Научная статья на тему 'Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний талантливой молодежи'

Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний талантливой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1472
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ (ВСО) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / КОНКУРСЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ / PROFESSIONAL COMPETITIONS / CONTESTS / TOURNAMENTS / РАБОТОДАТЕЛЬ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ / COMPETITIONS / CONTESTS / INTELLIGENCE COMPETITIONS / CONTESTS / MOTIVATION / INCENTIVES / ALL-RUSSIA STUDENT COMPETITIONS / EDUCATIONAL INSTITUTION / STUDENTS / EMPLOYER / OUTSTANDING CAPABILITIES / LABOUT MARKET / NEW TALENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Миронов Владимир Витальевич, Илюхина Галина Ивановна

В статье рассмотрены нормативно-правовые документы по организации и проведению всероссийских студенческих олимпиад, определены направления их совершенствования с учетом приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики, потребностей работодателей. Предложены мероприятия по стимулированию развития олимпиадного движения в системе высшего образования Российской Федерации; проведения конкурсов, интеллектуальных соревнований, профессиональных состязаний с учетом их интеграции с олимпиадами школьников; образовательных организаций, ответственных за проведение олимпиады; студентов, проявляющих выдающиеся способности в период освоения соответствующей образовательной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Миронов Владимир Витальевич, Илюхина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-RUSSIA STUDENT COMPETITIONS AS INTELLECTUAL, CREATIVE AND PROFESSIONAL CONTEST-FIELD FOR NEW TALENT

The article deals with the statutes and regulations concerning organization of and conducting all-Russia student competitions. The authors consider the prioritized directions of modernization and technological development of Russian economy and the labour market requirements, identifying the guidelines for improving the legal base and proposing incentive measures, such as (1) promoting student competitions in the framework of Russian higher education, (2) conducting contests, intellectual competitions and professional tournaments, integrating these with high-school pupils competitions, (3) selecting host educational institutions for competitions, (4) in-class identification of capable students.

Текст научной работы на тему «Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний талантливой молодежи»

СОЦИАЛЬНАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

УДК 316 DOI 10.12737/2667

ВСЕРОССИЙСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ КАК ФОРМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОСТЯЗАНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ

Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, проректор, заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected], ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация,

Миронов Владимир Витальевич, доктор технических наук, профессор, советник отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, Москва, Российская Федерация,

Илюхина Галина Ивановна, начальник УМЦУМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected], ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрены нормативно-правовые документы по организации и проведению всероссийских студенческих олимпиад, определены направления их совершенствования с учетом приоритетных направлений модернизации и технологического развития российской экономики, потребностей работодателей. Предложены мероприятия по стимулированию развития олимпиадного движения в системе высшего образования Российской Федерации; проведения конкурсов, интеллектуальных соревнований, профессиональных состязаний с учетом их интеграции с олимпиадами школьников; образовательных организаций, ответственных за проведение олимпиады; студентов, проявляющих выдающиеся способности в период освоения соответствующей образовательной программы

Ключевые слова: Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО), образовательная организация, студенты, конкурсы, интеллектуальные соревнования, профессиональные состязания, работодатель, стимулирование, талантливая молодежь, выдающиеся способности

В Российской Федерации ежегодно проводится более трехсот различных международных, всероссийских и региональных интеллектуальных состязаний, таких как традиционные теоретические и практические олимпиады, творческие конкурсы, конкурсы проектов и научных работ, конкурсы конструкторскотехнического инженерного моделирования, конкурсы профессионального мастерства, деловые и симуляционные игры и их сочетания в различных формациях, что в совокупности является неотъемлемой составляющей общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Основная их часть — это Всероссийская студенческая олимпиада образовательных организаций высшего образования (далее — Всероссийская студенческая

олимпиада), которая проводится ежегодно Минобрнауки России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 3251 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. № 3111 2.

Основные цели Всероссийской студенческой олимпиады заключаются в привлечении талантливой молодежи к исследованиям по перспективным научным направлениям, формировании кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей экономики, определении соответствия качества профессионального образования актуальным и перспективным

1 Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи».

2 Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи».

19

СОЦИАЛЬНАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Таблица 1

Число олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО по федеральным округам РФ

в динамике (2006—2013 гг.)

