ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378:338.46
РОЛЬ ВСЕРОССИЙСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ ОЛИМПИАД В АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ананьева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, проректор, заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected], Илюхина Галина Ивановна, начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected],
Егорова Алла Борисовна, главный специалист УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
The article’s main objective is to tell about the directions of quality improvement of professional experts training, their adaptation to the professional sphere while participating in the All-Russian student’s Olympiades. The article analyses the events of the All-Russian student’s Olympiads that took place in 2006—2012. The youth role in development of student’s Olympiad movement in the Russian Federation is defined.
В статье рассматриваются основные направления повышения качества подготовки профессиональных специалистов, адаптации их к профессиональной сфере при участии во Всероссийских студенческих олимпиадах. Проведен анализ мероприятий Всероссийских студенческих олимпиад за 2006—2012 годы. Определена роль молодежи в развитии студенческого олимпиадного движения в Российской Федерации.
Keywords: The All-Russian student’s Olimpiads, youth policy, student’s Olympiad movement, improvement of quality of professional experts training in higher education system, adaptation of participants of the Olympiads to the professional sphere, the winner, prize-winners
Ключевые слова: Всероссийские студенческие олимпиады, ВСО, молодежная политика, студенческое олимпиадное движение, повышение качества подготовки профессиональных специалистов в системе высшего профессионального образования, адаптация участников олимпиад к профессиональной сфере, победитель, призеры
Современное образование находится в центре государственных реформ, направленных на интенсивное развитие экономики страны на основе научно-технического потенциала, состояние которого определяет наличие профессиональных специалистов. Состояние и перспективы социально-экономического развития устанавливают конкретные требования к подготовке трудовых ресурсов, отвечающих тенденциям инновационных процессов и технологий. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» в целях достижения к 2020 году технологического лидерства российской экономики
определены меры, направленные на повышение темпов экономического роста и создание высокопроизводительных рабочих мест.
В этих условиях кадровый потенциал рассматривается как главный ресурс интенсивного социально-экономического развития страны. Наиболее значимыми становятся опыт практической работы и профессиональные качества специалистов. Системе образования как в содержательной части, так и в части организационных форм со стороны государства отводится ведущая роль в достижении положительной динамики преобразований общества. По данным Росстата индекс физического объема услуг в системе образования в 2012 году
3
ОБРАЗОВАНИЕ
в процентах к предыдущему году составляет 100,5%, что на 5,4% выше в сравнении со значением предыдущего года [9].
Тем не менее, в последнее время наблюдаются проблемы во взаимодействии образовательных учреждений при подготовке высококвалифицированных специалистов в системе профессионального образования и работодателей как потребителей кадров на рынке труда. По оценкам работодателей, уровень под-
готовленности выпускников и освоения ими компетенций, необходимых для выполнения профессиональных функций, не отвечают квалификационным требованиям, создавая тем самым дисбаланс в системе трудовых отношений и рынка труда. Основные признаки дисбаланса трудовых отношений работодателей и выпускников образовательных учреждений на рынке труда, их характерные особенности рассматриваются в таблице 1.
Основные признаки дисбаланса трудовых отношений на рынке труда
Таблица 1
Признаки дисбаланса Характеристики дисбаланса трудовых отношений работодателей и выпускников образовательных учреждений на рынке труда
Несбалансированность требований работодателей и выпускников образовательных учреждений Несоответствие качества подготовки выпускников образовательных учреждений по осваиваемым образовательным программам требованиям работодателей
Низкий уровень у выпускников практических навыков и умений, обеспечивающих компетенции для конкретной профессиональной деятельности с учетом квалификации, уровня и профиля образовательной программы
Чрезмерная академичность образовательных программ, что приводит к сокращению трудоемкости практик
Существующие образовательные программы не отвечают реальным приоритетным направлениям социально-экономического развития страны
Недостаточное количество учебно-методических изданий по профилю образовательной программы
Несоответствие материально-технической базы требованиям государственных образовательных стандартов и профилю подготовки
Рассмотренные признаки дисбаланса трудовых отношений на рынке труда показывают, что в процессе обучения студент не в полной мере осваивает знания, умения, практические навыки, компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности. В этом случае студенческие олимпиады позволяют обучающимся не только закрепить, но и продемонстрировать практические навыки в профессиональной сфере, выявить таланты и в дальнейшем создать условия для их эффективного развития. Основополагающим фактором являются задания олимпиад, включающие не только теоретические, но и практические вопросы, соответствующие профилю образовательной программы. Ведущим элементом на рынке труда в современных усло-
виях является компетентный специалист, способный адаптироваться в профессиональной сфере [5].
