ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
profession of a psychologist. The model of the influence of the «I»-concept in a permanent process of professional self-determination of psychology students is offered.
Keywords: professional self-determination, the preferred type of activity, primary and secondary selfdetermination, permanent process of self-determination in the profession, self-assertion in the profession, «I»-concept of personality
References
1. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie [The development of self-concept and education.] Moscow: Progress [Progress Publishers], 1986. 422 p.
2. Gurevich K.M. Differencial’naja psihologija i psihodiagnostika. Izbrannye trudy. SPb.: Piter, 2008. 336 p.
3. Klimov E.A. Razvivajushhijsja chelovek v mire professij. [People in the developing world professions] Obninsk: Izd-vo «Printer» [Obninsk Publishing House of the «Printer»] 1993. 57 p.
4. Mjasishhev V.N. Lichnost’ i nevrozy. [Personality and neuroses] Leningrad, Leningrad State University, 1960. 426 p.
5. Psihologija i pedagogika [Psychology and Pedagogy] / Pod obshh. red. [edited by] V.A. Slastenin, V.P. Kashirin. M.: Izdatel’stvo Jurajt, [Publishing house Yurayt], Moscow, 2013. 609 p.
6. Rumjanceva T.V. Psihologicheskoe konsul’tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare [Psychological counseling: diagnosis in the couple]. Rech’, St. Petersburg: 2006. 176 p.
7. Holland J.L. Making vocational choices: A theory ofcareers // Englewood Cliffs, N. J., 1973. 320 p.
УДК 316 DOI 10.12737/1836
I ВСЕРОССИСКАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА КАК МЕХАНИЗМ I ВЫЯВЛЕНИЯ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, проректор, заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected], Илюхина Галина Ивановна, начальник УМЦУМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected],
Варламова Анна Викторовна, аспирантка кафедры философии и социально-гуманитарных знаний, а[email protected],
Кобелева Ольга Викторовна, Ученый секретарь Ученого совета, кандидат психологических наук, доцент, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В статье рассмотрены приоритеты национального проекта «Образование», где основным направлением является развитие и совершенствование условий для выявления и поддержки талантливой молодежи. Приведены основополагающие регламенты организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад (ВСО) в Российской Федерации. Представлен анализ и обоснование мероприятий второго и третьего этапов ВСО, проведенных на базе высших учебных заведений в период с 2006 по 2013 год. Предложены направления по совершенствованию организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад.
Ключевые слова: Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО), молодежь, талантливая молодежь, механизм выявления и поддержки талантливой молодежи, направления по совершенствованию организации и проведения ВСО
Приоритетным направлением российского образования в последние годы стало развитие и совершенствование условий для выявления
и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи. Логическим продолжением многолетней работы в рамках федеральной целевой
56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4
Всероссиская студенческая олимпиада как механизм выявления талантливой молодежи
программы «Дети России» с 2006 года является направление «Государственная поддержка талантливой молодежи» приоритетного национального проекта «Образование». В этих условиях государственная молодежная политика как внутренняя политика государства по регулированию отношений государства и молодежи одобрена Концепцией государственной молодежной политики в Российской Федерации1. Деятельность по организации и проведению Всероссийских студенческих олимпиад в Российской Федерации осуществляется на основании Указов Президента РФ о государственной поддержке талантливой молодежи2 и о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки3.
Согласно определению словаря В. И. Даля, талант понимается как «природный дар, дарование человека и (или) способность к чему-либо». При этом необходимо отметить, что каждый человек талантлив, но насколько он сможет развить свой талант, добиться успехов, во многом зависит от того, насколько актуален его талант для российской экономики, как он будет развиваться в перспективе и с учетом этого получит ли он поддержку и применение со стороны государства. В этой связи весьма насущным является развитие процессов эффективной реализации механизмов студенческих олимпиад с целью совершенствования учебного процесса и достижения следующих задач:
• развитие масштабов национального студенческого олимпиадного движения;
• повышение качества подготовки специалистов в соответствии с приоритетными направлениями российского образования и экономики;
• стимулирование интереса студентов к проявлению талантов;
• выявление одаренной молодежи в избранной сфере профессиональной деятельности;
• формирование и развитие компетенций обучающихся для исследовательской, административной, производственной, предпри-
1 Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации одобрена на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. №4).