Федеральный округ РФ (ФО РФ) 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Число олимпиад

1 Приволжский ФО РФ 31 43 31 21 26 28 25 20 225

2 Сибирский ФО РФ 32 31 25 19 26 24 23 29 209

3 Центральный ФО РФ 24 26 16 20 23 24 21 24 178

4 Уральский ФО РФ 9 20 17 13 17 18 15 13 122

5 Северо-Западный ФО РФ 15 14 10 7 8 10 9 3 76

6 Дальневосточый ФО РФ 17 13 7 7 9 8 10 4 75

7 Южный ФО РФ 3 4 2 7 5 5 4 2 32

8 Северо-Кавказский ФО РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0

ИТОГО 131 151 108 94 114 117 107 95 917

потребностям науки и производства, создании условий для самореализации талантливой молодежи как личности в современном обществе, стимулировании ее творческого роста и интереса к профессиональной деятельности.

Всероссийская студенческая олимпиада проводится ежегодно начиная с 2006 г. в среднем по 110 направлениям в три этапа: вузовский, региональный и заключительный всероссийский, и охватывает все образовательные организации высшего образования Российской Федерации. Число олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО по федеральным округам Российской Федерации в динамике 2006—2013 гг. в системе ранжирования от наивысшего значения к наименьшему представлено в табл. 1 [5].

По данным табл. 1 можно отметить, что большинство олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО за анализируемый период проводились на базе образовательных организаций Приволжского федерального округа РФ (225 олимпиад), затем Сибирского федерального округа (209 олимпиад) и только третье место, по числу проводимых олимпиад, занимает Центральный федеральный округ (178 олимпиад). Важно отметить, что в вузах Северо-Кавказского федерального округа РФ олимпиады всероссийского (третьего) этапа ВСО за рассматриваемый период не проводились.

В 2012—2013 учебном году координаторами олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО определено 47 базовых вузов, из них 2 — федеральных университета, 6 — национальных исследовательских университетов. Количество участников заключительного этапа составило 3 037 человек. Количество победителей — 95,

призеров — 190 человек. Победителям и призерам каждой олимпиады присуждаются премии, состоящие из диплома и денежной части (60 и 30 тыс. рублей соответственно), что является определенным стимулом для участия студентов в данных мероприятиях. Приказы Минобрнауки России о присуждении премий размещаются на официальном интернет-портале Всероссийской студенческой олимпиады.

Координацию работ, сбор и подготовку документов на победителей и призеров и информационное сопровождение Всероссийской студенческой олимпиады осуществляет Российский государственный университет туризма и сервиса в рамках государственного задания от Минобрнауки России. Ежегодно формируется Центральная рабочая группа Всероссийской студенческой олимпиады из представителей ведущих вузов, объединений работодателей и профильных Департаментов Минобрнауки России. Так, в 2013 г. в ее состав вошли представители Российского союза промышленников и предпринимателей, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, Дальневосточного федерального университета, Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта, Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики и других образовательных организаций.

Центральная рабочая группа, действуя на принципах открытости и коллегиальности, отбирает на конкурсной основе направления олимпиад и базовые образовательные организа-

20

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных, творческих...

ции высшего образования, ответственные за организацию и проведение заключительного этапа ВСО и направляет их перечень в Минобрнауки России на утверждение. Учебно-методические объединения вузов и научно-методические советы по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) (дисциплинам) проводят экспертизу олимпиадных заданий и при положительном заключении согласовывают заявку образовательной организации на проведение заключительного этапа ВСО.

Структура и критерии оценки конкурсных заданий определяются регламентом проведения Всероссийской студенческой олимпиады, утвержденным Минобрнауки России. К формированию тематики конкурсных олимпиадных заданий, к участию в конкурсных комиссиях и награждению победителей и призеров привлечены такие крупные организации-работодатели, как Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Роснано», ОАО «Сбербанк России», ОАО «ЛУКОЙЛ», Компания «АСКОН» и др.

В рамках Всероссийской студенческой олимпиады работодатели проводят профориентационную работу среди студентов, проявляющих выдающиеся способности, устанавливают дополнительные номинации интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний для стимулирования и выявления талантливой молодежи.

В информационно-коммуникационной сети Интернет создан сайт «Всероссийская студенческая олимпиада», на котором размещена нормативно-правовая и организационно-методическая информация, проводится он-лайн регистрация всех участников заключительного этапа Всероссийской студенческой олимпиады.

Финансирование организации и проведения студенческих олимпиад и конкурсов осуществляется из средств образовательных организаций, а также на условиях социально-партнерского взаимодействия, возможно дополнительное финансирование из средств работодателей. Расходы включают затраты на организацию и проведение мероприятий олимпиады, приобретение призов и подарков участникам олимпиады, питание, проведение экскурсий и других общекультурных мероприятий.