Существенно возрастает роль работодателей в непосредственном участии при формировании и реализации образовательных программ, оценке качества уровня усвоения знаний, практических навыков, компетенций выпускников. Основные требования, предъявляемые к выпускникам со стороны работодателей, рассматриваются в таблице 2.
Приобретает весомое значение принцип единства образования, науки, творческой и практической деятельности, направленный на реализацию актуальных вопросов подготовки профессиональных специалистов, адекватных требованиям работодателей, рынка
Таблица2
Основные требования, предъявляемые к выпускникам со стороны работодателей
Основные требования, предъявляемые работодателями к выпускникам
1. Толерантность, восприятие многообразия культур и национальных традиций, соблюдение кодекса предприятия
2. Активное участие профессиональных специалистов в совершенствовании деятельности предприятия, развитии общества
3. Ответственность при выполнении профессиональных задач, принятие решений их оптимизации
4. Г отовность развивать и совершенствовать профессиональные компетенции в течение всей жизни и профессиональной деятельности
5. Владение инновационными технологиями при выполнении профессиональных функций
6. Стремление к профессиональному совершенствованию, карьерному росту
4
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Роль Всероссийских студенческих олимпиад в адаптации обучающихся...
труда, приоритетным направлениям социально — экономического и научно-технического комплекса страны [5]. Для достижения эффективных результатов Правительством Россий-
ской Федерации утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], основные положения которой представлены в таблице 3.
Таблица 3
Основные положения стратегии инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 года
Основные положения стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
1. Максимальное сближение образовательных учреждений и представителей работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных специалистов, востребованных в реальном секторе экономики
2. Совместимость профессиональных и образовательных стандартов, регламентирующих требования к подготовке кадров, востребованных в реальном секторе экономики
3. Развитие социальных процессов взаимодействия представителей образовательных учреждений и работодателей, заинтересованных в подготовке компетентных специалистов для реальных секторов экономики
4. Подготовка компетентных специалистов, обеспечивающих их конкурентоспособность в реальном секторе экономики
5. Адаптация компетентных специалистов на рынке труда
Достичь этого возможно в результате широкого использования различных образовательных технологий, в том числе участие студентов в мероприятиях Всероссийских студенческих олимпиад, роль которых заключается в развитии профессионального мастерства и адаптации студентов к выбранной сфере профессиональной деятельности.
Всероссийские студенческие олимпиады призваны способствовать повышению профессиональных качеств в интересах развития личности и ее творческих способностей, обеспечению межвузовской мобильности студентов, поддержке талантливой молодежи. Приказом Минобрнауки России от 26 октября 2012 года № 869 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 году» утвержден Перечень олимпиад, участие в которых позволяет обучающимся продемонстрировать профессиональные качества. В него включены:
• Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся НПО;
• Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся СПО;
• Всероссийская олимпиада студентов образовательных учреждений ВПО (Всероссийская студенческая олимпиада). Победителям и призерам олимпиад вручаются премии [3].
В целом в соответствии с концепцией молодежной политики в Российской Федерации
мероприятия студенческого олимпиадного движения направлены на интенсивное развитие социальных сетей поддержки молодежных инициатив и стимулирование творческой активности. При этом они тесно интегрированы как на институциональном уровне, так и на уровне человеческих контактов в системе социального взаимодействия элементов: мероприятие, среда общения, регион, образовательное учреждение и др. В целом мероприятия студенческого олимпиадного движения предполагают возможные варианты проведения различных по тематике, форме и содержанию конкурсов фестивалей и т. п. и направлены на мобильное вовлечение молодежи в процесс интенсивного развития страны посредством раскрытия талантов и потенциала личности, дальнейшего их позиционирования и продвижения в течение всей жизни.
Цель проведения ВСО — выявление качества профессиональной подготовки специалистов, совершенствование их мастерства, закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе обучения, стимулирование творческого роста талантливой молодежи.
