Научная статья на тему 'Олимпиадное движение на базе вуза: поиск и раскрытие талантов'

Олимпиадное движение на базе вуза: поиск и раскрытие талантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1230
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДЫ / ТАЛАНТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ / CAD/CAE/CAM/PDM-СИСТЕМЫ / SCHOOL AND STUDENTS CONTESTS / TALENTED YOUTH / COOPERATION BETWEEN EDUCATIONAND INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамец Сергей Парфирьевич, Князева Марьяна Сергеевна

На примере организации школьных и студенческих олимпиад в Омском государственном техническом университете описаны методы работы с талантливой молодежью и формы взаимодействия на этой основе сотрудников системы высшего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, проектных и промышленных предприятий и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School and students contest movement for talent reveal

The article describes the experience of Omsk State Technical University in organization of school and students contests for revealing the talented youth. The all-Russian, regional and university contests should be viewed as an effective instrument to enroll motivated entrants. These competitions also enable to organize the interaction between the university staff, school teaching personnel, and industrial enterprises and business organizations.

Текст научной работы на тему «Олимпиадное движение на базе вуза: поиск и раскрытие талантов»

ветом СССР за доблестный труд был удостоен медали, а в марте того же года Наркомом тяжелого машиностроения за успешное руководство институтом -знаком Отличника.

Умер в 1968 г.8

Н.М.Безбородов,

С.А. Енгалычев, Л.В.

Зак... Эти люди были разными, и по-разному сложились их судьбы. Но они своими усилиями сумели заложить фундамент высшего технического образования в г. Омске, став основателями ОМСИ - ОмПИ - ОмГТУ, то

есть нынешнего «Омского политеха». С юбилеем Вас, дорогие ветераны, преподаватели, студенты!

POLKANOV V. BORN BY THE WAR

The article traces the history of Omsk State Technical University on the basis of archival documents. The ancestor of Omsk machine-building institute (further Omsk Polytechnical Institute, Omsk State Technical University) was Voroshilovgrad (Lugansk) evening machine-building institute, which was relocated from Ukraine to Omsk at the beginning of the Great Patriotic War. The article draws attention to the biographies of the first professors who became the backbone of the further teaching staff of Omsk State Machine-building Institute.

Key words Voroshilovgrad (Lugansk) evening machine-building institute, date of foundation, Omsk Machine-building Institute, Omsk Polytechnical Institute, Omsk State Technical university, Bezborodov N.M., Engalychev S.A., Zak L.V.

^ гг uta А,™ а Олимпиадное движение

С.П. ШАМЕЦ, канд. техн. наук,

помощник проректора на базе вуза: поиск и

М.С. КНЯЗЕВА, специалист раскрытие талантов

На примере организации школьных и студенческих олимпиад в Омском государственном техническом университете описаны методы работы с талантливой молодежью и формы взаимодействия на этой основе сотрудников системы высшего профессионального образования, общеобразовательных учреждений, проектных и промышленных предприятий и организаций.

Ключевые слова: олимпиады, талантливая молодежь, сотрудничество образования и промышленности, CAD/CAE/CAM/PDM-системы.

Омский государственный технический тельность по выявлению талантливых уча-университет ведет разностороннюю дея- щихся, проведению с ними профориента-

ционной работы и привлечению абитуриентов в вуз [1]. Это и методическая поддержка учителей образовательных учреждений, и расширение спектра работы кружков, и подготовка к ЕГЭ, и профдиагности-ка, и организация олимпиад школьников. На сайте университета (www.omgtu.ru) в разделе «Абитуриентам» подробно освещена работа по этим направлениям.

Далее речь пойдет об участии ОмГТУ в подготовке школьных олимпиад, которые проводятся с участием центра информационных технологий университета (www.cit.omgtu.ru) в соответствии с ежегодно утверждаемым планом.

Политехническая олимпиада

Политехническая олимпиада 2011/ 2012 учебного года для школьников проводилась по информатике и программированию. Учащиеся 5—8-х классов выполняли задания в «бумажном» виде, старшеклассники соревновались со студентами 1го курса вузов и колледжей на компьютерах. Задания политехнической олимпиады по информатике (См.: http://cit.omgtu.ru/ ) разрабатывались учителями-методиста-ми системы общего образования, а по программированию - сотрудниками кафедры «Автоматизированные системы обработки информации и управления » ОмГТУ (http:// olymp.acouy.ru/).

В соответствии с Положениями об олимпиадах победители и призеры политехнической олимпиады награждены дипломами оргкомитета, а участники олимпиады по программированию представлены к награждению дипломами Министерства образования Омской области.

Олимпиады Министерства образования и науки РФ

На федеральном уровне олимпиады школьников курируют Министерство образования и науки РФ (mon.gov.ru) и Российский Союз ректоров (http://rsr-olymp.ru/).

По первому списку ОмГТУ участвует в проведении муниципального (городского) и регионального туров Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Основы безопасности и жизнедеятельности » и «Информатика». Региональный этап олимпиады проводится с 10 января по 10 февраля в сроки, установленные Минобрнауки РФ. Каждая предметная олимпиада включает два тура - теоретический и практический.