2 Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» от 6 апреля
2006 г. №325.
3 Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года.
нимательской и иной деятельности с учетом
его индивидуальных потребностей.
Одновременно поставленные задачи способствуют удовлетворению спроса рынка труда и работодателей в конкурентоспособных высокопрофессиональных специалистах. В связи с изложенным, весьма актуальной является задача развития механизмов организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад на основе нормативных и правовых документов и передового опыта студенческого олимпиадного движения и выявления талантливой молодежи.
Молодежь в современных условиях развития студенческого молодежного движения выполняет особую миссию сохранения и приумножения национально-государственных интересов своей страны, исторического и культурного наследия, что в целом способствует процветанию и благосостоянию российского государства, общества, отечества. Поддержка молодежи, создание условий для проявления и развития их таланта — это одна из эффективных форм инвестиций в развитие стратегических ресурсов и национального потенциала государства.
Молодежь во все времена привлекала внимание ученых, исследователей. Особое внимание к данной группе определяется, во-первых, ее особой ролью в общественном воспроизводстве и обновлении социальной структуры, во-вторых, постоянно изменяющимися процессами в молодежной среде, в-третьих, изменениями, происходящими в современном мире, которые в первую очередь затрагивают коренные интересы молодежи. В соответствии с видом деятельности и возрастом выделяют следующие категории молодежи: школьник, студент, работающий, безработный, житель городского или сельского поселения и т. д. Согласно определению, которое предлагают российские социологи Ю.А. Зубок и В.И. Чу-пров, «молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, обусловленная возрастными параметрами и особенностями социального положения, спецификой интересов и ценностей, их ролью, местом и функциями в воспроизводстве социальной структуры общества [6, с. 45—46].
Единой точки зрения на вопрос о возрастных категориях молодежи в научном сообществе до настоящего времени нет. Большинство ученых отмечают нижние возрастные категории в диапазоне от 13 до 16 лет. Верхние воз-
57
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
растные категории, в связи с происходящим сближением российской социологии с общемировой, ограничивают в пределах 26 лет, то есть периодом, до которого распространяется большинство льгот. Тем не менее, большинство исследователей выделяют диапазон от 26 до 29 лет.
Число молодежи в возрастных границах от 15 до 29 лет, по данным Росстата, в 2012 году составило 22% от общей численности населения, при этом в 2009 году доля молодых людей составляла 30%. Таким образом, в последние годы происходит сокращение численности молодежи. Такая же тенденция наметилась и в студенческой среде. С 1990-х годов по 2008 год в стране происходило увеличение числа студентов, достигнув максимума в 2008 году — 7,5 млн человек [3]. С 2009 года в связи с демографическим спадом наблюдается спад студентов. Сегодня в российских вузах обучается 6,3 млн студентов, из них более 50% — по очной форме обучения [4].
Современная российская экономика все больше нуждается в высококвалифицированных кадрах, владеющих знаниями и способных к творчеству и инновациям, поэтому необходимо не только создавать новые формы работы с талантливой молодежью, но и совершенствовать механизмы по выявлению и стимулированию талантов. Еще М.В. Ломоносов отмечал важность и необходимость поощрения талантливых студентов, которые активно занимаются научно-исследовательской работой и проявляют активность на научной стезе и в творчестве. В Советском Союзе и в Российской Федерации накоплен богатый опыт по работе с талантливой молодежью, который успешно применяется и сегодня, и не только в нашей стране, но и во всем мире. Россия была одним из первых государств, где были созданы специализированные учебно-научные центры для развития и совершенствования талантливой молодежи, выпускники которых входят в интеллектуальную элиту страны.
