Научная статья на тему 'Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи'

Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1497
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гдалина Татьяна Геннадьевна, Гдалин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные соревнования школьников как форма выявления и поддержки талантливой молодежи»

11. Рукшин С. Е., Поздняков С. Н. Технология дистанционной поддержки экспресс-олимпиад, построенных на оценке суждений // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2010. Т. 13. № 3. С. 374-386.

12. Соломин В. П. Педагогическое образование и наука: пути развития // Universum: Вестник Гер-ценовского университета. — СПб., 2011. № 11. С. 11-21.

13. Соломин В. П., Ильинский С. В. Олимпиада по географии сегодня // География в школе. 2011. № 4. С. 51-56.

Т. Г. Гдалина, Д. А. Гдалин

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФОРМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа с талантливой молодежью на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений развития образования. Данной тематике уделяется особое внимание, что отражено в Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 г. — «Стратегия-2020», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ 3 апреля 2012 г., «Комплексе мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов». Необходимо отметить, что вопросы выявления, сопровождения и создания условий для развития талантливых детей и молодежи не столько новый тренд, сколько необходимое условие дальнейшего инновационного развития. Именно на талантливую, инициативную и общественно активную молодежь делается ставка в «дорожных картах» по реализации ключевых мер государственной политики в сфере, образования, науки и инноваций.

Несмотря на актуализацию тематики в последнее время, для Герценовского университета это направление деятельности не является новым. Университет всегда уделял особое внимание вопросам работы с талантливой молодежью, что находило свое отражение в Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг., обозначено в Программе развития 2011-2015. В Программе стратегического развития 2012-2016 направление оформилось в проект 3.2.1. «Совершенствование профориентационной работы и довузовской подготовки», реализуемого в рамках мероприятия 3.2. «Создание условий для улучшения качественного состава обучающихся в вузе».

Деятельность, которая уже на протяжении многих лет ведется университетом по направлению работы с талантливой молодежью, очень созвучна поставленным сегодня на федеральном уровне приоритетам и тенденциям, обозначенным как направления развития. Так, к примеру, олимпиадное движение как инструмент выявления талантливых старшеклассников получило юридический статус только в 2008 г., когда впервые Перечень олимпиад школьников стал оформляться приказом Минобрнауки РФ и достижения победителей и призеров олимпиад, вошедших в Перечень, стали учитываться при поступлении в вузы страны. С этого момента многие высшие учебные заведения и целый ряд организаций необразовательного профиля включились в «олимпиадную гонку», между тем, как Герценовские предметные олимпиады насчитывают многолетнюю историю. Другим ярким и практически уникальным примером может служить Герце-

новская педагогическая олимпиада, которая проводится на всех уровнях образования и охватывает все категории обучающихся от школьников до молодых педагогов и также имеет богатейшие традиции. Думается, именно такой опыт должен лечь в основу дальнейшей деятельности университета по развитию олимпиадного движения; технологии, зарекомендовавшие себя как наиболее успешные, — распространятся на другие предметные области.

Привлечение в бакалавриат наиболее талантливых и ориентированных на изучение той или иной предметной области старшеклассников, в магистратуру — выпускников бакалавриата выполняет не только функцию «социального лифта», вопрос имеет и политическую значимость, важен с точки зрения позиционирования университета как ведущего федерального образовательного учреждения. Количество поступивших по итогам интеллектуальных соревнований, как и средний балл ЕГЭ поступивших в бакалавриат, являются показателями, учитывающимися в рейтингах оценки эффективности высших учебных заведений.

Олимпиады и другие интеллектуальные соревнования для их участников — отличная возможность попробовать свои силы, сравнить уровень своих достижений в той или иной предметной области с успехами других, подготовиться к дальнейшему изучению предмета в вузе. Хочется верить, что в первую очередь желание старшеклассников участвовать в олимпиадах продиктовано именно этим. Интеллектуальные и творческие соревнования — различные олимпиады и конкурсы являются одним из инструментов выявления талантливой молодежи, а льготы при поступлении, которые они дают, — одним из способов поддержки и стимулирования юных талантов к дальнейшему росту. То, что на сегодняшний день дипломанты олимпиад имеют преимущества при поступлении — это огромное достижение. Было бы несправедливо предоставлять льготы при поступлении социально незащищенным категориям граждан (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты) и не поддерживать интеллектуальную элиту — будущий золотой фонд страны.

