпиад школьников. Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам заключительного этапа Олимпиады. Победителями Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 1 степени. Призерами Олимпиады считаются участники Олимпиады, награжденные дипломами 2 и 3 степени. Представление списков победителей и призеров Олимпиады в Совет олимпиад, размещение информации о победителях и призерах Олимпиады на портале Олимпиады осуществляется в сроки, установленные Порядком проведения олимпиад школьников. Победители и призеры Олимпиады награждаются дипломами.

Информация о дате, месте и времени получения дипломов размещается на портале Олимпиады и интернет-странице юридического факультета. Оригиналы дипломов победителей и призеров Олимпиады вручаются лично участнику или его законному представителю под расписку в сроки, установленные Оргкомитетом. По запросу победителя (призера) Олимпиады Российский совет олимпиад школьников выдает электронную форму его диплома на портале Совета олимпиад, расположенном по адресу: http://rsr-olymp.ru. Оригинал диплома и его электронная версия имеют одинаковую юридическую силу.

Оргкомитет Олимпиады в срок до 15 мая 2016 г. публикует на портале Олимпиады сканированные олимпиадные работы победителей и призеров заключительного этапа.

В Олимпиаде «Ломоносов» по праву 2015/16 г. было 33 победителя и призера9.

Административно-исполнительные гарантии реализации конституционного права на образование в практике юридического факультета МГУ. На юридическом факультете существует несколько направлений работы по привлечению профессионально ориентированных и одаренных абитуриентов на юридический факультет МГУ:

• организация и проведение ежегодной олимпиады по праву «Ломоносов»;

• очные подготовительные курсы (работают с 2003 г.), а также дистанционные подготовительные курсы, занятия на которых проводятся и оригинальные материалы для которых готовятся преподавателями факультета;

• работа с подшефными школами10, где созданы юридические классы (занятия по праву в них также проводят преподаватели факультета);

9 http://rsr-olymp.ru

10 Имеются в виду следующие учебные заведения, с которыми у юридического факультета заключены договоры: ГБОУ СОШ № 171; ГБОУ Гимназия 1520 имени Капцовых; ГБОУ Гимназия № 1529 имени А. С. Грибоедова; ГБОУ Лицей № 1535; ГБОУ Гимназия № 491 «Марьино»; ГБОУ Гимназия № 1257.

♦ чтение лекций для «целевых аудиторий» (абитуриенты; участники Всероссийской олимпиады по праву, олимпиады по праву МГУ «Ломоносов»);

♦ чтение лекций в рамках повышения квалификации школьных учителей г. Москвы, ведущих занятия по праву и обществознанию;

♦ школа права, где пробуют свои силы в качестве преподавателей аспиранты, специализирующиеся на различных кафедрах юридического факультета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди всех названных направлений поиска и подготовки способных молодых людей, сориентированных на получение юридической профессии более всего соответствует выполнению задачи привлечения одаренных абитуриентов на юридический факультет МГУ организация и проведение Олимпиады по праву «Ломоносов».

Олимпиада школьников «Ломоносов» по праву: опыт организации и проведения на юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Как видно из обзора законодательства, регулирующего проведение олимпиад школьников в России, олимпиады по праву проводятся как Минобрнауки РФ (Всероссийская олимпиада школьников), так и различными юридическими вузами уже на протяжении более 15 лет. Все больше и больше регионов страны вовлечены в олимпиад-ное движение, из года в год меняется перечень вузовских олимпиад, расширяется возрастной состав их участников. Сегодня можно констатировать наличие сложившихся моделей организации и проведения олимпиад школьников, в том числе это касается и Олимпиады школьников «Ломоносов» по праву, проводимой на юридическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.

Олимпиада школьников «Ломоносов» по праву впервые была проведена на факультете в 2005 г. С тех пор расширилась география участников олимпиады, изменился количественный состав, статус Олимпиады, организация и проведение Олимпиады теперь регламентируется на федеральном уровне. Накоплен огромный опыт по составлению заданий, разработке критериев оценивания, работе со школьниками по подготовке к различным этапам олимпиады, которым и хотелось бы поделиться.