В настоящее время в Российской Федерации широко применяется организационно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение поддержки талантливой молодежи, где одним из механизмов являются Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО). Приказом Рособрнауки утверждены Правила присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и Порядок выплаты указанных
премий РФ4. Основными регламентами установлено, что премии присуждаются гражданам РФ в возрасте от 14 до 25 лет включительно5. Победителям и призерам олимпиад и иных конкурсных мероприятий выплачиваются премии в установленном порядке. При этом важно учитывать, что каждая премия присуждается и выплачивается победителю и (или) призеру персонально по конкретной олимпиаде или конкурсному мероприятию в тот год, когда они проводятся в соответствии с приказом Минобрнауки России. Организатором Всероссийских студенческих олимпиад является Министерство образования и науки РФ. На основе постановления Правительства РФ о премиях для поддержки талантливой молодежи6 *, победители и призеры ВСО награждаются премиями из средств федерального бюджета.
В целом всероссийские студенческие олимпиады в Российской Федерации направлены на повышение профессиональных качеств будущих специалистов и проводятся как соревнование студентов в творческом применении знаний, умений, навыков, компетенций, усвоенных по изучаемым дисциплинам, направлениям подготовки, специальностям. Всероссийские студенческие олимпиады в системе высшего профессионального образования проходят в три этапа:
• первый этап — внутривузовский — проводится высшим учебным заведением среди студентов, обучающихся в данном вузе;
• второй этап — региональный — проводится составами ректоров вузов, которые назначают образовательные учреждения высшего профессионального образования, на базе которых проводится второй этап олимпиады;
• третий этап — всероссийский — проводится Министерством образования и науки Российской Федерации в очной форме. Цель ВСО — выявление качества профессиональной подготовки специалистов, совершенствование их мастерства, закрепление и углубление знаний и умений, навыков, компетенций, усвоенных в процессе обучения, стимулирование творческого роста талантли-
4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2008 года № 74 «Об утверждении Правил присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий».
5 Возраст победителей и призеров олимпиад и иных конкурсных мероприятий определяется на момент даты проведения конкурсного мероприятия.
6 Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 года
№311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи».
58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4
Всероссиская студенческая олимпиада как механизм выявления талантливой молодежи
0 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Рис.1. Динамика проведения мероприятий второго и третьего этапов ВСО с 2006по 2013 годы
вой молодежи, обеспечение академической мобильности обучающихся. В основе достижения цели ВСО предусматривается повышение интереса студентов к избранной профессиональной деятельности, выявление одаренной молодежи на основе оценки уровня их профессионального мастерства и компетенций, которые в дальнейшем будут активно реализованы в избранной сфере деятельности.
Основными задачами ВСО являются:
• повышение интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности и ее социальной значимости, анализу и проектированию своей образовательной траектории;
• расширение спектра компетенций в рамках осваиваемой образовательной программы, развитие навыков самостоятельной работы, творческого мышления;
• контроль и оценка подготовленности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной и трудовой деятельности;
• выявление талантливой молодёжи и их способностей к системному действию в профессиональной сфере.
Создан интернет-сайт «Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО)» (https://vso-mon.ru), число посетителей которого постоянно возрастает.
В заключительном всероссийском (третьем) этапе ВСО в 2013 году в 95 олимпиадах в системе высшего профессионального образования приняли участие более трех тысяч студентов. В целом за период с 2006 по 2013 год проведено 1 352 конкурсных мероприятий второго и третьего этапов ВСО7. Как видно из диаграммы (рис. 1), большинство проводимых мероприятия ВСО (второго и третьего этапа) приходятся на 2007 год. В 2012—2013 годах число мероприятий резко снизилось, так как с 2012 года к основным мероприятиям ВСО отнесены только олимпиады заключительного всероссийского (третьего) этапа.
Что касается динамики победителей и призеров конкурсных мероприятий второго и третьего этапов ВСО с 2006 по 2013 годы,
7 Данные отчетов о проведении олимпиад в системе высшего профессионального образования за 2006—2013 годы. Представлены Российским государственным университетом туризма и сервиса — участником рабочей группы ВСО.
как видно из диаграммы (рис. 2)8 *, большинство призеров и победителей пришлось на 2007 год, затем наблюдается тенденция к их снижению в силу причин, обоснованных при аналитической оценке динамики проведения мероприятий второго и третьего этапов ВСО (рис. 1).