Условно интеллектуальные соревнования можно разделить на три группы: Всероссийская олимпиада школьников, олимпиады, проходящие под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) и прочие соревнования и конкурсы, организатором которых могут выступать образовательные учреждения и бизнес-структуры и итоги которых не дают право их дипломантам претендовать на льготное поступление в вузы. Появившись довольно давно (некоторые интеллектуальные соревнования имеют более чем восьмидесятилетнюю историю), сегодня олимпиады выступают одновременно и в качестве альтернативы ЕГЭ и дополняют форму единого экзамена.

Всероссийская олимпиада школьников — система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы [15].

Еще в XIX в. «Олимпиады для учащейся молодежи» проводило Астрономическое общество Российской империи; заочные конкурсы по решению математических задач проводились с 1886 г., а в советское время городские олимпиады для школьников по математике, физике, химии проводились с 1930-х гг. История всесоюзных и всероссийских олимпиад берет свое начало в шестидесятых годах прошлого столетия:

• по математике — с 1960-х;

• по химии — с 1967 г.;

• по физике — с 1967 г.;

• по биологии — с 1979 г.

Многие всероссийские олимпиады сформировались в последние десятилетия:

• по информатике (программированию) — в 1989 г.;

• географическая — в 1992 г.;

• астрономическая — в 1994 г.;

• экологическая — в 1994 г.;

• по литературе — в 1995 г.;

• по русскому языку — в 1996 г.;

• экономическая — в 1996 г.;

• по английскому языку — в 1998 г.;

• по истории — в 2000 г.;

• по немецкому языку — в 2000 г.;

• по технологии — в 2000 г.;

• по физической культуре — в 2000 г.;

• по обществознанию — в 2001 г.;

• по основам предпринимательской деятельности — в 2001 г.;

• по французскому языку — в 2002 г.;

• по праву — в 2003 г.;

• политехническая — в 2005 г.;

• по основам безопасности жизнедеятельности — в 2009 г.;

• по мировой художественной культуре — в 2011 г.

Перечень предметов Всероссийской олимпиады претерпевает изменения, не по всем предметам имеется заключительный этап.

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады:

Этап Описание

Школьный Организуется образовательными учреждениями; проводится в октябре — ноябре; участие могут принимать желающие учащиеся 5-11-х классов образовательных учреждений; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады

Муниципальный Организуется органами местного самоуправления в сфере образования; проводится в ноябре — декабре; участие могут принимать учащиеся 7-11-х классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призерами предыдущего этапа, а также победители и призеры муниципального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях; проводится по заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады

Региональный Организуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования; проводится в январе — феврале; участие в нем могут принимать учащиеся 9-11-х классов образовательных учреждений, ставшие победителями и призерами предыдущего этапа, победители школьного этапа Олимпиады текущего учебного года из числа обучающихся образовательных организаций Российской Федерации, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо на территории военных городков и гарнизонов, расположенных в труднодоступных местностях, а также победители и призеры регионального этапа предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях; проводится по олимпиадным заданиям, разработанным центральной предметно-методической комиссией Олимпиады

Этап Описание

З аключительный Организуется Минобрнауки РФ; проводится в марте — апреле; участвуют победители и призеры заключительного этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях, а также победители и призеры регионального этапа Олимпиады текущего учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе Олимпиады количество баллов

Всероссийская олимпиада школьников является в настоящее время крупнейшим интеллектуальным состязанием. Ежегодно в соревновательный процесс вовлекается все больше обучающихся основной и старшей ступени школы. Так, суммарно в 20092013 гг. в школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады приняло участие более 62 млн учащихся 5-11-х классов.

Олимпиады, проводимые под эгидой Российского совета олимпиад школьников

Российский совет олимпиад школьников является всероссийским общественным органом, осуществляющим системную работу по развитию и координации проведения олимпиад и других интеллектуальных соревнований, направленных на поиск, поддержку и сопровождение в течение периода становления талантливых детей и молодежи. В настоящий момент под эгидой Совета олимпиад проводятся олимпиады школьников. Впоследствии планируется развить систему состязаниями студентов, аспирантов и молодых ученых [16].

В соответствии с решениями совместного заседания президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, которое состоялось 22 апреля 2010 г., олимпиадное движение стало основой формирования общероссийской системы поиска и содействия развитию одаренных детей и молодежи. Председателем РСОШ является Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий.