Характерно, что в олимпиаде по информатике традиционно больше участвует городских школьников, а в олимпиаде по ОБЖ - школьников из районов Омской области. В частности, в 2011/ 2012 учебном году по информатике соответственно 63% и 37%, по ОБЖ - 82% и 18%. По итогам регионального тура победители проходят на всероссийский этап олимпиады.

Олимпиады Российского Союза ректоров

В 2011/2012 учебном году ОмГТУ заключил соглашения о проведении на своей базе двух олимпиад - Сибирского федерального округа «Будущее Сибири» по физике с Новосибирским государственным

Сводная диаграмма, прошедших на 2 -ой этап

а. 300 0> С I250 1 200 Ё 150 5 “ 100 с 2 50 В Р 0 § □ И 0/1 импиады по Омской площадке

Омская область Казахстан 1 (ОВОКуЗИСЦК Муравленко

■ Ряд1 гад 223 3 4

Рис. 1. Победители и призеры олимпиады «Будущее Сибири»

техническим университетом и «Шаг в будущее » -по математике с МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Олимпиада школьников «Будущее Сибири» [2] по физике проводилась в два этапа: декабрь 2011 г. и март 2012; география проведения этих этапов существенно различна. Отборочный этап олимпиады проходил на базе ОмГТУ и 223 школ-партнеров г. Омска и Омской области. В олимпиаде СФО также принимали участие школьники из городов Республики Казахстан по согласованию с органами управления образованием. На втором этапе число площадок было значительно меньшим. Данная олимпиада входит в перечень дающих право на льготное поступление в вузы, поэтому мотивация ее участников весьма высока (1304 человека участвовали в первом этапе, 303 человека прошли на второй этап). Отмечен большой интерес к олимпиаде школьников из Республики Казахстан, причем процент победителей и призеров там составил 80% от общего числа участников (рис. 1). По итогам открытой межвузовской олимпиады школьников СФО «Будущее Сибири»по «омской площадке» 59 школьников стали победителями и призерами, получив возможность поступления в ОмГТУ без вступительных испытаний на технические направления и специальности подготовки.

В 2012 г. открытая межвузовская олимпиада школьников «Шаг в будущее» по математике была впервые проведена и на базе ОмГТУ [3]. Данная олимпиада проходила также в два этапа: 15 января 2012 г. - отборочный этап; 17 марта 2012 г. - заключительный этап.

Для участия на первом этапе на сайте ЦИТ было зарегистрировано 279 человек, фактически приняли участие 166 школьников. Ко второму этапу были допущены победители и призеры - 39 человек. Для осуществления контроля за педагогической,

организационном, техническом и методической деятельностью во время проведения заключительного этапа в ОмГТУ были направлены представители МГТУ им. Н.Э. Баумана.

По итогам второго этапа пять участников олимпиады школьников «Шаг в будущее » по математике 2011/2012 получили дипломы. Они дают право быть зачисленными в ОмГТУ без вступительных испытаний в соответствии с Правилами приема (http://omgtu.ru/ entrant/documents_for_ review/), в другие вузы России - в соответствии с их правилами приема.

ОмГТУ намерен и далее проводить школьные олимпиады с целью поиска «своих» абитуриентов. Зачисленным в ОмГТУ победителям и призерам олимпиад предлагается учеба на факультете элитного образования и магистратуры (http:// www.omgtu.ru/general_information/ faculties/ faculty_of_elite_ education_and_ graduate/ elite_education/), где дается углубленная фундаментальная подготовка, формируются навыки межличностного общения и лидерские качества.

В состав жюри олимпиад школьников входят представители профильных кафедр

вузов и учителя соответствующих предметов общеобразовательных учреждений.

Студенческие олимпиады

Олимпиадное движение как одна из форм организации обучения студентов способствует более глубокому усвоению профессиональных знаний, позволяет эффективно формировать творческие компетенции и готовиться к профессиональной деятельности по разработке и продвижению инновационных проектов в производство.

Уже более 10 лет на базе Омского государственного технического университета проводится 3-й тур Всероссийской студенческой олимпиады по инженерным дисциплинам с использованием информационных технологий [4; 5]. В последние годы это олимпиады - «Геометрическое моделирование», «Инженерный анализ» и «Технологическая подготовка производства». За указанный период в олимпиадах участвовали студенческие команды из различных областей РФ и ближнего зарубежья (рис. 2). Во втором (региональном) туре на базе ОмГТУ, помимо перечисленных, проводятся также олимпиады по программированию и физике.

Рис. 2. География вузов - участников Всероссийской студенческой олимпиады

на территории РФ

Профиль вузов - участников олимпиад

Алтайский аграрный университет

Уральский горный университет

Новосибирский

архитектурно-

строительный

университет

юительный ©

юерситет я

Тюменский ^ нефтегазовый университет \

Кузбасский А технический 4 > университет

политехнический

университет

' Челябинская агроинженерная академия

Комсомольский-на-Амуре технический университет

Башкирский государственный аграрный университет

Сибирский Федеральный университет

■“Сибирский

Р Аэрокосмический университет

» Сыктывкарский лесной институт

Орловский ГТУ

Новосибирский

Украина (Автомобильнодорожный Институт Донецкого Нац. Тех. Университета)

Рис. 3. Профиль вузов - участников олимпиад

Рис. 4. Вузы-победители и призеры олимпиады «Инженерный анализ » и количество их побед за 2003-2011 гг.