Ежегодно с 2009 г. Минобрнауки России финансирует организацию и проведение всероссийских студенческих олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ в рамках

реализации мероприятия 2.2 «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных олимпиад и конкурсов» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.3 В период с 2009 по 2013 гг. привлечено до 65 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей к участию в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки, техники, технологий, что позволило выявить таланты и способности широкого круга студентов, аспирантов и молодых исследователей к научной деятельности.

Во исполнение протокольного поручения Минобрнауки России4 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» разработал концепцию развития Всероссийской студенческой олимпиады (далее — Концепция), согласно которой до 90% от числа направлений олимпиад будет соответствовать:

• приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р;

• инженерно-техническим направлениям подготовки (специальностям).

Важным направлением совершенствования работы с талантливой молодежью является обеспечение преемственности школьных и студенческих олимпиад как инструмента становления «банка» талантливой молодежи, формирование среды для развития талантов и профессиональной ориентации, привлечение работодателей к выбору направления олимпиады, интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний. С этой целью студенческие олимпиады планируется разделить по видам и источникам финансового обеспечения:

• предметные (до 5% от общего количества олимпиад) — являются логическим продолжением Всероссийской олимпиады школьников, участниками которых являются студенты 1—2 курса программ бакалавриата и специалитета. Олимпиады нацелены

3 Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.

4 Климов А.А. Протокол совещания от 14 июня 2013 г. № АК-91/05пр.

21

СОЦИАЛЬНАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

на подготовку и отбор претендентов на продолжение обучения на следующем уровне;

• конкурсы научно-исследовательских работ (до 5% от общего количества олимпиад), участниками являются студенты старших курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры. Олимпиады нацелены на подготовку и отбор претендентов на продолжение обучения в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

• профессиональные состязания (интеллектуальные, творческие, профессиональные соревнования) (не менее 90% от общего количества олимпиад) — студенты, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, специалитета и магистратуры, которые нацелены на подготовку и отбор претендентов на замещение вакантных должностей организаций — социальных партнеров вузов-организаторов олимпиад. Профессиональные состязания могут проводиться между командами вузов, при условии установления четких критериев определения вклада каждого участника. Количественное соотношение видов олимпиад установлено в соответствии с распределением выпускников вузов по каналам занятости, которое, по результатам мониторинга Минобрнауки России, показало, что ежегодно от 6 до 8% выпускников, освоивших программы бакалавриата и специалитета, продолжают обучение в магистратуре и аспирантуре.

Согласно Концепции для обеспечения организационно-методического отбора направлений ВСО в 2014 г. будут задействованы: экспертные комиссии для предметных олимпиад и конкурсов научно-исследовательских работ; объединения работодателей и крупные корпорации для интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний.

В целях стимулирования образовательных организаций высшего образования к развитию студенческих олимпиад, конкурсов, интеллектуальных соревнований студентов, а также привлечения работодателей к организации, проведению, экспертной деятельности и сопровождению вузовских олимпиад, конкурсов, интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний студентов, проявляющих выдающиеся способности, Минобрнауки России совместно с Российским союзом ректоров приняли ряд мер, обсужденных в ходе

проведенных совещаний руководителей профильных департаментов Минобрнауки России с представителями Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России (Я.И. Кузьминов), Российского союза ректоров (О.В. Каширина), ведущих вузов (В.Н. Васильев, В.А. Кокшаров и др.) (А.А. Климов, протоколы совещаний от 14 июня 2013 г. № АК-91/05пр, от 17 июля 2013 г. № АК-87/05пр).

В развитие механизмов финансового стимулирования образовательных организаций к выявлению талантов и способностей к научной деятельности обеспечено функционирование и актуализация сайта «Всероссийская студенческая олимпиада» для организационного и информационного взаимодействия участников олимпиад — вузов, экспертных комиссий, работодателей и их объединений, студентов.

Подготовлены данные на победителей и призеров ВСО для внесения в государственную автоматизированную систему оценки качества образования (ГАС ОКО), концепция которой разработана Рособрнадзором во исполнение Плана мероприятий по совершенствованию порядка проведения единого государственного экзамена, на 2011—2013 гг. утвержденного Президентом Российской Федерации от 10 апреля 2011 г. № Пр-941, что позволит учитывать портфолио студента на этапах обучения на следующем уровне высшего образования.

Подготовлен приказ Минобрнауки России «О победителях и призерах Всероссийской студенческой олимпиады 2013 г.», содержащий данные на победителей, призеров и их руководителей, что позволит повысить престиж участия студентов в олимпиаде и работе профессорско-преподавательского состава образовательных организаций по их подготовке.