Российский совет олимпиад школьников (РСОШ) образован в 2006 г. Российским союзом ректоров, Министерством образования и науки Российской Федерации и Российской академией наук. РСОШ является организацией, реализующей в качестве постулата своей работы принцип государственно-общественного партнерства: общее организационно-техническое и научно-методическое сопровождение деятельности Совета осуществляет Российский союз ректоров (РСР); экспертную работу и оценку качества соревнований производит вузовское и академические сообщество при контроле Министерства образования и науки Российской Федерации; персональный состав Совета олимпиад, а также ежегодный Перечень олимпиад утверждается Минобрнауки России (по представлению РСР).

Реализуя принцип равных возможностей, организаторы олимпиад стремятся обеспечить доступность олимпиад школьников и других интеллектуальных соревнования для детей и молодежи вне зависимости от территорий их проживания, материального достатка, социального положения и физических возможностей. РСОШ выступает за создание системы организационной поддержки участия в олимпиадах талантливых детей-инвалидов, детей-сирот, а также детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Все олимпиады, проводимые под эгидой РСОШ, являются бесплатными.

Система олимпиад школьников под эгидой РСОШ демонстрирует в целом тенденцию к увеличению численности их участников. Как следует из отчета о деятельности Российского совета олимпиад школьников [16], в 2012/13 учебном году в олимпиадах школьников, включенных в Перечень олимпиад на текущий год, приняли участие по итогам двух этапах — 683 704 человека (см. рис.). В 2008/09 учебном году в одной олимпиаде Перечня принимало участие в среднем 3,5 тысяч школьников, в 2009/10 учебном году — около 5,7 тыс., в 2010/11 — более 7,5 тыс., в 2011/12 — почти 9,7 тыс., а в 2012/13 — уже 12,9 тыс. школьников.

800000

700000

600000

500000

400000

300000

600000

100000

763159

463604

494056

6008-6009

6009-6010 6010-6011

6011-6016 6016-6013

0

Количество участников олимпиад РСОШ в период 2008-2013 гг. (чел.)

В 2013/14 учебном году в Перечень олимпиад школьников включено 73 олимпиады, в том числе Герценовская олимпиада школьников по иностранным языкам.

В целом, сравнивая Всероссийскую олимпиаду и олимпиады РСОШ, можно констатировать общность подходов к организации интеллектуальных соревнований, единство методических требований и принципов организации состязаний. Основные сравнительные характеристики представлены в таблице 1.

Наличие школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады, привлечение к ее проведению образовательных учреждений позволяет обеспечить массовое участие школьников, начиная с 5-го класса — количество участников школьного этапа на порядок больше, чем общее количество участников олимпиад РСОШ (табл. 1). В то же время, традиционно несравненно меньшее количество участников становится дипломантами Всероссийской олимпиады (табл. 1). Таким образом, олимпиады РСОШ выполняют функцию «социального лифта» для большего количества школьников, предоставляя возможность поступления в вузы на льготных основаниях.

Таблица 1

Сравнительные характеристики Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад РСОШ

Всероссийская олимпиада школьников Олимпиады РСОШ

Организатор Минобрнауки РФ, органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования, органы местного самоуправления в сфере образования, образовательные учреждения Высшие учебные заведения, иные организации

Классы участников 5-11 В основном 9-11

Кол-во обязательных этапов 4 2

Кол-во предметов 21 30

Кол-во участников в 2012/13 уч. г. 6 783 897 683 704

Кол-во победителей и призеров в 2012/13 уч. г. 1505 22 808

% дипломантов от количества участников 0,02% 3%

Льготы при поступлении в вузы Поступление без вступительных испытаний Поступление без вступительных испытаний или 100 баллов по ЕГЭ

Наличие премии Да По усмотрению организатора

Время действия льгот Без ограничений Только для 11 -классников в год проведения олимпиады

Как видно из таблицы, победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников зачисляются в вузы на соответствующие направления подготовки без экзаменов. Причем эта льгота не имеет ограничений по сроку, то есть девятиклассник, выигравший олимпиаду, может воспользоваться своим преимуществом через 2 года после получения диплома победителя или призера. Победители и призеры олимпиад РСОШ из числа 11-классников имеют право претендовать на одну из льгот, установленных порядком приема в вузы: поступление без вступительных испытаний или 100 баллов по ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Какую именно из этих двух вариантов льгот предоставлять дипломантам той или иной олимпиады — каждый вуз решает самостоятельно. В Герценовский университет победители всех олимпиад РСОШ поступают без ЕГЭ, а призерам их результат засчи-тывается как 100 баллов по соответствующему профилю олимпиады предмету. Помимо этого университет разработал собственную систему поддержки талантливых абитуриентов: зачисленные по итогам олимпиад первокурсники получают повышенную стипендию, нуждающиеся в общежитии иногородние дипломанты олимпиад гарантированно обеспечиваются общежитием. На повышенную стипендию также могут рассчитывать победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников — это дополнительное стимулирование, установленное университетом.