Детализированно динамика победителей и призеров конкурсных мероприятий второго и третьего этапов ВСО с 2006 по 2013 год представлена на рисунке 3, где наглядно видно, что больше всего призеров и победителей было в 2007 году.
Всего за период с 2006 по 2013 годы было 2751 студента-призера и победителей Всероссийских студенческих олимпиад, в том числе 917 студентов — победителей, 1834 студента — призера.
Интерес представляет аналитическая оценка олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО по федеральным округам РФ (осуществлена по данным отчетов о проведении олимпиад в системе высшего профессионального образования за 2006—2013 годы, представленных Российским государственным университетом туризма и сервиса — участником рабочей группы ВСО), ранжирование результатов которой по принципу от наивысшего к наименьшему в динамике за период 2006—2013 годы представлено в табл. 1.
Большинство олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО за анализируемый период проводились на базе вузов Приволжского федерального округа РФ (225 олимпиад), затем Сибирского федерального округа (209 олимпиад) и только третье место по числу проводимых олимпиад занимает Центральный федеральный округ (178 олимпиад). Отрицательным параметром данного анализа отмечается, что в вузах Северо-Кавказского федерального округа РФ
8 Данные отчетов о проведении олимпиад в системе выс-
шего профессионального образования за 2006—2013 годы. Представлены Российским государственным университетом туризма и сервиса-участником рабочей группы ВСО.
59
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
500
450
400
350
300
250
200
150
100
50
0
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Рис. 2. Динамика победителей и призеров Всероссийских студенческих олимпиад с 2006по 2013 год
| | третий этап
год год год год год год год год
Рис. 3. Динамика количества победителей и призеров второго и третьего этапа ВСО с 2006по 2013 год
второй этап
олимпиады всероссийского (третьего) этапа ВСО за анализируемый период не проводились.
Сравнивая число олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО, проведенных с 2006 по 2013 год (рис. 4)9, из диаграммы видно, что число олимпиад, проведенных на базе вузов г. Москвы, значительно превышает число олимпиад, проведенных на базе вузов г. Санкт-Петербурга.
9 Данные отчетов о проведении олимпиад в системе высшего профессионального образования за 2006—2013 годы. Представлены Российским государственным университетом туризма и сервиса — участником рабочей группы ВСО.
Интерес представляет анализ олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО по укрупненным группам направлений подготовки (специальностей) в образовании (УГО) в системе ВПО в динамике за период 2006— 2013 годов, проведенный на примере таблицы 210.
Как видно из проведенного анализа и ранжирования олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО по принципу от наивысшего значения (151 олимпиада) к наименьшему (3 олимпиады) за восемь лет, в динамике за период 2006—2013 годов наблюдается тенденция снижения числа олимпиад по следующим УГО. 080000 «Экономика и управление» — 151 олимпиада; 030000 «Гуманитарные науки» — 91 олимпиада; 020000 «Естественные науки» — 88 олимпиад; 010000 Физикоматематические науки — 86 олимпиад; 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых — 49 олимпиад; 270000 Строительство и архитектура — 41 олимпиада; 050000 Образование и педагогика — 41 олимпиада; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка — 36 олимпиад; 230000 Информатика и вычислительная техника — 36 олимпиад; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника — 34 олимпиады; 200000 Приборостроение и оптотехника — 30 олимпиад; 040000 Социальные науки — 28 олимпиад; 240000 Химиче-
10 Данные отчетов о проведении олимпиад в системе высшего профессионального образования за 2006—2013 годы. Представлены Российским государственным университетом туризма и сервиса — участником рабочей группы ВСО.
Таблица 1
Число олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО по федеральным округам РФ в динамике
за период 2006—2013 годы
Федеральный округ РФ (ФО РФ) 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Число олимп.