Профессиональная направленность кие, аграрные, горные, лесные и т.д. спе-

команд, представлявших вузы на олимпи- циальности (рис. 3). В первые годы прове-

адах, также разнообразна: это техничес- дения олимпиад были опасения, что в свя-

зи с различиями в профессиональной направленности будут проблемы с разработкой унифицированных заданий для участников олимпиад с целью обеспечить им равные условия соревнований. Но эти опасения не оправдались, и большинство участников в целом справлялись с поставленными задачами. Подтверждением тому является статистика победителей и призеров олимпиад (рис. 4). Задания были из разных областей техники, но уже имеющийся у конкурсантов багаж знаний и опыт решения задач в ходе предшествующего их обучения по различным учебным дисциплинам позволили им качественно выполнить задания.

Традиционно работы конкурсантов оценивает жюри олимпиад, в состав которого входят преимущественно руководители и ведущие специалисты соответствующих подразделений предприятий и организаций. Ежегодно составы жюри частично обновляются.

Практика олимпиад показала также, что наиболее успешно выступают участники, которые имели возможность дополнительно работать с информационными технологиями (в фирмах, различных КБ, включая студенческие, активно участвуя в конкурсах, олимпиадах и пр.). Такие участники, как правило, неоднократно становились победителями и призерами олимпиад на базе ОмГТУ. Например, С.Я. Гусев, И.С. Рашев (Сыктывкарский лесной институт), А.С. Яковлев, Я.Н. Яковлева (Красноярский государственный технический университет -Политехнический институт СФУ), А.М. Любых, И.Е. Евдокимов, Н.П. Пушкарев (Омский государственный технический университет), И.Ю. Ракитин, М.В. Дмитрюк (Челябинский государственный агроинже-нерный университет), И.Н. Скобкарев (Алтайский государственный аграрный университет).

За 10 лет проведения третьего тура Всероссийских студенческих олимпиад «Геометрическое моделирование» и «Ин-

женерный анализ» студенты ОмГТУ шесть раз становились победителями и призерами.

В соответствии со статусом олимпиад их победители и призеры в личных номинациях представлялись оргкомитетом для награждения премиями (Указ президента РФ «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»).

В ОмГТУ стало хорошей традицией одновременно с олимпиадами проводить с руководителями команд научно-методический семинар по обмену опытом преподавания инженерных дисциплин. Обучение обычно сопровождается использованием соответствующих CAD/ CAE/ CAM/PDM-систем, дистанционных образовательных технологий, тренажеров и т.п. В частности, в 2012 г. в научном журнале «Омский научный вестник» под рубрикой «Опыт применения информационных технологий в учебном процессе» по материалам семинара опубликована подборка из семи статей [6]. Она может быть полезна широкому кругу преподавателей образовательных учреждений.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

• участие университета в работе по организации и проведению предметных олимпиад школьников является одним из приоритетных профориентационных мероприятий, направленных на привлечение в ОмГТУ мотивированных целеустремленных абитуриентов;

• совместная работа сотрудников университета с представителями системы общего образования по разработке олимпи-адных заданий, методических рекомендаций, а также в составе жюри олимпиад способствует повышению качества подготовки школьников;

• для победителей и призеров подобных «соревнований ума» в ОмГТУ созданы условия дальнейшего развития их талантов - возможность стать участником элитной подготовки.

Литература

1. Шамец С.П. Олимпиады школьников: опыт

ОМГТУ. URL: http://www.relarn.ru/conf/ conf201l/list_tez.pdf

2. Сайт олимпиады школьников СФО «Буду-

щее Сибири». URL: http://olympiada-sfo.nstu.ru

3. Сайт олимпиады школьников «Шаг в буду-

щее» по математике. URL: http://cendop. bmstu.ru/olymp.html.

4. Шамец С.П., Лазариди Н.М., Шанин Д.В.

Первая Всероссийская студенческая олимпиада с использованием программных продуктов НТЦ АПМ // САПР и графика. 2003. № 12. С. 38-41.

5. Шамец С.П. Студенческие олимпиады по

инженерным дисциплинам. - CAD/ CAM/ CAE // Observer. 2011.№ 3(63). С. 81-83.

6. Омский научный вестник. 2012. №2 (11).

С. 278-303/ URL: www.omgtu.ru/ general.../ 278-303.pdf

KNYAZEVA M., SHAMETS S. SCHOOL AND STUDENTS CONTEST MOVEMENT FOR TALENT REVEAL

The article describes the experience of Omsk State Technical University in organization of school and students contests for revealing the talented youth. The all-Russian, regional and university contests should be viewed as an effective instrument to enroll motivated entrants. These competitions also enable to organize the interaction between the university staff, school teaching personnel, and industrial enterprises and business organizations.

Key words: school and students contests, talented youth, cooperation between education and industry.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.