Участие университета в олимпиадном движении

РГПУ им. А. И. Герцена на протяжении последних лет уверенно заявляет о себе как о региональном центре организации интеллектуальных соревнований школьников федерального и регионального уровня. Только в 2013 г. университет выступил организатором и/или базовой площадкой 18 интеллектуальных и творческих соревнований школьников и студентов, в которых приняли участие в общей сложности более 9,5 тыс. человек (табл. 2).

Таблица 2

Интеллектуальные соревнования школьников и студентов, прошедшие на базе университета в 2013 г.

Дата проведения Название мероприятия Статус: Всероссийская олимпиада школьников / олимпиада РСОШ / иные олимпиады и конкурсы

1 21-24.02.2013 16.11.2013 Открытая Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» (входит в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Минобрнауки РФ) — Заключительный этап - Отборочный региональный этап 2013/2014 Олимпиада РСОШ

2 24.0211.03.2013 VIII Республиканская предметная олимпиада вузов РФ в Республике Саха (Якутия) Иные олимпиады и конкурсы

3 25.02.2013 и 11.03.2013 Педагогическая олимпиада «Первый успех» Иные олимпиады и конкурсы

4 02.03.2013 Герценовская олимпиада школьников по иностранным языкам (очный тур) Иные олимпиады и конкурсы

5 22-26.03.2013 Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку Всероссийская олимпиада школьников

6 05.04.2013 Герценовская олимпиада школьников по биологии Иные олимпиады и конкурсы

7 05.04.2013 Герценовская олимпиада школьников по географии Иные олимпиады и конкурсы

8 13-19.04.2013 Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку Всероссийская олимпиада школьников

9 17.02.2013 Олимпиада школьников «Ломоносов» по биологии Олимпиада РСОШ

10 15-21.04.2013 Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Всероссийская олимпиада школьников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 23.06.2013 Герценовская творческая олимпиада Иные олимпиады и конкурсы

12 18.05.2013 Герценовская спортивная олимпиада Иные олимпиады и конкурсы

13 5-7.10.2013 09.11.2013 01.12.2013 Конкурсная программа для старшеклассников FLEX, «Американских советов по международному образованию: АСПРЯЛ/АКСЕЛС, Инк.» Иные олимпиады и конкурсы

Дата проведения Название мероприятия Статус: Всероссийская олимпиада школьников / олимпиада РСОШ/ иные олимпиады и конкурсы

14 07.09.201308.12.2013 Международный математический конкурс Иные олимпиады и конкурсы

15 29.10.2013 Региональные студенческие олимпиады по русскому и истории Иные олимпиады и конкурсы

16 1.1018.11.2013 Конкурс «Права человека и толерантность» для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет по заказу Комитета по молодежной политике СПб Иные олимпиады и конкурсы

17 14-16.12.2013 Международный молодежный форум по дебатам «Комаровский рубеж» Иные олимпиады и конкурсы

18 09.12.2013 Городская олимпиада школьников по биологии Иные олимпиады и конкурсы

Проведены Герценовские олимпиады школьников по иностранным языкам, географии и биологии, спорту, творчеству, педагогике. По предметам: иностранные языки, биология, география олимпиады проводились в соответствии с регламентом Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). В них приняли участие 3320 человек из 67 регионов России и 7 стран ближнего зарубежья.

Помимо традиционно проводимой Герценовской олимпиады существенно увеличилось участие университета в организации Всероссийской олимпиады школьников. Так, в 2013 г. университет выступил организатором заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по трем предметам: английский, немецкий, русский язык. 42 преподавателя университета входят в состав оргкомитетов, методических комиссий и жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по 11 предметам. Университет готовится принять весной 2014 г. участников заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике и по астрономии — соответствующая заявка была поддержана Правительством Санкт-Петербурга.