Форма проведения конкретных олимпиад школьников определяется организаторами самостоятельно и зависит от приоритетов и целей, которые они ставят перед собой, от того, на какую возрастную категорию рассчитана олимпиада, от предполагаемого количества участников различных этапов, имеющихся у вузов организационных и материальных возможностей и желания расширить или ограничить географию участников и т.д.11 Обязательным условием про-

11 Олимпиады МГУ ориентированы на максимальное привлечение участников и по возрасту, и по регионам проживания, однако организаторы других Олимпиад часто

ведения олимпиады является наличие не менее 2 этапов, при этом заключительный этап обязательно проводится в очной форме. Самая главная цель олимпиад сформулирована в нормативных документах и воспроизведена в Положении об Олимпиаде «Ломоносов» — это поиск и отбор наиболее одаренных, самостоятельно мыслящих, подготовленных в профессиональном отношении, способных решать творческие задачи школьников, в том числе и для их дальнейшего обучения в юридических вузах. Наряду с этой целью организаторы Олимпиады по праву ставят перед собой и другие, не менее важные задачи: предоставление талантливым школьникам из удаленных районов и малообеспеченных семей максимальных возможностей для поступления в ведущий вуз страны; пропаганда правовых знаний, развитие у школьников умений применять к анализу жизненных ситуаций конкретные правовые нормы, правовые принципы, правовые концепции; самостоятельно определять свое отношение к правовым явлениям, давать различным поступкам людей правовую оценку, выделять из их числа юридически значимые, правомерные, противоправные и т.д.

Задания олимпиады формулируются так, чтобы участники смогли продемонстрировать навыки аргументации, умение анализировать и при этом опираться на точные знания, известные юридические категории, понятия, историю развития государственных и правовых институтов, знание конкретных нормативных актов и норм различных отраслей права. Исходным пунктом для составления заданий является их творческий характер, поэтому большинство заданий составляется так, чтобы на них не предполагался однозначный ответ. Организаторы олимпиад исходят из понимания того, что творческое задание должно способствовать выражению не только творческого потенциала школьников, но и оригинальности мышления, которое позволило бы им даже в отсутствие знаний конкретных норм права, применимых к предложенной ситуации, разрешить ее на основе знания логики юридической науки, общих принципов права, иногда опираясь только на знание содержания Конституции РФ. При этом организаторы Олимпиады школьников «Ломоносов» по праву решительно отвергают практику составления заданий, ориентированных исключительно на знание конкретных статей нормативных актов (и номеров статей), дат принятия законов, процессуальных сроков, точного названия государственных органов и их структуры (за исключением упомянутых в Конституции РФ), особенностей юридических процедур. Часто участники, механически заучившие многие

ставят перед собой более узкие задачи: ориентированы на участие только учащихся выпускных классов (потенциальных абитуриентов), довольствуются одним или несколькими регионами страны и т.д.

детали и подробности, не способны как-либо использовать эти знания применительно к жизненным ситуациям. Для того чтобы школьники смогли полностью продемонстрировать свои способности, составители заданий часто не уточняют, в рамках какой отрасли права необходимо оценить ситуацию, на нормы каких законов опираться, не формулируют конкретные вопросы к заданию12. В то же время составители заданий учитывают и другое обстоятельство: задания не должны содержать и не должны быть нацелены на выявление знаний неоднозначно трактуемых теоретических конструкций и понятий (в качестве примера можно привести принципы(признаки) правового государства и гражданского общества, формы непосредственной демократии, различного рода классификации и другие не общепризнанные в науке положения, категории и понятия). При составлении заданий сами составители проявляют неординарность мышления, изобретательность и креативность: в качестве основы для заданий часто выступают литературные произведения (в рамках школьной программы и не только), события общественной и политической жизни в нашей стране и за рубежом, случаи из юридической практики.

Мало кому известно, что на протяжении многих лет проведения Олимпиады «Ломоносов» методическим комиссиям приходится решать очень сложную и важную задачу: на основании Приказа ректора МГУ с первых лет существования Олимпиады в целях снижения коррупционных рисков и субъективной проверки выполненных работ, готовятся многовариантные задания. Это значит, что готовится не 2 варианта заданий к предметной олимпиаде каждого года, а формируется база заданий, в которой каждая отрасль (или область знания) представлена отдельным блоком. Итоговые варианты складываются в день Олимпиады путем случайного отбора заданий из каждого блока. Поэтому велика вероятность попадания в эти сформировавшиеся варианты заданий хотя и из разных отраслей права, но сориентированных на проверку знаний одного и того же института (например, юридической ответственности), могут получиться варианты полегче и потяжелее и т.д. Не лишним будет сказать и о том, что критерии оценивания заданий Олимпиады готовятся уже после того, как Олимпиада состоялась — это правило также призвано устранить возможные риски «утечки» и тем самым обеспечить справедливый и объективный отбор победителей и призеров Олимпиады.