1 Приволжский ФО РФ 31 43 31 21 26 28 25 20 225
2 Сибирский ФО РФ 32 31 25 19 26 24 23 29 209
3 Центральный ФО РФ 24 26 16 20 23 24 21 24 178
4 Уральский ФО РФ 9 20 17 13 17 18 15 13 122
5 Северо-Западный ФО РФ 15 14 10 7 8 10 9 3 76
6 Дальневосточый ФО РФ 17 13 7 7 9 8 10 4 75
7 Южный ФО РФ 3 4 2 7 5 5 4 2 32
8 Северо-Кавказский ФО РФ 0 0 0 0 0 0 0 0 0
ИТОГО 131 151 108 94 114 117 107 95 917
60
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4
Всероссиская студенческая олимпиада как механизм выявления талантливой молодежи
Таблица 2
Динамика олимпиад второго и третьего этапа ВСО по укрупненным группам направлений подготовки
(специальностей) в системе ВПО
КОД УГО Наименование УГО 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Итого
080000 Экономика и управление 23 24 22 18 17 17 15 15 151
030000 Гуманитарные науки 12 19 12 11 11 10 8 8 91
020000 Естественные науки 11 16 13 9 12 13 8 6 88
010000 Физико-математические науки 15 17 12 8 9 10 9 6 86
130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 7 7 5 5 6 7 6 6 49
270000 Строительство и архитектура 9 9 3 3 3 5 6 3 41
050000 Образование и педагогика 7 5 5 3 4 4 6 7 41
150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка 5 6 3 3 5 5 5 4 36
230000 Информатика и вычислительная техника 5 5 3 3 5 5 6 4 36
140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 4 6 3 2 4 4 5 6 34
200000 Приборостроение и оптотехника 5 5 2 2 5 5 4 2 30
040000 Социальные науки 5 5 4 3 4 4 2 1 28
240000 Химическая техника и биотехнологии 2 2 2 3 3 3 4 5 24
280000 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды 2 2 2 2 3 3 3 3 24
210000 Электронная техника, радиотехника и связь 4 3 2 3 3 3 2 3 23
260000 Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов 3 3 2 2 3 3 3 3 22
190000 Транспортные средства 2 5 2 2 4 4 2 0 21
250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов 1 2 2 3 3 3 2 0 16
100000 Сфера обслуживания 1 2 2 2 2 2 2 3 16
120000 Геодезия и землеустройство 2 3 2 2 2 2 1 1 15
220000 Автоматика и управление 1 1 0 1 2 2 3 5 15
090000 Информационная безопасность 2 2 2 2 2 2 1 1 14
110000 Сельское и рыбное хозяйство 1 1 1 1 1 1 2 2 10
160000 Авиационная и ракетно-космическая техника 1 1 1 1 1 0 1 0 6
070000 Культура и искусство 1 0 0 0 0 0 1 1 3
060000 Здравоохранение 0 0 0 0 0 0 0 0 0
170000 Оружие и системы вооружения 0 0 0 0 0 0 0 0 0
180000 Морская техника 0 0 0 0 0 0 0 0 0
ИТОГО 131 151 108 94 114 117 107 95 917
ская техника и биотехнологии — 24 олимпиады; 280000 Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды — 24 олимпиады; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь — 23 олимпиады; 260000 Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов — 22 олимпиады; 190000 Транспортные средства — 21 олимпиада; 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов — 16 олимпиад; 100000 Сфера обслуживания — 16 олимпиад; 120000 Геодезия и землеустройство — 15 олимпиад; 220000 Автоматика и управление — 15 олимпиад.
2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
■ г. Москва Иг. Санкт-Петербург
Рис.4. Число олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО, проведенных на базе вузов Москвы и Санкт-Петербурга в 2006—2013годах
61
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
При этом отмечается практически ежегодное проведение данных олимпиад по каждой из рассмотренных укрупненных групп образования. Тем не менее, анализ проведения олимпиад по УГО 100000 Сфера обслуживания показал, что за рассматриваемый период проведено 16 олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО, что в 9 раз меньше числа олимпиад, проведённых в рамках УГО 080000 «Экономика и управление» — 151 олимпиада. Актуальность проведения олимпиад по выявлению талантливой молодежи по направлениям подготовки и специальностям в области сферы обслуживания подтверждается предстоящими крупномасштабными международными мероприятиями в Российской Федерации, такими как XXII Зимние Олимпийские игры и Х! Зимние Паралимпийские игры в городе Сочи, другими мероприятиями.