Направления развития системы интеллектуальных соревнований в 2013/14 учебном году

Российский совет олимпиад школьников сформулировал четыре основных направления [ 16] развития системы поиска и поддержки талантливой молодежи.

Направление 1: Развитие антикоррупционной составляющей в организации и проведении творческих и интеллектуальных соревнований.

1. Организация системы «Олимпиады-антиплагиат», исключающую дублирование научно-методических материалов и олимпиадных заданий, путем их обязательного включения в единую общероссийскую базу заданий творческих и интеллектуальных соревнований на портале «Мир олимпиад» и обеспечения компьютерного мониторинга заданий.

2. Развитие онлайн-трансляций непосредственного хода соревнований с использованием веб-камер на портале «Мир олимпиад».

3. Укрепление нормативных процедур, обеспечивающих включение в ежегодный перечень олимпиад школьников только олимпиад уровня «хорошо» и «отлично» (средний балл от оценок олимпиады школьников каждой экспертной комиссии должен быть не ниже 67 баллов).

Направление 2: Формирование непрерывной творческой траектории талантливых детей и молодежи «школа — вуз — производство».

1. Формирование портала «Олимпиадные портфолио — профессиональный старт», учитывающего внеучебные достижения обучающегося и обеспечивающего, в целях создания социально устойчивого олимпиадного сообщества, активно распространяющего идеи научной и творческой самореализации как основы формирования гражданской позиции, а также всероссийского форума участников, организаторов олимпиад и потенциальных работодателей и их социальной сети.

2. Развитие механизмов учета внеучебных достижений и мониторингов успеваемости студентов, зачисленных в вузы по результатам олимпиад школьников.

3. Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих проведение и учет организаторами олимпиад школьников и других творческих соревнований обязательной межтурнирной работы с участниками.

4. Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих расширение процедур учета школьных олимпиад и позволяющих включать в системные процессы поиска, поддержки и развития талантливых детей и молодежи, соревнования по формальным критериям, не подпадающие под определение олимпиады школьников, но направленные напрямую на раннее профессиональное ориентирование талантливых детей и молодежи.

5. Расширение работы научно-методической комиссии по формированию комплексной системы критериев и механизмов общероссийской системы оценки качества интеллектуальных соревнований.

6. Расширение работы научно-методических комиссий по развитию межпредметных олимпиад, проводимых в соответствии с актуальным направлениями развития экономики, науки и социальной сферы, в целях повышения эффективности деятельности олимпиадного движения, направленного на разработку и прототипирование подходов к организации и проведению интеллектуальных соревнований по комплексам предметов, уделив особое внимание укреплению инженерно-технического направления.

7. Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих проведение студенческих олимпиад в их согласовании и обеспечении концептуальной связи с системой олимпиад школьников.

8. Разработка нормативных правовых документов, регламентирующих переход от системы льгот к системе портфолио, учитывающей на паритетных основаниях текущие и итоговые учебные и внеучебные достижения талантливых детей и молодежи.

9. Создание на базе советов ректоров вузов федеральных округов, субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) координационных центров по финансовому обеспечению работы с талантливыми детьми и молодежью.

10. Привлечение к межтурнирной и экспертной работе с участниками соревнований представителей организаций работодателей для развития профориентационного и прикладного характера соревнований.

Направление 3: Расширение географического, количественного и возрастного охвата системы поиска и поддержки молодых талантов.

1. Внесение в нормативные документы о проведении олимпиад школьников и других творческих соревнований требования к организаторам олимпиад школьников: минимальная доля участия школьников невыпускных классов должна составлять не менее 15%.

2. Переход в 2013 г. от оценки уровня олимпиады на базе критерия количественного охвата участников отборочного этапа к оценке уровня олимпиады на базе критерия регионального охвата участников отборочного этапа в целях расширения географического охвата внутри России (при определении уровня олимпиады принимаются во внимание субъекты Российской Федерации, в которых участниками олимпиады стало не менее 5 человек):

• для олимпиад I уровня — участники не менее чем из 25 субъектов Российской Федерации;

• для олимпиад II уровня — участники из не менее чем 60% от числа субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа расположения Организатора;

• для олимпиад III уровня — участники из не менее чем 30% от числа субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа расположения Организатора.

3. Разработка и подготовка соглашений с зарубежными объединениями в сфере школьного образования в целях расширения участия в олимпиадном движении представителей других стран.