12 Хотя существует и другая практика составления заданий. Например, многие задания Всероссийской олимпиады школьников сориентированы именно на выявление детального знания нормативных актов (многие из которых находятся далеко за пределами школьной программы, например, требуют знания таможенного, бюджетного законодательства, норм международного права, аббревиатур, знания латинских выражений отнюдь не на школьном уровне и т.д.).

На основании подготовленных методической комиссией критериев начинает работу жюри Олимпиады. И прежде чем охарактеризовать содержательно работу жюри, не называя конкретных имен и фамилий, хотелось бы отметить, что работа жюри проходит поистине в экстремальных условиях: в сжатые сроки, совмещая проверку с текущими учебными и другими делами, разбирая витиеватые каракули, многие наши коллеги из года в год помогают факультету отобрать достойных способных ребят. В отличие от порядка проверки работ дополнительного вступительного испытания, который предполагает проверку работы одним или двумя преподавателями (не важно, какую специализацию они имеют), олимпиадные работы по праву проверяются не менее чем 7 членами жюри, при этом каждый член жюри проверяет свою часть (отраслевой блок заданий), выставляя баллы только за проверенную часть. Итоговая оценка складывается из оценок за все выполненные задания, проверяющие не могут заранее знать, какие работы набрали большее количество баллов, сами баллы подсчитываются после проверки всех заданий во всех работах. С одной стороны, громоздкая процедура, с другой — прозрачность и объективность проверки, гарантирующие однообразный подход в выставлении оценок, ускоряя процедуру проверки и повышая ответственность проверяющих. Часто возникают вопросы, почему количество победителей и призеров Олимпиады невелико, почему жюри не отбирает максимально возможное количество победителей и призеров, как это делают организаторы других Олимпиад (например, НИУ-ВШЭ)? Ответ прост: количество победителей и призеров Олимпиады определяется не только квотой, предусмотренной соответствующими нормативными документами, а прежде всего качеством представленных работ каждого года. Кстати, уровень этих работ может увидеть каждый желающий, поскольку с недавнего времени предусмотрена обязанность организаторов «выкладывать» работы победителей и призеров в интернете.

Теперь остановимся на порядке определения льгот победителям и призерам Олимпиад школьников. Правила здесь таковы: предоставляя льготы победителям или призерам одной олимпиады, вуз обязан представить льготу такого же порядка победителям и призерам всех олимпиад того же уровня. Олимпиада школьников «Ломоносов» по праву многие годы имеет I (высший) уровень13, такой же уровень имеют и Олимпиады по праву Санкт-Петербургского университета и НИУ-ВШЭ. На практике это означает, что такую льготу, как поступление без вступительных испытаний, МГУ победителям

13 Кем и по каким критериям определяется уровень олимпиад, будет изложено далее.

и призерам своей олимпиады предоставить не может, потому что общее количество победителей и призеров олимпиад I уровня часто превышает план приема на факультет. Беспрецедентное по количеству (117 человек) зачисление участников олимпиады без вступительных испытаний состоялось в 2009 г., когда Олимпиада по праву «Ломоносов» проводилась совместно с ГУ-ВШЭ и была единственной в России по предмету «право».