Число олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО варьируется от 14 до 3 по следующим УГО и составляет: 090000 Информационная безопасность — 14 олимпиад; 110000 Сельское и рыбное хозяйство — 10 олимпиад; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника — 6 олимпиад; 070000 Культура и искусство — 3 олимпиады.
Необходимо также отметить и отрицательную динамику проведения олимпиад всероссийского (третьего) этапа ВСО за рассматриваемый период. Особо отмечается обстоятельство, что за весь период, то есть за восемь лет по таким УГО, как 060000 Здравоохранение, 170000 Оружие и системы вооружения, 180000 Морская техника олимпиады всероссийского (третьего) этапа ВСО, организатором которых является Рособрнаука, не проводились.
Проведенный анализ позволяет отметить, что вузы не проявляют инициативу в организации и проведении мероприятий по выявлению талантливой молодежи. Это можно характеризовать как «отрицательно», так как в настоящее время и президент РФ В.В. Путин, и премьер-министр Д.А. Медведев, и многие другие политические и общественные лидеры акцентируют внимание на модернизации российской экономики, отмечают актуальность повышения уровня здравоохранения в Российской Федерации, сферы услуг, других приоритетных отраслей. При этом достижение эффекта невозможно без квалифицированных специалистов, молодых талантливых работников, за которыми будущее страны.
В этих условиях развитие системы всероссийских студенческих олимпиад следует подчинить задаче, поставленной Президентом РФ В. В. Путиным в Указе о долгосрочной государственной экономической политике11, а именно «создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году». Это требует интенсивного формирования кадрового резерва высококвалифицированных специалистов. Важным механизмом консолидации талантливой и целеустремленной в профессиональном становлении молодежи как базы перспективного государственного кадрового резерва призвана стать система всероссийских студенческих олимпиад, что позволит ее участнику не только продемонстрировать опыт, талант, профессиональные и лидерские качества, но и сформировать портфолио своих личностных успехов и достижений.
Тем не менее, по данным проведенного пилотного социологического исследования (анкетирование 226 респондентов), в 2013 году постоянно участвуют в студенческих мероприятиях и научно-исследовательских работах только 4,2% от общего числа опрошенных студентов и 21,3% студентов — иногда. При этом большинство студентов занимаются научно-исследовательской работой формально или по требованию преподавателей (19,5% опрошенных), и только 2,3% опрошенных респондентов мотивированно совершенствуют профессиональные и социально-личностные компетенции, постоянно занимаются научноисследовательской работой, развивают способности и таланты [2, с. 17].
В настоящее время современное образование находится в центре государственных реформ, направленных на интенсивное развитие и поддержку талантливой молодежи. Миссия государства в сфере выявления и поддержки талантливой молодежи состоит в том, чтобы «создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей, их дальнейшей самореализации в течение всей жизни, независимо от социального положения, места жительства, финансовых возможностей»11 12. Общенациональная система выявления и развития моло-
11 Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
12 Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. Пр-827.
62 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4
Всероссиская студенческая олимпиада как механизм выявления талантливой молодежи
дых талантов формируется на базовых принципах, в основе которых:
• приоритет интересов личности молодого человека, его право на свободу выбора личностной индивидуальной траектории, профессии, безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;
• доступность и открытость;
• индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;
• общественное, профессиональное, межведомственное и сетевое взаимодействие;
• сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов;
• поддержка и стимулирование развития талантов в течение всей жизни.