Направление 4: Материальная поддержка развития системы поиска и поддержки молодых талантов.

1. Дальнейшее развитие Программы интеллектуального попечительства детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья «Талант преодоления» за счет организации мероприятий по формированию безбарьерной среды для полноценного участия в олимпиадах школьников детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот, детей, проживающих в отдаленных регионах, и детей из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Разработка нормативных правовых документов, обеспечивающих государственную грантовую поддержку олимпиад школьников, входящих в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации, а также организация поддержки олимпиад школьников на базе соглашений РСР с объединениями работодателей.

3. Разработка нормативных правовых документов, обеспечивающих государственную грантовую поддержку учителей и преподавателей, чьи ученики стали дипломантами олимпиад школьников, входящих в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации, а также организация поддержки учителей и преподавателей на базе соглашений РСР с объединениями работодателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абатурова В. В. Олимпиада школьников союзного государства: история, традиции, результаты // Профильная школа. 2013. № 1 (58). С. 48-50.

2. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И., Варламова А. В., Кобелева О. В. Всероссийская студенческая олимпиада как механизм выявления талантливой молодежи // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 4 (27). С. 56-65.

3. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И., Егорова А. Б. Роль всероссийских студенческих олимпиад в адаптации обучающихся к профессиональной деятельности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 2 (25). С. 3-9.

4. Вахитова Г. Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое обозрение. 2013. № 1 (1). С. 36-39.

5. Гдалин Д. А., Гдалина Т. Г., Махов С. И. и др. Образование для устойчивого развития: интерактивные формы обучения: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. П. Соломина. — СПб.: Эпиграф, 2004. — 132 с.

6. Гдалин Д. А., Емельянцев С. Л., Заир-Бек С. И. Юбилейная Герценовская географическая олимпиада для школьников // География в школе. 1997. № 6.

7. Гурулев Д. Н., Иванов Ю. В., Москвичев С. М. Олимпиада как способ привлечения в вуз талантливых школьников // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. Т. 10. № 8. С. 35-37.

8. Исакова О. Б., Михайлов А. А., Кисляков П. А. Предметная олимпиада как средство повышения научно-образовательного потенциала университета // Фундаментальные исследования. 2013. № 10-4. С. 855-859.

9. Князев А. А. Олимпиадные задачи и вопросы для учителей и учащихся // Физика-ПС. 2013. № 11. С. 43-45.

10. Куприна Н. Г. Школьная олимпиада как форма выявления и поддержки детской одаренности. XXI в.: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 07 (11). С. 121-125.

11. Курасовская Ю. Б. Концепция Всероссийской олимпиады школьников // Иностранные языки в школе. 2013. № 10. С. 44-49.

12. Матиенко А . В. Опыт проведения Всероссийской олимпиады школьников по иностранному языку в контексте интеграционных процессов в российском образовании // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. № 3. С. 250-256.

13. Наумов А. С. Итоги международной олимпиады по географии 2012 г. // География в школе. 2013. № 2. С. 36-39.

14. Шукшина Т. И., Савинова Н. А. Педагогическая олимпиада как условие формирования профессиональных компетенций будущих учителей // Высшее образование сегодня. 2013. № 8. С. 49-53.

15. Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rosolymp.ru/, свободный.

16. Портал Российского совета олимпиад школьников. [Электронный ресурс] — Режим доступа: httpV/миролимпиад.рф, свободный.

Т. В. Губернская, А. Ю. Пентина

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЗОН АГНОНИМИИ В ЛЕКСИКОНЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

На базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена ежегодно проводятся различные олимпиады по русскому языку: Заключительный этап Всероссийской олимпиады (2013), олимпиады по русскому языку для школьников Санкт-Петербурга, общеуниверситетские (Герценовские) олимпиады по русскому языку и культуре речи среди студентов, Региональные студенческие олимпиады по русскому языку, проводящиеся под эгидой Комитета по науке и высшей школы Правительства Санкт-Петербурга (подробнее об этом см., например, в статьях Т. В. Губернской и А. В. Швец [1, 2, 3, 4]. Анализ олимпиадных работ позволяет получить интереснейший материал для анализа языковой личности современного школьника и студента.

Одной из центральных проблем, рассматриваемых и анализируемых во многих работах последнего десятилетия [5, 6, 7, 8], является проблема снижения культурного уровня и оскудение словаря молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.