Разработан и проходит согласование в профильных департаментах Минобрнауки России проект внесения изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам магистратуры и подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в части учета индивидуальных достижений талантливой молодежи в качестве преимущества для поступления, при прочих равных условиях.

Предложен ряд мер по совершенствованию организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад (в том числе в форме интеллектуальных, творческих и профессиональных

22 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Всероссийские студенческие олимпиады как форма интеллектуальных, творческих...

состязаний по выявлению талантливой молодежи) в системе высшего образования. Перечислим основные мероприятия:

• преобразовать систему организации и проведения всероссийских студенческих олимпиад, интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний, заменив дисциплинарный подход на инвестиционно привлекательные для российской экономики и работодателей инновационные проекты и мероприятия;

• план проведения всероссийских студенческих олимпиад формировать в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики5;

• осуществлять оперативное распространение информации о ходе организации и проведении всероссийских студенческих олимпиад на общедоступном интернет-сайте «Всероссийская студенческая олимпиада»: http://vso-mon.ru, а также с использованием журналов, телепрограмм, интернет-ресурсов образовательных организаций;

• применение сетевой формы межвузовского взаимодействия и размещения информации при организации и проведении первого и второго этапов всероссийских студенческих олимпиад, интеллектуальных, творческих и других профессиональных состязаний;

• формирование на общедоступном интернет-сайте «Всероссийская студенческая олимпиада» реестра: Всероссийских студенческих олимпиад; участников ВСО; призеров ВСО; победителей ВСО; предложений (инновационных проектов) наиболее талантливой молодежи, их продвижения и реализации в российской экономике в течение всей жизни.

• задания по олимпиадам в соответствии с названием должны содержать: теоретические задания; практико-ориентированные задания; инновационные предложения (инновационные проекты).

Предложены меры по стимулированию образовательных организаций к развитию студенче-

5 Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 1944-р.

ских олимпиад, интеллектуальных, творческих и других профессиональных состязаний по выявлению творческих способностей талантливой молодежи учетом их интеграции с системой других олимпиад:

• ввести дополнительно показатели мониторинга деятельности вуза: число ВСО, проведенных на базе образовательной организации; число иных мероприятий по выявлению талантливых детей и молодежи, проведенных на базе образовательной организации; число студентов образовательной организации, участвующих в ВСО на базе другой образовательной организации; число студентов образовательной организации, участвующих в иных мероприятиях по выявлению талантливых детей и молодежи, проведенных на базе другой образовательной организации;

• предусмотреть стимулирование преподавателей образовательных организаций, на базе которых проводится олимпиада, в целях их заинтересованности в проведении ВСО. Предложены меры по стимулированию студентов к участию в вузовских олимпиадах, интеллектуальных, творческих и других профессиональных состязаниях по выявлению творческих способностей талантливой молодежи:

• ввести систему льгот для победителей и призеров ВСО, проекты которых используются в научной и практической деятельности, для поступления в магистратуру и аспирантуру;

• ввести систему мониторинга, оценки, учета и признания результатов каждого участника в олимпиадах, интеллектуальных, творческих и других профессиональных состязаниях по выявлению творческих способностей талантливой молодежи, продвижения их научных достижений в течение жизни;

• создать систему портфолио каждого участника олимпиад, интеллектуальных, творческих и других профессиональных состязаниях по выявлению творческих способностей талантливой молодежи и признания их достижений как результат освоения образовательной программы. Предложены меры привлечения работодателей к экспертной деятельности при проведении олимпиад, интеллектуальных, творческих и других профессиональных состязаний по выявлению творческих способностей талантливой молодежи. Перечислим основные:

23

СОЦИАЛЬНАЯ И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

• привлечение на условиях социального партнерства представителей работодателей: к разработке заданий ВСО; работе в составе комиссий и жюри; оценке выполнения заданий олимпиады и сформированности компетенций; продвижению целевых номинаций, тематических заданий, мастерклассов и т. п.;

• использовать материальную базу представителей работодателей для выполнения практических заданий; демонстрации усвоенных компетенций, практических навыков, умений, владений; содействовать продвижению актуальных для работодателей студенческих инновационных проектов в сферу российской экономики. Предложены основные подходы к разработке системы грантовой поддержки талантливых студентов, проявляющих выдающиеся способности:

• развитие механизмов и стимулов, создание благоприятных условий для проявления талантов и способностей студентов к научной, исследовательской, профессиональной деятельности.