В основе достижения цели ВСО предусматривается повышение интереса студентов к избранной профессиональной деятельности, выявление одаренной молодежи на основе оценки уровня их профессионального мастерства и компетенций, которые в дальнейшем будут активно реализованы в избранной сфере деятельности.
5
ОБРАЗОВАНИЕ
Основными задачами ВСО являются:
• повышение интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности и ее социальной значимости, анализу и проектированию своей образовательной траектории;
• расширение спектра компетенций в рамках осваиваемой образовательной программы, совершенствование навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления;
• предоставление возможности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
• контроль и оценка подготовленности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной и трудовой деятельности;
• выявление талантливой молодежи и их способностей к системному действию в профессиональной сфере.
В последние годы студенческое олимпиад-ное движение охватывает все большее число молодежи. За 2006—2012 годы в системе высшего профессионального образования проведено 487 мероприятий второго этапа ВСО, к которым относятся конкурсы выпускных квалификационных работ (ВКР), и 822 мероприятия всероссийского (третьего) этапа ВСО. Сведения о результатах проведения мероприятий второго и всероссийского (третьего) этапов ВСО в системе высшего профессионального образования за 2006—2012 годы (по данным отчетов о проведении олимпиад на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования за 2006—2012 годы) представлены в таблице 41.
Динамика проведенных мероприятий второго и всероссийского (третьего) этапов ВСО в системе высшего профессионального обра-
Таблица 4
Сведения о результатах проведения мероприятий второго и всероссийского (третьего) этапов ВСО в системе высшего профессионального образования за 2006—2012 годы
Год Мероприятия II и III этапа ВСО
Всего Конкурс ВКР (II этап ВСО) Олимпиады (III этап ВСО)
1. 2006 214 83 131
2. 2007 246 95 151
3. 2008 179 71 108
4. 2009 153 59 94
5. 2010 182 68 114
6. 2011 176 59 117
7. 2012 159 52 107
Итого 1 309 487 822
зования за 2006—2012 годы представлена в виде диаграммы на рис. 1.
В целом за 2006—2012 годы образовательными учреждениями высшего профессионального образования были организованы и проведены 822 олимпиады всероссийского (третьего) этапа ВСО. Число призеров и победителей всероссийского (третьего) этапа ВСО за 2006—2012 годы составило 2 466 человек, в том числе 822 человек — победителей, 1 644 человек —
1 Данные отчетов о проведении олимпиад на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования за 2006—2012 годы. Представлены Российским государственным университетом туризма и сервиса -- участником рабочей группы ВСО.
160140-' 120 100 80 60 40 20 0
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
□ 2 этап
□ 3 этап
Рис. 1. Динамика проведенных мероприятий второго и всероссийского (третьего) этапов ВСО в системе высшего профессионального образования за 2006—2012 годы
6
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Роль Всероссийских студенческих олимпиад в адаптации обучающихся...
призеров (по данным отчетов о проведении олимпиад на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования за 2006—2012 годы) представлены в таблице 52.
Динамика изменения численности призеров и победителей всероссийского (третьего) этапа ВСО за 2006—2012 годы представлена в виде диаграммы на рис. 2.
Таблица 5
Число призеров и победителей всероссийского (третьего) этапа ВСО за 2006—2012 годы
Год Число призеров и победителей всероссийского (третьего этапа ВСО, человек
Всего Призеров Победителей
2006 393 262 131
2007 453 302 151
2008 324 216 108
2009 282 188 94
2010 342 228 114
2011 351 234 117
2012 321 214 107
Итого: 4 466 1 644 822
□ победители Д призеры
Рис. 2. Динамика изменения численности призеров и победителей всероссийского (третьего) этапа ВСО за 2006—2012 годы
Опыт Российского государственного университета туризма и сервиса по организации и проведению мероприятий по выявлению творческих способностей студентов и оценивания итогов третьего (всероссийского) этапа ВСО позволяет более оперативно осуществлять взаимодействие с представителями образовательных учреждений и координировать их деятельность по совершенствованию студенческого олимпиадного движения в Российской Федерации. На выбор будущего студента участия в конкретной олимпиаде оказывают влияние мотивация обучающихся к профессиональной деятельности, материальные и духовные потребности, стимулы к труду, сам труд и в последующем трудовая деятельность. Значение мотивации трудовой деятельности состоит в адаптации обучающихся к быстро меняющимся потребностям общества. Кроме того, поведение обучающихся подвержено многим факторам, в том числе:
• психологические;
• социологические;
• экономические;
• влияние социальных групп;
• потребности в образовании;
• политика макросреды образования;
• состояние микросреды образовательного учреждения;
2 Данные отчетов о проведении олимпиад на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования за 2006—2012 годы. Представлены Российским государственным университетом туризма и сервиса -- участником рабочей группы ВСО.