В связи с этим предлагаются направления по совершенствованию организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад, механизмы реализации которых состоят в следующем:
• развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере выявления и поддержки талантливой молодежи;
• соответствие олимпиад приоритетным направлениям развития экономики Российской Федерации;
• обеспечение социальной доступности участия в олимпиаде для всех участников, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
• привлечение работодателей к организации и проведению олимпиад, сопровождению и профессиональной ориентации студентов, разработке теоретических и практических заданий по тематике олимпиады, к экспертной деятельности;
• повышение мотивации и стимулирования молодежи к участию в студенческих мероприятиях по выявлению талантов;
• развитие на основе социального партнёрства целевой поддержки талантливой молодежи, проявившей выдающиеся способности в олимпиаде, стимулирование их к развитию и совершенствованию лидерских качеств и талантов;
• дальнейшее трудоустройство лиц, проявивших выдающиеся способности в олимпиаде, в профессиональной сфере с учетом профильной направленности подготовки;
• информационное сопровождение процессов организации и проведения олимпиад: интернет-портал ВСО, система регистрации участников, реестр победителей и призеров;
• привлечение к разработке заданий олимпиад представителей академической общественности и работодателей с учетом профильной направленности ВСО и методик оценки их выполнения;
• в мониторинг по основным направлениям деятельности вуза включить показатель, характеризующий «Сведения о проведении олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи». Кроме того, в целях совершенствования
организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад предлагаются следующие мероприятия.
1. Создать на сайте «Всероссийские студенческие олимпиады» раздел «Молодые специалисты и работодатели: дискуссия поколений», что позволит победителям, призерам и всем участникам ВСО обмениваться мнениями об олимпиаде, размещать портфолио, осуществлять взаимодействие с представителями работодателей, выбирать из представленных вакансий работу.
2. Проводить более масштабную информационно-рекламную деятельность по популяризации ВСО среди молодежи. На всех сайтах вузов, в научных журналах размещать информацию о проведении Всероссийских студенческих олимпиад.
3. Развивать программы, направленные на повышение мотивации и стимулов профессорско-преподавательского состава вуза к научной и творческой работе со студентами, выявлению и развитию их талантов.
4. Образовательным организациям в системе высшего образования активизировать проведение Всероссийских студенческих олимпиад по следующим укрупненным группам: 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов; 100000 Сфера обслуживания; 090000 Информационная безопасность; 070000 Культура и искусство; 060000 Здравоохранение; 170000 Оружие и системы вооружения; 180000 Морская техника, другим УГО.
5. Проводить ежегодный социологический мониторинг среди студентов, победивших или ставших призерами ВСО; выявлять направления их дальнейшего творческого пути с учетом интересов и потребностей. Представленные таким образом направления реализации механизмов по совершенствованию организации и проведения Всероссийских студенческих олимпиад будут способствовать
63
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
выявлению и поддержке талантливой молоде- I ведущие позиции как в экономике и политике,
жи, большая часть которой со временем займет I так и в социальной, духовной сферах общества.
Литература:
1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Егорова А.Б. Роль Всероссийских студенческих олимпиад в адаптации обучающихся к профессиональной деятельности // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. № 2, 2013. С. 3—9.
2. Варламова А.В. Научно-исследовательская работа студентов в вузах: проблемы и факторы активизации // Сборник статей студенческого научного общества № 2, 2011, Часть 1, Москва, 2012. С.17—23.
3. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации иКЬ:ййр://минобрнауки.рф/ (дата обращения 25.06.13 г.).
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 25.06.13 г.).
5. Павленок П.Д., Савинов Л.И., Журавлев Г. Т. Социология: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2011. 736 с.
6. ЧупровВ.И., ЗубокЮ.А М. Социология молодежи: Учебник. Норма: ИНФРА-М., 2011. 335 с.
7. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социологические исследования. 2008. № 7.
ALL RUSSIAN STUDENTS’ CONTESTS AS A MECHANISM FOR IDENTIFYING TALENTED YOUNG PEOPLE
Tatiana N. Ananyeva, Ph.D, Professor, Vice-Chancellor, Deputy Chairman of the Association for Education in the service and tourism, [email protected],
Galina I. Ilyuhina, head of educational and methodical center of educational and methodical Association for Education in service and tourism, [email protected],
Anna V. Varlamova, a post graduate of the department of philosophy and social sciences and the humanities, [email protected]
Olga V. Kobeleva, academic Secretary of the Academic Council, Ph.D. (Psychology), [email protected], The Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article deals with the priorities of the national project «Education», where the main focus is the development and improvement of the environment to identify and support talented youth. Given the fundamental regulations of the organization and conduct of national student competitions (VSO) in the Russian Federation. The analysis and justification of the events of the second and third phases of the VSO, conducted on the basis of higher education institutions in the period from 2006 to 2013. The directions for improving the organization and conduct of national student competition.