На настоящий момент существует следующий порядок определения уровней олимпиад: по итогам проведения олимпиад проводится экспертиза материалов олимпиад и принимается решение об отнесении олимпиады к одному из 3-х уровней. Для того чтобы Олимпиада получила высший уровень, необходимо соответствие как качественным, так и количественным критериям. Прежде всего необходимо, чтобы олимпиада имела всероссийский уровень, что предполагает участие в ней школьников не менее чем из 25 регионов страны, каждый из которых должен быть представлен не менее чем 5 участниками14. Олимпиада не должна быть ориентирована только на школьников выпускного класса — не менее 30% должны составлять учащиеся других классов. Но количественный критерий не имеет определяющего значения, если олимпиада не выдерживает качественных критериев. Этих критериев довольно много, перечислим их в порядке убывания их значимости при оценивании каждой Олимпиады. Прежде всего Олимпиада должна состоять из оригинальных творческих заданий, позволяющих выявить интеллектуальный потенциал, аналитические способности, креативность мышления участника (соответствие этому критерию — самая главная задача организаторов). Важно, чтобы органы Олимпиады (оргкомитет, жюри, методическая комиссия) состояли из лиц, имеющих ученые степени и звания, чтобы Олимпиада имела уникальную методическую базу проведения (учитывается наличие опубликованных учебно-методических пособий для участников и преподавателей, непрерывная работа со школьниками, проведение открытых лекций, мастер-классов для участников), была открытой и доступной (учитывается открытость материалов олимпиад, результатов, наличие процедур показа работ и апелляций), чтобы были созданы условия для участия в олимпиаде всех категорий учащихся, в том числе и с ограниченными возможностями. Уровень олимпиады по качеству определяет экспертная комиссия Российского Совета олимпиад школьников. Порядок работы этой комиссии нацелен на объективное оценивание каждой олимпиады, для чего разработан ряд правил: например, член

14 Для сравнения олимпиада II уровня — не менее чем из 12 регионов или не менее 2 федеральных округов и не менее 50% от числа регионов, входящих в состав каждого федерального округа.

экспертной комиссии не может оценивать олимпиаду своего вуза; экспертиза проходит в электронном режиме, строго по назначенным каждому члену комиссии олимпиадам; выставленные баллы обязательно комментируются; есть ограничения по экспертизам своего региона. Каждый год на экспертизу подаются документы новых олимпиад, однако даже на III уровень многие из них по ряду критериев претендовать не могут.

Результаты обучения «олимпийцев» на первом курсе. Весьма показательными в плане результативности поиска способных молодых людей для обучения по юридической специальности являются итоги зимних и летних экзаменационных сессий на 1 курсе, поскольку они демонстрируют не только уровень обучаемости (потенциальной профессиональной пригодности) вчерашних школьников, но также их навыки социальной адаптации, общий кругозор, усердие, самодисциплину. Набор предметов зимней и летней сессии таков, что позволяет

оценить в комплексе все эти качества первокурсников. %

Рис. 1. Итоги зимних экзаменационных сессий студентов 1 курса (сдали сессию вовремя): 1 — все студенты; 2 — студенты, зачисленные по результатам олимпиад; 3 — студенты, обучавшиеся на подготовительном

отделении

Студенты 1 курса, зачисленные по результатам олимпиад с 2009 по 2014 г., показывали лучшую успеваемость среди студентов 1 курса по итогам экзаменов, сданных во время зимних сессий.

Студенты 1 курса, обучавшиеся на подготовительных курсах с 2009 по 2013 г., показывали успеваемость, более низкую по сравнению со средней успеваемостью по 1 курсу. С 2013/14 уч. г. отмечается значительное улучшение показателей успеваемости студентов,

обучавшиеся на подготовительных курсах. По итогам зимней сессии 2014/15 уч. г. студенты, обучавшиеся на подготовительных курсах, показали лучшую успеваемость среди первокурсников, обогнав даже «олимпийцев».

%

Рис. 2. Итоги летних экзаменационных сессий студентов 1 курса (сдали сессию вовремя): 1 — все студенты; 2 — студенты, зачисленные по результатам олимпиад; 3 — студенты, обучавшиеся на подготовительном

отделении

Студенты 1 курса, зачисленные по результатам олимпиад, на протяжении шести лет показывают лучшую успеваемость среди студентов 1 курса по итогам экзаменов, сданных во время летних сессий.

Студенты 1 курса, обучавшиеся на подготовительных курсах с 2009 по 2013 г., показывали успеваемость, более низкую по сравнению со средней успеваемостью по 1 курсу. С 2013/14 уч. г. отмечается значительное улучшение показателей успеваемости студентов, обучавшиеся на подготовительных курсах.

Таким образом, при анализе успеваемости студентов первого курса в динамике можно констатировать: появление позитивной тенденции улучшения успеваемости студентов, обучавшихся на подготовительных курсах; стабильно высокие показатели студентов, зачисленных по результатам олимпиад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.