• критерии оценки качества компетенций;
• экономическое состояние и конкуренция;
• методы продвижения образовательных услуг;
• требования рынка труда, экономики, работодателей;
• мотивация обучающихся к трудовой деятельности;
• стимулы к труду.
По определению проф. А.П. Егоршина [7], мотивы (франц. motif, от лат. moveo — двигаю) — «побудительные причины поведения и действия индивида, возникающие под влиянием его потребностей, интересов и стимулов, представляют собой образ желаемого блага, которое удовлетворяет потребности при условии, что будут выполнены определенные трудовые действия» (труд).
Структура мотивов трудового действия может быть представлена в виде трех основных компонентов:
7
ОБРАЗОВАНИЕ
• осознание потребностей, интересов и стимулов, удовлетворение которых возможно посредством труда;
• представление о тех благах, которые можно получить в качестве вознаграждения за труд;
• формирование процесса, посредством которого осуществляется взаимосвязь между потребностями и конечными благами, которые удовлетворяют потребности индивидов. Следовательно, мотивация проявляется
как процесс побуждения индивида к труду (тру-
довой деятельности) для достижения целей. Исходя из этого, основными компонентами мотивации трудовой деятельности можно определить: развитие личности (трудовых ресурсов), теории мотивации, материальные и духовные потребности, стимулы к труду, а также сам труд и трудовую деятельность. Характеристики основных компонентов мотивации трудовой деятельности представлены в таблице 6.
Взаимосвязь рассмотренных компонентов мотивации трудовой деятельности позволяет рассмотреть мотивированный процесс социаль-
Таблица 6
Характеристики основных компонентов мотивации трудовой деятельности
Компонент мотивации Характеристики основных компонентов мотивации трудовой деятельности
Развитие личности Роль человека в обществе. Концепция личности индивида. Развитие личности на основе мотивации к будущей профессиональной деятельности.
Теории мотивации Мотивы, стимулы, потребности, мотивации. Социально-экономические исследования мотивации индивида. Адаптация индивида к будущей профессиональной деятельности.
Потребности Иерархия и виды потребностей. Иерархию уровней потребностей по А. Маслоу можно представить следующим образом: физиологические ^ безопасности и защищенности ^ социальные ^ уважение и признание^-самовыражение. Виды потребностей можно представить следующим образом: материальные (необходимы для поддержания жизнедеятельности организма); духовные (выражаются в самовыражении индивида через стремление к совершенству). Удовлетворение потребностей обеспечивает стремление к совершенствованию и саморазвитию, достижение благ и качества жизни, психологическую адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
Стимулы к труду Побуждение к действию, причины мотивации в процессе труда. Формы стимулов: принуждение; материальное поощрение; моральное поощрение; самоутверждение.
Трудовая деятельность Труд как экономическая и социальная категории. Мотивация трудовой деятельности. Трудовой потенциал. Потребности в труде. Трудовая деятельность. Рынок труда. Потребности рынка труда. Стремление к профессиональному (карьерному) росту. Повышение качества жизни.
ной адаптации индивида в профессиональной сфере во взаимосвязи отдельных факторов «обучение —> труд —> стимул —> адаптация к профессиональной деятельности —> трудоустройство —> профессиональный рост —> качество жизни».