Keywords: National Students’contest, the young, talented youth, the mechanismfor identifying and supporting talented youth, the directions to improve the organization and conduct of the National Students ’ contest
References
1. Anan’eva T.N., Iljuhina G.I., Egorova A.B. Rol’ Vserossijskih studencheskih olimpiad v adaptacii obuchajushhihsja k professional’noj dejatel’nosti // Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa. [The role ofthe national student competition in the adaptation of students to the profession. The bulletin ofthe Association of Universities for Tourism and Service]. Number 2, 2013, P. 3-9.
2. Varlamova A. V. Nauchno-issledovatel’skaja rabota studentov v vuzah: problemy i faktory aktivizacii // Sbornik statej studencheskogo nauchnogo obshhestva [The research work of students in higher education: problems and factors activate. The collection of scientific papers of the student community]. № 2. 2011. Part 1, Moscow, 2012. P. 17-23.
3. Oficial’nyj sajt Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii URL:http://minobrnauki.rf/ (data obrashhenija 25.06.13) [The official website of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation] URL: http://minobrnauki.rf/ (Accessed June 25, 2013).
4. Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru/ [The official site of the Federal Service of State Statistics]. URL: http://www.gks.ru/ (Accessed June 25, 2013).
64 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / №4
Применение реляционных баз данных в управлении сайтом образовательного учреждения
5. Pavlenok P.D., Savinov L.I., Zhuravlev G.T. Sociologija: Uchebnoe posobie 3-e izd. [Sociology: Study Guide. 3rd ed.] Moscow: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and K°», 2011, 736 p.
6. V.I. Chuprov, Ju.A. Zubok, Sociologija molodezhi: uchebnik [Sociology ofYouth: a textbook], M.: Norm: INFRA-M, 2011. 335 p.
7. Chuprov V.I., Zubok Ju.A. Stanovlenie i razvitie otechestvennoj sociologii molodezhi // Sociologicheskie issledovanija. [Formation and development of the sociology of youth. Sociological Research.]. 2008. № 7.
УДК 004.657 DOI 10.12737/1837
I ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛЯЦИОННЫХ БАЗ ДАННЫХ В УПРАВЛЕНИИ САЙТОМ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ1
Горбов Леонид Сергеевич, главный инженер, ЗАО «Сбертех»,
Новикова Наталия Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор, проректор по учебной работе, [email protected],
Погодин Александр Викторович, кандидат технических наук, доцент,
Щиканов Алексей Юрьевич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой,
ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
В работе рассмотрены основные требования по размещению и обновлению информации на официальном сайте образовательного учреждения в информационно-коммуникационном пространстве, которые являются входными параметрами при проектировании структуры и функциональных возможностей сайта. Проведен анализ входных параметров на примерах действующих сайтов вузов. Определены структурные и функциональные параметры, необходимые для снижения нагрузки на администратора сайта, и приведен пример работы сайта образовательного учреждения ФГБОУ ВПО «РГУТиС».
Ключевые слова: сайт учебного заведения, портал, информация, информационные базы данных, облачные web-технологии
Сайт является одной из главных представительских и информационных структур образовательного учреждения и инструментом решения ряда учебных, методических, научных задач, связанных с реализацией программ и направлений подготовки по современным образовательным стандартам.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2010 года № 293 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» к задачам образовательного учреждения относится разработка, создание и ведение официального сайта образовательного учреждения. С 1 января 2011 года присутствие
1 Работа выполнена в рамках научного проекта № 8 5851.2011.
в сети Интернет официального сайта высшего учебного заведения является обязательным.
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2012 года № 343 утверждены Правила размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении [1], которые скорректированы Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» [2].
Рассмотрим основные требования к сайту образовательного учреждения [2].
Образовательное учреждение публикует на своем сайте информацию:
• о профессорско-преподавательском составе, в котором указываются квалификационные характеристики, повышение
65