• привлечение на основе конкурсного отбора студентов к выполнению актуальных для российской экономики и заинтересованных работодателей исследований в форме гранта, научно-исследовательской работы, инновационных проектов. Предложенные меры позволяют существенно развить систему интеллектуальных, творческих и профессиональных состязаний студенческой молодежи и увеличить число студентов, участвующих в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники с 12,4 тыс. человек в 2013 г. до 15 тыс. человек в 2014 г.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Егорова А.Б. Роль Всероссийских студенческих олимпиад в адаптации обучающихся к профессиональной деятельности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. № 2, 2013. С. 3-9.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации иКЬ:Шр://минобрнау-ки.рф (дата обращения: 25.06.2013).

3. Официальный сайт Всероссийской студенческой олимпиады (ВСО) Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО): https://vso-mon.ru (дата обращения: 25.11.2013).

ALL-RUSSIA STUDENT COMPETITIONS AS INTELLECTUAL, CREATIVE AND PROFESSIONAL CONTEST-FIELD FOR NEW TALENT

Anan’eva Tat’iana Nikolaevna, Doctor of Social Sciences, Professor, Pro-Rector, Deputy Head of the Education in Service and Tourism Board, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,

Mironov Vladimir Vital’evish, Doctor of Engineering, Professor, Advisor to the Department of the State Higher Education Policy, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation,

Iliukhina Galina Ivanovna, Head of the Education Centre, the Education in Service and Tourism Board, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article deals with the statutes and regulations concerning organization of and conducting all-Russia student competitions. The authors consider the prioritized directions of modernization and technological development of Russian economy and the labour market requirements, identifying the guidelines for improving the legal base and proposing incentive measures, such as (1) promoting student competitions in the framework of Russian higher education, (2) conducting contests, intellectual competitions and professional tournaments, integrating these with high-school pupils competitions, (3) selecting host educational institutions for competitions, (4) in-class identification of capable students.

24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2014 / №1

Переход России к информационному обществу и молодежная политика

Keywords: All-Russia student competitions, educational institution, students, competitions / contests, intelligence competitions / contests, professional competitions / contests / tournaments, employer, labout market, motivation / incentives, new talent, outstanding capabilities

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Anan’eva, T.N., Iliukhina, G.I., Egorova, A.B. Rol’. Vserossiiskikh studencheskikh olimpiad v adaptatsii obuchaiushchikhsia k professional’noi deiatel’nosti [The role of all-Russia student competitions for professional adaptation]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of The Association of the Institutes of Tourism and Service]. 2013. № 2. pp. 3—9

2. Official website ofthe Ministry of Education and Science of the Russian Federation. URL:http://минобрнауки.рф/ (Accessed on June, 25, 2013)

3. Official website ofthe All-Russia Student Competition: URL: https://vso-mon.ru (Accessed on November, 25, 2013).

УДК 37.014 DOI 10.12737/2668

I ПЕРЕХОД РОССИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ I И МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Гусев Алексей Владимирович, кандидат исторических наук, докторант, [email protected], Московский государственный областной университет (МГОУ), Российская Федерация

В статье рассматриваются вопросы развития информационного общества в России. В Концепции государственной информационной политики Российской Федерации утверждается, что государственную информационную политику следует рассматривать через призму перехода России к информационному обществу. В этом плане приоритетные направления и задачи государственной информационной политики выступают как актуальные проблемы построения в нашей стране информационного общества. В Концепции выделяются три класса этих проблем: 1) проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему; 2) проблемы взаимодействия России в построении своей стратегии перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами; 3) проблемы, связанные с созданием социально-экономических и социально-культурных предпосылок перехода России к информационному обществу. К теме информационной политики в отношении молодежи ближе всего выделенный в Концепции третий класс проблем перехода России к информационному обществу. Как отмечено в Концепции, успешность продвижения к информационному обществу находится в прямой зависимости от информационной подготовки общества.

По итогам анализа документов и литературы, в которых отражены этапы становления концепции государственной молодежной политики в России, выявлено место информационной политики в системе государственной молодежной политики и ее новые черты в условиях глобализации и становления информационного общества. Показано, что информационная локализация в среде российской молодежи закреплена двумя основными источниками. Первый — объективные условия образа жизни, которые в стране с огромной дифференциацией регионов формируют разные тезаурусы в молодежной среде. Второй источник локализации — упрочение сетевых сообществ, позволяющих информационные потребности удовлетворять в автономном от государства и других структур социальной организации режиме.

Ключевые слова: информационное общество, молодежная политика, источники информационной локализации

Сегодня очевидно, что Россия приближается к новой эпохе, ведущие черты которой будет определять информационное общество. Кон-

цепция государственной информационной политики Российской Федерации, одобренной на заседании Комитета Государственной

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.