Роль ВСО в адаптации обучающихся в профессиональной сфере рассматривается в двух аспектах социальной роли: ролевого ожидания и на его основе ролевого исполнения [8]. При оценке адаптации обучающихся в профессиональной сфере как результата их участия в студенческой олимпиаде предлагается различать следующие основополагающие элементы:
• формирование процессов олимпиады и норм поведения, соответствующих тематике ВСО и выполняемой роли адаптации в профессиональной сфере;
• предписание регламентов проведения олимпиады и оценки адаптации участника ВСО в профессиональной сфере;
• установление санкций и процедур контроля процессов олимпиады и адаптации участников в профессиональной сфере в соответствии с тематикой и регламентами ВСО;
• масштабное распространение информации об олимпиаде посредством средств массовой информации и коммуникации;
• выполнение заданий олимпиады, позволяющих участникам продемонстрировать профессиональные качества и компетенции в соответствии с тематикой и номинациями мероприятий ВСО;
• оценка результатов выполнения заданий олимпиады, адаптации участника ВСО в профессиональной сфере в соответствии с тематикой и регламентами ВСО по установленным критериям;
• выявление способностей молодежи, адаптация их в профессиональной сфере;
• установление победителей и призеров олимпиады;
• стимулирование победителей и призеров олимпиады, поощрение их для участия в других мероприятиях, способствующих адаптации участника ВСО в профессиональной сфере.
Актуальность участия обучающихся во всероссийских студенческих олимпиадах состоит
8
научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2
Роль Всероссийских студенческих олимпиад в адаптации обучающихся...
Студенческая олимпиада
Стимулы Мотивация трудовой деятельности Трудовое поведение Адаптация в профессиональной сфере
Победитель Интересы Знания Демонстрация профессиональных качеств
Призеры Мотивы Практические навыки Выполнение функционально-технологических процессов
Награждение Потребности Компетенции Выполнение заданий
Рис. 3. Система адаптации обучающихся в профессиональной сфере в процессе участия в студенческих олимпиадах
в развитии элементов трудового поведения [8] в профессиональной сфере в период подготовки и проведения олимпиад. В данном случае трудовое поведение независимо от форм, средств, результатов участия в мероприятиях олимпиады характеризуется набором заданий и функционально-технологических процессов, отражающих специфику и тематику мероприятия и позволяющих выявить и оценить профессиональные способности индивида, уровень его компетентности. Компетентность и профессиональную адаптацию участника олимпиады в профессиональной сфере можно оценить по следующим параметрам: стимул, потребности, интересы к участию в олимпиаде; предметно-целевая компетентность; профессиональная мотивация и направления трудового поведения; методы и средства достижения конкретных результатов; готовность и умение выполнить задания и функционально-технологические процессы, продемонстрировать профессиональные качества, стать победителем.
Система адаптации обучающихся в профессиональной сфере в процессе участия в студенческих олимпиадах в виде схемы представлена на рис. 3.
В целом роль ВСО состоит в выявлении талантливой молодежи на основе оценки профессиональных качеств участников, установлении победителя и призеров. Участие в олимпиаде предоставляет обучающимся возможность продемонстрировать уровень компетенций по осваиваемой образовательной программе, совершенствовать навыки при решении задач в области профессиональной сферы. Одновременно участие в олимпиаде позволяет обучающимся систематизировать и развить творческое мышление, стимулирует интерес обучающихся к профессиональному росту.
Эффективность мероприятий ВСО можно рассматривать с точки зрения следующих аспектов:
• количество олимпиад и численность участников, число призеров и победителей;
• развитие механизмов выявления и поддержки талантливой молодежи, стимулирование участия молодежи в студенческом олимпиадном движении;
• адаптация обучающихся в профессиональной сфере в соответствии с направлением подготовки и приоритетами экономического развития Российской Федерации.
Литература
1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 869 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 году».
5. Ананьева Т.Н., Федулин А.А, и др. Стратегия и структура подготовки кадров для сферы обслуживания — взгляд работодателей // Сервис plus. 2008. № 3. С. 101—102.
6. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И. Определение характеристик подготовки компетентных кадров в условиях введения уровневого образования // Образование в высшей школе: современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития: Сборник научных статей Международной научно-методической интернет-конференции, посвященной 40-летию УГАЭС, 26 декабря 2011 года. Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2011. С. 10—15.
7. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина. Н. Новгород: НИМБ, 2001. 624 с.
8. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебник / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р.Г. Мумлад-зе; Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2009. 328 с.
9. Россия в цифрах. 2012. Крат. стат. Сборник / Росстат. М., 2012.
10. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Маркетинг, 2002. С. 69.
9